Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Сборник статей по открывательству


АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 114. 20 ноября 2006 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru/
ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте!

Сборник статей
по открывательству

Дорогие друзья!

Мне прислал письмо Филичев Сергей coba77@mail.ru.

После короткой переписки мы договорились об издании моего сборника статей по открывательству.

Очень-очень скоро он выйдет в свет.

Вы уже сейчас можете заказывать его у Сергея.

Пишите прямо ему: coba77@mail.ru
или мне: Александру Кондратьеву ancondratyev@peterlink.ru

В сборнике собраны мои статьи за 1997-2003 года.

Все эти статьи были на страницах нашей рассылки.

Если с этим сборником пойдёт хорошо, то издадим и готовящуюся книгу по методологии научных открытий!

==========================

В книге собраны статьи по открывательству за 1997-2003 годы.

Все эти статьи были написаны под воздействием общения с Волюславом Владимировичем Митрофановым, изучения его книги «От технологического брака до научного открытия» и в процессе совместной работы над компьютерной программой «Машина открытий».

«Ноты открытий» – так Волюслав Владимирович называет приёмы решения научных задач.

Показано объединение приёмов Митрофанова с подходами, предлагаемыми в рамках Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и других методологией, а также с собственными разработками.

Книга состоит из трёх частей.

  • В первой части приведены вводные статьи, по которым читатель получит общее представление о методе.
  • Во второй части описана разработка конкретных приёмов: диссимметрия, противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент, «переступить пределы», морфологический ящик природы и других.
  • В третьей части применение приёмов иллюстрируется решением научных задач в русловедении. Показывается продуктивное применение приёмов диссимметрия, объединение альтернативных гипотез и других.

Брошюра предназначена всем, интересующимся приёмами решения научных задач. Изложение доступно студентам. Рекомендуется специалистам естественных наук.

 

Cодержание

Часть 1. Вводные статьи

1.        Как делать открытия?

Описывается компьютерная программа “Машина открытий”, созданная Волюславом Владимировичем Митрофановым по его книге “От технологического брака до научного открытия”.

Статья опубликована: Кондратьев А.Н. Как делать открытия? / В сб.: Учителям о ТРИЗ. Выпуск 4. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач. СПб, 2001, с. 193-195.

2.        Обучение выдвижению гипотез при решении научных задач – реальность!

Описывается компьютерная программа “Машина открытий”, приёмы решения научных задач и структура программы

Статья опубликована: Кондратьев А.Н. Обучение выдвижению гипотез при решении научных задач – реальность!// Научно-практическая конференция “Творчество во имя достойной жизни”. Тезисы докладов, Петрозаводск, 2000, с. 44-45.

3.        Письмо учителям об их великих учениках

 

Часть 2. Приемы решения научных задач

1.        Набор рабочих инструментов естествоиспытателя (наброски)

2.        Приёмы исследования природы

3.        Свойства великой диссимметрии

На различных примерах иллюстрируется плодотворное применение приема решения научных задач «диссимметрия» и высказывается предположение о том, что диссимметрия является причиной всех явлений в природе.

Кондратьев А.Н. Свойства великой диссимметрии / Ильичево, 2003.  Деп. в ЧОУНБ .

4.        Причина образования извилистости: меандрирование рек и других природных потоков

5.        Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент

Наряду с приёмом решения научных задач В.В. Митрофанова «противоположный эксперимент» предлагается к использованию дополнение к этому приёму в виде «ложного противоположного эксперимента».

Показана различная суть действия истинных движущих факторов и ограничивающих условий. Иллюстрировано примерами, в том числе на примерах свободного, ограниченного и неразвитого меандрирования.

Кондратьев А.Н. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент / Ильичево, 2001. - 5 с. - Список лит.: с.5 (5 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 21.05.01 № 2662.

6.        Прием решения научных задач «Переступить пределы»

Приём решения научных задач «Переступить пределы» заключается в выполнении следующей последовательности действий: 1. Найти родственные явления и процессы. 2. Найти определяющую ось, которая является причинной для данного набора явлений. 3. Рассмотреть явления за пределами этой оси. Для этого надо найти ответы на вопросы типа: «Что более большего, менее меньшего?»

Кондратьев А.Н. Прием решения научных задач " Переступить пределы" /  3 с.- Список лит.: с. 3 (6 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 29.08.01 № 2699.

7.        Морфологический ящик природы

Предлагается к использованию прием решения научных задач «Морфологический ящик природы», который заключается в составлении многофакторной таблицы или n-мерного куба из набора близких природных явлений. Осями этой таблицы являются причинные оси. Изменение определяющих факторов по разным осям приводит к соответствующему изменению типа явлений.

Кондратьев А.Н. Морфологический ящик природы /  Ильичево, 2002. - 7 с. - Список лит.: с. 7 (12 назв). - Деп. в ЧОУНБ 27.02.02 № 2044.

8.        Примеры и варианты использования определяющих «осей» явлений для решения научных задач (меандрирование, кавитация, гряды, кольцевые течения, циклон и др.)

На ряде примеров показано применение приёмов решения научных задач «диссимметрия» и «причинная ось». Для решения научных задач предлагается искать то соотношение, разность, диссимметрию, которая определяет явления. Очень часто это соотношение между внешним воздействием и внутренними силами. Форма явления является ответной реакцией на эту диссимметрию.

Кондратьев А.Н. Примеры и варианты использования определяющих «осей» явлений для решения научных задач (меандрирование, кавитация, гряды, кольцевые течения, циклон и др.) / Ильичево, 2003. - 4 с. - Список лит.: с.4 (9 назв.). - Деп. в ЧОУНБ.

9.        Приём выведения общих правил (на примере причин меандрирования рек)

Предлагается алгоритм вывода обобщенного правила из имеющейся конкретной закономерности.

На основе конкретного примера (меандирование рек) выводится обобщенное правило, которое затем при дальнейшем обобщении приводит к формулировке диссимметрии В.В. Митрофанова. Прием обобщения плодотворен для поиска решения набора похожих задач.

Кондратьев А.Н. Прием выведения общих правил (на примере причин меандрирования рек) / Ильичево. - 5 с. - Список лит.: с. 5 (5 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 21.05.01 № 2661.

10.     Что значит "доказать"?

Последователи современной науки всеми силами стоят за неизменность существующих научных знаний. По-настоящему новое знание, кардинально меняющее представления им не нужно и потому преследуемо. Разработчик нового знания не должен попадать в ловушку: «А докажи!» и упираться в доказательстве своей правоты. Это бесполезно. Он должен продолжать разрабатывать свою новую парадигму.

Кондратьев А.Н. Что значит "доказать"? / А.Н. Кондратьев. - Ильичево, 2002. - 5 с. - Деп. в ЧОУНБ 17.09.2002 № 2820.

Часть 3. Применение приемов решения научных задач в русловедении

1.        Условия формирования русел

2.        Приемы решения научных задач в русловедении

3.        Приемы исследования природы в русловедении на разных стадиях научных представлений

Описаны этапы развития и перечислены основные проблемы русловедения. Приведен список приёмов решения научных задач. Имеются примеры решения некоторых гидролого-морфологических задач.

Кондратьев А.Н. Приемы исследования природы в русловедении на разных стадиях развития научных представлений / А.Н. Кондратьев // Современ. проблемы естествознания: Материалы международ. науч.-практ. конф. молодых ученых. - Владимир, 2001.

4.        Использование ТРИЗ для решения открывательских задач в науке о русловых процессах

Формулируется набор противоречий в науке о русловых процессах. Делаются попытки их решения  с использованием противоречий в виде «глазок», введённых В.Б. Крячко в АРИЗ .

5.        Решение некоторых гидролого-морфологических противоречий

6.        ТРИЗ и реки

7.        Руслоформирующие факторы равнинных рек

8.        О гипотезах и причинах формирования русел

9.        Три режима движения жидкости – ламинарный, турбулентный и кавитация

 

Дорогие друзья!

Заказывайте сборник у Сергея Филичева coba77@mail.ru.

Или пишите мне: Кондратьеву Александру ancondratyev@peterlink.ru


 

Рассылка "Русловые процессы" здесь: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.river

Профессиональный прогноз русловых деформаций.


В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом), а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

Желаю Вам счастья!!!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 114. 
20 ноября 2005 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru/

Рейтинг@Mail.ru

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 

 

 

 

 


 



В избранное