Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 20

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 20. -- 17 июля 2002 г. -- Сайт http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, дорогие Коллеги!

Сегодня в выпуске:

Методические рекомендации по формулированию и решению исследовательских задач из книги
''Поиск новых идей: от озарения к технологии''
 >>

Сайт ''Теория решения научных задач'' и
вопросы о диссимметрии
>>


Дорогие исследователи природы! Предлагаю Вашему вниманию интереснейшие классические рекомендации по решению исследовательских задач из книги Г.С. Альтшуллер, Б.Л, Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов ''Поиск новых идей: от озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач)'', Кишинев, Картя Молдавеняскэ, 1989, 382 с.

Рекомендации находятся в приложении 8 на стр. 351-352

В рекомендациях использованы следующие термины, объясняемые в книге:
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач,
АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач,
ИКР – идеальный конечный результат,
Вепольная модель
структурная модель взаимодействия веществ и полей в задаче.
Стандарт (стандарт на решение изобретательских задач в ТРИЗ) – правило, основанное на законах развития технических систем, указывающее, как должна быть преобразована исходная система.
МАТХЭМ - аббревиатура из первых букв названий полей - механическое, акустическое, тепловое, химическое, электрическое, магнитное.

Методические рекомендации по формулированию и решению исследовательских задач

1. Формулировка исходной исследовательской задачи

Записать условие исходной исследовательской задачи по форме: ''Система для (указать назначение) включает (перечислить входящие в систему элементы). При условии (указать) происходит (описать явление), в то время как должно происходить (указать). Требуется объяснить, почему?''

Пример. В одной лаборатории обнаружили странное явление: некая химическая реакция проходила только в том случае, если ее проводил один и сотрудников. Реакция шла в закрытой колбе, но все равно коллеги стали подозревать человека в фальсификации. Дело осложнялось еще и тем, что если в лаборатории находился кто-нибудь еще, кроме него, реакция тоже не получалась. Как это объяснить?

Запишем исходную исследовательскую задачу по приведенной выше форме.

Система для проведения определенной химической реакции включает вещество в закрытой колбе, химика, других сотрудников. При условии, что этот химик работает в одиночестве, реакция происходит, в то время как она должна была бы происходить и у других людей, а также в их присутствии. Требуется объяснить, почему реакция происходит только в том случае, если химик проводит ее в одиночку.

2. Формулировка обращенной задачи

Превратить исследовательскую задачу в изобретательскую, заменив вопрос ''почему (как) это происходит?'' на ''как это сделать?''. Записать формулировку обращенной задачи по форме: ''Система для (указать назначение) включает (перечислить входящие в систему элементы). Необходимо при заданных условиях (указать) обеспечить получение (указать явление).

Пример. Система для проведения определенной химической реакции включает вещество в закрытой колбе, химика, других людей. Необходимо обеспечить, чтобы реакция проходила тогда, когда химик один, и не проходила в присутствии других.

3. Поиск известных решений

Рассмотреть, в каких областях науки, техники, обыденной жизни требуемое явление или эффект получают искусственно, самым простым путем, как его получают. Проверить, нельзя ли этот способ использовать для решения обращенной задачи.

Пример. Известны способы активизации реакций с помощью катализаторов, либо путем наложения различных полей. Нов нашем случае катализаторы не подходят – колба закрыта.

4. Паспортизация и использование ресурсов

Рассмотреть ресурсы системы и надсистем, которые в готовом или производном виде могли бы помочь в выполнении нужного действия (решении обращенной задачи).

Примечание. Следует обратить особое внимание на ресурсы изменения, функциональные и системные.

Пример. Имеются вещественные и полевые ресурсы, в частности, почти все виды полей по МАТХЭМ: механические (перемещения, встряхивание, толчки, создаваемые человеком звуки); химические вещества, которые в принципе могли бы служить катализатором; тепловое поле, создаваемое человеком; электрическое – если он одет в синтетическую одежду; магнитное – если у него в кармане, например, магнит.

5. Поиск нужных эффектов

Рассмотреть физические, химические, геометрические, психологические (если задача связана с поведением людей) эффекты или цепочки эффектов, которые могли бы обеспечить нужное действие (решение обращенной задачи).

Пример. В нашем случае годятся эффекты, связанные с активизацией химических реакций, например, наложение различных полей.

6. Поиск новых решений

Использовать для нахождения решения инструменты ТРИЗ: приемы, вепольный анализ, стандарты, АРИЗ.

Примечания:

  1. В системы нельзя вводить дополнительные вещества и поля. Решение обращенной задачи должно быть получено только за счет ресурсов.
  2. Имеются некоторые особенности и в формулировании шагов при решении обращенной задачи по АРИЗ. В частности, вместо обычного конфликта типа ''вредное действие связно с полезным'' часто получается конфликт типа ''необходимое действие противоречит имеющемуся''. При формулировке мини-задачи вместо слов ''необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить…'' следует писать ''необходимо без изменений в системе обеспечить…'', при формулировке ИКР вместо слов ''абсолютно не усложняя систему…'' – ''абсолютно не изменяя систему…''

Пример. Исходная вепольная модель: В1 – вещество, В2 – химик. Получается неполный веполь, который нужно достроить по стандарту 1.1.1, то есть ввести недостающее поле П. Примечание указывает, что это поле должно быть из ресурсов, причем связано с конкретным человеком (получается противоречие: поле должно быть, чтобы активизировать реакцию, и его не должно быть, потому что у других реакция не идет). После несложного анализа отпадают все поля, кроме звукового.

7. Формулировка гипотез и задач по их проверке

На основе полученных решений обращенной задачи сформулировать гипотезу (гипотезы) и задачи по их проверке.

Примечание. Если решение задач по проверке гипотез вызывает сложности, необходимо использовать инструменты ТРИЗ.

Пример. Формулируем две гипотезы: а) наличие посторонних людей создает звуки, нарушающие ход реакции; б) отсутствие других людей позволяет химику создать звуки, активизирующие реакцию. Для проверки гипотез необходимо простейшее прослушивание. При этом выяснилось, что химик любил петь, обладал мощным басом, но плохим слухом. Поэтому пел в одиночестве. А реакция активизировалась только низкочастотными колебаниями

8. Развитие решения.

Если наблюдаемое явление относится к числу вредных (например, речь идет о выявлении причин брака), сформулировать и решить задачу по его устранению, при необходимости используя ТРИЗ. Если явление полезное, можно сформулировать и решить задачу по его усилению с учетом полученного знания о механизме его действия.

Пример. Явление полезное. Его действие может быть усилено путем выбора наилучших режимов звукового воздействия.

Основная идея приведенного алгоритма заключается в сведении научной задачи к изобретательской. Активно используются ресурсы и весь арсенал теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Подробнее об этом классическом алгоритме можно прочитать в книге на стр. 123-132.


Получил несколько писем от Виталия Воробьева с вопросами и рекламой его сайта ''Введение в теорию решения научных задач'' www.trnz.narod.ru :

Законы диалектики, как известно, всеобщи. Если считать это утверждение правильным, то законы диалектики могут быть с успехом применены к любому явлению природы, любому объекту, процессу, системе или структуре. Но тогда появляется вполне закономерный вопрос - ''Применимы ли законы диалектики к самой диалектике?'' - и что произойдет, если их все-таки применить к самим себе?

Нечто подобное происходит и с теорией решения научных задач (ТРНЗ), которая изучает способы создания и развития научных гипотез, и сама в тоже время является гипотезой. Применимость к самой себе - одно из удивительных свойств этой теории, которое способно обеспечить ей очень быстрое развитие.

Предлагаемое Вашему вниманию ''Введение в теорию решения научных задач'' www.trnz.narod.ru - это, к сожалению, всего лишь черновик, малая часть всего, что уже удалось сделать в этой области. Более полная версия ''Введения...'' будет опубликована в конце июля 2002 г.

Спасибо Виталию! Внимательно изучил эту страничку. Конечно, есть за что ругать автора. Но безгрешных нет. Поэтому будем искать плюсы. Вот такие мысли затмевают все недостатки:

''По аналогии с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) следует сделать предположение, что существуют объективные законы развития моделей объектов''.

Кроме этого Виталий получил от В.В. Митрофанова программу ''Машина открытий''. Также он прочитал некоторые статьи, опубликованные на сайте ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru , в которых развиваются идеи Митрофанова, и вот как о них отзывается:

После того, как я прочитал и частично обдумал Ваши статьи, опубликовнные в интернете, мне хотелось бы поделиться с Вами следующими соображениями:
1) В Ваших статьях сказано: ''Диссимметрия - причина всех явлений природы'' и ''Факторы, вызывающие всякое явление природы, следет разделять на две группы - движущие и ограничивающие'' (цитаты не буквальные, а смысловые).
Полагаю, что можно сказать несколько точнее:
Всякое явление природы порождается взаимодействием диссимметрии (движущего фактора) и какого-либо ограничивающего фактора. Другими словами, одной диссимметрии недостаточно, чтобы породить какое-либо природное явление. Диссимметрия - это всегда только движущий фактор явления, а нужен так же и ограничивающий.

2) Не могу согласиться с тем, что явление, порожденное диссимметрией, всегда действует в сторону уменьшения диссимметрии (стремится к симметрии).

Например, при формировании планеты или звезды из газопылевого облака возникает диссимметрия - разница между концентрацией массы в протопланете (протозвезде) и в остальной части облака. Эта диссимметрия в дальнейшем только усиливается за счет концентрации массы в протопланете (протозвезде).

С наилучшими пожеланиями,
Воробьев Виталий.

Это письмо оказало на меня сильное влияние. Действительно, Виталий попал не в бровь, а в глаз. Он совершенно точно подметил суть диссимметрии. И вдобавок сильно развил идею о взаимодействии движущих и ограничивающих факторов!
А пример с формированием планет очень интересен. Действительно, как относиться к диссимметрии, как к движущему фактору? Обязательно ли диссимметрия уменьшается по ходу развития процесса, порождаемого этой диссимметрией? Или это другая диссимметрия? Возможно, причина (движущая диссимметрия) уменьшается, а другая диссимметрия возрастает, а затем в свою очередь становится причиной следующих (по принципу компенсации) процессов?
Каково Ваше мнение по данному вопросу? Что такое диссимметрия? Действительно ли она является необходимой причиной явлений и процессов? Уменьшается ли она затем с течением развития процесса?
Жду Ваших откликов.


С уважением, ведущий - Александр Кондратьев

Описание рассылки в каталоге Subscribe.Ru находится по адресу  http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Предыдущие выпуски находятся в архиве
http://subscribe.ru/archive/science.natural.triz/
или в архиве на моём сайте ''Русловые процессы и ТРИЗ''
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
Выпуск № 20. -- 17 июля 2002 г. -- Сайт
http://bedload.boom.ru ''Русловые процессы ТРИЗ'' -- ancondratyev@peterlink.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное