Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

#48 Премия Правительства РФ за разработку и внедрение систем квалиметрии


Выпуск "Квалиметрия. Сорок лет спустя". N 48
Библиотека квалиметролога (QUALIMETRY.RU) (количество подписчиков - 121 )

Премия Правительства РФ за разработку и внедрение систем квалиметрии

Размещаем Постановление Правительства РФ  (О ПРИСУЖДЕНИИ ПРЕМИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2011 ГОДА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ). Премия присуждена за разработку и внедрение систем квалиметрии (для стандартизации и управления процессом производства).

 


Приглашаем к сотрудничеству специалистов со свободным владением английским языком

Приглашаем к сотрудничеству специалистов, знакомых с основами квалиметрии, со свободным владением английским языком для обсуждения возможности участия в международных конференциях. Просьба направить сведения о себе или тех людях, которых Вы могли бы порекомендовать, (включая телефоны для контакта) по адресу admin@labrate.ru



 

Цитаты о квалиметрии

 

Цитаты


Квалиметрия (от латинского "qualis" - какой по качеству и греческого "метрео" - мерить, измерять) - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер. Квалиметрия - область практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества.

Квалиметрия является составной частью квалитологии - науки о качестве. Объект Квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности. Квалиметрия обычно подразделяется на теоретическую, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам.

Конечной целью Квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Источник: Квалиметрия // Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под. ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. – М.: НПО "Информ-система", 1995. – С.67-69.


Среди направлений науки квалиметрии, интенсивно развивающихся в последние годы, могут быть названы исследования по измерению как отдельных свойств промышленных изделий, так и совокупностей свойств. Это прежде всего относится к теории надежности, метрологии с ее методами и средствами измерений, теории экономической эффективности повышения качества продукции. Принципы квалиметрии используются и в теории стандартизации.

Источник: Квалиметрия – наука об измерении качества продукции /Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Райхман Э.П. и др.// Стандарты и качество. – 1968. – №1. – С.34-40.


The term qualimetry (from the Latin quale, “of what kind”), which designates a scientific discipline studying the methodology and problems of quantitative assessment of the quality of any kind of object (primarily, products), was first used in 1968. That this initiative was timely and justifiable was borne out by a series of international scholarly conferences fully or partly devoted to issues of qualimetry, e.g., in Moscow, Oslo, Varna, Yerevan, Madrid or Tallinn. The term qualimetry is being gradually admitted into the scientific and engineering vocabularies of many countries. According to Google, tens of thousands of references to publications in 32 languages contain this term.

Источник: Azgaldov, G.G. and Kostin, A.V. (2011), "Applied Qualimetry: Its origins, errors and misconceptions", Benchmarking: An International Journal, Vol. 18 Iss: 3, pp.428 – 444.


Все произведенное человеком за определенный промежуток времени, все, с чем он сталкивается в повседневной жизни в процессах товарообмена и потребления, выражается совокупностью четырех элементов: продукция, услуги, информация, энергия. Каждый из этих элементов наиболее полно характеризуют три фундаментальные величины:

  • количество (в принятых единицах измерения);
  • затраты на производство, распределение и потребление (использование, эксплуатацию, применение) единицы этого количества;
  • качество единицы количества.

Первая из этих величин — количество — является основой расчетов в комплексе технологических дисциплин; вторую — затраты — изучают и учитывают в комплексе экономических дисциплин. Что же касается третьей характеристики — качества, — то до сравнительно недавнего времени ее практически не учитывали ни в технологических, ни в экономических, ни в управленческих дисциплинах, что связано с отсутствием тогда теории и прикладного инструментария достоверного количественного выражения (оценивания) качества продукции, услуг, информации, энергии. Без подобного оценивания сегодня очень трудно, а зачастую практически невозможно обеспечить эффективное функционирование экономических и социальных структур, в том числе такой важной, обобщающей структуры, как качество жизни (иногда называемой уровнем жизни).

Источник: Квалиметрия: первоначальные сведения. Справочное пособие с примером для АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: Учеб. пособие/ Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. — М.: Высш. шк., 2011. — 143 с.


В современном мире прослеживаются две тенденции: рост значения категории «качество» и увеличение количества видов деятельности, для которых характерна квантификация. Как следствие проявления этих двух тенденций и возникла квалиметрия — научная отрасль, изучающая методологию и проблематику количественного выражения качества. В статье раскрываются принципы наиболее распространенного метода квалиметрии и указываются (на примере машиностроения) те области, в которых он будет наиболее эффективным.

Источник: Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Квалиметрия и бизнес // Менеджмент инноваций, 2011. - №4(16). – С.284-296.


об Азгальдове Г.Г. [ на сайте viperson.ru ] [ в ru.wikipedia.org ] [на сайте cemi.rssi.ru ] [на сайте labrate.ru]

 

 

Идея проекта «Качество образования» стала одним из победителей краудсорсингового проекта Witology АСИ НСКК

 

Идея проекта «Качество образования» ("Рейтинг ВУЗов") обсуждалась на многих мероприятиях АСИ в 2011-2012 г.г. (в том числе на заседаниях АМР, МТПП, ФИРО и РГ НСКК, в т.ч. на конференции в Пятигорске "Формирование системы развития профессиональных квалификаций Юга России как фактор повышения качества рабочей силы и развития человеческих ресурсов для инновационной экономики"), была оформлена в качестве идеи в рамках проекта Witology АСИ‑НСКК (см. приложение) и стала одним из победителей. Имеется успешный опыт реализации аналогичного проекта для Национальной премии в сфере франчайзинга «Золотой бренд» (2006-2012, исполнители Костин А.В., Азгальдов Г.Г.).

Для краткого описания сути предлагаемого проекта «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» (или «Рейтинг ВУЗов») мы обычно приводим тезис «управлять можно только тем, что измеримо». Проект легко тиражируем (применим в любых сферах деятельности), способствует поднятию престижа России в мире (т.к. квалиметрия – одна из немногих научных дисциплин, пришедшей на запад из России, а не наоборот), актуален для НСКК и связан с комплексным количественным оцениванием качества любых объектов: одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер; имеющих искусственное или естественное происхождение и т.д.

Результатом проекта (как варианты для НСКК) могут являться следующие услуги и продукты  

 

  • Общественно значимая услуга (сервис) по измерению качества образования и ее отдельных составляющих: качество ВУЗа (кафедры, факультета); качество специалиста (абитуриента, профессорско-преподавательского состава - ППС); качество образовательной программы; востребованность выпускников ВУЗа на рынке труда (качественная характеристика); качество дипломных/конкурсных работ и пр.
  • Рейтинг программ электронного обучения и др, где ключевым критерием отбора/ранжирования является качество, а сравнение происходит по отношению к мировому уровню;
  •  Международный рейтинг ВУЗов (в данном документе - не описан)
  • Проект также связан с проектом "Доступные телемедицинские технологии" (автор - Смирнов В.В., разработчик портала квалиметрологов);
  • Встроенная функциональность (программный продукт или библиотека программ) в т.ч. для Национального портала компетенций и квалификаций, реализуемого в рамках создания «Национальной системы компетенций и квалификаций», а также для любых других краудсорсинговых проектов, где стоит задача объективной количественной оценки активности/деятельности пользователей в сети интернет и на этой основе определения обоснованной системы мотивации участников интернет-проекта;
  • Программный продукт, являющийся составной частью учебного процесса по курсу «Квалиметрия» в различных программах подготовки студентов (в т.ч. по специальностям 061100 - "Менеджмент организации", 657000 - "Управление качеством", 550200 - "Автоматизация и управление");
  • Банк данных типовых свойств (компетенций) и эталонных значений показателей качества  (или отдельных свойств - компетенций) в системе образования (для НСКК, для ВУЗа и др);
  • Электронное средство массовой информации (в т.ч. новый рекламоноситель, затраты на создание которого окупаются не более чем за два-три года), включая электронный журнал «Качество образования» или "Квалиметрия в образовании" по типу российского СПРОС или немецкого TEST и др.

Однако идея проекта часто встречает серьезные административные барьеры, связанные с тем, что объективный и научно-обоснованный подход к количественному оцениванию качества игнорируется определенной категорией чиновников, придерживающихся авторитарного стиля управления и не заинтересованных в объективных оценках деятельности.

Проект «Качество образования» после доработки будет направлен в АСИ. В настоящее время формируется команда проекта.

 

Приложения:

1. Описание идеи проекта «Качество образования» (или «Рейтинг ВУЗов»), на 2 л.

2. Примерное описание и структура международного краудсорсингового портала квалиметрологов, на 2 л.

3. Основные критерии отбора профессиональных Проектов АСИ приведены в файле - http://www.asi.ru/docs/pp_crit_upd.pdf 

 

О своей готовности и желании принять участие в проекте(ах) просим направить сведения по адресу  admin@labrate.ru (в случае наличия тиражируемой идеи - готовы помочь ее довести и доработать для направления в АСИ)


Приложение

 

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ («Рейтинг ВУЗов»)

(условное наименование идеи проекта)

 

Идея проекта предложена руководителем департамента оценки АКГ Фемида-Аудит/DFK-International, руководителем лаборатории квалиметрии ЦНИЭП, ведущим научным сотрудником Центрального экономико-математического института Российской Академии Наук, ученым секретарем Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при отделении общественных наук Российской Академии Наук, член-корреспондентом Российской академии проблем качества, заместителем председателя Подкомитета по рейтинговому мониторингу конкурентной среды в сфере услуг образования Комитета МТПП по вопросам образования, кандидатом экономических наук Костиным Александром Валерьевичем в рамках краудсорсингового проекта АСИ-НСКК (источник: https://asi-nskk.witology.com/Communication/Task/226344 ).

 

Изложение идеи приведено в формате проекта Witology НСКК АСИ:

  • какой параметр (что будем оценивать) - КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ;
  • единица измерения - Качество образования выражается в шкале от 0 до 1 или от 0% до 100%. Причем, качество образования (и, соответственно, - успешность работы ВУЗа) тем выше, чем более высокую оценку при оценивании получает ВУЗ;
  • кто должен измерять (какая организация и т.д.) – измерения целесообразно проводить некоммерческой организацией или рейтинговым агентством (или аналогичной по статусу структурой), имеющим репутацию и специалистов, способных разработать квалиметрическую методику количественного оценивания качества и провести такое оценивание по сравнению с мировым уровнем;
  • способ, метод  оценки: Методика  базируется на технологии количественного оценивания качества - квалиметрии.
  • уровень социальной иерархии, с точки зрения которого производится оценивание КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. В проекте предусматривается оценивать качество образования с учетом интересов Российской Федерации в целом. При необходимости, в процессе модернизации методики в неё может быть заложен и какой-либо другой уровень иерархии – например, региональный или мировой.
  • какое нормативное значение параметра должно быть достигнуто: все измерения в квалиметрии проводятся по отношению к мировому уровню. Качество образования - сложное свойство, которое декомпозируется до простых или квазипростых свойств, которые измеряются в шкале отношений или рангов (при этом все количественные и/или качественные оценки нормируются - в зависимости от выбранного метода: точного, приближенного или упрощенного).
  • в какие сроки достигается нормативное значение параметра. Для такого сложного свойства, как качество образования  сроки определяются лицом принимающим решение, как правило, это уровень, на котором утверждается необходимость разработки квалиметрической методики (например, решение  Правительства РФ, АСИ и пр) и ее использования в процессе мониторинга деятельности ВУЗов и/или рейтингования.
  • Вид сопоставимости, заложенный в методике. Как известно, все методы квалиметрии, с точки зрения сопоставимости получаемых результатов, подразделяются на три вида: обеспечивающие функциональную сопоставимость, временную сопоставимость и формальную сопоставимость.
    Функциональная сопоставимость означает возможность сравнивать между собой любые ВУЗы (кафедры, факультеты и пр), относящиеся к любым (даже совершенно разнородным) классам: колледжи, институты и университеты. Временная сопоставимость позволяет сравнивать ВУЗы (кафедры, факультеты и пр) в разные периоды времени. А формальная сопоставимость даёт возможность сравнивать ВУЗы (кафедры, факультеты и пр) только в случае, если они были оценены в совершенно одинаковых шкалах. При этом, возникающая информация не обладает свойствами функциональной или временной сопоставимости.
    Предлагаемая методика обеспечивает только функциональную и формальную (но не временную) сопоставимость.
  • Шкала, в которой выражаются получаемые с помощью методики  результаты. В теории принятия решений, в исследовании операций, в квалиметрии для количественного выражения результатов чаще всего применяются две основные шкалы (прим: их значительно больше): шкала рангов (другое название - шкала порядка) и шкала отношений.
    Шкала рангов позволяет только упорядочить сравниваемые объекты (например, ВУЗЫ) по какому-то признаку – например, по успешности. Но не даёт возможности придти к заключению – насколько (или, тем более – во сколько раз) один объект (например, ВУЗ) лучше (или хуже) любого другого. Эту информацию можно получить, только выразив результаты в шкале отношений.
    Наименее затратный вариант методики (при использовании упрощенного метода квалиметрии) позволяет получать количественную информацию, выраженную в шкале рангов (шкале порядка), но не в шкале отношений.
  • Степень обобщения объекта, оцениваемого с помощью методики. В квалиметрии оценивают объекты или только с точки зрения получаемых результатов (тогда говорят, что оценивается качество – например, качество образования) или с точки зрения и результата, и затрат на достижение этого результата (тогда говорят, что оценивается интегральное качество образования; другое название, применимое к ВУЗам – эффективность ВУЗа).
    В данной методике предусматривается при оценивании учет и результатов, и затрат (уточняется на этапе «Описание ситуации оценивания»).
  • Степень точности, заложенная в методике. Как известно, все методы квалиметрии, с точки зрения точности, подразделяются на три вида: точные, приближённые и упрощенные.
    Точные методы предусматривают, что в их рамках используются самые современные научные разработки, позволяющие получать итоговые результаты с минимально достижимой (при сегодняшнем уровне развития науки) погрешностью. Упрощенные методы обеспечивают максимально допустимую погрешность. А приближённые методы по погрешности расчётов являются промежуточными между точными и упрощенными. Понятно, что меньшая погрешность расчетов требует большей трудоёмкости расчетов и моделирования  – и наоборот.
    Ранее разрабатываемые методики, как правило, в силу ряда ограничений  относились к классу упрощенных (уточняется на этапе «Описание ситуации оценивания» и постановки задач проекта).

 

 

Дополнительная информация  :

1. качество образования  - комплексная характеристика процесса (или его результата) воспитания и обучения человека, представляющая собой совокупность всех тех и только тех свойств, которые характеризуют получаемые при этом результаты, как желательные, положительные, так и нежелательные, отрицательные, но которые не включают в себя затраты ресурсов на его создание и поддержание).

2. интегральное качество - такое свойство объекта, которое характеризует совокупность его качества и экономичности

3. Экономичность - совокупность тех (и только тех) свойств объекта, которые характеризуют затраты ресурсов на его создание и потребление (в некоторых случаях совокупные затраты могут быть представлены или так называемыми “приведенными затратами”, или так называемыми “полными затратами”).

4. квалиметрический анализ – это метод исследования, который позволяет сравнивать и оценивать объекты, недоступные для метрологических методов измерения. Причем сравнение производится по отношению к мировому уровню.

5. Критерии для сложного свойства «качество образования» могут определяться экспертными и/или аналитическими методами на основе интервью, опросов, анализа документов и отчетности, Data Mining и др. (в т.ч. с учетом, например,  Приказа Минобрнауки РФ от 03.08.2012 N 583 "О проведении мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования", в т.ч. на основе результатов, полученных в проекте «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования»  ).

 


Присылайте свои статьи по теоретической и прикладной квалиметрии модератору сайта Квалиметрия.Ру.


В избранное