Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Невербальное типирование


Информационный Канал Subscribe.Ru

Владимир Миронов
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.

Невербальное типирование

Основное орудие соционика - вовсе не модель и не шкалы. Основное орудие соционика - это его глаза и уши. Через зрительный канал человек получает до 80% информации. Другое дело, что он часто ее не осознает (не будучи визуалом или просто не имея соответствующего навыка). Да и слышим мы не только слова, которые произносит собеседник, и воспринимаем не только их лексический смысл, но и скорость речи, интонацию, ритм, громкость - то есть аудиальную невербальную составляющую.

Невербальная информация влияет на наше восприятие лексического сообщения, а иногда и самого собеседника. Доказано, что в ситуации, когда вербальное и невербальное сообщение друг другу противоречат, человек чаще всего отдает приоритет сообщению невербальному. Это хорошо иллюстрирует известный эксперимент, когда при просьбе поднять руку ведущий ее опускает. В этой ситуации большинство людей следуют за жестом, а не за словами. Проверьте себя - поверите ли вы человеку, который говорит "мне так жаль", расплываясь в улыбке?

Основа этого явления в том, что язык слов - более новое филогенетически приобретение, по сравнению с языком жестов, тела, звуковым рядом. Язык в большей степени связан с сознанием, невербальные сигналы - с подсознанием. Мы не всегда осознанно способны объяснить, что именно вызывает у нас симпатию или недоверие к человеку, мы не всегда можем контролировать собственные телесные сигналы (а с точки зрения опытного наблюдателя - и вообще никогда). Огромный массив информации проходит мимо нашего сознательного контроля и участия.

Но если то же НЛП или гештальт-терапия успешно используют разрыв "между словом и телом", то для соционики он имеет скорее негативные последствия. Пресловутую сентенцию "у меня создалось впечатление" можно услышать, поверьте, не только от начинающих социоников. Беда ведь не в том, что показалось, а в том, что внятно словами объяснить, по каким именно признакам, разложить свое впечатление по полочкам не могут.

Задумывались ли вы, почему столь долог срок обучения соционике? То есть усвоить систему и выучить аббревиатуры можно и за неделю, а вот научиться типировать... В школе Т.Н. Прокофьевой на это уходит 3 года, у самоучек (к коим принадлежат и авторы) - не меньше года-двух. По нашему мнению, причина в том, что в отсутствие систематизированной информации по невербальным признакам (с вербальными дело обстоит лучше - худо-бедно, словари аспектов мы имеем) львиная доля времени уходит на то, чтобы накопить "коллекцию образов" каждого типа. Минусы такого подхода очевидны: это и ошибки восприятия, и ограниченность личного опыта, и растерянность при встрече с новым невиданным "образчиком", и неизбежные разногласия между социониками (коллекция-то у каждого своя).

Плохо не то, что такая коллекция вообще складывается (это как раз процесс естественный), а то, что эксперты затрудняются определить компоненты, входящие в тот или иной образ типа. В свое время авторы, остро ощутив недостаточность и неполноту имеющихся сведений, попытались восполнить этот пробел в ситуации, где речевой канал заведомо не может использоваться. Изложенная ниже методика невербального типирования разработана нами на основе наблюдений за футболистами на игровом поле. В этом плане футбол предоставляет поистине уникальную возможность наблюдения за поведением людей, находящихся в "стандартизованной стрессовой ситуации", когда люди автоматически реагируют наиболее естественным для себя образом. Эта ситуация стандартизована, поскольку в ней имеются определенные правила, роли и стандартные действия, что позволяет проследить разницу в их выполнении разными ТИМами. При этом, в отличие от других видов спорта, футбол, во-первых, оставляет свободу маневра, для него характерна разнообразная двигательная активность; во-вторых, в этой игре хорошо видно тело человека (в отличие, например, от хоккея); и в-третьих, игроки взаимодействуют друг с другом, в том числе и неформально. Еще одна важная деталь - все игроки имеют примерно равную физическую (в том числе и акробатическую) подготовку, и отмечаемые на общем фоне различия могут относиться только к типологии.

В процессе отработки нашей методики мы просмотрели около 400 матчей и бесчисленное количество повторов отдельных эпизодов. Часть версий, полученных путем наблюдения, были потом проверены по интервью, практически с полным совпадением результатов. Также мы проверяли, насколько замеченные признаки отслеживаются в реальной жизни, на людях с известным (проверенным) ТИМом.

Часть сведений уже известна и встречается в литературе по соционике в том или ином виде. Авторы ставили перед собой задачу дать возможно более полную картину невербальных реакций ТИМа, поэтому отдельные повторы неизбежны. Отдельной строкой мы хотели бы упомянуть Шарову Е.М., которую мы благодарим за неоценимую информацию по пластике ТИМов и которую мы неоднократно цитируем. Ее авторству принадлежит концепция мышечных зажимов типов, которая стала отправной точкой наших наблюдений.

Мы определяем типологические особенности в пластике и движении как устойчивые паттерны, существующие у людей независимо от пола и в основном независимо от личной истории. Они могут быть проявлены в большей или меньшей степени, на них может накладываться или не накладываться отпечаток некоторых профессий (например, профессиональная танцевальная подготовка), но что-то вы заметите всегда.

Тем не менее, есть некоторые характеристики индивида, при которых возникает более сложная картина, чем описана ниже. Это в первую очередь серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата и возраст: для определения типа малышей-дошколят и глубоких стариков простого наблюдения может оказаться недостаточно. Кроме того, пластика представителей других, неевропейских рас, имеет свои особенности. Так, японцы, китайцы, корейцы выглядят более зажатыми, скованными, невыразительными. Среди них труднее заметить иррационала. Африканские и бразильские негры и мулаты, в среднем, кажутся более раскованными, подвижными и размашистыми. Рациональность в их "исполнении" также выглядит иначе, чем у европейцев. Авторам трудно судить, идет ли речь действительно о генетически заложенных расовых отличиях, или об особенностях национальных культур, или о совокупности того и другого; в любом случае, невредно "держать в поле" подобные отличия от европейцев и не стараться стричь всех под одну гребенку, просто мысленно перекрашивая негров.

Все эти случаи могут быть сложными не только для начинающих, и уж в любом случае не стоит строить на них свои начальные наблюдения и делать соответствующие выводы. Основные же отмеченные нами закономерности мы постараемся перечислить.

Тело как улика

Рациональность - иррациональность

Наиболее явное отличие пластики рационала от иррационала описывается социониками как "экономные движения", "кратчайшее расстояние от точки до точки" у рационалов и "размашистые", "хаотичные", "лишние" движения у иррационалов. Это с точки зрения авторов, относящихся к рациональным типам. С точки зрения иррационалов (нас), это может выглядеть и оцениваться несколько по-иному: как некий внутренний ограничитель, "стопор" у рационалов и свободные движения иррационала, которые не наталкиваются на невидимую преграду. Независимо от субъективной точки зрения, сам феномен вполне наблюдаем: только иррационал может как следует развалиться на диване (а рационал будет просто на нем лежать). Направление движения иррационала трудно предсказать, он часто меняет позу "просто так", а при ходьбе у иррационала встречается сильная отмашка рукой.

Рационалов можно узнать по отчетливым, оформленным, "продуманным" движениям. На них более отчетливо видны мышечные зажимы: так, например, иногда рационала можно узнать по прямой, "в струночку", спине; даже у исключительно подвижных и гибких представителей этой шкалы шейный отдел остается фиксированным при любых движениях. Поэтому человек рационального типа поворачивается всем корпусом или разворачивает плечи вместе с шеей, если его окликнуть (даже если это очень изящная и грациозная девушка). Если окликнуть иррационала, он, изогнувшись, поворачивает голову или разворачивает одно плечо, не поворачиваясь всем корпусом.

Вбрасывая мяч руками, рационал отклоняется назад, а иррационал выгибает спину. Еще из футбольных наблюдений: вратари - рационалы и иррационалы совершенно по-разному ловят мяч. Рационал делает направленное движение к мячу, как бы отмеряя необходимый минимум движений. При одинаковом положении мяча рисунок его прыжка будет тоже примерно одинаков. Вратарь рационального типа выигрывает за счет того, что чаще оказывается на "нужном" расстоянии от мяча для эффективного выполнения стандартного приема. Иногда он заранее решает, что до мяча ему не дотянуться, и не пытается это сделать.

Иррационал может принять любую позу: выгнуться как кошка, закрутиться вокруг своей оси, согнуться или вытянуться в любом направлении. При этом каждый раз, для каждого нового мяча, эта поза будет разной. Вратари - иррационалы славны как раз тем, что берут практически "неберущиеся" мячи, но при этом в достаточно простой ситуации могут неловко ухватить мяч и заработать гол. Иррационал всегда пытается поймать то, что на него летит, даже если мяч уже практически в воротах: реакция тела опережает сознательный ответ.
В этом примере представлено большинство различий между рациональной и иррациональной пластикой, аналогичные проявления которых можно найти в любой обстановке. Но есть еще одно отличие, не столь явное, но не менее важное, и состоит оно в следующем: любое, даже минимальное движение иррационала задействует соседние и даже более далекие группы мышц. Движение или жест иррационала задействуют только непосредственно те группы мышц, которые в нем участвуют. Если рационал задумчиво барабанит пальцами по подлокотнику или теребит кулон, висящий на шее, - движутся только его пальцы. Если то же самое делает иррационал, - движется вся кисть, рука до локтя, а иногда и предплечье. В этом плане имитировать характер движений друг друга рационалу и иррационалу сложно, почти невозможно.

Экстраверсия - интроверсия

Наиболее явное отличие пластики интроверта от экстраверта описывается двумя словами - скорость реакции. Интенсивность энергетического и информационного обмена со средой у экстраверта (в среднем) выше, чем у интроверта. Для наблюдателя это выглядит следующим образом: экстраверт быстрее реагирует на внешние воздействия и быстрее двигается, часто он более активно жестикулирует. Интроверты движутся и действуют медленнее. Прежде чем отреагировать на что-то, у интроверта возникает заминка, пауза. Она может быть совсем недолгой и заметной только в сравнении с реакцией экстравертов.

Утрируя, можно сказать, что "пока интроверт сидит и ждет, экстраверт идет и делает". Если в помещении, где собралось много людей, нужно открыть форточку, закрыть дверь, найти потерявшийся ключ и т.п. - первым этим займется кто-то из экстравертов. Интроверты не так быстро среагируют на внешнюю необходимость или неудобство.

Статика-динамика

Очень интересный признак, внешнее выражение которого многие (и даже опытные) соционики путают с рациональностью - иррациональностью. На самом деле, ни свобода движений, ни правильность осанки не относятся к этому признаку. В пластике он отражается как "количество шевелений" в единицу времени. В этом плане динамики склонны шевелиться даже в ситуации, предполагающей полную неподвижность (например, стоя в строю); а статики могут застывать в полной неподвижности. Как уже было сказано, склонность часто менять позу свойственна скорее иррационалам. Статика и динамика также участвуют в этом процессе, и вот каким образом: статик в буквальном смысле меняет одну позу на другую, обе они отчетливы. Динамик же, непрерывно двигаясь, полегоньку-потихоньку перемещается от одного положения к другому. Для рационалов картина несколько другая, и таким образом мы плавно переходим к описанию малых групп, так называемых "букетов", наиболее дифференцируемых по своей пластике и телесным реакциям. Эти группы образуются на пересечении рациональности - иррациональности и интроверсии - экстраверсии (и соответственно, также статики-динамики)

Букет первый: интровертные иррационалы (динамики)

У этой группы типов мышечный тонус, как правило, понижен, мышцы расслаблены. Сидя, они предпочитают скорее "свернуться", чем "развернуться", а по возможности забраться в кресло с ногами. Вообще предпочитают закрытые позы. Для них характерны мягкие, плавные, перетекающие движения. Постоянные пошевеливания без особой цели и результата: так, как колышется водоросль или человек, лежащий на волнах. Часто начинают движения и не доводят их до конца: это как бы не жесты, а полу-жесты. Характерна частая смена поз (как описано выше). При беге, ходьбе интровертные иррационалы иногда напоминают сосуд из мягкого материала, внутри которого что-то пересыпается или переливается. Если представитель этой группы прыгает за чем-то, то он как бы "тянется" или "течет", как в замедленной съемке. Обычно долго раскачиваются, прежде чем начать действовать. Двигаться быстро, резко и целенаправленно не любят и этого избегают. Реальная скорость, например, бега может быть высокой, но об этом можно судить только косвенно (человек обгоняет тех, кто бежит рядом), впечатление неспешности, неторопливости все равно остается. К ним относятся поговорки: "Долго запрягает, да быстро едет" и "Поспешай медленно".

Букет второй: интровертные рационалы (статики)

Характерная поза для этой группы - роденовский "Мыслитель": плечи сведены, сгорбившись, мышцы напряжены. Поза также закрытая, но в отличие от предыдущей группы, субъективно воспринимается как неудобная - особенно учитывая то, что интровертные рационалы могут замирать в неподвижности на достаточно длительное время: например, могут просидеть час, не шевельнувшись, даже если ситуация этого и не требует. Для них характерна либо сутуловатая, либо прямая, неподвижная спина, бедная жестикуляция, минимализм в движениях. Впечатление, как будто рука в движении наталкивается на невидимую преграду. На внешние стимулы реагируют очень избирательно и довольно медленно, вообще у этой группы самая низкая скорость реакции во всем соционе. Могут заниматься своим делом, не обращая внимания ни на что вокруг. "Терпение и труд все перетрут"

Букет третий: экстравертные иррационалы (статики)

Экстравертным иррационалам присуща повышенная двигательная активность. У них наиболее явно проявляется то самое "множество лишних движений", о котором обычно пишут в связи с иррациональностью. Обладают способностью срываться "с места в карьер", без раскачки набирать максимальную скорость: это спринтеры, а не стайеры. Могут на ходу менять и корректировать траекторию движения, из-за чего иногда кажется, что они идут (или бегут) одновременно в разные стороны. Движения, жесты если и не стремительные, то быстрые и размашистые. Позы отчетливые, но меняют их часто. На внешние стимулы реагируют незамедлительно. Как и у интровертных иррационалов, действие опережает сознательный ответ, причем часто успевают это действие закончить, прежде, чем успеют сказать, что именно они хотели сделать. Самая высокая скорость реакции в соционе. Характерное положение - движение вперед, чуть наклонившись. "Свет в конце туннеля", "Буря и натиск".

Букет четвертый: экстравертные рационалы (динамики)

Высокая моторная активность в сочетании с упорядоченностью движений. Жесты могут быть механистическими (у логиков) или картинными (у этиков); общее то, что они создают общий четкий, характерный и законченный рисунок. "Ограничитель" амплитуды движения у экстравертных рационалов он тоже присутствует, хотя сама амплитуда намного шире, чем у интровертов. Представители этой группы усидеть на месте могут редко, им практически постоянно нужно двигаться. Если есть хоть малейшая возможность - выберут движение, а не "сидение сиднем". Если внешняя обстановка резко меняются, не могут изменить характер своих действий мгновенно, как третья группа. Им нужно время, чтобы оценить обстановку и перестроиться. Выделяется некая "фаза перезагрузки", которая часто проскакивает очень быстро, но при известном навыке ее отследить все же можно. Определившись, действуют достаточно быстро. Характерная поза, встречающаяся у этой группы - широко раскинутые руки (стоя или в движении). "О дивный новый мир", "Раскрылись новые горизонты".

Разумеется, описанные типологические признаки - не единственно существующие. Свои особенности существуют в моторной картине интуитов и сенсориков, рассудительных и решительных, в проявлениях отдельных аспектов, у каждого отдельного ТИМа, наконец. Впереди разговор о мимике и немного об аудиальной невербалике, где сделаны только первые робкие шаги. Мы надеемся получить также Ваши отклики, уважаемые читатели!


© Кочубеева Л.А., Стоялова М.Л.

 

Владимир Миронов

в Петербурге набирает группу желающих изучать соционику. Курс состоит из трех блоков: 1- юнговский базис, 2 - интертипные отношения, модель А, методики типирования, 3 - признаки Рейнина, прикладные аспекты соционики. На каждом занятии (за исключением первого) идет обучение диагностики типа.
Занятия проводятся в центре города. В рамках курса представлены разработки рабочей группы по соционике при Институте Биологии и Психологии Человека (СПб).

Интересующие Вас вопросы Вы можете задать здесь.

Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное