@@Многие самодельщики
часто и мучительно решают для себя вопрос - как оригинально раскрасить
и отделать модель, какие цветовые и сочетания применить. Тема, начатая
одним из постетителй форума, надеемся поможет вам в этом.
@@Цитата: "Данная
тема начата с целью совершенствования эстетических взглядов авиамоделеистов.
Периодически сюда будут поступать фотоматериалы и графические схемы
внешней отделки реальных самолетов и авиамоделей мира. Эмблемы, типы
надписей, шрифтов и их расположение на плоскостях. Различные дизайнерские
решения в покраске и отделке, классические и оригинальные цветовые сочетания.
В отдельных случаях предлагаю обсуждать методы реализации той, или иной,
понравившейся цветовой схемы. Уверен, что эта тема станет справочным
пунктом для аэродизайнеров. Присоединяйтесь!!!"
@@С появлением разноцветных
сверхярких светодиодов многие авиамоделисты стали оснащать свои самолёты
бортовыми аэронавигационными огнями - БАНО. Действительно, модель, сверкающая
позиционными огнями, смотрится в воздухе очень хорошо, даже днём. А
уж для любителей ночных полётов подсветка - просто обязательный атрибут.
Хорошо смотрятся разноцветные габаритные огни на законцовках консолей
и белые посадочные "фары" в центроплане, которые могут включаться
автоматически на малом газу. Светодиоды, в отличие от лампочек, имеют
массу преимуществ, и прежде всего - это экономичность. Пара трёхвольтовых
светодиодов, соединённых последовательно через токоограничивающий резистор,
потребляет всего 20 - 25 миллиампер, что на фоне остального энергопотребления
(особенно, ходового электродвигателя) - ничтожно мало.
@@Когда я установил БАНО на свой самолёт,
то первое время просто любовался на красивую подсветку, которая особенно
эффектно смотрелась на фоне вечернего неба. А потом… потом перешел на
литий-полимерные батареи, и передо мной остро встал вопрос контроля
их остаточного заряда. Конечно, практически в каждом регуляторе для
бесколлекторных двигателей есть так называемая отсечка, которая либо
резко, либо плавно (в зависимости от настройки) отключает двигатель
при достижении нижнего предела напряжения батареи. Но эксперименты с
разными регуляторами показали, что разброс этого самого нижнего предела
напряжения для разных экземпляров весьма существенный.
Как известно, литий-полимерные аккумуляторы нельзя разряжать ниже трёх
вольт на элемент. Иначе в них могут начаться необратимые процессы, которые
снижают ёмкость батарей и, в конечном итоге, сокращают срок их жизни.
Кроме того, эти аккумуляторы небезопасны в пожарном отношении, что подразумевает
строгое выполнение правил и более высокой, можно сказать, культуры их
эксплуатации, чем никель-кадмиевых или никель-металгидридных батарей.
Этому способствует и более высокая их стоимость.
@@Так вот, измерения показали, что некоторые
регуляторы оборотов не реагировали на кратковременные провалы напряжения
до 2,5 вольт на банку, а некоторые, наоборот, отсекали ту же батарею
при напряжении 3,2 вольта. Здесь следует упомянуть, что я экспериментировал
только с "бюджетными" регуляторами, в которых напряжение отсечки
не программировалось. Поэтому в полётах приходилось "приноравливаться"
к различным регуляторам и по косвенным признакам судить о степени разряда
батареи.
@@В этих условиях вполне логично родилась
идея использовать БАНО для оперативного контроля текущего напряжения
батареи. При этом нет нужды знать точное напряжение, важно не пропустить
критический момент, когда ёмкость батареи практически исчерпана, и необходимо
идти на посадку для "заправки".
@@Для определения "критического"
порога напряжения была проведена целая серия измерений энергетических
характеристик батарей, работающих на различных режимах. Все измерения
проводились на стенде, при этом имитировались различные режимы полёта,
от "взлёта" до "вынужденной посадки". Использовались
аккумуляторы iRate (2100 и 900 мАч) , Dualsky (1800 мАч), китайский
"ноунейм" 1500мАч и Pilotage 2100, по конфигурации все - 3S1P.
Токи нагрузки - от 1 до 10С (0,9 - 21А).
@@Измерения позволили выяснить общую закономерность
разрядных характеристик имеющихся батарей. После взлёта напряжение 12,6
- 12,4В под нагрузкой довольно быстро уменьшалось до 11,7 - 11,5В, после
чего начиналось пологое "плато" разряда до 10,5В. Это "плато"
и являлось для них основным эксплуатационным режимом, во время которого
можно было давать максимальный газ, либо сбрасывать его до холостого
хода, в зависимости от имитируемых "эволюций" самолёта. После
10,5В скорость снижения напряжения увеличивалась, а при достижении 10,0В
ёмкости батареи едва хватало на 1 минуту "полёта", после чего
напряжение достигало критического уровня 9В.
@@В результате всех этих экспериментов
я сделал вывод, что достаточно будет фиксировать момент, когда напряжение
опустится до 10 В. Тогда у пилота останется ещё, по крайней мере, минута,
чтобы долететь до "аэродрома", рассчитать и выполнить заход
на посадку и приземлиться.
Для этого необходимо было сделать простую схему, которая заставляла
бы мигать бортовые огни при достижении порога 10В. Схема должна быть
несложной, но достаточно термостабильной. После недолгих раздумий был
собран и отлажен её макет:
@@А после испытаний - изготовлен и печатный
вариант небольшой платы:
@@Схема представляет собой заторможенный
генератор треугольного/прямоугольного напряжения, порог генерации которого
задаётся уровнем опорного напряжения на управляемом стабилитроне TL431.
Выход прямоугольного напряжения управляет коммутирующим транзистором
1VT1. При напряжении питания выше порогового напряжение на выводе 5
(1ОР2) превышает уровень вывода 6, при этом колебаний нет. Выход 1ОР1
имеет низкий уровень, а выход 1ОР2 - высокий. Выходной транзистор открыт,
светодиоды горят постоянно. При снижении напряжения питания до определённого
порога потенциал вывода 5 снижается, и схема входит в автоколебательный
режим. Частота колебаний, а значит, и частота миганий светодиодов определяется
номиналами 1C2, 1R3, и при указанных на схеме составляет около 2 Гц.
Порог мигающего режима устанавливается подстроечным резистором 1R7.
Диод 1VD2 защищает схему от переполюсовки при подключении к аккумулятору.
Конденсатор 1С1 сглаживает короткие броски напряжения. Ток через светодиоды
определяется номиналом резистора 1R9. При указанном номинале ток через
два последовательно соединённых трёхвольтовых светодиода равен, примерно,
30 мА при свежей батарее.
@@Собранное на плате и затянутое в термоусадку
устройство вместе с проводами весит около 5 грамм. Провода питания распаяны
на крайних контактах четырёхштырькового разъёма типа PLS, что даёт возможность
подключать его автономно прямо к балансирному разъёму аккумуляторной
батареи, не делая никаких врезок в силовые провода.
@@Испытания схемы показали, что порог начала
мигания изменяется примерно на 0,1В при изменении температуры от 0 до
40 градусов, что для данного применения вполне достаточно.
@@После установки схемы на самолёт я довольно
быстро оценил её достоинства. Например, при вынужденном использовании
довольно слабой батареи (iRate 900 мАч) в сочетании с мощным мотором
Hacker A20-L огни начали тревожно мигать уже при первых прогазовках.
Пришлось ограничить ход ручки газа до половины и внимательно следить
за огнями в полёте, стараясь не допускать продолжительного мигания.
Этим удалось сохранить батарею от перегрузки и перегрева.
@@В заключение мне хотелось бы сказать
следующее. Конечно, подобное устройство можно купить готовым. Более
того, современные индикаторы разряда, собранные на микроконтроллерах,
имеют гораздо больше функций, допускают возможность программирования
и могут управлять различными группами огней, что позволяет пилоту иллюминировать
свой самолёт как душе угодно. Но эта статья предназначена для тех, кто,
во-первых, не имеет возможности по тем или иным причинам приобрести
готовое устройство, а во-вторых, ещё не забыл, с какой стороны браться
за паяльник.
@@Успешных полётов!
@@Цитата: "Решился
на постройку импеллерной модели с замашкой на копийность
@@Изначально на модель планируется установка
двух импеллеров ГВС EDF 75 тягой 250г каждый.
@@Планер практически закончен размах
1200 вес без двигателей и батареи 420г планируемый взлетный вес до
1000г. "
@@В комиссионный раздел
магазина было большое поступление ...
@@Раздел будет ежедневно пополняться -
по мере подготовки к продаже и выкладыванию товара на витрину...
@@Перед вами стоит проблема
выбора электровертолета - тогда эта тема для вас.
@@Цитата: "В преддверие
полетного сезона (хотя в Москве чо-то опять похолодало) озаботился покупкой
модели вертолета - первой в своем пока небогатом авиамодельном опыте.
@@Гипотетически был настроен на электричку.
Однако в одном из авиамодельных магазинов меня активно агитировали в
пользу ДВС, аргументируя это в том числе и соображениями стоимости.
@@Сразу хочу отметить, что ориентируюсь
я на вертолеты 30 класса (то есть не маленькие). Тут же обнаружил, что
среди "электричек" их весьма не много. Учитывая же некую личную
страсть к гигантизму, понял, что если будет хватать денег и времени,
на 30 классе я не остановлюсь.
@@Короче, выбирая, что бы такого купить
для начала, составил небольшую табличку (исключительно для личного использования).
Однако в процессе подумал, что, возможно, такая табличка может пригодиться
и другим членам форума- либо просто для информации, а может и для того,
чтобы сделать свой выбор."
Как вкладывать файлы - фото, рисунки, архивы в сообщения на форуме - описание алгоритма
@@Многие посетители форума
рады поделиться своими достижениями, наработками в моделизме, но...
сложная система прикрепления иллюстраций и архивов к соробщениям на
форуме отталкивает их. Вопрос решен с двух сторон - упрощен алгоритм
вкладывания и... создано руководство... в картинках...