Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир в диковинку

  Все выпуски  

Мир в диковинку. «Мультяшное» отцовство – каково это?


Создание художественного образа – не только сложная задача для любого творца, но также и большая ответственность, особенно если воспринимающей стороной оказываются дети. Откуда черпает вдохновение мультипликатор? Какие качества его собственной личности необходимы для разработки «мультяшных» героев?

Получить ответы на эти вопросы нам помогут факты из истории жизни и творчества Леонида Шварцмана – создателя прелестного Чебурашки, вредной, но по-своему очаровательной Шапокляк и других известных образов-шедевров советской анимации.

Леонид Аронович Шварцман - человек, без которого не было бы того «Союзмультфильма», человек, результаты творчества которого помнят и любят многие поколения; живописец, изображающий русскую историю и нежные городские пейзажи и иллюстратор детских книг; художник-постановщик, нарисовавший Чебурашку, Крокодила Гену, котенка по имени Гав и режиссер, создавший веселых задорных Обезьянок; мультипликатор, работающий с кукольной и рисованной анимацией одинаково умело и талантливо, – кем только не побывал и какие только профессии не испробовал этот необыкновенный человек!  

Леонид Аронович родился в Минске. Он окончил школу скульптуры и архитектуры при Институте живописи в 1941 г. и получил диплом художника-постановщика мультфильмов в 1951 г.

Еще учась в институте, Шварцман начал создавать великолепные картины. Его живопись поистине завораживает. Хочется, не отрываясь, любоваться на его яркие картины, выполненные в стиле импрессионизма. Пейзажи («Фили», «В Ялтинском порту» и другие) и портреты светятся теплыми красками и дарят ощущение радости, совсем как герои его мультфильмов.

Объехав всю страну, художник с особой нежностью запечатлел своей кистью виды российских городов: залитые солнцем дворики и туманные утренние набережные, виды Москвы, Ялты, Дмитрова, Закарпатья. А какое спокойствие и доброта искрятся в глазах изображенных им людей! Исторические картины Шварцмана заслуживают особого внимания: они не обладают монументальностью, но какая сила и полнота чувств слышится в каждой детали! Великая печаль и великая воля пронзают его картины «Игорь в плену» и «Плач Ярославны», которые воссоздают в воображении целую эпоху, полную побед и поражений, чистых и не спрятанных под всевозможные личины чувств.

Настоящей же страстью и делом жизни Леонид Аронович избрал мультипликацию. Именно благодаря созданным им «мультяшным» героям Шварцман стал известен нескольким поколениям зрителей.

С 1951 года он начинает работать художником-постановщиком и создает замечательное, необыкновенно трогательное и наивное существо, для которого главное в жизни – настоящая дружба, – Чебурашку. Этот зверек, напоминающий маленького беззащитного ребенка, стал гордым символом России на Олимпийских играх в 2004 г. в Афинах. Чебурашку художник-постановщик создавал несколько месяцев, много раз изменяя и перерисовывая его, пока не получился этот неповторимый образ, запечатлевшийся в воспоминаниях о детстве каждого из нас. Сам Шварцман рассказывает о Чебурашке:

«Чебурашка появлялся очень долго и сложно.

Подготовительный период занял три-четыре месяца, я работал дома, а Качанов ко мне приезжал пару раз в неделю. Вначале Чебурашка был у нас и с ножками, и с хвостиком. Но мы отказались сначала от ножек, оставили одни ступни, и хвостик тоже убрали. Таким образом, наш мохнатенький Чебурашка стал похож на человеческого ребенка, трогательного такого. Спорили с Качановым до хрипоты. Глаза у Чебурашки вырисовывались вовсе не как у филина, желтые, а черные со зрачками, скорее как у беззащитного ребенка. Чебурашку я стал представлять, как обаятельного нерасторопного ребеночка, которого хочется взять на руки. Подсмотреть нам этого персонажа было негде, придумали сами, потому что таких ведь чебурашек в природе не бывает. И цвет его – весь коричневый, а мордочка и грудка оранжевые – нашелся у меня в цветном эскизе, по которому и была сделана картинка».

Над Чебурашкой, представительным крокодилом Геной в костюме, берете и строгих очках, и всеми остальными героями мультфильма Леонид Аронович работал с художником-постановщиком Алексеем Винокуром и режиссером Романом Качановым, которых он считал очень дорогими и близкими ему по духу людьми.

Самым сложным персонажем, который создал Шварцман, он считает Снежную Королеву. Этот величественный образ, над которым он работал с режиссером Львом Атамановым, должен был оставаться прекрасным и одновременно ледяным. В его создании, по словам Шварцмана, ему помог сильный и пронзительный голос Марии Бабановой, озвучивавшей героиню.

А помните замечательные фразы: «А давай бояться вместе?» и «Все равно больше никаких мест у сосиски не осталось…»? Конечно, всеми любимый котенок по имени Гав – малыш, смотрящий на мир столь открыто и доверчиво, как не принято в наше время, - тоже известнейшее детище Шварцмана и его друга и режиссера Льва Атаманова. Дочь Атаманова, Анна, вспоминает о днях, когда они работали над очередным мультфильмом: «Они так погружались в работу и так увлекались ей, как маленькие дети увлекаются игрой».

Творения Шварцмана, создаваемые долго и кропотливо, сотни раз улучшаемые и переделываемые автором, яркие, неповторимые мы видим также в невероятно мудрых советских мультфильмах «Варежка», «Золотая Антилопа», «Аленький цветочек», известных во многих странах и получивших международные награды. Также достоин всех наград замечательный мультфильм о дружбе, обладающий прекрасным сюжетом и колоритными персонажами - «Хома и Суслик».

Некоторые визуальные образы и черты характера Шварцман заимствует у окружающих его людей: «прототипом» старухи Шапокляк является теща автора, а попугай из известного цикла мультфильмов «38 попугаев» - смесь Ленина с тогдашним директором «Союзмультфильма».

В 1975 Леонид Аронович году становится режиссером и создает забавный мультсериал «Обезьянки», персонажи которого – мама-обезьяна, 4 непослушных сыночка и глава их маленькой веселой банды – малыш-макак с тремя волосинками на голове, неустанно попадают в различные переделки. Это - творение Шварцмана от начала до конца. И задумка, и воплощение – все принадлежит ему.

Яркими режиссерскими работами Шварцмана также являются мультфильмы «Я жду тебя, кит», «Доверчивый дракон» и другие.

Но, став режиссером, Леонид Аронович все равно остается и художником-постановщиком. Он отзывается о своей профессии:

«Художник-постановщик – это очень редкая профессия, требующая от художника таланта и призвания. Он должен уметь свободно рисовать, создавая персонажей будущего фильма, обладать чувством цвета и композиции, знать историю искусств и вообще быть эрудированным человеком.

Как у нас обычно делается мультфильм? Режиссер заинтересовывается определенной темой. Затем сценарист пишет литературный сценарий, по которому уже режиссер и художник-постановщик вместе делают как бы комикс – раскадровку. Это сотни рисунков иногда. Композитор сочиняет музыку.

В нашем мультипликационном кино второй фигурой после режиссера считается художник-постановщик. Когда он еще только читает сценарий, то уже представляет себе, какими он хочет видеть своих персонажей и пытается их нарисовать. Но не сразу все получается, бывает, что и десять, и двадцать рисунков сделано, а герои мультфильма так и не стали живыми и интересными. Хорошо, если персонажи становятся похожими на кого-то, тогда можно как бы шаржировать того человека. Однако в профессии художника-постановщика нет вторичности. По отношению к портрету, природе, даже предмету. Ты создаешь персонаж, и он первичен. Неповторим, уникален. Даже если в нем просматриваются чьи-то черты. И даже после фильма персонаж может жить самостоятельной жизнью. Художник-постановщик придумывает еще и декорации, и окружение, он рисует любые сказочные ситуации».

«Начав работать режиссером, я все-таки остался и художником-постановщиком. В обеих профессиях есть свои прелести и преимущества. Работа режиссера более многообразна и всеобъемлюща. Режиссер – это призвание. Хотя я и проработал в этой области 15 лет и сделал множество фильмов, я не считаю себя режиссером. Мое истинное призвание все же быть художником. Именно тут я чувствую себя в родной стихии».

Мультипликация для Леонида Ароновича – это его жизнь. Он - это его персонажи. Достаточно заглянуть в добрые глаза Чебурашки, мудрые глаза удава-философа из «38 попугаев», немного наивные - котенка с именем, которое обязательно приведет к неприятностям, и можно увидеть душу художника, сотворившего их. Друзья отзываются о нем, как о скромном, абсолютно лишенном какой-либо злобы, отзывчивом и невероятно талантливом человеке, который совершенно не осознает значимость своей незаменимой личности.

Гармоничные, созданные с полной отдачей мыслей, таланта, сил и души картины и мультфильмы Леонида Ароновича Шварцмана дарят какое-то неповторимое чувство тепла и легкости. Когда смотришь на созданных им таких живых и непосредственных героев, столь легко и открыто смотрящих на мир, начинаешь верить в то, что мы «Строили, строили, и наконец построили!» и искренне недоумевать: «А кто это такие – неприятности?»

Евгения Ларионова

В избранное