Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О новой парадигме в экономике

  Все выпуски  

Выпуск 7. "Экономические проблемы в странах СНГ и пути их решения"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 


Довгель Е.С.
O НОВОЙ ПАРАДИГМЕ В ЭКОНОМИКЕ,
выпуск 7
----------------------------------------------------------

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, образец), в данном случае понимается как комплекс идей и методов исследования, объясняющих историю общества, модель постановки проблем общественного развития и их решения. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

----------------------------------------------------------

 

      Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и читатели!
Предлагаемая здесь Вашему вниманию статья представляет собой тезисные извлечения из Концепции "Экономические проблемы в странах СНГ и пути их решения", подготовленной экономистом-профессионалом
в итоге более чем 20 летнего анализа в области макроэкономики и производственных отношений с углубленным изучением предмета исследований в аспирантурах по специальностям: 1) «Математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, планировании и управлении», 2)«Социальная философия», 3)«Экономическая теория» и постоянной практической работой в экономике.  Автору довелось работать в должностях зам. руководителя предприятия по экономике и руководителя предприятия, заместителя председателя плановой комиссии Минского горисполкома, управляющего филиалом банка, генерального директора страховой компании, директора научно-экономического предприятия, председателя совета и директора ассоциации предприятий с долевым участием работников, председателя совета международного клуба директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации. Это очень важный материал.

Статья рассчитана на вдумчивого читателя и требует его сосредоточенности.

 


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В СТРАНАХ СНГ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Немногим было суждено предугадать, как решительные перемены в создании источников богатства на Западе изменят соотношение военного противостояния в мире и даже саму природу ведения войны.

Элвин ТОФФЛЕР (Alvin Toffler), американский футуролог, автор  (совместно с Хейди Тоффлер) известной книги "Третья волна" (The Third Wave, 1980), важной для понимания процессов происходящих в современном глобальном мире. 

Благие намерения без квалификации дают тот же эффект, что и квалификация без благих намерений.

В. Леви, психолог 

В экономических вопросах большинство всегда не право.

ГЭЛБРЕЙТ (Galbraith) Джон Кеннет, американский экономист

Все действительное может быть улучшено.

Григорий Жебит, председатель общественного объединения "Международная академия организационных и управленческих наук" (Республика Беларусь)

"Чтобы найти истину, надо освободиться от предвзятости и ранее усвоенных представлений"

ДЕКАРТ

Содержание

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНАХ СНГ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РАЗВИТИЯ
    1.1. ПЕРВОПРИЧИНА ПРОБЛЕМ
    1.2. ВТОРАЯ ПРИЧИНА
    1.3. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА

2. ФЕНОМЕН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СТРАНАХ СНГ (на экономических примерах для Беларуси).

4. О ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

5. О ГЛАВНОМ РЕСУРСЕ БЕЛАРУСИ И СТРАН СНГ

––––

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНАХ СНГ
И МЕХАНИЗМЫ ИХ РАЗВИТИЯ


В силу действия сходных причин в экономике стран СНГ имеют место сходные проблемы. Важнейшими из них являются: 1)снижающаяся конкурентоспособность многих из национальных предприятий, 2)недостаток финансовых средств для их технического и технологического перевооружения, 3)низкий уровень мотиваций для работников к эффективному труду и развитию средств производства. Показать главные причины этих проблем и предложить их эффективное решение для каждой из стран СНГ посредством национальных денежно-кредитных и налоговых инструментов на экономических примерах для Беларуси – цель этой работы.

При всем многообразии того, что кажется причинами экономических проблем в странах СНГ, их обуславливают в наибольшей мере три причины, воздействующие на экономику совместно,
в комплексе:

1) принципиальная ошибка в налоговой системе;
2) нерациональная система денежно-кредитных отношений;
3) принципиальные ошибки в реформировании национальных предприятий.




1.1. ПЕРВОПРИЧИНА ПРОБЛЕМ
(суть принципиальной ошибки в налоговых системах всех стран СНГ)

"Ничто не требует столько ума и мудрости, как определение тех частей дохода, какие у граждан могут изыматься и какие им следует оставить"

Шарль МОНТЕСКЬЕ

Анализ показывает, что налоговая нагрузка на экономику в странах СНГ примерна такая же, как и в развитых европейских странах. Например, в Республике Беларусь, с учетом фонда социальной защиты – около 43% в валовом внутреннем продукте. Однако набор налогов и методология их изъятия являются такими, что они заранее включаются в цену продукции, представляемой на рынок. Причем половина из этих налогов изымается до реализации продукции, в момент приобретения производителем сырья, материалов, энергоресурсов, оборудования, оплаты за использование рабочей силы. Расчет налоговых начислений для белорусских предприятий в 2003 году см. таблицу 1 (расчет достаточно иллюстративен для современной ситуации во всех странах СНГ, в принципиальном плане ничего не изменилось).

А конкуренты из развитых стран уплачивают свои налоги после факта реализации продукции и, в основном, из прибыли, причем значительная часть налогов в развитых странах изымается не у производителей, а у потребителей (подоходный налог, налоги на землю и имущество, налоги с продаж, на топливо, за выбросы, отходы и т.п.). Что это дает их национальной экономике, лучше рассмотреть на расчетном примере.

Возьмем для анализа условно два предприятия-конкурента, имеющие на момент их сравнения равный производственный потенциал, и проанализируем, чем закончится борьба этих конкурентов на открытом рынке, если один из них, например, – белорусское предприятие, а другой, например, – предприятие США, Финляндии, Нидерландов, Швейцарии и т.д.

Допустим, что цена единицы товара у белорусского производителя составляет 200 долларов,
в том числе затраты на материальные, энергетические ресурсы и на оплату труда – 100 долларов (50% в выручке), налоги – 75 долларов (37,5% в выручке), планируемая чистая прибыль – 25 долларов (12,5% в выручке), и он успешно продает товар на своем рынке.

В случае равенства материально-энергетических и трудовых затрат при производстве аналогичного товара (а мы порой и в этом проигрываем) конкурент белорусского предприятия при той же цене продажи товара на этом рынке при его налоговых условиях получит 100% балансовой прибыли (200 долларов выручка, 100 долларов – затраты). Так как налоги у него изымают только часть от прибыли, то при любой налоговой ставке по налогу на прибыль
(в развитых странах, как правило, не выше 30%) продажа для него будет весьма выгодной,
и он, естественно, окажется на данном рынке.

"Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение; 20% – становится оживленным; 50% – готов сломить голову; 100% – попирает ногами все законы; 300% – нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы"

К. МАРКС

При поступлении на рынок дополнительной массы аналогичного товара цена на этот вид товара станет падать. При понижении цены, например, до 150 долларов за единицу, у белорусского производителя возникнет убыток (см. таблицу 2), и его налоги станут изымать у него оборотный капитал, причем удельный вес налогов в выручке существенно повысится (сравните таблицы 1 и 2). Для обеспечения последующих циклов производства ему придется привлекать кредиты на выплату зарплаты, налогов, пополнение оборотных средств. Кредиты в странах СНГ стоят 20 – 30, а порой и более процентов годовых. Эти кредиты при убыточной работе предприятия резко увеличат его издержки и убытки. Себестоимость и цена его продукции еще повысятся, конкурентоспособность понизится. Возврат кредитов станет невозможным. Появятся долги и штрафы, произойдет потеря оборотных средств, начнется сокращение работников, налоговые поступления от предприятия станут уменьшаться. В итоге это увеличит дефицит госбюджета, а потребности бюджета и внебюджетных фондов в связи с необходимостью помощи предприятию и увольняемым работникам станут в стране возрастать.

В то же время конкурент при цене рыночного спроса на уровне 150 долларов за единицу товара получит балансовую прибыль в размере 50% к объему затрат, и перед ним в связи с убыточной и бесперспективной работой конкурентов откроется возможность расширения сбыта товаров. Если прибыль он направит на развитие производства, то у него возникнут налоговые льготы. И при этом, при такой его рентабельности, любой зарубежный банк будет готов выделить ему валютные кредиты под 2-3-5% годовых. Он сможет и далее снижать цены, увеличивать затраты на рекламу продукции, не имея убытков, подавляя конкурентов, увеличивая массу прибыли, расширяя свои рынки для сбыта продукции. И, наконец, после банкротства конкурента, ему откроется полный простор для повышения цен и получения сверхприбыли. В бюджет его страны станут поступать возрастающие суммы ...

Проиллюстрируем изложенное схемой: Структура рыночных цен на продукцию
(http://dovgel.com/htm/konz/imag/nalogi.jpg )

СТРУКТУРА РЫНОЧНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ

а) для предприятий, которым налоги включаются в издержки производства и в надбавки к ценам (например, в Беларуси)

б) для предприятий из тех государств, в которых
налоги платятся в основном из прибыли
(например, в США). 

Рисунок - структура рыночных цен на продукцию

Результат 1-го предприятия:

    Снижается конкурентоспособность и объемы продаж продукции, на выплату зарплаты и налогов расходуются оборотные средства, амортизация основного капитала, кредиты; увеличиваются накладные расходы, складские и сбытовые затраты и растет удельный вес налогов в выручке, сокращаются объемы производства, численность работников.
    Такие налоги не имеют обоснований за что они взимаются у производителя и они угнетают производство. Налоговая система сокращает под собой налоговую базу и минимизирует возможные поступления в бюджет, она требует качественных изменений.

 

Результат 2-го предприятия:

    Предприятие имеет максимальную возможность по гибкому регулированию своих цен относительно цен конкурента и рыночного спроса и минимальную потребность в оборотных средствах, продукция продается с прибылью, осуществляется расширение производство и расширяется налоговая база, увеличиваются поступления в бюджет; после вытеснения конкурентов с рынка возникает возможность повышения цен, в бюджет страны поступают растущие доходы.
     Отчисление части прибыли в бюджет – это элемент рациональной системы производственных отношений в государстве. Такая налоговая система требует лишь научно-обоснованной оптимизации.

 



Западный мир взращен на идее борьбы за рынки для сбыта продукции.
Борьба государств за рынки для своих производителей есть суть важнейшего из противоречий в мировой экономике и мировой политике, причина многих войн, в том числе с химическим и атомным оружием – это известно и понятно для многих. Понятно и то, что некоторые "цветочные революции" в странах СНГ с этой целью имеют финансирование из-за рубежа. Но то, что важным методом борьбы за рынки является внедрение усилиями дипломатии, идеологии, «меценатства» и т.д. со стороны отдельных государств и их финансово-торговых синдикатов таких идей и разработок – «троянских коней» – в законодательство других стран, которые способны обеспечить им проникновение на рынки конкурентов и преимущество на рынках, – этого "троянцы", как правило, не допускают. Хотя руководят зарубежными консультационными центрами и гуманитарными фондами люди далеко не случайные, а так или иначе связанные со спецслужбами. Например, как сообщалось в прессе, известную гуманитарную организацию «Freedom House» возглавляет г-н Вулси, в прошлом директор Центрального разведуправления.

Налог – это важнейший инструмент государственного регулирования в экономике. Но ни один из налогов, применяемых в странах СНГ, не имеет никакого теоретического обоснования с точки зрения его влияния на конкурентоспособность предприятий. Все налоги в странах СНГ, по сути, заимствованы из налогового кодекса России – страны, подвергшейся в наибольшей мере воздействию идеологических диверсий и имеющей вследствие этого устойчиво понижающийся уровень конкурентоспособности национальной экономики. К настоящему времени Россия, ежегодно снижаясь на 5-6 позиций, заняла 75-е место (после Ямайки, Танзании, Аргентины, Панамы, Индонезии) в мировом рейтинге конкурентоспособности, ежегодно составляемом «Всемирным экономическим форумом» (World Economic Forum,
http://www.weforum.org) по списку из 117 контролируемых стран.

В наибольшей мере – «как интеллектуальная бомба» – влияет на снижение конкурентоспособности национальных производителей налог на добавленную стоимость (НДС) в его особом варианте, внедренном в странах СНГ. Этот налог: изымает из оборотных средств производителя 18-20% от стоимости сырья, материалов, комплектующих изделий в момент, когда он собирается их закупить (входящий НДС), и повышает цены на его продукцию на 18-20% в момент, когда он собирается ее продать (включение НДС в цену продукции). Этому налогу нет каких-либо логических обоснований, его внедрение решалось с помощью бесплатно разработанных "доброжелательских" проектов и "умопомрачительных" технологий: мол, это самый "цивилизованный" налог в мире, он применяется в развитых странах. Выгода для бюджета представлялась очевидной, т.к. налог производители страны будут платить заранее, в момент закупки оборудования, сырья, ресурсов, комплектующих, задолго до продажи произведенной продукции.

"Тщательнее всего следует проверять правильность суждений, которые кажутся нам очевидными"

П.С. ТАРАНОВ

Задуматься бы, а почему в стране, имеющей наиболее богатый опыт рыночных отношений, выступающей учителем других и на протяжении десятилетий удерживающей наивысший рейтинг по конкурентоспособности производителей, такого налога нет вообще? Однако же не раз приходилось читать в солидных по тиражам изданиях мнение "авторитетов", что налог с розничных продаж, практикуемый в США, является идентичным нашему НДС (это принципиально разные налоги по их влиянию на конкурентоспособность производителя), и это представлялось как бы даже дополнительным обоснованием необходимости введения налога на добавленную стоимость в странах СНГ.

Важно было убедить попробовать. А далее с введением НДС начинает понижаться конкурентоспособность и прибыльность предприятий, и сборы по другим налогам начинают резко уменьшаться. В итоге НДС становится доминирующим, дающим наибольшую часть от всех поступлений в бюджет, без него в государствах СНГ уже как бы и не видится выхода, и варианты по отмене данного налога далее уже и не рассматриваются.

В развитых странах, имеющих меньший, чем США, но высокий относительно России рейтинг по конкурентоспособности производителей, зачастую имеются налоги с названием «на добавленную стоимость». Но применяются они с принципиально иным содержанием, чем в странах СНГ, а именно: для сдерживания потребления в стране предметов не первой необходимости и таких товаров, которые желательно бы вывозить на экспорт. Они не предусматривают в качестве объекта налогообложения всю выручку от реализации продукции с учетом всех наслоенных в нее налогов. Налог взимается лишь при продаже в их стране потребительских товаров, причем по полной ставке – лишь с предметов роскоши, и ни в коем случае не при закупке производственных ресурсов их производителями. В Японии этот налог существует в размере до 3%, в Швейцарии – 6,5%, Канаде – 7,5% и малый бизнес от него, как правило, освобождается.

В странах СНГ ставку этого налога под влиянием идеологических стратегий конкурентов и бесплатных зарубежных консультантов повсеместно приняли в размере 20%, затем кое-где чуть уменьшили (в России и Беларуси – до 18%), кое-где – увеличили.

Рассуждения о том, что НДС платит не производитель, а потребитель, которое не раз приходилось читать в средствах массовой информации в Беларуси, – это идеологический тезис все той же «боевой» направленности. На деле все наоборот: средства на уплату НДС работникам, как потребителям, должны выплатить заранее их наниматели-производители в составе заработной платы, а пенсионерам, студентам, военным, госслужащим и т.д. – государство из бюджета. Тем самым этот налог резко повышает потребность предприятий и бюджета в оборотных средствах для осуществления нерациональных денежных оборотов при остром дефиците денежных средств в СНГ‑экономике. И этот налог повышает цены на продукцию национальных производителей в стране. Поэтому потребители стараются покупать относительно более дешевый импорт, в котором содержится меньше налогов. Таким образом, суммы, которыми производители-"троянцы" и бюджеты их государств авансируют своих потребителей для уплаты ими НДС, заложенного в необходимых им товарах и продуктах, уходят в прибыль конкурентов и в бюджеты других государств.

Из-за сложности и крайней запутанности «НДС-модели для стран СНГ» вникнуть в суть многостраничных путаных инструкций по начислению этого налога на уровне государственного руководства не реально. И потому принципиальные вопросы по данному налогу решаются на уровне его разработчиков в Министерствах финансов, очень далеких от проблемы конкурентоспособности национальных предприятий (да и задачу в этом направлении мышления им никогда никто не ставил), находящихся под влиянием идеологических разработок и консультантов, добивающихся еще и закрепления данного налога межгосударственными соглашениями о порядке взимания НДС. Этим без войн и выстрелов достигаются большие экономические завоевания для некоторых третьих государств.

Кроме того в СНГ (например, в Беларуси) ряд налогов включается в налоговую базу последующих налогов, что вызывает дополнительный каскадный эффект их отрицательного воздействия: возникают налоги на налоги. Например, сумма начислений по зарплате, включая подоходный налог, облагается взносами в фонд социальной защиты, фонд занятости и чрезвычайным налогом, взносом обязательного страхования работников. Затем все суммируется и умножается на ставку сбора в местный бюджет на формирование местных целевых бюджетных фондов; затем все вместе – умножается на ставку отчислений единым платежом в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды. И сумма всей этой совокупности затем облагается НДС. Каждый по отдельности налог как бы и не велик, но в совокупном действии их всех на каждый рубль реально выданной работнику зарплаты предприятия должны уплачивать более рубля различных взносов, сборов, отчислений и налогов, независимо от прибыльной или убыточной работы предприятий.

При такой налоговой системе крайне затрудняется процесс создания новых рабочих мест. А также блокируется процесс развития общественного разделения труда и специализации производства, ибо с каждым фактом кооперации производителей число налоговых каскадов возрастает, и в результате – на несколько процентов возрастают цены на продукцию, снижается ее конкурентоспособность.

При наличии в Беларуси, например, широкой сети специализированных сельскохозяйственных организаций, таких как агропромэнерго, агропромтехника, сельстрой, сельхозхимия и мощных предприятий по переработке сельхозпродукции (которыми республика славилась во времена Советского Союза) их услуги для сельских хозяйств и фермеров из-за действующей системы налогов оказываются невыгодными. Поэтому хозяйства и фермеры стремятся создавать свои цеха по переработке сельхозпродукции, выполнять самостоятельно строительные и монтажные работы, ремонт техники и т.д., с невысокой производительностью труда, но с меньшими налогами.
А крупные специализированные предприятия по переработке сельхозпродукции оказываются недогруженными и без административной поддержки властей имели бы серьезные проблемы по закупкам сырья для своего производства.

Из-за такой налоговой системы, при которой наибольший удельный вес налогов начисляется на заработную плату, налоги в цене продукции научных и проектных белорусских предприятий превышают сумму всех других затратных составляющих. А потому в экономике стран СНГ имеет место невостребованность научных и конструкторских разработок из-за их обремененности налогами, изымаемыми задолго до получения какого-либо экономического эффекта от этих разработок. Вследствие снижается наукоемкость их национального производства, что глубоко закладывает его неконкурентоспособность на перспективу.

В такой налоговой системе невозможен парк высоких технологий без преференций и льгот, а в то же время не логично предоставлять государственные преференции и льготы за счет бюджета лицам, преследующим свои частные коммерческие цели.

Особо нужно обратить внимание на то, что инновационные предприятия, создаваемые в странах СНГ за счет кредитов коммерческих банков, если встречаются на рынке с конкурентами из развитых стран, созданными за счет инвестиций в уставный капитал, обычно не имеют шансов на выживание. Ведь помимо нерациональных налогов им нужно возвратить еще и кредиты и выплатить высокие проценты за эти кредиты.

Пошлины на ввоз комплектующих изделий и импортируемого сырья дополнительно повышают цены на продукцию национальных производителей.

Особые проблемы создают производителям санкции и штрафы в том виде, как они применяются в налоговых системах СНГ. Предприятия задерживают уплату налогов, в основном, потому, что у них нет средств для продолжения работы и для выплаты зарплаты работникам. Им требуется помощь, субсидии, а к ним применяются санкции, штрафы, что резко ухудшает их финансовое положение.

И совершенно нелогичными представляются санкции и штрафы государственной налоговой системы по отношению к государственному сектору экономики: собственник – государство вместо наложения взыскания на виновных наемных работников (если те, действительно, виновны) наказывает штрафами свои собственные предприятия, изымая у них оборотные средства, блокируя их расчетные счета, затрудняя собственное производство на радость конкурентам и приходя в итоге к умозаключениям о необходимости его приватизации.

Уже отмечалось, но подчеркнем еще раз: в случае убытка у предприятия налоги ему приходится выплачивать из оборотного капитала, причем удельный вес налогов, изымаемых до факта реализации продукции, у предприятий при убытке резко возрастает. Предприятиям приходится брать кредиты на пополнение оборотных средств без видов на прибыль от этих кредитов. И попадать в «кредитную ловушку», когда возврат кредитов с выплатой процентов дополнительно ухудшает их финансовое положение.

Выводы:

Вследствие принципиальной ошибки в концепции налоговой системы возникает снижение конкурентоспособности национальных производителей и повышается их потребность в оборотном капитале, причем налоги в это время изымают у них оборотный капитал;

У предприятий происходит уменьшение объема оборотных средств, понижаются потенциально возможные объемы производства и продаж, сокращаются рабочие места. Соответственно, понижается налоговая база, снижаются потенциальные возможности по отчислениям в бюджет. При этом возникают новые проблемы (не занятость населения, рост правонарушений, необходимость субсидий предприятиям, пособий безработным и т.п.), требующие дополнительного финансирования;

Затратные части бюджета и внебюджетных фондов получают тенденцию к росту. Это вызывает необходимость в эмиссии необеспеченных национальных денег;

Эмиссия ничем не обеспечиваемых денег порождает их инфляцию.
И далее уже инфляция вызывает вторичную волну проблем, как их причина.




1.2. ВТОРАЯ ПРИЧИНА – принципиальные проблемы
в области денежно-кредитных отношений

"Ульянов-Ленин утверждал, что наилучший способ уничтожить капиталистическую систему – это ослабить и разложить ее валюту посредством инфляции.... Ленин был абсолютно прав. Нет более тонкого и верного способа переворота существующих основ общества"

Джон Мейнард КЕЙНС, известный экономист-политик, прародитель Всемирного банка и Международного валютного фонда

"Чтобы разрушить общество, нужно разорить его финансовую систему. В этом высказывании Ленина под демагогической оболочкой
скрывается суть вопроса"

Вальтер ОЙКЕН, известный немецкий экономист

Предлагается для анализа несколько официальных цифр, характеризующих ВАЖНЕЙШУЮ ПРОБЛЕМУ в денежной системе Беларуси и всех других стран СНГ.

На 1 января 1990 г. официальный курс советского рубля к доллару США, сбалансированный по паритетам покупательных способностей этих валют, был равен 0,6 рубля за 1 доллар. Объем совокупной денежной массы в виде советских рублей, обращающихся в экономике республики, обеспечивающий товарообмен производителей, выплату заработной платы, пенсий и пособий населению, на территории БССР составлял около 75% от объема ВВП. Стоимость этой денежной массы, находящейся в экономике республики, на 1.01.1990 г. составляла около 28 млрд. рублей, или по курсу рубля к доллару – около 46 млрд. долларов США.                            (1)

А на 1 января 1995 г. (пик экономического кризиса в Республике Беларусь) масса национальных денег в обращении в этой республике составляла 3213,9 млрд. рублей. Курс белорусского рубля был равен 10600 рублей за доллар. Притом, что доллар США за период с 1.01.1990 г. по 1.01.1995 г. также претерпел инфляцию примерно на 20% от той стоимости, которую он имел на 1.01.1990 г.

Выразив стоимость рублевой денежной массы, находящейся в обращении в Беларуси на 1.01.1995 г. в долларах 1990 года, получим:


3213,9 млрд. руб
1995г. : 10600 руб./долл. * 0,8 = 0,24 млрд. долл.1990г.,              (2)

где: 
3213,9 млрд.руб. – национальная денежная масса в Беларуси на 1.01.1995 г.;
10600 – курс белорусского рубля на 1.01.1995 г., рублей за 1 доллар США;
0,8 – коэфф., учитывающий размер инфляции доллара за период с 1.01.1990г. по 1.01.1995г.

 

Из сравнения (1) и (2) видно, что стоимость всей массы национальных денег в Беларуси за период
с 1.01.1990 г. по 1.01.1995 г. уменьшилась
почти в 200 раз (!):

46 млрд. долл.
1990г. : 0,24 млрд. долл.1995г : = 191,7 раза

То есть на начало 1995 г. в денежной системе Беларуси имелось национальных денег менее 0,5% (следует вдуматься в данную цифру!) от той стоимости денежной массы, которая обеспечивала потребности экономики республики в деньгах в 1989 году. В денежной системе страны национальных денег приходилось всего по 30 долларов на душу населения (в эквиваленте). Исторический аналог этому общественному состоянию – первобытная община, которой не ведома еще денежное обращение и производственные отношения внутри которой возможны лишь на натуральном (бартерном) обмене товаров.

"Сокращение предложения денег в экономике является причиной большинства экономических кризисов"

Милтон ФРИДМЕН, американский экономист, лидер монетаризма в политэкономии, Нобелевский лауреат по экономике 1976 года

И надо ли искать еще какую-либо причину, чтобы объяснить кризисное состояние белорусской экономики в то время?

А в это время в развитых странах, с которыми Беларуси нужно было конкурировать, количество национальных денег значительно увеличилось и стало несоизмеримым с тем, что имеется в Беларуси (и в любой из стран СНГ).

Сопоставление см. на графике. 
 

Количество национальных денег на душу населения в Японии,
США, Англии, Германии и др. развитых странах (диапазон между верхними линиями)
и в Беларуси (нижняя линия) в пересчете по курсу в долларах США

Графики приведены с соблюдением масштабных пропорций.

Рисунок-количество национальных денег в экономике;  http://dovgel.com/htm/konz/imag/dengi3.jpg
На начало года в долларах США

  Как видим, к началу
2005 года  ситуация в денежной системе Беларуси по сравнению с 1995 годом несколько улучшилась: стоимость массы национальных денег в обращении к началу 2005 г. возросла более чем в 8 раз и составила в эквиваленте 250 долларов на душу населения. Это  благотворно отразилось на состоянии белорусской экономики, но резервы ее еще очень большие.

   Например, в японской экономике количество национальных денег в обращении в настоящее время превышает в эквиваленте 50000 долларов на душу населения. Разница – в 200 раз(!)
   Следует учесть еще и то, что в развитых странах весьма развит также институт финансовых посредничеств, оперирующих залогами, долгами, обязательствами, ценными бумагами и т.д.

Открыть график
в большем масштабе


Суть товарно-денежного обращения, как известно, выражается формулой:
Т — Д — Т (товар — деньги ― товар).
И если деньги исчезают в обращении, то, естественно, разрывается цепочка актов купли-продажи, затрудняется процесс реализации продукции и возникают проблемы

Деньги – это средства: оборотные и основные, средство накопления, инвестиции и т.д. И если в экономике страны в целом нет средств, то откуда же они возьмутся
у субъектов хозяйствования этой страны?

Все это в чуть большей или чуть меньшей мере имеет место в каждой из стран СНГ. Экономический форум стран СНГ 1998 года в С.-Петербурге констатировал крайне низкий уровень монетизации экономики как одну из главных проблем Содружества.

В экономике стран СНГ остро не хватает средств – и этим многое объясняется!

 

Вследствие резкого сокращения реального количества национальных денег, в экономике Беларуси, как и других стран СНГ, в 1992-1994 годах возникли и проявляют себя до настоящего времени весьма серьезные денежно-финансовые и другие экономические проблемы.

Например:

– за период с 1.01.1990 г. сумма рублевой денежной массы в экономике Беларуси уменьшилась относительно начисляемой в стране зарплаты более чем в 10 раз, возникли и существуют до сих пор проблемы с выплатой зарплаты из-за физического недостатка национальных денег в экономике.

– удерживается высокий объем бартерных операций (натуральный обмен производителей), несмотря на строгие указания руководства страны и каждодневные меры на всех уровнях госуправления по его искоренению;

– растут объемы пролонгированной и просроченной задолженности по банковским кредитам. Сумма требований коммерческих банков к предприятиям, организациям, населению, и органам госуправления, включая чистые требования к Национальному банку, уже много лет превышает сумму всей совокупной денежной массы в Беларуси, включая валютные депозиты и деньги на руках у населения. В этой ситуации кредиторы будут физически не в состоянии взыскать свои кредиты с должников, не говоря уже процентах;

– средняя рентабельность промышленных предприятий в Беларуси составляет около 10-12%, а стоимость кредитов превышает 20-30% годовых. Причем многие кредитополучатели вообще имеют отрицательную рентабельность и, получая с содействием государства кредиты на текущие расходы, выплату зарплаты и налогов, предприятия оказываются в «кредитной ловушке», из которой у них не остается самостоятельного выхода, кроме банкротства. Количество дел о банкротстве в судах Беларуси за 2003 год увеличилось более чем в 4 раза. Потребовались резкие директивные и административные меры, чтобы остановить эту тенденцию, но проблема этим не решилась.

– высокий уровень финансовой задолженности субъектов хозяйствования (более чем на 80% – это внутриреспубликанская задолженность из-за нехватки национальных денег в обращении).

 Казалось бы простой логический вопрос: "А какое количество национальных денег должно находиться в обращении, чтобы хозяйствующие субъекты страны могли нормально закупать ресурсы, платить налоги и выплачивать зарплату без задержек и надрыва?", но он как-то и не возник официально за 15 лет ни в одной из стран СНГ, испытывающих острый денежный дефицит.

Если сравнить коэффициенты монетизации белорусской экономики национальными деньгами и развитых стран (Япония 2002 г. – 131,3%, Великобритания 2002 г. – 110,8%, США 2002 г. – 67,9%; Беларусь 2004 г. – 8%), то убедимся, что соответственно производимому в настоящее время валовому национальному продукту стоимость национальных денег в экономике Беларуси должна быть в 10-15 раз больше, чем в настоящее время.

Если же ставить задачу выйти по производству ВВП на душу населения на уровень развитых стран (в среднем около 30 тыс. долларов США на душу населения), то следует осознанно определиться в том, а, сколько же нужно осуществить инвестиций в экономику Беларуси, чтобы производители страны смогли сравниться по производительности труда с конкурентами из развитых стран и вывести страну на тот уровень жизни людей, который они имеют в развитых странах.

Задавшись коэффициентом монетизации экономики = 75% (как минимум)
получим:


30 000 тыс. * 0,75 *10 млн. чел. = 225 млрд. долл. США,

где: 10 млн. чел. – численность населения Беларуси в скорой перспективе, если экономика
ее достигнет уровня развитых стран.

Для сравнения: Япония несколько лет назад приняла решение выделить только на одну из многочисленных своих программ – на развитие усовершенствованной, скоростной сети электронной связи – 250 млрд. долларов.

Но лучше бы ориентироваться на уровень современных требований Программы развития ООН (ПРООН) к странам с максимальным индексом развития человеческого потенциала: ВВП на душу населения 40 тыс. долларов по паритету покупательной способности. В этом случае объем денежных средств, который следует вложить в экономику страны при уровне ее "цивилизованной" монетизации (не ниже 100%), определится легко:

40 000 * 10 млн. чел. = 400 млрд. долл. США, как минимум.

А есть сейчас в экономике Беларуси национальных денег менее 2 (двух) млрд. долл. в эквиваленте. И примерно на один млрд. долл. – инвалюты в банковской системе (при условии, что она будет использоваться, а не омертвляться в валютных накоплениях).

Есть менее 1 % от необходимого!
Из этого следует, что для вывода национального производства на уровень развитых стран Беларуси и другим странам СНГ необходимо увеличить денежно-инвестиционный потенциал своей экономики более чем в 100 (сто) раз!


То, что средства производства в странах СНГ изношены и что инвестиции в их обновление должны быть колоссальными, это интуитивно чувствуется в общественном сознании в каждой из стран СНГ. И под влиянием информационных политтехнологий везде пришли к тому, что эти инвестиции должны быть, в основном, иностранными. Создаются различные льготы для их привлечения. Каждый год размер иностранных кредитов и прямых иностранных кредитов в экономику каждой из стран СНГ возрастает а 15 – 20%. Считается, что это хорошо, но мало. Задача по увеличению притока иностранных инвестиций в национальную экономику вышла в ранг национальной стратегии в каждой из стран СНГ...

Опыт многих "развивающихся стран" показывает, что иностранных инвестиций можно получить сколько угодно, создав в стране соответствующие привилегии для денежных символов других стран. В мире обращается огромное количество излишней валюты самых разных государств. Владельцы этих виртуальных накоплений (подверженных инфляции, способных обесцениться в любой момент непредсказуемо), естественно, желают инвестировать их в нечто более надежное, долговечное, ценное. Но это далеко не лучший вариант для стран СНГ, так как от иностранных инвестиций местные "аборигены" получают работу и корм, но собственность и прибыль достается зарубежным инвесторам. Разница в уровне жизни одних и других будет нарастать. Не лучше ли для любой суверенной страны, имеющей свою кредитно-денежную систему, организовать собственный источник инвестиций и решать национальные проблемы так, чтобы собственность досталось государству и прибыль шла в бюджет, уменьшая потребность общества в налогах?

Но почему же так недостает национальных денег в экономике всех стран СНГ?

Безденежье в экономике стран СНГ является следствием тех методов,
которыми национальные банки этих стран выпускают свои деньги в обращение. А именно:


1) путем "пустой" денежной эмиссии на покрытие дефицита государственного бюджета и поддержку государственных мероприятий. Такие эмиссии согласно известному природному закону (Ломоносова М.В.) о сохранении энергии и вещества в принципе не могут увеличить энергетический потенциал системы, т.е. стоимость денежной массы в стране. Они лишь перераспределяют эту стоимость в пользу правительства, обесценивая денежные накопления у субъектов хозяйствования и граждан своей страны, и подрывают этим авторитет национальных денег. При выпуске "пустых" денег сверх меры (выше темпов роста ВВП) национальные деньги дискредитируются, население и субъекты хозяйствования стараются от них избавиться покупкой иностранной валюты и товаров в запас, резко возрастает скорость денежного обращения и денежная масса не находит товарного обеспечения и обесценивается быстрее, чем эмиссией "надуваются" пустые цифры ее суммы.

2) путем покупки иностранной валюты на национальном валютном рынке за национальные деньги. Такие покупки в принципе могут несколько увеличить стоимость национальной денежной массы в обращении на срок, пока изъятая с рынка валюта не выйдет снова в обращение. Но они не могут увеличить совокупную стоимость денежной массы в стране. При этом следствием такой покупки на валютном рынке создается:
а) определенный дефицит иностранной валюты относительно национальных денег;
б) определенный избыток национальных денег относительно иностранных валют.
В результате курс национальных денег в стране искусственно понижается относительно иностранных валют (что в данном случае не соответствует национальным интересам страны). Следовательно, понижается и стоимость национальной денежной массы.

3) путем выдачи денежных кредитов национальным банком в экономику своей страны (на жилищное строительство, на посевную, помощь крупным субъектам хозяйствования госформы собственности и т.п. и т.п.). Это приводит к эффекту известной задаче о бассейне, который по одной трубе наполняют, а по двум – опорожняют. То есть, выдав в экономику страны определенную сумму в виде кредита, национальный банк через некоторое время должен изъять эту же сумму с процентами. Такие стратегии присущи национальным банкам всех стран СНГ, – они-то, в основном, и создают безденежье в экономике, которое наблюдается повсеместно в этих странах.

 
Изложить все проблемы, которые имеют место в сфере денежно-кредитных отношений стран СНГ,
в этой статье не ставилось задачей. Заключим данный раздел здесь тем, что решение финансовых проблем в любой стране возможно в короткий срок, однако методы решения их должны быть принципиально иными, чем те, которые рекомендуются «развивающимся» странам и которые довлеют над умами банкиров и финансистов в странах СНГ.

"Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали"

Альберт ЭЙНШТЕЙН



1.3. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ В СТРАНАХ СНГ – принципиальные
ошибки в реформировании национальных предприятий


Экономику в развитых странах определяют крупные индустриальные комплексы. "Дженерал Моторс", например, – это более 800 тыс. работающих, "Форд мотор" – более 400 тысяч. И в мире наблюдается активная тенденция дальнейшей глобализации производства, крупные предприятия объединяются с целью более успешного освоение рынков.

Причем глобализация несет в себе еще и свойство диалектического плана: наряду с беспрецедентным укрупнением масштабов корпораций под единым стратегическим управлением ассоциированного собственника, внутри собственности этих глобальных корпораций, происходят процессы трансформации систем управления на региональные зоны, дочерние и внучатые средние, малые и мельчайшие предприятия, вплоть до индивидуальных предпринимателей и отдельных лиц – участников сетевого маркетинга, с задачей полного контроля над узкими сегментами рынка и гибкого реагирования на конъюнктуру спроса и цен по каждому изделию. Каждое структурное звено такого производства функционирует с полной хозрасчетной самостоятельностью, имея цель минимизации своих издержек и получения максимума прибыли для последующих инвестиций в стратегические проекты материнских корпораций. Банкротство того или иного хозрасчетного звена, ничуть не замедляет общего движения глобальной корпорации по вектору наибольшей прибыли, а, наоборот, ему способствует, так как капитал переводится в сферу более эффективного его применения.

Акционирование в развитых странах применяется как метод привлечения капитала в предприятие или слияний предприятий с целью увеличения их общего потенциала и концентрации ресурсов под единым стратегическим управлением.

Этим процессам (акционированию, глобализации собственности, централизации стратегического управления, реструктуризации крупных производств на группы малых предприятий, созданию условий к повышению их конкурентоспособности и росту прибыли) в развитых странах целенаправленно способствуют налоговые и денежно-кредитные системы их государств и межгосударственных союзов. Действуя в этих направлениях, предприятия минимизируют свои налоги, в результате у них повышается конкурентоспособность, увеличиваются объемы продаж и масса получаемой прибыли, повышаются доходы собственников, работников и поступления в бюджет.

В странах СНГ наблюдается иное:

во-первых, численность работающих в наиболее крупных производственных объединениях, как правило, не превышает 20 – 25 тыс. человек, причем такие в странах СНГ еще и до сих пор наивно считаются "монстрами" и "монополистами". Акционирование объединений в целом имущественным комплексом законодательством, как, например, в Беларуси, не допускается, – только акционированием отдельных предприятий.

во-вторых, акционирование осуществляется или за приватизационные чеки, или же методом замены государственного капитала на капитал инвесторов (выкупа у государства). Средства инвесторов при этом идут в бюджет, а предприятие, не получив каких-либо финансовых вливаний, начинает выплачивать еще и дивиденды акционерам;

в-третьих, при реструктуризации объединений с созданием акционерных предприятий, эти новые предприятия попадают под влияние различных собственников, интересы которых не совпадают с интересами объединений и их отраслевых министерств. Требуются сложные процедуры согласований. В итоге управляемость производственной системой, возможность маневра средствами и имуществом производственного комплекса ухудшаются;

и, наконец, на возникающие в производственной кооперации новые предприятия начинает напрямую распространяться ошибочная налоговая система, в производственной цепи возникают каскады дополнительных налогов, увеличивается потребность системы в оборотном капитале, цена конечной продукции повышается, конкурентоспособность ее понижается.

При этом большинство работников организаций, предприятий, включая и руководителей, отчуждены от права собственности на имущество и от результатов своего труда, являются только наемными работниками, которые относятся к продуктам своего труда как к чужим предметам. Приходится их побуждать к труду всеохватывающим контролем, угрозами серьезных наказаний за невыполнение доведенных заданий, мерами административного воздействия и уголовной ответственности. Но с усложнением производственных процессов, развитием международной кооперации, конкуренции и интернационализацией рынков такие методы оказываются все менее эффективными.

1.4. В совокупном итоге из суммы выше рассмотренных проблем и складывается тенденция прогрессирующей неконкурентоспособности национальных производств в странах СНГ.

Что же делать? 

 
2. ФЕНОМЕН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Представляется, что для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии как страны, не имеющей, по-сути, совершенно никаких природных богатств, расположенной
в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся в 1950-1980 годах наивысших темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.


Изучение данных о японской экономике показывает, что в труднейшее для страны время, примерно, в апреле 1949 года, в Японии было найдено эффективное экономическое решение проблемы изыскания средств для национальных инвестиций за счет внутреннего источника. И потому в период с 1949 г. до 1980 г. (года быстрого подъема японской экономики со дна вековой бедности до нынешнего благосостояния) иностранные инвестиции были вообще запрещены японским законодательством. С 1980 года иностранные инвестиции в Японии разрешены в какой-то мере, но приобретение более 10% акций любой из компаний допускается только с согласия Банка Японии, действующего в данном вопросе в качестве представителя и министерства финансов, и соответствующего отраслевого министерства. При этом запрос на такое согласие может испрашиваться инвестором только через представляющее его интересы лицо, постоянно проживающее в Японии. В течение 2 ‑3 недель Банк Японии рассматривает такое обращение и выдает заявителю разрешение или отказ. И главный вопрос, который при этом негласно решается: если проект, действительно, высоко эффективный, то для чего Японии, денежные средства иностранного инвестора, почему бы Банку Японии самому не выступить его инвестором? Основным источником финансирования как национальных, так и зарубежных японских компаний (до 85 – 90% от объема финансирования) ЯВЛЯЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.

Суть японского решения проблемы заключается в следующем:

1) был установлен жесткий паритет йены к доллару (360 йен за 1 доллар США) и принята негласная стратегия страны по росту в дальнейшем курса йены на 1-2% в год к курсу доллара. В результате йена стала сильнейшей валютой мира, стала приниматься в банках мира лучше доллара.

2) инвестиционная, а не кредитная функция стала основной в деятельности Банка Японии, – в этом главное!
В этом ключ японского секрета к быстрому подъему экономики.

Банк Японии стал активно искать, тщательно экспертизировать и инвестировать
(а не кредитовать!) наиболее эффективные национальные инвестиционные проекты за счет эмиссии йены (!!!). Это значит, что акции лучших национальных предприятий (а не денежные символы иностранных государств) становились собственностью банковской системы Японии и обеспечением денежных знаков Банка Японии, выпускаемых им в обращение. Акции прибыльных и перспективных предприятий, как известно, всегда растут в цене относительно денег и приносят инвестору прибыль. И потому активы Банка Японии стали расти (и растут в настоящее время) значительно быстрее его обязательств по инвестиционным эмиссиям. Следовательно, Банк Японии стал способным всегда обеспечивать (и обеспечивает) свои обязательства по выпускаемым в обращение национальным деньгам. И потому йена стала самой надежной валютой в мире, она стала всеми приниматься в накопление и использоваться в национальной и мировой экономике как средство обращения и накопления, не возвращаясь к эмитенту. Вследствие этого требования к Банку Японию по его обязательствам относительно выпущенной в обращения йены, по сути, стали нулевыми. Что позволяет, в принципе, осуществлять в разумной мере (на миллиарды долларов в эквиваленте) даже ничем не обеспеченные эмиссии йены.

В результате:

1) японская экономика получила огромный национальный инвестиционный ресурс. Японские предприятия, получив достаточные инвестиции (а не кредиты!), осуществили прорыв на самых перспективных направлениях, стали производить и продавать на внешнем рынке конкурентоспособные товары за иностранную валюту с высокой прибылью;

2) вся прибыль от национальных инвестиций стала доставаться (и достается) Японии;

3) так как йена стала объективно предпочтительней чем валютные знаки любой другой страны, то Банк Японии стал получать в свое распоряжение всю валютную выручку японских предприятий, скупая ее за эмиссируемые им, уже для этих целей йены;

4) Все валютные поступления в страну стали аккумулироваться в Банке Японии, но не омертвляться в его резервах, а использоваться им для инвестиций в наиболее перспективные зарубежные инвестиционные проекты. А так как такие проекты генерируются, в основном, в наиболее развитых странах, то основная часть японских зарубежных инвестиций стала поступать именно в наиболее развитые страны по принципу одностороннего движения. Так, например, в 1989-1991 годах прямые инвестиции Японии в экономику США составили 46% общего объема японских инвестиций, в экономику ЕС – 23%. В тоже время обратные инвестиции США и ЕС в японскую экономику за этот период составили всего около 1% от их прямых инвестиций за рубежом;

5) акции перспективных зарубежных инвестиций растут в цене относительно денег любых государств. Соответственно и активы Банка Японии растут значительно быстрее, чем его обязательства по эмиссиям йены, осуществляемым для покупки иностранной валюты с целью ее последующих инвестиций;

6) страна "купается" в национальных инвестициях, экономика Японии насыщена национальными деньгами и наращивает конкурентоспособность, йена укрепляется, в страну поступают потоки валюты, валюта направляется в лучшие зарубежные инвестиционные проекты, их акции дополнительно укрепляют иену;

7) внутренние и внешние инвестиции Банка Японии приносят огромную прибыль. Банк Японии стал важным источником обеспечения ее бюджета за счет прибыли от инвестиций и важнейшим инструментом страны по повышению конкурентоспособности национальных предприятий.

Курсы  многих валют мира зависят от бессчетного числа различных обстоятельств,  как курсы плавания щепок, бревен, лодок, кораблей на поверхности рек и морей, но курс йены управляется Японией как курс новейшей боевой подводной лодки, ходящей в океане на недосягаемой для других государств глубине.  С 1950 года японская экономика, НАЧАВ С САМОГО НИЗКОГО В МИРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАРТА, стала быстро подниматься за счет новой стратегии в банковском деле, стараясь не привлекать к себе внимание. Объем денежных сбережений населения стал наибольшим в мире, японские коммерческие банки в 1987 году поставили мировой рекорд, заняв первые 10 мест среди коммерческих банков мира по размеру вкладов, курс йены к доллару США за 50 лет поднялся более чем в три раза. И страна, конституционная монархия (по Гегелю – это лучшая форма государственного управления), не имея природных ресурсов, стала крупнейшим в мире производителем-экспортером, главным инвестором мира и первым донором в программах МВФ, инвестируя эффективные иностранные предприятия, как йенами, так и долларами, евро и др., обеспечивая дополнительную прочность своей валюты и перспективу Японии накоплением зарубежных средств производства. В итоге наиболее перспективные предприятия во многих странах мира принадлежат Японии и отдают ей прибыль. Япония сегодня – мировой лидер по темпам прироста национального богатства, уровня и продолжительности жизни населения.
"Банзай" японскому монарху!

Опыт послевоенной Германии, Швейцарии, Австрии, Нидерландов, Южной Кореи и других стран из числа добившихся высоких темпов экономического роста также свидетельствует, что оздоровление национальной экономики должно начинаться с оздоровления национальной валюты. Для населения страны она должна стать лучше, надежнее иностранной. 


3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ СНГ
(на экономических примерах для Беларуси) 


В итоге многолетних целенаправленных работ по анализу мирового опыта в области экономики и производственных отношений мною, экономистом – профессионалом, разработаны:

1) ТЕОРИЯ общественно-экономических формаций и на ее основе, –

2) КОНЦЕПЦИЯ теоретически оптимальной системы производственных отношений в государстве, при реализации которой в каждом государстве возможно достижение теоретически максимума эффективности и устойчивости производства, наиболее высоких темпов развития экономики за счет наиболее совершенной ее организации с сочетанием интересов всех членов общества и их социальной защищенностью.

ТЕОРИЯ объясняет историю и проблемы России, закономерность ее прежних социальных революций, причину распада СССР, рывок в развитии США, стран Западной Европы и Восточной Азии после второй мировой войны, современные проблемы в государствах СНГ и других странах.

КОНЦЕПЦИЯ содержит анализ важнейших проблем в экономике стран СНГ, показывает механизм этих проблем и пути их решения посредством национальных денежно-кредитных и налоговых инструментов. Она включает следующие блоки – концепции подсистем:

- концепцию оптимальных для страны национальных (и межнациональных) денег как мощного источника для инвестиций;

- концепцию оптимальной бюджетно-налоговой системы как инструмента государства по оптимизации и активизации национального производства с обеспечением наименьшей потребности производителей в оборотных средствах, наивысшей эффективности в использовании ресурсов, наибольшего притока инвестиций, максимума возможной конкурентоспособности продукции и бездефицитности государственного бюджета;

- концепцию системы максимальных мотиваций для работников к повышению эффективности труда, росту прибыли предприятий и развитию средств производства;

- примерную модель внутрихозяйственного расчета и оптимального с позиций собственника, работников и государства распределения прибыли на предприятии (в организации).

ДЕТАЛЬНО ПРОРАБОТАНЫ все элементы концепции, выявлены аналоги в мировой экономике, наглядно подтверждающие правильность научных выводов. Продумана концепция системы законопроектов для оптимизации до наивысшего уровня производственных отношений в государстве и устранения экономических причинах преступности и наркомании, они приемлемы для применения в любой стране. Разработана программа учебного курса "Экономические механизмы современного кризиса и оптимальные пути активизации экономики в странах СНГ" на 20 учебных часов, составлены планы докладов по важнейшим темам, методическое пособие для специалистов организаций, накоплен уникальный практических опыт по совершенствованию производственных отношений на предприятиях (автором лично было выполнено свыше 100 договоров на предприятиях по этой тематике ). 

В самых кратких чертах, чтоб только обозначить очертания концепции рациональной экономической системы для любого государства, здесь можно сказать, что для активизации национальной экономики и повышения конкурентоспособности национальных предприятий до возможного максимума конкретной страны необходимо: 

3.1. Укрепить свою национальную денежно-кредитную систему
с учетом опыта Японии

"Цивилизация – это такая стадия развития общества, на которой почти все зависит от правильной валютно-финансовой политики"

«Радиофакт», "Цитата дня" 5.02.2003 г.

3.1.1. Принять в стране такую концепцию национальных денег, реализация которой обеспечит, как в Японии, максимальный эффект по активизации национальной экономики и для прироста национального богатства страны. А именно: определить законодательно, что национальные деньги являются банкнотами Национального банка, обладающими стабильностью, свободной конвертируемостью в иностранные валюты по рыночному курсу, выполняющими все известные функции денег в стране (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления и т.д.), объявленная стоимость которых гарантируется Правительством страны и устойчиво повышается на 1‑2% в год относительно доллара, евро, йены или какой-либо другой мировой валюты, ежегодно определяемой Национальным банком как эталон для сравнения, обеспечивается национальными ликвидными активами, имеющимися у Национального банка, и всемерно поддерживается государственной идеологией.

3.1.2. Осуществить стабилизацию национальной валюты соответственно вышеприведенной ее концепции и при этом целенаправленно повышать объем денежной массы в стране до уровней, реально практикуемых в наиболее развитых странах.

С этой целью:

– повысить роль и расширить функции Национального банка в экономике страны. Наделить его национальными активами в размере, равном стоимости национальных денег, уже находящихся в обращении. Сформировать эти активы предлагается из акций национальных предприятий.

Например, в Беларуси лучше всего и быстрее это сделать передачей в ведение Национального банка и на его баланс Фонда госимущества, находящегося в настоящее время в ведении Министерства экономики (ничто не мешает суверенной Беларуси осуществить это немедленно), и затем увеличивать активы Национального банка далее по японскому методу. Разумеется, Национальный банк должен будет ответственно подходить к размещению своих инвестиционных средств в коммерческих проектах. Ему придется повысить роль департамента монетарной политики и создать дополнительные аналитические подразделения в своей структуре, привлечь на службу аналитиков-специалистов. Как, например, это сделал в свое время немецкий «Дойче-банк», в котором функционирует «стратегический центр» численностью около 3 тысяч человек, осуществляющий функцию выявления сфер для эффективного вложения денег (численность специалистов в системе Банка Японии, очевидно, на много больше). Это окупится тысячекратно.

– принять Закон страны или Декрет Президента о преобразовании части государственных предприятий (за исключением казенных, оборонных и стратегически важных) в открытые акционерные общества (в том числе одного собственника – государства) с расширением их хозяйственных прав и ответственности и передачей соответствующих пакетов акций Фонду госимущества, переданному в ведение Национального банка страны (следовательно – на баланс и в активы Национального банка);

– организовать и постоянно проводить в стране конкурсы по выявлению лучших коммерческих идей и бизнес-проектов, с приглашением к участию в них также и нерезидентов.

3.1.3. Поручить Национальному банку страны (его Фонду госимущества) собирать со всего мира в страну лучшие бизнес-идеи и не накапливать в резервах иностранную валюту, а преобразовывать эти бизнес-идеи в эффективные бизнес-проекты посредством валюты, а также за счет собственных эмиссий, созданием акционерных обществ и покупкой их акций в активы Национального банка. Тем самым национальные деньги страны, выходящие в обращение в форме инвестиций, станут более чем на 100 процентов обеспечиваться ликвидными активами – акциями наиболее эффективных и перспективных предприятий, как национальных, так и зарубежных. В итоге этого получим в стране, как в Японии, мощную национальную денежную систему, в которой Национальный банк станет главным государственным инвестором страны, и которая сможет быстро насытить потребность национальной экономики в национальном средстве обращения, накопления, инвестиций и т.д… до уровня, реально существующего в развитых странах. При этом, подчеркнем еще раз, так как это есть самое важное, каждый выпущенный в обращение национальный денежный знак, наличный и безналичный, будет более чем на 100-процентов обеспечиваться реально ценными ликвидными активами, т.е. акциями надежных, прибыльных и перспективных предприятий. Эти акции по мере развития предприятий станут возрастать в стоимости, приносить прибыль и увеличивать активы Национального банка. За счет этого можно будет осуществлять безэмиссионные перечисления из прибыли Национального банка в государственный бюджет в качестве важнейшего, надежного и возрастающего бюджетного источника, снижать в стране налоги, а также повышать курс национального рубля в соответствии с его концепцией относительно мировых валют в таких размерах, которые будут наиболее целесообразными для экономики данной страны.

3.1.4. Наделить средствами (стабильными национальными свободно конвертируемыми деньгами) каждое из перспективных национальных предприятий, независимо от формы собственности, в таком объеме инвестиций, который им потребуется для выхода на уровень конкурентоспособной высоко прибыльной работы. Условиями для такого наделения предприятия средствами должны быть:
1) соответствующий бизнес-план, прошедший должную экспертизу; 2) страховой полис по страхованию коммерческого риска, если такой риск, по мнению Национального банка, усматривается; 3) преобразование предприятия в открытое акционерное общество и продажа Национальному банку пакета акций на инвестируемую им в данное предприятие сумму. Кто не согласен на эти условия, тот пусть развивается самостоятельно за счет собственных источников и кредитов коммерческих банков.

3.1.5. В случае каких-либо тенденций к понижению курса национальной валюты на валютном рынке Национальный банк всегда сможет осуществить продажу части ликвидных акций из своих активов (после должной рекламы, с приоритетом для национальных предпринимателей и ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ!). Тем самым на фондовых рынках страны будет увеличен объем ликвидного товара (акций прибыльных и перспективных предприятий) с одновременным уменьшением количества национальных денег в обращении (изымаемых в обмен на акции). Это даст возможность четко управлять курсом рубля, а продажа акций будет способствовать эффективному развитию приватизации и привлечению "разумных", т.е. отвечающих национальным интересам инвестиций в экономику республики. Причем совершенно ничем не рискуя, по сравнению с тем, что имеет место в экономике в настоящее время. Даже если и пришлось бы Национальному банку продать какое-то количество акций предприятий из своих активов за деньги с целью повышения курса национального рубля, то в чем же риск? Ведь это лучше, чем раздавать акции бесплатно, за приватизационные чеки и продавать лучшие национальные бизнес-идеи, как лес на корню, за иностранную валюту.

3.1.6. По мере наделения предприятий стабильными национальными денежными средствами в стране станет быстро увеличиваться объем ОБЕСПЕЧЕННОЙ ТОВАРОМ национальной денежной массы. Это создаст условия для активизации аккумуляционной и кредитно-инвестиционной деятельности белорусских карликовых в настоящее время коммерческих банков (к 1987 году японские коммерческие банки продемонстрировали миру необычный мировой рекорд, заняв первые 10 мест среди коммерческих банков мира по размеру вкладов). Быстро укрепятся национальные банки, кредиты станут такими же доступными и эффективными для предприятий как в Японии (1-2% годовых) исчезнут бартер, неплатежи, невыплаты зарплаты и т.п. Резко возрастет конкурентоспособность национальных предприятий.

3.2. Устранить принципиальные ошибки в налоговой системе

"Чтобы поднять государство с самых низких ступеней варварства до вершин благосостояния, нужны лишь мир, разумные налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей"

Адам СМИТ

Налоги должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции национальных производителей товаров, работ, услуг, содействовать развитию страхования, банковского дела и накоплению средств в рациональных для общества формах. Большую часть национального богатства в наиболее развитых странах составляют накопления граждан, аккумулированные в страховых накопительных фондах и банках.

Анализ налоговых систем государств, имеющих наивысший рейтинг по конкурентоспособности производителей, показывает, что для достижения высокой конкурентоспособности национальных предприятий, активного роста налоговой базы и возрастания притока средств в бюджет целесообразно реформирование налоговой системы с последовательной реализацией следующих принципов:

1) налоги у коммерческих организаций и банков изымаются из прибыли. При этом порядок формирования себестоимости и прибыли для них должен быть изменен (это принципиально важно, об этом речь ниже, см. пункт 3.3);

2) капитал, инвестируемый в развитие производства, налогами не облагается;

3) реинвестиции прибыли в развитие производства, а также использование прибыли на мероприятия по страхованию коммерческого риска и по накопительным видам страхования работников (пенсия, жизнь) в пределах норм налогами не облагаются;

4) облагается налогом прибыль, направляемая на потребление, причем налог на дивиденды по акциям и вкладам в производство должен быть ниже, чем на другие статьи потребления прибыли;

Основными налогами в стране должны стать налоги на имущество и землю, с расширения прав субъектов хозяйствования по переуступке (продаже, залогу, внесению в уставные фонды других организаций) своих прав по владению, распоряжению, пользованию закрепленными за ними имуществом и землей. Право владения и пользования землей, государственными имущественными комплексами и т.п. может переходить к другим владельцам, как государственные вклады в их уставный фонд, при этом земля и материальные объекты могут оставаться в собственности государства.

3.3. Для перехода на систему налогов из прибыли необходимо создать условия высоких мотиваций для работников предприятий
к прибыли и развитию средств производства

"Богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей"

Маргарет Тэтчер 

Характер современной экономики уже такой (и эта ее качество в силу усложняющихся технологий быстро возрастает), что труд заинтересованных людей становится намного эффективнее труда наемного и подневольного. Поэтому необходимо создавать на предприятиях системы мотиваций для работников к творческому эффективному труду, росту прибыли и развитию средств производства, таким образом, чтобы вектор личного материального интереса работника расчетливо направлять по вектору наибольшей пользы для общества и государства.

Работники, инвесторы и государство должны стать участниками в прибыли. "Делиться выгоднее, чем забирать себе все" (Гесиод, VI век до н.э.). Для пользы всех – работников, инвесторов и государства (общества) – наиболее целесообразно так строить систему мотиваций, чтобы работникам начислялись вклады в той части прибыли, которая будет направляться на развитие производства, и побуждать предприятия к всемерному развитию и совершенствованию средств производства продуманной налоговой системой. По вкладам начислять и выплачивать дивиденды из прибыли. При такой системе мотиваций прибыль и фонды предприятий станут прирастать. Особенно продуктивным был бы данный подход в сельском хозяйстве страны, где проблема мотиваций, прибыли и развития средств производства стоит наиболее остро.

В Беларуси эти предложения до 2004 года могли быть реализованы в рамках Закона «О предприятиях», в статье 63 которого было предусмотрено:

     "В случаях, предусмотренных законодательными актами или уставом предприятия, часть чистой прибыли передается в собственность членов трудового коллектива предприятия.  Размер этой части прибыли устанавливается собственником или уполномоченным им органом, а порядок ее распределения определяется собранием (конференцией) трудового коллектива.
     Сумма прибыли, принадлежащая члену трудового коллектива, образует его вклад. На сумму вклада члену трудового коллектива могут быть выданы акции. Предприятие ежегодно выплачивает члену трудового коллектива проценты (дивиденды) по вкладам в размерах и порядке, определяемых уставом предприятия".

Однако в июле 2004 года Парламент республики с целью исключения разночтений с Гражданским кодексом этот Закон упразднил. Целесообразно было бы восстановить вышеуказанные нормы внесением соответствующих изменений дополнений в Гражданский кодекс. И далее определить постановлением правительства в качестве важнейших показателей работы предприятий государственных и с государственным участием в уставном капитале и критериев оценки деятельности руководителей таких предприятий следующие показатели:

– чистая прибыль на единицу собственного капитала предприятия;

– удельный вес части чистой прибыли, направленной на развитие и обновление средств производства (включая и вклады работников).

Часть чистой прибыли в форме вкладов начислять руководству и менеджменту предприятий с их имущественной ответственностью заработанным и накопленным вкладом за результаты деятельности предприятия, предусмотрев это в контрактах, заключаемых с ними.

 В государственных предприятиях целесообразно было бы создать возможность накопления вкладов для работников и при этом реализовать еще одну важнейшую идею из опыта японской экономики: отделение права собственности на имущество (вклады, акции) от права управления. Управлять государственными предприятиями в интересах страны, работников и инвесторов должны высококвалифицированные специалисты, а не собрания акционеров – не специалистов в вопросах управления, где решения принимаются порой под влиянием эмоций и желания высоких дивидендов;

3.4. Как принципиально важное системное звено для обеспечения быстрой активизации экономики предлагается:

"Надо чтобы условия, а не управляющие заставляли работников эффективно трудиться"

Р. Хасимото (Ryutaro Hashimoto),
премьер министр Японии (1996-98)

а) изменить в Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок отнесения на себестоимость расходов по оплате труда. Установить решением Правительства в рамках его полномочий, что заработная плата работников в коммерческих организациях и банках относится на себестоимость продукции, работ, услуг только до уровня минимального потребительского бюджета (который выше прожиточного минимума и характеризует нижний уровень достатка в стране). Целесообразно было бы учитывать при этом также и действующие коэффициенты повышения тарифных ставок рабочих по техническим видам работ, производствам и отраслям экономики;

б) предусмотреть в налоговом законодательстве, что заработная плата работников до указанного уровня не облагается налогами. (В действующем налоговом законодательстве Беларуси и других стран предусматривается, что заработная плата работников до определенного уровня, с учетом иждивенцев, не облагается подоходным налогом. То есть, этот уровень предлагается обосновать и уточнить, при необходимости повысить). Все остальное (выше не облагаемого налогами уровня) – следует начислять работникам из прибыли после ее налогообложения, в порядке, определяемом собственником и коллективным договору в рамках действующих нормативных актов о труде.

С принятием таких решений все предприятия страны окажутся в условиях теоретически наинизшей себестоимости производства продукции, работ, услуг и, следовательно, теоретического максимума по возможной их конкурентоспособности. В то же время работники этих предприятий получат максимум возможных мотиваций к прибыли своих предприятий, причем не с потерей, а с ростом личных доходов вследствие улучшения работы предприятий, увеличения объема продаж, массы прибыли, объема инвестиций. Предприятия станут работать более стабильно и прибыльно, станут активно прирастать объемы инвестиций, появятся источники финансирования для инноваций, получит востребованность национальная наука.

в). Акционирование целесообразно применять в стране, в основном, с целью укрупнения предприятий и организации притока инвестиций в основной и оборотный капитал. Государственная часть в предприятиях должна не продаваться и проедаться, а приумножаться привлечением в предприятия дополнительного капитала на взаимовыгодных партнерских условиях.

г). Заработную плату работников госорганов, учителей, врачей, военнослужащих и других граждан, труд которых оплачивается из бюджетных средств, а также пенсии, стипендии, пособия в стране целесообразно увязать в прямую связь с суммарными доходами (зарплата, вклады, дивиденды) в сфере коммерческих и банковских структур. Станет улучшаться работа предприятий, банков, страховых компаний – у всех станут расти доходы. Все выиграют, никто не потеряет.

3.4. Важно еще обратить внимание,
что экономика страны является системой!

"Когда мы пытаемся вытащить что-нибудь одно, оказывается, что оно связано со всем остальным"

Закон Мура

Комплексное совершенствование: 1) системы денежно-кредитных отношений,
2) системы налогово-финансовых отношений, 3) рациональное реформирование предприятий, создание высоких мотиваций для работников к прибыли и развитию средств производства – это связанная системная триада мер. Она является ключом к подъему уровня конкурентоспособности производства, резкой активизации экономики и росту ее эффективности.


Определившись в концепции, далее можно будет системно и последовательно совершенствовать все элементы системы производственных отношений в стране, видя конечную цель-систему. Целесообразно также в комплексе осуществить реструктуризацию крупной промышленности с учетом мировых процессов по глобализации, усовершенствовать отношения по поводу прав землевладения и землепользования с целью включения этих прав, как активов, в рыночные отношения, создать благоприятные условия для роста числа малых предприятий и числа рабочих мест в стране, а также для быстрого развития накопительных видов страхования и страхования коммерческих рисков, особенно по внешнеэкономическим операциям.

Основательная реализация изложенных здесь идей и предложений способна дать органам государственного управления любой страны устойчивый источник финансирования для внутренних и внешних инвестиций, возможность обеспечить формирование бездефицитного бюджета, вызвать резкий подъем эффективности национального производства, и в течение трех-четырех лет выйти на уровень наиболее высоких в мире темпов реального роста жизненного уровня населения.

Проведение экономических экспериментов на отдельных предприятиях, в сельских хозяйствах, территориальных зонах, районах быстро и наглядно показала бы целесообразность системной реализации изложенных здесь предложений в масштабе любой страны СНГ и Содружества в целом.

Если не будет упущено время. 
 

4. О ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
(здесь не приводится,  см.
http://dovgel.com/htm/konz/k-r.htm)

5. О ГЛАВНОМ РЕСУРСЕ БЕЛАРУСИ И СТРАН СНГ
(здесь не приводится,  см.
http://dovgel.com/htm/konz/k-r.htm



Закончить статью хочется глубокими словами известного писателя, Нобелевского лауреата,
на размышление читателю:

"Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть"

Р. РОЛАН


И в заключение напомним еще раз уважаемому читателю, что в данной статье представлены лишь тезисные извлечения из Концепции "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНАХ СНГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ" (причем, в сокращенном варианте), разработанной экономистом-профессионалом в итоге более чем 20-летнего труда по анализу мирового опыта в области экономики и производственных отношений и на системной основе ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ, имеющей принципиальную новизну. 



----------------------

Word-файл (zip) с отформатированным текстом и всеми названными по тексту приложениями
Вы можете скачать по адресу
http://dovgel.com/docs/konz-kr.zip 

 

В следующем выпуске рассылки "O НОВОЙ ПАРАДИГМЕ В ЭКОНОМИКЕ" Вашему вниманию будет предложена статья "ГДЕ МЫ? КТО МЫ? ПОЧЕМУ ТАК  ЖИВЕМ? (тезисы теории общественно-экономических формаций)", которая   объясняет историю и проблемы России, закономерность ее прежних социальных революций, причину распада СССР, рывок в развитии США, стран Западной Европы и Восточной Азии после второй мировой войны, современные проблемы в государствах СНГ и других странах.

 

Всего доброго,

Евгений Довгель
http://dovgel.com

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.natural.newparadeigma
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное