Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир химии

  Все выпуски  

Мир химии выпуск 3 часть 2


Информационный Канал Subscribe.Ru

Независимый журнал "Мир Химии" - официальный сайт

Журнал "Мир Химии" #3. Часть 2

Колонка редактора

Здравствуйте!

Вы читаете третий номер "МИРа ХИМИИ". И я надеюсь, что наш журнал становится лучше с каждым номером. Все замечания читателей, полученные по почте, мы принимаем к сведению, ведь журнал - в первую очередь для читателей. Мы наконец-то определились с тематической линией журнала - с сентября он будет носить статус "научно-популярного". Впрочем и сейчас он вполне научный, и вполне популярный: В этом номере Вы сможете узнать много интересного по истории химии (например, про Владимира Ипатьева), истории и свойствам веществ, в частности витамина С. (Мы продолжаем серию публикаций про "аскорбинку"). Продолжается и лекарственная тема. Для учеников и учителей будут интересны мнемонические правила (мнемоника - наука о запоминании). Как всегда в номере раздел "Химики шутят" - там, кстати, рассказ, который даст повод и посмеятся, и вспомнить строение атома. Кроме того, мы начинаем публикацию любопытных фактов науки.
Мы всегда рады обратной связи - пишите нам свое мнение о том, каким должен быть журнал в новом сезоне. Присылайте и свои вопросы - мы всегда о них ответим.

Ваш Ф.М.

  • Написать редактору

    Рекомендуем:

    Рассылка от Chemworld.Narod.ru: новости химии и последние обновления (3-5 раз/месяц)
    Рассылка 'Новости от сайта chemworld.narod.ru'
    Подписка
  • Оглавление Третьего номера:


    Химические новости

  • Избранные химические новости за июнь 2004 г.

    История химии

  • Триумф и трагедия Владимира Ипатьева

    Досье на вещества

  • Самое известное лекарство - аспирин
  • Витамин С: история открытия, свойства, определение

    Новости, открытия, сенсации...

  • Неделя высоких технологий в Санкт-Петербурге

    Просто о сложном...

  • Коллекция мнемонических правил

    И не только химия

  • Любопытные факты: Рыбы, амфибии, рептилии

    Это любопытно

  • Новый элемент - Администрарий
  • ЕГЭ в оценках общественного мнения

  • Витамин С: история открытия, свойства, определение


    Бирюков Артем, Грибанов Василий

    ВВЕДЕНИЕ

    В современном мире остро стоит проблема поддержания трудоспособности чело-века. Подверженный многим внешним факторам, он быстро утомляется и устаёт. Одним из решений проблемы являются витамины, в частности витамин С. Эти уникальные ве-щества укрепляют организм и повышают тонус, помогают противостоять болезням и бо-рются с аллергией. Уникальны они и по своему действию, ведь в количественном отно-шении потребность в витаминах ничтожна: так, человек в среднем должен потреблять ежедневно около 600 г (в пересчёте на сухое вещество) основных питательных веществ и только 0.1-0.2 г дополнительных факторов питания – витаминов. Но, к сожалению, многие не потребляют даже этого количества. Это связано со многими факторами, в частности, с катастрофической нехваткой витаминов в потребляемых нами продуктах. Привозимые, как правило, из-за границы, они долгие месяцы плывут на пароходах, летят самолетами, едут поездами, после чего, еще и пылятся на складе. Понятно, что все это оставляет на продуктах неизгладимый отпечаток: концентрация витаминов стремительно падает, вследствие чего, возникает "витаминный голод" - авитаминоз. Кстати, с витаминным го-лодом связано и открытие витамина С, ведь авитаминоз С вызывает самые разные болез-ненные нарушения, имеющие отношение ко всем жизненно важным функциям организма.

    ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

    Первые сведения о существовании особого органического вещества, наличие кото-рого в пище предохраняет от цинги (болезнь, главным внешним признаком которой явля-ется кровоточивость десен), относятся к 1885 г. В 1920 г. "Антицинготный фактор" полу-чил название витамина С, а двумя годами позже он был получен в чистом виде. В 1927 г. была окончательно расшифрована его природа и дано химическое название – аскорбино-вая кислота (от лат. scorbut - цинга). В 1932 г. был осуществлён синтез витамина С.

    СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА

    Аскорбиновую кислоту можно рассматривать как производное углевода L-глюкозы; поэтому его называют также Y -лактоном 2,3-дегидро-L-гулоновой кислоты.

    Кислотные свойства аскорбиновой кислоты, не имеющей, как видно из формулы, свободной карбоксильной группы, обусловлены диссоциацией водорода гидроксильной группы, расположенной у 3-го углеродного атома. Витамин С – бесцветные кристаллы (tпл.=192oC), кислые на вкус, хорошо раство-римые в воде и спирте. В бескислородной среде кристаллы аскорбиновой кислоты можно хранить годами, но в присутствии кислорода или в растворе, особенно щелочном, витамин С быстро разрушается. Разрушению также способствуют ионы Fe и Cu. Аскорбиновая кислота легко отдаёт два атома H, переходя при этом в дегидроа-скорбиновую кислоту, и наоборот. Это важнейшее свойство лежит в основе механизма действия аскорбиновой кислоты в организме: она является участником окислительно-восстановительных систем и обеспечивает, следовательно, нормальное протекание жиз-ненно важных процессов в тканях. Окисление L-аскорбиновой кислоты в L-дегидроаскорбиновую кислоту сопрово-ждается потерей двух протонов и электронов.

    Аскорбиновая кислота очень широко распространена в природе, присутствуя бук-вально во всех тканях и органах животных, растений, а также в микроорганизмах. Чаще всего она находится в окисленной форме, а в растениях – в виде связной аскорбиновой кислоты. В ходе эволюции человек, как и морская свинка, утратил способность к синтезу ви-тамина С. Поэтому человеку приходиться получать его из внешней среды, в отличие от других существ. Источником витамина С служат самые разнообразные продукты расти-тельного происхождения, в частности яблоко, ставшее объектом моего исследования.

    ПРИНЦИП И ХОД АНАЛИЗА

    Анализ базируется на легкой окисляемости витамина С – недаром именно витамин С разрушается быстрее других. Метод нейтрализации при определении не подойдёт так, как в яблоке содержится много других кислот помимо аскорбиновой: лимонная, яблочная, винная и др.

    Для выполнения работы потребуется:

    1. Оборудование: химические стаканы, коническая колба, штатив, бюретка, ступка с пестиком, весы и гири.
    2. Реактивы: Раствор йода 0,125 % .Готовят разведением аптечной йодной настойки(5%-ая йодная спиртовая настойка) в 40 раз. Известно, что 1 мл такого раствора соответ-ствует 0,875 мг аскорбиновой кислотой.
      Коллоидный раствор крахмала, который готовят разведением 1 г крахмала в не-большом количестве холодной воды. Смесь выливают в 1/2 стакана горячей воды и перемешивают. Такой раствор годен в течение недели.
      Соляная кислота 10%, которая необходима для замедления процесса окисления витамина С кислородом воздуха.

    Перед определением на весах (можно использовать технохимические весы) взвеши-вают яблоко целиком. Результат, естественно, записывают. После этой процедуры острым ножом вырезают ломтик из самой сердцевины (именно из сердцевины, так как витамины распределены в толще яблока неравномерно, а необходимо провести анализ яблока в це-лом). Ломтик помещают в ступку, заливают 20-30 мл соляной кислоты умеренной концен-трации, и тщательно растирают пестиком. Остаток еще раз яблока взвешивают, и по раз-ности находят массу анализируемого ломтика (результат также записывают). Полученную смесь количественно переносят в коническую колбу и титруют раствором йода, тщатель-но перемешивая. Как только добавленная капля йода окрасит раствор в синий цвет, и ок-раска не будет исчезать в течение 2-3 минут, можно записывать показания бюретки.

    Количество витамина С в пробе (мг) находят по формуле:

    m(vit C) = V*0,875

    Затем результат переводят в граммы (делением на 1000), затем делят на массу ломтика и умножают на 100. Окончательная формула:

    ?(%) = V*0,875*100/m*1000 = V*0,875/10m, где

    V - объем раствора потраченного на титрования, m - масса ломтика.

    НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Работа проводилась в апреле 2004 года в школе №13, г. С.-Петербург. Таблица результатов (взято свежее яблоко, вырезаны три кусочка, определёно количество витамина С в каждом) приведена ниже:
    1-ый ломтик 2-ой ломтик 3-ий ломтик
    V (мл) 1,0 1,2 1,1
    m (г) 3,7 4,3 3,9
    ? (%) 0,023 0, 024 0,024

    Эти данные, по нашим наблюдениям, вполне укладываются в диапазон справочных, что подтверждает эффективность метода. С помощью данной методики было проведено мно-го исследований на устойчивость витамина С в различных средах, данные были представ-лены в виде научной работы.


    Новости, открытия, сенсации...

    НАШИ ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НУЖНЫ ТОЛЬКО ЗА ГРАНИЦЕЙ


    Любовь СТРЕЛЬНИКОВА

    В Санкт-Петербурге завершила работу Неделя высоких технологий, в рамках которой прошла IX Международная выставка-конгресс "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции", организованная Министерством образования и науки РФ и правительством Санкт-Петербурга. "Пусть дорога с выставки на промышленные предприятия в нашей стране будет как можно короче", - пожелал на открытии участникам выставки академик Жорес Алферов.

    "Что такое инновации?" Этот вопрос прозвучал из зала на открытии конгресса. Президиум заулыбался, но решил не пускаться в разъяснения - дескать, это же очевидно. Однако на пресс-конференции вопрос, повисший в воздухе, еще раз задал член-корреспондент РАН Виталий Лопота и сам на него ответил. "Инновации по-русски - это процесс материализации добытых знаний. Его начал еще Петр I в Санкт-Петербурге, так что мы занимаемся этим давно. А Санкт-Петербург - самое подходящее место для выставки высоких технологий России".

    Мнение Виталия Лопоты - это мнение эксперта высшей категории. Возглавляемый им ЦНИИ робототехники и технической кибернетики все эти годы успешно материализует технические идеи и поставляет на рынок разнообразные уникальные роботы для космических исследований, приборы для медицинской диагностики, оборудование для мониторинга окружающей среды и многое другое. Не случайно ЦНИИ РТК был представлен на выставке самым большим стендом, где всегда толпился народ и молодые улыбчивые сотрудники, вооруженные до зубов миниатюрными компьютерами, с увлечением рассказывали о всяких технических штучках.

    По замыслу организаторов выставки на ней должны были быть представлены три группы экспонентов: организации, которые финансируют научно-техническую деятельность в России, крупные зарубежные компании, научные центры в России, создающие новейшие технологии. Самой малочисленной оказалась вторая группа, самой большой - третья. Но самой значимой по масштабу деятельности, на мой взгляд, была первая, представленная двумя крупными фондами, отметившими в этом году свое десятилетие.

    Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, который возглавляет И.М. Бортник, за десять лет своей работы профинансировал 2318 проектов на сумму около 2 млрд рублей. Фонд создал 24 инновационно-технологических центра, которые объединяют 250 малых предприятий в научно-технической сфере с общим объемом производства более 3 млрд рублей.

    Диплом "За вклад в возрождение российской науки" был вручен на выставке Международному научно-техническому центру. Свыше 600 млн долларов было выделено на проекты, в которых задействованы 58 000 ученых и специалистов из 765 институтов России и СНГ, - таков итог деятельности МНТЦ за 10 лет. Эта межправительственная некоммерческая организация выполнила очень важную для России миссию - в самые тяжелые годы поддержала так называемых "оружейных ученых" России и стран СНГ, финансируя их исследования и проекты, направленные на решение мирных задач. МНТЦ представил на выставке свой портал "Наука и технологии в России и СНГ" (http://tech-db.istc.ru), открытый для свободного и бесплатного доступа в интернете. В базе данных опубликована информация более чем о 7 тысячах проектов, которые были поданы на конкурс в МНТЦ. Сегодня к порталу присоединились РФФИ, Национальная академия наук Беларуси, Российский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, агентство "ИнформНаука" и другие организации. Ежедневно портал посещают более двух тысяч человек: 40% из России и стран СНГ, остальные - в основном из Европы и США.

    В первый же день работы выставки на стенд МНТЦ пришли два предпринимателя с Урала и попросили посоветовать, куда вложить миллион долларов. Получили исчерпывающую консультацию и отправились по своим делам. Миллиона долларов у меня не было, но на тот случай, если бы он вдруг появился, я присмотрела несколько разработок, которые не только сослужили бы добрую службу человечеству, но и, несомненно, принесли доход. В Институте проблем электрофизики РАН, который возглавляет академик Филипп Рутберг, создали установку для обеззараживания воды. Чтобы избавить воду от опасных микробов и спор, не надо вносить в нее химические вещества. Эту работу выполняет электрический разряд малой энергии. Установка, потребляющая 200 Вт, дает около кубометра обеззараженной воды в час. Самое интересное, что вода, обработанная таким образом, сохраняет бактерицидные свойства чуть ли не год, поэтому такой водой можно дезинфицировать поверхности в клиниках и больницах, например. В этом же институте сделали уникальную плазмохимическую установку для уничтожения отходов. "Есть покупатели в России?" - спрашиваю Ф. Рутберга. "Нет, что вы! Наши установки покупают в США, а российские чиновники закупают морально устаревшее оборудование на Западе - им так выгоднее".

    Еще одну питерскую разработку я буквально выудила на стенде Института высокомолекулярных соединений РАН. Здесь созданы удивительные полимерные мембраны, которые позволяют на 100% обессолить воду. Если в сосуд, перегороженный мембраной, похожей на лист бумаги, залить в один отсек соленую воду, то спустя небольшое время из второго отсека можно забрать обессоленную. Никакого давления, никакого особого потребления энергии. "Мы понимаем, что сидим на золоте, - говорит Марина Романова, заведующая лабораторией патентно-информационных исследований института, - но пробить стену не можем. Нет денег, чтобы сделать даже небольшую пилотную установку. Такое ощущение, что в Академии наук это никому не нужно. И что? Продавать на Запад?"

    Действительно, как-то так получается, что интерес к нашим техническим идеям в гораздо большей степени проявляют за границей. О разработках Северо-Кавказского государственного технического университета больше знают, скажем, в Южной Корее, чем в России. Здесь, на кафедре нанотехнологий, оригинально решили проблему, над которой бьются во всем мире: как сделать дешевый белый светодиод. Решение простое: надо нанести на внутреннюю поверхность стеклянной сферы, покрывающей синий светодиод, специальный желтый люминофор. Результирующее излучение будет белого цвета, что и нужно для повсеместной замены ламп накаливания дешевыми и экономными светодиодами. В этом же университете сделали пленки, в состав которых ввели небольшое количество люминофора, преобразующего ультрафиолет солнца в ИК-излучение. Наверное, наши дачники-огородники и фермеры не отказались бы от такой пленки, но пока ее делают почему-то в Корее.

    Все участники выставки ждали инвесторов. Каждый раз, когда я подходила к стенду, меня с надеждой спрашивали: "А вы кто?" Когда узнавали, что я вовсе не инвестор, огонек в глазах потухал. Инвесторов и бизнесменов здесь так и не дождались.


    Просто о сложном...

    Коллекция мнемонических правил

    Индикаторы

    От щелочи я желт как в лихорадке,
    И от кислот краснею, словно от стыда,
    Но я бросаюсь в воду без оглядки,
    И тут уж не заест меня среда
    (метиловый оранжевый)

    Попасть в кислоту - вот неудача,
    Но он перетерпит без вздоха и плача,
    Зато в щелочах у фенолфталеина
    Начнется не жизнь, а сплошная малина!

    Вещества

    - Купорос мой медный!
    Почему ты бледный?
    - Потому я вредный -
    Что нагрев мне вредный.
    Воду поднеси мне,
    Снова стану синим.

    Если ты, придя с мороза,
    Наливаешь крепкий чай,
    Хорошенько сахарозу
    в чашке ложкой размешай.
    Виноградную глюкозу
    И медовую фруктозу
    и молочную лактозу
    любит взрослый и малыш.
    Но крахмалом и клетчаткой,
    Что совсем-совсем несладки
    Тоже нас не удивишь.
    Так устроена природа -
    Это тоже углеводы.

    Разное

    Правило Марковникова
    Найдешb ли справедливость тут
    Где действуют двойные связи:
    Где много - там еще дадут,
    Где мало - там отнимут сразу!
    Правило Клечковского
    Нас арифметикой банальною
    не мучай
    Над нами лишь Клечковский
    господин,
    А он сказал, что 3+2
    получше
    Чем, например, 4+1
    Принцип Паули
    Нас в атоме непросто счесть,
    Жвиженьем живы мы, движеньем,
    Но всеж отличен каждый здесь
    Лица необщим выраженьем.
    Правило Хунда
    Ты приглядись, решив присесть
    К местам трамвайного вагона:
    Когда ряды пустые есть,
    Подсаживаться нет резона.

    Функциональные группы

    Запомним, друг, и я, и ты,
    Чем отличаются спирты -
    В них углерод и гидроксид,
    И каждый спирт легко горит.

    R - это значит радикал,
    Он может быть велик и мал,
    Предельный или непредельный.
    Но это разговор отдельный.

    Приятно пахнут альдегиды,
    Но группа C(H)O их выдаст.

    Среди карбоновых кислот
    Известных "лиц" невпроворот.
    В кислотах - группы карбоксильные,
    Но все кислоты здесь - несильные.

    В кетонах группа есть CO,
    Но это тоже ничего…
    Горит прекрасно ацетон,
    И растворитель - тоже он.

    Мы говорим спокойно: жир.
    А между прочим, он - эфир,
    Он из кислот и глицерина.
    Такая вот у нас картина...

    Строение атома и периодический закон

    Он бежит по проводам,
    Он бывает тут и там.
    Свет зажег, нагрел утюг
    ... - наш лучший друг.
    Если в атом он попал -
    То, считай, почти пропал:
    Он с утра и до утра
    Носится вокруг ядра.

    Очень положительный,
    С массою внушительной.
    А таких, как он, отряд
    Создает в ядре заряд.
    Лучший друг его - нейтрон.
    Догадались? Он - ...!

    Зарядом я похвастать не могу,
    А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
    А то еще подумают: шпион.
    А я нейтральный и зовусь ...!

    По-античному наивно,
    Откровенно простовато
    Совершенно "неделимым"
    Называли греки атом.
    Но теперь твердит наука:
    Атом - непростая штука
    И устроен он хитро.
    В центре - плотное ядро,
    А вокруг, как роем мошки,
    Пляшут электроны-крошки…
    В электронных облаках,
    Как кораблик на волнах,
    Плыть стремится каждый атом
    По своим координатам
    В Менделеевской таблице.
    Дочитаем всю страницу…
    Имена координат
    Даст отгадка двух шарад.
    I. Три буквы плода треугольного,
    Две буквы от стола, от школьного,
    "П" между этими фрагментами…
    Все вместе - столбик с элементами!
    II. Птичий мех, но не пух,
    и без букв последних двух,
    Плюс раствор для смазки ссадин,
    что сажают дети за день;
    Вместе - ряд горизонтальный
    получаем моментально.


    И не только химия

    Рыбы, амфибии, рептилии


    БУТКЕВИЧ Сергей

    1. Драконовский размер

      Обитающие в Индонезии на островах Комодо,Ринтжа,Падар и Флорес,дракон комодо самой большой ящерицей на Земле.Самцы достигают длины 2,25 метра и весят около 59 кг.Самая большая особь имела длину 3.10 м,а весил 166 кг.
    2. Переполненные пляжи

      Зелёная черепаха живёт у побережья Южной Америки,Каждый год она проплывает 2200 км в Атлантическом океане,чтобы достичь острова Вознесения,где выводит потомство.Иногда за одну ночь на берег острова выходят 40 000 черепах.
    3. Папа или мама?

      Самец морского конька опровергает все законы природы,рождая потомство. Мать откладывает яйца в сумку на животе отца.Сумка,содержащая иногда до 200 яиц,раздувается так,словно самец беременный,Через 4-6 недель вылупившиеся из яиц детёныши выскакивают из живота папы.
    4. Гигантская черепаха

      "Голиаф"-самая большая черепаха в мире.Этот галапагосский экземпляр безбедно живёт в заказнике штата Флорида (США). Он весит 385 кг,имеет рост 68.5 см,длину 135.5 см и ширину 102 см.Достигнув всего 35-летнего возраста,он продолжает расти.
    5. Долгожители

      Самец черепахи-марион,обитавший на Сельшеёских островах,побил все рекорды,прожив 152 года.Погиб он случайно в 1918 году.

      Удав обыкновенный,живший в зоопарке города Филадельфия (США),был известен как самая старая змея в мире.Он умер в 41 год и 3 месяца.

      Один серебряный карась умер в августе 1980 года в Англии,прожив 41 год.

      Одна слепозмейка,которая похожа на змею,но на самом деле является безногой ящерицей,прожила 54 года.

    6. Бульк!

      Некоторые лягушки и жабы втягивают глаза внутрь, чтобы протолкнуть ими пищу изо рта в желудок.
    7. Летающая ящерица

      Летающие ящерицы, такие как летучий дракон, спасаются от опасности и настигают добычу, перескакивая с дерева на дерево. "Крыльями" ящерицы являются складки кожи, натянутые на длинные рёбра, которые выдвигаются в сторону. Они играют роль парашюта и создают впечатление, будто бы ящерица летит.
    8. Подводные сказки

      Все рыбы душат жабрами, добывая кислород из воды. А необычная двоякодышащая рыба, обитающая в ряде Африки и Австралии, может дышать кислородом воздуха при помощи лёгких, когда водоём пересыхает.

      Осетр -самая дорогостоящая рыба в мире, она ценится из-за икры. Один осетр произвёл икры на сумму 189 359 фунтов стерлингов.

      Название "карликовый бычок" очень подходит этой рыбке, обитающей в водах Индийского океана. Она имеет длину всего 8.6 мм и является самой короткой рыбой в мире.

      Как повезло акуле! Она не подвержена заболеванию раком.

      Без резиновых перчаток и сапог лучше не хвататься за электрического угря , иначе он поразит вас электрическим зарядом, способным сбить с ног.

    9. Скользкие и ползучие

      Анаконда, самая тяжёлая змея в мире, обитает в Южной Америке и на островеТринидад, её вес достигает 230 кг.

      В течении десяти лет африканский врач "доил" змей, занимаясь исследованием их яда. Из 780 000 выдоенных им змей ни одна не укусила врача.

      Питоны питаются необычным образом. Проглотив целую свинью, они могут затем голодать в течение года.

      Гадюка эфа распространена от Западной Африки до Индии. Каждый год от её ядовитого укуса погибает больше людей, чем от укусов других видов змей.

      Самая ядовитая змея на Земле- австралийская свирепая змея.

      Крошечная узкоротая змея имеет длину всего 108 мм. Это самая короткая змея на Земле.


    Материал подготовил БУТКЕВИЧ Сергей

    Подписаться на рассылку "Интересные факты науки" можно здесь.


    Это любопытно

    Новый элемент - АДМИНИСТРАРИЙ

    Ученые одного из научно-исследовательских центров недавно открыли самый тяжелый химический элемент, известный науке, и назвали его Администрарий (Ad).

    Администрарий совсем не имеет протонов и электронов, поэтому его атомное число равно 0. Однако он содержит 1 нейтрон, 125 помощников нейтронов, 75 вице-нейтронов и 111 помощников вице-нейтронов, которые все вместе дают ему атомную массу 312 единиц.

    Все эти 312 частиц удерживаются вместе благодаря постоянному обмену мельчайшими, подобными мезонам, частицами, которые ученые назвали указонами. Эти частицы совершают бесконечное беспорядочное движение от одной частицы к другой.

    Поскольку администрарий не содержит электронов, он абсолютно инертен. Тем не менее, его можно обнаружить химическим способом, поскольку он замедляет любую реакцию, которая происходит в его присутствии. По словам исследователей, даже небольшое количество администрария увеличивает срок действия реакции, которая в обычных условиях происходит за одну секунду, до четырех дней.

    Администрарий имеет период полураспада около трех лет. Однако он не распадается так, как это делают обычные элементы, вместо этого он подвергается реорганизации - небольшая часть помощников нейтронов, вице-нейтронов и помощников вице-нейтронов просто меняются местами.

    В действительности атомная масса администрария имеет свойство увеличиваться со временем, поскольку время от времени при каждой реорганизации совместное действие одного или нескольких указонов может привести к возникновению новых помощников нейтронов, вице-нейтронов и помощников вице-нейтронов. Таким образом, появляются изотопы администрария с атомной массой гораздо больше, чем 312.

    В редких случаях при особо высокой концентрации указонов может возникнуть новый нейтрон. В этом случае происходит распад ядра администрария на две части, каждая из которых начинает испускать огромное количество указонов и очень быстро достигает массы в 312 единиц и более.

    Вообще свойство указонов при высоких концентрациях порождать нейтроны, породило у ученых интересную гипотезу о самозарождении администрария в результате накопления критической массы указонов. Сейчас ученые обрабатывают информацию, чтобы вычислить эту критическую массу.


    ЕГЭ В ОЦЕНКАХ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ


    Валерий НЕЧАЕВ

    В течение ряда лет Министерством образования проводится эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по аттестации выпускников общеобразовательной школы и использованию результатов ЕГЭ при конкурсном зачислении в вузы вместо вступительных экзаменов. Предполагается также, что по результатам ЕГЭ будут выдаваться денежные сертификаты выпускникам, по которым они будут оплачивать продолжение своего образования. Кардинально меняется, таким образом, финансирование вузов. Сначала этот эксперимент охватывал лишь несколько регионов и вузов России. В следующем году намечается введение ЕГЭ по всей России. Среди аргументов по внедрению ЕГЭ представители Министерства образования указывали на использование этой меры как средства ограничения коррупции (взяточничества) при приеме в вузы. Вместе с тем, ряд руководителей вузов, определенная часть учителей, представители общественности выражали сомнение и несогласие по поводу ЕГЭ как по методике его проведения (тестирования), так и по использованию результатов ЕГЭ в конкурсном отборе в вузах.

    Институт Общественная экспертиза провел опрос населения Российской федерации об отношении к ЕГЭ. Опрошено 1176 человека в 19 субъектах Федерации, в 109 населенных пунктах. В данном опросе респондентам было предложено выразить свое отношение к формам оценки знаний выпускников общеобразовательных школ и абитуриентов вузов. Были предложены для оценки три формы: ЕГЭ, прежняя форма выпускных экзаменов и прежняя форма вступительных экзаменов. Также респондентам было предложено выразить свое мнение по поводу возможностей использования ЕГЭ в борьбе с коррупцией: "Позволит ли сократить Введение Единого государственного экзамена взяточничество, коррупцию при аттестации выпускников и приеме в высшие учебные заведения?"

    Прежде укажем, что по отношению к ЕГЭ более трети опрошенных затруднились выразить к нему свою позицию. ЕГЭ относительно сложный, специфический предмет оценивания. Респонденты осторожно отнеслись к его оценке. Вместе с тем, следует учитывать, что вопрос вполне в пределах компетентности аудитории. 91% опрошенных имеют среднее образование, 44% опрошенных имеют в семье детей до 18 лет. Почти все прошли процедуры выпускных экзаменов, а большинство и процедуры вступительных экзаменов. Для многих вопрос затрагивает семейный интерес. Поэтому, если население плохо информировано о ЕГЭ, то это скорее может рассматриваться как недочет в работе Минобразования и СМИ. Среди тех, кто уклонился от оценки, какую-то часть составляют респонденты, которые не смогли для себя полноценно соотнести плюсы и минусы такой формы аттестации и нуждаются в развернутых аргументах.

    Примерно поровну (по трети опрошенных) разошлись положительные (30%) и отрицательные (28%) оценки ЕГЭ. В тоже время, почти половина опрошенных настроена положительно на сохранение прежних форм выпускных экзаменов общеобразовательной школы (49%) и вступительных экзаменов в вузы (50%). Негативные оценки прежних форм выпускных экзаменов выставили 22% опрошенных, вступительных экзаменов в вузы 19% опрошенных. Таким образом, заметно преобладает в общественном мнении позиция на сохранение прежних форм аттестации знаний учащихся.

    Куда более единодушна оценка возможностей ЕГЭ как анти-коррупционной меры, как формы борьбы с взяточничеством. Лишь четверть опрошенных (24%) выразили надежду, что ЕГЭ позволит сократить взяточничество. Напротив, более половины опрошенных (58%) не верят в возможности ЕГЭ как анти-коррупционной меры. Кстати, и доля затруднившихся в ответе на такую постановку вопроса составила 18%. Видимо, речь идет уже не столько об отношении к ЕГЭ, сколько о пессимистичном отношении населения к возможностям ограничения коррупции в нашей стране, к какой бы сфере она не относилась.

    Нечаев Валерий Яковлевич - профессор социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; заведующий лабораторией проблем развития образования; руководитель Института Общественная экспертиза.


    При перепечатке ссылка на источник желательна!


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться

    В избранное