Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.


Владимир Миронов

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить
.

Выпуск № 37 (сентябрь 2007)

Оглавление:

В. Миронов "Системные расстановки информационных аспектов".

Долгосрочная программа "Соционика от А до Я" в Екатеринбурге.

Е. Петрова "Психологические типы Юнга"(продолжение).

Выездная диагностика в Москве 29-30 сентября.

Э. Вотинцева "Школа Миронова"

Стенограмма выступления Г. Рейнина (продолжение)

Знаменитые ИЛЭ "Дон Кихоты"

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу В.В. Миронова "Системные расстановки информационных аспектов".

Что это такое.

Первое, что приходит на ум по ассоциации с названием статьи, вероятно, семейные расстановки Хелингера, но к ним системные расстановки информационных аспектов никакого отношения (далее расстановки) не имеют.

Расстановки, по сути, представляют работу с фигурами, технику, применяемую во многих терапевтических направления, как, например, психодраме или гештальте, из последнего в основном и были взяты используемые приемы. Правда, в отличие от гештальта рассматриваемые фигуры не обусловлены внутренним диалогом клиента с кем-либо из-за трудностей прямого контакта, а изначально заданы, это восемь классических информационных аспектов. Каждый аспект символизирует ту или иную область деятельности человека, согласно основным семантическим полям. Но это не меняет принципов работы с проекциями - основной используемой техники. Расстановка - это разворачивание проекции клиента в пространстве для большей наглядности.

Помимо работы с проекциями, в расстановках активно используется эффект поля [2], заключенный в вызываемых возмущениях поля той или иной фигурой и конфигурацией фигур в целом.

Необходимо сказать о еще одной особенности методики, обозначенной в названии, системном подходе к восприятию человека, его ситуации. Это означает, что человек рассматривается как единая система и сбой в работе одних элементов, фактически исключение их из системы, непременно сказывается в работе других элементов. Это позволяет говорить о взаимосвязи и взаимовлиянии рассматриваемых элементов друг на друга и на систему в целом. В то же время причины этих сбоев могут находиться вне рассматриваемого элемента.

Для того чтобы было понятно, о чем идет речь, проиллюстрируем этот тезис через тело человека. У человека есть части тела, руки, ноги, голова, туловище, которые можно рассматривать как элементы единой системы. Предположим, вы серьезно повредили ногу. Сбой в работе одного элемента ведет к ухудшению работы всей системы. Вы накладываете гипс или лангеты, перевязываете ногу, берете костыли и стараетесь при ходьбе не использовать поврежденную часть тела, т.е. временно исключаете ее из системы. Безусловно, передвижение на костылях сразу сказывается на вашей маневренности в целом, приходится меньше выходить из дома, ходить медленней, меньше ворочаться во сне, происходит влияние на всю систему.

Но это еще не все. Тот, кто ходил на костылях знает, что первые дни - дни привыкания к костылям оказываются самыми тяжелыми. Тело, не привыкшее к подобным нагрузкам, начинает ныть, болят натертые костылями подмышки. Возможно, из-за этого вы ограничите движение руками, давая им больше покоя, ограничите себя в какой-либо еще деятельности, т.е. причины уже этого сбоя будут обусловлены другими элементами, больной ногой. Можно рассмотреть и другие следствия, например, увеличение нагрузки на здоровую ногу и т.д.

Основная цель терапевта дать возможность во время расстановки клиенту увидеть, к каким способам решения вопросов он обычно прибегает, к каким способам решения вопросов он думает, что прибегает, где находятся проблемные зоны, а самое главное осознать и присвоить, выражаясь языком гештальта, эту проекцию. Это позволяет не только более ясно, осознанно, более свободно использовать привычные способы решения проблем, но и пробовать новые, глядя на проблему под другим углом зрения.

В целом, если говорить о необходимой компетенции, то для качественной расстановки необходимо уметь развернуть проекцию, наводящими вопросами помочь клиенту интерпретировать ее, необходима чувствительность к полю и, безусловно, знание семантики информационных аспектов, свободное владение основными полями аспектов. Другими словами, выше сказанное означает, что вести расстановки может только тот, кто обладает соответствующими знаниями и опытом психологической работы.

Расстановки могут выполнять и другую функцию - диагностики. Собственно, начиная практику расстановок в 2006 году, основной упор в первых сессиях делался именно на это. Гипотеза, которую я проверял, была такова, человек всегда знает сам, какие аспекты у него являются сильными. Присвоение чужого ТИМа связано с вытеснением в бессознательное бывших ранее свойственных клиенту психических процессов из-за имеющихся в личной истории психологических травм.
Как тут не вспомнить К. Юнга с его "Тевистокскими лекциями".

"И когда мы принимаем во внимание результаты развития личности, то грубые качества экстраверсии и интроверсии также меняются ролями. Примером может послужить случай человека в возрасте 36 лет, страдающего сердечным неврозом. Он был явно экстравертным типом, а его жена была в патологической степени интровертирована. Они развелись. Затем он женился на крайне экстравертированной женщине, избавился от своего сердечного невроза, и стал типичным чувствующим интровертом, что и составляло его истинную суть. Он был успешным предпринимателем, который прошёл путь от самых низов до вершины. Его природная интровертная предрасположенность была подавлена его упорной борьбой и его энергичной волей, но это привело к браку с интровертной женой, и за это пришлось заплатить сердечным неврозом" [4].

Первый опыт расстановок подтвердил высказанные предположения (о чем будет подробно рассказано ниже), более того, оказалось, что эффект поля столь силен, что знание клиентом соционики, информационных аспектов даже в общих чертах не является обязательным. В начале расстановки достаточно аспекты лишь обозначить, смысловое наполнение можно давать после того, как фигуры будут расставлены, и будет получена первая конфигурация системы.


Процедура расстановки.

Расстановка проводится на ограниченной территории и начинается с запроса, о чем именно в процессе расстановки хотел бы узнать клиент. Затем назначаются заместители, восемь человек, которые будут выполнять роли аспектов в системе. Мастер расстановки обращает внимание участников на возможные реакции в ходе выставления новых фигур. Бывает, что кто-то на кого-то не хочет смотреть, кому-то рядом с кем-то жарко, к кому-то хочется прижаться, кого-то начинает качать и пр.

После того как все восемь фигур расставлены, автору расстановки предлагается посмотреть на получившуюся систему, осмыслить полученный результат, высказать свое мнение.

Если результат не удовлетворяет автора, мастер расстановки дает возможность перестроить систему. После того, как расставляющий говорит, что построение системы закончено, можно приступать к работе с проекциями.

Последующая работа всех участников расстановки столь многовариантная, что описать все возможные ходы не представляется возможным. Работа мастера строится из трех больших блоков, которые комбинируются в зависимости от активности автора расстановки, его личностного роста, пожеланий. Важно одно, мастер расстановки следует за клиентом, находится рядом в психологическом смысле, поддерживает в случае запроса.
Часто такое деление в ходе самой работы мало заметно, но все же представляется важным их обозначить. Работа с обратной связью заместителей, работа с полем, работа с проекциями клиента.

Работа с обратной связью происходит тогда, когда расставляющий в силу слабой чувствительности к полю, слабой наблюдательности не может оценить степень комфортности позиций аспектов. Это своего рода помощь зала, заместители обращают внимание на коллизии в их состоянии вызванные отношениями с другими заместителями. Часто заместители подсказывают автору расстановки наиболее удачные конфигурации с учетом их интересов.

Работа с полем - это фактически интервенция мастера расстановки, она может быть вызвана следующими факторами. Расставляющий испытывает затруднения с выбором лучшей конфигурации и не запрашивает обратной связи от заместителей. Ситуация в расстановке столь запутанная, что заместители не могут определиться, как им лучше встать, чтобы система была наиболее гармонична. Подобные случаи происходят, когда у клиента о себе достаточно сумбурные представления, от типа подобные ситуации не зависят.

Работа с проекциями клиента следует тогда, когда расставляющий, определяя положение фигур в пространстве, выстраивает композицию явно не случайным образом. В этом случае следует прояснение значений такой конфигурации. Ведь ставя заместителя в определенное положение, автор руководствуется, прежде всего, своими переживаниями, связанными с областью распознавания информационного аспекта, ассоциирует свою успешность в данной области или фрустрации и внутреннее напряжение.

Примерно в половине сессий некоторые заместители испытывали некомфортные состояния, сильные негативные чувства, направленные на другие фигуры или автора расстановки. Так или иначе, они были связаны с проекцией внутренних конфликтов расставляющего.
Во всех имевшихся расстановках не зависимо от запроса происходили перестроения системы, отражающие более гармоничную связку задействованных аспектов для решения задач запроса.

Употребляя словосочетания "гармоничная связка" или "гармоничная конфигурация" я, прежде всего, имею в виду такое расположение фигур в системе, которое вызывает наименьшее напряжение в поле, удовлетворяет клиента и по возможности всех заместителей. В жизни клиента это более удачные решения, компенсация определенных сторон своего характера в той или иной деятельности.

Чаще сильные аспекты уже в первой конфигурации, так или иначе, себя проявляют. Они либо выставляются таким образом, что задают тон в системе, их позиции явно выдвинуты вперед, доминируют по отношению ко всем остальным, либо занимают достаточно комфортные позиции. В случае если этого не происходит, при получении обратной связи от заместителя аспекта следует тирада полная возмущения, обиды или каких-либо других сильных чувств, со словами о своей недооцененной роли в системе.

Во всех без исключения случаях позиции, занимаемые сильными аспектами, оценивались самими рассталяющими, как наиболее комфортные уже в первой конфигурации не зависимо от знания соционики.

На вопрос, обязательно ли у заместителей должны быть сильными аспекты, роль которых они играют, однозначного ответа нет. Бывают расстановки, когда более ценным является, когда роль и наличие сильных аспектов не совпадают. Это дает очень свежий, неожиданный взгляд, позволяет увидеть другой разрез ситуации. В других расстановках более предпочтительным кажется выбор на роль аспекта человека с таким же сильным аспектом. Хотя мне показалось, в таких случаях обратная связь получалась более тонкой, глубокой, более точно отражающей суть реакций расставляющего.

Весьма забавный факт, что система всякий раз получалась иной, чем представлялась или даже задумывалась автором (хотя последнее крайне не рекомендуется).
Завершается расстановка выходом заместителей из ролей.


Опыт системных расстановок информационных аспектов.

Все получавшиеся конфигурации можно разделить на три типа: открытые, закрытые и хаотичные.
Открытые системы характеризовались тем, что у них было или трехстороннее построение, все аспекты развернуты в сторону образовавшего просвета, как бы воспринимая через открытое пространство входящий поток информации. Таких расстановок у меня было шесть или семь. Во всех случаях это были люди развитые психологически и интеллектуально, открытые, контактные, доброжелательные.

Закрытые системы характеризовались достаточной сбалансированностью внутри себя, замкнутостью аспектов друг на друга. Входящие потоки в такие системы затруднены. Не смотря на то, что люди стараются развиваться, новая информация пробивается с трудом. Таких систем было большинство.
Хаотичные системы получались у людей испытывающих трудности психологического характера, стабилизировавшиеся текущее состояние, полностью закрывшиеся от внешнего мира. Отсутствие взаимодействия между аспектами в таких системах, символизировало отсутствие контакта расставляющих с другими людьми.

В системах открытого характера вмешательство мастера расстановок, как правило, минимально, чаще всего касается комментариев об эффектах поля. В закрытых системах часто приходится выделять аспекты, которые "держат" систему. Если сильные аспекты ярко выражены, то вся конфигурация выстраивается вокруг них, но зачастую оси жесткости системы, ядро образуют не только сильные аспекты.

Фрагмент отзыва по системным расстановкам Л.Людмилы.

После долгих поисков, наконец-то многое встало на свои места: события моей жизни, следствия, вписались и объяснились действия и поступки близких людей… Но Модель А… Она просто разлетелась!!!

Модель взорвалась блестящими брызгами и закружились, как в калейдоскопе, Аспекты, Признаки, Мысли, Люди……… Система………………… Лабиринт. Он покажет тебе то Отражение тебя, к которому ты готов сейчас, поможет найти ответ на твой Вопрос. Вопрос - это Ключ, от того, каким Ключом ты будешь отпирать Лабиринт, таков и будет твой Образ, твоё Отражение!
Интересно. Немного страшно. Вперёд!

Порой это бывает просто шоком для приверженцев модели А, ведь вся конфигурация и все взаимодействие между аспектами, по их мнению, должно строиться согласно восьми клеткам. Но, видя собственными глазами, какова роль слабых аспектов в решении вопросов даже самые консервативные после трех-четырех расстановок признают, что "жизнь… она богаче".

В расставленной системе можно выделить самостоятельные аспекты, это аспекты, которые стоят обособленно, т.е. "держат" систему, либо возглавляют группу аспектов, либо поддерживают слабые аспекты. В речи такое соотношение выражается в количестве аспектной лексики. Второй группой являются второстепенные аспекты, стоящие вторым эшелоном, играющие вспомогательную роль для других аспектов. Значение таких аспектов в жизни человека - соответствующее.
Варианты интерпретаций получившихся группировок и оппозиций аспектов и являются сутью расстановки. В данной работе они описываться не будут, поскольку с одной стороны невозможно описать все многообразие получаемых вариантов, с другой стороны, в расстановках нет четких схем и готовых решений, многое зависит от личности расставляющего и профессионализма мастера расстановок.

Реконфигурация системы - всегда ее тонкая настройка. Необходимо тонко чувствовать "вес" аспектов, т.к. при неверном выставлении фигур систему начинает "заваливать". В реальной жизни такой информационный перегруз означает большую вероятность ошибок, неудачных действий, в случае, если человек будет обращать внимание именно на эти стороны явления, опираться на свою компетенцию в области этих аспектов.

Первые расстановки, безусловно, были не столь психологичны, как последующие, но тем ни менее дали богатый материал для дальнейшей работы. О двух интересных моментах я хотел бы упомянуть.

Первый раз я решился на такой эксперимент в рамках очередного мастер-класса, посвященного различным методикам диагностики. Гипотеза, которую я проверял, была такова, человек знает сам, какие аспекты у него являются сильными, и должен их неким образом выделить в их расстановке. Основная интрига была в том, позицию какого из двух сильных аспектов расставляющий предпочтет занять сам. Расставляющими двигал интерес гораздо менее научный, они хотели просто определить свой ТИМ. Важно, что они не были знакомы с соционикой. Об одной такой сессии я хотел бы рассказать.

Это была вторая расстановка, и мы начали обращать внимание, кого автор расстановки выбирает в заместители. Шесть из восьми заместителей оказались носителями аспектов, роли которых они играли. Учитывая, что девушка не была знакома ни с кем из присутствующих, не была знакома с соционикой этот факт выглядит поразительным. Вряд ли это было случайностью.

Расстановка не была простой. После того, как девушка ЛИЭ расставила заместителей, я сначала предложил ей поискать самое комфортное место, им оказалась позиция интровертной интуиции. А затем предложил расставляющей встать на место заместителя этого аспекта. После чего мы попытались найти более сбалансированную конфигурацию, многократная перестановка аспектов ничего не давала. Заместители высказывали неудовольствие, и я предложил поискать "слабое звено" - аспект, мешающий гармоничному построению. Мы стали поочередно выводить из системы аспекты.

Выведение второстепенных аспектов не сказывалось кардинальным образом на ситуации, заместители все так же вяло переходили с места на место. После выведения из системы интровертной интуиции, автор расстановки сказала, что ей стало легче. Я был поражен, человек выводит из системы свой сильный аспект. Но самое интересное оказалось дальше, система потеряла целостность, и смысл перестановок тоже был утрачен. Это почувствовали все, по тому насколько упала энергия в системе. Время сессии заканчивалось, и я просто огласил версию ТИМа.

По всей видимости, энергия системы - это проекция психической энергии человека, распределение его внимания. "Наибольший интерес для нас имеют те структуры, которые приводятся в действие посредством внимания-сознания. Последнее, таким образом, выступает как некая психическая энергия, активирующая подсистемы сознания" [3].

В дальнейшем я увеличил компоненту психологической работы, и расстановки получались более направленными.

В большинстве случаев запрос сводился к простому "посмотреть как у меня взаимодействуют аспекты" или "какая у меня получится система". В таких запросах нередкими оказываются случаи, когда первой реакцией на получившуюся конфигурацию оказывается удивление. На проясняющие вопросы о том, нет ли в жизни расставляющего чего-то напоминающего такую связку, обнаруживается, что оказавшиеся сильными аспекты "показывают" привычные приемы реагирования.
Один мужчина СЛЭ сетовал, что у него нет друзей, а те, что появляются быстро садятся ему на шею. Вместо того чтобы поговорить "по душам" о том, что его тревожит, он предпочитал "полубандитский базар". Когда мы расставили его систему, там просто не нашлось места интровертной этике. Остальные аспекты ее не пускали в свой круг, а порой попросту гнали, заместитель так и ходил потерянный за общим кругом, пытаясь найти себе место. В конце концов, мы ее "спрятали" за "черной" этикой, так чтобы ее никто не видел. К сожалению после этой расстановки никаких выводов и дальнейших действий не последовало. С этим человеком, конечно, надо работать в индивидуальном формате.

В четырех расстановках в системах наблюдалась четкая поляризация аспектов, разделение на две зоны, в одной зоне ядро составляли логические аспекты и ЧС, во второй зоне составляли ЧЭ и БС, в трех случаях там же оказывалась и БЭ. Такая конфигурация соответствовала и реальному поведению авторов расстановок, "вот здесь я веселюсь (среди друзей), а вот здесь работаю". Причем "веселое" ядро жило абсолютно самостоятельной неподконтрольной жизнью. Аспекты болтали о чем-то своем, смеялись, скакали, пихались, им было хорошо и комфортно. В логическом ядре все было строго, четко, пасмурно, никаких вольностей, никаких отклонений.

В одной из расстановок у женщины СЛЭ заместитель аспекта ЧЛ оказался удаленным из общего круга причем перестановка этого аспекта происходила трижды по одному вектору в сторону удаления от ядра. Заместитель обратной связи сказал, что чувствует себя очень обиженным, "я чувствую себя старым опытным мастером, который оказался никому не нужен". Все остальные заместители сказали, что этого аспекта очень не хватает в системе, и все его ждут, когда он вернется. После наводящих вопросов с автором расстановки, о чем был этот диалог, она сказала, что уже десять лет она домохозяйка, растит детей. Было видно, что ей тягостна эта роль, она сдерживала слезы.

Все исключения аспектов из системы в данном контексте рассматриваются как механизмы подавления, вытеснения в бессознательное тех или иных сфер в своей деятельности. Расстановка не может исцелить, она скорее служит инструментом диагностики проблемных зон. В подобных случаях, безусловно, требуется индивидуальная работа с терапевтом.

В другой расстановке у девушки СЛИ заместитель аспекта ЧЛ сгорбился и сказал, что тяжелая ноша давит ему на плечи. "Я тут пашу больше всех (других аспектов в системе), из последних сил, надрываюсь, я как Золушка. Я столько работаю, а меня никто ни во что не ставит". Оказалось, что у расставляющего не простая ситуация на работе. На нее "взвалили" большой, можно сказать непосильный, объем работы, который она, как муравей, тащила. При этом руководство не отдавало должного ее заслугам, не выказывало уважения. Выходом из такой ситуации может быть перераспределение обязанностей между "аспектами" или просьба о помощи с "их" стороны.

Для мастера расстановок, конечно, более интересны адресные запросы.
Одна дама ЭСЭ вышла с запросом посмотреть, почему у нее не ладятся дела на работе. Аспекты долго переставлялись, группировались, снова разводились, все что-то было не то, не ладилось, не устраивало и автора и заместителей. После чего я предложил попробовать выставить аспекты снова, а для того, чтобы можно было лучше сосредоточиться, вывел некоторые аспекты из зоны расстановки. В их числе оказалась и ЧЛ, которая "случайно" зашла за угол стены и ее "не стало", она выпала из поля зрения. Все аспекты были выставлены вновь, кроме деловой логики. Конфигурация расстановки получилась круговая, тотчас же воцарилась полная гармония, у заместителей явно повысилось настроение, заиграли улыбки на лицах, пошли шутки. Полные обиды реплики заместителя ЧЛ "а я-то…", "а меня-то забыли" оказались не услышаны. На вопрос мастера к расставляющей, хочет ли она что-то поменять в системе, последовал ответ, что ее все устраивает.
В другой группе весьма энергичная дама СЭЭ сделала запрос: "что может остановить мою черную сенсорику?".

Расстановка получилась быстрой и легкой. Почти сразу образовалось ядро системы ЧС, БЭ, ЧЭ, которые стояли на одной линии обнявшись друг с другом, готовы были расцеловаться, и вообще, больше никого не замечали. В этой троице наблюдалась полная идиллия, остальные аспекты образовывали своего рода коридор для лидеров. Система оказалась открытой, и я встал напротив могучей троицы, чтобы оценить поле расставленных аспектов. Мощный поток энергии бил, нет, точнее не бил, обрушился на меня, это был поток прорвавшей плотину реки, буквально сбивавший с ног. Это был каток, стоять у которого на пути просто бессмысленно. Усмирить такую стихию было не просто. Никто из заместителей, стоявших по бокам этого потока не был даже в первом приближении по энергетике равен и способен противостоять такому напору.

Единственное найденное решение оказалось противопоставить ЧС спаренные этики, не смотря на то, что разлучаться эта троица не хотела. Система закрылась, энергия упала. Заместитель ЧС в обратной связи сказал, что ему стало даже не так жарко. Завершая расстановку, расставляющая сказала: "Мне так не очень нравится, лучше как было в первый раз. Но я поняла, что может сдержать мою ЧС". Я с улыбкой подытожил, - больше вариантов нет.

Примерно в пятнадцати случаях наблюдалась такая картина, ни расставляющий, ни заместители не могли "пристроить" аспекты, оказавшиеся самыми слабыми. При четком понимании, где должны стоять основные игроки, поиск приемлемой позиции занимал до десяти итераций (шагов). Во всех случаях такие аспекты "задерживали" в построении всю систему, по сути, служили балластом, вынужденными пассажирами, которым не по пути.

Вывод, который можно сделать из подобных расстановок полностью согласуется с утверждением системного подхода о негативном влиянии большой диспропорции между самыми развитыми элементами системы и самыми отсталыми. Такой разрыв всегда приводит к революционным изменениям, которые проходят достаточно болезненно.

На примере нашего социального общества таким разрывом служит показатель доходов между самыми богатыми и самыми бедными членами. Нивелированием именно этого фактора озабочены государственные мужи, говоря о социальной политике, поскольку увеличение напряжения в системе может привести к социальному взрыву.

В соционике это применительно к наполненности одних аспектов по отношению к другим. Бытует мнение, что развивать в первую очередь надо сильные аспекты, обеспечивая успех именно по сильным сторонам. Этот взгляд в корне противоречит системному подходу, поскольку усиливает разрыв между сильными и слабыми не проработанными аспектами.

В какой-то момент слабые аспекты неизбежно начнут тормозить развитие сильных аспектов, ресурсы, направленные на это будут потрачены впустую. Вместе с тем, проработка слабых аспектов автоматически дает рост всей системе и возможность резкого скачка в качестве по сильным аспектам за счет экономии ресурсов системы на поддержание слабых аспектов.

Хочу обратить внимание, на разницу между проработкой и постоянным использованием. Проработка подразумевает понимание содержание аспекта, а это возможно только осознавая соответствующие этому психические процессы, умение "входить в режим" слабых аспектов, осознавая энергию и время, затрачиваемые на пребывание в этом режиме без ущерба для здоровья. Поскольку наиболее эффективным форматом работы по слабым аспектам представляется режим челнока, с периодическим переключением для отдыха в сильные аспекты.


Резюме.

В качестве заключения хотелось бы еще раз перечислить, что дает расстановка информационных аспектов.
Каждый аспект символизирует тот или иной вопрос, с которым сталкивается человек. Насколько человек справляется с такими задачами, не попадают ли они в зону страха, определяется положением аспекта в системе. Роль, которую аспект играет, говорит о его силе, т.е. компетенции человека в той или иной области. Связки аспектов определяют, каким образом человек обрабатывает поступающую информацию. Какие методы решения являются привычными.

Расстановка позволяет увидеть не то, как человеку кажется, а как он реагирует действительно. В каких случаях система "заваливается", какие зоны требуют большего внимания. Исключение элементов из системы приводит к тому, что система начинает распадаться, либо не может перестроиться под актуальную задачу.
Реконфигурация системы позволяет перераспределить энергию внутри системы, сделать ее более сбалансированной, устойчивой, способной к саморазвитию. Из нее перестает уходить энергия, что обусловлено более точным распределением нагрузки, большей осознанностью того, что происходит.

Как отражение и как следствие новая конфигурация служит подсказкой человеку более удачных, гармоничных решений задач, подходов. Служит подсказкой для опоры в своих действиях именно для того, кто расставляется, с учетом наполненности его аспектов, а не для всего социона вообще.


Литература:

1. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005, - 560 с.
2. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.
3. Тарт Ч. Состояния сознания / С. Гроф, К. Уилбер, А. Веховски, Ч. Тарт Практика холотропного дыхания. - Методические рекомендации для слушателей курса "Трансперсональная психология". - М., 2004. - 212 с.
4. Юнг К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции. - СПб.: Б.С.К, 1998. - 211 с.

 

Записаться на системные расстановки в Москве можно здесь.

Владимир Миронов в Екатеринбурге

приглашает принять участие в долгосрочной программе "Соционика от А до Я". Занятия пройдут 27-28 октября, 24-25 ноября, 15-16 декабря и 19-20 января.
Продолжительность одного занятия 16 академических часов, стоимость - при оплате до 15 октября - 3600 руб.
Программу курса можно посмотреть здесь. Задать вопросы и записаться можно здесь.

 

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу Е.Ю. Петровой "Психологические типы Юнга".

  (продолжение)

Полный список 16 типов:

обозначение по "соционика" назание признаков MBTI D.Keirsy (псевдоним)

ENTP ДОН-КИХОТ интуитивно-логический экстраверт
ENFP ГЕКСЛИ интуитивно-этический экстраверт
ENFJ ГАМЛЕТ этико-интуитивный экстраверт
ENTJ ДЖЕК ЛОНДОН логико-интуитивный экстраверт
ESFP НАПОЛЕОН сенсорно-этический экстраверт
ESTP ЖУКОВ сенсорно-логический экстраверт
ESFJ ГЮГО этико-сенсорный экстраверт
ESTJ ШТИРЛИЦ логико-сенсорный экстраверт

INTP БАЛЬЗАК интуитивно-логический интроверт
INFP ЕСЕНИН интуитивно-этический интроверт
INFJ ДОСТОЕВСКИЙ этико-интуитивный интроверт
INTJ РОБЕСПЬЕР логико-интуитивный интроверт
ISTJ ДРАЙЗЕР этико-сенсорный интроверт
ISFP ДЮМА сенсорно-этический интроверт
ISTP ГАБЕН сенсорно-логический интроверт
ISTJ МАКСИМ ГОРЬКИЙ логико-сенсорный интроверт


3.5.Составление характеристики психологического типа по модели восьми эмоциональных состояний.

Составить описания (психологические портреты) различных типов можно либо на основании наблюдений за характерным для людей данного психологического типа поведением, либо используя комплекс понятий, связанных с перечнем основных и дополнительных признаков, соответствующих данному психологическому типу (см. 3.4 и Приложение 5 ), либо на основании структурной модели психологического типа, которая включает восемь "психических функций" и восемь видов "эмоциональных состояний".

Описание, сделанное по такой модели, позволяет составить психологическую характеристику человека или сделать предположения об особенностях его поведения в заданной ситуации (если известны характеристики ситуации, которые могут быть интерпретированы с точки зрения функций "мышление", "эмоции", "интуиция" и "ощущения") например, сделать предположение о наиболее подходящих методах в обучении или о профессиональной успешности или о способе поведения в стрессовой ситуации...

На модели мы обозначаем восемь психическихх функций для данного психологического типа, присваивая им соответствующие "номера". (см. рисунок ) После этого мы делаем некоторые обобщенные предположения - всего восемь, по числу юнговских функций - и из обобщенных предположений делается целостное
описание.

Каждое из обобщенных предположений включает в себя описание функции, описание соответствующего этой функции эмоционального состояния (для модели данного типа) и делается предположение о том, как будет проявлять себя человек в разного типа ситуациях, какие предпочтения и ограничения будут проявляться в его отношениях с другими людьми, каким ценностям он будет отдавать предпочтение...

При составлении каждого из восьми высказываний учитываются следующие факторы и параметры:

1. характеристика рассматриваемой "психологической функции" и ее проекции в разных областях социальной и личной жизни, в разных областях деятельности; универсальные особенности поведения людей при доминировании этой функции;
2. характеристика эмоционального фона, на котором проявляется эта функция. Этот эмоциональный фон зависит от того, какой "номер" имеет в модели типа эта "психическая функция";
3. если тип ситуации задан заранее, и необходимо предположить, будет ли успешен человек или какие у него будут проблемы, необходимо сделать гипотезу о том, какая из "психических функций", какой стиль наиболее "используется", проявляется в этой ситуации;
4. характеристика (гипотеза) социальных и личностных последствий (в эмоциональном плане) действий человека в заданной ситуации в стиле, оределяемом пунктами 1 и 2.
5. (дополнительный) предположение о том, что может помочь и что помешать человеку в деятельности и в эмоциональной сфере. Данный алгоритм выполняется восемь раз - по числу юнговских "психологических функций", после чего описание обобщается в зависимости от той задачи, которая была поставлена. При
составлении целостного описания дополнительно делается гипотеза о том, каким образом названные личностные тенденции влияют друг на друга и объединяются в целостном поведении человека. Опыт разработки такой характеристики дает, кроме непосредственного практического результата, навык систематического наблюдения связи между тремя сферами: речевое поведение, эмоциональный фон и стратегия (физического) действия.

3.6 Четыре стиля коммуникации.

Для решения практических задач удобно использовать типологическую модель в несколько упрощенном виде. Иногда выделяют отдельный признак или доминирование одного из восьми вариантов "психических функций". В практике консультирования, если личные контакты с человеком непродолжительны, обычно определяют два доминирующих признака из пары: "эмоции"-"мышление" и "интуиция"- "ощущения". Таким образом выделяются четыре группы типов, которые надежно различаются по стилям коммуникации: "NT", "NF", "ST", "SF". ( D.Keirsey объединяет психологические типы в несколько иные группы : "NT", "NF", "JS", "PS", но в сочетнании с ранее изложенными моделями удобнее пользоваться такой группировкой).

Прежде всего, эти четыре групы надежно различаются по вербальным и невербальным "языкам", и их можно распознать, не пользуясь специальной диагностикой. ( Вообще большая часть различений, которыми пользуются при определеии типологических различий междулюдьми, оказывается хорошо знакома внимательному
наблюдателю по обыденной жизни).

Четыре речевых "стиля коммуникации" конструируются из парного сочетания "языков".

Интуитивно-мыслительный

Интерес к теориями, склонность к абстрактному мышлению, построению систем, прогнозирование потенциальных возможностей, стиль "теоретиков".

Интуитивно-эмоциональный

Эстетическое, художественное восприятие мира, фантазия, сочетание эмоциональности и "театрального", карнавального начала, значимость настроения и музыкальности , стиль "артистов и художников".

Ощущательно-мыслительный

Ориентация на практику, факты, полезность, конкретные признаки и свойства предметов и явлений, конкретные действия, стиль " инженеров, практиков"

Ощущательно-эмоциональный

Практика, сочетание интересак комфорту и конкретным вещами хорошее понимание мотивов и эмоций других людей,эмоциональность в сочетании с практичностью, стиль "администраторов"

Если читатель попробует проделать небольшой эксперимент, произнося "вслух с выражением" ключевые слова из соответствующих ДВУХ языков ( для этого эксперимента не существенно, будет ли выбран экстравертированный или интровертированный вариант), то есть возможность почувствовать эмоциональную специфику этих стилей, и заодно определить, какой из них более удобен, а какой кажется "искусственным" или раздражающим...

Каждый из "стилей" может быть использован любым человеком, но чаще он употребляется людьми "подходящей" группы типов.

Языковая проекция составляет только малую часть специфики поведения и различия этих четырех групп, но язык более или менее надежно репрезентирует узнаваемые стили деятельности и стили телесного поведения людей соответствующих типов.


продолжение в следующем выпуске

Выездная диагностика в Москве

29-30 сентября в Москве пройдет выездная диагностика экспертов центра "Соционика в Петербурге".

Приглашаем всех желающих. Диагностика проводится экспертной группой с использованием авторских методик.
Стоимость типирования 1500 руб., длительность 1 час (включая обратную связь).
Записаться можно через электронную почту здесь или по тел. 8-904-330-76-50. Запись проводится до 17 сентября, количество мест ограничено.

 

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу Э. Вотинцевой "Школа Миронова: Мифы и реальность".

 

Каждое из наших самых прочных убеждений
может быть опрокинуто, или, во всяком случае,
изменено дальнейшими успехами знания
(Томас Гексли)


Мне совсем не случайно захотелось взять в качестве эпиграфа к статье именно это изречение великого ученого-естествоиспытателя, чьим именем назван один из шестнадцати типов информационного метаболизма. Каков на самом деле был ТИМ ученого - не предмет рассуждений в данном случае; как говорится, время все расставит по своим местам. Этими словами Томаса Гексли передано, на мой взгляд, самое важное, чем должен руководствоваться исследователь в любой области знаний - от физики до психологии. Зачастую именно желание во что бы то ни стало отстоять свои убеждения в том виде, в котором они были сформированы впервые, и тормозит развитие знания, порождая нетерпимость к отличающимся взглядам, нежелание объективно и спокойно разобраться в чужих методиках работы.

Взгляд изнутри

Эта статья - взгляд на ситуацию изнутри, с точки зрения организатора и участника тренингов Владимира Миронова в Кирове. Это своеобразный отзыв и попытка разобраться в сути тех не очень конструктивных выпадов, а местами - и прямых оскорблений, которые достаются сейчас питерской РГ в целом и Владимиру Миронову в частности.

Только что завершился долгосрочный курс обучения соционике в небольшом провинциальном городке, что является уникальным в своем роде событием. Группа практически в полном первоначальном составе посещала все занятия. Что самое удивительное - к нам приезжали трое увлеченных соционикой из Перми и одна - из Тюмени. Им, конечно, приходилось не так легко - после насыщенных выходных - ночь в поезде, с утра на работу…

- Что же я такое делаю, что люди едут на тренинг издалека? - размышлял как-то вслух Владимир после окончания очередного занятия курса "Соционика от А до Я" по дороге домой. Этот вопрос и подтолкнул к размышлениям на тему тренингов и влиянию личности тренера на участников.

И правда, что же делает этот Темный Лорд, как его окрестили некоторые жители соционических форумов? Где миф, а где реальность?

Если люди идут к Миронову, то тут может быть только два объяснения: или людям нравится "продукт" и они получают в результате типирования, тренингов, неформального общения и большой обратной связи с тренером и группой решение проблем и вразумительные "объяснялки" (не только по соционике), или зловещий второй вариант - все они с первой секунды взгляда в глаза "ужасного" Миронова падают ниц, безнадежно загипнотизированные Темным Лордом, и начинают яро исповедовать "миронику", не забывая молиться и восхвалять гуру.

Как говорится, эту бы фантазию, да в мирных целях. Некоторым просто удобно думать по второму варианту - потому как иначе пришлось бы признать первый. Это в древнем мире человек, когда не понимал какого-то явления, начинал сочинять мифы и придумывать сверхъестественные объяснения, или в детстве хотелось жить в сказке. Только мы вроде не в древнем мире живем, да и детство у большинства из нас давно кончилось… Так что, как люди взрослые и разумные, мыслящие не мифологическими категориями, мы с вами будем придерживаться первого варианта. И рассмотрим поподробнее, что же такое тренинг, что он дает и какова в нем роль и влияние тренера.


Психологические тренинги

Тренинг - относительно новое понятие на рынке услуг образования и саморазвития в нашей стране. Почему именно в наше время тренинги личностного роста и профессионального совершенствования получили широкое развитие? Это объясняется значительным ускорением процессов развития, обмена информацией, появлением новейших технологий, быстро меняющимися условиями жизни, что зачастую делает опыт старшего и еще полного сил поколения не пригодным для реализации в обществе. Поэтому очень актуальным становится вопрос адаптации человека к новым условиям и освоения им новых способов взаимодействия с миром. И, как показывает практика, именно тренинги позволяют наиболее эффективно решать эту задачу. С одной стороны, можно просто взять книгу и прочитать о том, как надо плавать или ездить на велосипеде, но чтение дает лишь понимание проблемы и путей ее решения, но не дает практических навыков, не изменяет глубинное поведение человека. Но если один раз научиться плавать (самому или под руководством тренера), это навык остается на всю жизнь, изменяя практическое бытие и качество жизни.

Так что тренинг - возможность получить навыки нового взгляда на мир, нового поведения, обеспечивающего более эффективную коммуникацию и повышающего качество жизни. Эффективность некоторых тренингов личностного развития настолько высока, что многие психологи и авторы статей о тренингах и в шутку, и всерьез называют их воздействие магическим. А объясняется все просто, как все гениальное, - именно понимание человеком механизмов действия своей собственной психики, а также безопасное проигрывание жизненных ситуаций в доброжелательной обстановке создает поистине новую реальность, создает нового, спокойного, уверенного и более гармоничного человека. Так уж устроен человек - если он понимает, почему тот или иной поступает так, а не иначе, он начинает менять себя, а не других, и именно это является началом мощного личностного роста и расширения уровня осознанности. А, изменяя себя, человек меняет и окружающий мир. Из притчи Германа Гессе: "что внутри - во внешнем сыщешь, что вовне - внутри отыщешь". И именно в этом - настоящая магия. Именно тот, кто может дать человеку мощную обратную связь, грамотно и с научных позиций объяснить человеку то или иное его поведение, повлиять на самостоятельное решение человеком своих проблем, и является в наше время магом.

Слава "темных манипуляций" за тренингом закрепилась благодаря использованию в некоторых тренингах различных методов психологического воздействия (НЛП, гипноз и т.д.). Но повышенный интерес тренера к методам манипуляции поведением аудитории демонстрирует, прежде всего, неуверенность в своих профессиональных навыках и в себе лично.

Буквально за два десятилетия появилась новая профессия - профессия тренера. Профессия с очень высокими требованиями - нужна и грамотность, и целеустремленность, и выдержка, и быстрая реакция, и умение работать с людьми, и юмор, и конечно, умение объяснять, объяснять, объяснять… Тренер должен уметь грамотно играть любую роль - от массовика-затейника до психоаналитика. Не каждый обладает такими качествами или способностью их развить. Немалую роль играет и харизма тренера, его способность вести за собой, обладание даром убеждения и влияния на людей.

Все сказанное про психологические тренинги применимо и к соционическим тренингам как к дающим понимание себя, своего поведения, повышающим уровень осознанности и эффективность коммуникации.

Школа Миронова

Читая различные соционические форумы, заметила, что основой критики в адрес школы Миронова является отсутствие новых исследователей, активно пишущих научные статьи, и сведение всей работы в соционике только к тренингам. Чтобы разрешить сомнения и неясности, надо рассматривать этот вопрос шире - по контексту и по времени, потому что критиками чаще всего берется для рассмотрения то, что на поверхности, что происходит только сейчас.

Думаю, что формально надо разделить понятия "соционическая школа" в лице питерской Рабочей группы и "школа Миронова" как учебный центр. Соционическая школа в лице питерской РГ - это именно научные исследования и эксперименты, проводимые группой энтузиастов. Миронов - это как раз тот исследователь, которого подготовила эта школа за последние несколько лет. Причем не просто исследователь, а человек, который выбрал соционику своей профессией. Так что соционическая школа в лице Рабочей группы ориентирована на исследования - изучение семантики аспектов тому подтверждение. Другие научные работы тоже не заставят себя ждать, в том числе и парадигма соционики с точки зрения данной школы. В этой школе большое внимание уделяется именно фактам, экспериментально полученным данным, большой практической работе с людьми. Если факт не вписывается в теорию - тем хуже для теории. И нет у питерцев таких убеждений, которые не могут быть опровергнуты дальнейшими исследованиями. Сознание свободно и открыто для развития мысли вперед.

А вот школа Миронова в смысле центра обучения соционике, где проводятся различного рода тренинги, - не ставит своей целью подготовку исследователей. Цель и смысл - личностный рост занимающихся и активное применение соционических знаний в жизни, в том числе и в своей профессии. Центр обучения для данной соционической школы имеет ключевое значение в плане поставки бесценного практического материала для исследований и экспериментов.

Но, с другой стороны, эти два понятия легко объединить, потому что и фактическое, неформальное, руководство исследовательским центром - Рабочей группой - теперь осуществляет Владимир Миронов, используя результаты последних исследований в непосредственном обучении.

Что же касается расширения школы, пополнения новыми последователями, новыми тренерами, ведущими свое обучение, то я думаю, это, конечно, дело времени. Идет нормальный процесс становления пока еще новой научной и профессиональной области. Сейчас передача знания идет из первых рук - Владимир ведет общий курс, его коллега Милена Стоялова - некоторые занятия по невербальному типированию. Что касается обучения новых тренеров, то это чрезвычайно сложно ввиду самой по себе уникальности и энергоемкости формата. Но мне кажется, в будущем развитие этого процесса должно привести к расширению центра - как в плане научных исследований, так и в плане использования соционических методик на практике.

Секрет фирмы

Итак, попробуем разобраться, что же такое соционические тренинги Владимира Миронова и каково значение личности тренера в их эффективности.

Одной из самых важных особенностей этих тренингов является принцип самостоятельности решения своих собственных проблем с помощью приобретенных знаний. Некоторые ведущие психологических тренингов делают вместе с участниками упражнения, расписанные в методичке, шаг за шагом. Сделали это - посмотрели сюда, посмотрели туда - сделали другое. Участники смотрят в методичку и делают, но далеко не всегда понимают, что они делают. Множество упражнений и практических навыков - навыков повторения каких-либо действий за тренером. В итоге участники все понимают на тренинге, но в жизни применить это не могут. Те рецепты, которые отлично работали в группе, - не работают в жизни.

А есть тренеры, которые тоже дают подготовленные упражнения, но вот о чем пойдет разговор и к каким выводам для себя приходят сами участники, - здесь огромный простор для личного творчества. Часто и сам тренер не знает, к каким выводам его приведет группа. Более яркое видение возможностей решения тех или иных проблем становится возможным только когда человек сам додумался, а не тренером был дан эффективный рецепт на все случаи жизни. Такой вот способ ведения тренингов, как показывает практика, намного эффективнее. И именно таким тренером является Владимир Миронов. Именно творчество, то есть самостоятельное постижение сути, дает личностный рост и повышение осознанности своих действий. Человек берет ответственность за решение своих проблем на себя, постепенно накапливая опыт. После первого занятия некоторым участникам тренинга было непонятно - как это - не сказано, куда смотреть, что делать, как обращаться с тем или иным человеком, исходя из открывшегося знания о нем. Постепенно пришло понимание нужности и важности самостоятельного мышления, а вместе с ним - и радость открытия себя и других в разнообразии качеств характера каждого.

Важный принцип в тренингах Владимира - обучение формированию целостного взгляда на человека. Именно поэтому сначала участники выполняют задание, не зная, в чем заключается смысл и на что прежде всего обращать внимание, а потом - общее обсуждение, кто и что заметил. Именно этот подход тренирует наблюдательность, способность видеть все проявления ТИМа - и на вербальном, и на невербальном уровне. Тренер уделяет большое внимание постановке системы наблюдения уже с первых занятий. Секрет прост - учишься непредвзято и объективно описывать то, что видишь перед собой - позу человека, его движения, мимику, речь, реакции на вопросы… И не вешать на человека свои проекции, ожидания и мифы о тех или иных типах личности. Вместе с тем, общими находками являются многочисленные именно "тимные" реакции, которые демонстрируют раскрывшиеся, более гармоничные и уверенные в себе участники тренинга. Доброжелательная наблюдательность за собой и другими помогает формировать образы того или иного типа личности, чувствовать их энергетику, коренные различия в мировоззрении.

Формат проведения любого тренинга сам по себе не прост, а соционического тренинга - тем более. Только представьте, насколько это сложно - вместе с группой обсуждать результаты того или иного упражнения. А если оно получится не так, как было в предыдущей группе, а если различия между признаками в силу каких-либо обстоятельств не проявляются ярко, показательно и безоговорочно? Бывает и такое. В этих случаях тренер не притягивает за уши результаты, а честно и открыто делится впечатлениями. Он проживает этот тренинг также заново каждый раз, как и его участники, также пытается вместе со всеми разобраться в каждой ситуации. Он не стесняется признавать свои ошибки перед всеми. Факт для него - на первом месте. У нас был такой случай, что на обсуждении различий по признаку конструктивизм - эмотивизм выявилась ошибка в определении типа одной участницы, о чем после разбора ситуации на группе было объявлено всем. А ведь можно было просто притянуть за уши высказывания участницы, и не менять ТИМ. Зато насколько она потом была рада и благодарна тренеру за уделенное ей на тренинге время и верное определение типа. На ошибках учатся - учатся все - и тренер, и группа. Это вообще редкое качество личности - не зависеть от мнения окружающих и уметь признавать свои ошибки, не боясь обвинений в непрофессионализме.

Очень важное качество для тренера, которым обладает Владимир Миронов, - умение сразу же дать обратную связь и прокомментировать те или иные слова, позы, движения. Создается впечатление, что, наблюдая за выполнением задания, он как бы растягивает время. Как будто то, что происходит в группе, записывается на пленку и потом воспроизводится им в уме в медленном режиме - настолько точно он может повторить, что и как сказал тот или иной участник, настолько много процессов отслеживает одновременно.

Мы привыкли жить неосознанно. Что-то говорим, как-то двигаемся, а потом смотрим на себя по видео, слушаем голос и не верим, что это мы. А когда тебя постоянно спрашивают - а что ты сейчас сделал, что сказал, как сел, посмотри на движение своих рук - и ты начинаешь постепенно осознавать то, что ты делаешь и что это значит. Но начинаешь осознавать не только себя, учишься смотреть и на других, и не просто смотреть, а видеть проявления тех или иных признаков, учишься наблюдательности и непредвзятости.

С помощью вопросов типа "а что сейчас с тобой происходит?" Владимир учит нас все время быть здесь и сейчас, постоянно отслеживать свои внутренние реакции - подъем или спад энергии, переводы в более осознанную область. Одним словом, использование гештальт-практики в соционическом тренинге оказалось очень удачным.

А еще этот человек может вовремя улыбнуться, разрядить обстановку, пошутить, артистично, в лицах, рассказать показательный случай из жизни, наглядно демонстрирующий черты тех или иных типов.

А что касается магии…

Я думаю, что этот человек-загадка обладает способностью входить на тренингах в состояние измененного сознания - ресурсное состояние творчества. Людей всегда привлекают творческие личности, а наблюдать и учиться у человека, находящегося в состоянии творческого подъема - всегда очень приятно, кроме того, что очень полезно. Думаю, что и тренингующиеся тоже слегка в измененном состоянии сознания, весьма полезном для восприятия информации. Все успешные тренеры обладают даром доминировать, вести за собой, входить в ресурсное состояние, быть харизматическим лидером. Иначе не получится такого тренинга, на который хотелось бы еще.

У каждого человека есть свои недостатки, и мне, как негативисту, их видно очень хорошо. И среди побывавших на тренинге Владимира Миронова встречаются недовольные. Возможно, с некоторыми их претензиями и можно согласиться, всем мил не будешь. Возможно, кому-то не по душе его непримиримость по отношению к устоявшимся соционическим мифам, даже некоторая категоричность в защите собственной позиции. Но эта собственная позиция не взялась из ниоткуда, а сформировалась из многолетних наблюдений за реальными жизненными фактами, которые в совокупности не укладываются сейчас в некоторые существующие теории.

Своим личным результатом прохождения тренинга считаю значительный личностный рост, расширение зоны осознанности своих действий, понимание и развитие своих сильных сторон, повышение уверенности в себе, совпадение восприятия меня окружающими с моим личным представлением о себе, а также приобретение главного богатства - очень хороших знакомых - уникальных и гармоничных личностей.


Э. Вотинцева
2007

 

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

стенограмму встречи учеников В. Миронова с Г.Р. Рейниным (20.06.06)

(продолжение)

 

Левкин: А какие-нибудь эксперименты подобного направления в последнее время ведутся?

Рейнин: Я сейчас веду переговоры со Звездным городком. Я ездил в Звездный городок. Там была конференция по типологиям. Они меня очень порадовали тем, что я столкнулся с тем, что космонавты… Эта книжка лежит у начальника центра подготовки космонавтов. Смотрю, она зачитана. В общем-то, книжку читают. И они свободно оперируют терминами Наполеон, Робеспьер, Бальзак…

Смирнова: А зачем им это надо?

Рейнин: Формируют группу… А понимаете, у них ситуация не просто экстрима, у них ситуация суперэкстрима. А в общем в этом суперэкстриме автоматизмы проявляются очень ярко, т.е. не только в семейной жизни, но и у космонавтов тоже. Т.е. семейная жизнь тоже экстрим. (смех в зале) Ну, правда же, люди вместе 24 часа в сутки, долгие годы… Должны тоже типологические особенности проявляться. Ну и здесь модель такая хорошая, она в этом смысле меня очень заинтересовала и, в принципе, может быть удастся с ней провести такие эксперименты.

Смирнова: Так они именно работают с людьми по этой модели или просто отсеивают часть?

Рейнин: Отсеиваются там люди по другим признакам. Вот допустим, там нет, вообще нет в отряде Гамлетов и Достоевских, ну нет.

Смирнова: Так сложилось или их просто не хотят брать?

Рейнин: Почему? Люди этого типа на первых стадиях отпадают.

Миронов: Таких не берут в космонавты…

Рейнин: Таких не берут в космонавты. (смех в зале). Может быть, их куда-то в другое место берут. Вот допустим я работал в театральном институте, я три года преподавал психологию в театральном институте. Там в основном Гамлеты и Максимы. Все-таки у Гамлета есть творческая функция такая - манипуляция эмоциональной сферой, может быть для космоса это не очень важно, а для театра это как раз очень здорово.

Завелейский: Как же спецслужбы выпустили такую информацию? Как не просекли, что это такое?

Рейнин: Как не просекли, я не знаю, я не специалист по методам спецслужб. Почему они не просекли вот это, а просекли что-то другое. Видимо они все-таки больше борются с терроризмом, чем с научными исследованиями. А когда это все шло просто как научное исследование, то это все находилось в неком зазоре. Вот социуме, я считаю, есть зазор, вот здесь вот платят зарплату за выполнение каких-то функций, а здесь сажают в тюрьму. Вот в этом зазоре есть люди, которым не платят зарплату, которые занимаются тем, что им интересно. Их не сажают, потому что они ничего такого не планируют, там революций, не планируют там все это взорвать, они не опасны, они не делают атомную бомбу, они изучают, допустим, психологию или какой-нибудь тибетский язык или еще что-нибудь. За ними, конечно, наблюдают, потому что может быть их пора сажать, а может быть, то, что они сделали, будет интересно, и это надо взять и использовать. Может быть, дать им денег или как-то их пристроить, ограничить, чтобы они там занимались. Этот процесс происходит все время, и он есть в любом обществе, иначе бы оно не развивалось, я имею в виду социум. Не был бы прогресса научного. Всегда есть какой-то такой зазор.

Смирнова: А кого берут в космонавты? Много ли Бальзаков?

Рейнин: Прежде всего здоровых людей. Здоровых физически и психически.

Смирнова: Ну Вы сказали, что в театре много Гамлетов…

Рейнин: Вы знаете, я не заметил какого-то типологического шовинизма, это не является основным признаком. Основным признаком является, что человек физиологически какой-то тест не прошел, психологически не смог. Есть же ситуации, когда люди по полгода должны друг с другом находиться в очень ограниченном пространстве, и это, конечно, очень большая нагрузка психологическая, не все выдерживают.

Миронов: Григорий Романович, в прошлый раз, когда мы обсуждали тему звездного городка, Вы сказали, что они пытаются формировать экипажи… Известно ли по каким принципам, говорили ли они?

Рейнин: Нет. Наверно, это секрет.

Муравьева: А как они типируют?

Рейнин: Экспертно. Теста у них тоже нет. Нет теста нормального пока еще. Я думаю, что как раз так по гештальтам типируют. У них есть пара экспертов, которые этим занимаются.

Смирнова: Насколько Вы верите в интертипные отношения? Т.е. Вы как-то придерживаетесь, что вот допустим человек такой-то, с ним лучше не общаться, а вот такой-то с ним лучше общаться.

Рейнин: Я вообще спокойно отношусь. Как это верю? Я знаю, что они есть. Чего мне в них верить, если я знаю, что они есть - интертипные отношения. Но это не повод, чтобы не общаться с человеком. Потому что любой человек для вас всегда учитель, он всегда для вас какие-то моменты может проявить.

Чопик: С недуалом жить нельзя.

Рейнин: Я читал такие мнения, но мне кажется, здесь столько всяких факторов. Я думаю, что человек интересен или неинтересен не потому что он такого-то типа. Тип - это как раз то, что не интересно в человеке. Соционика - это наука о неинтересном, интересная наука о неинтересном. Если знаешь тип, это то, что можно вынести за скобку в каком-то смысле и пообщаться c человеком на каком-то другом уровне, не типологическом. Потому что общение чисто типологическое на уровне упаковок типологических оно действительно не интересно. Про это в книжках написано как это бывает, оно так и бывает.

Реплика: Это помогает.

Рейнин: Ну и что. Это помогает разобраться в конфликте или помогает как-то кем-то манипулировать. Но вот какое-то живое общение, мне кажется, оно возможно без интертипных… Т.е. когда его можно как-то вынести за скобки, тогда можно пообщаться на более глубоком уровне с человеком. И может быть типологию надо знать психологу как раз для того чтобы выносить за скобки… и проходить как-то дальше. Человек интересен тем, что он есть как индивидуальность уникальная и неповторимая, а не в том месте, где он тип.

Завелейский: тип все равно на автомате срабатывает в конфликтных ситуациях.

Рейнин: Да, да. На автомате срабатывает в конфликтных ситуациях, конечно. Именно в таких тяжелых, напряженных ситуациях мы его можем увидеть, этот тип.

Завелейский: Когда оба человека не знают типы, наступает конфликт, который очень тяжело разрулить.

Рейнин: Да, очень трудно. Но я вам скажу, честно говоря, даже когда оба знают, тоже трудно. (смех в зале) Потому что это знание… оно потом, оно уже как бы задним числом. А в момент, когда это все происходит, все равно конфликт.

Лемницкая: Как думаете, что будет, если социон соберется?

Рейнин: Я собирал иногда социон. Красиво. Интересно.

Миронов: Расскажите, какие там эффекты происходят.

Рейнин: Там, в общем, происходят какие-то измененные состояния, которые мне сложно классифицировать. Типы хорошо проявляются в соционе.

Миронов: Почему нет зафиксированных результатов, стенограмм, записей.

Рейнин: Почему? Разгильдяи потому что. У меня есть фотография, но очень редко удается собрать, как правило, все равно одного-двух типов не хвататет. Очень редко удается собрать социон. Я веду тренинги разные бывает, что раз - и собрался социон.

Смирнова: Владимир и говорит, что есть такой эффект, что обязательно кто-нибудь выпадает.

Рейнин: Да, почему, не знаю.

 

продолжение в следующем выпуске

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

версии типов информационного метаболизма знаменитых людей

Сенсорно-этический интроверт "Дюма"

ПЕРСОНАЛИЯ

ПОЛ

РОД ЗАНЯТИЙ

ТИМ

ИСТОЧНИКИ

ЭКСПЕРТЫ
Агния Барто
женщина
поэт
ИЛЭ Агния Барто. Записки детского поэта. М., 1978
Кочубеева, Стоялова

Александр Абдулов

мужчина

артист

ИЛЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Миронов, Стоялова
Александр Башлачев
мужчина
музыкант
ИЛЭ Александр Башлачев. Как по лезвию. М., 2005 (стихи, интервью)
Кочубеева, Стоялова
Александр Введенский

мужчина

поэт

ИЛЭ

Я. Друскин. Дневники. СПб, 1999. Дневники 1963-79. СПб, 2001; стихи, письма
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Александр Иванов мужчина
юморист
ИЛЭ ТВ: интервью, невербальное типирование Миронов
Александр Мостовой

мужчина

футболист

ИЛЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование
Кочубеева, Стоялова
Алексей Смертин

мужчина

футболист

ИЛЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Альберт Эйнштейн

мужчина

ученый

ИЛЭ

К. Зелиг. Альберт Эйнштейн. М., 1966
Кочубеева, Стоялова
Анатолий Луначарский
мужчина
политик
ИЛЭ
Советские писатели о Франции. Л., 1985
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Андрей Аршавин

мужчина

футболист

ИЛЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование
Кочубеева, Стоялова
Андрей Макаревич

мужчина

певец

ИЛЭ

А. Макаревич. Сам овца. М., 2001 (автобиографическая проза)
Кочубеева, Стоялова
Анна Баркова
женщина
поэтесса
ИЛЭ Анна Баркова. ...Вечно не та. М., 2002
Кочубеева, Стоялова
Аристотель
мужчина
философ
ИЛЭ Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье (1-2). - СПб: Издательство "Пневма", 2003 Кочубеева, Стоялова
Аркадий Стругацкий
мужчина
писатель
ИЛЭ Б. Вишневский. Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда. М.-СПб, 2004
Миронов, Стоялова
Бенуа Мандельброт
мужчина
математик
ИЛЭ Б. Мандельброт. Фракталы, случай и финансы. М., 2004 (фракталы - новое направление в науке)
Кочубеева, Стоялова
Бо Мартин Эрик Эрикссон "E-type"
мужчина
музыкант
ИЛЭ ТВ: интервью, невербальное типирование, фото Кочубеева, Миронов, Стоялова
Вадим Шефнер
мужчина
писатель
ИЛЭ
В.Шефнер. Сказки для умных. Л., 1990; Имя для птицы. Л., 1983; Бархатный путь. СПб, 1999
Кочубеева, Стоялова
Владимир Быстров
мужчина
футболист
ИЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование; Кочубеева, Стоялова
Владимир (Ульянов) Ленин
мужчина
политик
ИЛЭ
В.И.Ленин. Полное собр.соч. Изд. 5-е. М., 1961 (том 55 - письма к родным 1893-1922); В.И.Ленин и А.М.Горький. Письма, воспоминания, документы. М., 1958
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)
мужчина
философ
ИЛЭ
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье (1-2). - СПб: Издательство "Пневма", 2003; тексты худ. произведений
Кочубеева, Стоялова
Геннадий Ветров женщина
юморист
ИЛЭ ТВ: интервью, невербальное типирование Миронов
Готфрид Вильгельм Лейбниц
мужчина
ученый
ИЛЭ
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье (1-2). - СПб: Издательство "Пневма", 2003
Кочубеева, Стоялова
Джеральд Даррелл
мужчина
ученый, писатель
ИЛЭ
тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Джон Рональд Руэл Толкиен
мужчина
писатель
ИЛЭ Х. Карпентер. Дж.Р.Р. Толкин. Биография. М., 2002
Кочубеева, Стоялова
Дмитрий Сычев
мужчина
футболист
ИЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Евгений Алдонин
мужчина
футболист
ИЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Евгений Плющенко
мужчина
фигурист
ИЛЭ ТВ: Звезды на льду Миронов, Стоялова
Елена Боннэр
женщина
политик
ИЛЭ Елена Боннэр. Постскриптум. Книга о горьковской ссылке. М., 1990
Кочубеева, Стоялова
Клиффорд Саймак
мужчина
писатель
ИЛЭ тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Леся Украинка (Лариса Косач)
женщина
поэт
ИЛЭ Анатоль Костенко. Леся Украинка. М, 1971 (ЖЗЛ)
Кочубеева, Стоялова
Мария-Мерсе Марсал
женщина
поэт
ИЛЭ М.-М. Марсал. Моя бездомная любовь. СПб, 2002. (стихи, изданные Центром галисийской культуры)
Кочубеева, Стоялова
Марк Твен
мужчина
писатель
ИЛЭ М. Твен. Сделка с Сатаной. Л, 1986
Кочубеева, Стоялова
Михаил Задорнов
мужчина
сатирик
ИЛЭ М. Задорнов. Задорнов енд Ко. М., 2004; ТВ - невербалика; Дмитрий Гордон. Звезды эстрады. М., 2003
Миронов
Иоахим Мюрат
мужчина
военный
ИЛЭ Ж. Тюлар. Мюрат, или пробуждение нации. М., 1993
Кочубеева, Стоялова
Николай Чернышевский
мужчина
писатель, журналист
ИЛЭ Русские писатели о языке. Л., 1954; тексты произведений, статьи, публицистика
Кочубеева, Стоялова
Олег Янковский мужчина
артист
ИЛЭ ТВ: интервью, невербальное типирование; "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей". Миронов, Стоялова
Проспер Мериме
мужчина
писатель
ИЛЭ тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Стивен Хокинг
мужчина
ученый
ИЛЭ С. Хокинг. Черные дыры и молодые вселенные. СПб, 2001
Кочубеева, Стоялова
Терри Гудкайнд
мужчина
писатель
ИЛЭ тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Фрида Кало
женщина
художница
ИЛЭ Ж.-М. Леклезио. Диего и Фрида. М., 2003; Хейден Эррера. Фрида Кало. !Viva la vida! М., 2004
Кочубеева, Стоялова
Эдит Пиаф
женщина
певица
ИЛЭ Симона Берто. Эдит Пиаф. Издательство "Искусство", 1991
Кочубеева, Стоялова
Эндрю Уайлс
мужчина
математик
ИЛЭ Саймон Сингх. Великая теорема Ферма. М., 2000 (доказал теорему Ферма для всех случаев)
Кочубеева, Стоялова

Анонс!

С 2006 года "Соционика в Петербурге" публикует списки знаменитостей по типам.
В следующем выпуске - знаменитые "Драйзеры".

Подпиши своих знакомых!

Для подписки необходимо ввести электронный адрес в поле "Ваш e-mail" и нажать Enter. :-))
После этого адресат должен будет ответить на письмо от "Сабскрайба" и подтвердить подписку.

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.


Интересующие Вас вопросы Вы можно задать здесь.


Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".

В избранное