Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 29
АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 29. --  7 февраля 2003 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, знатоки Природы!
Сегодня в выпуске:

Вадим Александрович Ильин

Энергия Земли

 

Это продолжение переписки.
Начало смотрите в выпуске рассылки «Все, кроме как…» http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka2/Rass2-9.htm 

Вадим Александрович!

Если можно, напишите, пожалуйста, немного о себе, Вашей работе и научных ''приемах''.

 

О себе: мечтал стать археологом (теперь история мое хобби) - стал геологом( в юности- токарь, слесарь - на все руки), с детства подавал надежды, много читал.

После армии сразу во МГРИ (экзамены: 25 из 25, мог и в МГУ, но в рекламе была указана стипендия в 800 р. - мне нужна была независимость от родителей), со 2-го курса выступал с докладами на ежегодных конф. профессорско-преподавательского состава- были такие). Был замечен ГИНом (АН СССР), распределен туда после окончания (еще во МГРИ вел их тематику по гидрофизической зональности Земли - постановка была докторской, поэтому материалы использованы лишь во вступлении к кандидатской).

Основная тематика - Проблемы энергетики геологических процессов, в частности, сначала гидротермального, монографии:

1.Исследование энергетики современных гидротермальных систем.

2.Энергетика современных гидротермальных систем.

3.Энергетика осадочного процесса.

Принималось все с трудом - доходило до абсурдов. На взлете карьеры – инвалидность (некроз головок тазобедренных костей - явно профессиональное), доказывать не было смысла - хватило диссертаций по геологической тематике, а с медициной. Как видите, я имел дело со всем многообразием процессов, какие методы - интуитивное проникновение в суть (это не наитие, не вдруг, а кропотливая работа днем и ночью (да ночью).

Выйдя на пенсию по инвалидности стал работать со школьниками (мы ведь воспитаны на стыдливом отношении к деньгам - бесплатно) - крепкие были к жажде знаний (не то, что ныне). Кое в чем опередили даже американских ученых (но маленькая заметочка в местной газете: ''вроде как заявили о новом источнике воды на земле''- глупые мы были).

В эти годы я понял, что вся моя работа до Армии - это изобретения или рацпредложения, а я думал, что так и должно быть - как же работать, так лучше. Поэтому ''зарядил'' программу воспитания через школу изобретательства, реализации в модели, патентования, внедрения. Минобр. предлагал организ. на базе ''Интеллекта'' (так предприятие называлось) структуру - не клюнул. Теперь все-таки съели.

Метод мозг. штурма и ''Бритвы Оккама'', думаю и морф. ящик одна из разновидностей. Занимаюсь ''технологией мышления''.

Позвольте с Вами не согласиться по поводу поиска причины в ''высшей иерархии'', для меня это следствие уже потому, что в природных процессах, в силу их взаимосвязи и зависимости, следствие становится причиной следующего по иерархии процесса- на этом был построен мой ''универсальный''(в смысле единого подхода) метод обучения естественным наукам. А пп.1 и 5 совпадают по смыслу. В общем, мои взгляды несколько отличаются от Ваших (наверное потому, что я смотрю с более общих позиций), в частности, ''ограничивающие факторы''??? у меня ''граничные условия'' действующих факторов.

Или Вы хотите их противопоставить? Боюсь, что такой подход только путал бы моих школьников...

Кстати, о ВАС я также ничего не знаю, так что попрошу ''к барьеру'' - о вашей жизни, чтобы составить представление. Ваш В.А.

  

Здравствуйте, Вадим Александрович!

 Спасибо за большой рассказ о Вашей жизни! 

Интересно познакомиться с Вашей насыщенной биографией.

Очень интересно узнать и о Вашем Универсальном методе обучения естественным наукам. Нет ли у Вас подходящих материалов в эл. виде, которые Вы могли прислать мне? 

Буду очень благодарен!!  Трудно понять (пока!) различие или совпадение наших взглядов на ''граничные условия'' и ''ограничавающие факторы''.

Возможно, что или мы называем разными именами одно и то же. Что менее интересно. А возможно, что мы на самом деле говорим о разном. Что такое граничные условия в математике, я, как мне кажется, понимаю. Чтобы разъяснить, что я подразумеваю под ''ограничивающими факторами'', высылаю Вам короткую заметку ''Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент''. 

Об иерархии.

То, что удобно  рассматривать явления структурно, это общеизвестно. Очень распространен и мне нравится принцип эмерджентности - на каждом структурном уровне действуют свои законы, не сводимые к законам другого структурного уровня. (Часто пытаются на основании закономерностей, найденных для структур более низкого уровня, при помощи обобщения получить закономерности более высокого уровня. Например, предположим, что нам все известно о движении гряд по дну реки. Можно ли на основании суммирования этих знаний сделать прогноз развития речной излучины. Оказывается, что нет).

Обо мне.

Закончил Ленинградский гидрометеорологический институт в 90 г., инженер-гидролог, затем аспирантру, дисс. до сих пор не защитил. Работал в отделе русловых процессов Государственного гидрологического института под Ленинградом. Пытался разобраться и даже развить теорию руслообразования. Напоролся на жесткое неприятие моих идей в институте. Тем не менее у идеологических оппонентов, в другой ''научной школе'' - МГУ - был принят благосклонно, где и защищусь в этом году, надеюсь.

Интересно, что одной из моих гипотез является объединение подходов ''ленинградской и ''московской'' школ. Пытался разобраться, как пишите Вы, в технологии мышления.

Познакомился с ТРИЗ, учился у Митрофанова. Большое влияние оказала его книга ''От технологического брака до научного открытия'' и его приемы решения научных задач - ''ноты''. Помогал ему делать первую версию комп. программы ''Машина открытий''. (Сейчас вышла уже вторая версия, в ней было меньше моей помощи).

Сейчас продолжаю искать методы, применяю их в русловедении, веду рассылку, как Вы знаете. Познакомился с интереснейшими людьми. Особенно большое влияние сейчас оказывает Ю.С. Мурашковский. А теперь вот познакомился с Вами! Спасибо. 

 

С искренним уважением и пожеланиями добра, Александр Кондратьев

 

Меня не пугает никакая биография, и если Вы еще не заявили о себе в науке, то это связано с тем, что не были  готовы. Однако, я замечаю закономерность- сегодня в интернете готовы к общению с богатым, но не оформленным  научно, материалом - они пытаются предложить свои методы научных исследований. Об ''ограничивающем факторе'':

Вы говорите о противодействии(в духе Ньютона), я говорю об ограничительных параметрах, которые не влияют на сам  фактор (Т,Р), т.е. о разном. Ваш пример с трубой: на мой взгляд, так это уже иная система, во-первых - по объему, во вторых - по условиям  приложения действующего фактора (вращение вокруг оси, а не по кругу - как в отсутствии трубы - приведет к вращению  веревочке). Все не столь просто - метод меня заинтересовал.

А вот как он работает, например, горообразование - эрозия (поднятие-опускание)? Мне было бы интересно вникнуть в  вашу логику рассужд.

А противодействие!!! знали бы Вы как была встречена ''моя энергетика'', ведь это первые работы в чистой геологии, да  и ныне мои оценки никем не опровергнуты, да и не будут опровергнуты, а ведь получил я их на счетах не шучу.

На компьютере я слаб, программировать не могу: у меня есть все для построения модели энергетики всей Земли.

Может, Вы сможете помочь - модель не опубликована??

можно на ней много чего проверить, если варьировать параметрами!!!  

Был бы очень признателен.

 

Рассуждаю как не специалист. Поправьте.

Существует главная движущая причина горообразования (например, внутренняя сила Земли).

В одном месте ограничивающие факторы действует слабо, в результате проявления движущей силы при слабом слиянии ограничения получается какой-то один тип гор (не знаю, какой...).

В другом месте ограничивающие, сдерживающие факторы влияют сильнее, крепче. В результате получается другой тип гор.

 

Примерно также с эрозией.

Есть активный фактор. И в зависимости от степени проявления ограничивающих факторов получаются различные формы выветривания.

 

Ув. Александр! - не очень понял вашу трактовку орогенеза:

''ограничивающие факторы действуют слабо'' - это на внутренннюю силу Земли?

Что это за факторы такие? и Как они могут определять тип гор? Внутренняя сила при горообразовании - напряжение, и оно ''ищет выход'' – пластичные породы, выгибает их, что и ведет к перераспределению напряжения.

А насчет компьютерной модели: сможете помочь, сделать программу? тогда вышлю числовой материал (понятно, конфиденциально).

 

1. Орогенез.

Можно использовать вместо слова ''ограничивающие'' - ''сдерживающие''.

Я рассматриваю одновременно действие двух (по крайней мере) сил.

 Одна из них - основная действующая. Вы лучше знаете, какая это сила. Предположу, что это сила внутренней энергии Земли.

