Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Социология для всех

  Все выпуски  

Социология для всех: Социология как невеселая наука


Во всё хорошо сказанное верят (Ф. Ницше)

Говоря о том, что социология – невеселая наука, я не имею в виду того, что это наука скучная. В конце концов, скучность или веселость чего-либо – это вопрос индивидуальный. Да и вообще, должна ли наука быть веселой?

Мои рассуждения спровоцированы обращениями (или не обращениями) к социологии «публичными» людьми и институциями – политиками, представителями масс-медиа, даже простыми людьми. Так, вчера в новостях один прохожий сообщил корреспонденту, что в Харькове готовят много социологов, и все они болтуны, а лет десять назад нынешний глава украинского парламента (а тогда – глава президентской администрации) в Харьковском университете при единственном ректоре-социологе не удержался от характеристики социологии как продажной науки. В общем, мысль не новая, и имеющая под собой основания. Хотя, если взглянуть на литературу и кино 30-летней давности (например, «Забриски пойнт» М. Антониони, «Град обреченный» А. и Б. Стругацких), социолог там описан хоть и совсем эпизодически, но несколько иначе, но я не об этом.

Некоторое время назад мне довелось поучаствовать в обсуждении возможностей и перспектив так называемой «публичной социологии» – социологии, вышедшей «в массы». И один важный момент, которые многие отмечали, был связан с логикой работы масс-медиа – им нужен не глубокий и всесторонний анализ, а конкретное, желательно интересное (а лучше - сенсационное) «экспертное мнение», которое вкладывалось бы приблизительно в 30 секунд эфирного времени. Разумеется, политология в этом плане оказывается куда более предпочтительной. Но дело даже и не в этом, а в том, что социология как некий корпус способов «видения» и анализа общества мог бы быть весьма полезен самим журналистам. И пусть бы писали сами, но пытаясь разобраться в происходящем, а не повторяя штампы.

Так, например, мои студенты должны были писать зачетную работу по одному из моих спецкурсов, в которой должен был иметь место «социологический анализ». Я, конечно, понимаю, что я иногда хочу слишком много, а потому редко бываю принципиально строг. И к тому, что этот самый «социологический анализ» получается далеко не у всех, я давно привык. Но, во-первых, меня очень радуют удачные попытки. А во-вторых, – это для меня самое важное – я вижу интерес у будущих журналистов к социологическим объяснениям (правда, после того, как я показал, как можно было бы этот «социологический анализ» осуществить).

Из последнего выходит, что социология все-таки веселая, в то время как в названии обещано было писать о другом. В чем же невеселость? В том же, в чем и строгость – социология предполагает проверку наибанальнейших утверждений. Именно проверку, а это немало работы, за которую немногие возьмутся. И именно наибанальнейший утверждений, поскольку их очевидная простота пытается устранить сам вопрос о необходимости проверки. Поэтому такая социология нечасто вызывает общественный резонанс, и обычно остается глубоко внутри «научного сообщества». Она попросту неинтересна.

Однако, социология становится веселой и интересной тогда, когда наибанальнейшие утверждения оказываются абсолютно неверными! Но для того, чтобы такие результаты обнаружить, приходится обычно немало потрудиться. А это занятие веселым назовут немногие.

Несмотря на обещание писать понятно и доступно, не удержался от желания поиграться с названием и вызвать аллюзии на «Веселую науку» Ф. Ницше и «Философию как строгую науку» Э. Гуссерля, за что приношу свои извинения.

С уважением, Алексей Мусиездов


В избранное