Предлагаемый мной материал отличается легкостью
понимания. Направлен на самостоятельное изучение, на развитие
творческого мышления. Предлагаются задания не только для учащихся, а также для
тех, кто химию уже забыл, т.е. для родителей учащихся, а, возможно для тех, кто
её пока не изучает.
С кристаллизацией разобрались, теперь переходим к изучению очень важного
способа разделения смесей:
дистилляция.
Всем Вам знакома дистиллированная вода, но как её получают
Вы знаете?
Правильно, перегонкой или по - научному, дистилляцией.
Но что представляет из себя этот процесс?
Перегонка воды для её очистки использовалась людьми тысячелетиями. Римский
поэт и философ Тит Лукреций Кар, живший в ! веке до нашей эры, заметил, что
вода, нагреваемая солнцем, переходит в невидимый газ (пар) в виде мельчайших
частиц атомов. В своей работе поэме "О природе вещей" Лукреций, излагая учение
греческого философа Эпикура, писал:
На морском берегу, рассекающем волны
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Как не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взора.
Еще в древности было замечено, что после испарения морской
воды и последующего охлаждения пара образуется чистая несоленая вода. Римский
писатель и ученый Плиний Старший, живший в 24-79гг. н.э., писал в своем
единственном сохранившемся труде "Естественная история", представлявшем
энциклопедию естественно-научных знаний античности, следующее:
" Когда натягивается на корабле руно (шерстяной покров
овцы, состриженный сплошным пластом), то оно пропитывается испарениями моря и
при отжимании из него выделяется чистейшая вода. Значит, при испарении морской
воды получается пар чистейшей воды".
Первые перегонные устройства основывались на этих наблюдениях
мореплавателей. В сосуд наливали морскую воду и в отверстие вместо пробки
помещали большой рыхлый ком шерсти или руна. Сосуд ставили на огонь, вода
кипела, испарялась, оставляя соль в сосуде, а пары конденсировались на шерсти,
которую время от времени извлекали из горла сосуда и отжимали чистую воду.
В современных условиях дистиллированную воду получают в особых
приборах. в химической лаборатории используют холодильник Либиха (прикреплен
рисунок).
В этом приборе используется принцип противотока.
Именно так осуществляется теплообмен. Поступающие пары воды из колбы
сталкиваются с потоком холодной воды, тем самым конденсируются и пар
превращается в чистую воду, которая собирается в приемнике.
Дистиллированная вода - безвкусна. И пить её постоянно нельзя
- она не содержит необходимых организму веществ.
Химическая лаборатория
Прибор для изучения
электропроводности веществ
и растворов
С помощью этого прибора можно легко и просто изучать электропроводность различных веществ и, что
очень важно, их растворов и расплавов. Проявив творчество, ты сможешь найти ему
применение и при исследовании
окружающей среды, например для определения влажности почв. Принцип действия прибора очень прост. Он представляет собой
электрическую цепь, разомкнутую между металлическими стержнями (рис
прикреплен.). Для изготовления этого
прибора понадобится
металлическая трубка диаметром 12-15 мм (можно взять от старого карманного фонарика) длиной
12-14 см. Также необходим светодиод красного цвета (он имеется в продаже в магазинах
радиодеталей). Еще понадобятся две пальчиковые батарейки, две резиновые пробки
соответствующего диаметра, два металлических стержня (желательно из стойких к различным средам
сплавов или из меди), защитный кожух для светодиода из прозрачных пластиковых
отходов (можно из куска корпуса одноразового шприца на 10 см5). Вот, пожалуй, и все.
Сначала прикрепи на
верхней резиновой пробке светодиод. Но
перед этим подключи его к
пальчиковым батарейкам, чтобы
определить его полярность, т. е. на какой из его контактов надо подключать 'плюс»,
а на какой — «минус», чтобы он
светился. Затем сделай в пробке два отверстия, в которые продень его контакты. Одно
отверстие сделай посередине пробки, так как необходимо,
чтобы контакт соприкасался с контактом
батарейки. Второй контактный провод светодиода после продевания в отверстие
пробки подогни к корпусу так, чтобы он
хорошо соприкасался с ним. После того
как пробка со светодиодом плотно
вставлена в корпус, в него также
помести две пальчиковые батарейки. Снизу все закрой резиновой пробкой с контактными стержнями. Внутреннюю
часть одного из контактных стержней закрути в спираль (для лучшего
соприкосновения с корпусом батарейки), а другого — подогни к корпусу
прибора. Прибор собран. Чтобы
проверить его, достаточно замкнуть контактные стержни. При этом
должно наблюдаться ярко-красное свечение
светодиода.
Химия
для маленьких
Шестая глава
Разные химические реакции (продолжение)
....Тогда начинали экспериментировать
с этим веществом. Вот так постепенно и появилась
химия.
Кстати, сейчас искусственно
полученных веществ ничуть не меньше,
чем природных, а, наверное, даже
больше. Из одной только нефти
получают тысячи разных продуктов.
Вечером Саша рассказала Максиму о
химических процессах, протекающих в
природе и придуманных человеком. Она
предложила поиграть в мяч: ловить
его, если будет названо явление,
которое без людей было бы
невозможно.
– Только давай по очереди! Чур, я
первый! – Максиму тоже хотелось
побросать мячик. – Зажигание спички!
Саша поймала мяч и прокричала:
– Гниение листвы!
Мячик упал на пол.
– Горение природного газа!
– Скисание молока!
– Горение бензина!
– Горение древесины!..
Вскоре друзья совсем выбились из
сил. Саша уселась в кресло и стала
говорить о том, как она представляет
себя в древнем мире...
— Горит костер, я сижу у
костра, а вокруг носятся
маленькие дикарята. Дует ветер,
и на песок летят искры. Вот двое
малышей притащили большущий
белый камень и кинули его в
костер. (Современная Саша знала,
что это природная сода, а та,
древняя
(в том мире у нее было звучное
имя Сафиона), об этом, конечно,
не догадывалась.) Огонь стал
ярко-желтым, и все ребятишки
заворожено столпились вокруг
костра. Затем они дружно
побежали за новыми камнями и
стали бросать их в огонь. Но
вскоре взрослые отправили их
спать. У костра осталась одна
Сафиона – она должна была
следить всю ночь, чтобы огонь не
погас.
Саша задумалась. Она подозревала,
что в огне костра с содой что-то
могло произойти, но что именно – не
знала.
На выручку пришла мама:
– Ветер не утихал, и костер
постепенно перемещался в
сторону. Небо начинало светлеть,
тьма отступала. Сафиона подошла
к костру, чтобы бросить еще
несколько кусков сухого дерева.
Вдруг ей показалось, что в песке
что-то блеснуло. Сафиона взяла
палку и стала разрывать песок на
месте прежнего кострища. Среди
песчинок оказались удивительные
полупрозрачные камешки, похожие
на застывшие капельки воды.
Раньше такие никогда не
попадались в этих местах.
Казалось, они родились из
пламени костра.
– Наверное, так люди и узнали,
что из песка и соды можно получить
стекло, – сказала Саша Максиму. –
Многие люди могли находить такие
камешки, но кто-то первым догадался,
что это очень полезное вещество и из
него можно делать разные красивые
вещи.
– А я придумал загадку
к твоей истории, – сказал
Максим.
«Был соды кусок,
Был белый песок.
Добавили огня –
Получили меня».
– Открывай свою тетрадь, давай
напишем эту реакцию!
– Только не забудьте добавить, что в
этой реакции образуется еще и
углекислый газ, – заметила мама.
Попробуйте самостоятельно
записать эту реакцию и вы.
?
+
? =
? +
?
Потом Саша и Максим стали
придумывать, что бы смог сделать с
природными веществами их любимый
медвежонок. Посмотрите на 2 рисунка
прикрепленных и дорисуйте остальное.
Что у Вас получилось?
Максим еще раз взглянул на Сашину
химическую тетрадку и серьезно
сказал:
– Не важно, где происходят
превращения. Но человек должен
дружить с природой.
Он написал рядом два этих слова:
п
ч
р
е
и
л
р
о
о
в
д
е
а
к
а потом быстро начал приписывать
разные буквы.
– Ой, у меня получился
кроссворд! – неожиданно
воскликнул он.
п ч
- - - -
р е
- -
и л
р о
- - - -
о в
- -
д е
- - - -
а к
- - - -
– А как мы назовем эти слова? –
спросила Саша.
– А никак! Давай просто нарисуем
картинки.
Пусть дети нарисуют картинки на
те слова, которые отгадают и
соединят в единое целое. Должен
получиться целый пейзаж (пчела,
река, ил, родник, овца, дерево,
акация).
Я
решаю задачи
При
восстановлении некоторого оксида железа массой 29 г получено железо
массой 21 г. Какой оксид железа восстанавливали?
Спасибо за задачку Настюхе.
Именно, ваши вопросы заставляют меня думать и не давать
скучать!
Дано: m(FexOy)=29г
m(Fe)=21г
Найти: x,y-?
Решение: Поскольку, оксид-это бинарное соединение, т.е. сложное вещество,
состоящее из двух атомов: элемента и кислорода. То масса оксида складывается
из массы элемента, в данном случае железа, и массы кислорода. Если данный
оксид весил 29г, и из него получается железа массой 21г, то следовательно,
остаточная масса приходится на кислород. Т.о. масса кислорода в данном
оксиде m(O)=29-21=8г
Как видете, здесь даже не надо составлять уравнение реакции.
Как соотносится число атомов в молекуле? n(Fe) : n(O)=x : y=m(Fe)/Ar(Fe) :m(O)/Ar(O)
Подставляем числовые значения, где массы элементов известны, а атомные
массы(Ar) - данные периодической таблицы. Ar(O)=16 Ar(Fe)=56
x : y = 21/56 : 8/16=0,375 : 0,5=1:1,33=2:2,66=3:4 Именно, подбором. Есть 3
оксида железа: FeO(1:1), Fe2O3
(2:3), Fe3O4(3:4)
Итого, ответом в данной задачке будет тот оксид, где соотношение атомов
железа к атомам кислорода=3:4
Fe3O4 или (Fe2O3*FeO)
Пожалуйста, поактивнее присылайте задачи. Каждой найдем свой ответ.
Химия в
быту или в жизни
Предлагайте темы обсуждения для
следующих выпусков! Только поактивнее, а я попытаюсь раскрыть тему.