Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. Розовый куст
Приветствую!
Меня зовут Алина Даниэль, и я новая ведущая этой рассылки. Вас наверняка интересует вопрос: о чем я буду писать (а вы, соответственно, читать)?
В первую очередь – о том, что такое соционика и как ее применять в жизни. Я занимаюсь соционикой около 10 лет, и за это время разработала много способов использовать соционику для того, чтобы лучше понять себя и других и использовать эти знания для изменения своей жизни к лучшему.
У меня всегда вызывали недоумение соционики, которые заявляли: «Ты Гексли, поэтому с Максимом даже не пытайся наладить контакт: у вас конфликтные отношнения!» По-моему, уж лучше вообще ничего не знать, чем узнать только для того, чтобы лишний раз подтвердить свое бессилие…
Но, к счастью, я не только соционик, но и психолог-практик. И соционика для меня – прекрасный способ самопознания и саморазвития. Ведь наш психотип описывает лишь структуру обработки информации. А использовать его можно достаточно гибко – если знать свои сильные и слабые стороны.
Итак, мы затронем в рассылке следующие темы:
- Что такое соционика и каковы границы ее применения
- Четыре функции: интуиция, сенсорика, логика, этика
- Экстравертность и интровертность
- Четыре блока: Взрослый, Родитель, Ребенок, Бессознательное
- Психотипы и их взаимоотношения
- Психотип и маска: как понять, кто я на самом деле?
И наконец, самое интересное: что со всем этим делать?
Повторяю: мы будем изучать практическое применение соционики. Поэтому после прохождения каждой темы я буду рассказывать, как применить эти знания в вашей жизни для решения конкретных задач.
Зачем мне делиться с вами этими знаниями?
Во-первых, я отношу себя к так называемой гуманистической соционике – той, что ставит в центре гороскопа Человеческую Личность. И я буду рада, если благодаря мне количество предрассудков, связанных с соционикой,
поубавится, а количество здравого смысла возрастет.
Во-вторых, соединение соционики с психологией меня саму горячо интересует, и ваши вопросы и пожелания для меня очень ценны.
у и наконец: все, кого заинтересует соционика, – мои потенциальные клиенты. Те, кто захотят получше изучить соционику на моих курсах, получить консультацию
относительно своего психотипа и взаимоотношений с людьми других психотипов.
Думаю, что на этом можно заканчивать с вводной частью и переходить к практическому применению. И для начала вы получите
от меня подарок: запись первой части моего семинара по соционике. http://webfile.ru/5213369
Я буду также очень рада, если вы пришлете свои вопросы на почту aliskana@yandex.ru,
и обязательно отвечу на них в рассылке.
Итак, скачивайте и слушайте мой семинар.
А сейчас переходим к сути:
Соционика
и психотипы: нужны ли они и зачем?
О модном направлении по имени «соционика» ходит много легенд. Мнения о ней диаметрально противоположны – у нее есть и безусловные сторонники, и столь же безусловные противники. Первые порой начинают воспринимать мир исключительно сквозь соционическую призму; вторые утверждают, что это – антинаучная чушь и попытка втиснуть многообразие личностей в жесткие рамки 16 схем.
На мой взгляд, истина лежит посередине. Соционика не всесильна и не бессильна; она не единственная и непреложная истина, а удобная и практичная модель. Если относиться к ней именно как к модели, она может принести немалую пользу.
Что же описывает соционика, и действительно ли она пытается втиснуть личность в схему, называемую социотипом? Это отнюдь не так. Все многообразие личности, разумеется, ни в какую схему не вписывается. Задача соционики гораздо скромнее: описать, как именно люди воспринимают, обрабатывают и передают информацию.
В этом смысле разделение людей на 16 типов скорее расширяет сознание, чем сужает. Людям свойственно предполагать, что все остальные воспринимают мир так же, как они сами. И открытие, что «аппарат обработки» информации у других устроен иначе, может немало их удивить.
Что же соционика называет «информацией»?
Давайте представим себе шкафчик с 4 полками. На верхней полке надпись «Взрослый», или «Творческая личность». Здесь лежат инструменты и материалы, помогающие человеку: а) понять свое предназначение; б) создавать что-то действительно стОящее; в) чувствовать себя уверенно и легко; г) ставить важные для себя цели и находить
нужные средства для их реализации.
На второй полке надпись: «Родитель», «Критик», «Все, как у людей» или «Так надо». Здесь лежат другие инструменты – они помогают носить социальную маску, играть по правилам, критически воспринимать и оценивать происходящее и отбраковывать то, что кажется вредным или
просто бесполезным.
Это ценные качества, но за них приходится платить. В частности, повышенной чувствительностью к любой критике – ведь она может оказаться опасной! К тому же в этой области человек критикует себя сам за собственное несовершенство: вторая полка – область перфекционизма.
На третьей полке надписи: «Ребенок», «Мне нужна помощь», «Хочу учиться!». На ней лежат инструменты, позволяющие человеку ощутить себя ребенком – порой беспомощным, порой ласковым, порой любознательным. Здесь нужны
забота, внимание, поддержка, а также хороший наставник; в отличие от верхней полки, близкой к небесам и черпающей вдохновение свыше, здесь он ничего особо ценного самостоятельно не сотворит. Гораздо проще научиться у мастеров своего дела, чем тратить огромное количество энергии ради достаточно скромного результата
На нижней полке надписи: «Магический помощник», «Пойди туда, не знаю куда» или «Сам не знаю, как это у меня получается». Эта полка находится на земле, и с нее виднеется вход в подземный мир,
таящий неведомые силы, которые приходят на помощь в нужную минуту и уходят неведомо куда.
Тех, кто пользуется инструментами по назначению, обычно называют «успешная, гармоничная, реализованная личность».
К сожалению, далеко не все знают, на какой полке что у них лежит. А если пытаться отверткой забивать гвозди, а молотком разбирать микроскоп, успеха и гармонии
ожидать трудно.
И вот здесь-то соционика может прийти на помощь.
Карл Густав Юнг назвал содержимое полок «мышлением», «чувством», «интуицией»
и «сенсорикой». Последние два названия в соционике так и остались, а «мышление» и «чувство» превратились в «логику» и «этику».
Эти 4 инструмента у разных людей лежат на разных полках. У одних мышление
находится на полке «Творчество, сила, созидательность», у других – на полке «Так положено», у третьих – на полке «Я маленький и беспомощный». Согласитесь, что это несколько разное мышление.
Например, тот, у кого мышление (логика)
на верхней полке, не испытывает комплексов в этой области. Если его назовут чудаком с завиральными идеями, он только снисходительно усмехнется, как джазмен-виртуоз, которого укоряют за то, что он так и не выучил сонатину Клементи. Или почувствует азарт и с наслаждением ринется в словесный поединок.
Этика же
у него лежит на полке с надписями: «Так положено» и «Не смейте меня критиковать – я сам этим занимаюсь». И если его упрекнут в бездушном отношении к людям, он воспримет это далеко не столь благостно. Вспышка ярости, ледяное молчание, смертельная обида ожидают того, кто неосторожно затронул больное место. Ведь он сказал: «У тебя все не так, как надо!»
Уверенный, что другие реагируют точно так же, и будучи человеком добрым, он постарается обращаться с другими так, как он хочет, чтобы обращались с ним: не будет затрагивать щекотливую область межличностных отношений, зато спокойно позволит себе подшучивать над глупостью и непонятливостью собеседника. И до тех пор, пока он будет иметь дело с логиками, они прекрасно поймут друг друга.
Но если он встретит человека, у которого этика лежит на верхней полке, а логика – на второй, его ждет неприятная неожиданность. Собеседник крайне болезненно отреагирует на совершенно невинную, по мнению логика, фразу: «Ты этого просто не понимаешь», зато спокойно воспримет упреки в бесчувственности или несдержанности.
Этик же, в свою очередь, будет возмущаться тем, что ему представляется сочетанием душевной черствости и непомерной чувствительности. Каждому будет казаться, что другой придает значение какой-то ерунде и не понимает, что на самом деле важно.
И если это родственники, супруги или сотрудники, они могут сильно осложнить друг другу жизнь.
Соционика поможет им понять, что и где лежит на полке другого. Ее язык достаточно прост: «Смотри: у него мысли лежат там, где у тебя чувства, – и наоборот. Когда ты говоришь, что он ничего не понимает, для него это все равно, что сказать тебе, что ты ничего не чувствуешь. Понятно?»
Такие карты, описывающие содержание чужих шкафчиков, очень полезны и способны сберечь массу времени и нервов.
Разобраться в своем шкафу еще полезнее, ибо даже если мы уйдем в пустыню, себя мы все равно возьмем с собой. К сожалению, зачастую люди принимают полку «Так надо» за полку «Я могу», а карандаш цензора – за кисть художника. Воспитание весьма способствует этой путанице: с детства нас учат вести
себя «как положено», учиться там, где престижно, и выбирать работу, где нас ждет социальное одобрение (выражаемое, в том числе, в денежном эквиваленте) и успешная карьера. Все это ценности второй полки, и внимание направляется на нее, в то время как первая полка – место истинной силы и таланта – остается в небрежении и покрывается плесенью, потому что никто не сказал вовремя ее владельцу: «Займись тем, что тебе по-настоящему интересно».
Тем, кому повезло это услышать, соционика нужна гораздо меньше. Когда человек развивает свою первую полку, у него появляется естественный и органичный доступ к неисчерпаемым внутренним ресурсам, высокая самооценка и уверенность в себе, не имеющая ничего общего с заносчивостью и самодовольством,
ибо это – уверенность в истинности своего Пути. Именно к такому человеку относится изречение, процитированное Наполеоном Хиллом: «Мы ценим розу за ее красоту, а не за то, что у нее нет шипов».
Соционика не поможет вашей розе расцвести. Она покажет, где находятся саженцы, которые расцветут при надлежащем уходе, а где вырастут лишь колючки, вполне пригодные для садовой ограды, но начисто лишенные бутонов, сколько их ни поливай. Почему у других получается?
Потому что у них ЭТО лежит на полке с надписью «Розы». И если вы хотите у них чему-то научиться, учитесь выращивать свой собственный – единственный и неповторимый – розовый куст.
P. S. Лучше пониматься себя и окружающих? Для этого нужно использовать действенные методики развития мышления. Например, методики Константина Шереметьева. Читайте о
них здесь: http://sheremetev.info/freebook/index.php?smtid=99945