Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир в диковинку

  Все выпуски  

Мир в диковинку. Пока горит спичка


В воде не гаснут, на ветру не тухнут. Что это? Конечно же, спички. Не те, пожалуй, что можно найти на вашей кухне. Но среди спичечной братии встречаются еще и не такие экземпляры.  К примеру, как вам понравятся спички беспламенные, с головкой, накаляющейся до 700 С? Впечатляет? А ведь это хоть и самая интересная, но лишь малая часть коллекции, собранной в кабинете начальника производственной лаборатории на Балабановской спичечной фабрике. Каких только спичек да коробков здесь нет: охотничьи, ветровые, каминные, декоративные, сигнальные, фотографические... Нет разве что такой, яда на головке которой хватило бы, чтобы убить человека. От производства спичек с головкой из белого фосфора, несущего страшную угрозу здоровью, мир отказался аж в 1835 году. Зато уже в 1847 году открыли неядовитый красный фосфор, который до сих пор используется в спичечном производстве.

А вот до открытия самой большой в Европе спичечной фабрики было еще больше столетия. Строительство экспериментальной фабрики в поселке Балабанове началось лишь в 50-х годах прошлого века. Но очень скоро заводик стал крупнейшим производителем спичек в Советском Союзе, затем в России и Европе. Примерно полмиллиарда спичек или 11 тысяч ящиков в сутки – такова производительная мощность цеха ЗАО "Плитспич-пром" сегодня.

Первые в мире спички сделал англичанин Роберт Бойль в 1681 году. Самая большая в Европе спичечная фабрика находится в старинном русском городе Балабаново.

Спички изготавливают в основном из лиственных пород деревьев: из ольхи, из липы. А лучшие спички получаются из самого непопулярного в промышленности дерева – осины. Заготовленные бревна-чураки, длиной 650 мм, сначала пропаривают в специальных баках – после пропарки дерево лучше обрабатывается. Затем пропаренную осину поднимают в цех, где и начинается производство самой спички.

Потрясает то, что в спичечном производстве невероятный процент отходов – вплоть до 60%. И только из 40% сырья получаются готовые спички. Но эти 60% тоже используются в народном хозяйстве – из них делают плиты ДСП и строят дома.

После пропарки чураки попадают на лущильные станки – начинается процесс лущения. Дерево как будто разматывается на тонкие древесные ленты. Потом эти ленты разрезаются на равные части и только после этого при помощи другого станка из них нашинковываются будущие спички – появляется деревянная солома. Чтобы спички не оставляли на руках занозы, солому прогоняют через полировальные барабаны. Дальше все попадает в сборочный цех. Здесь на концы спичек наносится зажигательная смесь, а на коробки – «чиркаш».  

Если среди наших читателей есть любители погрызть спички и воспользоваться ими вместо зубочистки, то это предупреждение для вас! Спичка – игрушка небезопасная. В ходе производства спичка пропитывается моноамонным фосфатом – веществом достаточно вредным для здоровья, чтобы дерево не тлело. Потом на спичку наносится  парафин, чтобы по ней равномерно распределялось пламя. После этого головка окунается в зажигательную смесь, которая состоит в основном из бертолетовой соли. Серы в этой смеси только 5%. Крутясь на барабанах, пропитанные всеми этими составами спички высушиваются. И, наконец, происходит долгожданная встреча, когда соединяются  внутренний коробок, внешний коробок и спички. В каждом коробке – по 38 штук, плюс-минус две.

С течением времени видоизменялись не столько спички, сколько коробки и этикетки. В XIX веке спичечная упаковка выглядела несколько иначе, чем сейчас. Сначала были  деревянные, а потом жестяные коробки. Но уже тогда на них клеили этикетки. Это привело к рождению целой ветви коллекционирования – филумении – собиранию спичечных этикеток. Страстными филуменистами были Королева Вильгельмина Нидерландская и американский президент Рузвельт. Этикетка несла в себе не только информацию, но и украшала спички. А с 1889 года их дизайн стал утверждаться Правительством. Существовал даже такой штамп: «Этикет утвержден Правительством». А первая известная на данный момент официальная спичечная этикетка была напечатала в 1827 году в Англии. Постепенно коробок изменялся: от фанерного – до картонного. Современные спичечные картонные книжечки – это чисто американское изобретение. На них был выдан патент в 1892 году.  Поначалу новинка не прижилась, но после того как одна пивоваренная компания заказала 10 млн спичечных картонных книжечек для рекламы пива, они сразу же вошли в моду.

Сегодня спичечные фабрики практически не выпускают подарочные коллекции, а все больше рекламные. Коллекционировать спичечные этикетки становится все сложнее. Казалось бы, кому нужна простая спичка, когда есть зажигалка?! Но, как ни странно, в век электронных сигарет и электрических плит интерес к спичечной промышленности все же не затухает. Наверно, оттого, что все гениальное – просто.


В избранное