Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ECOportal: Экология за неделю

  Все выпуски  

Глубинная экология


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭКОЛОГИЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД.
Рассылка о новостях в области экологии и охраны окружающей среды Выпуск N5

Глубинная экология

Сегодня мы рассмотрим ветвь экологии, которая названа "глубинной". В отличии от традиционной экологии, которая по большей части борется со следствиями пагубной антропогенной деятельности, глубинная пытается докопаться до причины экологической деградации, которая постигла планету в последнее время.

Не секрет, что причиной всех наших бед являемся мы сами. Эта древняя мудрость обоснована в доктринах практически каждой мировой религии. Тем не менее, в начале 21-го века нам заново приходится открывать эту вечную истину. Что касается современного тяжёлого экологического положения, так оно является следствием нашей безграмотности, наплевательского отношения к природе и жажды обогащения любыми средствами.

Термин "Глубинная Экология" был впервые введен норвежским философом и общественным деятелем Арне Нейсом в начале 70-х годов, когда усилилась необходимость подняться выше поверхностных решений социальных и экологических проблем, с которыми мы сталкивались лицом к лицу. Он предложил задать "более глубокие" вопросы относительно того почему произошла экологическая деградация и как выйти из неё. Ведь это является в наших же более "глубоких" интересах. Если мы будем задавать себе вопросы типа "Как жить так, чтобы приносить пользу себе и другим, живущим на нашей планете?", то это может подвести нас к решению глубоко изменить наш образ жизни.

"Глубинная Экология" приводит нас к новому взгляду на науку, политику, здравоохранение, образование, веру и многие другие сферы жизни. Поскольку такое изменение взгляда охватывает очень широкий круг вещей и понятий, оно может быть названо новым "взглядом на мир". Такой взгляд позволяет объединить личное и общественное, науку и веру, экономику и экологию. Глубинная Экология применяет этот новый взгляд на мир, на наше отношение с Землей. Это приводит к тому, что глубоко сидящее в нашем сознании мироощущение, постепенно меняется от понимания самих себя как индивидуумов к осознанию себя частью Земли. Это может обогатить наши чувства принадлежности к жизни и побудить нас действовать во имя жизни.

Арне Нейс разработал 8 основных тезисов, которые являются этической базой глубинной экологии:

1. Благо и процветание всей жизни на Земле имеет ценность саму по себе (синонимы: присущая, внутренняя ценность, подлинное достоинство, самоценность). Эти ценности не зависят от их полезности для людей.

2. Богатство и разнообразие жизненных форм способствуют реализации этих ценностей и ценны сами по себе.

3. Люди не имеют права уменьшать богатство и разнообразие жизни, за исключением удовлетворения жизненно важных потребностей.

4. Процветание человеческой жизни и культуры, как и процветание жизни других существ, требует существенного сокращения населения людей.

5. Нынешнее вмешательство человека в природный мир чрезмерно и ситуация быстро ухудшается.

6. Поэтому необходимы изменения политики и действенное влияние на базисные политические, технологические и идеологические структуры.

7. Идеологические изменения - суть главным образом изменения в оценке качества жизни - жизнь с ощущением внутренней ценности всей природы, а не приверженность все более высоким потребительским стандартам.

8. Те, кто готов принять эти принципы, должны прямо или косвенно пытаться воплотить их в жизнь (Naess, 1994).

Комментируя эту общую платформу "глубинной экологии", Нейс поясняет, что в первом пункте речь идет не только о биологических формах жизни, но и всех составляющих экосистемы - реках, горах, морях и т.д. Для сторонников "глубинной экологии" лозунги вроде "оставьте реку в покое" демонстрируют это более широкое понимание. Следует отметить, что внутренняя ценность, используемая в первом пункте, широко встречается в литературе по "глубинной экологии" (наличие внутренней ценности или достоинства в природном объекте не зависит от осознания, интереса или оценивания его сознательным существом).

Что касается существенного снижения числа людей (пункт 4), то оно требует времени. Нейс полагает, что нужно довести ситуацию до всеобщего осознания и выработать стратегию. Промедление грозит беспрецедентным уменьшением богатства и разнообразия жизни. Нельзя просто надеяться, что миллиарды людей изменят свое экологическое поведение. Уже сегодня экономический рост ведет к росту потребительских ценностей, а отнюдь не к раскрытию внутренней ценности жизни.

С другой стороны, экофилософ считает, что нужно всячески сохранять и расширять участки дикой природы. Доводы в защиту дикой природы могут фокусироваться главным образом на экологических функциях областей дикой природы - большие территории свободной природы необходимы для продолжения эволюционного видообразования фауны и флоры ради них самих (Naess, 1994).

Нейс противится рассматривать природу просто как источник ресурсов человека. По его мнению, "глубинная экология" должна поощрять стремление к отождествлению с природой, чтобы урон, наносимый ей, воспринимался как урон самому себе. "Глубинная экология" призывает уважать права всех жизненных форм на жизнь и процветание; сопереживать другим существам; стремиться к максимуму разнообразия жизни человека и других видов.



Краткий список
тематических ссылок:


Введение в глубинную экологию

Экология для всех

Ноосфера, экологическая этика и глубинная экология

Философы дикой природы

Дети Балтики о Глубинной экологии

Этическая основа взаимодействия человека с биосферой и совершенствование философского образования

"Нью Эйдж" - духовная основа движения "зеленых"

Джоанна Мэйси, Молли Янг Браун "Возвращение к жизни

Духовная глубинная экология и левые: попытка примирения

Свои комментарии, вопросы и предложения направляйте ведущему рассылки Анатолию Сомову ekolog@bigmir.net


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное