Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Выпуск 14

Рассылка "Как делать открытия. Приемы решения научных задач"

Выпуск № 14. -- 12 февраля 2002 г. -- Сайт http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Дорогие коллеги!

Огромное спасибо Вам за интерес к рассылке!
Я буду очень рад, если Вы выскажете своё мнение о рассылке,
предложите свои темы для обсуждения.

Пожалуйста, ответьте на вопрос:

О каком приеме решения научных задач Вам хочется поговорить в следующих выпусках?
  • диссимметрия,
  • объединение альтернативных гипотез,
  • аналогия,
  • противоположный эксперимент,
  • ложный противоположный эксперимент,
  • противоречие,
  • ресурсы,
  • ограничивающие факторы,
  • причинная ось,
  • переступить пределы,
  • ______ - Ваше предложение?

Большинство из этих (и другие!) приемы решения научных задач очень интересно описаны в книге Волслава Владимировича Митрофанова "ОТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БРАКА ДО НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ", 1998

Предлагаю Вашему вниманию введение из этой книги:

ОБ АВТОРЕ

Митрофанов Волюслав Владимирович родился в 1928 году. С 1943 года - юнга Северного флота, матрос, а с 1950 года лаборант-механик в Ленинградском Государственном Университете. В период с 1953 года по 1960 работал лаборантом, младшим научным сотрудником в Радиевом институте им. В.Хлопина, а с 1960 года старшим инженером, ведущим инженером, начальником лаборатории и главным инженером СКТБ. Затем заместителем главного конструктора полупроводникового производства Объединения "Светлана". В процессе работы окончил ЛИТМО.

В.В.Митрофанову присвоено звание "Заслуженный технолог РСФСР".

В 1973 году он организовал школу изобретателя, а затем при Выборгском Дворце культуры и техники - Народный Университет научно-технического творчества, ректором которого является и сейчас. В основе университетского курса лежат научные труды Г.С.Альтшуллера - инженера, писателя-фантаста, автора знаменитой Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В.В.Митрофанов - один из немногих "апостолов", т.е. прямых учеников и соратников Г.С.Альтшуллера - является основателем и руководителем крупнейшей в стране научной школы "практической ТРИЗ". Из стен Университета вышли не только изобретатели, разработчики, но и блестящие преподаватели ТРИЗ. Среди них Герасимов В.М., Герасимов О.М., Злотин Б.Л., Крячко В.Б., Кислов А.В., Литвин С.С., Петров В.М. и многие другие.

В.В.Митрофанова отличают энциклопедичность, глубокие и разносторонние интересы, активное научное любопытство, умение взглянуть с неожиданной стороны на серьезнейшие проблемы в различных областях знаний, в том числе - далеких от его основной специальности, предложить оригинальные подходы к решению этих проблем, а в ряде случаев найти сами решения на уровне открытий. Все это нашло отражение в книге, однако, серьезность материала не помешала увлекательности его изложения.

Книга предназначена для слушателей школ и университетов научно-технического творчества, но может быть полезна научным сотрудникам, технологам, аспирантам, студентам Вузов и просто любителям - всем, кто хочет познакомиться с нетрадиционным подходом при поиске причин брака в технологических процессах, а также при решении научных задач.

ВВЕДЕНИЕ

"Жизнь слишком коротка,
чтобы мы могли извлекать пользу
из своих ошибок".

Д.Гранин

Это означает, что нам следует извлекать пользу
из чужих ошибок.

В.М.

Стою у открытой двери вагона метро и вижу проходящую по перрону молодую женщину Идет прямо, грудь вперед, голова слегка откинута назад - легкая, гордая, свободная. И вдруг появилось желание выскочить из вагона, подойти к ней и сказать: "Сударыня, научите, как мне также красиво и свободно ходить". Но дверь закрылась, сударыня прошла, а я поехал дальше и начал вспоминать. Очевидно, многим хотелось бы научиться отлично, красиво ходить, говорить, бегать, играть в различные игры, например, в теннис, футбол, хотелось бы научиться писать стихи, рассказы, рисовать, исполнять музыку или даже сочинять самому. Возможно, кое-кому хотелось бы научиться решать технические задачи. Когда мне рассказывают отличное, красивое техническое решение, мне всегда хочется задать вопрос: "А как же Вы его получили?" Аналогично, когда читаешь какую-нибудь научную статью, в которой приводятся блестящие результаты, так и хочется спросить: "Ну а как же Вы получили эту идею, результат?" Очевидно, можно согласиться с Р.Фейнманом и И.М.Гельфандом, которые утверждают, что для каждой научной задачи должен быть свой подход. Подобное же утверждалось и для решения технических задач. Однако за последние десятилетия, благодаря работам целого ряда инженеров и ученых, это утверждение частично сломлено. Так в работах Г.С.Альтшуллера не только показаны подходы к решению технических задач, но и приведены результаты по решенным задачам. Его последователи создали компьютерную версию методики решения изобретательских задач, при помощи которой к началу 1995 года решены сотни задач. Естественно, существует разница в подходах при решении научных и "технических задач, хотя бы уже потому, что для научных задач верное решение должно быть одно, а для технических задач, как правило, возможно несколько решений. Научные задачи окружают нас - это загадки Природы, человека, живого и растительного мира, космоса и т.д. Отгадать эти загадки представляет громадный интерес. Можно утверждать, что как многообразен мир. в котором мы живем, так же многообразны и методы решения научных задач. Каждый, кто решал научные задачи, знает, что когда ответ найден и рассматривается пройденный путь к нахождению ответа, то становится наиболее ярко видно, сколько было проделано лишней работы и сколько времени затрачено впустую. И из каждой работы можно почерпнуть некий опыт, который, возможно, пригодится при решении других задач.

За годы работы автору пришлось решать ряд научных задач. Это задачи, связанные с эффектом Тваймана, эффектом Рассела, образованием локальных выпрямляющих контактов при пробое термического окисла кремния, образованием сквозных пор в окисле, неравномерным травлением алюминия и т.д. Все эти исследования вытекали из поиска причин брака, который образовывался в технологическом процессе изготовления интегральных схем. Найдя причину брака и устранив ее, мы не ограничивались этим, а пытались выдвинуть гипотезу и подтвердить ее экспериментально. Как правило, на это требовалось много времени, но ответ мы все же находили. Полученный опыт с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) излагается ниже.

Автор - технолог. Именно в различных технологиях переплетаются и идут одновременно физические, химические, биологические процессы. И иногда при отклонениях от заданных режимов, даже самых незначительных, образуются такие узлы, что распутывать их технологам достаточно сложно.

У автора нет сомнений в том, что такого рода публикации могут оказать помощь в работе инженерам-технологам, научным сотрудникам, аспирантам в их прекрасной деятельности.

И последнее, что мне хотелось бы сказать здесь - это выразить глубокую благодарность авторам книг, статей, журналов, список которых я привожу в конце работы. Особенно мне хотелось поблагодарить редакцию журнала «Химия и жизнь». Отрывки из статей этого журнала я часто привожу в тексте. Именно они, независимо от того, правильные или спорные выводы в них приводятся, помогали мне работать и жить. Именно они вдохновляли на исследовательскую работу. И я считаю своим долгом передать другим то малое, что мне удалось найти, связать, систематизировать, обобщить.

Это отрывок из книги Волюслава Владимировича Митрофанова
"От технологического брака до открытия", 1998 г.

В перспективе выход в свет второго издания книги.


От ведущего:

Уважаемые коллеги!

Последнее время всё больше думаю о роли исторического в понимании сути причин явлений природы.
Побуждающей причиной к размышлениям об историзме послужили работы знаменитого дальневосточного гидролога И.Н.Гарцмана. Ссылки постараюсь привести в следующий раз.
Мы уже с Вами говорили, что причины явлений можно разделить на две части: настоящие, движущие причины и ограничивающие факторы, тиски, условия и т.п., которые не дают (или дают) проявиться силам движущей причины. (См., например,
http://bedload.boom.ru/MyPapers/14.htm )
Но кроме этого надо учитывать, что явление чаще всего трансформируется из предыдущего состояния. (Это хорошо видно на примере русловых процессов - река никогда не образуется из ничего, она всегда развивается из какого-то начального, предыдущего состояния). Каждое явление имеет предысторию, предыдущее состояние - ФОРМУ. Форма сама по себе важна, не зря мофология существует в самых различных науках - от анатомии, зооологии, анатомии, геоморфологии, минералогии до морфологии частей речи - и это отдельный, достойный обсуждения вопрос. Важно также то, что форма предыдущая включает в себя большую информацию, ограничивающие условия, начальные условия для развития изучаемого нами явления.
Но кроме историзма важную свзанную с этим роль играет инерционность всех процессов.
Что Вы думает на эту тему?
Пожалуйста, напишите нам! Я опубликую Ваши исследования, мнения или сомнения, возражения в нашей рассылке!


Сайт "Русловые процессы и ТРИЗ"

Сайт "Русловые процессы и ТРИЗ" http://bedload.boom.ru посвящен приемам решения научных задач. Решены некоторые задачи русловедения, гидрологии и гидравлики. Использованы приемы ТРИЗ, 7 "нот" В.В. Митрофанова. и другие приемы.
На сайте представлены статьи о решении задач
http://bedload.boom.ru/MyPapers/index.html
Об авторе рассылки смотрите
http://bedload.boom.ru/MySelfAbout/index.html. Я гидролог, изучаю русловые процессы.
О русловых процессах (изменения реки под воздействием текущей воды) смотрите здесь
http://bedload.boom.ru/Channel/index.html
О теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
http://bedload.boom.ru/TRIZ/index.html

Если Вы занимаетесь решением научных задач и хотите, чтобы информация о Вас и Ваших работах была размещена на сайте, пишите ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву.


Российская наука в Интернет http://rusnauka.narod.ru

Сайты о ТРИЗ:
http://matriz.karelia.ru/index.html - МА ТРИЗ
http://www.natm.ru/triz/ Интернет-школа ТРИЗ
http://triz.port5.com/ проект "Энциклопедия ТРИЗ"
http://www.ideationtriz.com/ - Ideation - TRIZ (англ)
http://www.triz.minsk.by Минский Центр ТРИЗ-технологий
http://www.trizland.com "ТРИЗ центр"


Ректор "Школы научной мысли" Вячеслав В. Нестеров
приглашает Вас подписаться на рассылку и посетить его сайт:
WWW: http://alter.sinor.ru/school

Рассылки Subscribe.Ru
Подпишитесь на рассылку ''Новости школы научной мысли''

Анонсируем новые материалы сайта "Школа научной мысли". Этот образовательный сайт содержит лекции по методологии науки. Рассматриваются вопросы научной терминологии, современная теория истины, методы построения и проверки рабочей гипотезы - словом, то, что составляет основы и концепции современного естествознания. Предназначен для всех, кто интересуется философией науки и теорией познания. Кроме того, публикуются работы начинающих исследователей и их критический анализ, ведутся дискуссии по актуальным проблемам методологии науки.
E-mail: nesterov@online.sinor.ru


Я буду очень рад, если Вы ответите на вопрос, который я задал в начале нашей рассылке:

О каком приеме решения научных задач Вам хочется поговорить в следующих выпусках?
Спасибо!
Желаю Вам всего самого хорошего!!!

До встречи!
Ведущий - Александр Кондратьев

Выпуск № 14. -- 12 февраля 2002 г. -- Сайт http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное