Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Работа с населением муниципальных образований


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка: Работа с населением муниципалитета
Тема: Работа пресс-секретаря. Социологические опросы

Выпуск № 15 от 27.03.2005

Работа пресс-секретаря

Социологические опросы

Наши новости

Оставить Ваши комментарии

Сайт НШГО

Архив рассылки


1. Работа пресс-секретаря

С сегодняшнего выпуска мы начинаем публиковать новое методическое пособие НШГО – Работа пресс-секретаря и пресс-службы администрации субъекта Российской Федерации

Вместо вступления.

Скандал в благородном чиновничьем семействе.

Губернатор области Леонид Рокецкий наложил запрет на распространение информации о деятельности его администрации.

Губернатор области Леонид Рокецкий решил государственной важности задачу: в результате служебного расследования было обнаружено, откуда утекает информация, компрометирующая администрацию области.

Глава администрации адекватно отреагировал на публикацию в "Тюмени-2000" (№ 4 за 11.06.96) ряда распоряжений о выделении средств - стал выяснять, кто "выдал" эти секреты. Не государственной безопасностью обеспокоился Леонид Юлианович (распоряжения грифа "секретно" не имеют и государственной тайны не представляют), а сохранением присвоенного чиновниками права по собственному усмотрению распределять деньги бюджета и внебюджетных фондов.

Аппарат администрации проявил усердие, достойное более значительного применения. В кратчайшие сроки, без помощи ФСБ, прокуратуры и милиции были найдены папки, откуда пропали злосчастные документы. А папки находятся в государственном правовом департаменте.

По курьезному совпадению, Л.Рокецкий рассказал об удачном служебном расследовании за два дня до того, как областная избирательная комиссия приняла решение о регистрации инициативной группой избирателей, выдвинувших кандидатом на должность губернатора В.Багина, директора того самого государственно-правового департамента. Можно сказать, Леонид Юлианович начал агитацию за своего подчиненного еще до того, как выдвинувшая В.Багина группа получила официальный статус.

Видимо, Л.Рокецкий решил отдать свой пост без борьбы. В то время, как движение, возглавляемое другим претендентом на губернаторскую должность С.Атрошенко, предает гласности источники утечки бюджетных средств, Л.Рокецкий ищет источники утечки информации об утечке бюджетных средств. Так что и В.Багин, и С.Атрошенко неожиданно приобрели столь могущественного агитатора. Жителям области остается следить за тем, кто удостоится большей губернаторской милости и за что.

 

Источник: "Тюмень-2000", 02.07.96 г., с.4

Глава 1. Власть и СМИ.

п.1.1. Место средств массовой информации (СМИ) в системе общественной жизни

СМИ – самый эффективный и быстродействующий посредник между властью и обществом, способный к широкому распространению информации и идей. Информационные сети, частью которых сегодня являются каналы СМИ, играют роль нервной системы в общественном организме, они передают сигналы о неблагополучии в той или иной сфере общественной жизни в "мозг" – то есть во властные структуры, туда, где принимаются решения.

СМИ – канал движения информации в двух направлениях: от общества к власти и от власти к обществу. Этот канал используется для влияния каждой из сторон на другую. Но СМИ не являются пассивным передатчиком, они воздействуют на каждую из сторон – в этом состоит их могущество. С одной стороны, СМИ формируют общественное мнение, с другой, – вступают в определенные отношения с властью. Осуществляя на нее давление либо наоборот, проявляя по отношению к ней лояльность.

1.1 В широком смысле СМИ удовлетворяют ярко выраженную потребность общества в получении информации и ее интерпретации, то есть в раскрытии подоплеки, в демонстрации того комплекса факторов, которые "играют" в том или ином событии, в том или ином экономическом, политическом, культурном процессе, в формировании той или иной общественной тенденции.

Потребность в информации общество может удовлетворять и иными путями – в том случае, когда деятельность СМИ запрещена или затруднена – например, на "черном рынке" информации, то есть питаясь слухами, сплетнями и домыслами. Избранные члены общества могут пользоваться подпольными сетями информации, то есть личными связями, покупкой конфиденциальной информации у граждан и учреждений. Недостаток подпольных сетей в том, что ими может пользоваться лишь узкий круг лиц и в том, что они поставляют ограниченную и одностороннюю информацию. А "черный рынок" не несет ответственности за качество, коэффициент искажения подлинной информации на этом рынке неизвестен, вернее, он различен в каждом отдельном случае. Поэтому в качественном функционировании СМИ заинтересованы все, особенно те люди, чьи жизненные интересы связаны с возможностью влиять на общественное мнение с теми настроениями, которые формируются в обществе.

Правильное решение можно принять, переработав и осмыслив достоверную и многостороннюю информацию. Нередко наши руководители этого не понимают и поэтому позволяют собой манипулировать.

1.2. В давлении на СМИ заинтересованы те, чьи интересы и благополучие зависят от настроения общества. Политики зависят от мнения избирателей, партии зависят от поддержки гражданами их идей, предприниматели зависят от общественной атмосферы, в которой разворачивается их деятельность. Все эти силы заинтересованы в создании для себя привлекательного имиджа, в пропаганде своих идей, в развенчании идей конкурента. В этой связи могут предприниматься различные действия и помимо СМИ - лоббирование в исполнительных и законодательных структурах власти, пропагандистские поездки, прямые встречи с избирателями и так далее. Но СМИ в этом деле особенно ценны, ибо способны мгновенно воздействовать на огромную массу людей. Взаимопонимание со СМИ – залог процветания для дальновидного политика.

Сегодня на СМИ все чаще и чаще оказывают настойчивое давление, – это либо попытки купить их влияние, установить с ними доверительные отношения, сыграть на общих политических симпатиях, либо просто и грубо – опять ввести цензуру, ограничения. СМИ должны быть совершенно свободны и регулироваться только правом.

1.3. С точки зрения общества желательно, чтобы СМИ квалифицированно, в режиме наибольшего благоприятствования, выполняли свои задачи. Для этого СМИ по возможности должна оставаться независимыми. Данный тезис включает в себя понимание того, что абсолютной независимости на свете не существует.

Основа независимости СМИ – стабильное экономическое положение. В нынешних, очень трудных для них временах, существенную роль могут сыграть субсидии от правительства, открытые и выдающиеся из принципиальных соображений, – не для того, чтобы держать прессу на коротком поводке, а для обеспечения широкого спектра взглядов в обществе, в чем правительство в конечном счете заинтересовано.

Поддержкой для СМИ могут стать и субсидии общественных фондов, пожертвования деловых кругов, средства партий и так далее. В этом случае эти СМИ будут заведомо ангажированы, но это не страшно. Главное, чтобы ситуация была прозрачна – должна существовать ясность и гласность относительно того, кто и как финансирует то или иное издание.

п.1.2. Задачи и функции СМИ как "четвертой власти"

1.    СМИ, работающие в режиме отражения деятельности власти, нуждаются в особом подходе к информации, структурированной по законам и правилам, которым подчиняется данная власть. Задача СМИ - довести до населения эту информацию, переведя ее на язык, понятный и желательный для пользователя.

2.    Власть воздействует на общество указами и иными актами, воспринимаемыми на уровне логики. СМИ рассчитаны на внутренний эмоциональный уровень восприятия, на создание образов (особенно это касается телевидения). Таким образом, СМИ с помощью способности к опережающему отражению формулируют контуры желанной цели, к которой должен стремиться каждый, достраивая данные образы в соответствии со своим видением мира.

3.    Создание имиджа власти, который потом влияет на осознание поступков этой власти, - не только право, но и прямая задача СМИ.

4.    СМИ удовлетворяют потребности общества в восприятии субъективно осмысленной и переработанной информации, причем здесь важно приближение точки зрения точки зрения читателя к высказываемой прессой для ощущения сопричастности с деятельностью власти. В противном случае падает доверие не только к СМИ, но и к избранным политическим деятелям. Возникает делегитимизация власти, что может привести к социальному взрыву. При этом органы власти должны быть открыты прежде всего для СМИ, а через это они становятся открыты и для общества.

5.    В условиях отсутствия реальной многопартийности пресса берет на себя функции общественной оппозиции существующим властным структурам. Путем постоянного напоминания людям, стоящим у власти, о том что "они смертны", СМИ могут стать залогом безопасности для демократии в обществе.

6.    Воспитательная функция прессы, приобретает сегодня в России особое значение, поскольку любое изменение экономической и политической стратегии (а тем более радикальное изменение) требует и иного состояния индивидуального и массового сознания.

п.1.3. Особенности состояния СМИ в России сегодня

Рисунок 1

 

3.1. Раньше (в доперестроечный период) в обществе СМИ не были властью, это был лишь идеологический придаток власти. В идеальной схеме демократического общества ситуация переворачивается: маленькая власть и огромное гражданское общество. При этом гражданское общество поручает власти право на властвование. Где оказываются СМИ и какова их функция? Если оставить в стороне официозные газеты, поддерживаемые государством для публикации в них официальных документов, СМИ оказываются ближе к обществу (Рисунок 1). Люди при демократическом устройстве имеют право знать, что делает власть. Самый эффективный способ для этого – наличие СМИ. При этом само общество сегментировано и в зависимости от интересов, предпочтений, в том числе и политических, точно так же выстраиваются и СМИ. Даже при демократическом режиме между народом и властью сохраняются оппозиционные отношения. В той же мере сохраняется оппозиционность между властью и прессой. Потому что пресса руководствуется только одним: мы работаем в интересах своих читателей, мы обязаны людям рассказать правду о власти. Коммерциализация прессы в этом случае – неизбежная плата за свободу слова.

Поэтому зависимость или независимость прессы, на самом деле, не должна страшить. Если то или иное средство массовой информации выражает позицию определенного круга читателей, то нет разницы кому принадлежит та или иная газета. Если я, открывая газету как читатель, читаю в ней то, что согласуется с моими мыслями, убеждениями, с моими ожиданиями, в том числе по поводу власти, - это моя газета.

Возврата к предыдущему состоянию СМИ как "придатка" власти уже быть не может Хотя бы потому что сама власть уже не монолитна. Идет выборный процесс, борьба различных властных группировок, война финансовых групп и корпораций. И всякий раз, в зависимости от логики развития событий, эти силы будут выстраивать и перестраивать под собой в том числе и СМИ.

Поэтому самая главная задача сегодня - это дать людям возможность выбора. Это задача в том числе и журналистов, особенно тех, кто не хочет работать под официозом или жестким интересом какой-либо корпорации.

3.2. Сегодня мы почти потеряли всю независимою прессу. "Московские новости", "Новая газета", "Независимая газета" - вот, пожалуй и все, что осталось от независимой прессы. Передел закончен. Причем, то что пресса куплена - не страшно. Страшно то, что она куплена властью. Вот это - самый главный конфликт сегодняшнего дня.

Во всем мире из газет извлекается прибыль порядка 2‑3 % в год. При этом в ее создание надо вкладываться от 8 до 10 лет. У нас газеты как инвестиционный источник не рассматриваются в принципе. Это только источник влияния и выказывания лояльности. Лояльность в обмен на деньги. Например, "Независимая газета" на несколько дней раньше "Огонька" напечатала материал про охоту Черномырдина, где он медвежат стрелял. В качестве иллюстрации была помещена картина Шишкина, где вместо медвежат были белые профили (как бы нет этих медвежат). Через три дня "Огонек" напечатал маленькую, вполне лояльную заметку. Про охоту, традиции русской охоты, вот и Черномырдин съездил... Еще через день приехал Юмашев и сказал: "Все, ребята, зарплата у вас закончилась!" И весь руководящий состав "Огонька" был на три месяца лишен зарплаты. В одночасье, в одну секунду. Это не отношения между властью и независимой прессой, и даже между собственником и наемным служащим. Это отношения хозяина и лакея.

СМИ сегодня выступают только как источник влияния, выказывания лояльности в обмен на деньги: "Я такой-то, такой-то, газету «Известия» приобрел, можете на этот участок фронта рассчитывать", "Я вас обезопасил на уровне 600 тысяч читателей, а я - обезвредил 70 миллионов телезрителей."

В этой ситуации власть первая проигрывает. Она лишает себя возможности поиска и политических ресурсов, и также обратной связи. От этого и общество теряет, и власть мало что приобретает.

3.3. Если несколько лет назад коллектив журналистов, не согласный с политикой редакции или владельца газеты, мог просто уйти и сделать (хотя и с большим трудом) свое собственное издание, то сегодня эти времена уже закончились. Область полиграфии не приватизируется. Все рекламодатели поделены. Сегодня рекламодатель и владелец газеты является, фактически, одним и тем же субъектом: я даю рекламу в твою газету, а ты - в мою.

Чтобы изменить политику издания, власть сегодня все чаще и чаще оказывает давление не только непосредственно на саму газету, но и на ее рекламодателя. Публикация каким-то изданием нежелательного для властей материала немедленно вызывает настойчивое давление на рекламодателя этого издания. Начинается это давление с серии телефонных звонков рекламодателям с настойчивыми "просьбами" не размещать больше в этом издании свою рекламу.

3.4. Количество национальных изданий только уменьшается, а не увеличивается. Исчезли или практически исчезли "Литературная газета", "Труд", Советская Россия" и т.д. А что прибавилось? Пожалуй, только "Общая газета" Егора Яковлева, которая в регионы практически не доходит.

3.5. Вслед за изданиями журналистика непрерывно теряет кадры. Куда сегодня идут молодые, талантливые журналисты, например, журфака МГУ после получения диплома? Ребята, кумирами которых были такие журналисты как Леонид Никитинский, Минкин? В рекламу и "черный PR", просто потому что им некуда больше идти, негде себя реализовать как журналистам.

3.6. На региональном уровне местные структуры власти сегодня либо вообще не входят в состав учредителей местных СМИ, либо являются учредителями лишь незначительной части этих СМИ. В Свердловской области, например, Администрация области является учредителем всего одной газеты, для публикации официальных материалов. В Томской области вообще нет СМИ, учредителем которых являлась бы областная администрация.

3.7. Захват региональных общественно-политических изданий московским капиталом (рекламосодержащие уже захватываются) вопрос времени. На данный момент, например, новосибирская пресса в состоянии паники.

3.8. Как только наши бизнесмены поймут, что газету надо делать прибыльным предприятием, а не просто средством выказывания лояльности по отношению к власти, они поймут и то, что выгоднее иметь газету, которой доверяют. Газета становится товаром не тогда, когда ее выпускает издатель, а тогда, когда ее прочитает читатель. Сегодня необходимо изменить отношения между редакцией, всем коллективом газеты и ее владельцем, издателем. И сделать это нужно через закон о СМИ. Издатель должен иметь право:

а) уволить редактора за заказной материал;

б) уволить весь коллектив за то, что падает тираж, и набрать новую команду,

То есть в течение периода, на который заключается контракт, нанимается творческий коллектив, издатель имеет право вмешиваться в производственную и финансовую деятельность, но он не имеет права вмешиваться в редакционную деятельность.

Это ситуация "Нью-Йорк Таймс", у которой есть свой Совет Директоров. Если падает тираж, они имеют право снять главного редактора. И это абсолютно правильно. Падает тираж - все, уходи, ты плохой менеджер газеты. Но они не имеют право диктовать политику, убивать читателя, отторгать его, использовать газету в своих личных интересах.

п.1.4. Проблемы взаимоотношений СМИ и власти

Власть не понимает специфики СМИ, не осознает (так же как и все общество), что информация – национальный ресурс, которым надо распорядится с умом. Власть затрудняет доступ к информации, не признает СМИ силой, также владеющей умами общества, иным отличным от правительства центром власти. Государство стремится встать по отношению к СМИ в позу господина и повелителя, действовать путем запретов и окриков, то есть воздействовать прямо, непосредственно.

СМИ тоже до конца еще не осознали, что своей силой надо пользоваться осмотрительно, они до конца еще не знают своих возможностей, пока они лишь познают рамки своего влияния на общество. Журналистам также свойственен поверхностный подход, непонимание замыслов, стратегии, логики тех людей, которые управляют государством.

Препятствием к тому, чтобы пресса заняла достойное место в обществе является также: низкий уровень профессионализма журналистов, недостаток общей культуры, оторванность от мирового информационного потока. Непрофессионализм, низкий уровень подготовки, кругозора наблюдается также в среде чиновников, ответственных за связи с прессой и среди самих политиков. Характерен разрыв между столичной и региональной, местной прессой.

п.1.5. Проблемы деятельности "четвертой власти"

Внешние проблемы:

1.    Отсутствие у государственной власти понимания информации как национального ресурса.

2.    Неприятие государственной властью СМИ как иной (конкурирующей) силы управления обществом.

3.    Стремление государственной власти к установлению контроля над СМИ.

4.    Доступ к информации.

5.    Отсутствие у государственной власти осознанной потребности в партнерстве со СМИ.

6.    Отсутствие условий для подготовки кадров, способных профессионально и адекватно работать в новой информационной и политической среде.

Внутренние проблемы:

1.    Слабость региональной прессы.

2.    Разобщенность капиталов, вложенных в СМИ.

3.    "Охлаждение" общественного мнения к СМИ.

4.    Потеря внутренних ориентиров и опережающей способности СМИ.

 

 

2. Социологические опросы

Социологические опросы достаточно хорошо прижились в России, хотя до сих пор этот метод используют, в основном, в бизнесе. В местном самоуправлении социологические опросы редко используются, хотя есть позитивный опыт исследования общественного мнения таким методом. Например, Администрация г.Перми ежеквартально проводит опросы жителей своего города. Опрос проводится по единой программе для исследования удовлетворённости жителей различными муниципальными услугами, такими как ЖКХ, транспорт, уборка территории. Результаты опроса позволяют выявить неблагополучные сферы, а также построить динамику удовлетворённости жителей. Конечно, важным ограничением опросов является то, что на их основе сложно принять управленческое решение. Если, например, муниципалитет провёл опрос по распределению бюджета и 30% населения считают, что надо больше вкладывать в образование, 20% - в местный транспорт, 40% - в медицину, а 10% воздержались – то такие результаты ничего нам не дают. Ни мэр ни Городской Совет не смогут исходя из этих цифр принять решение, которое устроило бы все группы граждан.

Здесь бы мы не хотели подробно останавливаться на методологии и методике социологических опросов, потому что в России уже написаны десятки замечательных книг по этой теме. Но нам бы хотелось упомянуть, как муниципалитеты Великобритании используют этот метод.

Британские муниципалитеты регулярно используют опросы общественного мнения, при этом при формировании выборки они используют панели. Муниципалитеты создают панели граждан из 1500 – 3000 человек, которых репрезентативны по 5-8 различным признакам (по возрасту, полу, социальному статусу, доходу, району проживания, национальности). Панель граждан позволяет снизить стоимость опроса, увеличить точность. Кроме того, люди, входящие в панель, начинают ощущать, что муниципалитет прислушивается к их мнению. С учётом того, что участники панели регулярно меняются (например, муниципалитет графства Оксфорд использует панель из 2500 человек, каждый год меняют 1/3 панели), это означает, что не менее 10% населения так или иначе участвовали в панели граждан, а это значительно повышает доверие к муниципалитету.

Где найти дальнейшую информацию

Если Вам интересны методология и методика общественных опросов, советуем прочитать книгу Ядова Стратегия социологического исследования.

3. Новости НШГО

Мы благодарны всем нашим подписчикам, заинтересовавшимся книгой «Публичные консультации российских муниципалитетов». В ближайшее время мы вышлем им информацию, как можно получить эту книгу.

 

Кроме того, нам кажется, что Вам будет интересна сводная информация о подписчиках рассылки. Её Вы можете просмотреть по адресу http://nay.hotbox.ru/one.html


 

 

Мы будем рады услышать любые Ваши замечания и предложения о нашей рассылке

Вы можете связаться с нами по e-mail, телефону или факсом

E-mail: web@nscs.ru
Тел/факс: +7-3832-235573


Вся переданная Вами информации считается конфиденциальной.
Copyright (C) 2005 НШГО. Авторские права защищены.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.public
Отписаться

В избранное