Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашний репетитор по химии

  Все выпуски  

Домашний репетитор по химии


                               

                                                                                          ВЫПУСК №15

 

             "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..."  

                                                                                            М.В.Ломоносов

    


                                                   

                     Домашний репетитор по химии    приветствует Вас

 Химия доступно

Химия для маленьких

Я решаю задачи

 

Химия доступно

Предлагаемый мной материал отличается легкостью понимания. Направлен на самостоятельное   изучение, на развитие творческого мышления. Предлагаются задания не только для учащихся, а также для тех, кто химию уже забыл, т.е. для родителей учащихся, а, возможно для тех, кто её пока не изучает.

Сегодня мы наконец-то продолжаем говорить о понятиях химии, без которых химию изучать было бы невозможно.

Тема нашего урока : Что такое химический элемент или как химики всего мира учились понимать друг друга?

Действительно, как может француз понять шведа или русский итальянца? Для этого нужно либо знать язык друг друга, либо звать на помощь переводчика. Такая же ситуация складывается в химии. Можно сказать, например, "химический элемент кислород" или "химический элемент водород".

Значит ли это, что мы имеем газ кислород, содержащийся в воздухе, или газ водород? Нет, не значит. Газ кислород - это простое вещество, молекула которого состоит из атомов химического элемента кислорода.

Простые вещества- это такие вещества в состав которых входят атомы одного химического элемента. Например, уголь- состоит из атомов одного элемента углерода (С) ©-©-©-©. Железо состоит из атомов одного химического элемента железа (феррум-Fe).

Точно также водород-газ, молекулы которого состоят из атомов химического элемента водорода (Н).

Сложные вещества- это такие вещества, в состав которых входят атомы разных химических элементов.

    Вода - сложное вещество, в состав которого входят атомы химического элемента водорода и химического элемента кислорода. Но как это обозначить?

Неужели всякий раз  рисовать кружочки и модели? Нельзя ли раз и навсегда изобрести язык, понятный всем химикам? Оказывается можно.

Для удобства, чтобы всякий раз не рисовать атомы в виде замысловатых символов, подобно алхимикам, или кружочков, как предлагал Дж. Дальтон (1804), замечательный шведский химик Й.Я. Берцелиус(1814) предложил обозначать химические элементы буквами. Это были начальные буквы латинских названий химических элементов, каждый из которых имел своё обозначение.

Дальтон, который предложил обозначать атомы химических элементов кружочками, был крайне возмущен символикой, предложенной Берцелиусом. Он писал:"Знаки Берцелиуса ужасны. Они представляются хаосом атомов".

Подумать только, без малого 200 лет прошло с тех пор, как ученые стали пользоваться этими обозначениями. с того времени открыто  множество новых химических элементов, человечество вступила в эпоху ядерной энергии, но ни у кого из ученых не возникло желания оспорить эти обозначения, потому что они очень удобны. Та, кислород (латинское название "oxygenium" обозначается буквой "О", водород ("hydragenium" - буквой "Н"). Среди перечисленных ниже элементов есть те, с которыми уже встречались. Эти обозначения назвали химическими символами, или химическими знаками.

Химический элемент  Химический символ Произношение химического символа
кислород              О    о
водород              Н   аш
углерод              C   це
сера              S   эс
кремний              Si   силициум
железо              Fe   феррум
медь              Cu   купрум
кальций              Ca   кальций
калий              K   калий
фтор              F   фтор
серебро              Ag    аргентум
натрий              Na   натрий
магний              Mg   магний

 При чтении химических знаков не всегда полностью произносятся латинское название химического элемента. Иногда достаточно просто прочитать букву. Например, символ кислорода О так и читается: "о", символ водорода Н читается "аш", а вот символ железа обозначается не одной, а двумя первыми буквами и читается как полное латинское название - "феррум", потому что есть ещё элементы, название которых также начинается на букву "F". Это, например, фтор, его символ F ("Fluorum" это название вы можете обнаружить на тюбике с зубной пастой) читается как "фтор". Итак всегда: если есть два и более элемента, названия которых начинаются с одной и той же буквы, то приходится добавлять ещё одну букву из латинского названия, чтобы различить такие элементы и понимать о каком элементе идет речь.

Например, углерод имеет химический символ С (читается "цэ"), медь (латинское название "cuprum" - обозначается Cu и  читается "купрум". Кальций ("calcium") обозначается Са и читается "кальций".

Этими химическими символами элементов пользуются ученые всего мира, благодаря чему они понимают друг друга, даже если живут в разных странах и говорят на разных языках. Всем понятен язык химических символов - "химический язык", которым и Вы постепенно овладеете. В представленной мной таблице приведены не все химические элементы, а в таблице, называемой "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева", написаны символы и названия всех известных в настоящее время элементов. Мы сейчас не будем разбирать сущность названия этой таблицы. Это вас ждет впереди, но скажем одно: тому, кто умеет пользоваться периодической системой, она рассказывает об элементе так много, что позволяет даже предсказать свойства. Недаром Д.И. Менделеев строил эту систему более 30 лет. Впервые она опубликована 1 марта 1869 г. Это её день рождения.

Вот ведь парадокс. Мне тоже чуть больше тридцати и родилась я 1 марта. Случайно, ли?

 

 

Химия для маленьких

Седьмая глава .
Химия помогает больше узнать о природе. Не правда ли?

Продолжение. См.архив рассылки

И для промывания фотопленок тоже плохо, – добавил папа. – На них остаются пятна.
– Поэтому жесткую воду кипятят. Тогда растворимая соль кальция опять превращается в нерастворимый известняк, и он выпадает в осадок, – закончила мама.
– Так вот как образуется накипь в чайнике! – догадалась Саша. – Мама, помоги, пожалуйста, все это записать.
Через несколько минут в Сашиной тетради появились новые
записи.

Известняк + углекислый газ + вода = растворимая соль кальция

                                                        кипячение

растворимая соль кальция Известняк +углекислый газ + вода

 

Папа тоже заглянул в тетрадку.
– А ты знаешь, что именно так образуются в пещерах сталактиты?
– Это что такое? – переспросила Саша.
– Такие красивые каменные «сосульки», которые свисают с потолка пещер. Ты наверняка их видела на картинках или по телевизору.
Теперь Саша вспомнила, что встречала это слово в какой-то книге.
– Что-то мы отвлеклись, – заметила мама. – А кто будет мыть грунт?
Папа насыпал камешки, лежавшие на дне аквариума, в большой таз, поставил его в ванну и велел Саше тщательно промыть их. Просто перемешивать камни под струей воды было скучно, и Саша стала их внимательно рассматривать.
Камешки в основном были пестренькие, с серыми, белыми и розовыми точками. Кое-где можно было заметить какие-то блестки.
– Мама! Это же гранит! Нам про него в школе рассказывали, – обрадовалась Саша. — Это смесь веществ. Я даже помню, что гранит состоит из шпата, слюды и... еще чего-то.
– И из кварца, – подсказал папа.
– Вот-вот! – обрадовалась Саша. – И как только взрослые запоминают такие трудные вещества?
– Какое же это трудное вещество? – усмехнулся папа. – Этого самого кварца полным-полно в любой песочнице. Ведь кварц – это самый обычный песок. Давай сюда свой гранит, мы его положим обратно в аквариум.
– Нальем воду и выпустим рыб! – заторопилась Саша.
– Воду-то мы нальем, а вот с рыбами придется подождать. Нужно, чтобы из воды вышел хлор.
– Это что такое? – спросила Саша.
– Спроси у мамы. Она у нас специалист по всяким вредным веществам.
Пришлось маме рассказать, что есть такое ядовитое вещество – хлор. Это очень едкий и опасный газ. С его помощью очищают воду от микробов – он убивает все живое. Но в воде хлор растворим совсем немного, а если воду прокипятить или дать ей постоять в открытом сосуде, то хлор улетает совсем. Рыбы плохо себя чувствуют в свежей водопроводной воде, и лучше не торопиться поливать такой водой цветы. И для питья воду лучше кипятить.
Поэтому в аквариум просто налили воду, а высаживать растения и выпускать рыбок из банки решили завтра.
Саша вновь раскрыла свою «химическую» тетрадь. Хотя сегодня она узнала о природе немало нового, записей почти не прибавилось. «Ну и ладно, – подумала Саша, – буду сочинять сказку про Фантика».

– Что ты сегодня делала? – спросил зашедший, как обычно, под вечер Максим.
– Целый день занималась аквариумом, – ответила Саша. – Еле ноги таскаю. Теперь могу играть только в сидячие игры.
– Самая лучшая сидячая игра – составление кроссвордов, – взобравшись на стул, провозгласил Максим. – Что там у вас в аквариуме? Какие вещества?
– Их очень много, – сказала Саша. – И эти вещества можно найти не только в аквариуме, но и в любом природном водоеме.
И девочка стала рассказывать, что нового она узнала за сегодняшний день, а Максим тут же записывал новые и уже знакомые названия веществ, составлял кроссворд и пояснения к нему — подсказки на картинке .(fish)

_ _ а _

     к _ _ _ _ _ _ _

     в _ _ _

_ _ а _ _

   _ р _ _ _ _

      и _ _ _ _ _ _ _ _

      у _ _ _ _ _ _ _ _ _     _ _ _

      м _ _

 

Пока Максим составлял свой кроссворд, Саша старательно рисовала огромное дерево. tree (рисунок прикреплен)
– Зачем это? – спросил мальчик.
– Хочу изобразить, что нужно для растений и во что они превращают вещества . Смотри, в этих кружочках нужно написать названия веществ.
– Да нам про это сто раз в школе рассказывали! – заявил Максим. – Я все эти вещества давным-давно знаю.
– А раз знаешь, загадай какие-нибудь загадки, – сказала Саша.
– Пожалуйста!

«Красная девушка по небу ходит».
«Шел долговяз, в сыру землю увяз».

«Все паны скинули кафтаны, а один пан не скинул кафтан».
– И где здесь вещества? – ехидно спросила Саша. – Эти загадки совсем о другом!
– Ну и что, – сконфузился Максим. – Зато они подходят к твоему рисунку. А в следующий раз вспомню что-нибудь и про вещества..

Ответы можно посмотреть здесь ответы на кроссворд

 

 

 


 Я решаю задачи

при сжигании некоторой массы вещества, в состав которого входят углерод,
водород и хлор, было получено 0,44 г оксида углерода (4) и 0,18 воды. из
хлора , содержащегося в пробе равной массы (после превращения его в ряде
реакций в хлорид-ион), было получено 1,435 г хлорида серебра. определите
формулу исходного вещества и укажите , как оно может быть получено?

НЕ будем писать дано и найти, т.к. это скучно. Рассуждаем..

Сжигается вещество СxHyClz  в котором неизвестно соотношение атомов элементов. Но чтобы его найти даны массы продуктов.

Вернемся к химическим уравнениям представим горение вещества:

СxHyClz + (x+y/4)О2 = xСО2+y/2Н2О + z/2Cl2

Можно решать через количество вещества,  а можно и через массы. Но у на неизвестна масса хлора. Дана масса хлорида серебра AgCl. Составляем схему перевода хлора в хлорид серебра: Cl2→2AgCl   Где известно, что масса AgCl=1.435г, что составляет n(AgCl)=m/M=1.435/143.5=0.01 моль  А так как из1 моль хлора получается2 моль AgCl( в два раза больше), то 0,01 моль AgCl получится из 0,005 моль хлора.

0,44г СО2 соответствует 0,01 моль СО2

0,18 г воды соответствует 0,01 моль воды

хлора же образуется            0,005 моль Cl2

Учитываем и то, что в 1 моль углекислого газа содержится 1 моль атомов углерода(СО2), в 1 моль воды(Н2О) содержится 2 моль атомов водорода(Н), в 1 моль хлора содержится 2 моль атомов хлора.

Находим отношение атомов в исходной молекуле галогенопроизводного n(C):n(H):n(Cl)=0,01:0,02:0,01=1:2:1

Но так как СН2Сl  не существует, делаем вывод, что формула соединения с таким же соотношением атомов С2Н4Сl2.

С2Н4Сl2 - дигалогенопроизводное, которое может быть получено  дальнейшим галогенированием моногалогенопроизводного углеводородов. Например, С2Н5Сl+Cl2=C2H4Cl2+HCl

но может быть получено и при галогенировании (присоединение) алкенов, в частности этилена. C2H4+Cl2=C2H4Cl2

Пожалуйста, поактивнее присылайте задачи. Каждой найдем свой ответ.



 

 Ответы на кроссворд (fish)1) шпат, 2) кислород, 3) вода, 4) кварц, 5) гранит, 6) известняк, 7) углекислый газ, 8) мел

Ответы на рисунок (tree): 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода.

Ответы на загадки: солнце, дождь, деревья

   Вопросы и задачи присылайте мне по адресу: mailto:solyul@mail.ru                        

Архив рассылки здесь: http://subscribe.ru/archive/science.natural.chemistryhome/
 


В избранное