Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О новой парадигме в экономике

  Все выпуски  

"Экономические проблемы в странах СНГ и пути их решения"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Довгель Е.С.  О НОВОЙ ПАРАДИГМЕ В ЭКОНОМИКЕ


    ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, образец), в философии, социологии – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Выпуск 4,

май 2005 г.

Рассылка только
по подписке

     Эта статья представляет собой, по сути, извлечения из тезисов Концепции "Экономические проблемы в странах СНГ и пути их решения"разработанной на основе Теории общественно-экономических формаций (выпуск этой 3 рассылки). Ей предшествует свыше 20 лет профессионального анализа в области макроэкономики и производственных отношений с углубленным изучением предмета исследований в аспирантурах по специальностям: 1) «Математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, планировании и управлении», 2) «Социальная философия», 3) «Экономическая теория», плюс 40 лет практической работы в экономике, в том числе в должностях зам. руководителя предприятия по экономике и руководителя предприятия, заместителя председателя плановой комиссии Минского горисполкома, управляющего филиалом банка, генерального директора страховой компании, директора научно-экономического предприятия "Экон", председателя совета и директора ассоциации предприятий с долевым участием работников, председателя совета международного клуба директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации.
      Статья рассчитана на вдумчивого читателя. Лучше других ее поймут руководители, экономисты, бухгалтеры и специалисты финансовых служб предприятий. Она будет полезна также студентам, изучающим вопросы экономики, финансов и денежно-кредитных отношений. Тем, кто подключился к этой рассылке недавно и пока не знаком с "Теорией общественно-экономических формаций", рекомендуется начать с этой "Теории" (http://dovgel.com , страница "Почему так живем..."), а еще лучше бы – с архива рассылки.

 
 

 

Извлечения из тезисов концепции.
Требуют сосредоточенности

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В СТРАНАХ СНГ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

(на примерах для Беларуси)

 

 Содержание[1]

1. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН СНГ

2. ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РАЗВИТИЯ

2.1. ПЕРВОПРИЧИНА

2.2. ВТОРАЯ ПРИЧИНА

2.3. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА

2.4. ФЕНОМЕН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

4. О ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

5. О ГЛАВНОМ РЕСУРСЕ БЕЛАРУСИ

––––

 

В силу действия сходных причин в экономике стран СНГ имеют место сходные проблемы.
Показать причины этих проблем и предложить их эффективное решение для любой из стран СНГ посредством национальных денежно-кредитных и налоговых инструментов на примерах для Беларуси – цель этой работы.

«Чтобы найти истину, надо освободиться от предвзятости
и ранее усвоенных представлений»

ДЕКАРТ

 

1. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН СНГ

Данный раздел здесь сокращен, т.к. проблемы стран СНГ в какой-то мере всем известны. Важнейшими из них являются: 1) низкая конкурентоспособность многих из национальных предприятий и недостаток средств для их технического и технологического перевооружения, 2) низкий уровень мотиваций для работников к эффективному труду и развитию средств производства.

 

2. ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РАЗВИТИЯ

При всем многообразии того, что кажется причинами экономических проблем в странах СНГ, их обуславливают в наибольшей мере три причины, воздействующие на экономику совместно, в комплексе:

1) принципиальная ошибка в налоговой системе;

2) нерациональная система денежно-кредитных отношений;

3) принципиальные ошибки в реформировании национальных предприятий (в данной статье не рассматриваются).
 

 

2.1. ПЕРВОПРИЧИНА

(суть принципиальной ошибки в налоговой системе)

 

 «Ничто не требует столько ума и мудрости, как определение тех частей дохода, какие у граждан могут изыматься и какие им следует оставить»

Шарль МОНТЕСКЬЕ
 

Налоговая нагрузка на экономику в Республике Беларусь примерна такая же, как и в развитых европейских странах – с учетом фонда социальной защиты около 43% в валовом внутреннем продукте. Однако набор налогов и методология их изъятия являются такими, что они включаются в цену продукции. Причем половина из них изымается независимо от факта реализации продукции и наличия прибыли, в момент приобретения сырья, материалов, оборудования, оплаты за использование рабочей силы (Расчет налоговых начислений для белорусских предприятий см. таблицу 1). Тем самым они изымают у производителей их оборотные средства в период до начала производства и в процессах производства, жестко повышают цены на продукцию и в условиях рыночных отношений снижают способность национальных субъектов хозяйствования гибко реагировать своими ценами на изменения спроса и предложения.

А конкуренты из развитых стран уплачивают свои налоги после факта реализации продукции и, в основном, из прибыли, причем значительная часть налогов в развитых странах изымается не у производителей, а у потребителей (подоходный налог, налоги на землю и имущество, налоги с продаж, на топливо, за выбросы, отходы и т.п.).

Механизм возникновения неконкурентоспособности национальных предприятий может быть наглядно показан на конкретном расчетном примере. Возьмем для анализа условно два предприятия-конкурента, имеющие на момент их сравнения равный производственный потенциал, и проанализируем, чем закончится ЗАКОНОМЕРНО борьба этих конкурентов на открытом рынке, если один из них – белорусское предприятие, а другой, например, – предприятие США, Финляндии, Нидерландов, Швейцарии и т.д.

Допустим, что цена единицы товара у белорусского производителя составляет  200 долларов, в том числе затраты на материальные, энергетические ресурсы и на оплату труда – 100 долларов (50% в выручке), налоги – 70 долларов (35% в выручке), планируемая чистая прибыль – 30 долларов (15% в выручке), и он успешно продает товар на своем традиционном рынке.

Но случае равенства материально-энергетических и трудовых затрат при производстве аналогичного товара (а мы порой и в этом проигрываем) конкурент белорусского предприятия при той же цене продажи товара на этом рынке при его налоговых условиях получит 100% балансовой прибыли (200 долларов выручка, 100 – затраты). Так как налоги у него изымают только часть от прибыли, то при любой налоговой ставке по налогу на прибыль (обычно не выше 30%) продажа для него окажется очень выгодной, и он, естественно, окажется на данном рынке.

 При поступлении на рынок дополнительной массы аналогичного товара цена на этот вид товара станет падать. При понижении цены, например, до 150 долларов за единицу у белорусского производителя возникнет убыток не менее 10% к себестоимости (расчеты – см. таблицу 2), и его налоги станут изымать у него оборотный капитал, причем удельный вес налогов в его выручке значительно повысится (сравните таблицы 1 и 2). Для обеспечения последующих циклов производства ему придется привлекать кредиты на выплату зарплаты, налогов, пополнение оборотных средств. Кредиты в Беларуси стоят 30 – 40 и более процентов годовых. Эти кредиты при убыточной работе предприятия резко увеличат его издержки и убытки. Себестоимость и цена его продукции еще повысятся, конкурентоспособность понизится. Возврат кредитов станет невозможным. Появятся долги и штрафы, произойдет потеря оборотных средств, начнется сокращение работников, налоговые поступления от предприятия станут уменьшаться. В итоге это увеличит дефицит госбюджета, а потребности бюджета и внебюджетных фондов в связи с необходимостью помощи предприятию и увольняемым работникам станут в стране возрастать.

В то же время конкурент при цене рыночного спроса на уровне 150 долларов за единицу товара получит балансовую прибыль в размере 50% к объему затрат, и перед ним в связи с убыточной и бесперспективной работой конкурентов откроется возможность расширения сбыта товаров. Если прибыль он направит на развитие, то у него возникнут налоговые льготы. И при такой его рентабельности любой зарубежный банк будет готов выделить ему валютные кредиты под 2-3-5% годовых. Он сможет и далее снижать цены, увеличивать затраты на рекламу продукции, не имея убытков, подавляя конкурентов, увеличивая массу прибыли, расширяя свои рынки для сбыта продукции. И, наконец, после банкротства конкурента, ему откроется полный простор для повышения цен и получения сверхприбыли. В бюджет его страны станут поступать возрастающие суммы ...

 

СТРУКТУРА РЫНОЧНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
 

а) для предприятий, которым налоги включаются в издержки производства и в надбавки к ценам
(например, в Беларуси)

б) для предприятий из тех государств, в которых
налоги платятся в
основном из прибыли
(например, в США).
 

 

 

 

Результат 1-го предприятия:

Снижается конкурентоспособность и объемы продаж продукции, на выплату зарплаты и налогов расходуются оборотные средства, амортизация основного капитала, кредиты; увеличиваются накладные расходы, складские и сбытовые затраты и растет удельный вес налогов в выручке, сокращаются объемы производства, численность работников.

Эти налоги не имеют каких-либо обоснований, за что они взимаются у предприятия. Они угнетают производство. Налоговая система сокращает под собой налоговую базу и минимизирует возможные поступления в бюджет, она требует качественных изменений.

 

Результат 2-го предприятия:

Предприятие имеет максимальную возможность по гибкому регулированию своих цен относительно цен конкурента и рыночного спроса и минимальную потребность в оборотных средствах, продукция продается с прибылью, осуществляется расширение производство и расширяется налоговая база, увеличиваются поступления в бюджет; после вытеснения конкурентов с рынка возникает возможность повышения цен, в бюджет страны поступают растущие доходы.

Отчисление части прибыли в бюджет – это элемент высшей формы отношений государства и производителей. Такая налоговая система требует лишь научно-обоснованной оптимизации.

 

 

Западный мир взращен на идее борьбы за расширение рынков для сбыта продукции.

Борьба государств за рынки для своих производителей есть суть важнейшего из противоречий в мировой экономике и мировой политике, причина многих войн, в том числе и с атомными бомбами (это понятно для многих). Но то, что одним из методов этой борьбы является внедрение усилиями дипломатии, идеологии, «меценатства» и т.д… со стороны отдельных государств и их финансово-торговых синдикатов таких идей и разработок – «троянских коней» – в законодательство других стран, которые способны обеспечить предприятиям «ахейцев» проникновение на рынки конкурентов и преимущество для них на рынках, – в это "троянцы" никогда не верят.

Налог – это важнейший инструмент государственного регулирования в экономике. К сожалению, ни один из налогов, применяемых в Беларуси (как и в других странах СНГ), не имеет никакого теоретического обоснования с точки зрения его влияния на конкурентоспособность предприятий. Все белорусские налоги, по сути, заимствованы у России – страны, подвергшейся в наибольшей мере воздействию идеологических диверсий и имеющий вследствие этого самый низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики среди 47 стран, наблюдаемых по этому показателю с 1986 г. в рамках программ Международного экономического форума[2].

В наибольшей мере – «как интеллектуальная бомба»– влияет на снижение конкурентоспособности национальных производителей налог на добавленную стоимость (НДС) в его искаженном варианте, внедренном в странах СНГ. Казалось бы, не сложно уяснить: суть этого налога в Беларуси, России и других странах СНГ – изъятие у производителя 18-20% от стоимости сырья, материалов, комплектующих изделий в момент, когда он собирается их закупить (входящий НДС), и повышение цены на 18-20% на его продукцию в момент, когда он собирается ее продать (включение НДС при формировании конечной цены). Но этот налог в начальный момент его применения дает очевидный прирост поступлений в бюджет: еще никто и не работал, а налог все начинают платить. А затем в связи с падением конкурентоспособности и прибыльности предприятий сборы по другим налогам начинают резко уменьшаться. В итоге НДС становится доминирующим, он дает наибольшую часть от всех поступлений в бюджет и без него уже как бы и не видится выхода.

Рассуждение о том, что данный налог платит не производитель, а потребитель, которое не раз встречалось в средствах массовой информации на просторах СНГ рассчитано на простаков, оно является принципиально ошибочным. Дело в том, что средства на уплату НДС работникам, как потребителям, должны выплатить заранее их наниматели-производители в составе заработной платы, а пенсионерам, студентам, военным, госслужащим и т.д. – государство из бюджета. Тем самым этот налог резко повышает потребность предприятий и бюджета в средствах для осуществления нерациональных денежных оборотов при остром дефиците денежных средств в СНГ‑экономике. И этот налог повышает цены на продукцию национальных производителей в стране. Поэтому потребители, естественно, устремляются покупать относительно более дешевый импорт, в котором содержится меньше налогов. Таким образом, суммы, которыми производители-"троянцы" и бюджеты их государств авансируют своих потребителей для уплаты ими НДС, заложенного в необходимых им товарах и продуктах, уходят в прибыль конкурентов и в бюджеты других государств.

Из-за сложности и запутанности «НДС-модели для стран СНГ» вникнуть в суть многостраничных инструкции по начислению этого налога на уровне государственного руководства крайне сложно. И потому принципиальные вопросы по данному налогу решаются на уровне его разработчиков в Министерстве финансов, далеких от проблемы конкурентоспособности национальных предприятий (да и задачу в этом направлении мышления им никогда никто не ставил), находящихся под влиянием целенаправленных идеологических "троянских" разработок и зарубежных консультантов, добивающихся еще и закрепления данного налога межгосударственными соглашениями о порядке взимания НДС. Все это активно сопровождается соответствующей идеологией.

