Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Переговоры и манипуляции" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
Статистика
+1 за неделю
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. №24 Изучение соционики через тренинг.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Владимир
Миронов
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. |
Сайт "Соционика в Петербурге" представляетработу В.В. Миронова "Изучение соционики через тренинг"
Ирина Тихомирова (LI, ЛИИ) Я увлекалась соционикой 8 лет. За это время много
раз пыталась "самоопределиться": была и Гамлетом, и Есениным,
и Гексли, и даже Гюго (склонялась к тому, что я интуит и не сомневалась
в том, что этик). А пошла на тренинг к Владимиру Миронову, и оказалось,
что я, ну кто бы мог подумать! - логик, да еще и программный логик.
Одним словом - Робеспьер. Подумала, прикинула, сравнила себя с настоящими
интуитивными этиками и поняла, что - да: я действительно логико-интуитивный
интроверт. Многое из того, что раньше вызывало во мне горечь недоумения,
стало понятным: не в ту сторону воз тянула! Муравьева Ольга (ES, ЭСЭ) Соционика - это гораздо серьезнее, чем может показаться
на первый взгляд. Когда я записывалась на тренинг, знания мои были
более чем поверхностные, а точнее, не было почти никаких. Типировалась
я по тестам на сайте в Гексли и прекрасно себя чувствовала. Только
меня мучил вопрос, не могу же я всем подсовывать тесты для заполнения,
чтобы определить тип. А Владимир сказал, что одна из основных задач
тренинга - это научиться типировать без тестов. И я решила попробовать. Андреева Анастасия (ET, ЭИЭ) Быстро нахватавшись разнообразных соционических
знаний из разнообразных источников (в основном Интернет), я столкнулась
с тем, что никак не могла определить свой собственный ТИМ. Левкин Владимир (LI, ЛИИ) Как и большинство людей, определяющих свой тип
самостоятельно, естественно, я ошибся. Спорить я не стал, а уже в
процессе тренинга, когда разбирались юнговские дихотомии, для меня
стало понятно, в чем же я ошибся. В процессе тренинга участники обнаруживают, что некоторые
из имеющихся у них установок, отношений и интерпретаций несостоятельны
или даже контрпродуктивны. Вместе с тем, выполняемые упражнения выявляют
различные поведенческие стратегии, характерные для тех или иных типов,
которые можно взять "на вооружение" как более успешные в тех
или иных ситуациях. И что не менее важно, позволяют применить уже имеющиеся
продуктивные модели и стратегии поведения для достижения целей в тех областях
жизни, где они до этого не использовались. Шерман Вероника (IR, ИЭЭ) Кстати, очень полезна соционика еще вот чем: перестаешь
думать, что твои проблемы а) универсальны, б) напротив, совершенно
исключительны. Да ни то, ни другое! То, что заденет меня, совершенно
не заденет моего дуала и, наоборот, практически наверняка заденет
тождика. Так что, понимая природу своих обид, легко с ними справиться.
Очень помогает во время сезонной рефлексии и демисезонного стресса. Прохождение любого грамотно выстроенного тренинга дает
возможность развития личности и расширения своего психологического пространства.
Выполнение "непонятных" на первый взгляд упражнений и последующая
обратная связь, а также общение с другими членами группы вне тренинга
могут подтолкнуть человека к решению назревших проблем, так как часто
в процессе тренинговой работы человек приобретает такие психологические
знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться
с возникающими трудностями. |
||
Сайт "Соционика В Петербурге" представляетработу А.П. Тихонова "Тип информационного метаболизма как связуещее звено в исследовании психических явлений".От редакции: за прошедшие пять лет с момента выхода этой статьи, многие вопросы, поднимаемые в этой статье, так и остались без ответа. "Психическое - это разновидность не физиологических,а информационных процессов. Качественное различие между ними определяется принципом инвариантности информации по отношению к физическим свойствам их носителя" Д.И.Дубровский
1. Вместо введения или кризис частной методологии как движущая сила всеобщего развития. "Я понял, что из хаоса современной психологии невозможно извлечь четкие критерии, что их скорее еще только требуется создать, причем не из голубого воздуха, а на основе предшествовавших бесценных работ тех, чьи имена история психологии не обойдет молчанием." К.Г.Юнг 1.1. Психология. "Современная психология почти на каждом шагу являет печальнейшее зрелище того, как новейшие и важнейшие открытия, составляющие гордость и последнее слово науки положительно вязнут в донаучных представлениях, в которые обволакивают их ad hoc созданные полуметафизические теории и системы" Л.С.Выготский О кризисе методологических основ психологии выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский писал еще в 1934 г. в своей работе "Мышление и речь" : "Историческое состояние нашей науки таково, что, говоря словами Ф. Бертрано, существует много психологий, но не существует единой психологии. Мы могли бы сказать, что именно потому и возникает много психологий, что нет общей, единой психологии. Это означает, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое новое фактическое открытие в любой области психологии, выходящее за пределы простого накопления деталей, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию - одну из многих психологий". [12,с.25] Прошло ровно полвека, и другой выдающийся отечественный психолог - Б.Ф. Ломов посвятил методологическим и теоретическим проблемам современной психологии целый фундаментальный труд [28], обозначив довольно большой ряд этих проблем. Одной из них является задача психологической теории, которая "...и заключается в том, чтобы рассмотрев проявления психики в их многообразии, выявить в них существенное, раскрыть законы развития психических функций, процессов, состояний и свойств, а на этой основе показать, что то или иное явление (факт поведения, событие, результат), равно как и явление, на первый взгляд противоречащее ему, возникает в данных конкретных условиях одинаково необходимым образом в силу действия объективных законов." [28,с.44] Или другая упоминаемая проблема: "пока мы еще не располагаем правилами, позволяющими находить взаимнооднозначное соответствие между законами, например психологическими и нейрофизиологическими или социальными."[ 28,с.128] Аналогичные проблемы в те же годы подымаются и другими авторами, например по экспериментальной психологии личности: "Вместо того, чтобы "стоять на плечах" предыдущих исследователей, как это принято в физике, и что обеспечивает архитектонический рост научных знаний, специалисты по психологии личности возвели "палаточный" город индивидуальных строений, не связанных друг с другом."[29,с.7] (Между прочим, в рамках "соционического исследования психологии как науки", закономерности этого явления можно было бы легко дать объяснение.) Тщательный анализ последних (с 1990 по 1999 гг.) публикаций в "Психологическом журнале" показывает, что отечественной психологии (под этим понятием я подразумеваю советскую психологию и то, что из нее получилось после 1991 г.) до сих пор не удалось, на мой взгляд, найти ответы на вопросы, поставленные Б.Ф.Ломовым шестнадцать лет назад... Теория функциональных систем П.К.Анохина, лежавшая в основе его системных взглядов [7], ставшая уже к тому времени методологической базой системного подхода к изучению нейрофизиологических основ психики и позволившая в какой-то мере связать результаты исследований в психофизиологии, психологии восприятия, индивидуальных различий, профессиональной деятельности и способностей (т.е. как междисциплинарная методология), к сожалению, была слишком общей и далекой от практических методик в реальной психологической практике... В упомянутой выше монографии, придерживаясь концепции системного подхода и перечислив только шесть его основных принципов, Б.Ф.Ломов (1984г.) [28] упустил из виду еще один, который в нестрогой форме может быть сформулирован следующим образом - находясь внутри системы, нельзя увидеть решение системной проблемы. ( У В.Д.Ермака (1989-1990 гг.), среди упоминаемых им двадцати шести принципов системного подхода, этот принцип называется "Принципом выхода из системы" - чтобы понять поведение системы необходимо выйти из системы в надсистему. [21]) Т.е. для решения проблемы надо или самому выйти в "надсиситему¦, или впустить в нее независимого наблюдателя из "надсистемы", так называемого "новичка со свежим взглядом" (по терминологии американского психолога М.Белбина [30с.180]). Такой выход в "надсистему" уже был сделан однажды в психологии Л.С. Выготским для выявления социальной детерминации высших психических функций : "Л.С.Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни."[2,с.14] Сейчас таким "новичком" для психологии, если рассматривать ее саму как "систему" научных знаний, может послужить соционика, вышедшая в "надсистему" из теории психологических типов К.Г.Юнга и впитавшая в себя методы других гуманитарных и естественных наук, использующая, кроме того, тот же системный подход, и претендующая к тому же на роль междисциплинарной науки [9]... Однако, прежде чем позвать "доктора", хорошо бы было узнать - "а здоров ли сам доктор?". Другими словами - а как же обстоят на сегодняшний день в соционике дела с методологией ?.. 1.2. Соционика. "...Почти полтора десятка лет работы с соционическим материалом показали, что дело обстоит несколько иначе..." С.И.Чурюмов Думаю, что в настоящей статье не стоит повторять описание тех достижений, которых достигла соционика за 30 лет своего развития [8,9,13,43,44]. Поговорим лучше о наболевшем - о том, что вот уже несколько лет является предметом "кулуарных тусовок" на соционических конференциях и дискутируется на страницах периодических и "полупериодических", печатных и "непечатных" соционических органов - о разрыве между теоретической соционикой и соционической практикой. Свежайший наглядный пример: "Соционические отношения лишь создают фон, на котором развиваются реальные отношения между людьми. Они являются своеобразными обертонами поля отношений, устанавливающегося между двумя людьми. Больше того, теперь уже с уверенностью можно сказать, что в любой паре между партнерами, если отношения стабилизировались и поддерживаются на определенном уровне, имеют место все оттенки соционических отношений - от тождества до контроля." [42,с.25] Другими словами С.И.Чурюмов, напоминая героя известного мультика, признает, что, в общем-то, соционические отношения - как мед: теоретически они есть, ну а практически их нет... Стоп, ребята, кажется приехали, дальше ехать некуда!!! А почему? Сразу же вспоминается любимая присказка С.В.Савченко: "Внимание, теперь правильный вопрос: а что же мы в конце-концов типируем ?.." Т.е. что же такое на самом деле есть ТИМ, и что же такое на самом деле - реальный человек, принадлежащий к определенному ТИМу? И тут - блестящий реверанс Г.А.Шульмана о том, что в теоретической соционике "речь идет об идеальных типах" [46] и далее - изумительное по своей полноте (на 16 строк) определение понятия "Человек, обладающий идеальным типом информационного метаболизма"... А что же будем делать в практической работе с "неидеальными"?..
Получается, что прав В.Д.Ермак, постоянно утверждающий, будто соционика не занимается реальными людьми, а только моделями. А ведь реально-то соционикам приходится работать не с моделями, а с живыми конкретными личностями !!! Но тогда получается, что прав и В.В.Гуленко, смещающийся в последнее время в своих исследованиях от модели ТИМа к Личности. И так можно спорить до бесконечности (взять хотя бы к примеру дискуссию, развернутую С.В. Савченко на страницах "Единства" летом 1999г. по поводу "основных противоречий в соционике"...). Перечислю вкратце основные, с моей точки зрения, методологические проблемы соционики на сегодняшний день:
Хочу отметить, что подобное состояние с методологией - явление нормальное для молодой науки. Так, например, К.Г.Юнг еще в 1936г. писал: "В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений." [47,с.602] На мой взгляд, эти строки как нельзя больше относятся к современным методологическим проблемам соционики. Или другой пример - в предисловии к широко известной книге Н.Винера "Кибернетика" редактор перевода Г.Н.Поваров, описывая "внутриметодологические" проблемы становления кибернетики как самостоятельной науки, отмечал, что подобную стадию поисков своего подлинного лица проходит, по существу, всякая новая наука. При этом он цитирует профессора Г.Гриневского: "Только строительство дома начинается с фундамента, а при строительстве науки ее основания появляются обычно довольно поздно."[ 11,с.22] |
||
Сайт "Соционика в Петербурге" представляетработу В.В. Мегедь "Соционика и воспитание детей"(часть четвертая)
|
||
В следующем выпуске №24: - "Соционика в Петербурге"
представляет работу В. Шлаиной "Об отношениях дуальных" Подпиши своих знакомых!Для подписки необходимо ввести электронный адрес в поле
"Ваш e-mail" и нажать Enter. :-)) |
||
Интересующие Вас вопросы
Вы можно задать здесь. Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить". |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.socion Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||