Это книга Ноты открытий. Сборник
статей по открывательству за 1997-2003 года. Томск, Универсум, 84 с.
Тот, кто ещё не заказал, может сделать
это, написав издателю Филичеву Сергею, преподавателю ТРИЗ в Томском
университете coba77@mail.ru
Можно заказывать и оптом. Оптовым
покупателям - скидки. Детальную информацию запрашивайте у Сергея.
Можно приобрести и у меня в
Санкт-Петербурге. Но у меня не очень много авторских экземпляров - около сотни.
Поэтому я буду продавать или дорого, или дарить знакомым.
Содержание
Показано
объединение приёмов Митрофанова с
подходами, предлагаемыми в рамках Теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ) и
других методологий, а также с собственными
разработками.
Книга
состоит из трёх частей.
·В первой части приведены вводные
статьи, по которым читатель получит общее
представление о методе.
·Во второй части описана разработка
конкретных приёмов: диссимметрия,
противоположный эксперимент и ложный
противоположный эксперимент, «переступить
пределы», морфологический ящик природы и
других.
·В третьей части применение приёмов
иллюстрируется решением научных задач в
русловедении. Показывается продуктивное
применение приёмов диссимметрия,
объединение альтернативных гипотез и
других.
В прошлом выпуске нашей рассылки,
посвящённом дню рождения Волюслава Владимировича Митрофанова, я привёл
выдержки из второго выпуска нашей рассылки. Оказалось - интересно.
Решил теперь привести выдержки из
третьего нашего выпуска от 18 сентября 2001 г.
Тогда у нашей рассылки было два или три
подписчика. Так что, мало кто рассердится, что я повторяю одно и то же. ;-)
Интересно, помнит ли кто-нибудь мои
первые выпуски за 2001 год?
На днях мне написал Иван Прокошин,
с которым мы переписываемся уже много лет. И всё благодаря нашей рассылке!
Спасибо, Иван!
Итак, статья шестилетней давности:
Приёмы
исследования природы
В.В. Митрофанов в
своей книге [13] представил
систему приёмов решения
научных задач (''7 нот''). В
книге они описаны на
интереснейшем фактическом
материале. Эти приёмы
родились в результате
многолетней работы и
успешного решения
конкретных научных задач.
Приёмы использовались и
используются в той или
иной интерпретации
другими исследователями.
Ценность книги
Митрофанова состоит в том,
что в ней доходчиво
объединён, обобщён и
проиллюстрирован мощный
набор приёмов работы
исследователя природы.
Это приёмы:
диссимметрия, объединение
альтернативных гипотез,
ресурсы, принцип
компенсации, принцип
эквивалентности,
противоречие,
противоположный
эксперимент, идеальный
эксперимент, законы,
перенапряжение.
Арсенал ТРИЗ
многократно использовался
для решения
исследовательских задач и
другими исследователями [1,
3, 4, 11, 12 и др.]. В знаменитой
статье автор ТРИЗ
перечислил значительный
набор приёмов решения
научных задач [1]. В более
поздней книге изложен
алгоритм решения
исследовательских задач,
основанный на превращении
исследовательской задачи
в изобретательскую, с
дальнейшим применением
всего арсенала ТРИЗ с
основным уклоном на
использование ресурсов [3,
с. 351-352]. В отличной статье
А.В. Лимаренко подробно
представлено
использование принципов
системного подхода и общих
философских законов для
поиска и решения
открывательских задач [12].
Кроме
инструментов при решении
любых задач также свою
роль играют и другие
обстоятельства: мотивация,
интуиция, опыт, озарение,
смелость в мыслях и делах,
наличие достойной цели,
вера в себя, случай и др. [2,
13]. То есть не только ''знаю
как!'', но и ''хочу, могу,
уверен!''
Правомерно
деление открытий на
открытия явлений и
открытие закономерностей
[1, 11, 12]. Каждый из этих
видов открытий может иметь
свои особые или общие
приёмы решения.
В.В. Митрофанов также
выделяет приёмы
доказательства гипотезы:
противоположный
эксперимент и идеальный
эксперимент [13].
Обобщение
различных подходов к
решению научных и других
творческих задач позволил
выделить большой арсенал
всевозможных
инструментов, правил,
приёмов [1, 3–7, 9, 10, 12, 13]:
Приёмы выбора
задачи (обнаружение
явления).
Аномалия.
''Обрати внимание! Это
не объяснено!''. Все
смотрят, но не видят.
Это скорее
психологический
приём. Чем более
известно явление, тем
труднее его заметить.
Пример: объяснение
Митрофановым старения
счётчика Гейгера [13].
Причинная ось.
''Выстрой по порядку''.
А) Белые пятна.
''Посмотри, где дырки''.
Б) Лишний элемент.
''Что не лезет на эту
ось?'' В) Выход за
границы ''Что ещё
более? Что -ее -ея?''
(ламинарнее
ламинарного [10], твёрже
твёрдого)
Объединение
похожих явлений,
процессов.
''Сформулируй явление,
опусти
существительное,
оставь действия,
признаки, качества.
Что ещё обладает таким
же действием и т.п.? Не
оно ли?''
Разделение
явления. В одном –
много. ''Раздави,
разбей, расщепи!''
Приёмы решения
задачи (обнаружение
закономерности).
Увеличить
количество фактов.
Диссимметрия.
Знаешь, что искать: ''1)
Есть диссимметрия –
ищи явление'', 2) ''Есть
явление – ищи
диссимметрию!''.
Примеры: эффект
Тваймана [13],
меандрирование рек [8],
образование
извилистых форм
рельефа [6].
Объединение
альтернативных
гипотез.
Многофакторность,
многомерность.
''Объединяй не
объединяемое. Выстрой
на 2 оси! на 3 оси!''.
Примеры: объединение
различных
руслоформирующих
факторов, различные
режимы движения
жидкости [7].
Неприменимость
теории. Примеры:
формула Шези для
сопротивления, число
Рейнольдса для
определения режима
жидкости [10].
Эмерджентность
(многоэкранный
системный оператор).
Каждый структурный
уровень развивается
по собственному
закону, отличному от
законов развития
элементов системы.
Ресурсы.
Переход в
изобретательскую
ситуацию [3]. ''Что (надо
сделать …)? [13].
Аналогия.
Приёмы
доказательства гипотезы.
Противоположный
эксперимент. Суть
этого приёма
заключается в
проведении по крайней
мере двух
экспериментов при
выполнении условий: 1)
в экспериментах
изменяется только
один параметр, 2)
результаты
экспериментов
значительно
различаются между
собой
(''противоположны'').
Противоположные
эксперименты могут
уже иметься при
рассмотрении
поставленной задачи. В
этом случае не надо
специально проводить
эксперименты,
достаточно их
''увидеть'', то есть
показать, что в
имеющихся результатах
выполняются условия,
указанные в
предыдущем параграфе.
''Противоположным
экспериментом'' может
быть не только
эксперимент, а,
например,
''противоположная
натура''. Это
происходит в науках,
где нет возможности
провести активный
эксперимент, а
требуется всё-таки
найти противоположные
проявления
рассматриваемого
явления.
Ложный
противоположный
эксперимент.
Существуют два класса
''причин'' явлений:
Первый класс –
причины главные,
настоящие,
действующие, активные,
побуждающие; и второй
класс – условия
проявления главных
причин,
ограничивающие
факторы, поле
деятельности главных
причин, тиски, рамки и
т.п. Первый класс
является движущей
силой к проявлению
явления, а второй
класс является
ограничивающим
фактором для
проявления действия
настоящей причины.
Пример: разделение
меандрирующих рек по
степени воздействия
активного и
пассивного фактора [9].
С этим приёмом тесно
связан следующий:
Перенапряжение.
''Рамки, тиски, поле
деятельности, стой,
сюда нельзя!'' Важно
различать движущие
причины и
ограничивающие
факторы.
Приведённый выше
список приёмов
обнаружения явлений,
решения задач и
доказательства гипотез
является далеко не полный.
Представлен субъективный
набор наиболее частых и
эффективных методов. В
своей научной
деятельности наиболее
активно я использовал
приёмы: диссимметрия [6, 8,
10], объединение
альтернативных гипотез [7]
и противоположный
эксперимент [9].
Диссимметрия
является причиной
природных процессов.
Постоянное использование
этого приёма, а, точнее
сказать, сущности природы,
значительно повышает
эффективность научной
работы. Диссимметрию можно
считать не приёмом
изучения природы, а
идеологией самой природы.
Нам нужно лишь её принять,
разобраться в ней и
использовать.
Объединение
альтернативных гипотез
считаю очень продуктивным.
В своей работе я
целенаправленно применял
этот подход и получал
интересные результаты.
Учёные описывают природу
каждый от себя, формируют
школы, спорят и т.д.;
природа многофакторна по
своей сути. Объединение
необъединимого эффективно
в использовании.
Используйте
приёмы обнаружения
явлений, решения задач и
доказательства гипотез.
Литература.
Альтшуллер
Г.С. Как делаются
открытия (мысли о
методике научной
работы), Баку, 1960, 11 с.,
(001.894.068 А58). Рукопись
деп. в ЧОУНБ № 685.
Альтшуллер
Г.С., Верткин И.М. Как
стать гением:
Жизненная стратегия
творческой личности.
– Минск: Беларусь, 1994.
– 479 с.
Альтшуллер
Г.С., Злотин Б.Л., Зусман
А.В., Филатов В.И. Поиск
новых идей: от
озарения к технологии
(Теория и практика
решения
изобретательских
задач). Кишинев, Картя
Молдавеняскэ, 1989, 381 с.
Гитин А.В.
Методы сильного
мышления/ Учителям о
ТРИЗ. Выпуск 4. СПб, 2001,
с. 11-37.
Кондратьев
А.Н. Извилистые формы
рельефа и разность –
причина их
образования /
Морфология рельефа.
Материалы Иркутского
геоморфологического
семинара, Чтений
памяти Н.А. Флоренсова.
Иркутск. 1999. с. 47-48.
Кондратьев
А.Н. Объединение
альтернативных
гипотез на
формирование русел./
Динамика и термика
рек, водохранилищ и
прибрежной зоны морей.
V конференция. Труды.
М., 1999, с. 312-315.
Кондратьев
А.Н. Причина
образования
извилистости:
меандрирование рек и
других природных
потоков//Известия АН.
Серия географическая,
2000, № 4, с. 42-44.
Кондратьев
А.Н. Противоположный
эксперимент и ложный
противоположный
эксперимент, Ильичево,
2001, 5 с. (001.894.068 К 64).
Рукопись деп. в ЧОУНБ.
Кондратьев
А.Н. Три режима
движения жидкости –
ламинарный,
турбулентный и
кавитация// 2-ая
Международная научная
конференция
''Актуальные проблемы
современной науки''.
Самара, 2001.
Кузьмин К.И.,
В.Т. Пургин. Приёмы
поиска новых явлений,
Петрозаводск, 1991, 5 с.,
(001.894.068 К89). Рукопись
деп. в ЧОУНБ № 1284.
Лимаренко А.В.
Алгоритм поиска и
решения
открывательских задач
/ Журнал ТРИЗ, № 1, 1997. -
с. 36-42.
Митрофанов
В.В. От
технологического
брака до научного
открытия, СПб.,
Ассоциация ТРИЗ
Санкт-Петербурга – 1998.
– 395 с.
Швебс Г.И.
Теоретические основы
эрозиоведения. – Киев;
Одесса: Вища школа, 1981.
Я уже встречал ссылки на эту статью.
Теперь и Вы можете на неё ссылаться так:
Кондратьев А.Н. Приёмы
исследования природы // Научно-практическая конференция
«Творчество во имя достойной жизни». Тезисы докладов, Новгород, 2001, с.
100-102.
Заказывайте сборник статей у Филичева
Сергея.
В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj
(чтобы не ушло в корзину со спамом),
а также указывайте, - "В рассылку" или "Ни в коем случае не в рассылку".
При отсутствии чёткого указания, я поступаю по своему усмотрению.