Однако же в стране на протяжении десятилетий имеющей наивысший рейтинг по конкурентоспособности производителей такого налога нет вообще и, несмотря на Нобелевскую премию разработчикам НДС, вопрос о внедрении этого налога там даже не рассматривается. Мнение, что налог с розничных продаж, практикуемый в США, является идентичным НДС, которое порой звучит, опять же на просторах СНГ, для простаков, является ошибочным. Это принципиально разные налоги по их воздействию на экономику.

В других развитых странах, имеющих высокий рейтинг по конкурентоспособности производителей, порой имеются налоги с названием «на добавленную стоимость». Но применяются они с принципиально иным содержанием, чем в странах СНГ, а именно: для сдерживания потребления в стране предметов не первой необходимости и таких товаров, которые желательно бы вывозить на экспорт. Они не предусматривают в качестве объекта налогообложения всю выручку от реализации с учетом всех наслоенных в нее налогов. Налог взимается только с потребительских товаров, причем по полной ставке – лишь с предметов роскоши, и не распространяется производственные ресурсы: сырье, материалы, оборудование, энергию, топливо. Причем малый бизнес в развитых странах от НДС, как правило, освобожден.

 Кроме того, в Беларуси ряд налогов включается в налоговую базу последующих налогов. Что вызывает каскадный эффект их отрицательного воздействия: возникают налоги на налоги. Например, сумма начислений по зарплате, включая подоходный налог, облагается взносами в фонд социальной защиты, фонд занятости и чрезвычайным налогом, взносом обязательного страхования работников. Затем все суммируется и умножается на ставку сбора в местный бюджет на формирование местных целевых бюджетных фондов; затем все вместе – умножается на ставку отчислений единым платежом в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды. И сумма всей этой совокупности затем облагается НДС. Каждый по отдельности налог как бы и не велик, но в совокупном действии их всех на каждый рубль реально выданной работнику зарплаты предприятия должны уплачивать более рубля различных взносов, сборов, отчислений и налогов, независимо от прибыльной или убыточной работы предприятий.

При такой налоговой системе крайне затрудняется процесс создания новых рабочих мест. А также блокируется процесс развития общественного разделения труда и специализации производства, ибо с каждым фактом кооперации производителей число налоговых каскадов возрастает, и в результате – на несколько процентов возрастают цены на продукцию, снижается ее конкурентоспособность.

Из-за такой налоговой системы, при которой наибольший удельный вес налогов начисляется на заработную плату, налоги в цене продукции научных и проектных белорусских предприятий превышают сумму всех других затратных составляющих. А потому в экономике Беларуси (и всех стран СНГ) имеет место не востребованность научных и конструкторских разработок из-за их обремененности налогами, изымаемыми задолго до получения какого-либо экономического эффекта от этих разработок. Вследствие снижается наукоемкость национального производства, что глубоко закладывает его неконкурентоспособность на перспективу.

При наличии в Беларуси, например, широкой сети специализированных сельскохозяйственных организаций, таких как агропромэнерго, агропромтехника, сельстрой, сельхозхимия и мощных предприятий по переработке сельхозпродукции (которыми республика славилась во времена Советского Союза) их услуги для сельских хозяйств и фермеров из-за действующей системы налогов оказываются невыгодными. Поэтому хозяйства и фермеры стремятся создавать свои цеха по переработке сельхозпродукции, выполнять самостоятельно строительные и электромонтажные работы, ремонт техники и т.д., с невысоким качеством работ и низкой производительностью труда, порой с нарушением правил техники безопасности и санитарии. А крупные специализированные предприятия по переработке сельхозпродукции оказываются недогруженными и без административной поддержки властей имели бы серьезные проблемы по закупках сырья для своего производства. 

 Пошлины на ввоз комплектующих изделий и импортируемого сырья дополнительно повышают цены на продукцию национальных производителей.

 Особые проблемы создают санкции и штрафы в том виде, как они применяются в налоговых системах стран СНГ, в том числе в Беларуси. Предприятия задерживают уплату налогов, в основном, потому, что у них не оказывается средств для продолжения работы и для выплаты зарплаты работникам. Им требуется помощь, субсидии, а к ним применяются санкции, штрафы, что резко ухудшает их финансовое положение.

И совершенно нелогичными представляются санкции и штрафные меры государственной налоговой системы по отношению к государственному сектору экономики: собственник – государство вместо наложения взыскания на виновных наемных работников (если те, действительно, виновны) наказывает штрафами свои собственные предприятия, изымая у них оборотные средства, блокируя их расчетные счета, затрудняя собственное производство и приходя в итоге к необходимости его приватизации.

Уже отмечалось, но подчеркнем еще раз: в случае убытка у предприятия налоги ему приходится выплачивать из оборотного капитала, причем удельный вес налогов, изымаемых до факта реализации продукции, у предприятий при убытке резко возрастает (Расчет налоговых начислений до убытка и при убытке в деятельности предприятия см. таблицы 1 и 2) . Предприятиям приходится брать кредиты на пополнение оборотных средств без видов на прибыль от этих кредитов. И попадать в «кредитную ловушку», когда кредиты дополнительно ухудшают их финансовое положение.

В совокупном итоге из всего выше названного и складывается тенденция прогрессирующей неконкурентоспособности национального производства в странах СНГ. Вследствие потери оборотного капитала у предприятий понижаются возможные объемы производства и продаж, а соответственно, и понижается налоговая база, снижаются потенциальные возможности по отчислениям в бюджет. При этом возникают новые проблемы (сокращение работников, рост правонарушений, нужда в субсидиях, пособиях и т.п.) требующие дополнительных общественных затрат;

Возникающие проблемы и недопоступление средств в госбюджет вызывают объективную потребность в эмиссии национальных денег для бюджетных нужд страны. Эмиссия ничем не обеспечиваемых денег порождает их инфляцию с тяжелыми отрицательными следствиями для экономики.

 

2. ВТОРАЯ ПРИЧИНА

уть проблемы в области денежно-кредитных отношений)

Как было рассмотрено выше, из-за недостатков налоговой системы понижается конкурентоспособность национальных производителей, что ведет к понижению потенциального объема продаж и налоговых сборов. А потребности бюджета и внебюджетных фондов в связи с необходимостью помощи предприятиям и увольняемым работникам получают тенденцию к росту. В итоге возникает объективная потребность в эмиссии ничем не обеспечиваемых "пустых" денег в государстве. Следствием является инфляция, то есть обесценение национальных денег. И далее инфляция уже и сама по себе тянет вторичную волну проблем, как их причина.

Предлагается для анализа несколько официальных цифр, характеризующих важнейшую проблему в денежной системе Беларуси (и всех других стран СНГ).

На 1 января 1990 г. официальный курс советского рубля к доллару США, сбалансированный по паритетам покупательных способностей этих валют, был равен 0,6 рубля за 1 доллар. Объем совокупной денежной массы в виде советских рублей, обращающихся в экономике, обеспечивающий товарообмен производителей, выплату заработной платы, пенсий и пособий населению, на территории БССР составлял около 75% от объема ВВП. Стоимость этой денежной массы, находящейся в экономике республики, на 1.01.1990 г. составляла около 28 млрд. рублей, или по курсу рубля к доллару – около 46 млрд. долларов США.                                            (1)

А на 1 января 2003 г. масса национальных денег Республики Беларусь в обращении составляла 1993 млрд. рублей. Курс белорусского рубля был равен 1920 рублей за доллар. Притом, что в республике за рассматриваемый период дважды проводилась деноминация (на 20 августа 1994 года – в масштабе 1:10 и на 1 января 2000 года – в масштабе 1:1000) и, что доллар США за период с 1.01.1990 г. по 1.01.2003 г. также претерпел инфляцию примерно на 50% от той стоимости, которую он имел на 1.01.1990 г.

Выразив стоимость рублевой денежной массы, находящейся в обращении в Беларуси на 1.01.2003 г. в долларах 1990 года, получим:

1993 млрд. руб. : 1920 руб./долл. 0,5 = 0,519 млрд. долл.1990г. ,                                               (2)

где: 1993 млрд.руб.  –  совокупная денежная масса в Беларуси на 1.01.2003г.;

 1920 – курс белорусского рубля на 1.01.2003 г.,  рублей за 1 доллар США;

 0,5 – коэфф., учитывающий размер инфляции доллара за период с 1.01.1990 г. по 1.01.2003 г.

Из сравнения (1) и (2) видно, что стоимость всей массы национальных денег в Беларуси за период
с 1.01.1990 г. по 1.01.2003 г.  уменьшилась
почти на два порядка (!).

46 млрд. долл.1990г. : 0,519 млрд. долл. 2003г : = 88,63 раз

То есть на начало 2003 г. в денежной системе Беларуси имелось национальных денег всего лишь около 1,1% (пожалуйста, задумайтесь над этой цифрой!) от той стоимости денежной массы, которая обеспечивала потребности экономики республики в деньгах в 1989 году. А в это время в развитых странах, с которыми Беларуси нужно конкурировать, количество национальных денег значительно увеличилось и стало не соизмеримым с тем, что их имеется в Беларуси (и в любой из стран СНГ).

 

Количество национальных денег на душу населения в Японии,
США, Англии, Германии и др. развитых странах (диапазон между верхними линиями)
и в Беларуси (нижняя линия) в пересчете на доллары США

 

Рисунок "Количество национальных денег на душу населения"

 

Графики здесь приведены
с соблюдением масштабных пропорций.

    В экономической теории известно, что «сокращение предложения денег в экономике является причиной большинства экономических кризисов» (М. ФРИДМЕН, известный экономист, Нобелевский лауреат по экономике 1976 г.).

    В настоящее время в денежной системе Беларуси количество национальных денег в обращении составляет в эквиваленте около
150 долларов
НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ.

    А, например, в японской экономике количество национальных денег в обращении превышает в эквиваленте  50 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ.

   Разница – более чем в 300 раз! (50000 : 150 = 333), но  в Беларуси (тоже в других странах СНГ) это никого не удивляет и не интересует. Об этом как-то даже и не задумываются.

    А нужно бы учитывать еще и то, что в развитых странах весьма развит также институт финансовых посредничеств, оперирующих залогами, долгами, обязательствами, ценными бумагами и т.д., что весьма сокращает потребность их экономики в деньгах. В СНГ же и в Беларуси институт финансовых посредничеств пока не развит. 

 

 

На начало года в долларах США

 

Причина фактического безденежья в странах СНГ является следствием тех методов, которыми национальные банки этих стран выпускают свои деньги в обращение. А именно:

1) путем "пустой" денежной эмиссии на покрытие дефицита государственного бюджета. Такие эмиссии согласно известному природному закону (Ломоносова М.В.) о сохранении энергии и вещества не могут в принципе увеличить энергетический потенциал системы, т.е. стоимость денежной массы в стране. Они лишь перераспределяют эту стоимость в пользу правительства, обесценивая денежные накопления у субъектов хозяйствования и граждан своей страны, и подрывают этим авторитет национальных денег. При выпуске "пустых" денег сверх меры национальные деньги дискредитируются и денежная масса обесценивается много быстрее, чем эмиссией увеличиваются цифры ее денежных сумм.

2) путем покупки иностранной валюты на национальном валютном рынке за национальные деньги. Такие покупки в принципе могут несколько увеличить стоимость национальной денежной массы в обращении на срок, пока изъятая с рынка валюта не выйдет снова в обращение. Но согласно тому же закону о сохранении энергии и вещества они не могут увеличить совокупную стоимость денежной массы в стране, ибо рыночной покупкой лишь обмениваются стоимостные эквиваленты. При этом вследствие такой покупки на валютном рынке создается:
        а) определенный дефицит иностранной валюты относительно национальных денег;
        б) определенный избыток национальных денег относительно иностранных валют.
        В результате курс национальных денег в стране искусственно понижается относительно иностранных валют (что всегда не соответствует национальным интересам данной страны). Следовательно, понижается и стоимость национальной денежной массы.

3) путем выдачи денежных кредитов национальным банком в экономику своей страны (на жилищное строительство, на посевную, помощь крупным субъектам хозяйствования государственной формы собственности и т.п. и т.п.). Это приводит к эффекту известной задаче о бассейне, который по одной трубе наполняют, а по двум – опорожняют. То есть, выдав в экономику страны определенную сумму в виде кредита, национальный банк через некоторое время должен изъять ее же с процентами. Такие действия широко практикуются национальными банками в странах СНГ, – они то, в основном, и создают то безденежье в экономике, которое наблюдается повсеместно в этих странах.

Вследствие резкого сокращения количества национальных денег, в экономике Беларуси и других стран СНГ в 1992-94 годах возникли и проявляют себя до настоящего времени очень серьезные денежно-финансовые и другие экономические проблемы.

Одна из них – снижение в несколько раз реальных доходов населения и реальной заработной платы работников по сравнению с уровнем 1990 года. И в то же время, при уменьшении реальной заработной платы в несколько раз, отношение национальной денежной массы в стране к размеру начисляемой зарплаты за период с 1990 года уменьшилось более чем в 10 раз. Естественно, в стране возникла и существует постоянно напряженность с выплатой зарплаты из-за физической нехватки денег в обращении. Казалось бы простой логический вопрос: "А сколько же денег должно находиться в обращении, чтобы организации страны могли выплачивать зарплату без задержек и надрыва?", но он так и не возник официально за 15 лет ни в одной из стран СНГ, испытывающих острый денежный дефицит. Ответ легко находится моделированием: денег в экономике должно быть в 3-4 раза больше, чем имеется.

Сумма всей совокупной денежной массы в Беларуси (включая валютные депозиты и деньги на руках у населения) на 1 января 2003 г. составляла 3,9 трлн. рублей. А сумма требований банков к коммерческим предприятиям, организациям, населению, чистых требований к Национальному банку и органам госуправления составляла на ту же дату 4,4 трлн. рублей. И эта диспропорция увеличивается. Следовательно, в стране будут нарастать проблемы с возвратом кредитов

Средняя рентабельность промышленных предприятий составляет около 10-12%, а стоимость кредитов – около 40% годовых. Причем многие кредитополучатели вообще имеют отрицательную рентабельность. Следовательно, получая кредиты на текущие расходы, на выплату зарплаты и налогов под 30 – 40 и более процентов годовых, предприятия оказываются как бы в «кредитной ловушке», из которой нет выхода, кроме банкротства. Количество дел о банкротстве в судах Беларуси за 2003 год увеличилось более чем в 4 раза. Потребовались резкие директивные и административные меры, чтобы остановить эту тенденцию.

По той же причине, то есть из-за острого недостатка денег в экономике, в стране имеет место бартер, несмотря на каждодневные меры на всех уровнях по полному его искоренению.

Тоже касается и финансовой задолженности субъектов хозяйствования: более чем на 85% – это внутриреспубликанская проблема из-за нехватки денег в обращении.

В связи с износом средств производства экономика стран СНГ настоятельно требует инвестиций. Но в их денежных системах – кризис (см. еще раз график) и в экономике остро недостает национальных денег. Под влиянием информационных технологий, естественно, пришли в общественном сознании к убежденности о необходимости притока иностранных инвестиций, создаются различные льготы для их привлечения. Каждый год размер иностранных кредитов и прямых иностранных кредитов в экономику стран СНГ возрастает. Считается, что это хорошо, но мало. Задача по увеличению притока иностранных инвестиций в национальную экономику вышла в ранг национальной стратегии в каждой из стран СНГ...

Опыт Тайваня, Сингапура и многих других территорий показывает, что иностранных инвестиций можно получить сколько угодно, создав в стране соответствующие привилегии для иностранных инвесторов. В мире обращается огромное количество излишней валюты – денежных символов самых разных стран. Владельцы этих виртуальных накоплений (подверженных инфляции, способных обесцениться в любой момент непредсказуемо) будут рады инвестировать их в нечто более надежное, долговечное, ценное. Но это далеко не лучший вариант для стран СНГ, так как от иностранных инвестиций местные "аборигены" получают работу и корм, но собственность и прибыль достается зарубежным инвесторам. Разница в уровне жизни одних и других будет нарастать. Не лучше ли для любой суверенной страны, имеющей свою кредитно-денежную систему, получить путем государственных инвестиций и то, и другое?

 Эффективное решение всех выше названных проблем возможно в короткий срок, однако методы их решения должны быть принципиально иными, чем те, которые рекомендуются «развивающимся странам» известными "учителями" и которые довлеют над умами банкиров и финансистов в странах СНГ.


«Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали»

Альберт ЭЙНШТЕЙН

 

Для их решения предлагается осмыслить идею и опыт Японии – страны, не имеющей, по-сути, никаких природных богатств, но добившейся в 1950-1980 годах наивысших темпов эффективного национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.

Изучение данных о японской экономике показывает, что в Японии, в труднейшее для страны время, примерно, в апреле 1949 года, в Японии было найдено эффективное экономическое решение проблемы изыскания средств для национальных инвестиций за счет внутреннего источника. И потому в период с 1949 г. до 1980 г. (года быстрого подъема японской экономики со дна вековой бедности до нынешнего благосостояния) иностранные инвестиции были вообще запрещены японским законодательством. С 1980 года иностранные инвестиции в Японии разрешены в какой-то мере, но приобретение более 10% акций любой из компаний допускается только с согласия Банка Японии, действующего в данном вопросе в качестве представителя и министерства финансов, и соответствующего отраслевого министерства. При этом запрос на такое согласие может испрашиваться инвестором только через представляющее его интересы лицо, постоянно проживающее в Японии. В течение 2 ‑3 недель Банк Японии рассматривает такое обращение и выдает заявителю разрешение или отказ. И главный вопрос, который при этом негласно решается: если проект, действительно, высоко эффективный, то для чего Японии, денежные средства иностранного инвестора, почему бы Банку Японии самому не выступить его инвестором? Основным источником финансирования как национальных, так и зарубежных японских компаний (до 85 – 90% от объема корпорационного финансирования) ЯВЛЯЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.

Суть японского решения проблемы заключается в следующем:

1) был установлен жесткий паритет йены к доллару (360 йен за 1 доллар США) и принята стратегия страны по росту курса йены на 1-2% в год к курсу доллара в дальнейшем. И йена стала сильнейшей валютой, стала приниматься в банках мира лучше доллара.

2) инвестиционная, а не кредитная функция стала основной в деятельности Банка Японии, – в этом главное! В этом ключ японского секрета к быстрому подъему экономики.

Банк Японии стал активно искать, тщательно экспертизировать и финансировать наиболее эффективные национальные инвестиционные проекты за счет эмиссии йены (!!!). Это значит, что акции лучших предприятий становились собственностью банковской системы Японии и обеспечением инвестиционных денег Банка Японии, выпускаемых им в обращение. Акции прибыльных и перспективных предприятий, как известно, всегда растут в цене относительно денег. И потому активы Банка Японии стали расти (и растут в настоящее время) значительно быстрее его обязательств по инвестиционным эмиссиям. Следовательно, Банк Японии стал способным всегда обеспечивать (и обеспечивает) свои обязательства. И потому йена стала самой надежной валютой в мире, она стала всеми приниматься в накопление и использоваться в национальной и мировой экономике как средство обращения, не возвращаясь к эмитенту. Вследствие этого требования к Банку Японию по его обязательствам относительно выпущенной в обращения йены, по сути, стали нулевыми. Что позволяет, в принципе, осуществлять в разумной мере (на миллиарды долларов в эквиваленте) даже ничем не обеспеченные эмиссии йены.

В результате:

1) японская экономика получила огромный национальный инвестиционный ресурс. Японские предприятия, получив достаточные инвестиции, осуществили прорыв на самых перспективных направлениях, стали производить и продавать на внешнем рынке конкурентоспособные товары за иностранную валюту с высокой прибылью;

2) вся прибыль от национальных инвестиций стала доставаться (и достается) Японии;

3) так как йена стала объективно предпочтительней чем валютные знаки любой другой страны, то Банк Японии стал получать в свое распоряжение всю валютную выручку японских предприятий, скупая ее за имитируемые им, уже для этих целей йены;

4) Все валютные поступления в страну стали аккумулироваться в Банке Японии, но не омертвляться в его резервах, а использоваться им для инвестиций в наиболее перспективные зарубежные инвестиционные проекты. А так как такие проекты генерируются, в основном, в наиболее развитых странах, то основная часть японских зарубежных инвестиций стала поступать именно в наиболее развитые страны по принципу одностороннего движения. Так, например, в 1989-1991 годах прямые инвестиции Японии в экономику США составили 46% общего объема японских инвестиций, в экономику ЕС 23%. В тоже время инвестиции США и ЕС в японскую экономику за этот период составили всего около 1% от их прямых инвестиций за рубежом;

5) акции от перспективных зарубежных инвестиций, естественно, растут в цене относительно денег любых государств. То есть и эти активы Банка Японии растут значительно быстрее, чем его обязательства по эмиссиям йены, осуществляемым для покупки иностранной валюты с целью ее последующих инвестиций;

6) страна "купается" в национальных инвестициях, экономика Японии насыщена национальными деньгами и наращивает конкурентоспособность, йена укрепляется, в страну поступают потоки валюты, валюта направляется в лучшие зарубежные инвестиционные проекты;

7) внутренние и внешние инвестиции Банка Японии приносят огромную прибыль. Банк Японии стал важным источником обеспечения ее бюджета за счет прибыли от инвестиций и важнейшим инструментом страны по повышению конкурентоспособности национальных предприятий.

С 1950 года японская экономика, НАЧАВ С САМОГО НИЗКОГО В МИРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАРТА, стала быстро подниматься за счет новой стратегии в банковском деле, стараясь не привлекать к себе внимание. Объем денежных сбережений населения стал наибольшим в мире, японские коммерческие банки в 1987 году поставили мировой рекорд, заняв первые 10 мест среди коммерческих банков мира по размеру вкладов, а курс йены к доллару за 50 лет поднялся более чем в три раза. И страна, конституционная монархия, не имеющая природных ресурсов, стала крупнейшим в мире производителем-экспортером, главным инвестором мира и первым донором в программах МВФ, инвестируя эффективные зарубежные предприятия долларами США, одновременно обеспечивая дополнительную прочность своей валюты и перспективу Японии их акциями и имуществом. В итоге наиболее перспективные предприятия во многих странах мира принадлежат Японии и отдают ей прибыль. Она сокращает отдельные виды производства на своей территории и выносит их за границу.

Япония сегодня – мировой лидер по темпам прироста национального богатства и жизненного уровня населения. "Банзай" японскому монарху!

 

Опыт послевоенной Германии, Швейцарии, Австрии, Нидерландов, Южной Кореи и других стран из числа добившихся высоких темпов экономического роста также свидетельствует, что оздоровление национальной экономики должно начинаться с оздоровления национальной валюты. Для населения страны она должна стать лучше, надежнее иностранной, накопившейся в стране с открытой экономикой.

 

«Цивилизация – это такая стадия развития общества, на которой почти все зависит от правильной валютно-финансовой политики»

«Радиофакт» 5.02.2003 г. "Цитата дня"

 

 

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
          ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В итоге многолетних профессиональных работ по анализу мирового опыта в области экономики и производственных отношений разработана Теория общественно-экономических формаций, объясняющая механизм возникновения, подъемов, кризисов и распада многих государств и на ее основе – Концепция системы теоретически оптимальных производственных отношений в государстве, при которой достигается теоретически максимум эффективности и устойчивости национального производства, наиболее высокие темпы развития экономики за счет наиболее совершенной ее организации, гармоничное сочетание интересов всех членов общества и их социальная защищенность.

Теория общественно-экономических формаций объясняет историю России и закономерность ее прежних социальных революций, причину распада СССР, рывок в развитии США, стран Западной Европы и Восточной Азии после Второй мировой войны, современные проблемы в государствах СНГ и других странах.

Концепция теоретически оптимальной системы производственных отношений содержит анализ важнейших проблем в экономике стран СНГ, показ причин этих проблем и предложение по их решению посредством национальных денежно-кредитных и налоговых инструментов (на примерах для Беларуси). Она включает следующие блоки – концепции подсистем:

- концепцию оптимальных для страны национальных (и межнациональных) денег как мощного источника для инвестиций;

- концепцию оптимальной бюджетно-налоговой системы как инструмента государства по оптимизации и активизации национального производства с обеспечением наименьшей потребности производителей в оборотных средствах, наивысшей эффективности в использовании ресурсов, наибольшего притока инвестиций, максимума возможной конкурентоспособности продукции и бездефицитности государственного бюджета;

- концепцию системы максимальных мотиваций для работников к повышению эффективности труда, росту прибыли предприятий и развитию средств производства;

- примерную модель внутрихозяйственного расчета и оптимального с позиций общества, государства и предприятия распределения прибыли на предприятии (в организации).

Продумана концепция системы законопроектов для оптимизации до наивысшего уровня производственных отношений и устранения экономических причин преступности в государстве.

Подготовлены программа учебного курса "Экономические механизмы современного кризиса и оптимальные пути активизации экономики в любой стране" на 20 учебных часов, доклады по важнейшим темам, методическое пособие для специалистов организаций, накоплен уникальный опыт по совершенствованию производственных отношений на предприятиях (выполнено свыше 100 договоров).

Страна, которая построит экономику с учетом выше названных разработок, достигнет максимума своих возможностей по темпам роста национального дохода и благосостояния населения.

В самых кратких чертах здесь можно сказать, что для активизации национальной экономики и повышения конкурентоспособности ее национальных предприятий до возможного максимума любой стране необходимо:

3.1. Укрепить свою национальную денежно-кредитную систему

3.1.1. Принять в стране такую концепцию национальных денег, реализация которой обеспечит, как в Японии, максимальный эффект по активизации национальной экономики и для прироста национального богатства страны. А именно: определить законодательно, что: национальные деньги являются банкнотами Национального банка, обладающими стабильностью, свободной конвертируемостью в иностранные валюты по рыночному курсу, выполняющими все известные функции денег в стране (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления и т.д.), объявленная стоимость которых гарантируется Правительством страны и устойчиво повышается на 1-2% в год относительно доллара, евро, йены или какой-либо другой мировой валюты, ежегодно определяемой Национальным банком как эталон для сравнения, обеспечивается национальными ликвидными активами, имеющимися у Национального банка, и всемерно поддерживается государственной идеологией.

3.1.2. Осуществить стабилизацию национальной валюты соответственно вышеприведенной ее концепции и при этом целенаправленно повышать объем денежной массы в стране до уровней, реально практикуемых в наиболее развитых странах.

С этой целью:

– повысить роль и расширить функции Национального банка в экономике страны. Наделить его национальными активами в размере, равном стоимости национальных денег, уже находящихся в обращении. Сформировать эти активы предлагается из акций национальных предприятий.
          Например, в Беларуси лучше всего и быстрее это сделать передачей в ведение Национального банка и на его баланс Фонда госимущества, находящегося в настоящее время в ведении Министерства экономики (ничто не мешает суверенной Беларуси осуществить это немедленно), и затем увеличивать активы Национального банка далее по японскому методу. Разумеется, Национальный банк должен будет ответственно подходить к размещению своих инвестиционных средств в коммерческих проектах. Ему придется повысить роль департамента монетарной политики и создать дополнительные аналитические подразделения в своей структуре. Как, например, это сделал в свое время немецкий «Дойче-банк», в котором функционирует «стратегический центр» численностью около 3 тысяч человек, осуществляющий функцию выявления сфер для эффективного вложения денег (численность специалистов в системе Банка Японии, очевидно, много больше). Это окупится тысячекратно.

– принять Закон страны или Декрет Президента о преобразовании части государственных предприятий (за исключением казенных, оборонных и стратегически важных) в открытые акционерные общества (в том числе одного собственника – государства) с расширением их хозяйственных прав и ответственности и передачей соответствующих пакетов акций Фонду госимущества, переданному в ведение Национального банка страны (следовательно – на баланс и в активы Национального банка);

– организовать и постоянно проводить в стране конкурсы по выявлению лучших коммерческих бизнес-проектов, с приглашением к участию в них также и нерезидентов.

3.1.3. Поручить Национальному банку страны (его Фонду госимущества) собирать со всего мира в страну лучшие бизнес-идеи и не накапливать в резервах иностранную валюту, а преобразовывать эти бизнес-идеи в эффективные бизнес-проекты посредством валюты, а также за счет собственных эмиссий, созданием акционерных обществ и покупкой их акций в активы Национального банка. Тем самым национальные деньги страны, выходящие в обращение в форме инвестиций, станут более чем на 100 процентов обеспечиваться ликвидными активами – акциями наиболее эффективных и перспективных предприятий, как национальных, так и зарубежных. В итоге этого получим в стране, как в Японии, мощную национальную денежную систему, в которой Национальный банк станет главным государственным инвестором страны, и которая сможет быстро насытить потребность национальной экономики в национальном средстве обращения, накопления, инвестиций и т.д… до уровня, реально существующего в развитых странах. При этом, подчеркнем еще раз, так как это есть самое важное, каждый выпущенный в обращение национальный денежный знак, наличный и безналичный, будет более чем на 100-процентов обеспечиваться реально ценными ликвидными активами, т.е. акциями надежных, прибыльных и перспективных предприятий. Эти акции по мере развития предприятий станут возрастать в стоимости, приносить прибыль и увеличивать активы Национального банка. За счет этого можно будет осуществлять безэмиссионные перечисления из прибыли Национального банка в государственный бюджет в качестве важнейшего, надежного и возрастающего бюджетного источника, снижать в стране налоги, а также повышать курс национального рубля в соответствии с его концепцией относительно мировых валют в таких размерах, которые будут наиболее целесообразными для экономики данной страны.

3.1.4. Наделить средствами (стабильными национальными свободно конвертируемыми деньгами) каждое из перспективных национальных предприятий, независимо от формы собственности, в таком объеме инвестиций, который им потребуется для выхода на уровень конкурентоспособной высоко прибыльной работы.

Условиями для такого наделения предприятия средствами должны быть: 1) соответствующий бизнес-план, прошедший должную экспертизу; 2) страховой полис по страхованию коммерческого риска, если такой риск, по мнению Национального банка, усматривается; 3) преобразование предприятия в открытое акционерное общество и продажа Национальному банку пакета акций на инвестируемую им в данное предприятие сумму. Кто не согласен на эти условия, тот пусть развивается самостоятельно за счет собственных источников и кредитов коммерческих банков.

3.1.5. В случае каких-либо тенденций к понижению курса национальной валюты на валютном рынке Национальный банк всегда сможет осуществить продажу части ликвидных акций из своих активов (после должной рекламы, с приоритетом для национальных предпринимателей и ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ!). Тем самым на фондовых рынках страны будет увеличен объем ликвидного товара (акций прибыльных и перспективных предприятий) с одновременным уменьшением количества национальных денег в обращении (изымаемых в обмен на акции). Это даст возможность четко управлять курсом рубля, а продажа акций будет способствовать эффективному развитию приватизации и привлечению "разумных", т.е. отвечающих национальным интересам инвестиций в экономику республики. Причем совершенно ничем не рискуя, по сравнению с тем, что имеет место в экономике в настоящее время. Даже если и пришлось бы Национальному банку продать какое-то количество акций предприятий из своих активов за деньги с целью повышения курса национального рубля, то в чем же риск? Ведь это лучше, чем раздавать акции бесплатно, за приватизационные чеки.

3.1.6. По мере наделения предприятий стабильными национальными денежными средствами в стране станет быстро увеличиваться объем ОБЕСПЕЧЕННОЙ ТОВАРОМ национальной денежной массы. Это создаст условия для активизации аккумуляционной и кредитно-инвестиционной деятельности коммерческих банков (к 1987 году японские коммерческие банки продемонстрировали миру необычный мировой рекорд, заняв первые 10 мест среди коммерческих банков мира по размеру вкладов). Быстро укрепятся национальные банки, кредиты станут такими же доступными и эффективными для предприятий как в Японии (страна стала крупнейшим в мире кредитором и главным инвестором МВФ), исчезнут бартер, неплатежи, невыплаты зарплаты и т.п. Возрастет конкурентоспособность национальных предприятий.

 3.2. Устранить принципиальные ошибки в налоговой системе

С учетом опыта государств, имеющих наивысший рейтинг по конкурентоспособности, приходим к выводу, что для достижения наивысшей конкурентоспособности национальных предприятий, обеспечения бездефицитности государственного бюджета, активного роста налоговой базы и возрастания притока средств в бюджет при совершенствовании налогового законодательства страны целесообразно реформирование налоговой системы с последовательной реализацией следующих принципов:

1) налоги у коммерческих организаций и банков изымаются из прибыли. При этом порядок формирования себестоимости и прибыли для них должен быть изменен (это принципиально важно, см. пункт 3.3);

2) капитал, инвестируемый в развитие производства, налогами не облагается;

3) реинвестиции прибыли в развитие производства, а также использование прибыли на мероприятия по страхованию коммерческого риска и по накопительным видам страхования работников (пенсия, жизнь) налогами не облагаются;

4) облагается налогом прибыль, направляемая на потребление, причем налог на дивиденды по акциям и вкладам в производство должен быть значительно ниже, чем на другие статьи потребления прибыли;

– основными налогами в стране в перспективе должны стать налоги на имущество и землю, с расширения прав субъектов хозяйствования по переуступке (продаже, залогу, внесению в уставные фонды других организаций) своих прав по владению, распоряжению, пользованию закрепленными за ними имуществом и землей. Право владения и пользования землей, государственными имущественными комплексами и т.п. вполне может переходить к другим владельцам, как государственные вклады в их уставный фонд, при этом земля и материальные объекты могут оставаться в собственности государства.

 

3.3. Для перехода на систему налогов из прибыли необходимо обеспечить

условия высоких мотиваций для работников предприятий
        к прибыли и развитию средств производства

 

Для Беларуси предлагается следующая концепция системы мотиваций:

3.3.1. Работники в рамках действующего законодательства (Закон «О предприятиях», ст. 63) наделяются правом участия в той части чистой прибыли, которая будет направляться предприятиями на развитие производства. Для этого в ней выделяются индивидуальные вклады работников. По вкладам работникам начисляются дивиденды из чистой прибыли (после налогов), при условии ее получения предприятием.

В государственных предприятиях предлагается реализовать еще одну важнейшую идею из опыта японской экономики: отделение права собственности на имущество (вклады, акции) от права управления. Управлять крупными государственными предприятиями в интересах страны, работников и владельцев вкладов должны высококвалифицированные специалисты (обеспечивающие также и строгое соблюдение коммерческой тайны предприятия), а не собрания не специалистов в вопросах управления, где решения принимаются, как правило, под влиянием эмоций и желаний наиболее высоких дивидендов.

Определить в качестве важнейших показателей работы предприятий государственных и с государственным участием в уставном капитале и критериями оценки деятельности руководителей таких предприятий, следующие показатели:

– чистая прибыль на единицу собственного капитала предприятия;

– удельный вес части чистой прибыли, направленной на развитие и обновление средств производства (включая и вклады работников).

Часть чистой прибыли в форме вкладов начислять руководству и менеджменту предприятий с их имущественной ответственностью этим вкладом за результаты деятельности предприятия. Предусматривать это в контрактах, заключаемых с ними.

3.3.2. В плане практической реализации предложений, изложенных в подпункте 3.3.1, предлагается пересмотреть постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9.10.1998 г. № 1555 "О передаче части чистой прибыли в собственность членов трудового коллектива государственного предприятия (объединения), находящегося в республиканской собственности" с задачей целенаправленно создать эффективную систему мотиваций для персонала предприятий к повышению конкурентоспособности продукции, росту прибыли и развитию средств производства.

3.3.3. Как принципиально важное звено с точки зрения системного обеспечения быстрой активизации экономики предлагается:

изменить в Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок отнесения на себестоимость расходов по оплате труда. Установить решением Правительства в рамках его полномочий, что заработная плата работников в коммерческих организациях и банках относится на себестоимость продукции, работ, услуг только до уровня минимального потребительского бюджета (который выше прожиточного минимума и характеризует нижний уровень достатка в стране). Целесообразно было бы учитывать при этом также и действующие коэффициенты повышения тарифных ставок рабочих по техническим видам работ, производствам и отраслям экономики;
        – предусмотреть в налоговом законодательстве, что заработная плата работников до указанного уровня не облагается налогами. Все остальное (выше не облагаемого налогами уровня) начисляется из прибыли после ее налогообложения, в порядке, определяемом собственником по коллективному договору с работниками в рамках нормативных актов страны.

С принятием таких решений все предприятия страны окажутся в условиях предельно низкой себестоимости производства продукции, работ, услуг и, следовательно, теоретического максимума по возможной конкурентоспособности. В то же время работники этих предприятий получат максимум возможных мотиваций к прибыли своих предприятий, причем не с потерей, а с ростом личных доходов вследствие улучшения работы предприятий, увеличения объема продаж и массы прибыли.

3.4. Комплексное совершенствование: 1) системы денежно-кредитных отношений, 2) системы налогово-финансовых отношений, 3) создание высоких мотиваций для работников к прибыли и развитию средств производства – это связанная системная триада мер. Она является ключом к подъему уровня конкурентоспособности производства, резкой активизации экономики и росту ее эффективности.

Определившись в концепции, далее можно будет системно, последовательно совершенствовать все элементы системы производственных отношений в стране, видя конечную цель-систему. Целесообразно также в комплексе осуществить реструктуризацию крупной промышленности с учетом мировых процессов по глобализации, усовершенствовать отношения по поводу прав землевладения и землепользования с целью включения этих прав, как активов, в рыночные отношения, создать благоприятные условия для роста числа малых предприятий и числа рабочих мест в стране, а также для быстрого развития накопительных видов страхования и страхования коммерческих рисков, особенно по внешнеэкономическим операциям.

Основательная реализация изложенных здесь предложений способна дать органам государственного управления любой страны устойчивый источник финансирования для внутренних и внешних инвестиций, возможность обеспечить формирование бездефицитного бюджета, вызвать резкий подъем эффективности национального производства, и в течение трех-четырех лет выйти на уровень наиболее высоких в мире темпов реального роста жизненного уровня населения.

Проведение экономических экспериментов на отдельных предприятиях, в сельских хозяйствах, территориальных зонах, районах может наглядно показать целесообразность системной реализации изложенных здесь предложений в масштабе любой страны СНГ и Содружества в целом.
 

В заключение напомним читателю, что данная статья – это только извлечения из тезисов концепции "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СТРАНАХ СНГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ".

 


 

[1] Здесь приведено оглавление к полному тексту тезисов, а данная работа – извлечение из тезисов. Разделы здесь даются в сокращении,
отдельные исключены. Полный текст тезисов 47 с., таблиц 14, графиков 2, схем 1.

[2] Конкурентоспособность национальной экономики. Внешняя торговля: состояние и перспективы. Информационно-аналитический материал в помощь высшему управленческому персоналу. Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики, 2002 г., с. 14-15.

 

 
 

К читателю
Дорогой друг, большое спасибо Вам за внимание.
Возможно, Вы найдете, что в этой работе еще много недостатков. Мы будем полностью согласны с Вами, ибо нет пока совершенства
в мире. Но если Вам понятна суть и важность работы, то просьба содействовать ее общественному осмыслению.

Довгель Е.С. О НОВОЙ ПАРАДИГМЕ В ЭКОНОМИКЕ, выпуск 4, май 2005 г.

Другие работы этого автора см. http://dovgel.com или в архиве рассылки.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.natural.newparadeigma
Отписаться

В избранное