Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Переговоры и манипуляции" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
+1 за неделю
Анонс новых книг Г. Рейнина и Е. Филатовой
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Владимир Миронов
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. |
Сайт "Соционика в Петербурге" представляеткнигу Е.С. Филатовой "Соционика личных отношений".
Анонс: В книге с точки зрения соционики рассматриваются семейные отношения. Поведение людей различных соционических типов в любви и вопросы совместимости. Книга предназначена для тех, кто уже знаком с основами соционики.
Вашему внманию предлагается небольшой отрывок из книги:
I. Соционическая совместимость – классическая совместимость при учете расположения функций партнеров в каналах связи.
Первая позиция – самая сильная, по ней мы будем оценивать классическую соционическую совместимость. Максимальный балл для самых поддерживающих дуальных отношений выбран плюс 16, минимальный балл для самых негативных отношений ревизии – минус 16. Тождественные отношения, в которых партнеры полностью соционически идентичны, (при прочих равных) оцениваются нулевым баллом. Остальные отношения расположены внутри этой шкалы по принципу: чем больше партнеры могут поддержать друг друга – тем сильнее соответствующие отношения сдвинуты в область со знаком плюс. И наоборот, чем больше вероятность задеть друг друга по болевым каналам, тем выше балл со знаком минус. Следующие две шкалы учитывают половые особенности психотипов, физиологические и социальные, именно те свойства характера, которые и играют определяющую роль в отношениях супругов после соционических отношений. В настоящее время для определения «социального пола», (а именно это для нас является целью этого рассмотрения) используется термин «гендерная роль» - об этом мы уже упоминали выше. Эта та роль, которая закреплена правилами морали и социальными ожиданиями для мужчин и женщин. В нашем случае гендерную роль удобно учесть, рассматривая следующие две шкалы особенностей психотипов. Одна шкала – это чисто эмоциональное восприятие партнера, как некоторого ожидаемого и взлелеянного идеала. Это то свойство, по которому мы безошибочно определяем для себя: «Она – настоящая женщина», имея перед мысленным взором нежный хрупкий образ, мягкость общения, ранимость, уступчивость. Или - «Он - настоящий мужчина», за этими словами предполагается образ мужественного, сильного, спокойного человека, который защитит слабого, рыцаря по отношению к женщинам. Это то, что более всего, определяется терминами «фемининность» и «маскулинность». Однако, не забудем и о том, что эти понятия не являются взаимоисключающими и некоторые типы могут обладать как одними, так и другими свойствами, то есть, оказаться андрогинными. Итак, первая часть гендерных свойств психотипов представлена базовой шкалой II. II. Половые роли – маскулинность и фемининность.
Некоторые пояснения к шкале II. ИЛЭ (Дон Кихот); М=1, Ф= - 1. Маскулинность ИЛЭ снижена
по сравнению с максимумом (М=3), поскольку, для этого психотипа характерна
некоторая разбросанность и импульсивность, которые могут производить впечатление
ненадежности. А надежность характера – одно из самых ценимых женщинами
качеств мужчины. СЭИ (Дюма); М= -1, Ф =3. Маскулинность СЭИ мы определили минимальным отрицательным значением, поскольку мягкость в общении, повышенная эмоциональность, а также значительная непредсказуемость в поведении не соответствуют представлениям о «настоящем мужчине», в то время, как те же качества характера многими мужчинами ценятся в женщинах особенно высоко. ЛИИ (Робеспьер); М = 2, Ф = - 1. ЛИИ, этот рыцарь истины
и поборник справедливости, конечно же больше соответствует высокой маскулинности,
чем фемининности. Правда, некоторая суровость, погруженность в работу
и частая нерешительность в поведении с женщинами несколько снижает балл
от максимального до М= 2. ЭСЭ (Гюго), М= 1, Ф=3. Женщина ЭСЭ – воплощение солнечной
радости, веселья и кокетливости, что так привлекает каждого мужчину. Конечно,
в этом случае мы поставили максимальный балл Ф=3. ИЭИ (Есенин), М= - 3, Ф = 3. Перед нами, очевидно, самый женственный тип даже из всех гуманитариев, которому очевидно, соответствует максимальный балл Ф= 3. Нежные, и ранимые, они, как неземные создания, «струятся», а не ходят, как будто земное притяжение им мало мешает. Но эта нежная ранимость, постоянно меняющееся настроение, поэтичность… - никак не соответствуют социальному образу «настоящего мужчины» и мы поставили мужчинам ИЭИ максимальный отрицательный балл М = - 3. ЛСИ (Максим), М=3; Ф= 0. Все практики, несомненно относятся
к сильным маскулинным типам. В значительной степени это свойство характеризует
мужчин ЛСИ, поскольку, мужчины ЛСИ надежны, верны чувству долга, тверды
и бескомпромиссны. Поэтому их балл М=3. ЭИЭ (Гамлет), М = - 2; Ф = 3. В отличие от практиков, все
Гуманитарии наделены выраженным женским типом. Соответственно, женщине
ЭИЭ, эмоциональной, восторженной, артистичной и ранимой, умеющей быть
загадочной и непредсказуемой - соотнесем максимальный балл Ф=3. ЛИЭ (Джек Лондон), М=3; Ф= - 1. ЛИЭ – один из самых «мужских»
типов в общественном сознании. Романтик, землепроходец, настроенный на
преодоление суровых жизненных испытаний, он, конечно, получает максимальным
балл М=3. ЭСИ (Драйзер), М= 2, Ф = 2. Социалы – более женские типы,
чем мужские, правда, женщины ЭСИ часто выглядят внешне строгими, холодными,
недоступными, поэтому, мы несколько снизили балл женственности до Ф=2.
ИЛИ (Бальзак), М=0, Ф= 0. Маскулинность ИЛИ в выбранной
шкале, в поведении с представительницами противоположного пола, по мнению
автора, мало проявляется. Философ, критик и скептик, ИЛИ не очень заботится
о том, как он выглядит. Мужчина ИЛИ, скорее, рассчитывает на то, что поразит
женщин своей интеллектуальностью и мягкостью в поведении. СЭЭ (Наполеон), М= 2, Ф = 3. Трудно устоять против очарования
женщины СЭЭ, если мужчина привлек ее внимание. Тут будут пущены в ход
все возможные уловки из типично женского арсенала, как внешнего вида,
так и манипулятивного поведения. Ф = 3. ЛСЭ (Штирлиц), М=3, Ф=0. Практики, как мы уже говорили,
типы с хорошо выраженными мужскими чертами характера. Для ЛСЭ характерно
спокойствие, рассудительность, стремление к объективности, надежность.
М=3. ЭИИ (Достоевский), М= - 2, Ф = 3. Как и другие Гуманитарии,
ЭИИ – тип женский.. Глубина чувств, умение любить и хранить верность,
стремление снять психологическое напряжение, поддержать эмоционально,
- конечно, все эти качества характера позволяют присвоить максимальный
балл женственности Ф=3. СЛИ (Габен), М=3, Ф=0. И снова перед нами представитель
практиков. Спокойный немногословный и очень надежный. Для многих женщин
– именно он является воплощением настоящего мужчины, поэтому М = 3. ИЭЭ (Гексли), М = -2, Ф = 3. Веселость, непредсказуемость,
игривость женщин этого психотипа - черты чисто женские. Женщине ИЭЭ всегда
присуща неординарность поведения и новизна, качества, которые так привлекают
к ним мужчин. Конечно, здесь мы должны поставить самый высокий балл Ф=3.
Теперь перейдем ко второй части гендерной роли психотипов – умению осуществлять весьма прагматичные функции, но тем не менее, очень важные для самого существования семьи. Это – умение экономно и эффективно вести хозяйство, качество, которым, конечно, должна обладать жена, и способность обеспечить семье материальный достаток – несомненное требование к мужу. В этом случае будем оценивать способности каждого из супругов по 8-балльной шкале . Условно обозначим эту шкалу, как муж – «кормилец», жена – «хозяйка». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт "Соционика в Петербурге" представляеткнигу Г. Рейнина "Соционика".
Вашему внманию предлагается небольшой отрывок из книги:
Соционика не ограничивается рассуждениями о том, что люди разные. Соционика показывает почему, в каком месте и насколько мы разные, насколько по-разному мы воспринимаем одни и те же события и реагируем на одни и те же явления, какие разные у нас системы аргументации и оценочные критерии. И, несмотря на то, что мы разговариваем на одном языке, пространство понятия за каждым словом у каждого — свое. Существуют исследования языка типов ИМ, языка квадр. Люди разных типов употребляют разные языки. У кого-то слишком много прилагательных, у кого-то их почти совсем нет, разные типы по-разному употребляют глаголы и так далее. Каждый тип живет в собственном психологическом пространстве. Эти пространства настолько отличаются друг от друга, что мы можем, совершенно не замечая этого, долго наступать на «больную мозоль» другого человека. Потом однажды получаем неадекватную реакцию и очень удивляемся. Я вроде бы ничего такого не сделал, а тут вдруг такая реакция. А тот, другой, долго терпел, однако разрушения в его пространстве вышли за предел допустимого. Знание типологии позволяет нам иногда понять, что наши отношения с конкретным человеком, кроме всего прочего, обусловлены интертипными различиями. Интертипные отношения мне хотелось бы рассмотреть в аспекте конфликтогенности. Где, при каких отношениях могут возникнуть зоны конфликтов? Почему это важный аспект? Часто возникает практическая задача: например, есть какой-то коллектив, и вам нужно оценить, насколько этот коллектив будет работоспособен и насколько он вообще пригоден для решения определенных задач. Это один вариант. Второй вариант: вам надо сформировать коллектив, который должен будет решать эти задачи. И третий вариант: ситуация: вам нужно проанализировать конфликты, которые уже возникли в конкретном коллективе, и дать рекомендации, как от этих конфликтов избавляться. Это практические вопросы, которые встречаются сплошь и рядом. Соционика позволяет точно предсказывать точки конфликтов — не только место, но также время и условия, при которых они могут возникнуть. Имея такой инструмент, всегда можно построить матрицу интертипных отношений для данного коллектива. Если коллектив состоит из пяти человек, то матрица будет 5х5, если из двадцати, то — 20х20. В каждой клеточке будут стоять конкретные отношения между типами конкретных людей. А это позволяет сделать выводы о том, какие проблемы могут возникнуть в соответствии с поставленными задачами. Я знаю серьезных предпринимателей, которые активно используют этот метод. Мы говорим здесь о конфликтах, обусловленных типологией. Но ведь это далеко не все конфликты, которые могут возникать. Конфликты бывают обусловлены несовпадением социально-психологических миров и другими вещами, например столкновением групповых интересов или производственной ситуацией. Мы же говорим сейчас о том типологическом фоне, на котором происходит взаимодействие людей. Если данный аспект абсолютизировать, утверждая, что все конфликты от типологии, это будет очень грубой ошибкой. Некоторые конфликты могут возникать совершенно на другой почве. Но отношения между типами ИМ — это фон, на котором, собственно, и разворачивается конкретная социальная ситуация. Возьмем хотя бы квадру. Считается, что квадра — это очень комфортная группа. Принято считать, что в квадре не бывает конфликтов. Это, однако, не совсем так, конфликты бывают, и сильные, но квадра отличается от других групп тем, что там люди разговаривают на одном языке, у них есть способы разрешения этих конфликтов. Они могут понять причину конфликта, и у них есть язык, с помощью которого они могут договориться. В других группах часто бывает, что такого языка нет. Про язык квадры мы с вами будем еще говорить при рассмотрении малых групп. Итак, рассмотрим подробнее интертипные отношения.
Тождественные отношения
Строго говоря, их нельзя назвать интертипными, так как это отношения между людьми одного типа. Тождественные отношения хороши в ситуации, когда что-то передается от одного к другому. Тождественный тип ИМ — самый лучший учитель! Люди говорят на одном языке, поэтому они хорошо понимают такие вещи, которые другому типу ИМ непонятны. Они живут в одном мире, в одном психологическом пространстве, и язык этого мира является языком их общения. Тождественным типам требуется меньше слов и жестов, чтобы понять друг друга. Часто они понимают друг друга вообще без слов. Это, безусловно, положительный момент. К сожалению, мы не можем воспроизвести эти отношения в средней школе: учитель один, а учеников много, и все разных типов. В тождественных отношениях может быть и отрицательный момент. Допустим, я про себя знаю что-то плохое, и борюсь с этим. Я знаю, что это качество плохое, и когда вижу его в партнере, ужасно раздражаюсь: «Это же так просто, почему он с этим не борется, ведь я боролся и победил, а он?» Недовольство самим собой переносится на партнера. То, что в себе не нравится, в другом человеке — раздражает. При совместной жизни это место может выпячиваться и становиться причиной хронических конфликтов. Я иногда вижу в человеке такие качества, которые другие, возможно, не видят, ну и он во мне, соответственно, тоже. С другой стороны, если у меня на что-то нет энергии, то, скорее всего, и у него на это нет энергии: здесь также могут возникнуть сложности. Тождественные отношения — это отношения, в которых понимание не является проблемой. В тождественных отношениях один вполне адекватно оценивает мотивы другого. Возможная тема конфликта: "Кого ты хочешь обмануть? Я тебя насквозь вижу".
Отношения дополнения В этих отношениях слабые функции одного типа находятся в зоне действия сильных функций другого типа. Дополняющий является для своего партнера идеальным воспитателем. Это человек, который может показать своему партнеру, каким образом действовать в сложных для него социальных ситуациях. С одной стороны, он защищает слабые функции партнера. С другой стороны, дает программы, с помощью которых человек может быть успешным и по своим слабым функциям. Это удобные отношения в семье. Но здесь частенько происходит как бы «схлопывание». Люди становятся настолько близки, что в какой-то момент друг без друга не могут. При этом возникает сильная дифференциация функций: какие-то аспекты контролирует один из партнеров, другие полностью отслеживает другой. Свои слабые функции я доверяю своему дополняющему, а он мне доверяет свои. Встречаются такие семьи, где дополняющие говорят на одном и том же языке и практически понимают друг друга без слов. Однако и в отношениях дополнения, как ни странно, могут возникать конфликты. Главное, чем отличаются отношения внутри квадры от отношений между типами из разных квадр, это то, что люди говорят на одном языке, а значит, слышат и понимают друг друга без проблем. При возникновении конфликта известна его причина и есть общий язык, на котором можно договориться. В других случаях общего языка нет, и договариваться гораздо сложнее. В дополняющих отношениях, как уже говорилось, слабые функции одного находятся в зонах сильных функций другого, то есть у людей имеется больше возможностей воздействовать друг на друга. То, что для меня является суггестивной функций, для моего дополняющего партнера — зона уверенности. Он как бы воздействует на меня всем своим существом. Ему ничего не надо для этого делать. Вполне достаточно быть естественным. Этим уже пользуются некоторые руководители при заключении сделок, подписании контрактов, проведении ответственных переговоров. В отношениях дополнения скрыты громадные возможности для взаимной манипуляции. И здесь, как ни в одних других отношениях, четко проявляется дихотомия «свой — чужой». Если этот человек «свой», и его взгляд на мир, его система ценностей соответствуют моим, мы с ним вместе, тогда: «Пожалуйста, я позволяю. Ты можешь что-то делать в области моих слабых функций». Возникает взаимное доверие. И, соответственно, наоборот: если это «чужой», то может возникнуть конфликт. Такие конфликты я наблюдал. Человек буквально взрывается: «Почему ты мной манипулируешь?» Сама манипуляция происходит естественно, незаметно, а протест против нее иногда выражается очень бурно. В дополняющих отношениях, там, где у одного — сфера творчества, у другого — зона проблем, т. е. область, где человек не склонен рисковать и всегда стремится к ясности. Однако, если полного доверия нет, вполне возможны взаимные упреки типа: "Зачем ты усложняешь ситуацию?" Приведем примеры дополняющих отношений из истории: Кутузов (Бальзак) и Наполеон, Гитлер (Гамлет) и Сталин (Максим), конструктор Королев (Жуков) и Юрий Гагарин (Есенин). При этом многие исторические странности с точки зрения типологии оказываются объяснимыми. Ну, не все, конечно (табл. 3). Таблица 3 Формула отношений дополнения
Зеркальные отношения Творческая функция одного типа ИМ находится в зоне первой функции другого. Здесь нет явных зон конфликта. Единственное, что мне приходилось наблюдать в зеркальных отношениях, это — взаимное обвинение в занудстве. Один говорит: «Надо… хорошо…», другой — «Хорошо… надо…», и у каждого возникает ощущение, что человек говорит о том, что и так ясно. «И так все понятно, зачем он так много про это говорит!?». Возможно, партнер даже не говорит, но производит какие-то действия в области первой функции, что-то улучшает. А что там особенно делать, что улучшать, как улучшать? А главное — зачем? И так все хорошо. Эти обвинения взаимны, абсолютно симметричны: «Хороший человек, но — зануда! Ну, что он выясняет то, что и так ясно.
СодержаниеВведение Часть 1. Лекции и беседы Лекция 1. Описания типов. Методы и модели. Способы описания типов информационного метаболизма (ИМ). Метод качественных структур в соционике. Элементы и функции. Функциональная модель информационного метаболизма личности. Штурвал Калинаускаса. Общая характеристика функций в структуре личности. Ключ к построению функциональной модели типа. Лекция 2. Описания типов альфа- и бетта-квадры. Лекция 3. Описания типов гамма- и дельта-квадры Лекция 4. Элементы информационного метаболизма в функциональной структуре личности. Сводная таблица Лекция 5. Интертипные отношения. Описание интертипных отношений с позиций конфликтологии. Вопросы и ответы. Лекция 6. Пространственные модели. Гиперструктура социона. Лекция 7. Признаки дихотомии социона. Лекция 8. Анализ интертипных отношений с позиции группы биполярных признаков. Лекция 9. Малые группы. Типология и свойства малых групп. Лекция 10. Тип информационного метаболизма. Подходы к тестированию. Лекция 11. Типы и ситуации. Часть 2. Теоретический анализ типологических описаний в психологии…. Типологические и факторные описания личности. Типология как математический объект. Типологический подход к измерению степени дифференциации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л. Бескова и Е. Удалова материалов для анонсирования книги "Я и все остальные: начала соционики" не прислали. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир Мироновв Петербурге набирает группу на тренинг "Соционика
от "А" до "Я" (О чем не пишут в книгах).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интересующие Вас вопросы Вы можно задать
здесь. |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: science.humanity.socion |
Отписаться |
В избранное | ||