Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 24

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 24. -- 14 ноября 2002 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие друзья!

Предлагаю Вашему вниманию настоящий шедевр!

Это приемы решения научных задач из
Алгоритма прогнозирования открытий (АПО-87)
выдающегося ТРИЗовца
кандидата исторических наук, доцента, методолога
 АНАТОЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛИМАРЕНКО

 

ОБЩИЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ - ОЗР.

(Законы диалектики)

1. Раздвоение единого - единство раздвоенного

2. Взаимопереходы случайности и необходимости

3. Борьба противоположных сторон - их сосуществование

4. Необратимость явлений - их обратимость, взаимопревращаемость

5. Неразрывность изменчивости и устойчивости, спиралевидность - линейность развития

6. Сочетание постепенности и скачкообразности развития объектов

7. Единство бесконечности и ограниченности развития вещей

8. Всеобщий характер связи явлений - их избирательность, замкнутость

9. Взаимосвязь самодвижения и покоя

10. Различия и сходство вещей

11. Единство хаоса и упорядоченности явлений

12. Взаимопереходы функции и структуры, их борьба и тождество

13. Системность и элементарность связей

14. Единство гибкости и жесткости связи, взаимосвязь целого и части, целостность и алгоритмичность порядка связи

 

2.1.''КОРЕНЬ''. Углубление причинности. Поиск цепи детерминации, тайны ''двойного''.

Все начинается с причины.

2.2. ''ЛЕС ЗА ДЕРЕВЬЯМИ''.

Изучить взаимопереходы случайных явлений в устойчивые закономерности. В общем надо остановить мгновение случая, чтобы разглядеть вечность необходимости.

2.3. ''ПОЕДИНОК''.

Исследовать борьбу противоположных сторон в явлении, все ее коллизии, а также периоды тождества, многообразные формы проявления того и другого, прежде всего переходные, ''стыковочные'', промежуточные, которые чаще всего бывают самыми продуктивными в смысле открытий. Изучить результаты борьбы, а также особенности противостояния и примирения.

2.4. ''ЧЕЛНОК''.

Тщательно проверить вариативность свойств испытуемого объекта, моменты и условия обращения его в свою противоположность, а также проявления его инвариантности.

2.5. ''ВИТОК СПИРАЛИ''.

Рассмотреть триаду (тетраду) в развитии явления в единстве изменчивости и устойчивости, проследить возможно большее число витков спирали эволюции, а также инволюции, шаги регресса, отступления, спада.

2.6. ''СКАЧОК''.

Любой процесс нужно рассмотреть с точки зрения равномерности и скачкообразности его развития, наличия перерыва постепенности.

2.7. ''ГОРИЗОНТ''.

Изучить возможности и пределы развития данного явления при заданных условиях, а также запредельные уровни, в общем, отыскать начала и концы.

2.8. ''ХОРОВОД''.

Исследовать взаимосвязи внутри явления, а также пограничные и трансграничные связи на мега-, макро- и микроуровне, а также проявления процесса при резком ограничении связей, их локализации.

2.9. ''САМ - САМА - САМО''.

Изучить встретившееся явление на соответствие его парному закону самодвижения - покоя. Любой покой относителен, он полон скрытых форм движения волн, полей и микрочастиц, сил инерции и гравитации. Самодвижение есть движущая сила развития, его суть. Ученый обязан услышать этот внутренний пульс объекта, если он хочет досконально понять его природу. Тогда прояснится и природа удивительных, порою беспричинных на первый взгляд метморфозов в нем...

2.10. ''ЛЕСТНИЦА''.

Рассмотреть иерархию связей, их сходство и различие в единстве единичного и особенного, изучить '' лестницу '' подсистем в любой системе на возможно большую глубину, а также исследовать автономный режим функционирования явления.

2.11. ''ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА''.

Изучить в явлении процессы упорядочения, взаимопереходы информации (порядка) и энтропии (беспорядка), уровни и возможности гармонизации связей.

2.12. '' МУНДИР''.

Изучить взаимопереходы содержания и формы, функции и структуры, возможность обмена их местами, как быстрого и медленного преобразования связей.

2.13. ЭФФЕКТ ''КУЛАКА''.

Исследовать явление на соответствие его парному закону единства системности и элементарности объектов, изучить специфику частей целого, его элементов. Исследовать в каждом явлении проявления системного качества (системного эффекта).

2.14. ''ЛОЗА''.

Исследовать степень гибкости связей, поведение системы в сверхгибком и сверхжестком режимах функционирования, а также при чередовании и сочетании этих режимов. В общем, проверить соответствие научной формулы парному закону целостности - алгоритмичности.

 

Часть 3.

ЧАСТНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ.

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ,

РАВНОМЕРНОСТЬ ЦЕПИ СВЯЗЕЙ - НЕРАВНОМЕРНОСТЬ (слабое звено в цепи, принцип наименьших сопротивлений А.А.Малиновского-Богданова)

РАВНОВЕСНОСТЬ - НЕРАВНОВЕСНОСТЬ,

СИНХРОННОСТЬ - АСИХНРОННОСТЬ.

 

3.1. ''ЗВОНОК''.

Исследовать прямые и обратные связи объекта.

3.2. ''СЛАБОЕ ЗВЕНО''.

В любом процессе изменения начинаются с самого уязвимого слабого звена - дом рушится с крыши, рыба гниет с головы, эскадра равняет свою скорость по самому тихоходному кораблю.

3.3. ''ВЕСЫ''.

Тщательно исследовать микропроцессы в состоянии равновесия - крайне редком для них, а макропроцессы - в неравновесном, возбужденном состоянии, а также механизм перехода из первого состояния во второе, условия установления баланса.

3.4. ''ТАКТ''.

Исследовать ритмичность каждого элементарного акта изучаемого явления процессами, внешней средой, его синхронность или асинхронность с внутрисистемными колебаниями.

Взаимодействие противоположных сторон противоречия может совпадать по фазе или быть сдвинутым, а от этого во многом зависят свойства объекта.

ЧАСТЬ 4.

4.1. Проверить гносеологические траектории исследуемого открытия: комплексность применения анализа и синтеза, индукции и дедукции, восхождения от частного к общему, от абстрактного к конкретному, то есть естественность его гносеологической ниши.

4.2. Определить методологический статус открытия, этаж абстрагирования, на котором выполнено исследование, естественность его методологической ниши.

4. 3. Сформулировать новую закономерность или явление, свойство, закономерность, вытекающие из данного открытия, включая и формулировки, противоречащие как фундаментальным законам естествознания, так и законам диалектики.

4.4. Отыскать связи, отношения новой закономерности с уже известными, для проверки естественности его онтологической ниши, определить степень соответствия ее фундаментальным законам природы, в частности - законам сохранения, законам диалектики.

4.5. Выявить наличие в изучаемом явлении и сформулированной закономерности интегральных надзаконов - общесистемных, общенаучных, а также возможности их использования как гносеологического инструмента в системном познании, в том числе соответствие их ЗРТС.

4.6. Просмотреть вновь открытое явление или свойство на возможно большем числе экранов многоэкранного мышления.

4.7. Перейти к антисистеме.

4.8. Перейти к антизадаче или обратной научно-исследовательской задаче.

4.9. Извлечь из открытого явления с помощью фантограммы возможно большее число фантастических идей.

4.10. Выявить связь нового свойства материального мира с известными физическими, химическими и биологическими эффектами в ТРИЗ, определить возможность их комплексирования или автономного использования в качестве нового (системного, интегрального) эффекта в изобретательской деятельности.

4.11. Определить способы применения сделанного открытия и его границы (наука, техника, технология, социальная деятельность).

4.12. Исследовать возможные проявления открытого явления в живой материи, его поведение на стыке живого и косного вещества, влияние на их взаимопереходы и взаимосвязи, возможность использования его в биотехнологиях.

4.13. Исследовать проявления нового явления в социуме и возможные выходы в практику социальной деятельности (медицина, генная инженерная, информационные технологии, имитационные системы, информатика).

4.14. Изучить взаимопереходы вещества, энергии и организации (по отдельному алгоритму).

4.15. Определить побочные положительные эффекты, связанные с новым явлением, в частности, возможный гносеологический '' припек ''.

4.16. Рассмотреть открытое явление как возможный системный эффект ряда составляющих (резонанс), разложить его на элементы, компоненты, внутрисистемные параметры с целью предметного анализа и последующего синтеза.

Изучить, в совокупности, с какими общенаучными или общетехническими законами, в том числе ЗРТС, данная закономерность способна производить системный эффект.

4.17. Каждый шаг алгоритма проверить не менее чем на трех сделанных открытиях, а новый шаг - на десяти.

Неработающие, ''проскальзывающие'' шаги необходимо исключать по мере поступления отзывов или рекламаций научных сотрудников и учреждений, разработчиков теории решения изобретательских задач. Пользователю рекомендуется переписывать алгоритм ежегодно с учетом собственной открывательской практики, исключая некоторые избыточные шаги, введенные мною для их проверки, а новые рабочие модификации присылать автору.

 

РЕЗЮМЕ.

1. Предлагаемый алгоритм - не догма, а руководство к самостоятельному открывательскому поиску, он дается не взамен ума, а ему в подмогу.

2. Алгоритм для успешного и продуктивного его применения требует от научного работника системного мышления, философской подготовки.

3. Повышение методологической культуры - непреложный компонент профессиональной культуры открывательского научно-исследовательского поиска.

4. Знание общих законов развития, повышение уровня философской культуры - не дело свободного выбора, любительства, а веление времени, жесткая необходимость, требование цивилизованного профессионализма.

5. В условиях перехода к цивилизации производительного типа открывательство превращается в массовое явление, элемент профессиональной компетентности.

6. Интенсификация научно-исследовательской деятельности - первое и главное условие любой интенсификации производства вообще, перехода от общества потребления к обществу творцов, мыслителей, созидателей, решателей.

7. АРИЗ интенсифицировал изобретательский поиск, АПО-87 ставит целью интенсифицировать научно-исследовательскую, открывательскую деятельность.

8. Диалектика - мощный решательный инструмент, повышающий эффективность научного исследования на порядок.

9. Интенсивный управляемый научно-исследовательский поиск - не удел избранных талантливых одинок, а занятие, доступное для всех, обучить которому можно каждого научного работника. При достаточных философских знаниях открывателем может стать КАЖДЫЙ.

21 октября 1996 года.

г. Владивосток.

Полностью большая статья с интересными примерами есть в Челябинской
областной библиотеке.

 

До встречи!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru

Выпуск № 24. -- 14 ноября 2002 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное