Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви. "Конкретная психология"


Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 166

ТАЙНА ИНАКОСТИ

от 15.06.11

 

Жасмин судьбе преподает уроки,
жасмин перешибает все пороки
набатом райским в придорожном шуме –
неистов, как библейские пророки,
как мир, безумен,

а лето сладко в вёдро и в ненастье,
а летом столько поводов для счастья:
зрачок фиалки в сумраке нагретом,
лес,
тишины прохладные запястья
перед рассветом...

Аборигены пробочной трясины,
унылые рабы бегов крысиных,
потеющие в городской посуде –
пройдитесь босиком сквозь строй росинок
и – будь что будет!

      Здравствуйте, друзья. Этот новорожденный стишок вдохновлен вольным кустом жасмина, цветущим около моего дома. Мимо идучи, всякий раз подхожу на поклон, на восторг сродни молитвенному, на жадную подзарядку аккумуляторов счастья. Недоумеваю: почему нет паломничества? Сколько народу мимо проходит – полное равнодушие, не замечают. Уличный жасмин в мегаполисе – не обыденность. Люди, вы что, совсем запылились?

      Мой затянувшийся книгописательный аврал ("Доктор Мозг: психология психологов") тормозит все остальное; от жизни, однако, не спрячешься: страдающие просят помощи или утешения, заблудившиеся – подсказки или пинка, дети растут, письма идут...

      Среди детских писем одно свежее засияло крылышками, как красавица-бабочка.

У кого на уме аниме?

      Меня зовут Полина, мне 13 лет, и меня интересует один весьма интересный вопрос.
      Пол. Он правда так нужен? Я имею в виду вот что: я анимешница (погуглите). Все "нормальные люди", с которыми я знакомлюсь, после такой новости выпучивают глаза и вопрошают что-нибудь в духе: "Ты что, одна из ЭТИХ?!"
      А еще я рисую аниме (самоучка), играю в компьютерные игры, слушаю японскую музыку, ношу на сумке ровно 33 значка и ни одной юбки. Я не пацанка, просто я НЕ ИНТЕРЕСУЮСЬ полом. Ведь есть же вещи поинтереснее того, парень или девушка стоит перед тобой. Например, любит ли оно читать, его увлечения, его политические взгляды...
      Вот вам хороший, жизненный пример. На девушек-гиков (то бишь задротов, прямо про меня) все пялятся как на рыбу с зонтиком – мол, оно не в юбке, очкарик, социопат и ботан! Парней-гиков не любят девушки (рохля) и бьют парни. Вывод – лучше быть НИКЕМ. Проблема только в том, что так себя воспринимаешь только ты сам – остальные все равно видят пол.
      Вот передо мной лист моих... характеристик? Вот только будучи девушкой, следует приписать к каждой фразе "девушка".
      Я (девушка) анимешница – подобным ни одна девушка увлекаться не будет!
      Я (девушка) геймер – никакой реальной жизни!
      Я (девушка) читающая фэнтези – уход от реальности!
      Я (девушка) ботан – ...фу!
      Все эти фразы, которые справа, я их... просто ОБОЖАЮ! Всегда хотела быть фриком, гиком, кем угодно, только не идти к этой отвратительной матерящейся толпе моих одноклассников! Пусть меня зовут ботаником и задротом, я выше их, которые любой тройке рады!
      Но я взрослею и становится понятно, что к фразе: Я – психованый фрик-омега, ботан, очкарик, Тот, Кто Всегда Рисует Вдалеке пора приписать наконец-то "девушка"....
      А вообще я очень люблю себя и с радостью ваяю. Странная походка, одежда, прямоугольные очки в тонкой оправе (с диоптриями – близорукость наступает) и жест, которым я их поправляю – все выверено с любовью, придумано самостоятельно и потянуто из аниме, многократно опробовано. Не позерство, нет, но любимейшая роль из всех.
      ВОПРОС – В НАЧАЛЕ ПИСЬМА...

      В небольшом письмеце – автопортрет в четких живых очертаниях и острокритический срез менталитета современного подростково-юношеского поколения.
      Сомневаться не приходится: перед нами Личность. Пока – гордая одиночка, но с проступающими чертами возможного лидера некоей неформальной общности. Незаурядное, одаренное, ярко-творческое существо. Очень грамотное, что сегодня большая редкость, – мне не пришлось ничего править в этом письме. Вполне современное и более чем. Подросток и более чем подросток. Девушка без пяти минут – возраст шекспировской Джульетты, Ромео был чуть постарше – и уже более чем девушка, твердо противостоящая массовому опопсению и обыдлению ("...кем угодно, только не идти к этой отвратительной матерящейся толпе моих одноклассников!.. я выше их... лучше быть НИКЕМ...").
      Существо, озабоченное самоосуществлением, восходящее к себе на компенсаторно-самоуверенном позитиве ("очень люблю себя и с радостью ваяю"). Использующее для этого аниме – одну из технических возможностей современного мира и одно из его крышующих предложений по социальному самоопределению, оно же ценностный профиль личности, иерархия приоритетов и стиль жизни. (Большой бизнес делается на этих крышующих стилях! Хищная деловая лапа притыривается ко всем массовым мотивациям, детским в основе, и культивирует их себе на потребу, создавая искусственные миры и формируя армии неведомо-для-себя-зомбированных потребителей. Оставим эту весьма серьезную тему пока в заначке.)
      Идентификат – мое рабочее обозначение всех этих крышующих миров и привязочных самоопределений: то, с чем или с кем человек себя идентифицирует, отождествляет, кем или чем считает или хочет себя считать. Идентификатов у человека может быть много, и чем больше, тем лучше. Идентификаты Полины – анимешница, геймер, фэнтези... А один из моих – трансгуманист, погуглите :).
      С фотографической ясностью видно, как напирает на юную душу социально-оценочная давиловка неумолимых ровесников: и задротом-то тебя обзовут, и очкариком, и ботаном, и гиком, и фриком, о-о-о... Задрот – это что ли у которого сзади рот, или как? Не поспеваю за новейшей терминологией.
      А еще сильней напирает собственная природа, собственное взросление и ответное психологическое сопротивление.

      Полина, пол нужен, конечно; вопрос только – как нужен, в каком качестве, на каком уровне. Жизни пол нужен для продолжения и изменений, а сознанию, душе, духу – как двигатель возрастания и развития.
      Пол и дух у человека, развивающегося не только в половом отношении, вступают с неизбежностью в поединок: кто сильнее, кто круче, кто кого прижучит и потеснит, кому кем управлять, кто кого поставит себе на службу, кто кого воспитает, облагородит или наоборот. Цель всякой войны – мир; вопрос – на каких условиях. Противники могут, скоро ли, долго ли, прийти к благополучному сотрудничеству; могут и нанести друг другу жестокий ущерб, и уничтожить один другого – ценой гибели тела или души, или того и другого...
      Это все ты, наверное, и сама понимаешь. Содержание твоего вопроса вычитывается вот в каком повороте: обязан ли человек соответствовать тому представлению о поле – вообще и о своем в частности, – представлению, которое ему навязывает окружающая среда и его собственная физиология? Обязан ли следовать половым стандартам, биологическим и социальным? Должен ли делать свою, выражаясь немножко научно, гендерность верховным главнокомандующим своих чувств, своего мышления, поведения, образа жизни?
      Ответ: нет, не должен. Нет, не обязан. Хотя и может, если сделает такой выбор – вольно или, гораздо чаще, невольно, неосознанно. Может, и это удел большинства, стать рабом пола и стандартов его, если выберет жить в узком поле пола (интересное получилось созвучие), а не в широком – духа, как выбираешь ты.
      Пол – диктатор, принудитель, насильник. Из пещерной своей вотчины, из подсознания атакует дух с одной целью: поработить, заставить работать на себя и только на себя, отрезать от других уровней бытия, лишить выбора иных ценностей. В своих усилиях по большей части успешен и побеждает, но... Пирровы это победы, потому что приходит с неизбежностью увядание, старость – и если дух так и остается в плену пола, уже бессильного, в координатах гендерности и не более – жалкое это зрелище, расплата неукоснительна и жестока.
      Дух – свобода, владеющая собой: в пространстве выборов зорко парящий орел сознания. Выбор выборов, перемены выборов, осознанные перемены ценностей, жизненных направлений и установок – его дело, его работа.
      Твой свободный выбор сейчас – аниме, фэнтези, геймерство: через это ты утверждаешь свое право на самобытность, право быть только собой и никем иным, верно?
      Прекрасно. Я пожелал бы тебе только и дальше оставаться свободной в своих выборах, и даже еще свободнее, и еще, и еще. Видишь ли, выбор – такая хитрая штука: вначале-то вроде бы совершенно свободен, а потом заиграешься, замешкаешься, зазеваешься – бац... Вдруг оказывается, что это уже зависимость. Уже ограниченность, препятствующая развитию. Уже плен, рабство, каторга и угроза бездарной гибели. Наркотики, алкоголь – все ведь начинается с как бы свободного выбора, а потом... Это лишь самые грубые образчики перехода свободы (как потом выясняется, только кажущейся свободы) в зависимость – вынужденную безвыборность. У всех остальных зависимостей схема, в сущности, та же.
      Тут-то, когда зависимость обнаружена как некое препятствие жизни, развитию, и пригождается дух. Если силен – с орлиного своего полета решает, что с зависимостью делать, и делает как решил: или выбор меняет и от зависимости освобождается, или в ней осознанно остается и наполняет новым – творческим – содержанием, новым смыслом, новой свободой... Если слаб дух – все получается по образцу зависимости наркотической, алкогольной или той половой, с которой мы с тобой уже более или менее разобрались.
      Ты рисуешь аниме – уже близка, значит, к тому, чтобы твое увлечение стало серьезным свободным творчеством. Это здорово. Ну, пока!

      О переходе увлечения в препятствие желаемому течению и развитию жизни – пост с одного из форумов, от анимешницы постарше (ссылку прислала вместе с письмом Полина).

      Никогда не задумывалась, что увлечение аниме может привести к одиночеству...
      Я увлекаюсь аниме почти 10 лет. Нравится, люблю смотреть и коллекционировать. Но если сначала я просто была ребёнком и смотрела увлеченно в экран на очередного кавайного красавчика или девчонку с большими небесно- голубыми глазами, то теперь я выросла и поняла, что пора строить свою жизнь, жизнь реальную, а не как на экране...
      Знакомясь с молодыми людьми, я постепенно начала осознавать, что одних аниме либо просто бесит, либо под аниме они понимают только хентай... И тихо посмеиваются, когда узнают, что я поклонница аниме.
      Жизнь подталкивает к выбору: или стать взрослой и забыть аниме и любить, или любить аниме, но быть совершенно одной...
      Возможно ли забыть и бросить любимое занятие ради любви? Бросить аниме, чтобы стать взрослой?
      Родители твердят: "Ты уже взрослая, хватит смотреть мультики!" Они не понимают, что именно аниме помогало мне выжить, когда мне было тяжело и одиноко...
      У меня много знакомых, которые совершенно одни, и у них есть только мир аниме. Я понимаю, что скоро стану одной из них...
      Или любовь к аниме, но без любимого человека, или любимый человек, но без любимого мира аниме?..
      Не знаю, каким должен быть человек, чтобы понять анимешника, понять его чувства и любить его таким, какой он есть. Немного сумасшедшим, живущим не совсем в реальном мире?.. Говорят, что анимешник сможет полюбить только анимешника – это правда?

      Кого больше среди анимешников – девочек или мальчиков, девушек или юношей, женщин или мужчин?.. Пока явно преобладает женский состав. И немудрено: в этих фильмах богато, пластично и тонко разработана эмоциональная составляющая (в противоположность засилью action, пиф-паф и бабах в подавляющем большинстве мультиков), герои красивы и сентиментальны, их чувства и отношения и узнаваемы, и просты, и в меру усложнены...
      Гендерное неравновесие – угроза для этой молодой, еще только формирующейся субкультуры. В других (готы, к примеру, или старички-хиппи) приблизительно равное половое представительство дает больше шансов на образование пар своих. А здесь, хотя есть у анимешников клубы, форумы и т.п., виднеется пока лишь аморфное сообщество одиночек, для которых шансы найти человека, своего по столь важному идентификату, пока слишком малы.
      О том же – в несколько ином ракурсе.

      ВЛ, в очередной раз перечитывая вашу книгу "Цвет судьбы", наконец решилась написать вам это письмо. Для начала хотелось бы рассказать пару слов о себе.
      Мне 23 года, отучилась в одном из московских вузов, работаю. Неплохо зарабатываю, вполне самостоятельна.
      А вопрос у меня к вам такой. Имеет ли каждый отдельный человек право на СВОЕ счастье, на СВОЕ понимание собственно слова "счастье"?
      Причина вопроса в том, что я – анимешник. Да, это те самые "японские мультики с большими глазами". Это мое основное хобби, хотя и не единственное. Стаж (или даже скорее СРОК) моему увлечению – 17 лет. На данный момент бросать свое увлечение я не планирую.
      Единственная проблема в том, что все окружающие меня люди категорически не принимают "мой" вариант счастья. Я наблюдала за людьми – каждый из них понимает слово "счастье" по-своему. Для кого-то это работа и карьера, кто-то видит счастье в безделье и лодырничанье, а кто-то уверен, что счастье – это семья, жена и дети.
      А может быть так, что счастье – это СВОБОДА? Свобода в мыслях и желаниях, ограниченная лишь рамками закона?
      Я настолько часто ловлю на себе "косые" взгляды, так часто слышу слова: "ты живешь неправильно"... Скажите, Владимир Львович, разве есть "эталон" счастья? Некий образ жизни (мыслей, поведения), который обязательно, на сто процентов обеспечивает счастье? И можно ли быть счастливым по желанию кого-либо, на заказ?
      Я не первый раз обращаюсь к психологу с такими вопросами. Знаете, какие были ответы? "Ты уже взрослая, пора становиться серьезнее", "17 лет смотреть мультики – это заболевание, покажитесь психиатру, девушка, срочно".
      Это КАК? Получается, слишком взрослая для счастья? Разве для счастья выделен определенный возраст, какое-то время? А мечтать? – мечтать можно всегда или тоже только до определенного возраста? Надеюсь, вы понимаете, о чем я хочу Вас спросить...Я не замкнутая, много друзей, разных кругов общения, даже не уродина, как мне кажется... Почему же большинство людей, абсолютное большинство, узнавая о моем увлечении аниме, жалеют меня, когда я так счастлива?
Лена

      Лена, нам с вами остается лишь понимающе пожалеть этих ограниченных людей, жалеющих вас. Желаю вам еще больше расширить свой круг общения – с тем, чтобы увеличить шансы встретить тех, пусть немногих, кто не будет осуждать или жалеть вас за ВАШЕ счастье, а примет с радостью во всей полноте вашего и своего бытия.
      Мне нравится ваше определение счастья как свободы в мыслях и желаниях; свободы, добавлю, и в действиях, да – ограниченной рамками закона, не только и не столько официального, внешнего, но неформального, внутреннего нравственного закона, совести то бишь. Право на СВОЕ счастье, сугубо индивидуальное, не приказное, не заказное, не как мама, папа, дядя или отечество решили – это дважды два, надо ли ломиться в открытую дверь?
      Пожалеем тех поразительно многих, кто эту дверь запирает от себя и других.

      Вот еще два вопроса на ту же, по сути, тему, уже часто у нас с разных сторон поднимавшуюся, очень широкую и каждодневно острую: разномирие и своемирие. Приемлемость другого: как быть, если судьба сводит с разномирным человеком – иным, другим? Как быть, если в своей среде сам (сама) оказываешься человеком другого мира – иным, не вписывающимся, на особицу?..

Тайна инакости

      Из ВОТов

      Имеют ли шанс на счастье двое молодых влюбленных, если один (одна) верит в Бога, а другой (другая) не верит?
      Могут ли жить счастливо супруги, один из которых верующий, а другой нет?

      Могут при условиях: а) сильной любви друг к другу, б) достаточного уровня веротерпимости у обоих, в) достаточного уровня общей и психологической культуры, г) соответствия характеров и других значимых составляющих супружеского союза.
      Заметно: супружеские пары, в которых хотя бы один (одна) верит в Бога, молится, посещает храм, исповедуется и причащается, имеют больше шансов если не на яркое счастье, то на прочность, надежность отношений. Если оба верующие – шансов еще больше.
      Но это, конечно, лишь вероятности, подвижные, переменные. Любой человек не просто есть, каков есть. Человек становится. Человек меняется. Человек проходит жизненный путь со многими неожиданными поворотами, остановками, ускорениями, возвратами вспять. Невозможно предсказать на всю жизнь: этот верующий (особенно юный) будет верующим и дальше, а этот неверующий неверующим останется.
      Кому-то вера открывается сразу, легко и естественно, а для кого-то путь занимает десятилетия или целую жизнь. И безверие может постигнуть человека внезапно, а может разъедать постепенно и вдруг разверзнуться как обрыв... Иной раз Двое могут идти, казалось бы, по одной дороге, полностью разделяя мировоззрения и вероисповедания друг друга, и притом всю жизнь грызться, жить во взаимонепонимании и отчуждении или вовсе разойтись. А бывает и наоборот: каждый из Двоих идет своим путем, но пути эти устойчиво близки, и можно идти, взявшись за руки и целуясь. Вспомнились тут, кстати, слова одной моей незаконченной песенки:

Параллельная лыжня
для тебя и для меня...
А в конце пути, как водится,
две лыжни, конечно, сходятся.

      Верующие или неверующие – это ведь еще смотря как. Встречал многих с религиозным сознанием, но с более чем атеистическим, ни в кого и ни во что не верящим подсознанием. Немало и тех, кто на уровне самосознания вроде бы стопроцентно неверующий, а подсознательно религиозен, верует горячо, глубоко, только сам (сама) об этом не знает. Моя мама была такой...
      (Для сверки можно обратиться к работе Виктора Франкла "Бессознательный Бог внутри нас".)
      Андрей Дмитриевич Сахаров был атеистом с религиозной душой и прожил жизнь верующего подвижника. На его примере с особой ясностью видно, что самоопределение (идентификация) человеком себя как верующего либо неверующего есть личное выражение всечеловеческого стремления к внутренней цельности – или, что то же самое, стремления быть честным перед собой.
      Идентификаты "верующий", как и "неверующий", "атеист", обычно значат не то, или не совсем то, что сам человек об этом думает. На глубинном уровне это лишь разные способы примирения свойственных каждому внутренних противоречий, разные обозначения стремления к цельности, разные формулы для сведения наших невыразимых внутренних объемов к плоскости, легко читаемой, многозначности – к однозначности...
      "Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно". Если не зажигаются, значит, и это нужно.
      Верующий человек может объяснять неверие супруга (супруги) со своей точки зрения так:
      "Богу угодно, чтобы он (она) был(а) именно такой, и чтобы мы были вместе. Откуда мне знать – может быть, Богу нужно, чтобы какие-то из людей сомневались в Нем, отрицали Его. Может быть, Он требует от иных пройти к Себе долгий путь, равный жизни... Не в человеческих правах силой тащить человека к Богу. Можно лишь самой жизнью и совместным чувствованием и размышлением помочь ближнему самостоятельно открыть себя Богу и открыть Бога для себя".
      Атеист может мыслить о верующем так:
      "Верует – значит, это потребность ее (его), природа такая, и я ее (его) люблю именно такою (таким), люблю вместе с верой...
      Разве верующий человек не может быть человеком хорошим, красивым, умным, веселым? Еще как может. Не говоря уж о честности, верности, преданности, которые, что ни говори, намного чаще встречаешь среди искренне верующих (надо подчеркнуть – искренне!), чем среди неверующих".

      Исторически все, что есть человечного и разумного в светской морали, пришло из религии. Главные религиозные заповеди действенны для всех честных и добрых атеистов – они исполняют их в меру душевных сил, не относя к Богу умом, но неся Бога в душе.
      Прогноз отношений Двоих, один (одна) из которых считает себя верующим, а другой (другая) нет, определяется не столько принадлежностью или непринадлежностью к религии, сколько тем, есть ли взаимное уважение к инакости, к тайне внутреннего мира Другого Существа, благоговение перед этой тайной жизни... Если у обоих это любовное благоговение есть, и никто никого под себя не подминает, – для хорошего прогноза уже достаточно.

Сосики и асосики

      Из ВОТов

      Может ли человек быть счастливым вне общества? Вопрос для меня имеет жизненно важное значение. Артур

      Артур, придется ответить двумя встречными вопросами на обдумывание.
      Что значит "вне общества" в вашем понимании? И какой именно человек имеется в виду? С какими свойствами, характеристиками, задачами, целями, жизненными установками, мировоззрением?.. Человеки-то – разные!
      "Вне общества" – категория относительная. Абсолютно вне общества жить невозможно, если только не одичать до нереальной животности. Робинзон на необитаемом острове строил и поддерживал свою жизнь остатками того, что ранее получил в покинутом обществе. Отшельник-аскет, питающийся акридами, лесник в далекой уединенной сторожке, узник камеры-одиночки или какой-нибудь помоечный бомж, бродяга без роду-племени – все эти персонажи и подобные им, хотя и живут вроде бы вне общества, пользуются, так или иначе, плодами цивилизации и культуры. Каким-то образом, хотя бы собственным прошлым, несомым в памяти, с обществом связаны и зависимы от него...
      Речь может идти, стало быть, лишь о той или иной форме и степени ограничения, сужения связей человека и общества. И вопрос – "может ли быть счастлив..." смысл имеет только в отношении к тому, что можно назвать нормой одиночества данного конкретного человека. На одном полюсе по этому показателю находятся люди сугубо социальные ("общественные животные" по Аристотелю), терпеть не могущие никакой изоляции, к одиночеству не выносливые иногда до карикатурной, патологической степени. А на другом – прирожденные или принужденно-привычные отшельники, которым лучше жить обособленно, чем с кем-либо. У одних норма одиночества исчезающе мала, у других – велика, но не беспредельна.
      В одном из прогулочных разговоров с женой мы обозначили эти полюса доморощенными терминами: сосики (от английского society –общество) и асосики (от того же слова). Социальные люди и асоциальные, необщественные. Оказываются на обоих этих полюсах люди разные: умные и глупые, серые и одаренные, гениальные и дебильные, мрачные и веселые, злые и добрые, преступники и святые... На обоих же происходят процессы, компенсирующие крайности полюсного положения: сосики вступают друг с другом в конфликты и обособляются, а асосики образуют собственные сообщества, иной раз до чрезвычайности интересные и своеобразные.
      В психологической практике приходится заниматься и сосиками, и асосиками, с бесконечно разнообразной переходной гаммой между одними и другими. Одна из первейших задач – помочь человеку освободиться от самомифов (по большей части это малоадекватные производные от оценочной зависимости) и трезво осознать, каков же он (она) есть в действительности, а отсюда и посмотреть, что же истинно душе нужно, что для нее – свое, и какую жизнь, какой мир, с какой нормой и формой одиночества лучше себе строить. Помочь может иногда и тестирование, и самотестирование. (Например, SUM-тест Нелли Ден, выложенный у меня на сайте.)

Сами с усами – явились на саммит

психологов "Технологии успеха", уже пятый по счету, организованный 3 – 5 июня в Санкт-Петербурге питерской Психологической Газетой, нашим симпатичным партнером. Явились семейной династией: кандидат психологических наук Максим Владимирович Леви провел мастер-класс по функционально-прикладной музыке и музыкотерапии (см. также страницу Максима Леви в Гостином Творе), а ваш покорный слуга, оставшись в Москве, записал и прислал видеообращение, текст которого привожу здесь. Сочинил к случаю, вернее, досочинил давно начатый полушуточный гимн Психологов. Музыку скоро выложу, а слова можно прочитать тут.

Теперь и мой нейротрансмиттер попал в твою общагу, Твиттер

За новостями сайта легко и удобно теперь следить в твиттере.

Музыкальная Аптека
для любого человека

музыка для жизни
музыка на все случаи жизни

      ...Уфф, наконец-то. Долго пыхтели: слушали-переслушивали, стенографировали, верстали, вычитывали... И вот выложили. Все теперь в доступности: можно и слушать, и читать любую из 50 с лишком передач Музыкальной Аптеки, транслировавшихся в течение полутора лет по Радио России.
      Книгу с первоначальным названием "Музыка и Мозг" я пишу давно, с прошлого тысячелетия. А идея радиопрограммы "Музыкальная Аптека" родилась уже в этом – в одном маленьком ресторанчике в центре Москвы, где мы сидели с известным книгоиздателем и замечательным радиожурналистом, ведущей программы "Посоветуйте, доктор!" на Радио России Ольгой Копыловой (она тоже музыкант-любитель) и размышляли, что бы нам такое вместе осуществить. Лезла меж тем в уши назойливая неадекватная музычка, мешавшая слышать друг друга и угрожавшая аппетиту. – "Давайте сделаем серию передач про музыку! Про музыку для человека!" – предложила Оля на усиленной громкости. – "А?.. Для еды?.. Что-нибудь вроде музыкальной поваренной книги?" – "Вот-вот, рецепты!" – "Если рецепты, тогда уж аптека, музыкальная аптека!.."
      Крупный ресурс: психологический, музыко-терапевтический, просветительский. Беседы о жизни, о людях и музыке. Об искусстве жить и чувствовать красоту. О том, как одолевать боль, страх, тоску, удары держать, смеяться, себя собирать, побеждать, понимать других. О душе.
      Музыкальные композиции самых разных эпох и жанров на разные вкусы – для пользы и удовольствия. Музыка для ума, музыка для тела, музыка для здоровья, музыка для любви, музыка для работы, музыка для отдыха, музыка для бизнеса, музыка для управления, музыка для спорта, музыка для войны, музыка для учебы, музыка для души...
      Шел к этому с детства. Пианист-импровизатор, композитор-любитель. (См. также главы из романа "Сквозняк" в книге "Наемный бог".) К началу двухтысячных получилось соорудить домашнюю студию звукозаписи. Максим к этому времени вызрел в практически профессионального по уровню музыканта: гитара, вокал, композиция. Первую песенку на мои слова написал в 15 лет, сотворчествуем и поныне.
      Все передачи Музаптеки записывались у нас в студии. Кроме Макса и меня, работали над ними консерваторский пианист-концертмейстер, знаток истории музыки Вера Бисенек, музыкант и звукорежиссер Михаил Максимов, доктор и вокалист Алла Чудина и радиоведущая Евгения Полянская, при организующем и вдохновляющем участии Ольги Копыловой.
      Помогали выкладке Музаптеки на сайт добровольцы-сотрудники: Сергей Анисичкин и Наташа, Елизавета Волкова, Юля Громова, Ирина Крылова, Кирилл Кузнецов, Людмила Н., Даша Павлова, Елена Родина, Анна Самохина, Александра Сегеда, Катерина Сергеева, Катя Слетова, Инна Соколовская, Ярослав Фалетров. Спасибо сердечное!
      Если и вы хотите стать нашим добровольцем, напишите, пожалуйста, о себе – где живете, сколько вам лет, в какой области работаете или учитесь, какие интересы, еще о чем угодно – на адрес toroboan2008@yandex.ru
      Приходили уже и, наверное, будут еще приходить вопросы – а как приобрести диски "Музыкальной аптеки"? Их мы выпустили восемнадцать – в каждом диске сгруппировано по две или три передачи по соответствующей теме. К сегодняшнему дню все диски проданы и раздарены. Остались только авторские образцы. Чтобы выпустить еще одну партию дисков, нужны деньги, об этом чуть дальше.

Запишите в голове: есть английский клуб в Москве
Moscow English Conversation Club (MECC)

      В самом центре Москвы, на Страстном бульваре (м. Чеховская). Общаются по-английски. Свободно, естественно, просто, демократично. Формальностей почти никаких. Приятная обстановка.
      Здесь можно:
      - поддерживать и улучшать свой разговорный английский ( приходят и наши люди, и иностранцы, носители языка),
      - учиться преодолевать психологические барьеры, получать в этом квалифицированную поддержку
      - находить новых друзей,
      - приводить своих,
      - узнавать много нового, развиваться (лекции, викторины, конкурсы, всевозможные выступления, простор для личной инициативы...),
      - общаться и отдыхать с пользой и удовольствием в атмосфере деликатной английской доброжелательности,
      - общаться и за пределами Клуба
– многие участники встречаются, чтобы сходить вместе в кафе, сад Эрмитаж, на концерт, отметить день рождения, отправиться в путешествие...
      Английский Клуб на Страстном, основанный в 2000 году, на сегодняшний день объединяет несколько тысяч людей. Уверенно рекомендую, тем более, что с директором Клуба, Еленой Абрамовой, милой обаятельной женщиной, мы давно и хорошо знаем друг друга.

Благодарности

      Приношу сердечную благодарность всем тем, кто откликнулся на призыв о помощи нашим проектам и сайту, помещенный в конце предыдущей рассылки "Батарейки вечности". Тот, кто захочет это сделать теперь, может нас поддержать теми же способами:

      Яндекс-деньги: 41001178143586
      Webmoney: R225985036753, Z482480458107, E477887977289
      PayPal (переводы с кредитной карты): наш адрес в системе levi.projects@gmail.com
      Сбербанк: реквизиты можно увидеть на этой странице

      Если вы сделаете перевод в помощь "Музыкальной аптеке", пожалуйста, отметьте это в комментарии к переводу или личном письме на адрес toroboan2008@yandex.ru

      Спасибо!

      ...И еще, друзья, некая заметка.

Контропатии:
в гостях у дедушки Фрейда,
или снова про Я и Оно

      – Помогите, я изменяю мужу!
      – Спасите, я бью своего ребенка!
      – Ужас, кошмар! Я грублю начальству.
      – Я не выношу свою свекровь, а мне так хочется ее полюбить. Меня от нее рвет. Что мне делать?

      Думаете, придумал? Карикатуры пациентуры? Нет, регулярные обращения, каждодневная почта, буквально так, очень часто. Вопли отчаяния беспомощных Я, не справляющихся с Оно – с передачей этому буйному Оно приказов Сверх-Я, с переводом этих приказов в нужные состояния и необходимые действия. Надо бы сказать что-то хорошее, улыбнуться, или на худой конец промолчать, а из тебя рвется ругань, дрожат колени, неудержимо рвет – ну как быть?!..
      Сверх-Я – это надо, программы социального соответствия. Оно – инстинктивные, животные, натуральные, детские хочется, делается, происходит, становится... Я, или Эго – посредник, координатор, вечно ему не хватает мифической силы воли. Рвущееся на свободу Оно боится и ненавидит, хамит и дерется, колбасит и плющит, не спит, когда надо и спит, когда нельзя, обжирается до безобразия, курит и пьет, завидует и ревнует, врет и обманывает, фригидит и импотентствует, изменяет и рукоблудствует, предается диким фантазиям и навязчивостям, юмора не понимает и неуместно смеется, может и своровать, может убить или не пожелать дальше жить... Делает с Я что хочет и может, а Я... Что ему остается? Виноватится перед Сверх-Я, мучается, стыдится, перелопачивает вину, перекидывает то на ближних, то на дальних, то опять на себя – и наконец посылает Сверх-Я на самые известные буквы алфавита, и пошла писать губерния, а потом снова муки и угрызения...
      На неуправляемость Оно жалуются и женщины, и мужчины. Женщины, пожалуй, раза в полтора чаще, и женщины в основном хорошие, добрые, совестливые, то есть с требовательным и грозным, но туповатым Сверх-Я. Мужское Оно мучит Я большей частью трусостью и неуверенностью в разных ее ипостасях, на втором месте лень и всяческое недотяжество, на третьем зависимости – алкогольная, табачная и т.д., и где-то на одном из последних – неуправляемая агрессивность (больше жалоб, прямых или косвенных, как раз на ее нехватку по уровню востребованности).
      У женщин же агрессивность, то и дело срывающаяся с вожжей – в ряду первейших проблем, и это, наверное, потому, что со стороны общественно запрограммированного Сверх-Я женская агрессивность по исторической инерции пока еще сравнительно более табуирована, чем у мужчины, которому положено быть бойцом и крутым.
      Недавно получил исповедь интеллектуально продвинутой хамки – молодой женщины, которая сама себя хамкой считает и называет. Неудержимо хамит – не стремится хамить, нет, но хамит: раскатывает собеседника по асфальту с большим искусством и удовольствием. А хамить-то не хочет и хамству своему ужасается. Хамит ровно тем, кому хамить ну никак нельзя: людям значимым, в которых заинтересована по работе или просто нравящимся и любимым. Безразличным и малозначимым не хамит. По натуре робка, застенчива, слегка заикается. А хамя не стесняется и не заикается – напротив, совершенно уверена в себе, артистична, блестяща, великолепна и непобедима. По сей причине живет в мучительном одиночестве.
      Это один из случаев обширной категории состояний, которые я назвал контропатиями (буквально – противочувствиями). Нечто вроде тянитолкая внутри человека. В не слишком строгой стихоподобной форме парадоксальные состояния эти и их последствия можно представить примерно так:

Кого люблю, тому хамлю.
Кого жалею, от того болею.
Кого уважаю, того нагружаю.
Кем возмущаюсь, в того превращаюсь.
Кого ненавижу, от того и завишу.
Кого боюсь, на том женюсь.
Кто несет ерунду, за того замуж пойду.
Кого не знаю, того пинаю.
Чего хочу, то не по плечу
(из-за того и попадаю к врачу).
Чего достигаю, от того убегаю...

      И так далее – узнаваемо, да?.. Будем считать это анонсом наших дальнейших бесед.

 

Счастливо! Доброго лета!
Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 166 от 15.06.11


В избранное