Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Выпуск 9.
АРХИВ рассылки "Как делать открытия"

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 9

15 октября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо двум новым подписчикам!
Теперь нас четырнадцать человек!!!
Спасибо!

Очень грустная новость - от рассылки отписался один человек.
Жаль!!! Согласен, последняя рассылка (№ 8 от 11 октября) оказалась слаба.
Очень Вас прошу прислать мне любые Ваши предложения, идеи, темы для обсуждения - все, что относится к решению научных задач.
С интересом и радостью жду Ваших материалов, вопросов для обсуждения.
Сообщите о своих сайтах, рассылках с описаниями и ссылками для размещения информации о Вас и Ваших разработках в ссылке или на моем сайте.

Прежде, чем отписаться от рассылки, напишите нам - ancondratyev@peterlink.ru,
что Вам не нравится в рассылке?

Подпишите, пожалуйста!, на рассылку Ваших знакомых и друзей!

Предыдущие выпуски есть на сайте
Страница рассылки в Каталоге Subscribe.Ru
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Ведущий Александр Кондратьев

Река истины протекает через каналы заблуждений.
Р. Тагор

15 октября - День ТРИЗовца.
В этот день Генриху Сауловичу Альтшуллеру исполнилось бы 75 лет.
Прошло 40 лет с момента выхода первой книги по ТРИЗ "Как научиться изобретать".

Международная Ассоциация ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских задач)
планирует проведение ряда юбилейных мероприятий.

В прошлом выпуске:

1. В.В. Митрофанов о программе "Машина открытий-2"

2. 75 лет Г.С. Альтшуллеру - автору ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

3. Предложения к сотрудничеству.

Архив рассылки

Сегодня в выпуске:

1. В.В. Митрофанов о программе "Машина открытий-2"
перейти

2. Приём решения научных задач ''Переступить предел''
перейти

 

В следующих выпусках:

1. О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

2. Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!


В начало перейти

Волюслав Владимирович Митрофанов о программе "Машина открытий"

Так как я занимаюсь исследованием, как делаются открытия, т.е., как решаются научные задачи, то я ищу любые примеры и приемы, которые можно использовать для достижения этой цели. И вот, закончив программу МО-2, мне попалось два примера, которые произвели на меня огромное впечатление. Первое. 22 сентября 2001 г. в 10-00 в программе НТВ было рассказано и показано о том, что ветеринар Бритов получил патент на лечение рака. Суть патента в том, что больные желудком (болезнь я не запомнил) не заболевают раком. Что-то знакомое прозвучало в этом сообщении. Я вспомнил Дженера, который ещё в XIX веке заметил, что доярки не заболевали оспой, так как они перебаливали этой болезнью в легкой форме, заражаясь от коров. Потом Пастер нашел метод прививок, и это спасло миллионы жизней. Это, конечно, не одно и то же, но все же чрезвычайно интересное решение, которое было обнаружено, как сообщило НТВ, статистическим методом – не было случаев заболевания раком теми, у кого была болезнь желудка. И приведу фразу из "Охотников за микробами" Поля де Крюи: "Я [Пастер] открыл вакцину, более верную и научную, чем противооспенная вакцина Дженера, микробов которой никто никогда не видел. Теперь мы применим тот же способ к сибирской язве, ко всем заразным болезням. Мы будем спасать человеческие жизни!"

И ещё из той же книги.

"Вальтер Рид обратил внимание, что сиделки, ухаживающие за больными и близко с ними соприкасавшиеся, никогда не заболевали желтой лихорадкой!"

Теперь перейдем ко второй удивительной новости. Я сразу хочу сказать, что можно не верить тому, что изложено в газете. Некоторые мне прямо говорят, что этого не может быть, это чушь и т.д. Но ведь есть масса примеров крупных ученых, гениев искусства – музыки, литературы и т.д., которые говорят, как к ним приходят идеи, мысли, но мы их читаем, слушаем, но… не верим. Я приведу только два примера, а саму статью о феномене Наташи Бекетовой, которая говорит на 120 древних языках, а ей всего 20 лет, прочтите в приложении.

В Моцарт написал: "Я всегда в хорошем настроении и отлично себя чувствую, когда мысли толпятся в моей голове, входя в неё с величайшей легкостью. Как и откуда они приходят? Я не знаю, и никак не причастен к этому…"

В юбилей Д. Шостаковича, его ученик сказал, что он учился у него и в то же время подчеркнул, что обучить писать музыку нельзя.

Карл Гаусс писал: "Наконец, решение промелькнуло в моем мозгу, как внезапная вспышка молнии. Я не могу сказать, что оно было связано с моими прошлыми знаниями".

Из этой статьи можно сделать много выводов. Попробуйте объяснить этот феномен.


Более подробно о проекте обучающей компьютерной программы "Машина открытий" смотрите http://bedload.bip.ru/TRIZ/mo.htm

Вопросы посылайте Митрофанову Волюславу Владимировичу: mitrofanovvv@mail.ru

Заказывайте программу mitrofanovvv@mail.ru

Спасибо!

В начало перейти


В начало перейти

Приём решения научных задач “Переступить пределы”

“Переступить пределы!”

“Игра в бисер” Герман Гессе.

Основоположник Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллер в 1960 году написал свою знаменитую статью, посвящённую методике научной работы [1].

Пункт 18 в статье гласит: “Следующий по сложности приём – обращение внимания на белые пятна за пределами известных явлений. Пример. Исследования Бриджмена в области ранее недоступных высоких давлений привели к открытию новых модификаций льда”.

То есть необходимо искать явления за пределами набора известных явлений.

Для этого удобно пользоваться такой последовательностью мыслительных действий:

  1. Найти причинную ось, которой связаны изучаемые явления.
  2. Например, изменение типов русловых процессов обусловлено изменением относительной транспортирующей способности потока [2].
  3. Выстроить известные явления по этой причинной определяющей оси.
  4. Например, меандрирование > прямые русла > разветвлённые русла. Эта последовательность типов русел соответствует уменьшению относительной транспортирующей способности потока [2].
  5. Далее надо посмотреть белые пятна на самой оси, выяснить, какие факты не укладываются в рассматриваемую причинную ось, и какие новые явления могут быть ещё более большего и менее меньшего:
А) “Белые пятна”. У Альтшуллера в пункте 17 по этому поводу написано: “Несколько более сложный приём - обращение внимания на белые пятна в пределах уже известных явлений. В этом случае тоже ищут аномалии – в пределах уже исследованного диапазона температур, давлений, расстояний, скоростей и т.д.” [1].
Б) “Лишний элемент”. Выяснить, какие факты не укладываются в рассматриваемую причинную ось.
Пример: разветвлённые русла по типу пойменной многорукавности ошибочно находились в ряду типов русловых процессов, выстроенных по изменению транспортирующей способности потока [2].
В) “Переступить пределы”. Это приём, которому посвящена настоящая статья.

Примеры применения приёма решения научных задач “Переступить пределы”:

1. Режимы движения жидкости.

В современной науке общепризнанны два режима движения жидкости – ламинарный и турбулентный. Характерно различие между ламинарным (параллельно струйным) и турбулентным (извилистым) режимами течения жидкостей.

1) Необходимо найти причинную ось, которой связаны изучаемые явления.

Причиной образования любой извилистости является разность между тем, что может делать предмет, и тем, что заставляют его делать [2]. Подробное описание разности, как причины физических явлений и процессов можно найти в книге В.В. Митрофанова [5].

Критерием сущностного различия ламинарного и турбулентного режимов движения жидкостей должна быть такая же разность. Как раз именно так интерпретируют число Рейнольдса Т. Карман и сам Рейнольдс [6]. Число, характеризующее режим движения жидкости, является отношением скорости движения молекул рассматриваемого объёма жидкости к скорости движения самого объёма жидкости в целом. Становится ясным физический смысл числа Re. Числитель представляет собой интенсивность движения всего объёма жидкости, а знаменатель – темп теплового движения. При равенстве скоростей наблюдается ламинарное движение жидкости, а при превышении местных скоростей над переносной жидкость двигается турбулентным режимом.

2) Необходимо выстроить известные явления по этой причинной определяющей оси:

Ламинарный режим > Турбулентный режим

3) Далее надо посмотреть белые пятна на самой оси, выяснить, какие факты не укладываются в рассматриваемую причинную ось, и какие новые явления могут быть ещё более большего и менее меньшего:

В русловедении [2] имеется три коренным образом отличающихся варианта типов русел: в одну сторону от прямых русел расположены извилистые русла, а в другую – русловая многорукавность. А режимы движения жидкости признаются только два – прямые и извилистые.

Каков третий, обратный эффект?

Обратный эффект к турбулентности называется кавитация [3]. При кавитации в толще жидкости появляются пустоты. Это поток, который ещё “ламинарнее” ламинарного потока!

Вывод. Существуют три режима движения жидкости: турбулентный, ламинарный и кавитация. Качественное различие между режимами заключается в отношении скорости движения молекул жидкости к скорости движения всего объёма жидкости. При равенстве этих скоростей – ламинарный режим движения жидкости. При скорости движения молекул большей скорости движения объёма жидкости – турбулентный режим. При скорости молекул меньшей, чем скорость движения всего объёма, жидкости приходится разрывать молекулярные связи, образуются внутриводные полости-разрывы, имеем кавитационный режим движения жидкости [3].

2. Состояния вещества.

Общеизвестны 4 состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное и плазма.

  1. Попробуем найти причинную ось, по которой можно выстроить эти “явления”. Пока назвать точно её трудно. Это что-то вроде “твёрдость, густота вещества.
  2. Для нас сейчас важно, что мы можем выстроить эти состояния именно в следующем порядке по этой оси: твёрдое > жидкое > газообразное > плазма.
  3. “Переступить пределы”.
Что “твёрже твёрдого”?, “плотнее плотного”? Где атомы упакованы ещё плотнее, чем при твёрдом агрегатном состоянии вещества?
Возможно, что это чёрная дыра. Чёрная дыра – особое состояние вещества.
И наоборот, – что разрежённее газа и плазмы?
Возможно, что вакуум. Вакуум – особое состояние вещества.

Выводы.

1. Для решения научных задач эффективно пользоваться приёмом “Переступить пределы”.

Удобно использовать следующую последовательность действий:

  1. Подобрать явления и процессы,
  2. Найти причинную определяющую ось,
  3. Рассмотреть явления за пределами этой оси. Для этого надо найти ответы на вопросы: “Что более большего?”, “Что менее меньшего?”

2. При помощи приёма “Переступить пределы” выяснено существование:

  1. трёх режимов движения жидкости: ламинарный, турбулентный и кавитация.
  2. 6 состояний вещества: вакуум, плазма, газ, жидкость, твёрдое тело, чёрная дыра.

Пользуйтесь приёмом решения научных задач “Переступить пределы” и другими приёмами, которые предлагают Г.С. Альтшуллер [1] и В.В. Митрофанов [5].

Литература.

  1. Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия (мысли о методике научной работы), Баку, 1960, 11 с., (001.894.068 А58). Рукопись деп. в ЧОУНБ № 685.
  2. Кондратьев А.Н. Причина образования извилистости: меандрирование рек и других природных потоков //Известия АН. Серия географическая, 2000, № 4, с. 42-44.
  3. Кондратьев А.Н. Три режима движения жидкости – ламинарный, турбулентный и кавитация// 2-ая Международная научная конференция студентов и молодых учёных “Актуальные проблемы современной науки”. Самара, 2001.
  4. Кондратьев Н.Е., Попов И.В., Снищенко Б.Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. - Л. : Гидрометеоиздат, 1982. - 272 с.
  5. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия, СПб., 1998.
  6. Проблемы турбулентности. Сб. статей. М.-Л., ОНТИ, 1936. - 332 с.

В начало перейти

Большое спасибо новым подписчикам!!!!!!

Предыдущие выпуски есть на сайте и в каталоге Subscribe.Ru
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Отписаться от рассылки ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач'' можно здесь
http://subscribe.ru/catalog/science/natural?public
Но лучше напишите нам -
ancondratyev@peterlink.ru, что Вам не нравится в рассылке?

В следующем выпуске:

  • О программе ''Машина открытий''

  • О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

  • Информация о Ваших исследованиях!
    Ждём Ваших писем!

 

Уважаемые коллеги!

Компьютерная программа ''Машина открытий''. Если Вы хотите купить, помочь распространять, создавать или улучшать программу, связывайтесь с Волюславом Владимировичем Митрофановым: mitrofanovvv@mail.ru

Жду Ваших откликов ancondratyev@petelink.ru
Ведущий - Александр Кондратьев

Желаю Вам всего самого хорошего!

Выпуск № 9

15 октября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru

АРХИВ рассылки "Как делать открытия"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное