Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости религиозно-философской страницы профессора Светлова


Служба Рассылок Subscribe.Ru


НОВОСТИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ СТРАНИЦЫ ПРОФЕССОРА СВЕТЛОВА

ВЫПУСК № 5

 

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!

 

 

 6/04/02 - НА САЙТЕ ПРОФЕССОРА СВЕТЛОВА ДОБАВЛЕНА СТАТЬЯ, ТЕКСТ КОТОРОЙ МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ В ЭТОЙ РАССЫЛКЕ. ПРИГЛАШАЕМ ВАС ТАКЖЕ ЗАГЛЯНУТЬ НА СТРАНИЦУ "АБСОЛЮТОЛОГИИ", ГДЕ ПОЯВИЛИСЬ ФРАГМЕНТЫ НАШУМЕВШЕЙ КНИГИ С. РОМАНОВА "АТЛАНТИДА!: ФАКТЫ. СВИДЕТЕЛЬСТВА. КОММЕНТАРИИ", КОТОРАЯ ВРЯД ЛИ  УВИДЕЛА БЫ СВЕТ БЕЗ ПОМОЩИ ПРОФ. СВЕТЛОВА.

И ТЕКСТ СТАЛ ПЛОТЬЮ.

 

Р.Светлов

Многие авторы, писавшие о философской и религиозной мысли эпох позднего эллинизма и поздней античности, не отказывали себе в удовольствии указать на такую особенность интеллектуальной культуры того времени, как восприятие текста в качестве мира. Действительно, Филон Александрийский, который может выступить самым ярким примером этого явления, призывал к аллегорическому пониманию иудейского Писания, утверждая, что там можно обнаружить всю полноту знаний, искомых человеком: физических, моральных, метафизических. Мир  -  только одна из сил посредствующих между главными «фигурантами» истории: Богом и человеком. Мир  -  служка при первосвященнике (Логосе), который молится в Иерусалимском Храме о спасении потомков Адама. Человек всецело располагает себя в мире и привязывается к нему лишь потому, что он не понимает: космос  -  эпифеномен истории, излагаемой Логосом Божиим. Более того, порядок, обнаруживаемый в мире, коренится в порядке, имеющемся в боговдохновенном тексте  -  Пятикнижии Моисеевом. Все, в том числе и мир, создано Логосом. В священных же текстах мы можем найти не просто след этого творения, но сам творческий акт. Писание  -  и есть деятельность высших сил; мудрец, обладающий необходимой подготовкой, обнаруживает мир не в той реальности, с которой он связан прагматикой непосредственного существования, а в тексте.

Не только в эллинизированном иудаизме, но и в платонизме последних веков античности формируется представление о том, что доктринальные тексты (диалоги Платона, поэмы Орфея и «Халдейские оракулы», книги Гермеса) являются не просто «следом» от божественной деятельности, но и самим символическим универсумом, «парадигматическим живым существом», в соответствии с которым демиургом создан космос. Возможность такого представления была обоснована в зрелом неоплатонизме благодаря концепции «синфем», мистических форм, присутствующих во всем сотворенном, своего рода ключей к божественной реальности, обнаружить которые могут только философ и теург. Каждая вещь для последних является несказанным чудом. Однако есть тот смысловой центр всего сущего, где синфемы даны в своей непосредственной связи и единство  -  это доктринальные тексты. Любой из диалогов Платона  -  все мироздание, во все аспектах последнего (от физического до мистического).

При этом нужно иметь в виду, что позднеантичные авторы видели в тексте не  только умопостигаемую или теургическую выраженность мироздания, но всю полноту сущего. Структура «Тимея», внутренняя организация его текста, согласно Ямвлиху или Проклу являются прообразом структуры самой макрокосмической реальности (вплоть до ее топографии).

Таким образом, знаменитое «александрийское» требование понимать священный текст «плотью», «душой» и «духом» является не просто метафорическим выражением ритуала аллегорического истолкования, но и прямое указание на то, где заложена трехуровневая структура воспринимаемого нами сущего.

Интересно, что предпосылкой подобного отношения к тексту в рамках греческой культуры стал дискурс таких эллинистических школ, как стоическая и эпикурейская. Философия раннего эллинизма вообще и данных школ в особенности исходят из предпосылки, что предикат существования можно приложить лишь к телесному сущему. Естественно, что именно в данных школах развивается учение о знаковых системах (стоическая логика, эпикурейская каноника), а так же концепция аллегорического истолкования текста. Тело начинает выступать в физике или этике как знаковая система, а «ученость», то есть навык оперирования с текстами, становится выражением мудрости, в том числе и в нравственно-практическом смысле этого слова. Таким образом, спустя одно-два столетия священная книга начала восприниматься как мир, как единое тело знаковых систем, возникающих в момент творческой деятельности божества.

Еще одним следствием подобного восприятия текста стала неоплатоническая концепция теургии. Теург  -  это не тот, кто просто знает ритуал «богоделания», «изготовляя» из простых смертных богоподобных существ, но тот, кто соотносит ритуал с текстом (прежде всего «Халдейских оракулов»), тот, кто способен прочесть доктринальное сочинение по синфемам предметов, входящих в круг ритуальной практики. Именно поэтому для неоплатоников собственно текст не обозначает рукопись, словесную реальность, зафиксированную фонематическим письмом греков или семитов (все это, вполне в согласии с Платоном  -  лишь «памятки» о подлинном письме). Для Плотина и его последователей священным текстом, в конечном итоге, являются идеограммы, начертанные демиургом-создателем, то есть всецелое мироздание.

 

 
     

| обсудить на форуме | написать профессору Светлову |

Адрес страницы: http://svetlov-rv.by.ru/     Почта: urbanboo@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное