Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир в диковинку

  Все выпуски  

Мир в диковинку. Один век из истории костюма


Что мы знаем о том, когда и почему мужчины начали носить брюки, жилеты и пиджаки, плащи и пальто, носки и галстуки, смокинги и рубашки, зонты и чемоданы, очки и портфели? Когда появился современный деловой стиль? В начале XX века тогда еще никому не известная Коко Шанель произвела революцию в мире моды, одев женщин в мужские брюки и рубашки и придумав свое универсальное маленькое черное платье. Постепенно намеченные еще в то время тенденции усилились, и сегодня женские наряды становятся все более мужественными, а мужские приобретают налет женственности. Хотя последнюю тенденцию нельзя назвать исключительно современной.

По-французски экстравагантен

Вспомните эпоху царственного рококо, когда Европа впервые с упоением пила чай, разъезжала в каретах, зачитывалась историей Манон Леско и кавалера де Грийе, заслушивалась Моцартом, сражалась на дуэлях и страстно целовалась в розовых альковах. Именно в эту эпоху версальский двор Людовика XIV соблюдал в платье строгий придворный этикет, в котором практической стороне нарядов внимание практически не уделялось (извините за каламбур).

Во времена правления Людовика  XIV придворной одеждой стал жюстокор — длинный мужской кафтан, без воротника, с короткими рукавами. И хотя понятие современного делового костюма для мужчин от клерка до служащего банка определилось лишь к середине XIX века, сегодня мы поговорим о том, что из себя представлял мужской костюм веком ранее, а именно в веке XVIII.

Тогда богинями красоты и вкуса были признаны всевластные фаворитки любвеобильного короля маркиза де Помпадур и графиня дю Барри. Следуя диктату женских мод, кавалеры того времени были вынуждены приспосабливать к своему гардеробу такие, казалось бы, неоспоримо женские предметы, как парики, кружева и мушки, помаду и пудру, золотое шитье и шелковые чулки.

Так каким же был кавалер XVIII века? В первую очередь у него ценилась талия; повседневный французский светский костюм состоял из кафтана, камзола и панталон, к которым прилагались чулки и рубашка с галстуком Лавальер, туфли на красном каблуке и белый пудренный парик их шерсти яка. В холодную погоду надевали меховую муфту. И несмотря на то, что по количеству главных элементов французские наряды и напоминали современные классические пиджак, жилет и брюки, в сфере внешнего оформления им было до этого еще очень далеко.

По-английски утилитарен

Больше всех в этой сфере преуспели англичане. Безусловно, на решение трансформации одежды в более удобную повлиял нелегкий английско-шотландский климат: дожди и туманы, снег и ветер требовали теплой и практичной одежды. Так, например, жители туманного Альбиона стали первыми носить шубы мехом наружу. Подтверждение этому можно найти на портрете мореплавателя и путешественника Джона Гамильтона кисти сэра Джошуа Рейнольдса, датированном 1746 годом. Отважный мореплаватель облачен в темно-синий шерстяной охотничий редингот с отложным бархатным воротником и в коротком красном жилете. Прическа БЕЗ парика и пудры, простые пуговицы, жилет ничем не украшен. Или, например, портерт сэра Этерли кисти Томаса Лоуренса.

Другие изменения в мужском костюме связаны с английской страстью к путешествиям из любопытства. Начиная с середины века, молодые английские аристократы стали колесить по Европе, совершая свою традиционную «Большую прогулку». Как правило, излюбленным конечным пунктом прибывания была Италия, где уже полным ходом шли раскопки древнеримских городов  Помпеи и Геркуланума. Сами понимаете, что путешествие в карете по тогдашним европейским дорогам в сопровождении одного-двух лакеев, это вам не современный тур по Европе с всеми удобствами.

Одежда должна была быть практичной, менее маркой и удобной для длительного сидения. И пока французские маркизы, как павлины, расширяли пижмообразные полы своих камзолов, англичане-путешественники стали придерживаться более простых лекал.

Кроме путешествий, английская знать увлекалась охотой. Специально сшитые для этих целей костюмы, более устойчивая и удобная обувь, в частности сапоги, стали необходимым условием охотничьей жизни. Обратимся к портрету Брука Бусби кисти Джозефа Райта. Перед нами мужчина, одетый в почти современный костюм-тройку. Конечно, короткие панталоны, покрой жилета и полы редингота говорят о 70-х годах  XVIII века, но простота линии и отсутствие какой бы то ни было лишней отделки приближают его к требованиям современной моды.

Как видите, мужской деловой костюм меняется и постепенно приходит к тому, что веком позже назовут универсальным деловым костюмом для мужчин, который до сих пор остается самой консервативной частью человеческого гардероба и, несмотря на свою многовековую историю, и сегодня кажется нам почти униформой, необходимой визитной карточкой делового человека.

Анна Чихачева


В избранное