Самым действенным, по настоящему решательным приемом решения научных задач является диссимметрия. Этому приему будет посвящено наибольшее
внимание. Но, тем не менее, на первое место я ставлю, всё-таки, аналогию.
Этот приём больше напоминает неалгоритмические
приемы решения изобретательских задач. Последователи теории решения
изобретательских задач (ТРИЗ) всячески поощряют алгоритмизацию решения
изобретательских задач, а неалгоритмические методы остаются в загоне. Потому
что часто они напоминают метод проб и ошибок, с которым ведётся традиционная
борьба.
На самом деле, во-первых, аналогия совсем далека
от слепого метода проб и ошибок. А, во-вторых, исторически этот прием был
наиболее частым и поэтому невольно наиболее эффективнымв решении научных задач.
У Волюслава
Владимировича Митрофанова в книге «От
технологического брака до научного открытия» цитируется фраза, что «аналогия –
хромая богиня», а Волюслав Владимирович добавляет: «Но
всё-таки богиня!».
Прием аналогии можно алгоритмически применять при
помощи метода построения общих правил (см.
статью
Приём
выведения общих правил (на
примере причины меандрирования рек)
http://bedload.boom.ru/MyPapers/4.htm).
Для выведения обобщённых правил предлагается в формулировке известной
закономерности заменить названия конкретных предметов их более общими,
обобщающими понятиями. Аналогия автоматически применяется при
следовании по обратному ходу рассуждения – не от конкретного к общему, а
теперь, наоборот, - от общей формулировки спускаемся к грозди других
конкретных, частных закономерностей. В этом и проявляется сила аналогии.
Второе параллельное применение приема
аналогиизаключается в попытке
сформулировать ещё неизвестную закономерность по внешнему проявлению действия
неизвестной причины. Затем ищем аналогию – что ещё, совсем другое по названию и
материальному воплощению похоже по результату
воздействия – что такое же извилистое, или волнистое и т.п. Этот способ
применения аналогии напоминает применение приёма «Что?», который будет описан
далее. Прием «Что?» - это вопрос – что надо сделать, чтобы получить то, что мы
уже имеем. Отвечая на вопрос «что?» (или пытаясь самим добиться такого же
результата) мы вольно или невольно можем наткнуться на ту действительную
причину, которая и является действующей. Прием аналогия по результату тесно
похож на это. Только здесь мы ищем причины, приведшие к имеющемуся результату у
других аналогичных явлений. Решение в таком случае может быть получено быстрее,
даже автоматически – в случае, если у аналогичного явления уже известна
причина.
В этом случае аналогия по результату воздействия
эффективнее приема «Что?».
Диссимметрия
Диссимметрия является самым мощным приемом решения научных
задач.
Его суть заключается в том, что причиной каждого
природного явления есть некая диссимметрия. Под диссимметрией мы понимаем любую разность, наравенство, различие, хиральность
и т.п.
Прием заключается в поисках той разности, которая
и является причиной рассматриваемого явления.
И, кроме того, наоборот! Видишь разность, должен
быть некий эффект, который инициируется этой разностью! Часть это явление не
видно. Здесь проявляется перенапряжение и ограничивающие условия (см. далее).
Это, наверное, второй по мощи после диссимметрии, прием решения научных задач.
Суть его заключается в объединении необъединимого.
По словам А.В. Лимаренко, чаще бывает не
«или-или», а «и-и».
Подробнее об объединении альтернативных
гипотез см. в статье 'Объединение альтернативных
гипотез на формирование русел'. http://bedload.boom.ru/MyPapers/8.htm
Эмерджентность
Такое страшное название имеет на самом деле
системность природы.
Знакомым с ТРИЗ можно вспомнить системный
оператор, то есть 9-ти или многооконную картинку, в которой в три этажа
расположены надсистема, система и подсистема
рассматриваемого явления или предмета.
Самое главное сейчас для нас заключается в том,
что система не является простой суммой составляющих её подсистем. И этого мало.
Ещё важно то, что, изучая саму систему, мы никогда не можем изучить причины
образования этой системы!
То есть, сколько бы мы ни занимались изучением меандрирования, причины образования самого меандрирования мы не узнаем (хотя очень много будем о нём
знать!).
Например, для поиска причины образования меандрирования
надо выходить на следующий структурный уровень – уровень
сразу всех типов русловых процессов.
И вот тут оказывается, что проще найти причину
образования сразу всех типов, а не только какого-то одного. Само положение
явления в ряду других явлений имеет большое значение к его познанию.
Итак, – перейти в надсистему,
выяснить другие явления, которые входят в эту надсистему и перейти к следующему приему: «Причинная
ось».
Причинная ось
Метод причинной оси заключается в том, что никакое
явление не живёт само по себе. Всегда рассматриваемое явление можно разместить
в ряд других связанных явлений. Это могут быть и не другие явления, а другие
временные состояния этого же явления или предмета.
Явления можно разместить не хаотично, а вдоль
причинно обуславливающего параметра
Интересно, что это параметр – это как раз та
движущая причина, которую мы уже искали раньше при помощи приёма диссимметрия.
Изменение этого параметра приводят к изменениям и
самих явлений. Вдоль по определяющей оси определяющий
параметр в идеале должен изменяться от плюс бесконечности до минус
бесконечности. В реальности чаще мы обычно имеем дело с ограниченным
диапазоном изменений определяющего параметра или не замечаем, что он изменяется
ещё гораздо больше.
Следствия приема «Причинная ось» описаны в
знаменитой статье Г.С. Альтшуллера «Как делать
открытия». Это «Белые пятна», «Переступить пределы», «Лишний элемент».
Морфологический ящик
Это развитие приемов объединение альтернативных
гипотез и «причинная ось». Подробнее
см.
Морфологический ящик
природы http://bedload.boom.ru/MyPapers/21.htm
Что? Сведение к изобретательской ситуации
Очень эффективный и в то же время простой приём.
Прием понимания сути
Хорошо описан в книге: Альтшуллер Г.С. и др. 'Поиск новых идей: от озарения к
технологии. Кишинев, КартяМолдавеняскэ',
1989, 381 с.
Ресурсы
Прием ресурсы означает, что искомая причина есть
здесь. Только те, известные и неизвестные поля и вещества, которые имеются в
наличии в нашей системе, могут быть причиной нашего явления.
Помним также, что этот ресурс является диссимметрией!
Ресурсы перекликаются с «Что?»
Противоположный эксперимент
Заключается в проведении не менее двух
экспериментов при выполнении условий: 1) в экспериментах изменяется только один
параметр, 2) результаты экспериментов значительно
различаются между собой («противоположны»). Подробно описан у В.В. Митрофанова.
См. также 'Противоположный эксперимент и
ложный противоположный
эксперимент'. http://bedload.boom.ru/MyPapers/3.htm
Ограничивающие факторы
В.В. Митрофанов говорит
о перенапряжении. Суть перенапряжения заключается в том, что для того, чтобы
«процесс пошёл», нужно сначала истратить некое перенапряжение.
Например, нервы человека ощущают воздействие
только с некоторого небольшого значения, а не с бесконечно малой величины.
Шире можно представить, что существуют много
разных ограничивающих факторов, которые в разной степени не позволяют
развиваться явлению.
Возможно, также, что эти ограничивающие факторы
различны для проявления различных движущих факторов (вспомним морфологический
ящик) – на каждую движущую причину несколько ограничивающих факторов.
Ложный противоположный эксперимент
Это приём, который на самом деле должен быть в
паре с приёмом «противоположный эксперимент», но рассказать о нём надо после
приёма «Ограничивающие факторы».
Существуют два класса причин
явлений: 1) причины главные, настоящие, действующие, активные, побуждающие (диссимметрия!); 2) условия проявления главных причин, поле
деятельности главных причин, тиски, рамки (ограничивающие факторы!).