Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Работа с населением муниципальных образований . Общественное мнение. Консультации с общественностью


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые читатели!

Сегодня в нашей рассылке:

1) лекция Вавилиной Надежды Дмитриевны (Россия) "Функционирование общественного мнения в российском социальном и политическом пространстве"

2) описание, что такое "консультации с общественностью"

3) аннотация литературы


1. Лекция Вавилиной Н.Д.

Что такое общественное мнение

Ещё со времён древних греков к этой проблеме было обращено пристальное внимание, и каждый раз представление о ней строилось странным образом.

Первые исследователи, изучающие этот феномен, представляли общественное мнение как нечто противоположное знанию. Мнение - это одно, знание – это другое. Знание - это истина, мнение - это не истина.

Чуть позже появилась другая идея. Есть вера, и есть знание, а между ними мнение как нечто среднее между верой и знанием.

Ещё позже появилось целая совокупность теорий, которые можно сгруппировать в две группы: элитаристские и демократические теории. Главным постулатом элитаристских теорий было представление о том, что массы не в состоянии определить свои интересы. Тогда как "демократические" теории исходили из того, что "воля народа - единственный источник суждения по основным вопросам жизни общества".

И, наконец, 20-е столетие ознаменовалось потрясающим тезисом Франклина Рузвельта, который был не менее успешным политиком, чем Маргарет Тэтчер, и который сказал: "Я не могу идти быстрее, чем позволит мне народ".

Если взять наших обществоведов, то в их представлениях также доминируют две "крайности". Современный социолог Б.Грушин говорит: "Общественное мнение – это облако, которое всем видно, но которое никак не влияет на поведение людей". Но тут же Л. Бызов, споря с ним, утверждает, что "… сила общественного мнения столь действенна, что может заставить самых высших должностных лиц в государстве изменить свои намерения".

Все подходы, которые приведены выше, показывают только одно: общественное мнение - это сложнейший феномен, это состояние массового сознания, скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности. Это - очень сложный, очень многообразный "элемент", взаимодействие с которым в нашей "игре" требует особых знаний, умений и навыков, особой осторожности и корректности. Но этот элемент должен быть включён в нашу игру, как показывает история мирового управления, является одним из основных условий успеха.

 

Функционирование общественного мнения (ОМ).

1. ОМ может включать совокупность точек зрения, представляющих интересы различных групп.

2.     ОМ должно быть публично выражено.

3.      ОМ может сложиться при условии информированности общества.

4.      ОМ ситуативно, это подвижная и динамичная часть общественного сознания.

5.      ОМ стереотипно, это проявляется как стереотипность реакции социального субъекта на ситуацию.

6.      Источниками формирования ОМ являются личный опыт, коллективный опыт – опыт "других", молва, слухи, сплетни.

7.      Особой разновидностью опыта "других" являются средства массовой информации

8.      Основными механизмами формирования ОМ мнения являются коммуникационные процессы.

9.      Манипуляция ОМ осуществляется через определённый способ воздействия на поведение людей.

10.  Основной способ манипуляции ОМ – стереотипизация.

Эти характеристики далеко не полностью описывают функционирование общественного мнения. Они имеют "внешний" характер, в них не зафиксировано то, чем по своей сути является  общественное мнение.  Но даже эти механизмы позволяют представлять  сложность этого феномена.

это только начало лекции. Полная версия - в книге "Общественное мнение, СМИ и законодательные органы власти субъектов Российской Федерации", опубликованной по адресу http://www.nscs.ru/scdp/page?event=link(viewgroup)&obj=753045&objclass=textblocks&class=textblock&page=1&service=753045&origin=content&linktype=inner


2. Консультации с общественностью

Что такое консультации с общественностью

Органы местного самоуправления создаются для реализации общественных потребностей граждан. Муниципалитеты разрабатывают и реализуют политику, главная цель которой – повысить благосостояние населения. И, конечно, едва ли не самая важная задача в этом процессе – узнать, что же именно хочет население. Попытки навязать жителям муниципалитета ненужные им услуги – бесполезная трата денег, за которую население вряд ли выскажет благодарность.

Механизм определения потребностей общественности носит название консультации с общественностью (публичные консультации). К сожалению, эта сфера деятельности в России развита слабо. Поэтому возникает необходимость изучения иностранного опыта взаимодействия с общественностью, методов публичных консультаций, их интеграции в процесс принятия решений в муниципалитете.

В данном документе описываются методы публичных консультаций, которые используются в органах местного самоуправления Великобритании. Среди них есть как широко известные в России, так и совершенно новые для нас.

Причины использования консультаций с общественностью

Муниципалитеты Великобритании очень широко используют публичные консультации, в то время как в России этот механизм практически не развит. Конечно, одна из причин этого состоит в том, что местное самоуправление в РФ появилось сравнительно недавно. Другая причина лежит в области мотивации руководителей муниципалитетов к публичным консультациям.

Существует множество причин для использования консультаций с общественностью. В целом, их можно разделить на 3 основные группы...

Весь материал будет вскоре опубликован на сайте НШГО http://nscs.ru


3. Мы советуем прочитать

 Дюк А.В. Социальные технологии работы с населением муниципальных образований. - Обнинск, 2003. - 84с.

 Автор интересно рассказывает о том, как можно работать с общественностью. Раскрываются как методы прямой связи (информирования), так и обратной связи (изучения мнения населения). К сожалению, из-за небольшого размера книги автору пришлось сосредоточиться лишь на узких аспектах, поэтому информация очень ограничена.

 David Wilcox. The Guide to Effective Participation

(можно скачать здесь: http://www.partnerships.org.uk/guide/Partguide.zip)

 Очень интересная книга о том, что же понимают в Европе и США под "работой с населением". В работе Дэвида нет практических примеров, но много информации о методологической базе "вовлечения общественности".


Уважаемые читатели!

Мы будем рады услышать Ваши мнения и предложения о нашей рассылке. Просим присылать любые отзывы по адресу: web@nscs.ru. Напишите в теме письма "работа с населением".


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.public
Отписаться

В избранное