Вторая (вот их - несколько) - мешающая проявлению этой силы. Тут я, как не специалист в геологии, наверняка покажу себя профаном: Твёрдая кора, твёрдость пород, силы их сцепления, в какой-то мере сила тяжести. (Вот - получился профан!) Главное, что той движущей силе не удается сразу проявить своё воздействие!

Вы пишите ''ищет выход''. Точно! Потому что просто так не даёт.

Взаимодействие сил движущих и сдерживающих при различном их балансе, дисбалансе, соотношение приводит к образованию различных ''видов, типов'' гор и других форм рельефа.

 

2. Комп. модель.

Предлагаю такой вариант:

Напишите на 2-20 абзацев пояснение-рекламу-анонс Вашей идеи для меня

или, по Вашему желанию, для читателей нашей рассылки.

 

Уважаемый Александр !

 

Вы заставили меня погрузиться в воспоминания трудного, но творческого периода.

Итак: В 30-е годы В.Вернадский писал: ''энергетика земной коры - есть та задача, которая стоит перед геологом...''

Не сомневаюсь, что он бы решил ее (по-своему, быстрее всего с точки зрения биогеохимии), но она осталась в тезисной постановке.

Надо сказать, что была попытка Кропоткина-Поляка, закончившаяся констатацией факта: отсутствия баланса мощностей известных источников энергии с ее затратами. Их метод - алгебраическое суммирование.

В 70-ых годах я разработал метод последовательного суммирования и практически применил его для современных гидротермальных систем.

В это время господствовало мнения зарубежных ученых ''о генерации тепла такими системами за счет раскристаллизации вулканических стекол''. Наши геологи пытались подтвердить это и даже утверждали, что этого тепла достаточно для функционирования самой системы.

Так вот мне удалось показать обратное (если бы не выступления того же Кропоткина - членкорра и академика Яншина, моя кандидатская рухнула бы) и даже больше - необходим значительный подвод тепловой энергии, и он в глобальном масштабе сопоставим с затратами на региональный метаморфизм (это лишь один вывод).

Таким образом, гидротермальный процесс становится не ''самообеспечивающим'' аномальным явлением, а всего лишь специфическим механизмом, причем глобальным, трансформации внутренней энергии Земли. Ныне мной собраны материалы для составления ее энергетического баланса, опять же методом последовательного суммирования (алгебраического, т.е.+/-) по радиусу Земли.

Компьютерная модель должна обеспечивать введение различных величин приходных и расходных статей баланса и на выходе, путем подбора (перебора вариантов) дать приемлемый вариант.

Что это дает?

1. Проверка представлений о мощностях источников энергии и их затратах.

2. Проверка гипотез возникновения и механизмов эволюции Земли (и не только ее).

3. Проверка тектонических и прочих гипотез.

Не считаю, что проблема энергетики будет решена окончательно (цифры будут уточняться - вряд ли они изменятся в пределах порядка - за 30 лет этого не произошло), но будут поставлены жесткие рамки и... можно будет ''поиграть'' вариантами, поизобретать механизмы эволюции и т.д.

 

Если я прояснил суть, то доведите до всех. Ваш В.А.

 

Уважаемые естествоиспытатели!

Кто может и хочет заняться интереснейшей работой с Вадимом Александровичем?

Пишите!


 

В предыдущем выпуске нашей рассылки http://badload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass28.htm

замечательная статья П.Р. Амнуэля ''Открытия, которые мы выбираем''

Домашняя страница http://www.geocities.com/amnuel_44

''Открытия, которые мы выбираем'' - первая статья, посвященная возможности прогнозирования научных открытий с помощью морфологического анализа. Опубликована в журнале ''Знание-сила'', № 8, 1971 г.
http://www.geocities.com/amnuel_44/Discover.htm

''Сюжет для многоактной драмы'' - история открытий, связанных с Крабовидной туманностью и нейтронной звездой, расположенной в Крабе. Опубликована в журнале ''Знание-сила'', № 5, 1983 г.
http://www.geocities.com/amnuel_44/Krab.htm

''Звездные корабли воображения'' - научно-популярная брошюра о прогнозировании в области астрономии и космонавтики и о методах развития творческого воображения. Опубликована в 1988 году в издательстве ''Знание''. Предисловие акад. В.П. Глушко. В брошюре рассказано о методике прогнозирования и о методах создания фантастических идей.
http://www.geocities.com/amnuel_44/ship.htm


Счастья Вам и успехов во всем!

 



Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Выпуск № 29. -- 7 февраля 2003 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное