Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви "Мастер жизни: конкретная психология"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Владимир Леви. "Мастер Жизни: конкретная психология. Выпуск N22. Танец с тенью: часть вторая"

 

N 22

Владимир Леви
"Мастер Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг

Танец с Тенью
вторая часть

Продолжим наш психиатрический дуплет, хотя вроде бы он и не очень вписывается в календарное ликование по случаю наличия в мире одной из лучших половин человечества. Но, поскольку мы уже внесли в Проект Декларации Прав Человека Третьего Тысячелетия пункт "Право на Бзик", согласно которому каждый житель Вселенной, помимо несения всеобщей бзикообязанности, то есть участия в коллективных формах сумасходительства, имеет право и на свою частную, на свой личный... О том и речь.

Тайные Сумасшедшие

Как странен мой траурный бред!
То – бред обнищалой души...
Александр Блок

Есть в мире такое существо – Тайс, или Тайсум. Две имеет ноги, пару рук, голову, глаза, нос и все остальное, напоминающее человеческое. Умеет говорить и писать худо-бедно, водить машину – почему нет, если надо? – умеет и на компьютере работать, и гвоздик вбить, ежели научат, и улыбнуться, и засмеяться...

Их огромное количество, этих Тайсумов-Тайсов. Водятся всюду. Полно и на дне общества (там, впрочем, особо нечего и таить) – и по средним слоям, и наверху. У кормила власти – по меньшей мере каждый второй, если не каждый первый.

Тайные Сумасшедшие – Тайсумы, Тайсы...

Две основных разновидности: Скрытни и Несознаи. Скрытни ведают про себя, что они Сумасшедшие и по понятным соображениям скрывают это от окружающих. Изредка, с риском для здоровья и жизни, обращаются к психиатрам. Несознаи же о своем сумасшествии не догадываются, такового не сознают, и оттого с легкостью необычайной могут переходить в категорию Явсов, Явсумов – Сумасшедших Явных. Скрытни тоже туда иногда нет-нет да и переметываются, но со скрипом, ибо, мучимые размышлизмами, пребывают в сомнениях – что же лучше, как правильнее жить – будучи Тайсом или будучи Явсом?

Я сам долго был Тайсумом-Скрытнем, писал даже на эту тему стишки вроде таких:

Шизофрения, здравствуй, это ты,
я узнаю твой несравненный почерк.
В моем мозгу растут твои цветы,
В твоем саду я маленький цветочек…

Потом, додумавшись кой до чего, диагноз сменил.

 

ближе к бреду

Вот один Скрытень пишет.

Доктор!

Что-то со мной непонятное происходит последние лет пять, если не дольше. То впадаю в хаос, в распадное состояние, то испытываю тоску, страх, ужас, причину которых понять не могу...

Началось это внезапно, во сне: вдруг навалилось что-то черное, тяжелое, неописуемо жуткое и просто раздавило меня. Это было реальнее для меня, чем та реальность, в которой я бодрствую... Проснулся в ужасе, вырвался из сна – но страх и ощущение жуткой обреченности не исчезли, так с ними и живу и воюю... То снится, что меня убивает ножом компания каких-то уголовников, то наяву теряю чувство себя, своей самости, распадаюсь на атомы, и чтобы собираться из не-существования, приходится прилагать чудовищные усилия, враг хитер и коварен...

Из прочего джентльменского набора бзиков, испытываемых мной: гипертрофированные муки совести, сначала перед определенными людьми (хотя их, пожалуй, я заслужил), а после – и перед многими, незнакомыми, перед человечеством (уже, думаю, без достаточного основания:-)). Умственное напряжение до грани соскальзывания в черную бездну или в бесцветное небытие... Стал профессионалом в извинениях и раскаяниях, в ощущении ужасов. После каждого очередного наплыва кошмаров думаю: этот раз был последним, который я выдержал...

Никто из моих родных и друзей ничего об этом моем аде не знает – боюсь признаваться, да и зачем, кому они нужны, мои нелепые трудности. Однажды сходил к районному психиатру. Попытался рассказать все, с самого начала. Врач слушал меня что-то жуя, минуты четыре, потом перебил : “Понятно, больной, у нас мало времени, ближе к бреду давайте. Голоса слышите?” – “Слышу. Вот ваш, например...” – “Мой не считается. Внутри головы – что слышно?” – “Ваш голос… теперь уже внутри головы...”

Доктор, что же это все-таки происходит со мной – едет крыша, да?.. Или зря панику поднимаю, и такая вот мутотень и называется жизнью? Борис.

PS. Жду разъяснения и совета, но Последней Надеждой Вас не считаю - во-первых я скептик и эгоист, во-вторых – психиатр, тот самый, что попросил говорить “ближе к бреду”, в конце беседы, когда я спросил, на что же надеяться, сказал мне, что надежду убивать надо, и предложил лечь в больницу. Всего доброго.

 

комментарий общий: Планетка Нормальненьких

…Сумасшествие нужно зачем-то на этом свете. Сумасшествие для чего-то человеку необходимо – и не только тому, кто в него впадает, но и другим, кого чаша сия минует, и всему роду человеческому в совокупности. Если б не было сумасшествия, не было бы на свете художников и поэтов, изобретателей и героев, не было бы пророков и ясновидцев, подвижников и святых, не было бы ни Будды, ни Магомета, ни Жанны Д*арк, ни Иисуса Христа… Мир населяли бы одни только двуногие человекоподобные роботы; впрочем, и до того вряд ли дошло бы – дальше обезьяны эволюция бы уже не поехала.

А что сумасшествие сумасшествию рознь – это, как говорится, понятно и ежику. От одного психотика малое дитя за три версты орет благим матом, к другому тянется… Поработавшему в психиатрии хотя бы год открывается, что сумасшествие – это миры и миры, это бесчисленные вселенные – разноликие, разноцветные, разнопахучие, разнозвучные – космосы без конца и края, среди которых, барахтаясь и кувыркаясь, вращается крохотная пылинка, где обитают патологически ограниченные и патологически цельные существа, хищно убежденные в исключительности своего права на жизнь. Пылинка эта имеет название – Планетка Нормальненьких.

 

комментарий частный: о внутренних вешалках

В состоянии Бориса, судя по его самоописанию (основательно мной сокращенному и малость отредактированному) улавливаются три основных мотива.

Песнь Жертвы
переживание некоей угрозы, ожидание нападения каких-то злых сил. Снится, что убивают, кошмары, ужасы, “враг хитер и коварен”… Простейшая форма такого состояния – беспричинный и беспредметный страх – “боюсь того, не знаю чего”. Случается очень часто со многими, при разнообразнейших нарушениях телесно-душевного равновесия.

Общевиновность, или сдвиг в Левоту.
Состояние Левоты я определяю как антиподную противоположность состоянию Правоты, олицетворением коего может служить, например, прокурор при исполнении или кандидат на выборную должность в разгар кампании. Чувство греховности и вины незнамо за что – “я виноват уж тем, что хочется вам кушать”, тем, что живу – такая вот презумпция собственной неправоты, готовая подставиться под любой внешний повод. Можно назвать это и самоагрессией, в просторечии самоедство. В той или иной степени присутствует у большинства, а в степени наивысшей свойственна людям христианственного, мягко-интеллигентного склада с подавленной агрессивностью и заниженной самооценкой.

Стоит внимательно отличать эту самую Левоту как стихийную преобладающую эмоцию от осознанного принятия на себя ответственности за дела мирские, за ближних и дальних.

При тяжелых депрессиях Левота доходит до беспредела и может толкнуть на непоправимое…

Распад – собирание.
Чувство потери себя, утрата самоединства (“распадаюсь на атомы”) – по-психиатрически “деперсонализация” – очень частое состояние у всех тех, весьма многих, чье самотождество внутренне слишком узко, кто для себя не больше чем Имярек, кто не умеет и опасается быть Собой-разным и кому в то же время быть собой-узеньким тесно и неуютно. Вот почему и зачем масса людей стремится вообще утратить всякое личное самотождество – перестать себя чувствовать. Достигается это всяческими наркотиками и балдежами, погружениями в тусовки, в толпу…

Чтобы крыша не ехала,
распадись на молекулы,
стань простым и хвостатым
как космический атом,
в пустоту поиграй
и ложись баю-бай…

Ив.Халявин. Рекомендазмы.

У чувства “Я” есть внешне-внутренние я-коря – зацепки, опоры, я называю их интеграторами, аутоидентификаторами, а еще собиралками или самовешалками. Это могут быть и телесные ощущения (от мышц, от дыхания), и самовосприятие через зеркала, буквальные и/или психологические, и предметы обладания, и конечно, люди, и знаки социально-групповой принадлежности, и имя собственное, и многое прочее.

Самовешалкой может быть и какая-нибудь привычка или набор привычек, ритуал или целый свод ритуалов, куча странных движений или простой тихенький тик… Помню, в школе еще заинтриговало меня, почему мой одноклассник Юрка Балконский (имя изменено) постоянно играет желваками и шевелит нижней челюстью, будто что-то жует, слегка тараща при этом глаза и дергая носом. “Ты это зачем – вот так, а?” – спросил я его, показав подражательно. Он вдруг страшно смутился, отвел глаза, покраснел. “Тебе надо знать?” – “Ага, любопытно. Может, мне тоже так… Это в кайф, да?” – “Это чтобы себя чувствовать. Никакой не кайф. Просто чтобы себя чувствовать. Понял?..”

Как понимаю теперь, у Юрки были в то время крупные сложности с самоотождествлением: не вливался ни в классную стаю, ни в самого себя, чужак был глобальный. Юношеский шизоидный кризис. Со мной тоже происходило чуть позже что-то подобное, и я тоже дергался и шевелил челюстью разнообразно, до сей поры пошевеливаю… Теперь Юрий Евтихиевич Балконский (отчество изменено) – вполне состоявшийся, преуспевший ученый, профессор и деловой человек. Самотождество его подкреплено множеством научных работ, множеством титулов, множеством женщин и превосходным личным автомобилем. И все же… Позвонил я ему как-то с чем-то поздравить. Вдруг спрашивает ни с того ни с сего: “Слушай, а у тебя яхта есть?” – “Чего-чего?” – я не сразу врубился от неожиданности.– “Яхта личная – есть у тебя?” Нет, говорю, нету, а что?.. – “ А У МЕНЯ ЕСТЬ!!!!!” – вдруг заорал он в трубку так громово-торжествующе, так истошно, что у меня чуть не лопнула барабанная перепонка. – “ У МЕНЯ ЕСТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!” – “Ну отлично, слушай… Завидую, поздравляю…”

А, думаю, значит, ты, бедолага, все еще не добрал собиралок для полноты само-чувствия, значит, стараешься еще самовешалками обраститься, еще якоришься, еще с какой-то там стороны размываешься…

 

мой красивый, мой хороший, мой любимый людоед

Из ответа Борису
…Да, это жизнь, это тоже жизнь, и панику поднимать не стоит ни в коей мере, а вот подумать и кое-что предпринять – очень желательно. Едет ли крыша?.. Если за пять лет никуда не уехала (чему свидетельство – собранность мысли и разумность письма) – то значит, пока на месте. Но – сотрясается, это да…

К сведению: то, что происходит с Вами, происходит со многими – но по понятным причинам не афишируется, и потому каждый думает, что тайный психдом с палатой для буйных находится в голове только у него одного.

Мозгами коллег-психиатров такие состояния не постигаются, а устами, то есть псевдодиагностически, обзываться могут по-разному: и депрессией, и шизофренией, и навязчивыми состояниями, и какими-то эндогенно-диссоциативными дискордантностями... Все эти наукообразные словеса не только неинтересны (просторечное "крышное" уподобление и то глубже), но и опасны – опасны тем, что прилипают к самосознанию и помогают сведению себя к отрицательной величине...

Карл Густав Юнг, знаменитый выкормыш и соперник Фрейда, назвал этот неуправляемый или едва управляемый, иррациональный, то прячущийся, то вылезающий потайной ад человека его внутренней Тенью. В состав Тени, полагал Юнг, входит не только личный нажитой негатив – все то страшное и неприятное, что человек успевает за жизнь испытать или вообразить, чего боится, чего стыдится и что в себе отрицает или хочет забыть, вытесняя из сознания в подсознание – но и негатив родовой, запечатленный в генетической памяти. Эти общеродовые воспоминания – врожденные образы жизненных вероятий – Юнг назвал “архетипами”. Один из таких архетипов, например – физиономический образ страшного человекоподобного существа, чудовищного и свирепого, может быть, людоеда… У детей лет до пяти-шести архетип этот наготове внутри – воспроизводится по любому более или менее подходящему поводу, и вот почему дети часто прячут свои лица при общении с незнакомыми взрослыми, а некоторых боятся панически…

Позывные из подвала, из подпола нашего существа, голоса Теней… Эти позывные о чем-то сигналят, о чем-то сообщают. Они могут означать, что

 

тело хочет жить как-то иначе
испытательные предложения

Иногда физическое неудобство во сне – как-то не так рука лежит или голова, что-то сдавливается, “затекает”, или просто духота в помещении, перегрев или пережор на ночь – может вызвать кошмарное сновидение с правдоподобным сюжетом...

Нечто подобное может происходить наяву, на протяжении долгого времени: телу вашему, организму, может что-то мешать, что-то его не устраивать – либо нехватка чего-то, либо переизбыток… Скрытые телесные неустройства часто оповещают о себе сбоями и разладами именно на психическом уровне. Недобор витаминов может вызывать психозные состояния, а нехватка солнечного света – депрессии или запои. Нарушения психики и душевного равновесия могут провоцироваться и гормональными неурядицами, и самоотравлением организма пищевыми и/или обменными шлаками, когда кишечник не чистится полновесно, когда мышечной работы недостает, чтобы сжигать продукты распада тела и вырабатывать внутренние “вещества удовольствия” – эндорфины, когда кровь недостаточно освежается свежим воздухом…

Знаете ли Вы, что кроме голода пищевого, есть еще голод двигательный, голод дыхательный, голод световой, голод температурный, и прочая, прочая, включая и БОЛЕВОЙ ГОЛОД?.. Да, как ни странно это звучит – ведь боли мы избегаем, боли боимся, от боли страдаем – в нас заложена не только очевидная возможность, но и потребность испытывать боль, потребность глубокая. Те, кого называют мазохистами – только наиболее яркие проявители этой общей нужды, и на самом деле их больше, чем кажется.

А еще есть голод по приключениям, голод по голоду…

Все наши природные потенциалы должны проявляться, работать, действовать так либо эдак – ибо бездействие саморазрушительно. Все, что мы можем испытывать, мы инстинктивно стремимся испытывать – и чтобы развиваться гармонично и жить полноценно – должны испытывать, хотя бы слегка, намеками. Когда естество давится – Тень звереет…

Начните же осторожно, и вместе с тем решительно и последовательно, испытательно обновлять способы своего физического бытия. Если Вы не вегетарианец, станьте им пробно, месяца на два-на три. Если не употребляете отрубей для усиления очистки кишечника – начните употреблять. (Это лучше, чем делать клизмы, которые отучают кишку от самостоятельности; но иногда, надо признать, хорошая клизма или слабительное отменнейше проясняют мозги и повышают уровень оптимизма. Разок-другой попробовать стоит.) Если не проводите еженедельные пищевые воздержания по 24 или 36 часов в сутки по Брэггу – начните их проводить, а спустя месяц-другой добавьте к ним грамотные дозированные голодания – по 3 дня в конце или начале каждого месяца и по 7 дней 2 раза в год – в апреле и июле или августе, желательно в дни нарастающего тепла, с правильным восстановлением (хорошо ознакомьтесь с литературой).

Если не ходите регулярно в сауну или в парную баню – начните и увлекитесь контрастным душем. Если пьете регулярно алкоголь и курите много – наберитесь духу и бросьте это совсем или сократите до минимума. (А если не пьете совсем, никогда, и не тянет – то наоборот, можно попробовать добавлять в свой рацион понемногу хорошего вина или пива). Делайте новые и новые зарядочные упражнения, присоединив к ним мою тонопластику. (См. вып.1 альманаха "Искусство Быть Собой")

Прибавьте в бюджет своего времени максимум интенсивного движения на свежем воздухе: быстро ходите, бегайте, катайтесь на велосипеде или на роликах, а зимой на лыжах, играйте в футбол, в бадминтон или во что угодно еще. При любой погоде спите открыв настежь окно или балконную дверь. Делайте через день мощнейший прессударный самомассаж всего тела (растрясывать-бить-давить-расчесывать-растирать), доводя воздействие до болевого порога и иногда превышая его, особенно при массаже спины, ног и рук. При возможности проследите, как и насколько влияет на Ваше самочувствие и настроение секс или его отсутствие…

Уверен, что при опробовании оздоровительных нововведений Вы откроете для себя уйму полезного, и состояние Ваше уравновесится, станет легче, лучше – хотя, может быть, даже и после каких-то временных обострений.

Если же добросовестно перепробуете все, а состояние останется тем же или даже ухудшится (что маловероятно) – то это будет означать, что не только или не столько тело Ваше, сколько

 

душа хочет жить как-то иначе
осмыслительные предложения

Причиной “сотрясения крыши” часто оказывается, с одной стороны, недостаток внутренней свободы – чрезмерная зависимость от тех или иных мнимостей или полумнимостей (отношения с кем-то, мнение других о себе, социальный статус, финансовое состояние…) а с другой – недостаточная наполненность жизни: недонагрузка не только и не столько физическая, но и – как ни парадоксально – психическая, душевная: стрессовый голод, а также, что почти то же самое, голод творческий. Недосвобода и недонаполненность, вместе взятые, создают общераспространенное душевное состояние, которое я называю “сжатая пустота”. Почва для крышетрясений и бзиков самая что ни на есть благодатная…

Поговорите с собой. Рассмотрите снова и снова, внимательно и неспешно свои ценностные приоритеты, свои смыслы жизни, свои жизненно-психологические зависимости и привязки (ссылка: обзор зависимостей) и обозначьте для себя те из них, которые, может быть, давят на Вас чрезмерно. Осознать зависимость – еще не значит освободиться или ослабить ее; но осознание – первый и самый необходимый шаг в направлении свободы. Что такое, например, Ваша “профессионализация в муках совести”, что за этим прячется – не чрезмерная ли зависимость от того, всего лишь, “что обо мне подумают”?..

…Потом спросите себя: не зациклен ли я на глупостях, на суете? – достаточно ли в моей жизни риска и неожиданностей, широты и смелости, здорового авантюризма и приключений? – присутствует ли творческое начало, творческий поиск? – достаточно ли общения? – и на том ли оно уровне, которого ищет душа? – достаточно ли любви (в смысле душевном)?..

При весьма вероятном ответе “нет, не достаточно” (на один из вопросов, на несколько или на все) есть смысл подумать: а что я могу предпринять, чтобы убавить в себе ограниченность и прибавить свободы? – что можно сделать, чтобы стало светлее?..

Вот мое многолетнее, непрестанно подтверждаемое наблюдение. Когда внутреннее Светило находится слишком низко – Тень делается чересчур большой и довлеет…

Это, Вы поняли, образ – вдогонку юнговскому – и я не буду пока его развивать, предлагаю как тему для размышления. Скажу только, что жить без Тени, совсем - невозможно, и если попытаться представить себе то идеальное положение, при котором она исчезает, то это либо пребывание в полной тьме, либо под источником света, неподвижно установленным прямо над головой, в зените - классическое положение для солнечного удара, упаси Бог!..
Ваш В.Л.

 

“со мной происходит что-то колбасообразное…”

Есть у моих Тайсумов и еще одна общая любимая песенка, передаваемая из поколения в поколение. Одна из последних версий называется “меня колбасит".

Если сильно тебя колбасит,
не поможет ни новопассит,
ни вода, ни любовь, ни массаж,
а поможет один колбассаж.

Ноги в руки – и в поле несись,
в чистом поле, мой друг, колбасись,
превращайся быстрей в колбасу,
заодно ковыряя в носу.

И восстанет вселенная вся,
непрестанно тебя колбася,
и взойдешь ты над миром как князь,
колбасясь, колбасясь, колбасясь.

Верь, мой друг, никогда не помрет
наш колбасообразный народ.
Не грусти, не страдай, не трясись,
колбасись, колбасись, колбасись!..

Ив. Халявин. Рекомендазмы.

Самозаложничество, детски-страдательная позиция – этот вот колбасизм (так и выразился один мой молодой пациент: "со мной происходит что-то колбасообразное") – пассивная ведОмость своими обстоятельствами, своим состоянием – вместо активного, волевого ведЕния, управляемость – взамен управления…

По большому счету мы все, конечно, самозаложники и колбасисты, потому что всем надо есть, спать, дышать, умирать, размножаться и получать признание своего права на жизнь. Но потому-то и стоит вести свой челн собственным курсом, а не по воле волн – дабы совсем уж не превратиться в нечто колбасообразное!..

 

репортаж из страны разврата и иже с ней

"Уважаемый В. Л. Я умоляю вас прочесть это письмо… Мне страшно, Вы единственный, кому я могу довериться… Прошу, выслушайте то, что никто обо мне не знает.

Мне 21 год. Впечатлительна, богатая фантазия, пессимист. В детстве занималась самоудовлетворением. Для возбуждения выдумала страну разврата. Возбуждалась от эпизода насилия над молодой девушкой. Не знаю, почему это возникло в моей голове... Может быть, потому, что однажды, насмотревшись фильмов о насилии, стала бояться, что и я способна на такое. Представляла разные ужасы, боялась, что могу сделать это со своими близкими...

Все это продолжается и по сей день, но если раньше я пресекала свои навязчивости, не давая им переходить в ощущения, говорила себе "нет, я не такая", то сейчас они нагло лезут в мое сознание. Во мне словно два человека: один, злой – пытается оправдать свое зло, и через него появляются … не могу назвать это желаниями… Другой, добрый – протестует, плачет, кричит. Но ему трудно, потому что, наверное, именно из- за навязчивостей я не могу любить, жалеть, сочувствовать по настоящему, я могу только плакать.

Трижды со мной ни с того ни с сего происходило то, чего я не могу объяснить и жутко боюсь… Будто наваждение, ощущения в этот момент ужасны и не поддаются описанию, будто дьявол вселяется в тебя изнутри...

Вот и на этой неделе: зашла в ванную комнату – и вдруг сильное непреодолимое желание убить папу… Это было не мое желание, нет, – что-то злое и могущественное заставляло меня, я это отчетливо чувствовала. Меня охватил ужас, я выскочила из ванной и опрометью побежала к родителям, чтобы они не позволили мне сделать это...

Во время учебы и общения с друзьями навязчивости прячутся; кажется, что их совсем нет, когда общаюсь с любимым… Любовь занимает сознание целиком, но сейчас ее у меня нет, и злой захватывает сознание, появляются страшные желания и я хочу в них окунуться, боюсь, что добрый уйдет совсем...

...я привыкла себя делить и воспринимать зло как нечто более сильное и внедряющееся извне. В моменты затмений пытаюсь шептать себе, что я цельность, но тут же выползший на поверхность злой говорит: нет, я не целое, я хочу разделения!” Голос доброго слабеет и почти исчезает, борются сильное “хочу” и слабое “надо”, в голове каша, сумбур.

Боюсь нечистой силы, страны разврата… Все время выдумываю доказательства существования сверхъестественного и придаю какое-то волшебное значение самым обычным действиям. Считаю, например, что если я поставила тарелки так, а не иначе, то это приведет к тому, что в моих близких вселится что-то ужасное и т.п. Эти мысли приходят в момент самих действий и я не могу не совершать движений их опровергающих, которые тут же придумываю. Понимаю, что это абсурд, но не могу противостоять… Не могу заниматься обычными делами, каждое свое действие связываю с возможностью ужасных последствий для близких, тут же придумываю, что нужно сделать чтобы это не произошло (например: прочесть в книге страницу заново, иначе кто-то умрет, или попадет в страну разврата и т.п.). Содрогаюсь при мысли о том, что получится, если желания моего злого и эта бредовая вера в сверхъестественное соединятся… Мою веру в темные силы подкрепляют друзья, занимающиеся оккультизмом.

Почему так получилось со мной, почему я больна, почему именно я? Я так хочу жить и радоваться жизни, хочу выйти замуж, иметь детей, быть счастливой. Ведь я красивая, отлично учусь, у меня хорошие друзья, только они удивляются почему мне всегда плохо... Полина.

P.S. Боюсь читать ваши книги, злой все переиначивает, лезет в мысли и подавляет своей пошлостью..."

Маленький комментарий
Типичный Тайсум, типичная Скрытня, типичная самозаложница. Столь же безусловно нуждается в помощи, сколь в обучении самопомощи.

Из ответа
Полина, прежде всего поверь:

– “царство Божие – внутри нас”, как в Библии сказано, царство дьявола – тоже, все там, в одном помещении
– помочь себе можно, и делается это лишь на основе здравого самопонимания
– главная медсестра себе – ты сама; главный врач – мировое Добро, Разум, Истина

Здравость же самопонимания состоит в полноте самоприятия. В признании своего внутреннего единства, своей цельности – при возможности какого угодно раздвоения или даже "размножения" по отдельным свойствам и состояниям.

Добрая, злая, целомудренная, развратная, умная, глупая, больная, здоровая, маленькая, большая и всякая-всякая – все это ты. В разных образах-обликах, в разных одеждах-прическах, красках-цветах, ракурсах-поворотах, состояниях, возрастах, в разных пространствах и временах, даже в разных половых сущностях (в нас ведь в каждом есть и женское и мужское начало, отцовское и материнское).

Прими себя целиком. Признай единой душой – изменяющейся, развивающейся и бесконечно разной по своим проявлениям – но всегда цельной, как тело – многосоставно-единой. Так ведь оно и есть, это полная правда жизни.

Я есмь – Я едина – на этой основе можно себя созерцать и разбирать-собирать по частям, как художник рассматривает и изменяет разные разности цельной картины, как композитор выслушивает и выписывает каждую нотку симфонии... Это и есть – над собой работать.

 

у зла нет лица

Ошибка твоя вот, ты уже ее и сама почти поняла – зло ты величаешь, придаешь ему ложную личность, ложную самостоятельность: "злой захватывает, злой приходит, злой заставляет..." Отрицаешь зависимость своего зла от тебя самой – и напрасно. Ведь этим самым оно и делается недоступным для рассмотрения и управления.

А своя ответственность и свои силы низводятся до ничтожества, обнуляются. Я хорошая... нет, я маленькая... я никакая... Это вот он, это Злюка-Бяка меня охмуряет, захватывает и оскверняет... Эдакая ложная детскость – и очень, надо признать, удобненькое оправданьице.

"Я сейчас злая, в сей миг я хочу дряни, насилия, мерзости – это не кто-нибудь, это я сама в своем скверном, пакостном или просто болезненном состоянии" – все, достаточно. Никаких таких тайных злых типчиков, в нас внедряющихся извне – нету в природе, никаких нами в отдельности занимающихся садистических персонажиков, никаких рогатиков и хвостатиков. Даже слово "навязчивости" я бы употреблял не иначе как с постоянным напоминаньем себе, что это мои навязчивости, что я сам произвожу их в себе.

Веруя в дьявола, мы создаем его – и соединяем себя со всей дьявольщиной, которая происходит на свете. Веруя в Бога – соединяемся со всем миром. “По вере вашей да будет...” Добро в себе как раз стоит олицетворять – придавать ему облики, называть именами.

“Чем клясть тьму, лучше зажечь свечу”. Во тьме, правда, иной раз и свечки не сыщешь, и спички рассыплешь, но ведь и наощупь можно...

Конкретное предложение: собери вокруг себя образы самых прекрасных, самых чистых, самых высоких духом, самых значительных, самых святых для тебя людей. Это могут быть и общеизвестные исторические личности - допустим, Иисус Христос, Будда, Ауробиндо... Могут быть и известные только немногим или только тебе - важно лишь, чтобы они для тебя воплощали Добро, Свет, Божественность. Пусть будет их не менее трех, чтобы не рисковать упертостью, и не больше двенадцати, чтобы не создавать толпу (семь - число самое подходящее). Пусть их фотографии, портреты или образно-символические изображения всегда будут поблизости, всегда в поле зрения или в доступности для созерцания. Не зря люди верующие носят на себе нательные кресты и иконы, поминают святых и им молятся. Обращайся чаще к своим святым, созерцай их и изучай, беседуй с ними, дыши их духом, позволь проникнуть в себя... Олицетворенное Добро помогает лучше всяких лекарств!

 

как зажигать свечу
еще пять из множества способов освобождения от наваждения

Если с открытым забралом смотреть в глаза неприемлемым частностям своего существа, если идти на них прямо – они как собаки пятятся и поджимают хвосты, покорно ползут на свои места... И не надо пытаться их уничтожить – пусть каждая на своей территории живет своей жизнью.

1. Изучи Закон Равного Противодействия на себе.
Он такой же внутри, как и снаружи: действие равно противодействию, а противодействие равно действию. Чем больше ты будешь что-либо сдерживать, подавлять – тем сильней это будет лезть обратно, стремиться выявиться – так либо эдак... Поэкспериментируй с любым самым простым желанием (съесть мороженое, почесаться, зевнуть, попить воды и т. п.) – пробуждай и сдерживай его многократно, сдерживай и опять пробуждай, снова сдерживай… Через некоторое время желание станет навязчивым, так устроена наша психика... Попробуй – и ты поймешь, что своим вниманием кормишь свои желания и эмоции.

2. Применяй творческое айкидо: танцуй с Тенью.
Работать со злом в себе можно (лично проверено!..) методом внутреннего айкидо, он же метод парадоксальной интенции по Виктору Франклю, он же Торобоан, или наоборотный наоборот по Леви. Не только не подавляй навязчивости, но наоборот, вызывай! – вызывай бесстрашно, стараясь доводить до кристальной ясности, до предела выразительности – и претворять в творчество: в танец, в музыку, в живопись или в литературу.
Так поступил со своими детскими ужасами, например, Стивен Кинг – одарил ими мир в виде превосходных романов-ужастиков. Только ТВОРЧЕСКИ – то есть, сознательным воплощением и преображением – можно отделиться от своих бешеных собак, отчуждиться от своего зла. Там, в виртуальных вольерах и конурах –
сколько угодно кличек, хвостов, рогов и копыт – но не давай им лиц и имен в Себе!..

Проигрывай свои неприемлемые желания творчески – в виде действий или мысленных действий – но не своих, а персонажных, приписанных совершенно сознательно тобою же созданным существам. Сотвори – ну что тебе стоит, при твоем-то воображении! – своего Страшендуса и свою Страшенцию! – И побольше! И пострашней! Изучи их со спокойно-научным отстранением, как будто ты пишешь о них статью, верти их то так, то сяк, безо всякой собственной вовлеченности. Наблюдай – как за облаками, за птицами, за марионетками в кукольном театре...

Ничто не заталкивай вглубь себя – проявляй! – выноси наружу, на свет!.. Но творчески, только творчески! Не веди бой со своей Тенью - танцуй с ней!

3. Устремись к новым желаниям. Вырабатывай новые навыки.
Срочно начни вырабатывать новые привычки, а лучше сразу две-три: обливаться водой, например, каждые два часа делать упражнения на растяжку, еще что-нибудь – ведь наверняка у тебя есть много дел по саморазвитию, не реализованных с давних пор. Укрепленные привычки превратятся в желания, оздоровят и разовьют твое существо, обогатят жизнь.

Научись, если ты правша, все делать левой рукой так же как правой, а если левша – то наоборот. (Ссылка: метод Билатеральной Коррекции) Этим ты замечательно продвинешься как в двигательных умениях, так и в интеллектуальных, а Тень свою уравновесишь дополнительным освещением с другого полушария мозга.

4. Осваивай новые языки
это тоже новые навыки и превосходнейшее занятие для внутреннего преобразования. Не откладывай, займись этим сразу же – и всерьез и надолго.
Научись думать и чувствовать на другом языке! И еще на другом!.. Каждый новый язык - это новый мир в тебе, новый человек, новая личность.

5. Призови на помощь своей душе свою память.
Вечером перед сном не спеша, последовательно прокручивай в памяти весь прожитый день – с утра, с самого просыпания – до сего мига, а потом наоборот, как будто видеопленка обратно крутится... Вероятней всего занятие это, не довершаясь, будет прерываться в какой-то миг засыпанием, и пускай – все равно, нужный процесс пустится в ход и будет происходить сам по себе, во сне тоже... Этим внутренним просмотром ты помогаешь всему пережитому – и не только за этот день – “устаканиться” – найти наилучшее расположение и наиправильнейшее значение в том твоем Целом, которое есть Душа.
Твой В.Л.

 

о психозе престижа

Не забудем, наконец, и еще об одной разновидности Тайсов, не столь малочисленной, как можно подумать. Тайсумы-поисковики, сумасшествия активно желающие, ищущие, борющиеся за него всеми силами души и воображения... Вот признание одного.

“…Уже много лет я вру окружающим про себя разные разности, вру только для того, чтобы казаться оригинальнее. Лезу на стену при слове "мода". Ищу себя в уникальности, а на поверку – такой же как все. Копаюсь в психиатрии с желанием обнаружить в себе какой-нибудь изъян, хочу то лишь только казаться, а то и впрямь оказаться больным психически. Шизофрению считаю чуть ли не самой престижной болезнью…”

Воистину, превосходная психотерапия для всех тех Тайсумов-Скрытней, которые боятся обнаружения. И чего вы, право, ребятушки, опасаетесь – бзиками своими надо гордиться, холить их и лелеять. Иной и за крупную взятку хотел бы заполучить то, что дано вам бесплатно, ан нет, не тянет. Не говорю уж о выгодах для армейской косьбы…

Поиск сумасшествия, желание сумасшествия - проявление задыхания души в повседневщине, признак духовной жажды, упершейся в тупик самоненахождения, - жажды, близкой к агонии... Но бывает и так, что просто-напросто жутко хочется понеотвечать за себя, распоясаться, оторваться, переступить через все и вся, получив на то, так сказать, медицинское алиби... Потребность самоутверждения тут же, судороги самооценки. Шизофрения сегодня и в самом деле престижна...
Тот же поисковик пишет:

“Позвольте процитировать Достоевского, чьи слова я читал как про себя: "Глубокое и беспрерывное ощущение своей бесталанности и, в то же время, непреодолимое желание убедиться в том, что он человек самостоятельнейший и оригинальный... Завистливые и порывистые желания... При страстном желании отличиться он готов на самый безрассудный поступок; но только дело доходило до этого безрассудного скачка, как он оказывался слишком умным, чтобы на него решиться. Это его убивало..."

Нужно, правда, заметить, что конкретному человеку, приведшему эту цитату, всего 18 лет, и он приложил к ней еще и симпатичные литературные произведения собственного сочинения, о бесталанности отнюдь не свидетельствующие. Так что не будем спешить ни с диагнозами, ни с самодиагнозами...

