Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Отрывок из курса ГЕ Скворцова Путь к Олимпу


АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 109. 20 июня 2006 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ''
http://bedload.boom.ru ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие и уважаемые открыватели!

Сегодня:

1. Вышла в свет книга Г.С. Альтшуллера "Творчество как точная наука".

2.Отрывок из курса "Путь к Олимпу" Г.Е. Скворцова. Закон системного качества.

3. Курс русловедения. Вопросы и ответы


Здравствуйте, Александр!

Мы с Юной напечатали новый тираж книги Г.Альтшуллера "Творчество как точная наука". Посылаю в прицепе пресс-релиз для Вашей рассылки. Он размещен на www.altshuller.ru

Всего доброго.
Лариса Комарчева

ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА "ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧНАЯ НАУКА"

Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера в год 80-летия Автора ТРИЗ издал книгу Генриха Сауловича  Альтшуллера "Творчество как точная наука": Петрозаводск, издательство "Скандинавия", издание 2-е, дополненное, 208 страниц. 

В книге представлены теоретические и методологические основы развития технических систем, показана возможность использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) не только в области технических, но также природных и социальных систем.

Особенностью книги, делающей ее актуальной и интересной для современного читателя, является то, что в книге имеются материалы, которых больше не было ни в одной другой книге Автора ТРИЗ Г.С.  Альтшуллера.

В  книге приведены 70 изобретательских задач,  решение 60 из них снабжено подробным разбором. Книга идеально подходит для самостоятельного изучения ТРИЗ, но также полезна и преподавателям этой дисциплины.

Книга рассчитана на читателя, вовлеченного в творчество, интересующегося проблемой повышения эффективности творческого мышления.

С содержанием книги можно ознакомиться здесь

Книга переведена на ряд иностранных языков и издавалась в Германии (3 издания), США, Польше, Швейцарии.

По вопросам оптового приобретения книги обращаться: к Исполнительному директору Официального Фонда Альтшуллера: Комарчевой Ларисе Дмитриевне, E-mail: foundation@altshuller.ru.

В розницу книгу можно приобрести в Internet-магазине: http://shop.triz-ri.ru/ 
Заявки на единичные экземпляры книги направляйте по адресу:
ri@triz-ri.ru

Данный пресс-релиз разрешено свободно публиковать в СМИ, на сайтах и в электронных рассылках.


Дорогие друзья! Я уже неоднократно размещал материалы о книгах, о методике и о идеях Генриха Евгеньевича Скворцова.

Сейчас он начал необычный курс "Путь к Олимпу", в котором предлагает всем научиться делать открытия.

Он любезно предложил мне разместить в рассылке отрывок из курса, который предлагаю Вашему вниманию.

Хочу предупредить: на мой взгляд, курс очень насыщенный, концентрированный, его надо читать очень малыми дозами, стараясь найти связи и аналогии из Вашего опыта.

К курсу не поздно подключиться, что Вы можете сделать, послав запрос самому Генриху Евгеньевичу по адресу: Gskvortsov@pobox.spbu.ru

 

Отрывок из курса "Путь к Олимпу" Г.Е. Скворцова

Закон системного качества

 

1. Наряду с полнофакторным представлением, которое мы продолжим и закончим для систем знаний, рассмотрев понятие смысла и его количественное выражение, обсудим более простой, достаточно плодотворный метод.

Этот метод основан на законе системного качества, который является закономерной формулировкой известного свойства систем – нового качества, приобретаемого набором связанных объектов – элементов системы (для общности называемых сущностями). Закон, как известно, фиксирует существенные, устойчивые связи между сущностями и процессами. Именно такого рода является утверждение – «набор более двух сущностей, связанных между собой, приводит к новому качеству, отсутствующему у каждой из них». Это, несомненно, существенная и не имеющая ограничения по времени связь между сочетанием ряда объектов и возникновением нового качества. Выделенное утверждение составляет первую часть закона. Во второй части указывается количество качеств пропорционально числу сочетаний из n элементов по m Сnm, где n – число элементов системы, m – число элементов, входящих в подсистему.

В этом законе содержится важное положение, развивающее известную констатацию в направлении увеличения числа новых качеств и, возможно, в усилении их качества, а также в значительном увеличении их числа; известное положение указывало на основной системный эффект, который может оказаться менее важным, чем одно из подсистемных качеств.

Упр 61. Для интересующих Вас систем выберите путём сочетания элементов ряд подсистем, включающих 2, 3 и более элементов и определите их подсистемные качества. Сравните с основным системным качеством.

 

2. Для того, чтобы продемонстрировать этот закон, можно взять любую достаточно простую систему, например, арифметическую систему, состоящую из пяти цифр и четырёх связей между ними (связями называются действия: сложение, умножение и деление, а также приравнивание, то есть связь, указанная знаком равенства). Рассмотрим более содержательный пример.

В качестве элементов системы возьмём восемь элементов второй группы, таблицы Менделеева, включив в неё водород и исключив неон. Будем иметь элементы: водород, литий, бериллий, бор, углерод, азот, кислород, фтор. Для полноты рассмотрения целесообразно удвоить их, то есть взять по два атома водорода, лития и т.д. Произведём одну из фундаментальных и вместе с тем элементарных операций, которая названа в К2 сочетанием сущностей. А именно образуем подсистемы из двух атомов в системе шестнадцати атомов. Получим: H2, HLi, HF; С2, N2, O2, LiF, BeO, CO, NO, BN. Знающему начала химии ясно, почему выписаны именно эти пары, и почему эти пары существенно отличаются от свойств составляющих их атомов.

Приведём конкретный пример. Бор и азот при всех известных режимах не способны образовать вещество равное по твёрдости алмазу; а из этих двух элементов в специальных условиях получено вещество BN (нитробор), которое равно по твёрдости алмазу. Вторым примером может служить сочетание С2. Оно является одним из звеньев сверхпрочных углеродных нитей. Ещё одним из интересных веществ является LiH. Оно может служить основой наиболее эффективного химического источника тока.

Сочетание из трёх атомов при участии не более чем двух одинаковых приведёт к веществам BeH2, CH2, H2O, CO2, NO2, N2O и др. Понятно отличие свойств воды от составляющих её водорода и кислорода, отличие смертельного CO от газирующего напитки CO2 и т.д. Сочетание из четырёх атомов приводит нас к ряду: C2H2, BH3, N2O2 и др. На этих примерах вполне понятен смысл подсистемных качеств. Очевидно, общесистемным качеством выбранных 16 атомов является возможность указанных выше сочетаний и соответствующих им веществ.

Упр 62. Перечислите все возможные сочетания, исходя из принципа соответствующего инерта, который заключается в том, что устойчивые соединения атомов данного периода должны образовывать внешнюю оболочку, подобную инерту, заканчивающему этот период. В приведённом примере это был неон; он имеет внешнюю оболочку из восьми электронов, и большинство приведённых выше сочетаний следовало этому принципу. Кажущимся исключением является Н2 и LiH, но они подобны первому инерту – гелию, в оболочке которого два электрона.

 

3. Другим примером, существенно отличающимся от арифметического и химического и, вместе с тем, демонстрирующим подсистемные качества, может служить русловедение. В последних достижениях русловедения Кондратьев А.Н. изучил описание руслообразования на основе пяти существенных факторов. Отметим два из них, наиболее ясные: относительная транспортирующая способность потока  (ОТСП) и относительная затопляемость поймы.

Разная степень ОТСП даёт три (как минимум) типа русла.

Разная степень относительной затопляемости поймы также даёт три других типа русла.

Реальное сочетание в природе приводит к формированию девяти двухфакторных типов русловых процессов. Все из них наблюдаются в природе.

При учёте пяти факторов, четыре из которых были рассмотрены разными школами русловедения, можно составить пять однофакторных классификаций, 10 двухфакторных, в которых получится 90 типов (не все из них возможны в природе, подобно тому, как не все сочетания химических элементов реализуются в силу принципа инерта).

Возможны трёхфакторные классификации. Они легко поддаются описанию, но ранее их никто не рассматривал, и поэтому мы их не приводим.

Упр 63. Приведите примеры двух и трёхэлементных сочетаний для общеизвестных систем.

 

4. Согласно закону системного качества можно получать новое знание, вплоть до открытий.

Хорошо известным примером является теория относительности Эйнштейна, которая признана мировым достижением.

В основе её лежат следующие факты: постоянство скорости света, преобразования Лоренца, четырёхмерное представление Минковского, формула связи энергии и массы (1876 г.).

Объединив все эти представления, в единый пространственно-временной ансамбль, Эйнштейн получил свою знаменитую теорию. В ней новые представления – системное качество, привели к целому ряду фундаментальных следствий: сокращению интервалов при движении, изменение длительности – темпа хода времени, зависимость массы от скорости и др.

Другим физическим примером может служить открытие аномальной релаксации и неустойчивости ударных волн. Этот феномен описан в К1, К2, а также в серии более десяти публикаций в физических журналах с 1978 г. по 1988 г.

В этом открытии были соединены два известных закона: закон перехода количества в качество и закон сверхзвукового режима – образование ударных волн.

В результате был получен целый ряд новых эффектов, на основе которых могли быть реализованы ультрафиолетовый лазер (1982 г.; в 2006 г. премию Финляндии, аналогичную Нобелевской, за подобное открытие получил японский учёный), взрывчатое вещество на основе инертного газа, повышение в два раза тяги ЖРД.

 

Дорогие друзья!

Повторяю адрес Генриха Евгеньевича: Gskvortsov@pobox.spbu.ru

 


Курс русловедения.

Вопросы и ответы

Я веду курс русловедения. Скорее всего, это многим не интересно, но я привожу кусочек, где мы обсуждаем Г.Е. Скворцова. И это может быть Вам интересно.

Дело в том, что курс я строю по построению Г.Е. Скворцова.

...2. Нельзя ли вообще не привязываться к книге Г.Е. Скворцова «Система законов природы»? Возможно это очень хорошая книга, но лучше обойтись без ее рекламы. Есть же классики теории познания, которые уже все сказали.

Мне кажется, что для описания теории русловых процессов совершенно не нужно использовать сторонние теории, пусть даже очень хорошие.

Будьте проще!

 

Этот курс я задумал как раз в виде развёртывания (применения, актуализации) общенаучного подхода Генриха Евгеньевича Скворцова к узкой области знания, которой мы с Вами занимаемся – русловедению.

Лучший это способ или нет – вопрос, который требует ответа. Дело в том, что я перепробовал несколько разных подходов к развития русловедения.

Я проанализировал многие «постулаты», «законы» и т.п. из разных русловых школ, выяснил, что они неполны и не дают реального поля для дальнейшего развития – закономерностей, системного построения знания и т.п.

Пробовал применить ТРИЗ – тоже не пошло, я показал, что ТРИЗ в том виде, как она сейчас есть, не применима напрямую для решения научных задач (сотрудничал с бывшим президентом МАТРИЗ Волюславом Владимровичем Митрофановым, который написал книгу «От технологического открытия до научного открытия» и создал программу «Машина открытий», а я её запрограммировал). Всё не работало. Практически я создавал некий свой подход, основанный на вкладе великих, но нацеленный на решение конкретных научных задач – на производство открытий (не придавайте этому некий особый смысл, потому что это реальное и бытовое занятие настоящего учёного, и мы именно этим и займёмся)

Затем я познакомился со Скворцовым. Его подход долго не мог до меня дойти. Согласен, что книги написаны плохо. Плохо для простого человека. Они безумно сжаты. Только пообщавшись с ним полгода или даже год, я понял, что он вложил в свои книги. По сути, это шифровка для нас, потому что у нас нет того подхода, как у него. Теперь каждый абзац развёртывается для меня в отдельную тему. Мы же с Вами попробуем применить это к нашей отрасли науки, а если хотите – то и к другим. Пробуйте. Я же попробую доходчиво рассказать, то, что понял.

Противопоставлять его другим великим нет смысла. Он не альтернатива, а синтез прежних великих.

Первоначально стоит в любом случае прочитать его книги.

Я их да, сейчас рекламирую и считаю нужным рекламировать. (Предупредив, что они сжаты до немыслимого предела!).

Если же я посчитаю что-то там неверным или переменю своё мнение, то сразу честно признаюсь в этом. Это мой принцип. Я рекламирую, потому что считаю необходимым. Особенно для русловиков, так как русловедение пока тычется в отдельных направлениях, не видя даже дороги насущного развития. (Пути развития я покажу, и мы совместно сделаем реальные шаги).

Мне кажется, что для описания теории русловых процессов совершенно не нужно использовать сторонние теории, пусть даже очень хорошие.

Для этого надо указать внутри русловедения существующие теории, на основе которых можно реально двигаться вперёд.

Если кто укажет, я буду рад.

Кроме того, «сторонние теории» всегда являются сторонними до какого-то времени. Сейчас, например, идеи Скворцова уже вошли в русловедение (через меня, вот этот курс, нашу совместную с ним статью).

А соль его проста: аналогия и обобщение.

Скворцов обобщил множество разных законов из разных наук. И выяснил, что законы общи, хотя и по-разному называются и прилагаются к разным объектам. Поэтому – вопрос, зачем пытаться родить закон в недрах своей науки, если есть обобщённые законы для всех наук. Их стоит только применить (актуализировать) к нашей или другой конкретной науке.

Есть же классики теории познания, которые уже все сказали.

Классики есть. Но они не всё сказали. Конкретные примеры привожу в курсе.

Особо любопытные могут поискать по архивам моих рассылок «Как делать открытия» и «Русловые процессы». Там я обсуждал несовершенство законов Гегеля и приводил новые формулировки. И только после этого, разобравшись сам, я нашёл ещё более развёрнутое обсуждение в тех же книгах Скворцова.

 

3. Так что же на уроках предполагает преподавать уважаемый мэтр? :-)

 

Мы построим системное представление русловедения.

(Кому не нравится слово «системное», подразумевая под этим словесную околонаучную мишуру, - скажу – построим наиболее широкое и наиболее глубокое представление русловедения).

Оно будет включать:

·        Формулировку объектов русловедения

·        Основные понятия

·        Общие цели русловедения

·        Законы развития русловедения

·        Выяснение современного этапа развития

·        Конкретные пути развития русловедения на данном этапе и в перспективе

·        Законы руслоформирования

·        Построение широкой многофакторной классификации типов русловых процессов и других объектов русловедения.

·        Методы прогнозирования русловых деформаций

·        Решение конкретных проблем

·        И др.

4. Очень хочу познать что-то новое! Это будет? :-)

Формально следовало бы ответно спросить, а что Вы знаете, чтобы точно разделить, что Вам известно, а что – нет.

Но уверен, что новое будет (см. ответ на предыдущий вопрос), потому что я сделал новое, о чём и расскажу Вам.

А ещё мы сделаем новое вместе. Я знаю – что, а кое-что ещё и не знаю, оно будет новое и для меня.


Рассылка "Рефераты и статьи по географии" http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz
Ищу издателя подготовленной мною книги "Системный подход к русловедению".
Вышлю Вам полный текст этой книги (диссертации) в обмен на критический отзыв!
Кондратьев Александр
ancondratyev@peterlink.ru
Ищу соавторов, учителей, учеников и желающих написать отзыв на эту мою работу.
Рассылка "Русловые процессы" здесь:
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.river
Профессиональный прогноз русловых деформаций и экспертиза выполненных прогнозов и проектов.


В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj
(чтобы не ушло в корзину со спамом),
 а также указывайте, - "В рассылку" или "Ни в коем случае не в рассылку".
При отсутствии чёткого указания, я поступаю по своему усмотрению.

Уважаемые друзья!
Желаю Вам счастья!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 109. 20 июня 2006 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru

Рейтинг@Mail.ru

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 

 

 

 

 


 

 


В избранное