Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

#10. Экспертные методы в оценке качества


Выпуск "Квалиметрия. Сорок лет спустя". N 10
О журнале КВАЛИМЕТРИЯ (QUALIMETRY.RU) (количество подписчиков - 63 )


Экспертные методы в оценке качества

Книга Г.Г. Азгальдова и Э.П. Райхмана «Экспертные методы в оценке качества товаров» была издана в 1974 году, однако поднимаемый в ней круг вопросов сегодня не менее, а скорее всего даже более актуален, чем на момент выхода книги.

Разнообразие существующих в современной России фирм, общественных организаций и органов власти разных уровней привело к появлению и функционированию огромного количества экспертных групп, теоретически должных принимать объективные решения по самым разным вопросам. Однако на практике принятые ими решения порой вызывают недоумение даже у не специалистов. Дело здесь обстоит не только в подковерных процессах, невидимых сторонним наблюдателем. Традиционные отечественные подходы к формированию и функционированию экспертных групп до сих пор страдают формализмом и отсутствием четких систем оценки, необходимых для принятия решений.

В рассматриваемой нами книге приведены действенные и комплексные рецепты по организации работы экспертных групп. Как верно замечено в первой главе книги, компьютерная оценка (с помощью ЭВМ) возможна, но только человеческий мозг (в нашем случае - мозг эксперта) способен принимать верные решения в случаях частичной неопределенности условий задачи, а подобное положение вещей характерно для многих оценочных ситуаций, а в особенности – задач, касающихся сферы научно – технического прогнозирования. Да и систему оценивания, даже в случае привлечения компьютеров для оценки, создает человека, а не машина. Компьютер способен только автоматизировать математическую часть оценки в соответствии с заложенной в него программой.

Книга разделена на четыре части. Первая часть, как и положено научному исследованию, начинается с обоснования правомерности и необходимости экспертных методов оценки. Далее в ней разбирается сущность экспертных методов оценки, а именно их классификация, разновидности, алгоритм и задачи.

Во второй части книги рассматриваются критически важные вопросы формирования экспертной группы, составной частью которого является выбор экспертов подходящих качеств и решение о количественном составе рабочей группы (количество экспертов). Авторы книги резонно замечают, что чрезмерное увеличение количества экспертов существенно повышает трудоемкость исследования, что не всегда оправдывается степенью сложности оценочной задачи, а также уменьшает эффективность коллективного обсуждения. Дело в том, что наличие большого количества экспертов, как правило, приводит к уменьшению интервала времени, которое отводится одному эксперту на каждом раунде обсуждения. Нехватка же времени заставляет экспертов делать более общие и менее детализированные заявления в процессе обсуждения.

Третья часть книги посвящена организации работы сформированной экспертной группы. Система ее работы должна включать правила взаимодействия между экспертами, а также способы и техники опроса экспертов. Вопросы же, задаваемые экспертам, должны быть снабжены шкалами оценки, то есть шкалами порядка и шкалами отношений. Обеспечением учета показателей должны заниматься не сами эксперты, а технический работник, включенный в состав экспертной группы. Часто ли сегодня нам доводится видеть соблюдение данного правила? Функционирование экспертной группы, без выполнения указанных рекомендаций, попросту не может быть эффективным, так как работа экспертов в этом случае выходит из конструктивного течения и становится произвольной.

Четвертая часть книги детально раскрывает методологию количественной оценки качества. Этим как раз и занимается созданная Г.Г. Азгальдовым наука квалиметрия. Все приведенные в книге практические рекомендации обоснованы специальными математическими формулами, которые не позволяют усомниться в объективности и беспристрастности данного исследования.

Материалы в свободном доступе:


Qualimetry / Квалиметрия / Качество / Quality

ссылки, цитаты, определения

  • Квалиметрия (от латинского "qualis" - какой по качеству и греческого "метрео" - мерить, измерять) – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества. 0сновные положения квалиметрии: а) качество – единое динамичное сочетание различных свойств; система, образующая иерархическую структуру (дерево свойств); б) каждое свойство (как единичное, так и комплексное) можно измерить, поскольку качество есть еще непознанное количество.

  • Квалиметрия - это способ давать неточные оценки при решении многокритериальных задач, связанных с оцениванием качества, в условиях, когда другие способы дают еще менее точные оценки.

  • "Качество — это еще непознанное количество" (Д. Б. Юдин, советский математик)

  • "Надо измерять все измеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению" (Галилео Галилей)

  • "Не гнаться за многим, стремиться к глубине. Суть величия — не количество, а качество. Превосходное всегда единично и редко; чего много, тому цена невелика." (Бальтасар Грасиан-и-Моралес)

  • "Кредо "качество - прежде всего" требует приверженности руководства, потому что менеджеры, стремясь удовлетворить требования к поставке или сокращению расходов, часто склонны к компромиссам. При этом они могут принести в жертву не только качество, но и жизнеспособность всего бизнеса." ( Масааки Имаи Masaaki Imai (р. 1930), японский консультант по менеджменту, автор концепции Непрерывного Усовершенствования (кайдзен), основатель и президент Kaizen Institute. «Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества»)

  • "Вы должны узнать, как клиент определяет ожидаемое качество, прежде чем воспользоваться оценкой качества товара как аргументом в разговоре." ( Брайан Трейси Brian Tracy (р. 1944), бизнес-тренер, лектор, писатель, автор известных книг и аудиопрограмм на темы бизнеса, управления продажами, самореализации, лидерства и т. д. «Эффективные методы продаж»)

  • Исаев Г.Н. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (Всероссийская государственная налоговая академия , Москва)

  • В русле второго направления выделяются выполненные под руководством В. Л. Макарова работы в области создания компьютерных моделей эволюции переходной экономики России с учетом ее интегрированности в мировой рынок; модели возникновения факторов и очагов нестабильности в экономике России (А. Е. Варшавский); комплекс моделей формирования баланса доходов, расходов и сбережений населения при разных сценариях социальной политики и разных версиях социальных реформ (Е. Ю. Фаерман, Ю. В. Овсиенко). В. Ф. Пугачевым и А. К. Пителиным создана макроэкономическая модельная система анализа и оптимизации параметров государственного регулирования налоговой, инвестиционной и кредитно-денежной политики. Разработаны математические и компьютерные модели формирования социально-экономических установок населения в сети социальных коммуникаций; развита теория и предложены методы моделирования предпочтений населения в сфере трудовой деятельности в виде интервальной функции полезности (Ю. Н. Гаврилец). В рамках микроэкономического моделирования активно разрабатываются модели распространения и адаптации инноваций на основе синтеза имитационного и синергетического подхода (К. А. Багриновский), а также на основе диффузионно-эволюционных подходов (В. М. Полтерович, Г. М. Хенкин). Применительно к условиям функционирования российских промышленных компаний развиваются модели формирования и реализации корпоративной стратегии (Г. Б. Клейнер, В. И. Данилин), комплексной многоуровневой стратегии эффективного функционирования алмазо-бриллиантового комплекса России (А. А. Фридман). Развиваются экономико-математические исследования проблем квалиметрии (Г. Г. Азгальдов). В перспективе — интеграция богатого арсенала экономико-математических методов, накопленного как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой, создание на этой базе эффективных экономико-математических систем анализа и поддержки принятия решений на всех уровнях экономики. (статья в Экономико-математическом словаре Экономико-математические исследования в бывш. СССР и России)


Антиуправление бизнесом или как не разрушить бизнес, улучшая его качество
книга в свободном доступе


Шестаков А.Л, Маслов Д.В. Антиуправление бизнесом или как не разрушить бизнес, улучшая его качество. —М.: Издательский дом ДМК-пресс, Омега-Л, 2007— 208 с.: ил. [ скачать книгу (free) ]


Многие умные люди в России говорят, что КАЧЕСТВО в современном бизнесе - это залог конкурентоспособности. И это правда! Вероятно, в магазине рядом с этой книгой вы увидите два-три замечательных издания о качестве, которые расскажут вам о мудрых японцах и их эффективных системах управления, о великих гуру качества, сделавших переворот в мировом менеджменте. Вполне возможно, что на полке вы также найдете какое-нибудь учебное пособие уважаемого отечественного автора о том, как важно и нужно внедрять системы менеджмента качества, чтобы добиться головокружительных успехов в бизнесе. НО... в этой книге авторы попытались отойти от уже сложившихся в России штампов и стереотипов в отношении quality management и показать свежий взгляд на проблемы качества в отечественном бизнесе. Сочетание иронического и аналитического стилей изложения подкреплено богатым практическим опытом авторов и здравым смыслом, что позволит вам взглянуть на вопросы управления качеством под новым углом и НЕ РАЗРУШИТЬ БИЗНЕС, УЛУЧШАЯ ЕГО КАЧЕСТВО.


В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, когда железный занавес приоткрылся, в страны бывшего СССР хлынул информационный поток о правилах рыночного хозяйствования. Слово «бизнес» перестало быть ругательным, появился бизнес российский, украинский, казахский… Постепенно осваивая азы существования в рыночной среде, лет десять назад мы обнаружили среди множества экономических и околоэкономических дисциплин «менеджмент качества», или «управление качеством». Развитие философии качества в мире прошло, как известно, путь от стандартизации и контроля до управления им в масштабах всей компании, включая не только конечное качество продуктов и услуг, но и качество производственных процессов, а также и самой системы управления. Аббревиатура TQM все реже и реже вызывает реакцию непонимания со стороны наших предпринимателей, многие даже могут расшифровать эти три магических буквы, кое-кто из них пытается внедрить то, что весь мир называет «Total Quality Management», ну а самые продвинутые рапортуют о завершении создания у себя системы всеобщего менеджмента качества.

Однако разнообразные «усердные» действия отечественных компаний по созданию систем управления качеством принимают, порой, настолько маргинальную форму, что полностью дискредитируют идеи Деминга, Джурана, Кросби, Конти и многих других уважаемых гуру качества. Более того, практика внедрения систем АНТИменеджмента для повышения качества бизнеса стала настолько распространена, популярна и даже модна в России, что масштаб этого явления должен заставить нас, по крайней мере, остановиться и задуматься, а все ли мы делаем правильно сегодня, чтобы завтра быть лучше, чем вчера?

Анализируя отечественный бизнес начала XXI века, приходишь к выводу, что у медали под названием: «Что делать?» две стороны: эволюционная и революционная.

Сторона эволюционная вытекает из диалектического закона перехода количества в качество. Сейчас очевидно, что происходят изменения количественные в экономике, в бизнесе, в сознании... Переход на новый качественный уровень, «уровень качества», ожидаем, но когда будет пройден этот рубеж — это уже вопрос для аналитиков разных мастей, а следовательно, ответ будет трудно прогнозировать. С позиции эволюционного пути развития, скорее всего, вообще не нужно акцентировать внимание на «новом подходе», говорить о необходимости что-то кардинально и как можно быстрее менять. Зачем убеждать бизнес-сообщество, что можно работать по другому более эффективно, более выгодно?! Нужно просто помогать решать бизнесу его текущие проблемы, используя методологию TQM и любые другие подходы, которые окажутся полезными (например, подходы теории ограничений или новые информационные технологии). Главное, чтобы предлагаемые решения были эффективными. В поддержку эволюционного подхода уместно привести высказывание Майрона Трайбуса: «Единственное обличье, в котором новая управленческая теория может появиться перед предпринимателем, руководителем практиком, — это ответ на стоящие перед ним реальные проблемы».

Сторона революционная. Для ее сторонников интересна следующая цитата: «Какая на сегодня самая недоразвитая страна в мире? С теми сокровищами умений и знаний, содержащихся в миллионах безработных и в еще большей степени разочаровывающем недоиспользовании, неправильном использовании, злоупотреблении навыками и знаниями армии работающих людей всех уровней… мы были облагодетельствованы естественными ресурсами, но большинство из них не возобновляемы. Что мы будем есть, когда они закончатся?» Эти слова, ни много ни мало, про… Соединенные Штаты середины 1980-х годов. Именно так охарактеризовал состояние экономики США доктор Эдвард Деминг. Главный гуру качества заявляет: «…мы должны начать все заново и покаяться, но не в грехах, а в глупости. То, что мы делали час за часом, — неправильно. … Возможности успешно улучшать наше положение в будущем при существующей системе менеджмента просто не существует. Преобразование американского стиля менеджмента — это не просто задача реконструкции или ревизии. Оно требует полностью новой структуры сверху донизу». Разве эти слова не про нас и не для нас?! Разве перед нами не стоят те же проблемы, которые стояли перед США в 1986 году? Американцы могли и дальше высасывать все соки из менеджмента Тейлора-Файоля к чему бы это привело? Однако Америка нашла силы согласиться с Демингом. Закон 100-107 от 20 августа 1987 года, учреждающий премию качества Малколма Болдриджа, которая стала основой национальных программ качества для многих стран по всему миру, начинается словами: «…лидерство США в обеспечении качества изделий и качества процессов оспаривалось (и иногда успешно) зарубежными конкурентами, и темпы роста нашего национального производства оказались меньше, чем у наших конкурентов за последние два десятилетия». Правительство США объявило войну низкому качеству с целью защитить американские компании от давления со стороны конкурентов и преодолеть экономический спад 1980-х годов, а бизнес поддержал это начинание.

И эволюционный, и революционный варианты развития, безусловно, могут быть обоснованы в координатах российской действительности, главное, чтобы каждый путь опирался на принцип целесообразности. Пока мы не сможем найти четкий и понятный ответ на вопрос: зачем нам система менеджмента качества, мы не поймем, зачем нам «проектный стиль управления» и как его применять, а заодно, как использовать «процессный подход», чтобы «ориентироваться на потребителя». Мы не сможем повысить эффективность нашей производственной деятельности, не сможем достойно конкурировать на мировом рынке до тех пор, пока не сделаем усилие над собой, не повернемся лицом к самим себе и не начнем изучать себя, свою историю, причины своих побед и поражений. В.И. Ленин в статье «Лучше меньше, да лучше» писал: «Надо задуматься над проверкой тех шагов вперед, которые мы ежечасно провозглашаем, ежеминутно делаем и потом ежесекундно доказываем их непрочность, несолидность и непонятность».

Мы надеемся, что эта книга станет одним из шагов к познанию себя и поможет нашим предпринимателям и управленцам начать процесс, который в Европе называют Excellence Journey, что в вольном переводе означает «Путь к совершенству». Сальвадор Дали говорил: «Не бойся совершенства, тебе его не достичь». И он был прав. В погоне за совершенством главное — сам процесс, и суть этого процесса прекрасно раскрывается диалогом Страдивари и Амати из «Визита к Минотавру» братьев Вайнеров: — А знаете ли вы кого-нибудь, учитель, кто достиг совершенства? Амати усмехнулся и встал:

    — Совершенство — это постоянное блаженство. Сиречь состояние, свойственное только святым и идиотам.

    — Значит, поиски эти бессмысленны? — с отчаянием спросил Страдивари.

    — Да. Если можно считать бессмысленной самое жизнь. Ибо жизнь — это стремление познать совершенство.

    — Познать, чтобы стать идиотом?

    — Или святым, — сказал Никколо, зевнул, перекрестил рот. — Пошли, пора спать. Мне много лет, и до смерти остается совсем мало. Завтра я хочу сделать еще один шаг к познанию...».

Современная философия бизнеса говорит об объективной необходимости глубоких изменений в методах управления на основе знаний и постоянного совершенствования. Но это, — по словам вицепрезидента «Российской Ассоциации Деминга» Юрия Рубаника, «не означает, что все страны смогут или должны принять участие в этой новой игре и преуспеть в новой экономике. Некоторые захотят, но не смогут. Другие — просто не захотят их принимать. В результате те нации, которые наилучшим образом смогут реализовать новые правила, вероятно, будут доминировать экономически, политически, культурно в новой системе. Другие, менее успешные, — окажутся на периферии этой системы, составят ее «варварское» окружение. Третьи приспособятся жить в некоторых лакунах, анклавах, где новые правила игры не будут давать решающего преимущества. Четвертые исчезнут, растворятся. Также то обстоятельство, что страна, в целом, может находиться на периферии новой экономики, не значит, что отдельно взятый бизнес или человек в этой стране не смогут преуспеть в этой экономике.

Таким образом, есть много различных вариантов судьбы для наций в целом, отдельных организаций и людей. Какую судьбу выберет Россия? Кто знает? Все варианты, все пути открыты для нас…» В этой книге мы объединили наши статьи последних лет, опубликованные и неопубликованные, иронические и аналитические, в которых мы высказывали свой взгляд на отечественный бизнес, основываясь на практическом опыте и здравом смысле. Мы не ставим задачу объяснять теоретические детали подходов, методов, инструментов управления, о которых будет идти речь в книге (основы TQM, стандарты ИСО серии 9000 и т. д.), для этого читатель может обратиться к журнальным статьям, учебникам и учебным пособиям, Интернет-ресурсам и другим источникам знаний. Мы же в своей книге попытались отойти от академического стиля изложения, который, на наш взгляд, не всегда дает стереоскопическое видение проблемы и часто порождает порочные стереотипы, от которых потом очень сложно избавляться. Приятного и полезного чтения.

Александр ШЕСТАКОВ,
Дмитрий МАСЛОВ
Октябрь, 2006 г.

подробнее >>>>>>>>>

Присылайте свои статьи по теоретической и прикладной квалиметрии модератору сайта Квалиметрия.Ру.


В избранное