 

как я сегодня понимаю психиатрию

Лев Толстой в своем дневнике дал такое определение психолечебницы: место, где больные с обычными, общераспространенными формами сумасшествия держат больных более редкими формами. Вот уж как припечатал - фундаментально... Потрясает еще и то обстоятельство, что дневниковую запись эту Лев Николаевич сделал после нескольких гостевых посещений московской университетской психиатрической клиники, с которой жил по соседству, забор в забор - той самой клиники, которой в ту пору руководил гениальный Корсаков, и которая именно в это время явила миру непревзойденный до сих пор образец врачебного гуманизма.

Что же сказал бы великий Лев, побывав в обыкновенских наших психушках, каких пруд пруди, где возбужденных больных и поныне по старинке привязывают, придушивают и колотят, где так называемые психиатры и с самыми сознательными, тихими и интеллигентными пациентами, за редкими исключениями, не разговаривают, а только "опрашивают", ставят "диагнозы" и задавливают таблетками или глушат шоками.

Это не только у нас в России... Как такое возможно в век, когда уже и с компьютерами люди научились разговаривать по-человечески?.. Понимание труднообъяснимых душевных страданий и необычных переживаний всего лишь как "отклонения от нормы", всего лишь болезни, только болезни и ничего сверх того - есть несомненный знак духовной болезни общества, болезни цивилизации - невменяемой ограниченности, присвоившей себе звание нормы.

Кто мы все же такие, я и коллеги, на сегодняшний мой, подкрепленный сорокалетним стажем, общеврачебный и общечеловеческий взгляд?

В отличие, например, от стоматологов и хирургов, осуществляющих свое ремесло в рамках установленной предсказуемости результатов, мы - узаконенные дипломированные шарлатаны, ловящие рыбку в мутной воде своей псевдокомпетентности. Наши диагнозы - "бред", "мания", "шизофрения", "невроз", "фобия" и прочая - только разные способы обзывания непонятного, словесные побрякушки, обозначалочки, загораживающие нас от заинтригованной публики, словно мантия фокусника. Профессиональные обыватели, наделенные экспертными полномочиями относительно душ своих ближних, мы привыкаем врать не только пациентам и их родным, но и себе, будто в чем-то, помимо своих словобряков, действительно разбираемся. Многие из нас, как давно замечено, "сами с диагнозами". И если есть среди нас люди духовные, добросовестные и искусные, помогающие конкретно - встречаются иногда - то потому лишь, что не оставляет Господь без попечителей своих ни одного дела на Земле и ни одного уголка, и работают приставники Его как в правительстве, так и в тюрьмах и общественных туалетах.

...Да, есть сдвинутые, есть чокнутые и вдаренные, с которыми не поговоришь, не подступишься. Да, есть бредовые, есть опасные, есть чудовищные. Да, имеется довольно обширный разряд случаев, когда нет иного способа спасти человека от самого себя или спастись от него, кроме как поместить в дурдом и заколоть химией до посинения. Да, бывает иногда, что на этой самой химии крыша, съехавшая набекрень, перемещается на другой бекрень, в так называемую ремиссию, и кого-то это устраивает. Да, случается и так, что несмотря на лечение, больной выздоравливает. Человек вообще тварь живучая. Но примем к сведению, друзья, будем иметь в виду: настоящей, живой, научной и человеческой психиатрии еще не было и пока нет в этом мире - она только нет-нет да посверкивает как обещание - то в лице какого-нибудь симпатичного и умудренного душевного человека, то в хорошем театре или кино, то в музыке, то в поэзии... Настоящая психиатрия, друзья мои, это общение, это сказка и подвиг, это пришествие Бога во плоть и душу, это любовь.

 

мое обращение к лучшим людям планеты Земля

дорогие мои сумасшедшие
под чужие крыши забредшие
приходите ко мне домой
эй ростки стебельки неокрепшие
эй богини приют не обретшие
эй бездельник с душой хромой
собирайтесь ко мне домой

я зову вас не на лечение
не готовлю вам развлечение
не базарить не песни выть
а уметь сумасшедшим быть

Настоящий Чудной Сумасшедший
как подсолнух зимой расцветший
дарит солнцу свои лучи
и не надо его лечить
если кто-то с собой не справляется
пусть отрада в него вселяется
да поможет нам Благодать
с темной силищей совладать

НастоящийЖивойСумасшедший
в подземелье звезду нашедший
как вода побеждает сталь
как травинка пробьет асфальт

а которые мельтешат
и действительность отражают
ад рожают и в ад спешат
сумасшедшие им мешают

мельтешащий имеет снедь
сумасшедший умеет сметь
он и с Богом затеет шуточки
он займет у Него три минуточки
он прорвется к Нему в кабинет
а Его там и вовсе нет
Богу сиднем сидеть не нравится
и тогда он домой отправится
и заботиться станет о том
чтобы кактус раскрыл бутон
чтобы котик на солнце жмурился
чтобы хмурый чудак расхмурился
чтобы смерти чихнув в оскал
одуванчик пробил асфальт

******

Всего светлого!

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.air.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное