Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. №24 Изучение соционики через тренинг.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Владимир Миронов

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить
.

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу В.В. Миронова "Изучение соционики через тренинг"



Общение с интересующимися соционикой, как лично в соционических компаниях, так и на форумах в сети Интернет, говорит скорее об изучении популярной соционики. А соционика, перефразируя известную фразу одного украинского юмориста,- это не только 16 типов…, в которые можно играть, но и определенное мировоззрение, если хотите, философия.

Поэтому, создавая Центр соционики в Санкт-Петербурге, я поставил себе задачу, насколько возможно, изменить эту ситуацию, обучая соционике на высоком, и вместе с тем, доступном уровне, где насыщенная содержательная часть должна усваиваться непринужденно, но основательно. Форматом, наиболее отвечающим этим требованиям, является тренинг. Одна из основных причин, почему мной был выбран именно тренинговый формат обучения, — эффективность закрепляемого материала. Согласно формуле, человек усваивает 75% того, что проговаривает и 90% того, что делает сам.

Мной были разработаны несколько тренинговых программ под разные задачи, но наиболее популярной оказалась — «Соционика от «А» до «Я», рассчитанная на 72 часа. (Занятия проходят по выходным по шесть часов в день, два раза в месяц, курс длится три месяца).

И хотя желающие обучаться идут изучать соционику, т. е. изучать психологические закономерности и повышать эффективность и гармоничность общения между людьми, это является только частью решаемых вопросов на тренинге. Нередко задачей у приходящих на тренинг, оказывается попытка решения своих актуальных проблем, чему групповая работа весьма способствует.

Признаться, начиная эту программу, я не ожидал, что она будет способствовать разрешению довольно широкого спектра личностных проблем.

Основные из них можно разделить следующим образом:

  •     проблемы во взаимоотношениях с близкими,
  •     трудности в общении и контактах на средней и дальней психологической дистанции.
  •     проблемы с самоопределением в области оптимального применения своих способностей,
  •     разрешение внутренних конфликтов, гармонизация внутренних установок и внешних форм поведения (я должен быть таким, а я не такой, каким должен быть).
Указанная выше проблема с самоопределением отчасти возникает из-за существенной разницы между восприятием самого себя и предъявляемыми поведенческими реакциями. Подобное искажение не может не приводить к неверным версиям относительно своего типа.
 

Ирина Тихомирова (LI, ЛИИ)

Я увлекалась соционикой 8 лет. За это время много раз пыталась "самоопределиться": была и Гамлетом, и Есениным, и Гексли, и даже Гюго (склонялась к тому, что я интуит и не сомневалась в том, что этик). А пошла на тренинг к Владимиру Миронову, и оказалось, что я, ну кто бы мог подумать! - логик, да еще и программный логик. Одним словом - Робеспьер. Подумала, прикинула, сравнила себя с настоящими интуитивными этиками и поняла, что - да: я действительно логико-интуитивный интроверт. Многое из того, что раньше вызывало во мне горечь недоумения, стало понятным: не в ту сторону воз тянула!

Муравьева Ольга (ES, ЭСЭ)

Соционика - это гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Когда я записывалась на тренинг, знания мои были более чем поверхностные, а точнее, не было почти никаких. Типировалась я по тестам на сайте в Гексли и прекрасно себя чувствовала. Только меня мучил вопрос, не могу же я всем подсовывать тесты для заполнения, чтобы определить тип. А Владимир сказал, что одна из основных задач тренинга - это научиться типировать без тестов. И я решила попробовать.
Первое потрясение было, когда мы сами пришли на типирование в предыдущую группу. Я-то оказалась Гюго. Вот она - точность тестов - ошибка в двух дихотомиях. Вторым потрясением был сам процесс типирования, люди задавали какие-то вопросы и выходили на тип. Мне тогда казалось, что я этому точно никогда не научусь. Но самое интересное было, конечно, впереди.

Андреева Анастасия (ET, ЭИЭ)

Быстро нахватавшись разнообразных соционических знаний из разнообразных источников (в основном Интернет), я столкнулась с тем, что никак не могла определить свой собственный ТИМ.

Левкин Владимир (LI, ЛИИ)

Как и большинство людей, определяющих свой тип самостоятельно, естественно, я ошибся. Спорить я не стал, а уже в процессе тренинга, когда разбирались юнговские дихотомии, для меня стало понятно, в чем же я ошибся.

В процессе тренинга участники обнаруживают, что некоторые из имеющихся у них установок, отношений и интерпретаций несостоятельны или даже контрпродуктивны. Вместе с тем, выполняемые упражнения выявляют различные поведенческие стратегии, характерные для тех или иных типов, которые можно взять "на вооружение" как более успешные в тех или иных ситуациях. И что не менее важно, позволяют применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения для достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.

Атмосфера креативности, доверия, психологической безопасности позволяет человеку раскрыться и поэкспериментировать со своим поведением, получая от участников немедленную обратную связь.

Именно групповой анализ ситуаций с различных типологических точек зрения обладает "терапевтическим" эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на обсуждаемую проблему, и это позволяет лучше понять сложную ситуацию с учетом различных мнений, различных картин мира. Другими словами, это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как мы видим мир.


Шерман Вероника (IR, ИЭЭ)

Кстати, очень полезна соционика еще вот чем: перестаешь думать, что твои проблемы а) универсальны, б) напротив, совершенно исключительны. Да ни то, ни другое! То, что заденет меня, совершенно не заденет моего дуала и, наоборот, практически наверняка заденет тождика. Так что, понимая природу своих обид, легко с ними справиться. Очень помогает во время сезонной рефлексии и демисезонного стресса.

Прохождение любого грамотно выстроенного тренинга дает возможность развития личности и расширения своего психологического пространства. Выполнение "непонятных" на первый взгляд упражнений и последующая обратная связь, а также общение с другими членами группы вне тренинга могут подтолкнуть человека к решению назревших проблем, так как часто в процессе тренинговой работы человек приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

Безусловно, чтобы получить уникальный опыт проживания, необходимо быть участником происходящих событий, это непременное условие моих тренингов. Тренинговые занятия, максимально наполненные событиями, помогают делать открытия о себе и других участниках группы, дают бесценный опыт, который в обычной жизни может приобретаться годами. Помимо этого, упражнения наглядно демонстрируют работающие соционические техники (что крайне важно для поддержания статуса соционики как серьезного научного направления), объективную разницу в восприятии и в подходах, обусловленную типологическими особенностями участников. Этот факт отмечают многие участники групп в своих отзывах.

полную версию статьи можно посмотреть здесь

Сайт "Соционика В Петербурге" представляет

работу А.П. Тихонова "Тип информационного метаболизма как связуещее звено в исследовании психических явлений".

 

От редакции: за прошедшие пять лет с момента выхода этой статьи, многие вопросы, поднимаемые в этой статье, так и остались без ответа.

"Психическое - это разновидность не физиологических,а информационных процессов. Качественное различие между ними определяется принципом инвариантности информации по отношению к физическим свойствам их носителя"

Д.И.Дубровский

1. Вместо введения или кризис частной методологии как движущая сила всеобщего развития.

"Я понял, что из хаоса современной психологии невозможно извлечь четкие критерии, что их скорее еще только требуется создать, причем не из голубого воздуха, а на основе предшествовавших бесценных работ тех, чьи имена история психологии не обойдет молчанием."

К.Г.Юнг

1.1. Психология.

"Современная психология почти на каждом шагу являет печальнейшее зрелище того, как новейшие и важнейшие открытия, составляющие гордость и последнее слово науки положительно вязнут в донаучных представлениях, в которые обволакивают их ad hoc созданные полуметафизические теории и системы"

Л.С.Выготский

О кризисе методологических основ психологии выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский писал еще в 1934 г. в своей работе "Мышление и речь" : "Историческое состояние нашей науки таково, что, говоря словами Ф. Бертрано, существует много психологий, но не существует единой психологии. Мы могли бы сказать, что именно потому и возникает много психологий, что нет общей, единой психологии. Это означает, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое новое фактическое открытие в любой области психологии, выходящее за пределы простого накопления деталей, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию - одну из многих психологий". [12,с.25]

Прошло ровно полвека, и другой выдающийся отечественный психолог - Б.Ф. Ломов посвятил методологическим и теоретическим проблемам современной психологии целый фундаментальный труд [28], обозначив довольно большой ряд этих проблем. Одной из них является задача психологической теории, которая "...и заключается в том, чтобы рассмотрев проявления психики в их многообразии, выявить в них существенное, раскрыть законы развития психических функций, процессов, состояний и свойств, а на этой основе показать, что то или иное явление (факт поведения, событие, результат), равно как и явление, на первый взгляд противоречащее ему, возникает в данных конкретных условиях одинаково необходимым образом в силу действия объективных законов." [28,с.44] Или другая упоминаемая проблема: "пока мы еще не располагаем правилами, позволяющими находить взаимнооднозначное соответствие между законами, например психологическими и нейрофизиологическими или социальными."[ 28,с.128]

Аналогичные проблемы в те же годы подымаются и другими авторами, например по экспериментальной психологии личности: "Вместо того, чтобы "стоять на плечах" предыдущих исследователей, как это принято в физике, и что обеспечивает архитектонический рост научных знаний, специалисты по психологии личности возвели "палаточный" город индивидуальных строений, не связанных друг с другом."[29,с.7] (Между прочим, в рамках "соционического исследования психологии как науки", закономерности этого явления можно было бы легко дать объяснение.)

Тщательный анализ последних (с 1990 по 1999 гг.) публикаций в "Психологическом журнале" показывает, что отечественной психологии (под этим понятием я подразумеваю советскую психологию и то, что из нее получилось после 1991 г.) до сих пор не удалось, на мой взгляд, найти ответы на вопросы, поставленные Б.Ф.Ломовым шестнадцать лет назад... Теория функциональных систем П.К.Анохина, лежавшая в основе его системных взглядов [7], ставшая уже к тому времени методологической базой системного подхода к изучению нейрофизиологических основ психики и позволившая в какой-то мере связать результаты исследований в психофизиологии, психологии восприятия, индивидуальных различий, профессиональной деятельности и способностей (т.е. как междисциплинарная методология), к сожалению, была слишком общей и далекой от практических методик в реальной психологической практике...

В упомянутой выше монографии, придерживаясь концепции системного подхода и перечислив только шесть его основных принципов, Б.Ф.Ломов (1984г.) [28] упустил из виду еще один, который в нестрогой форме может быть сформулирован следующим образом - находясь внутри системы, нельзя увидеть решение системной проблемы. ( У В.Д.Ермака (1989-1990 гг.), среди упоминаемых им двадцати шести принципов системного подхода, этот принцип называется "Принципом выхода из системы" - чтобы понять поведение системы необходимо выйти из системы в надсистему. [21]) Т.е. для решения проблемы надо или самому выйти в "надсиситему¦, или впустить в нее независимого наблюдателя из "надсистемы", так называемого "новичка со свежим взглядом" (по терминологии американского психолога М.Белбина [30с.180]). Такой выход в "надсистему" уже был сделан однажды в психологии Л.С. Выготским для выявления социальной детерминации высших психических функций : "Л.С.Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни."[2,с.14]

Сейчас таким "новичком" для психологии, если рассматривать ее саму как "систему" научных знаний, может послужить соционика, вышедшая в "надсистему" из теории психологических типов К.Г.Юнга и впитавшая в себя методы других гуманитарных и естественных наук, использующая, кроме того, тот же системный подход, и претендующая к тому же на роль междисциплинарной науки [9]...

Однако, прежде чем позвать "доктора", хорошо бы было узнать - "а здоров ли сам доктор?". Другими словами - а как же обстоят на сегодняшний день в соционике дела с методологией ?..

1.2. Соционика.

"...Почти полтора десятка лет работы с соционическим материалом показали, что дело обстоит несколько иначе..."

С.И.Чурюмов

Думаю, что в настоящей статье не стоит повторять описание тех достижений, которых достигла соционика за 30 лет своего развития [8,9,13,43,44]. Поговорим лучше о наболевшем - о том, что вот уже несколько лет является предметом "кулуарных тусовок" на соционических конференциях и дискутируется на страницах периодических и "полупериодических", печатных и "непечатных" соционических органов - о разрыве между теоретической соционикой и соционической практикой.

Свежайший наглядный пример: "Соционические отношения лишь создают фон, на котором развиваются реальные отношения между людьми. Они являются своеобразными обертонами поля отношений, устанавливающегося между двумя людьми. Больше того, теперь уже с уверенностью можно сказать, что в любой паре между партнерами, если отношения стабилизировались и поддерживаются на определенном уровне, имеют место все оттенки соционических отношений - от тождества до контроля." [42,с.25] Другими словами С.И.Чурюмов, напоминая героя известного мультика, признает, что, в общем-то, соционические отношения - как мед: теоретически они есть, ну а практически их нет... Стоп, ребята, кажется приехали, дальше ехать некуда!!!

А почему? Сразу же вспоминается любимая присказка С.В.Савченко: "Внимание, теперь правильный вопрос: а что же мы в конце-концов типируем ?.." Т.е. что же такое на самом деле есть ТИМ, и что же такое на самом деле - реальный человек, принадлежащий к определенному ТИМу?

И тут - блестящий реверанс Г.А.Шульмана о том, что в теоретической соционике "речь идет об идеальных типах" [46] и далее - изумительное по своей полноте (на 16 строк) определение понятия "Человек, обладающий идеальным типом информационного метаболизма"... А что же будем делать в практической работе с "неидеальными"?..


Конечно же, "знание идеальных заданностей может не только объяснить закономерности в поступках. Признание изначального наличия таких заданностей позволяет ввести понятие нормы поведения того или иного типа личности или психологической нормы. А это уже серьезный момент для возможности снятия комплексов, фобий и даже преодоления устойчиво наработанных фрустрационных состояний". [22,с.135]

Получается, что прав В.Д.Ермак, постоянно утверждающий, будто соционика не занимается реальными людьми, а только моделями. А ведь реально-то соционикам приходится работать не с моделями, а с живыми конкретными личностями !!! Но тогда получается, что прав и В.В.Гуленко, смещающийся в последнее время в своих исследованиях от модели ТИМа к Личности. И так можно спорить до бесконечности (взять хотя бы к примеру дискуссию, развернутую С.В. Савченко на страницах "Единства" летом 1999г. по поводу "основных противоречий в соционике"...).

Перечислю вкратце основные, с моей точки зрения, методологические проблемы соционики на сегодняшний день:

  •  отсутствие четкого разграничения между объектом и предметом изучения, и как следствие этого - частая подмена одного понятия другим;

  •  отсутствие четкого определения границ использования теоретического аппарата (ведь есть же геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, или законы прямой и обратной перспективы, но применяются они в разных случаях);

  •  "терминологический нигилизм", о котором уже писала Е.С.Филатова [40];

  •  замкнутость "соционической системы". Просуществовав 30 лет наподобие закрытой "массонской ложи" (и умудрившись не только выжить благодаря этому, но еще и наработать при этом множество ценнейшего теоретического и эмпирического материала, причем только за счет подлинного энтузиазма исследователей), соционика может теперь тихо задохнуться в продуктах распада собственного информационно-методологического метаболизма !!! Вспомним упоминаемый В.Д.Ермаком так называемый "Принцип энтропии - изолированная (закрытая) система погибает"[21];

  •  неопределенное место ТИМа в структуре Личности и его соотношение с таким психологическими понятиями как "характер", "темперамент", "личность" и т.д. (а здесь-то и кроется основная проблема, возникающая при типировании - какое из психических образований мы видим в каждый конкретный момент при типировании???). Некоторые попытки в этом направлении, правда, уже сделаны [23,41], но вопрос требует дальнейшего тщательного изучения.

Хочу отметить, что подобное состояние с методологией - явление нормальное для молодой науки. Так, например, К.Г.Юнг еще в 1936г. писал: "В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений." [47,с.602] На мой взгляд, эти строки как нельзя больше относятся к современным методологическим проблемам соционики. Или другой пример - в предисловии к широко известной книге Н.Винера "Кибернетика" редактор перевода Г.Н.Поваров, описывая "внутриметодологические" проблемы становления кибернетики как самостоятельной науки, отмечал, что подобную стадию поисков своего подлинного лица проходит, по существу, всякая новая наука. При этом он цитирует профессора Г.Гриневского: "Только строительство дома начинается с фундамента, а при строительстве науки ее основания появляются обычно довольно поздно."[ 11,с.22]

полную версию статьи можно посмотреть здесь

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу В.В. Мегедь "Соционика и воспитание детей"

(часть четвертая)

ГЛАВА 4

БУДУЩЕЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Ничто не может быть страшнее,
чем когда в человеке виден горизонт.
Герцен

ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ИХ РАЗВИТИЕ

Несмотря на постоянные заверения педагогов о приверженности идее формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, традиционная система школьного обучения и воспитания по-прежнему остается формальной и заорганизованной. Вследствие этого нивелируются способности, у школьников вырабатываются стандартные знания и умения. Это касается практически всех предметов, включая гуманитарные, когда знание грамматических правил и хронологических дат ценится больше, чем умение сочинять стихи или фантазировать, придерживаться своего стиля в живописи или по-своему интерпретировать различные исторические события и процессы.

Организация школьной жизни основывается на принципе поощрения лишь учебных успехов, проблема самопознания игнорируется. Успеваемость делается предметом конкурентной борьбы, при этом страх детей потерпеть поражение используется как основное средство учебной мотивации. Все это ведет к возникновению у детей комплекса неполноценности, формированию отрицательного отношения к предмету и перенос этого отношения на учителя.

Примечательно, что при уходе из школы самооценка бывшего школьника чаще всего повышается. В школе же повышение самооценки ребенка происходит вне зависимости от учебных успехов, в основном за счет внешнего вида, спортивных достижений, лидерского авторитета у сверстников.

Для младших школьников самое главное — как их оценивает учитель. Для старших — как их оценивают и принимают одноклассники.

При появлении в последние годы в СНГ школьных учреждений альтернативных традиционным (специали­зирован­ных, частных, элитарных) возникли реальные возможности внедрения так называемой «открытой» системы обучения, для которой, в отличие от традиционной «структурированной», характерны следующие особенности:

  •  обучение проводится на индивидуальной основе;
  •   преподавание ведется в темпе, привычном для каждого школьника;
  •  отсутствует жесткая система оценок;
  •  поддерживаются постоянные контакты с родителями;
  •  широко используется механизм внутренней мотивации детей;
  •  отношениям учителя с учениками придается личный характер: учителю предоставляется роль помощника и советчика;
  •   в обучении используются игровые методы.

В отечественной системе школьного образования отсутствуют программы, рассчитанные на одаренных детей. Практически не выработаны критерии одаренности. В этом направлении, как и во многих других, приходится опираться на опыт и традиции западноевропейских и американской школ педагогики и психологии.

Но автоматический перенос всего даже самого лучшего с одной почвы на другую не дает аналогичных результатов. Причины неудач кроются не столько в недостатке профессионализма педагогов, сколько в незнании или игнорировании психологии разных культур. Менталитет нации или этнической группы должен учитываться при адаптации заимствованных идей и практических методик.

Предлагаемый ниже перечень критериев одаренности достаточно универсален, но, по нашему мнению, практическое его применение требует дифференцированного подхода и учета типных и подтипных особенностей каждого школьника.

Познавательные способности и навыки:

Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно-следственных связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.

Творческие способности:

Способность рисковать.
Дивергентное мышление (т.е. воспринимающее идею в целом, интуитивно).
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных идей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.

Особенности эмоциональной сферы:

Реалистическая Я-концепция (правильное представление человека о себе).
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям (умение сопереживать).
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Способность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем. 
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация.

В реальной жизни мы чаще сталкиваемся с тем, что одаренные дети, обладающие какой-то одной группой качеств, не имеют других, либо эти другие представлены достаточно скупо. В частности, педагоги и школьные психологи отмечают, что мальчики и девочки с великолепными математическими способностями плохо ориентируются в эмоциональной сфере. Им чужда эмпатия (способность сопереживать), и они склонны давать объективно-логическую оценку аморальным и неэтичным поступкам других, отводя чувствам и переживаниям второстепенную роль. Напротив, школьники, чутко улавливающие настроение и состояние окружающих по мельчайшим нюансам и оттенкам в интонациях и поведении, чей мир эмоционально насыщен, обычно свою одаренность реализуют в гуманитарных предметах.

Соционика позволяет провести анализ типных качеств каждого школьника и по доминированию определенных психосоматических признаков определить склонность ребенка к тому или иному способу мышления и поведения, поскольку каждый индивид (даже на стадии формирования) подсознательно стремится реализовать свои потенциальные таланты или способности, заложенные в структуре собственного Я.

Эти признаки, выделенные и описанные еще К. Г. Юнгом, легче определить не с помощью стандартных тестов, а в различных игровых, бытовых, производственных и других ситуациях, где ребенок или подросток максимально свободно, а значит, творчески, проявляет свои природные, (по Юнгу — архетипные) качества.

Термины, используемые нами, по своему содержанию ближе всего отражают юнговскую интерпретацию, ее нельзя смешивать с аналогичными понятиями, используемыми в литературе по философии, традиционной психологии и смежным гуманитарным дисциплинам. Поэтому рядом с принятыми в соционике терминами мы даем названия признаков, используемых на Западе.

Этика (чувствование):
Умение разбирать споры, ссоры между людьми, уговаривать, успокаивать, поднимать настроение, откровенно сопереживать. Желание оказывать услуги, делать подарки, хвалить и делать комплименты, ставить на первое место тему своих симпатий и антипатий. Стремление воспитывать, наставлять; проводить время с маленькими детьми, ухаживая за ними, часто возмущаться по поводу «нехороших» поступков других, легко обижаться, проявлять слезливость и, наоборот, смешливость.

Логика (мышление):
Умение составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, измеряемых объектах, запоминать формулы, условные обозначения на географических и топологических картах, названия химических элементов, физических величин. Стремление к классификации (например, знание и умение описать определенное количество деревьев, кустарников, трав, зверей или птиц, характерных для какого-нибудь конкретного региона. Умение разбираться в чертежах, схемах, таблицах. Тяготение ко всевозможным вычислениям и расчетам; умение искать и исправлять ошибки других в текстах, задачах, рисунках и др. Любовь к техническим устройствам, механике, электронике, физике и т. д.).

Сенсорика (ощущения):
Умение пришить пуговицу, заштопать одежду, отремонтировать игрушку, сделать полезную вещь или украшение для дома, приготовить вкусное блюдо, составить букет цветов (икебана). Стремление показать друзьям (подружкам), как необходимо со вкусом и опрятно одеваться, как сделать прическу. Возможность различать следы человека, птицы, животного, велосипеда, мотоцикла, автомобиля на влажной земле или снегу. Способность ухаживать за маленьким ребенком. Умение оказать первую медицинскую помощь: промыть и забинтовать рану, удалить занозу, помочь при потере сознания, сделать искусственное дыхание. Проявление практичности и сноровки в походе (умение быстро поставить палатку, разжечь костер, приготовить пищу, уложить рюкзак); способность пользоваться инструментами, правильно их содержать, любовь к работе в мастерской (столярной, слесарной, авто и т.п.).

Интуиция:
Придумывание новых игр, сочинение стихов, рассказов, анекдотов. Умение сделать самое оригинальное описание внешнего вида космического пришельца или неизвестного (несуществующего) животного, не имеющего аналогов на Земле, и дать ему соответствующее название. Конструирование или разработка нового вида какого-нибудь изделия (одежды, машины, дома, продуктов питания и т.п.). Возможность создания собственного музыкального (художественного, драматического, научного) произведения. Умение чувствовать скрытые мотивы других людей, прогнозировать развитие событий и процессов.

Обычно у школьника наблюдается доминирование пары связанных между собой признаков: этики и сенсорики, этики и интуиции, логики и сенсорики, логики и интуиции. Выявление у ребенка доминирующей пары признаков позволяет направить его способности на определенный вид деятельности - в социальной, гуманитарной, производственной или научно-исследовательской сферах.

 

полностью четвертую часть статьи можно посмотреть здесь

В следующем выпуске №24:

- "Соционика в Петербурге" представляет работу В. Шлаиной "Об отношениях дуальных"
- "Соционика в Петербурге" представляет работу В. Миронова "Соционика в семье: Ваш ребенок и отношения с ним".

Подпиши своих знакомых!

Для подписки необходимо ввести электронный адрес в поле "Ваш e-mail" и нажать Enter. :-))
После этого адресат должен будет ответить на письмо от "Сабскрайба"

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.


Интересующие Вас вопросы Вы можно задать здесь.


Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.socion
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное