Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. № 21 Детская соционика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Владимир Миронов

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить
.

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу В.В. Мегедь "Соционика и воспитание детей"

Лучшее правило в политике и в воспитании - не слишком управлять.
Жан Поль

ГЛАВА 1

УСИЛИЯ ПИГМАЛИОНА

Что посеешь в юности, то пожнешь в старости.
Ибсен

КАКИЕ ОНИ - НАШИ ДЕТИ?

Когда речь заходит о детях, каждый из нас чувствует себя настоящим Пигмалионом, которому под силу воплотить мечту в реальность. Хочется использовать свой врожденный талант воспитателя и вылепить из ребенка если не подобие самого себя, то нечто совершенное. Увы, мы забываем о том, что наш ребенок - не чистая доска, на которой можно писать что угодно. Он родился с определенными задатками, и слишком настойчивое стремление изменить их по нашему усмотрению может принести ему непоправимый вред.

Неадекватные требования родителей истощают психику ребенка, порождают у него всевозможные комплексы, вызывают раздражение и даже неприязнь. Знание того, что ребенок запрограммирован самой природой на другие интересы, что у него иные способности, что особенности его психики требуют совсем иных подходов в воспитании, может помочь предупредить многие тяжелые семейные драмы.

Почему в одной и той же семье родителям не удается найти одинакового взаимопонимания и согласия со всеми детьми? Почему с одним ребенком легче найти общий язык отцу, а с другим - матери?

Соционические методы могут помочь проникнуть в суть этих явлений и объяснить причины возникновения дисгармонии в отношениях между детьми и родителями.

Как отмечал один из признанных педагогов-психологов Э. Эриксон, развитие человека складывается из трех взаимосвязанных процессов:

  •  соматического развития, изучаемого биологией;
  •  развития сознательного "Я", изучаемого психологией;
  •   социального развития, изучаемого общественными науками.

Соционика, кроме названных процессов, изучает еще и бессознательные мотивы поведения человека, как взрослого, так и ребенка.

Мотивы поведения человека, независимо от возраста, определяются образом его мышления, индивидуальным способом мировосприятия, будь оно концептуальным, практическим, эмоциональным или любым другим. В соответствии с этим человек проявляет свои интересы в тех или иных сферах жизни. Методы решения проблем у различных людей тоже разные и зависят от их индивидуальных способностей.

Воспитание ребенка - огромный труд и, прежде всего, это труд души, постоянное ежедневное творчество, требующее особого таланта. Но не все мы одинаково талантливы в этой области. Конечно, чем большим талантом мы обладаем, тем выше наше искусство воспитания. И все же никто не гарантирован от ошибок в этом трудном деле. Поэтому всем - талантливым и не очень - нужны знания. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, но есть и некоторые универсальные рекомендации для детей, имеющих уже известный вам социотип поведения. Нужно также учитывать особенности ваших с ребенком интертипных отношений. Вспоминается один пример из практики консультирования.

Мать (социотип коммуникатор) жаловалась на пассивность, замкнутость и эмоциональную холодность ребенка, тип которого, как оказалось, МАСТЕР. Отношения между ними - представляют собой социальный контроль со стороны матери. Мать часто бывала излишне придирчива к ребенку, недооценивала его хорошие качества и переоценивала недостатки. Она не понимала, что его внешняя безэмоциональность - только маска, скрывающая очень ранимую душу. Ей бы импонировал флегматичный, уравновешенный ребенок, не особо реагирующий на эмоциональные выпады матери. А ее сын нуждался в тактичном и более тонко чувствующем человеке.

Ребенок имел много природных способностей, но был не очень уверен в себе и поэтому нуждался в похвале, поощрении и моральной поддержке. Критика надолго выбивала его из колеи. Мать же, боясь, что сын от ее похвалы вообще зазнается и разленится, старалась хвалить его пореже. Если же и хвалила, то в ее интонациях не хватало искренности и проникновенности, и мальчик просто не верил ей, поэтому и начал отдаляться. Но веселая, живая и добродушная женщина не умела долго сердиться. Она начинала тормошить ребенка, подтрунивать над ним, тем самым невольно способствуя его отчужденности.

У мальчика опустились руки, пропал интерес ко всему, развился комплекс неполноценности. Он становился все более пассивным, доводя мать до отчаяния своим поведением.

В этой ситуации нет вины, а есть незнание. Недостаточно дать рекомендации по коррекции отношений с ребенком. Нужно найти то, что объединяет мать и ребенка, чтобы общность интересов устранила порожденную этим типом отношений отчужденность. Дистанция в общении должна регулироваться очень умело. В этих отношениях необходима предельная искренность и доверие, которое лучше никогда не обманывать. Обиды ребенка могут быть очень длительными и тяжелыми, даже если, по мнению матери, для этого нет достаточных поводов. В этих отношениях не всегда легко достичь глубокого взаимопонимания, тем более, если не знать особенностей друг друга или считать свою позицию единственно правильной, к чему часто бывают склонны социальные ревизоры или заказчики.

Смена поколений - одно из звеньев социального развития общества. Это постоянное движение вперед. Поэтому в отношениях социального контроля и заказа нет обратной связи. Соционический ревизор и заказчик служат ориентиром для ведомых, но не всегда понимают их требования или желания.

В жизни, если подойти к этой проблеме обобщенно, в роли социальных заказчиков и контролеров выступают не родители, а дети. Им мы посвящаем свою жизнь и их критики боимся больше всего, когда они вырастают и становятся умнее нас. Только короткий период, пока они не повзрослеют, мы можем служить для них эталоном, только на этом этапе мы их заказчики, требующие послушания и контролеры их поступков. Вырастая, они принимают эту эстафету, чтобы передать ее следующему поколению. И с этого момента уже не мы их, а они начинают нас меньше понимать, меньше нуждаться в нас. Самое обидное, что эта смена ролей застает нас врасплох. Тот факт, что самой природой любовь к детям заложена в родителях в большей степени, что их ответная любовь, никого из нас не утешает. Обрести взаимность можно только очень умелым воспитанием.

Искусство воспитания человека состоит в том, чтобы позволить ему быть самим собой. А для этого нужно знать, каков он есть в действительности, а не в вашем воображении. Итак, какие же они, ваши дети?

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Диапазон соционики очень велик. Возрастные ограничения практически отсутствуют. С момента осознания человеком своей личности (а это происходит еще в детском возрасте - примерно в 3-5 лет) можно определить основные психологические особенности ребенка, дать рекомендации по его воспитанию и развитию потенциальных способностей.

Процесс обучения может и должен быть построен с учетом сильных и слабых сторон каждого ребенка. Зная образ его мышления, индивидуальные склонности и способности можно найти оптимальную сферу их применения, рекомендовать тот или иной профиль обучения (гуманитарный, технический и т.д.) Давно установлено, что пик интеллектуальных возможностей человека приходится на 14-15 лет, поэтому крайне желательно в этом возрасте сориентировать ребенка в нужном направлении.

Существуют два распространенных заблуждения в отношении человеческих возможностей.

Некоторые полагают, что все люди рождаются с одинаковыми задатками и лишь от воспитателей и родителей зависит, каким может стать ребенок. Те, кто придерживаются такого мнения, убеждены, что при создании соответствующих условий и требований из ребенка можно воспитать такую личность, какая требуется для общества. Их этого делается вывод, что в процессе воспитания и образования необходимо использовать универсальные методы и подходы, ориентированные на некий усредненный вид мышления.

Другие, наоборот, убеждены, что каждый человек уникален и требует строго индивидуального подхода. По мнению сторонников этого взгляда, существующие методы педагогики нивелируют личность ребенка. Они ратуют только за дифференцированные методы воспитания и обучения, отбор особо одаренных детей, создание специализированных классов, групп и школ с обучением по особым авторским программам и методикам.

Оба эти подхода ошибочны в силу их крайней радикальности. Но в каждом есть своя доля истины.

Без сомнения, каждый человек в чем-то уникален, иначе любое общество представляло бы собой совершенно однородную массу с одинаковыми характерами, внешностью, мышлением и поведением. Даже то, что на Земле нельзя найти двух людей с идентичными отпечатками пальце, говорит в пользу человеческой уникальности. Это же относится и к другим анатомическим и физиологическим характеристикам человека.

Родители и педагоги отмечают тот факт, что в одной семье, в одних условиях растут дети, совершенно не похожие друг на друга ни по поведении, ни по уровню развития - умственного и физического. Проходит время и из одного ребенка вырастает ученый-физик, а другой довольствуется ролью рабочего или служащего. На множестве примеров мы убеждаемся, что условия воспитания не являются определяющим фактором формирования личности.

С другой стороны, иногда совершенно не похожим друг на друга на первый взгляд людям присущи характерные признаки, объединяющие их по способам сходно мыслить, чувствовать и вести себя в тех или иных ситуациях.

Одни дети общительны, другие сдержаны и замкнуты. Одни тянутся к естественнонаучным предметам и достигают в них успеха, другие проявляют себя в гуманитарной области (литературе или искусстве); одни систематичны и последовательны, другие разбросаны и импульсивны. Можно продолжать этот перечень характерных проявлений, но все они подтверждают наличие у разных детей общих признаков, проявляющихся в манере общаться, направленности их интересов к той или иной сфере деятельности, способах решения различных проблем.

Объяснение как отличительных, так и сходных признаков у детей можно найти в преобладании определенных функций полушарий головного мозга. Нейрофизиологи первыми установили связь образа мышления с функциями полушарий, а психологи и соционики дали объяснение различию способов обработки информации человеком.

Существует общее мнение, что левое полушарие мозга обрабатывает информацию подробно, последовательно, линейно, аналитически и логически, а правое полушарие, наоборот, глобально, относительно, синхронно, нелинейно и интуитивно.

Развивая этот взгляд, можно добавить, что левое полушарие несет ответственность за обработку словесно-логической информации. Мышление, связанное с таким видом информации, было названо конвергентным. Оно проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Для его развития детям нужно предлагать загадки, ребусы, кроссворды или задания на построение различных классификаций, например, попросить назвать виды ягод, овощей, рыб, деревьев и т.д.

Правое полушарие имеет дело с информацией образно-чувственного характера, а соответствующее ему мышление названо дивергентным. Оно опирается на воображение и служит средством продуцирования новых оригинальных идей и самовыражения. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество ответов.

полностью первую часть статьи можно посмотреть здесь

Сайт "СОЦИОНИКА В ПЕТЕРБУРГЕ" представляет

работу Н.А. Прилепской " Ребенок и пол.
Этическая интерпретация соционических функций."

 

Мальчики и девочки не сразу осознают свою принадлежность к определенной половине человечества, а некоторые, начав осознавать, долго не могут согласиться с той социальной ролью, которую как будто определяют половые признаки, а на самом деле навязывает конкретное общество, его система ценностей.

Многие дети довольно рано замечают, ощущают, догадываются, что им трудно следовать тем образцам поведения, которые предлагает социальная среда, и, искренне стараясь быть "хорошим мальчиком", "хорошей девочкой", невротизируются.

Психологи и психиатры, работающие с детьми и подростками, употребляют такие выражения, как "неадекватная половая идентификация", "маскулинизированная девочка", "феминизированный мальчик", "гомосексуальная ориентация" и многие им подобные. У них есть арсенал психотерапевтических средств для работы с такими детьми, и даже медикаменты. И их работа, проводимая с целью коррекции и развития ребенка, может приводить к дополнительным психическим травмам, включая уже родственников ребенка, только потому, что эти честные, но узкие специалисты не знакомы с информационным подходом к развитию личности.

Соционический взгляд на отношения полов изложен в статье "Жизненные сценарии" В.Гуленко [5]. Половозрастной аспект интересно просматривается в статьях С.Савченко [11]. Важные сведения о половых и возрастных различиях внутри типов содержатся в книгах американских авторов О.Крегера и Дж.Тьюсон [7].

Нам же хотелось бы обратить внимание социоников (консультантов, учителей, психологов, родителей) на вопросы полового просвещения и воспитания детей и подростков. Мы попытаемся показать, как может происходить дезориентация ребенка в вопросах его личностного развития в условиях информационно-невежественного - пока еще - общества. Причем, ребенок не защищен не только в случаях, когда его биологический пол не совпадает с "социальным", но и когда он совпадает. Мы увидим, что есть и более сложные случаи: биологический пол частично совпадает с социальной информацией, которую быстрее всего усваивает ребенок благодаря своему соционическому типу, а частично противоречит этой информации.

Пол обладает биологической, социально-психологической и информационной природой. Учитывая современные достижения медицины, биологический пол можно изменить. В истории были случаи смены на время социально-психологического пола без смены биологического. Но нельзя без разрушения личности изменить соционический (информационный) тип. На информационном уровне мы знакомы с понятиями "мужского" и "женского" начал [2, 4].

Учитывая все это, неплохо было бы иметь не два образца для детей: "хорошей девочки", "хорошего мальчика"1, а тридцать два! Как минимум шестнадцать "нормальных" образцов для девочек и шестнадцать - для мальчиков, тоже "нормальных". Но каждый из этих тридцати двух образцов соционику-консультанту приходится воссоздавать (совместно с клиентом, его родителями, иногда - лечащим врачом) "на месте" - в конкретной ситуации.

В этой то работе и поможет одна наша, частично уже применяемая модель сочетания пола и возраста в формуле соционического типа.

Мы опираемся на предположение, что в те ускоренные периоды развития, которые бывают в детстве, отрочестве, социально-психологическая информация, связанная с полом, интенсивно усваивается психикой ребенка прежде всего в прямой зависимости от ее соционической структуры, а не от биологического пола. Внутриличностный конфликт возникает, когда необходимо срочно согласовать куски разнородной информации... Для такой работы нужны условия, в т.ч. психологическая поддержка, принятие или понимание происходящего - со стороны, т.е. со стороны значимых взрослых, а они-то и оказываются не в состоянии это сделать, т.к. у многих взрослых по отношению к детям в этот период усиливается лишь контролирующая функция.

Предлагаемая здесь "половозрастная модель" демонстрирует откровенно этический подход, который сознательно разрешает из современных наук одна только соционика. (Она заинтересована в этом: переведенная на 16 языков, скорее будет "принадлежать народу").

Модель возникла на базе известных Эго-состояний Э.Берна [3, 10] и функциональных соционических состояний В.Гуленко [5].

Э.Берн описал три Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. У них нет пола2, но они проявляются в разных формах. Например, у Родителя - две формы проявления: "Заботящийся" и "Контролирующий". Ребенок может быть "свободный, естественный", "склонный к фантазии" и "адаптированный", склонный то к отчуждению, то к бунту против Родителя [10].

Сделаем соотнесение Эго-состояний Э.Берна сначала с иррациональными соционическими монофункциональными состояниями, в описание которых мы сознательно вводим признаки и пола и возраста.

Таблица 1. Иррациональные функциональные состояния
Эго-состояние по Э.Берну 1. Функциональное состояние.
2. Роль, образ.
Соционическая функция, "полутакт" [1]
Родитель 1

1. Абсолютная уверенность, владение ситуацией, возможность управлять событием. Властность, необъяснимые запреты или "дозволения".

2. Благодушный или гневливый - без всяких объяснений, умеющий держать других в напряжении - "Дед".

F
Родитель 2

1. Забота о хорошем самочувствии, удобствах тела, опека, ласка, желание и умение снять напряжение.

2. Хлопотливая, иногда докучливо-мелочная - "Бабушка".

S
Ребенок 1

1. Чуткая восприимчивость, впечатлительность, но иногда тревожность, иногда капризность, т.к. не в силах объяснить то, что внутри.

2. Трепетная, нежная, всегда чуть настороже - маленькая девочка - "Внучка".

T
Ребенок 2

1. Восторженное возбуждение, увлеченность, смелость, фонтан идей, открытость всем вариантам, иногда - отстраненность, но наивность, рассеянность по отношению к бытовым, этическим ситуациям.

2. Истинный мальчишка, маленький мальчик - "Внук".

I


Функции F и S соотнесены с образами опытных, уверенных пожилых людей, их статус как бы делает излишними как эмоции, так и объяснения; I и T - с образами маленьких детей, т.к. в мире внешних вещей они беспомощны, как младенцы. (Не типы, а "чистые" состояния). Им бросаются на помощь, также в силу их статуса.

Что касается пола, то двум из функций присвоены признаки "мужского начала": I - поиск, проникновение, F - захват, охватывание, удержание. Двум другим - S и T - присвоены признаки "женского начала": T - "мерцает" перед внутренним взором, увлекая, обещая неизведанные события; S - заставляет нас реагировать внешне, предъявляя все новые и новые сочетания ощущений - цветовых, тактильных, обонятельных. "Женские" состояния "податливы", т.к. зовут, принимают, заманивают, в отличие от "мужских" - как бы концентрирующих, напрягающих.

Все иррациональные функции - как "мужские", так и "женские" - вместе способствуют соединению, продлеванию, непрерывности. Они могут мерцать, пульсировать, но обязательно возобновляются.

Они способны по-разному взаимодействовать. Приведем только случай дополнения, который является и притяжением друг к другу, так как различны и пол, и возраст:

F + T - своевременный запрет (F) снимет безотчетную тревогу (T), погасит неуместные капризы3.
S + I - чуткая предупредительность (S) мягко "заземлит гения" (I), не загасит "искру Божию".

"Общение" наших Деда с Внучкой (F + T) и Бабушки с Внуком (S + I) протекает гладко, без проблем. Оно бескорыстно, но и безрассудно. Через них-то и действует глубинный родовой инстинкт - потребность человечества в самопродолжении, собственно, в выживании.

Однако, действие одних только иррациональных функций не гарантирует поступательное развитие, прогресс - ни личности, ни обществу, ни человечеству, ничему живому. Констатировать и оценивать, брать и отдавать, отпускать, располагать и делать выбор, заканчивать одно и начинать другое и т.п. - все это помогают делать рациональные функции - дискретная информация, наш соционический Взрослый - этика и логика. Вместе с иррациональными функциями они усложняют, дифференцируют, по-новому структурируют информацию, ее единицы, потоки, системы... Чтобы человечество не только выживало, но и могло накапливать потенциал выживания, чтобы была у него не просто жизнь, но и "жизнь с избытком" [Ин 10,10].

полную версию статьи можно посмотреть здесь

В следующем выпуске:

- Продолжение книги В.В. Мегедь "Соционика и воспитание детей".
- Вы спрашивали про подтипы? Существуют ли они? Как их учитывать при диагностике?
"Соционика в Петербурге" представляет работу В. Мегедь "Вариативность типов и проблемы диагностики".

Подпиши своих знакомых.

Для подписки необходимо ввести электронный адрес в поле "Ваш e-mail".
После этого адресат должен будет ответить на письмо от "Сабскрайба"

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.


Интересующие Вас вопросы Вы можно задать здесь.


Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.socion
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное