Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Окончание работы Вероники Шлаиной "Как мы познаем"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Владимир Миронов
Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.

Вероника Шлаина
КАК МЫ ПОЗНАЕМ
(продолжение).


свои информационные предпочтения мы можем заметить (по приведенным выше ориентирам) в случае:

3. Когда мы ДОБРОВОЛЬНО выбираем НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ и источник восстановления своей энергии.

Рассмотрев два вида психологических предрасположенностей, которые К.Г.Юнг называл психологическими функциями - пути восприятия информации (сенсорику и интуицию) и способы принятия решения на основании этой информации (логику и этику), мы с вами теперь постараемся разобраться в третьей психологической предрасположенности, которую К.Г.Юнг называл установкой на внешний или внутренний мир. Это наша естественная первичная ориентация. Выбор направления нашей жизненной активности и источника восстановления своей энергии задается третьей парой предпочтений - экстраверсия и интроверсия. А людей с такими предпочтениями мы назовем "экстраверт" и "интроверт".

Экстраверты: активность направлена на внешний мир. Они стараются сами влиять и оказываться под влиянием внешних событий. Экстраверты очень контактны, причем контактируют по своей инициативе - гораздо чаще и в большинстве случаев. Они тянутся к другим людям, заводят множество друзей и знакомых и испытывают большое удовольствие от этого. Внешний мир людей и событий всегда интересен им, и это для них естественно. Им просто необходимо быть в центре внимания и событий (потребность такая). Это вдохновляет экстравертов и восстанавливает их энергию. Они практически всегда открыты для общения. Их жизнь разыгрывается за пределами их самих, в окружающей среде. Они живут в других и через других. Именно они предпочитают широту охвата глубине проникновения.

Экстраверты весьма говорливы. Они как бы "озвучивают" события, происходящие "здесь-и-сейчас", тут же, не откладывая это "удовольствие" на потом.

Если вы не можете сказать, что думает экстраверт - значит, вы плохо слушали, так как он наверняка вам это уже сообщил...

О.Крегер Дж.М.Тьюсон считают, что "Если Вы экстраверт, то вы, по всей видимости, можете спокойно читать или вести беседу при включенном телевизоре или радио; вы совершенно не понимаете, что это может "отвлекать внимание". [2, с.47].

Экстраверты больше выдают энергии и информации, чем накапливают, стиль их поведения - активный и затратный. Стремясь к действию, психологической активности, экстраверты без обратной связи с окружающими теряют ориентировку и не могут обрабатывать информацию. Им легче понять окружающих, чем самих себя. Поэтому экстраверты невольно стремятся приспособить других под себя, изменить людей, навязать им свои "правила игры".

Интроверты: свое внимание и энергию они обращают в большей степени на свой внутренний мир. Они не столь доступны и находятся как бы в постоянном отстранении от внешнего мира. Пытаются постичь его умом (логики) или сердцем (этики), прежде чем исследовать на собственном опыте. Они отгорожены от внешнего мира тщательно разработанной оборонительной системой, которая часто содержит такие элементы как скрупулезность, педантичность, умеренность, бережливость, предусмотрительность, вежливость и открытое недоверие... По словам К.Г.Юнга: "Его собственный мир - безопасная гавань, заботливо опекаемый и огороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Лучшим является своя собственная компания. В своем мире он чувствует себя как дома, и любые изменения в нем производит только он сам...".

Если вы не знаете, что думает интроверт - значит вы его об этом не спросили, или...не дождались ответа...

Интроверты больше накапливают энергию и информацию, чем выдают ее, стиль их поведения - пассивный и экономный. Они могут спокойно обходиться без обратной связи с другими, ведь они ценны сами для себя. Себя им понять гораздо легче, чем других.

Интроверты скорее сами будут стремиться приспособиться к окружающим, чем пытаться активно переделать их на свой лад. Пословицу "В чужой монастырь со своим уставом не ходят" придумали интроверты - для тех экстравертов, которые проявляют избыточную (по мнению интровертов) экспансию - захват "чужого" информационного пространства (чем экстраверты занимаются как раз естественно).

Для интроверта "отдохнуть" в большой шумной компании - надежный способ утомиться.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ТАКИЕ НАШИ РАЗЛИЧИЯ?

Проблемы в общении между экстравертами и интровертами зачастую действительно могут возникать по той причине, что для экстравертов внешний мир (то самое чужое информационное пространство) - любимая территория, куда он выбрасывает огромное количество своих мыслей, реакций, идей. Причем, совсем не обязательно, чтобы его слушали, - он просто мыслит вслух. А для интровертов - все наоборот, их любимый плацдарм - мир внутренний.

Если задать человеку вопрос, на который у него нет готового ответа, то экстраверт начнет сразу же размышлять вслух - обдумывая и осмысливая. Интроверт в этом случае "говорит про себя", и только тогда, когда ответ готов внутри, "выдает" его наружу.

Интровертам необходимо время и место, чтобы тщательно проанализировать происходящее, обработать, осмыслить внутри себя. Только тогда они могут принять грамотное решение. И представьте себе, что именно в этот самый "ответственный момент" врывается экстраверт и начинает опять что-то говорить...

С другой стороны - представьте себе проблему экстраверта, когда его партнер "молчит, как рыба об лед"...

Экстраверт: Проблему надо ОБГОВОРИТЬ!

Интроверт: Проблему надо ОБДУМАТЬ!

Великолепно иллюстрирует эту проблему анекдот:

" - Этот Сергеев невоспитанный человек! - жалуется жена своему мужу. - Я говорила с ним десять минут, и за это время он раз пять зевнул.

- Он не зевал, дорогая. Это он хотел что-то сказать."

Или другой, по поводу интроверта, да еще и явного сенсорика, воспринимающего каждое слово буквально:

"Постоялец:

- Мадам, принимая душ утром, я нашел в ванной комнате только щеточку для ногтей. Я не умею мыть себе спину щеточкой для ногтей.

Хозяйка:

- У вас что, языка нет?

Постоялец:

- Язык есть, но я же не лебедь."

Кроме того, необходимо отметить, что очень часто понятие "экстраверсия" подменяется понятием "коммуникабельность" и "общительность" (этим грешат широко распространенные тесты Айзенка...). Поэтому очень легко можно спутать экстраверта-логика с интровертом-этиком! Первый - выглядит общительным благодаря экстравертному предпочтению, второй -кажется коммуникабельным из-за этического предпочтения.

Далее свои информационные предпочтения мы можем заметить (по приведенным выше ориентирам) в случае:

4. Когда мы распознаем РИТМ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

После того, как мы рассмотрели пути восприятия информации (сенсорный и интуитивный), способы принятия решения (беспристрастный и "необъективный" - логику и этику), а также первичную ориентацию (на внешний или на внутренний мир - экстраверсию и интроверсию), нам осталось рассмотреть последнюю пару предпочтений - рациональность и иррациональность. Людей с такими предпочтениями мы назовем "рационал" и "иррационал".

Об иррациональном и рациональном К.Г.Юнг писал так: "Рациональное. Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Я понимаю разум как установку, принцип которой состоит в оформлении мышления, чувства и действия согласно объективным ценностям. ...Но разумная установка, позволяющая нам утверждать объективные ценности как значащие, является делом не отдельного субъекта, а предметом истории человечества". [8, с.503]. И далее: "Итак, законы разума суть те законы, которые обозначают и регулируют среднюю "правильную", приспособленную установку. Рационально все то, что согласуется с этими законами; и напротив, иррационально все то, что с ними не совпадает". [8, с.504].

"Иррациональное. Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то противоразумного, а как чего-то, лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано. ...Иррациональна также случайность, хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность". [8, с.482]. И далее: "Как интуиция, так и ощущение суть психические функции, достигающие своего совершенства в Абсолютном восприятии того, что вообще свершается. В соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность; поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума". [8, с.483].

Рациональность - как предпочтение - это склонность к организованности и обоснованиям, к определенности и целесообразности (объяснения "потому, что" и "для того, чтобы"). Рациональность выражается во внутреннем стремлении человека действовать в соответствии со своим планом (это вызывает состояние душевного комфорта). Если рационал меняет свои планы, свое решение, то обязательно обосновывает этот выбор (хотя бы для себя). Ему самому нужны обоснования - даже тогда, когда никто из окружающих этого не требует и не ожидает. Если рационалу предложить "горящий билет" (на футбол, в театр, на концерт), то последует пауза перед определенным ответом, во время которой рационал "приводит в систему" (организует) новые данные.

Рационалы: склонны к жизни упорядоченной, чувствуют себя комфортно, если пространство вокруг них организовано. Обычно они обо всем имеют свое четкое мнение и не любят оставлять проблемы нерешенными. Имеют тенденцию контролировать и планировать свою жизнь. Испытывают дискомфорт до тех пор, пока не будет достигнута хоть какая-нибудь определенность, и стремятся к тому, чтобы в любом деле поставить точку. Предпочитают организованный, упорядоченный мир, им нужно, чтобы все имело начало, середину и завершение. Любят держать ситуацию под контролем и принимать решения. К внезапным переменам приспосабливаются медленно, с трудом, и обычно не любят неожиданностей.

Девиз: ОПРЕДЕЛЕНО ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ!

(Это - идеальный вариант. Ну, хотя бы как можно более...)

Как правило, рационалы отличаются эмоциональной стабильностью - способностью долго удерживать какое-либо состояние, как положительное, так и отрицательное. Своим состоянием они управляют: несмотря на отрицательное настроение, могут заставить себя с должным качеством выполнить необходимую работу или же, наоборот, несмотря на жгучее желание, отказаться от того, что их так влечет. Им неприятно, не закончив одного дела, хвататься за другое, пусть даже неотложное.

Они тяготеют к дисциплине и порядку, плохо себя чувствуют в обстановке хаоса и неуправляемости, теряются в "нештатной". Являются приверженцами какой-либо одной системы и не любят менять "правила игры", по которым они играют. Мало меняют свои занятия, увлечения и социальное положение в обществе. Но если все же переключаются, то это надолго и всерьез.

Иррационалы : склонны к более свободному образу жизни, чувствуют себя комфортно, когда имеют возможность по своему желанию что-либо изменить в своей жизни. Они открыты для любых возможностей. Не стремятся управлять жизнью, а скорее хотят разобраться в ней по ходу дела.

Иррационал не испытывает потребности в объяснениях и обоснования. Любая определенность (как окончательный приговор, не подлежащий отмене) вызывает состояние угнетения и подавленности. Для иррационала планирование имеет достаточно фрагментарный вид, без строгой последовательности во времени и в порядке действий. Выполнение намеченных действий (как "веер" разнообразных возможностей) происходит в непредсказуемой последовательности и - желательно, - чтобы от него не потребовали четких объяснений (это так тягостно!).

Иррационалы переживают психологический дискомфорт, когда их вынуждают немедленно принять какое-либо решение (т.е. определиться), избегают ставить точку и предпочитают оставлять за собой право выбора. Предпочитают жить в изменяющемся мире, в котором постоянно возникают новые возможности. Легко приспосабливаются к изменившейся ситуации, к новым обстоятельствам. Обычно не торопятся с принятием решения, откладывая его на потом. Делать выводы не спешат.

Девиз : ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ, КОГДА ВСЕ МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬСЯ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ!

Иррационалы эмоционально нестабильны, отличаются изменчивостью своего состояния: их настроение может меняться несколько раз в день - само по себе. Управление своим состоянием для них - проблема: на спаде силы покидают их и работа не выполняется. Зато на эмоциональном подъеме они одним махом наверстывают упущенное, не взирая на графики (а иногда и в ущерб качеству).

От фиксированных укладов и мировоззрений отказываются легко, могут позволить себе менять правила игры в ходе самой игры. Мгновенно реагируют в "нештатных" ситуациях - это приятно щекочет им нервы. Они не могут долго следовать в одном направлении, анархичны и недостаточно дисциплинированны по своей природе. Быстро увлекаются чем-то новым, склонны к перемене взглядов и занятий, но надолго их интереса не хватает. Могут казаться постороннему наблюдателю людьми поверхностными, хотя на самом деле это не так.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ТАКИЕ НАШИ РАЗЛИЧИЯ?

Предрасположенность рациональность/иррациональность - самая сложная для общения, как в семье, так и на работе, поскольку определяет ритм жизни. Рационалы припирают иррационалов к стенке, требуя определенных суждений, решений, планов и расписаний для всего на свете, а вторые, в свою очередь, доводят первых до белого каления своей непредсказуемостью и кажущейся беспечностью по любым вопросам.

РАЦИОНАЛЫ ОРГАНИЗУЮТ ВСЕ ТАК, ЧТОБЫ ИРРАЦИОНАЛЫ МОГЛИ СВЕСТИ НА НЕТ ИХ ВЕЛИКИЕ ПЛАНЫ.

При этом, конечно же, ни те, ни другие не могут понять, как вообще создаются такие проблемы... Различия по этой шкале предпочтений затрудняют синхронизацию любых совместных действий, "сбивают с ритма" и "выбивают из колеи".

Ни та, ни другая предрасположенность не являются лучшей. В жизни должно быть и то, и другое. Да и каждому из нас это присуще. Иногда рационалы могут "отчебучить что-нибудь эдакое", но это у них бывает крайне редко. Или иррационалы пытаются действовать по "умным методикам" из книг типа "Как рационально использовать свое время" или "Как соблюдать диету", но надолго их не хватает...

А теперь традиционные анекдоты. Например, о рационале:

" - Мама, скажи честно, выбросила мою игрушку или нет?

- А зачем тебе?

- Я должен точно знать, плакать мне или нет."

И об иррационалах:

" - Не волнуйтесь, - успокаивает врач молодую женщину, у которой только что принял роды прямо в лифте. - Мне рассказывали, что одна женщина родила прямо на остановке.

- Доктор! Это была я..."

Подводя итоги, можно сказать следующее: мы попытались выявить свои информационные предпочтения, ориентируясь на смысл слова "предпочтение", которое - увы! - может оказаться скрытым под наслоениями привычек, воспитания, социальных ролей и усвоенных ожиданий от самого себя (то, что мы считаем должным делать для других). Все же, обнажив душу перед собой, мы можем признаться себе в своих желаниях, склонностях, стремлениях, и теперь, уже на этой основе, БЫТЬ СОБОЙ.

"Пытаясь определить свой тип, вы можете легко понять, кто вы более - например, экстраверт или интроверт, - если вспомните о собственных предпочтениях, пристрастиях, о том, к чему лежит душа (выделено мной - В.Ш.), а не о том, что вы нередко вынуждены демонстрировать окружающим". ". [1, с.12].


______________________________________________________________________________________________________
*В данной статье активно использовались (преобразованные и дополненные) фрагменты из "Краткого курса практической соционики (методическая разработка)". Тихонова А.П. - Днепропетровск, 1998 - с любезного согласия автора-разработчика.



ЛИТЕРАТУРА

1. Барсова А. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 320 с.

2. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. - М.: Персей, Вече, АСТ, 1995.

3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие. - М.: Высш. школа, 1981. - 175 с.

4. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. - М., 1994. - 256 с.

5. Тихонов А.П..http://ru.laser.ru/authors/tihonov/index.html

6. Филатова Е.С. Личность в зеркале соционики. Разгадка тайны двойников. - СПб.: Б&К. - 2001. - 286 с.

7. Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

8. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем.; Под общей редакцией .В.В.Зеленского; - Мн.: ООО"Попурри", 1998. - 656 с.

Конференции в Петербурге быть!


В 2004 г. в Санкт-Петербурге планируется провести научно-практическую конференцию по применению типологии личности в управлении и кадровом консультировании.

Конференция "Психология управления и прикладная типология личности" пройдет 19 июня 2004 г., в период "белых ночей".

Инициаторами проведения конференции выступили Санкт-Петербургский Институт Биологии и Психологии Человека (ректор - А.М.Ельяшевич), Рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБиПЧ (Е.Мальская, В.Миронов, Л.Кочубеева и др.), а также "Соционическая газета" (Д.Лытов, М.Стовпюк). В конференции планируется участие психологов, представляющих смежные направления.

В то же время, конференция планируется именно как практическая, с обсуждением уже отлаженных и работающих методик. При этом они могут быть связаны с другими типологиями личности. Главным критерием является их апробированность.

Доклады, не попавшие в основную программу, будут представлены в виде постеров в холле конференции. В специально отведённое время авторы этих докладов смогут ответить желающим на их вопросы.

Желающие заявиться, могут это сделать, послав соответствующее письмо Д. Лытову или В. Миронову.

Интернет-страница конференции здесь.

"Рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований Института Биологии и Психологии Человека" проводит заочное типирование по признакам Рейнина. Для определения типа необходимо выслать запрос на тестовые вопросы и по возможности полно ответить на них.

Если у Вас есть вопросы, трудные места, связанные с пониманием тех или иных соционических постулатов, ведущий рассылки В. Миронов в рамках петербургской школы соционики Е. Мальской постарается дать подробные разъяснения.

Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное