Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви "Мастер жизни: конкретная психология"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Владимир Леви. Рассылка Мастер Жизни: конкретная психология. Выпуск N29. Свидетель колдовства. И еще о бабочках.

N 29 от 2 июня 2001г

Владимир Леви
"Мастер Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг

Колдовство: образ, который действует

Здравствуйте, друзья. В сегодняшнем выпуске - очередные отрывки из текстов, полностью публикуемых в моей подписной книге-альманахе "Искусство Быть собой. Конкретная Психология", на которую вы, возможно, еще все-таки не опоздали подписаться. (См. ниже)

Сегодня:

1. «Свидетель колдовства»
фрагмент из моего переложения книги Гарри Райта

2. Из текущей переписки

  • О сапогах без сапожника
  • ...Я разучился мечтать
  • О гениях, о психиатрах, о бабочках...

3. "А книга читается редко..."
из новостей

  • Приятная неожиданность для россиян: подписка на наш альманах продлена до 15 июня
  • А как быть остальным?
  • Обращение к левинтузиастам

Свидетель колдовства

Развивается только ум, касающийся овладения материальным миром: техника, наука...
Ум, касающийся овладения самим собой, не меняется.
Юрий Олеша

"...Маленький пароходик с группой сборщиков каучука доставил меня из Икитоса до реки Мороны. Отсюда я надеялся добраться до реки Поте и, повернув на север, пересечь границу с экватором и выйти к селению Самора, лежащему у подножия Кордильер..."

У себя на родине в Штатах Гарри Райт был дантистом. Проработав некоторое время, отправлялся в дальние путешествия. Маршруты его пролегали по джунглям Амазонки, саваннам Центральной Африки и тропическим лесам западноафриканского побережья, по островам Океании... Глухие, затерянные места, странные миры, не известные в том, который величает себя цивилизованным. Непривычный климат, необычайная музыка, фантастические ритуалы, обычаи удивительные и страшные - все это похоже было, скорее, на жизнь неких инопланетян...

С собой у доктора Райта не было никакого оружия, только фотоаппарат и неуемное любопытство. Путешествовал Райт, чтобы изучить деятельность знахарей, колдунов, шаманов, жрецов, ведунов и ведьм разных племен, сравнить их методы, постигнуть секреты...

"...Я долго не мог найти проводника, согласного сопровождать меня по этому опасному краю. На счастье, удалось, наконец, нанять Габрио, индейца из племени гуамбиза. Это был маленький щуплый человек с узкими плечами, отвислым животом и большой головой, покрытой свалявшимися прямыми волосами. На его морщинистом лице непрестанно играла улыбка. Хорошее настроение и природный юмор не покидали его.

Габрио вешал на ночь гамак, устраивал противомоскитный полог, поддерживал на биваках огонь, отпугивавший ягуаров, отгонял десятифутовых змей и неплохо готовил обед из мяса диких свиней, грызунов или птиц, которых удавалось добывать нам в лесу.

Как ни трудно было нам объясняться - ведь я почти совсем не понимал его языка, а он знал всего несколько слов по-английски - мы скоро научились неплохо понимать друг друга

...Мы поднимались вверх по притокам реки сквозь густые джунгли. Останавливались в индейских селениях. Когда их жители узнавали от Габрио, что я хочу познакомиться с приемами медицины одного из великих бруджо (шаман, колдун, знахарь), они встречали меня подозрительно, а иногда и злобно. Белым здесь не доверяли. Долго не удавалось мне увидеть ни одного колдуна, хотя они наверняка были в тех деревушках, где нам довелось побывать. Габрио, когда я принимался расспрашивать его о бруджо, либо не понимал моих вопросов, либо делал вид, что не понимает..."

Колдун лечит зуб без зубоврачебного кресла

Иногда Райту везло: к местным колдунам его приводили обстоятельства самого путешествия.

"...У Габрио заболели зубы. Он жаловался на зубную боль уже два дня, а когда я говорил ему, что я сам зубной врач, он отрицательно мотал головой. На четвертый день зубная боль стала настолько невыносимой, что Габрио уже ничего не мог делать. Его глаза блестели лихорадочным блеском ис-под гривы спутанных черных волос. Временами он прижимал челюсть кулаком и царапал ее, выворачивая нижнюю губу, будто хотел показать - вот источник мук.

- Габрио, - уговаривал я его - я же доктор! Лечить зуб!..

Но он тряс головой и скрипел зубами.

- Белый человек индеец не помогать. Я видать догитир...

Что такое "догитир", он же бруджо, я понял, когда он направил лодку к берегу, к ближайшей деревне. Там, в грязной хижине, неотличимой ото всех прочих, он быстро разыскал колдуна.

Это был высокий, тощий, морщинистый старик с хитрым, проницательным взглядом, типичным для людей его профессии во всех странах. Подобных ему я видел и в Западной Африке, и в Малайе, и в Новой Гвинее. Но лишь здесь, в единственный раз, мне довелось увидать колдуна в роли дантиста.

Габрио обратился к нему, сгибаясь, приседая, жестикулируя и указывая обеими руками на свои грязные и кривые зубы. Старик мрачно кивнул, бросив быстрый косой взгляд на меня. Габрио объяснил, что я "белый догитир" и жестом, как догадался я, дал понять, что я ничем не могу ему помочь, но и вреда особого не приношу.

Мне было дозволено присутствовать на приеме.

Колдун не стал тратить времени на гигиенические формальности: он не вымыл рук, и о зубоврачебном кресле, даже подобии его, не могло быть и речи. Повелительным жестом он уложил Габрио у порога хижины прямо на землю, а сам сел на корточки и зажал его голову между колен. Лихорадочный блеск глаз Габрио сразу смягчился. Он покорно открыл рот с черными, пораженными кариесом зубами. Поддерживая голову Габрио одной рукой, колдун запустил вторую глубоко ему в рот, с силой разжимая челюсти. Габрио застонал. На его лице осталась, казалось, лишь пара молящих глаз, сходящихся над перемычкой плоского носа. Немигающим гипнотическим взглядом старик смотрел в эти глаза, а двумя пальцами терзал воспаленную десну, издавая возгласы удовлетворения, непонятно от чего...

В это время подошедший мальчишка - наверное, ученик - разжег рядом небольшой костер и принес чашу с отвратительной на вид и на запах жидкостью. Колдун наклонился над ней, бормоча заклинания, раскачиваясь в унисон с ними и продолжая смотреть на Габрио гипнотическим взглядом. Вдруг схватил чашу и тремя большими глотками выпил ее содержимое. Через несколько секунд колдуна тут же, на месте, обильно вырвало, и он дал дал знак мальчику подать еще чашу. Процедура повторилась. Габрио смотрел на все это как зачарованный. Было очевидно, что он вместе с колдуном погружается в транс.

Вокруг нас меж тем уже собралась небольшая толпа местных жителей...

Стоя по-прежнему на коленях и крепко зажав голову Габрио между ног, колдун снова запускает морщинистую руку ему в рот, бормоча ритмичные заклинания и жуя какой-то мешочек вроде табачного кисета. Сплевывает на землю сначала по одну сторону от Габрио, затем по другую...

Вдруг, издав дикий сдавленный крик, припадает ртом к опухшей щеке - и начинает яростно, шумно сосать! Габрио тут же задергался и завопил благим матом! Мальчик и еще кто-то из толпы помогают его удерживать...

Наконец, старик поднимает голову и, дико вращая глазами, что-то выплевывает. Я подскакиваю поближе и вижу: большая острая щепка. Как она попала колдуну в рот?.. Не знаю, уверен только: не из щеки Габрио.

Габрио поднимает голову и недоуменно смотрит на кусок дерева. Старик снова грубо прижимает его голову к земле и принимается опять сосать щеку. Через некоторое время выплевывает еще пару щепок, два камешка, три больших изжеванных листа, кучку муравьев... Когда же он ухитрился засунуть все это себе в рот?..

В третий раз колдун выплюнул мертвого кузнечика, а в четвертый - дохлую ящерицу. Это извлечение, видимо, счел самым важным - потряс ящерицей в воздухе, с торжеством показывая столпившимся, и разрешил Габрио сесть.

Габрио осторожно потрогал свою вздутую щеку и кивнул. По выражению лица я понял, что ему стало полегче, но еще далеко не совсем. Колдун, видимо, тоже сразу это понял, нахмурился и принялся долго и сосредоточенно шарить руками среди выплюнутых предметов... Вдруг указал на ящерицу: у нее явно недоставало одной ноги.

Это осложнение, дал он понять, требует отдельного мероприятия. Старик взял у своего помощника маленькую двустворчатую раковину. Пользуясь ею как щипцами, вытащил из горевшего костра уголек, положил его между створками раковины и протянул Габрио. Габрио взял раковину в широко открытый рот и покорно держал так, не смыкая челюстей. Колдун меж тем быстро извлек откуда-то кучку сухих листьев и подсунул несколько из них в ту же раковину, к угольку. Листья начали дымиться, распространяя запах, напоминающий аромат лаврового листа... Через несколько секунд напряжение сошло с лица Габрио и сменилось радостным выражением: боль прошла!.. Старик-бруджо стоял рядом, покачиваюсь, с мутным взглядом, устремленным куда-то в сторону, а пациент, повернувшись к присутствующим, торжествующе объявил:

- Коготок ящерицы выкурил зуб!

Объяснение понятное и достаточное для Габрио и для всех присутствовавших, кроме меня... Прежде чем покинуть эту деревню, я взял с собою щепотку из тех листьев, которые колдун совал в раковину. А попозже, когда наше путешествие вниз по реке продолжилось, попросил у Габрио разрешения обследовать его зуб. Он оказался вполне благополучным, воспаления как не бывало, хотя большущая кариесная дыра оставалась на месте...

- Что тебе помогло от боли? Дым листьев, да?

- Догитир находил ящерица, она делал боль. Ящерица плохой. Догитир убить ящерица. Догитир выкурил коготок.

Когда я вернулся к себе домой, листья, которые я захватил с собой, были тщательно исследованы в лаборатории моего друга-биохимика. Оказалось, это листья бабасу, растения из семейства бобовых. В них содержится рототенон, сильный инсектицид, но не содержится никаких лечебных или обезболивающих веществ..."

Так доктор Райт, дантист западной школы, впервые в жизни увидел, как зубы лечатся методом магической психотерапии.

"...Я начал догадываться, что главную роль здесь сыграли два фактора... Первым была вера Габрио в мир духов, который для сознания южноамериканских индейцев столь же реален, как для нас мир нашей техники и науки. Пламенно и убежденно, как все его соплеменники, Габрио верил, что весь мир, его окружающий, переполнен бестелесными сущностями - это и души умерших предков, и духи животных, и духи растений, камней, огня и воды...

Ему представлялось совершенно обыкновенным, что духу ящерицы вдруг вздумалось залезть ему в зуб, поселиться там, превратившись в ящерицу живую, и натворить бед...

А вторым фактором было безраздельное детское доверие к самому колдуну, вера в его всемогущество. Колдун - посредник, транслятор и оператор, связующий мир людей и мир духов. Для индейца это так же само собой разумеется, как для нас то, что юристы - посредники между законом и гражданами, а врачи - между медициной и пациентами. Габрио свято верил во всемогущество колдуна еще до того как тот его проявил!.."

Это главное. Вера была наготове. Вероготовность сама собой перешла в Веросостояние - транс - уже в момент встречи, общения с колдуном. Самому колдуну оставалось только добавить второй множитель своего успеха: изобразить некое действо, соответствующее миру представлений его пациента, некий спектакль - и внушение сработало, исцеление, по крайней мере до степени снятия боли и воспаления, состоялось!

Действо, помноженное на Веру - вот все, что нужно. И там, в джунглях, и здесь - в наших цивилизованных, каменных, железобетонных...

Тех же щей да иначе влей...

Среди сенсаций двадцатого века одна приравнивалась чуть ли не к седьмому или восьмому (сбился со счета) чуду всей человеческой истории. Квазиоперации филиппинских квазихирургов.

Я видел фильм, где их действия показаны крупным планом, подробно. Больного укладывают на некое подобие операционного стола, и "хирурги" начинают рукодействовать над пораженным местом, массировать его, мять, якобы внедряясь под кожу, внутрь... Появляется будто бы кровь и даже куски неких внутренностей (это все, как можно понять, легко имитируется). В конце "операции" - никаких следов разреза или разъятия тела, ни рубчика, ни царапинки. Пациент, здоровый и счастливый, поднимается, благодарит своих исцелителей... Следующий!

Все просто как поросячий визг и древнее древнего: инсценировка! - несложная иллюзионистская техника. По тому же образцу испокон века действуют колдуны и шаманы во всем мире. И действуют, что самое потрясающее, с реальным успехом, с немалым - достаточным, во всяком случае, для того, чтобы поддерживать свою репутацию на протяжении тысяч и тысяч лет...

Филиппинские фокусники имели впечатляющую статистику: у некоторых из "оперированных" ими больных тяжелейшие полостные опухоли рассасывались за считанные часы или даже минуты...

Важно ли для больного знать, почему это происходит и как достигается? - Совершенно неважно, и более того: перед операцией и во время нее противопоказано знать - точно так же, как театральному зрителю во время спектакля запрещено присутствие за кулисами, как зрителям фокусника нельзя знать, как фокус делается, иначе...

На людей действует миф, чары таинственности, ожидание чуда - и оно происходит!

Три слова, три слова, три слова...

Пришла пора разобраться, что происходит в нас, когда это все случается и как получается - и чудеса, и нечудеса, и опять чудеса, но с обратным знаком... Еще в начале, помните? - мы обозначили ключевое понятие самогипноза: Действующий Образ События

Немало лет работы потребовалось, чтобы их найти и в уме укрепить - эти сутевые слова, передающие - чем и с чем работаю... Укладывающие в себя все, что делают колдуны, ведьмы, волшебники, знахари, ворожеи, маги, гипнотизеры, врачеватели и внушатели, художники и поэты, композиторы и артисты, ораторы и демагоги, рекламщики и пиарщики, телепаты и психопаты всех времен и народов; все, к чему сводятся усилия медитирующих и молящихся, самоврачевателей и самостарателей...

Три простых слова, которые мы сжимаем в одно: ДОС. Вникнем в его состав. Пословное определение (в обратном порядке).

Событие
Все, что было, есть или может быть. Дождь, насморк, авария, выигрыш в лотерее, любовь, солнечное затмение, написание книги... Все, что можно вообразить - что могло бы произойти - с нами, с кем-то или с чем-то. Любой случай. Любое поведение, действие. Любое настроение, состояние. Плохое самочувствие или хорошее, болезнь или здоровье, смерть или жизнь... Вместо слово "событие" можно, короче говоря, подставить любое, себя включая.

Образ События
Наше внутреннее, субъективное представление о Событии, действительном или воображаемом. (Прошлом, будущем, настоящем...) Образ может быть осознанным или неосознанным, простым или сложным, конкретно-картинным или абстрактно-символическим, закодированным (в том числе и словесно), оставаться только внутри нас или выводиться вовне - запечатлеваться, объективироваться...

Действующий образ
Такой Образ, который так или иначе увеличивает вероятность События. Способствует, приближает, влияет, меняет, делает, производит...

Образ, который Действует.

продолжение - в следующем выпуске


Из переписки

О сапогах без сапожника

Из письма

Здравствуйте, В. Л.! Через месяц у меня защита диплома. Стану "магистром психологии". Звучит немного смешно. Потому что по звучанию напоминает слово "мастер", но какие из нас, выпускников университета, мастера? Да, нас учили теории и немножко практике, мы много чего читали. Но мастерство - это другое, это моя светлая мечта… Я пока не представляю четко своего пути к мастерству психолога. Одним чтением ведь мало чего достигнешь. Гармонии в собственной жизни достичь не могу, свои проблемы решать не научилась. Скажите, это такой закон, неизбежность - быть сапожником без сапог?..

Очень хотелось бы стать подмастерьем настоящего Мастера Психологии, но я не знаю, насколько такое возможно... Сделать свой психологический сайт? Начать консультировать? Я даже не представляю, как начинать учиться по-настоящему помогать людям… Марина.

Из ответа

Здравствуйте, Марина. Получение звания "магистра психологии", как Вы сами совершенно правильно чувствуете, знаменует собой лишь начало настоящего обучения Делу. Как и медицина, психология относится к числу "долгоиграющих" в смысле обучения дисциплин, и даже пожизненно играющих. :) Я вроде бы не новичок, а каждый день, с каждым пациентом чувствую, что только сегодня начинаю учиться.

"Мастерство" же скорее миф, чем действительность, речь может идти лишь об относительной искушенности в каких-то отсеках... Научиться плавать можно только бросившись в воду. Опыт можно набирать по двум стратегиям: экстенсивной и интенсивной. Первая - браться за что попало и как можно разнообразнее. Вторая - сузить как можно более проблематику - и углубляться.

Взять, допустим, тему "развод", а в разводе - тему "делимых детей", а среди этих детей - только тех, кто реагирует на разводно-дележную ситуацию каким-нибудь специфическим стрессом (заиканием, недержанием и т.п.). Собирать на эту тему материал, открыть сайт, самой выйти пару раз замуж и разрубить парочку детей пополам :):);). Потом написать об этом книжку...

Я бы Вам пожелал идти сразу двумя путями. И в то же время как можно шире и активнее общаться с разными коллегами и полуколлегами, ходить на семинары, конференциии и всяческие проф- и около проф-тусовки.

А еще очень важно приобретать жизненный опыт и специализацию в каких-то других областях помимо психологии (медицина, педагогика, экономика, шитье, кулинария, собаководство...) - в том числе и для предотвращения болезни спецов - узости бытийного и профессионального внимания, что еще в конце позапрошлого века получило наименование "профкретинизма". Для психолога это особо важно, потому что психология всегда конкретно паразитирует на какой-то сфере реальной жизни, черпая из нее и материал, и опыт, и клиентуру.

Что же касается сапожничества без сапог, то представьте себе для начала такую вполне вероятную ситуацию. Врача-реаниматолога сбивает машина, тяжелая травма, шок. По логике "сапожник, сшей сам себе сапоги" доктор должен немедленно подняться и самого себя реанимировать. Так нет же, он почему-то лежит без сознания. А реанимировать его приходится пока еще не сбитым машиной коллегам... В жизни всякого человека есть сферы, где:

  • он может помогать другим, но не может помочь себе сам;
  • он может помочь себе сам и может принять помощь от другого;
  • он может помочь себе только сам.

Обучение практической психологии, медицине и другим сферам практического человековедения способно менять относительные пропорции этих трех сфер, может увеличивать долю и первой, и второй и третьей. Но, в любом случае, каждая из этих сфер останется присущей человеку, какого бы совершенства он ни достиг, ибо все мы смертны... В.Л.


...Я разучился мечтать

Из письма

Здравствуйте, В. Л. Это не сожаление и не жалоба, это вопрос жизни... Буду откровенным. Мне очень хочется верить людям. Мне хочется верить Вам… Знаю, люди несовершенны, люди страшны, если ожидать слишком многого, можно жестоко разочароваться. Однако очень важно тянуть ниточки от сердца к сердцу…

Кто-то мудрый сказал, что люди делятся на две категории: одни хотят иметь, другие быть. Я хочу быть. Меня зовут Андрей, 26 лет, не женат. По профессии и по призванию - программист, компьютерщик широкого профиля. Удивительно хорошо удается все связанное с компьютерами. В людях ценю честность, открытость и готовность поделиться собой с другими. Очень завишу от отношения других людей. Порой это мешает быть искренним… Верю в Бога.

С какого-то времени очень важным для меня стал вопрос о цели моей жизни, я очень много об этом думал, искал что-то "мое", анализировал свою жизнь… Понял, что хочу стать человеком, способным трогать сердца других людей, давать надежду, пробуждать. Я очень люблю читать и хорошими книгами как раз считаю те, которые способны вызвать в душе надежду.

А последнее время (год или около) меня мучает то, что я разучился мечтать. Мне нужно мечтать, нужно верить в чудо - это мое "топливо", то, что дает мне силы. Куда-то исчез тот ребенок, который умел удивляться, радоваться простым светлым вещам. Помню, лет в 20 я, чувствуя как наваливается какая-то взрослость, окостенелость, поклялся страшной клятвой, что сохраню себя, не дам себе окостенеть. Не знаю почему, но чувствую, что клятву не сдерживаю. Трепыхаюсь, пытаюсь, но голову сдавливает будто какой-то обруч, мешает чувствовать…

Да-а, скажете Вы, выбрал целью в жизни приносить радость другим, а думает исключительно о себе. И правда, и неправда. Правда, потому что сам не хочу быть эгоистом. Неправда, потому что для того, чтобы что-то отдавать другим, надо что-то иметь. А я весь изнутри сухой, и…

Часто кажется, что меня никто не понимает и не любит. Наверное, чувство недостатка любви - естественное следствие зацикленности на себе?.. Когда плохо, то кажется, что весь мир против тебя... Хочу любить, отдавать. Нужны силы. Не могу найти их в отношениях с другими (хуже всего, что все чаще не могу найти их в отношениях с Богом). Пытаюсь выкопать изнутри себя - НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.

Результат: потеря мотивации, апатия, внутреннее вымирание. (Все-таки не выдержал, нажаловался. :-( Простите, пожалуйста. ) ХОЧУ БЫТЬ ЧЬИМ-ТО РЫЦАРЕМ. Согласен на Печального Образа, лишь бы только быть. Помогать, радовать. Последнее время так и оцениваю свой день: смог ли кого-нибудь порадовать настоящей радостью? Оценки пока неутешительны, все выходит как раз наоборот. Когда меня просят (мама) о чем-то, я это часто воспринимаю как неправомерное требование, как покушение на мою личность - и бунтую, и закрываюсь... НО Я НЕ ХОЧУ ЗАКРЫВАТЬСЯ! Рецепт?!?!?…

Не знаю, хватит ли у Вас времени ответить, но мне уже полегчало от того, что я написал. Андрей.

Из ответа

Если что-то сопротивляется в тебе и причиняет боль - не заглушай ее, пусть растет -
значит, ты пускаешь корни, ты выбираешься из кокона.
Благословенны муки, рождающие тебя.
Экзюпери

Здравствуйте, Андрей. Ваше письмо принесло мне живую радость - что есть и сейчас на свете духовно нацеленные молодые существа... И пожелал бы я Вам глубже воспринять свою жизнь как Путь Ученичества, а не только и не столько как исполнение заповедей пусть даже и самой светлой веры. Похоже, сейчас Ваша глубинная сущность как раз отчаянно сопротивляется моральному самоизнасилованию. Не многовато ли притязаний на соответствие своему идеальному образу?.. Обязательно ли приносить каждый день кому-нибудь радость, иначе день не прожит?.. Да вовсе это не обязательно, можно денек и проспать. "Нету сил, апатия, вымирание" - это все сигналы Вашего внутреннего существа в ответ на неадекватные к нему требования.

> хочу стать человеком, способным трогать сердца, давать надежду, пробуждать > ХОЧУ БЫТЬ ЧЬИМ-ТО РЫЦАРЕМ.

Стоит, пожалуй, покритичнее отнестись к этому своему побуждению, задавшись вопросом, какая доля идет здесь от ролевой претензии и стремления самоутвердиться, что само по себе не хорошо и не плохо, но к истинным нуждам ДРУГИХ людей ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ. Контрольным вопросом может быть такой: "А готов ли я приносить добро совершенно безымянно и анонимно, безо всяких благодарностей или даже вопреки сопротивлению, вопреки опасности быть за это добро, например, убитым - вопреки самому себе (и если еще человек, допустим, противен, враждебен) - то есть, истинно по-христиански - не с положительной, а с отрицательной обратной связью?" Если ответ "не готов" или не вполне готов - то все правильно.

Все явится своим чередом и в свое время. Если мы хотим, чтобы цветок, нами посаженный, вырос, мы ведь не дергаем его за листья - "расти быстрее" - нет, мы его поливаем и открываем для солнца и ветра, следя, однако, за тем, чтобы солнце не выжгло, ветер не заморозил...

...Итак, если уж выражаться в форме рецепта - чтобы не закрываться, не заставляй себя открываться. Иди путем нескончаемого изучения мира и человека, себя включая, и труд познания сам раскроет твою душу, поверь! На собственном опыте отчасти проверено…


О гениях, о психиатрах, о бабочках...

Из письма

Здравствуйте, В.Л. <...>. Согласны ли Вы со мной, что люди, сверх меры увлечённые психологией , имеют определённые проблемы в данной области? Я прошу прощения, но, по-моему, эти проблемы как ни у кого присутствуют у психиатров. И , наоборот, у людей, не склонных к психическим расстройствам, отсутствует интерес к психологии и психиатрии. Например, я знаю о себе, что у меня есть некоторые проблемы в данной области (хоть и говорят, что все психи считают себя нормальными, видимо, это распространяется лишь на абсолютно клинические случаи).

И , с другой стороны, по-моему, люди "абсолютно нормальные"... м-м.... как бы это помягче выразиться... несколько ограничены интеллектуально. Нормальные "СРЕДНИЕ"- они и есть средние. По-моему, все таланты и гении имеют отклонения именно в области психики. Наверное, впрочем, я пишу банальные вещи... Светлана.

Из письма

Здравствуйте, Светлана. В целом Вы верно представляете себе существо поставленных Вами вопросов. С тем лишь добавлением, что существует очень много отдельных частных случаев, не вписывающихся в общую схему. Понятно: у кого что болит, тот тем и интересуется и занимается, но бывают и до странности нормальные психиатры (это я не о себе :)), и уравновешенные здоровые гении (это тем более не о себе;)). А пример Набокова нам показывает, что человек, интересующийся бабочками, не обязательно сам является бабочкой... Ваш В.Л.


А книга читается редко...

…ах, книга читается редко,
не чаще, чем знает дитя,
какие права у дождя,
какая у неба отметка,
и что от далекого предка
ему перепрыгнуло в ген -
о, случай - великий спортсмен,
но книга читается редко…

из книги "Третий Берег", готовится к печати

Хорошая новость!
приятная неожиданность для россиян: подписка продлена до 15 июня

Роспечать продлила подписку по своему каталогу "Газеты. Журналы" на наш альманах
"Искусство Быть Собой. Конкретная психология" до 15 июня.
Поиск по алфавитному указателю на букву "И" на ИБС №2 индекс 79960 (повторно).
Это, правда, к сожалению, не гарантирует приема подписки конкретным местным почтовым отделением вне пределов Москвы или России. Какие-то п/о могут закончить подписку в любой день до этого срока. Так что если у Вас не примут подписку в одном п/о, попробуйте в другом. А если и это не выйдет, тогда остается лишь заказывать альманах через нас. Подробнее смотрите в Левиотеке.


А как быть остальным?

Из письма
Здравствуйте, уважаемый Владимир Львович! Я, житель г. Одессы, пишу по поводу альманаха "ИБС - 2000". Дело в том, что я не сообразил, что сроки подписки на российские издания для россиян и украинцев различаются. Подписка на российские издания в Украине закончилась 20 мая, а на почте с этой целью я очутился только позавчера - 29 мая. Очень прошу подсказать есть ли какой-либо способ приобрести и получить 2 и 3 выпуски альманаха? Думаю, что тех, кто не успел по каким-либо причинам подписаться, кроме меня, еще множество и и все будут рады узнать, что возможность получить ИБС-2000 до сих пор существует. Так как являюсь читателем Вашего сайта и подписки "Мастер жизни...." всего пару недель, хотел бы узнать возможно ли как-то приобрести и получить первый выпуск ИБС-2000? Очень надеюсь на Ваш ответ и заранее благодарен. С уважением, Алексей.

Отвечаю Алексею и многим другим читателям, живущим за пределами России и приславшим аналогичные вопросы. Если Вы не успели подписаться на мой альманах по почте, то через Интернет-магазин "Bolero" (доставка по всему миру), с которым мы сотрудничаем, Вы сможете купить:

  • с 1 июля 2001г - выпуск № 2 альманаха
  • в декабре 2001г или уже в январе 2002г - выпуск № 3 альманаха

С 1 июля 2001г заглядывайте в Левиотеку за свежей информацией о допечатке выпуска № 1.


Обращение к левинтузиастам

...Иду несколько дней назад по Арбату, замедляюсь, шагая вдоль книжных развалов - и вдруг - тык глазом в знакомое чье-то имя. Всматриваюсь - мое. И рядом оно же. "Искусство быть собой" и "Искусство быть другим". Мои, чьи ж еще. Только обложки почему-то одинаковые, серо-бездарные как клонированные кретинчики. Таких не было у меня... Та-а-акс... Очередное пиратское переизданьице с изданий девяностого и аж восьмидесятого года. Старина, но автор-то жив-здоров, тьфу-тьфу-тьфу, вот же он. Пощупал себя на всяк случай... Спросил продавца, сколько стоят книжечки. Ответ: "По сто пятьдесят каждая, вам одну из двух уступлю за стольник, все уже разошлись, это последние..."

На сей раз отличилось некое издательство "Глобус" из Луганска, Украина. Ничтоже сумняшеся шлепанули свои якобы авторские права, а редакторов и художников при сем указали тех, старых, знаниевских. Грязно сработали. Но и спасибо за подстегивание, будем усиливаться с изданиями законными!..

И реализаторов, распространителей - призываю. Обращаюсь к энтузиастам и к честным заинтересованным труженикам: хотели бы Вы в своем городе или в своей стране взять на себя роль прямого посредника между моими новыми книгами и читателями?..

Все подробности - при личной переписке со мной mailto:levi@postman.ru (Тех, кто уже предлагал сотрудничество, прошу еще раз со мною аукнуться.)

Всего светлого! Хорошей погоды!


автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.air.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное