Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

#51 Применение квалиметрии в оценке качества вузов


Выпуск "Квалиметрия. Сорок лет спустя". N 51
Библиотека квалиметролога (QUALIMETRY.RU) (количество подписчиков - 125 )

Применение квалиметрии в оценке качества и обеспечении конкурентоспособности в высшем образовании

 Продолжается работа над книгой "Квалиметрия в высшей школе" (рабочее название). Сегодня в качестве обсуждения и предмета (квалиметрия), и актуальной темы (рейтинги вузов) мы предлагаем на суд наших подписчиков и читателей главу 4 и дерево свойств "Качество образования в вузе (рейтинг вузов)" :



В условиях глобализации высшего образования[1], увеличения количества вузов и доминирования стран с рыночной экономикой происходит постоянный рост конкурентной борьбы между вузами за ведущие позиции на рынке образовательных услуг, за эффективное использование ресурсов: финансов, лучших профессоров, преподавателей.

С маркетинговой точки зрения рынок образования может рассматриваться в масштабах отдельных личностей, организаций и общества в целом, а на каждом из этих уровней разбит на целевые группы, наиболее массовыми из которых являются абитуриенты, частные фирмы и государственные организации. Вследствие этого, для определения роли и места вуза в обществе, а также его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и рынке труда имеет место сложная измерительная задача - задача количественного оценивания качества вузов. Пожалуй, наиболее важной составляющей качества вузов, тесно связанной с их конкурентоспособностью, является качество образования в вузе. В связи со сложной организацией деятельности вузов их качество является комплексной характеристикой, оценивание которой является нетривиальной задачей. Одним из подходов к оцениванию качества вузов является рейтингование, которое представляет собой набор взаимосвязанных процессов, основные из них: сбор информации о деятельности вузов, структурирование собранной информации, ее обработка, а также публикация результатов обработки в виде ранжированных списков. Очевидно, наиболее сложным оказывается рейтингование университетов в связи с большим разнообразием направлений их деятельности.

Следует отметить, что рейтинги вузов представляют собой главным образом, во-первых, количественные оценки качества образовательного процесса в вузе, и, во-вторых, оценки качества ведущейся в нем научно-исследовательской деятельности. Оценки качества каждого из этих видов деятельности вузов даже по отдельности имеют достаточно сложную структуру. Эта сложность еще больше увеличивается когда оцениванию подвергаются вузы из разных стран мира. Для количественного оценивания качества сложных объектов любой природы, примерами которых являются вузы, и была создана дисциплина квалиметрия. Естественно, что ее модели и методы применимы и для построения рейтингов вузов.

Поскольку в квалиметрии все измерения осуществляются по сравнению с мировым уровнем, а выбираемые критерии (и их веса) имеют достаточно строгое обоснование, использование ее методологии при построении глобальных и других рейтингов вузов практически не имеет альтернатив, особенно в ситуации, когда не только рейтинги, но и информация о процессах их подготовки (рейтингования) должна быть опубликована. Использование квалиметрии при построении рейтингов вузов автоматически обеспечивает соблюдение почти всех Берлинских принципов ранжирования (в т.ч. транспарентности[2], валидности[3] и релевантности[4]).

 

подробнее >>>>>>>>>


[1]          «Объем мирового рынка образовательных услуг достигает 100 млрд. долл. США». Источник: Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 249-252.

[2]          В русском языке синонимами термина «транспарентность» можно было бы считать «открытость», «гласность», «публичность»

[3]          Валидность (от франц. valide — законный, действительный) — применительно к исходной статистической информации, используемой в экономических исследованиях: надежность информации, отсутствие в ней ошибок, обусловленных неточностью выбранной методики сбора данных

[4]          Релевантность (от лат. relevo — поднимать, облегчать) - в общем смысле — «адекватность», то есть не только оценка степени соответствия, но и степени практической применимости результата, а также степени социальной применимости варианта решения задачи.

Присылайте свои статьи по теоретической и прикладной квалиметрии модератору сайта Квалиметрия.Ру.


В избранное