Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Переговоры и манипуляции" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2004 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
Статистика
+1 за неделю
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. №11 Научно-прикладная конференция в СПб.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Владимир Миронов
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. |
Обзор научно-практической конференции
|
Миронов В.В. Методы соционики в рекрутинге и работе с персоналом.В № 4 за прошлый год журнала "Соционика, ментология
и психология Личности" была опубликована статья Тихонова А.П. в соавторстве
с Колодий Л.Н. "Соционический подход к профессиографическому исследованию"
[2], в которой рассмотрен весьма интересный подход к описанию психофизиологических
и социально-психологических качеств работника. полную версию тезисов можно посмотреть здесь. |
Кочубева Л.А. Новое в семантике рациональных аспектов. |
по материалам рабочей группы по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБПЧ в составе: Доспехов С. В., Ерыкалина Е.Г., Киселева Л.В., Ковалева А. Ю., Кочубеева Л. А., Мальская Е. Н., Миронов В. В., Стоялова М. Л. |
Прошлое исследование Рабочей группы, которое тянулось более двух лет, было посвящено наполнению признаков Рейнина. Новая тема, которую мы решили взять для исследования, – это прояснение содержания лексической составляющей аспектов. Сегодняшний доклад называется «Новое в семантике рациональных аспектов», над иррациональными аспектами мы продолжаем работать. Между темами наших двух исследований есть некоторое различие. По признакам Рейнина изначально было известно мало, поэтому тут поле для экспериментов было очень широким. Надо сказать, что с аспектами вообще и с рациональными аспектами в частности ситуация сложилась странная и можно сказать – немножко парадоксальная. Всем кажется, что содержание аспектов – вещи общеизвестные, т.е. мы на этом строим определение типа, об этом все пишут. И тем не менее, так получается, что есть масса разногласий, иногда мелких, иногда более существенных. Содержание аспектов не ставится под сомнение и существует по умолчанию. На практике получается, что в общем-то это самое содержание выведено из модели и ничем не проверено: предполагается, что должно быть так. Нашей группе известно крайне мало экспериментов по проверке и уточнению наполнения аспектов: буквально пара экспериментов, в которых проверялся ограниченный набор слов, и когда это действительно подтверждалось другими независимыми методами. Понятно, что в ситуации, когда нет возможности провести нормальное стандартизованное интервью, как при приеме на работу, в том же рекрутинге, когда возможности для интервью ограничены (там масса вопросов, и человек просто не поймет, о чем вы его спрашиваете, про кастрюли или еще что-то), имеет смысл пользоваться косвенными методами, т.е. отслеживать лексическую составляющую, невербальную и т.д. Методика проведения экспериментов, которой мы пользовались, сложилась спонтанно, и это сам по себе интересный феномен, поэтому я о нем немножко скажу. Мы назвали его метод резонансной группы. Может быть, кем-то из социоников, разрабатывающих теорию малых групп (Рейнин, Гуленко и др.), это описано, но нам не встречалось. Резонансная группа – это группа людей, у которых некоторый аспект представлен в первой функции и во второй (одна из рейнинских неоднородных групп). Назовем его резонансным аспектом. Принципиально важно, чтобы в группе были собраны вместе все четыре представителя данного аспекта по блоку Эго. Например, по черной логике: чтобы там были Габен, Джек, Штирлиц и Бальзак. Число участников может варьироваться, допустим, одного типа 1 человек, другого 2, но главное, чтобы представители всех четырех типов присутствовали одновременно. Если одного какого-то типа не хватает, явление резонанса не наблюдается. Средний состав резонансной группы от 4 до 8 человек. Мы старались, чтобы люди были выраженных типов, чтобы они были в своем типе, чтобы они были заинтересованы в этой деятельности. Предварительно мы готовили набор лексики, делали выборку по аспектам со всей доступной литературы, имеющейся в нашем распоряжении, Интернета и т.д. Потом это все распечатывалось на отдельных листах и раздавалось участникам группы. Участников резонансной группы сажали вместе, остальные члены рабочей группы отсаживались в сторону, таким образом, получался внутренний круг и внешний круг – «аквариум», как на тренингах. Один из участников резонансной группы начинал вслух зачитывать подготовленную лексику аспекта, делая паузы для обсуждения и реакции остальных. Внешний круг отслеживал и фиксировал вербальную и невербальную реакцию. Если кто-то из нашей постоянной группы был в резонансе, он брал на себя роль такого заводилы. Он начинал читать слова, спрашивать всех. Иногда приходилось немножко подстегивать: «Ну, а что у нас интроверты скажут?», немножко руководить. Сам резонанс состоит в следующем: люди в течение 20-30 минут настраиваются в свободном режиме, после чего все переходят в режим резонансного аспекта. Ну, допустим, обсуждают экстравертную этику. Сидят там интуиты, и сидят там сенсоры. И практически они все говорят на одном языке – языке экстравертной этики. Их другие функции в блоке Эго очень мало проявляются, ответвления идут минимальные. Эффект резонанса наблюдался во всех группах, независимо от того, какой аспект лежал в ядре этой группы, хотя проявлялся в разных формах. В результате, когда в обсуждаемый аспект попадает какое-то достаточно стимульное слово, выражение, участники начинают очень сильно оживляться и давать синонимы. Если не попадает, то отвергают это слово хором. В принципе, это происходит независимо от конкретных людей: можно набрать других людей и получится то же самое. Я не знаю, как это объяснить: как синхронизацию, как энергетический феномен – ну, в общем, объяснения нет, феномен есть. Ну, и изнутри, по моему ощущению как участника резонансной группы: если в одиночку я затруднюсь сказать – слово из моего лексикона или не из моего (а человек, который не лингвист, затруднится вдвойне), то там люди очень уверенно и четко определяют: наше – не наше. По результатам эксперимента мы можем сделать некоторые общие выводы. Во-первых, есть такое интересное явление: я бы его назвала изоморфизм проявления аспекта. Имеются в виду какие-то структурно похожие проявления в совершенно разных областях (пластике, речи, областях деятельности). Пример из экстравертной логики. В невербальной пластике – это монотонные, одинаковые механистические движения, т.е. ровные, как швейная машинка строчит; человек бежит, и у него совершенно одинаковые жесты и движения. В рисунке – это мелкие одинаковые детали, а в лексике – перечисление рядами однородных объектов. Аналогичное явление наблюдается и в других аспектах. Это лишний раз подтверждает, что лексика отражает картину мира, т.е. мы имеем дело с определенными состояниями, которые можно отслеживать на разных уровнях. Во-вторых, в соционике до сих пор продолжаются споры о том, входят или не входят конкретные слова в тот или иной аспект, и это один из корней недопонимания и недоразумений. По результатам наших исследований, как лингвист я могу сказать, что у каждого аспекта есть лексическое ядро – когда оно затрагивается в процессе эксперимента, наступает резкий подъем энергии в группе, и все реагируют на стимульные слова одинаково положительно. В основном тут и наблюдается резонанс. И есть широкое ассоциативное поле. Наш мозг работает по ассоциации. И мы можем об отдельных словах спорить бесконечно. Потому что по ассоциации у одного они попадают в одни аспекты, у другого они попадают в другие, в его сильные аспекты. Т.е. помимо этого ядра, есть широкое ассоциативное поле, которое мы никогда до конца не определим, там нет четких границ – благодаря многозначным словам, в частности. Например, слова «смысл» и «если» имеют несколько значений, часть из которых ближе черным логикам, другая часть – черным интуитам. И что я как лингвист отметила, крайне важна этимология слова. Допустим, вот практически синонимы: «правильный – неправильный» и «верный – неверный». Но «правильный – неправильный» одобряют черные логики, а «верный – неверный» одобряют белые логики. Там разные корни и разные именно эти ассоциативные поля. То же самое со многими другими словами. Есть ряд смысловых полей, которые попадают не на один аспект, а на два. Допустим, на черную логику плюс белую интуицию попадают, а на черную логику плюс белую сенсорику не попадают. В каждом аспекте практически у нас так было. То, что во многих книжках приписывается черным логикам, однозначно было не поддержано многими Габенами и Штирлицами – все, что касается «деньги, выгода, убыток, прибыль, продукт, просчитать, рассчитать» – вся эта экономическая составляющая просто выпадает. Бальзаки и Джеки радуются, а Габены и Штирлицы – нет. В-третьих, обнаружилось совершенно четко, что носители статических аспектов заменяют все глаголы несовершенного вида на глаголы совершенного вида. Там, где это возможно, заменяют отдельные глаголы на конструкции: не «относиться», а «быть в таких-то отношениях», не «злюсь», а «зло берет». Также глаголы заменяются на наречия, существительные и прилагательные. Это очень сильно проявляется. А носители динамических аспектов, соответственно, делают наоборот, т.е. практически вычеркиваются все конструкции, сложные речевые обороты, все это заменяется на какое-то одно слово, желательно глагол. К отдельным существительным, наоборот, динамики добавляют смысловые глаголы – получается, что сложные обороты в их речи возможны, только когда никак иначе не сказать. Здесь открывается широкое поле для исследований психолингвистов. В-четвертых, лексика этическая меняется гораздо быстрее, чем лексика логическая. Если мы возьмем произведения или какие-то тексты столетней давности, написанные логиками, неважно, статиками или динамиками, и сравним их с современными текстами, мы заметим очень мало изменений. Если мы берем лексику этическую, опять же неважно, какую, и начинаем сравнивать с современной – даже то, что написано в книжках наших уважаемых социоников - этиков, – прошло не 100 лет, а всего лишь 20, и она устарела. Люди не говорят так, им неприятно это слышать, это выспренне звучит. То, что связано с эмоциональной лексикой, гораздо быстрее устаревает и гораздо сильнее зависит от принадлежности к социальной группе, от возраста и от других несоционических факторов. Теперь перейдем к результатам работы по конкретным аспектам, в следующем порядке: попарно логика, потом попарно этика. полностью доклад можно посмотреть здесь. |
Лытов Д.А., Лытова М.Ф. Многофакторный самосогласованный соционический тест (МТ): предварительные итоги.1. Введение.Нередко обещания соционики решить проблемы конкретного
человека сталкиваются с банальной трудностью: невозможностью однозначно
определить, к какому же типу клиент принадлежит. Вынося диагноз, эксперт
приговаривает "в рамках нашей школы/подхода/методики", подразумевая
или даже заявляя, что эти рамки - единственно верные. Однако сходимость
результатов с другими школами/подходами/методиками обычно оставляет желать
лучшего. полностью работу можно посмотреть здесь. |
Владимир Мироновв Петербурге набирает группу желающих изучать соционику. Курс состоит
из трех блоков: 1- юнговский базис, 2 - интертипные отношения, модель
А, методики типирования, 3 - признаки Рейнина, малые группы, прикладные аспекты соционики.
|
Интересующие Вас вопросы Вы можете задать
здесь. Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить". |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Адрес подписки |
Отписаться |
В избранное | ||