Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви "Мастер жизни: конкретная психология"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

N 19

Владимир Леви
"Мастер Жизни: конкретная психология"
рецепты на каждый миг

НАСЧЕТ ЧЕРТЕЙ
или
Приналечь и сдать как сессию новогоднюю депрессию

******

Здравствуйте, друзья! С Рождеством! С продолжающимся новогодьем-новотысячелетьем! С получением подписчиками - кто уже успел получить - первого выпуска нашей книги-альманаха "Искусство Быть Собой" с уймой разных полезностей - а кто еще не успел из-за почтовых задержек, тот, надеюсь, вот-вот получит.

Оглядываясь на год минувший, замечу, что для нас с вами он был довольно-таки плодотворен: сайт Леви-стрит сотворен, большая книга "Доверительные разговоры - Зачеркнутый профиль" выпущена, альманах ИБС успел впрыгнуть аккурат в последний декабрьский снежок, рассылка наладилась - уже больше девяти тысяч подписчиков. Почты от вас все больше, и все содержательнее она - спасибо!


А вот чего жаль: в искусстве уплотнения времени ваш покорный слуга преуспел незначительно. Сайт пока что обновляется медленно, с тягучими перебоями (хотя есть - чем!) - нет в нем еще, как и в рассылках, желаемой легкости, динамичности, нет "секундной стрелки". И форум раскочегарить не удалось - хворосту не хватило... Лиха беда начало, авось дораскрутимся.

Ну, а пока, в связи с окончанием рождественских празднеств, переходящих в святки-колядки, разрешите послать вам

 

Святочное напоминание: давно найден способ решения всех проблем.

Вот он: проблемы решаются путем их сложения и умножения, он же общеизвестный метод козы. Сие обуславливается открытым вашим покорным слугой Законом Ограниченной Проблемоемкости (ЗОП), он же Закон Обязательного Проблемоносительства (тоже ЗОП), из коего вытекает, что
а) - каждый индивид рождается с определенной проблемоемкостью, которая, как природа, пустоты не выносит и чем-либо заполняется, что и делает данного индивида Проблемоносцем;
б) - ежели у Проблемоносца какая-либо проблема прибавится,то одновременно какая-либо убавится, и соответственно наоборот , ибо никакая проблемоемкость не может вмещать в себя больше проблем, нежели позволяет ЗОП, но и меньше не может.

Подчиняется ЗОП также и посленовогодняя депрессия, или, как я ее обзываю, новодепрессия.

 

Симптомы

Здоровому все полезно, больному все вредно, и токмо просветленному все пофигу.
Козьма Прутков-правнук

Не первое уже тысячелетие живу я на свете, но каждый раз после новогодья одно и то же - у одних раньше, у других позже, в той степени или иной:

- падение настроения, или, как выразился один мой юный пациент, смущание духа и разочарование организма,
- тревожность, перемежающаяся с пофигизмом,
- какая-то гнусненькая апатичность пополам с отвращением к себе и всему миру, тупая конфликтность,
- общежизненная растерянность, горы проблем, невезуха, а если везение, то непонятно, что же с ним делать,
- склонность заболевать то гриппом, то желудочно-кишечным расстройством, то герпесом или радикулитом - в общем, повышенная организменная уязвимость...

 

Причины

Всякий зверь после совокупления печален.
Аристотель

(Исключаем роковые события и несчастные случаи, вероятность которых в новогодье, как и в любые праздники, всегда несколько повышается). Чрезмерная и/или неравномерная трата психоэнергии на новогодних празднествах: переед, недосып, перетанцов, недогул, пере.. (или недо..), перепой, у некоторых переходящий в запой со злокачественным похмельем... Перепоздрав или недопоздрав... Некритично завышенные упования в каждом живущего детски-магического сознания - словно бы дед Мороз и вправду обязан был принести нам под елочку нашу мечту в исполненном и хорошо упакованном виде. Неизбежность возврата во взросло-реалистическое сознание с переходом из карнавального, праздничного состояния души в будничное, обыденное; отмашка качелей настроения из эйфории в наоборот... У многих (кроме оборотистых шоубизиков и торгашей) опустошение не только эмоциональных резервуаров, но также и холодильников, и кошельков...

 

Как пережить и использовать по назначению

Собака начинается с хвоста. Студент тоже.
Народное наблюдение.

Осознание вышесказанного не то чтобы помогает, но как-то способствует примирению с нелучезарной действительностью. А уже следующим шагом может стать и сотрудничество с таковой.

Хорошо действует сонастройка с Природой, с космоземным ритмом - начать отмечать каждосуточное прибавление светового дня, вставать, когда бы ни улеглись, не позднее рассвета (потом как-нибудь лучше в середке дня мозговой отдых добрать-додремать) - и, относя с большой долей справедливости посленовогодние недоперемогания к проявлениям затяжной подспудистой зимнеспячечной опупелости, потихоньку уже внутренне приготовляться к Весне... И помнить о ЗОПе.

А про баньку рождественскую не забыли?.. Кому только сердечко и сосудики дозволяют - пропариться, пропотеть, прохлестаться, прочиститься! - Со снежком, с визгом, с ахом и ухом! Удалить, выгнать вон послепраздничные шлаки и бяки! - И хоть денька на два-на три, на все положив и махнув, в совершеннейшей беззаботности покататься на лыжах или на санках, полазать по катакомбам, поездить на зимнем велосипеде, рвануть в деревню или в Париж, послушать музыку, поиграть в биллиард или поваляться, целенаправленно плюя в потолок - ну в общем, предаться чисто своей, излюбленной форме свободного отдохновения - но, если можно, с ограничением алкоголя. Этот последний, точно уж можно сказать - за-кадычный дружок депрессии - за кадык именно заливаясь, ее и притаскивает, и после Нового Года особенно.

 

Как привести себя во вменяемость.

Новогодье - один из самых прекрасных и подходящих, но всего лишь один из бесчисленных поводов - вырваться из мелкосуетности, расширить сознание - и - не отказываясь ни от чего - воспринять, как выражался старик Юнг, иррациональную полноту жизни. "Иррациональную"- то-есть, не поддающуюся разумению, невычислимую, непредсказуемую, внелогическую - и тебя лично вовсе в виду не имеющую, а вместе с тем, именно этой вот невменяемостью, этой безумной неуправляемой мощью и обеспечивающую твою лично в том числе жизнь. Как Солнце. Как озоновый слой атмосферы. Как твой собственный оголтелый, капризный, коварный, но сколько уже времени выносящий твои отвратительные издевательства организм.

Иррациональная, невместимая полнота жизни только и позволяет нам жить, когда жить невозможно. И новодепрессия - очень хороший повод для оцельнения самосознания и для ясного противопоставления Себя-целого своим частностям - всем своим ролям-ипостасям, желаниям и влечениям, достижениям и провалам, удачам и неудачам, хворостям и здоровостям, привязанностям и зависимостям. Студенчески выражаясь, это очередная экзаменационная сессия духа; а сессия для истинного студента есть время веселости, присваивающей себе божественное и бесплатное право не иметь поводов...

Лень - любовница студента,
без пяти минут жена.
И депрессия зачем-то,
может быть, ему нужна:
как коту, допустим, шапка,
как козлу - контрастный душ,
как Пречистой Деве тряпка
для протирки наших душ,
как ослу - аперитивы,
как ответчику истец,
как ежу презервативы
на худой конец...

Это из студенческих моих стихоплетских забав припомнилось...

А еще вылезать из новодепрессии здорово помогают хвостатые ребята, но не какие-нибудь, а рождественско-святочные черти и бесы. Например, вот такой.

Черт Январский
из книги "Зачеркнутый профиль", цикл "Зимние несказки"

Кто еще там верит в Дед-Мороза?
Пенсия по случаю склероза,
слышали?.. Не велено трещать,
велено тащить и не пущать.
Взрослым шиш под нос, а для детишек
елки-палки без затей и шишек.
Я же, братцы, неуничтожим,
потому что у меня режим.
Изо всех чертей я один альбинос,
без копыт, без когтей,
а где хвост, там нос.
Но зато уж рога как рога!
Кому хошь проткну потроха!

Эй! Сынки и дочки, берегите почки!
Прячьте глотки! Я колдую,
из углов в колготки дую -
слышь? - На крыше завываю:
я бывааааааааааааю!…

Ну, а кто во мне сомневается,
пусть по-черному одевается
и с утра костыляет в лес.
Выставляйте любые кончики:
превращу в ледяные пончики,
чтобы змей вам под душу влез!

Подставляй, кавалер, бородку,
будешь драить мне сковородку,
ну, а вам, мадам, для красы
окроплю серебром усы.

Что моргаешь? Стряхни ресницы.
Эта сказка тебе не снится,
это мой снеговой народ
переходит овраги вброд.

Вот пилигримы и паломники,
вот крестоносцы, вот купцы,
а это гномы-уголовники
ведут жирафа под уздцы.
А посмотри, какая курица,
какое важное лицо!
И сыч глядит, и щука щурится
на страусиное яйцо!..
Вот барана балерины приглашают на перины,
а подальше от греха поразвесили меха,
декольте, колье и бусы, малахаи и бурнусы,
шубки, юбки, кружева, надевай, пока жива!

Что смеешься? Одеваю
щеки в пламень, реки в лед!
Я бываю, я бываю,
в январе зима не врет!
(еще как врет, однако)

Так-то, братцы! Рад стараться
и, как всякий честный черт,
после крупных операций

ЗАКРЫВАЮСЬ НА УЧЕТ

 

А теперь о настоящих чертях...

Помню, однажды дома у меня с группой близких друзей подступили мы к Александру Меню, пришедшему с нами пообщаться, с кучей вопросов:

- А есть ли в мире действительно дьявол, сатана, шайтан, черт, нечистый, враг Бога и человека, отец лжи и так далее?.. Если есть - кто или что это такое, откуда, почему и зачем? Каковы его отношения со Всемогущим Творцом? Нужен ли Богу дьявол?Ипостась ли это Его или слуга, посланец с особой миссией (версия Гете-Булгакова, основанная на некоторых намеках из Библии) - либо принципиальный противник и антипод?Если дьявол есть существо, сотворенное самим Богом, отвергшее Его и вступившее с Ним в борьбу - "падший ангел" - то как Бог допускает его существование - преднамеренно или по причине ограниченности своих возможностей с ним бороться?..

Вот что ответил нам отец Александр (в неполном и небуквальном пересказе по моей памяти).

- Да, приходится признать, что некая сила, активно враждебная истине, красоте и добру, враждебная духу человеческому, враждебная Богу - сила целенаправленного зла или, как на Руси говорят, нечистая сила в мире существует и действует. Откуда она происходит, сотворена или существует изначально - вопрос богословский и философский, вопрос открытый - притом одно не исключает другое.

Следуя библейской коцепции миротворения, можно предположить, что изначальный потенциал зла в неоформленном или "связанном" виде, как, скажем водород в воде, содержался (и ныне содержится) в том первичном хаосе, который Творец начал преобразовывать своей творческой волей. Простейшее уподобление: серое разделилось на белое и черное, мгла - на свет и тьму...

Когда из хаоса начал создаваться развивающийся мир Божий, с его стремлением к совершенству, к полюсу красоты и добра - поляризовалось и зло и начало обретать свои развивающиеся формы - воплощения, персонификации. Человеческое сознание отражало и закрепляло эти воплощения в своих исторических мифах. Одним из таких воплощений зла, антибога - одним, но не единственным - стало некое существо, названное сатаной, шайтаном - у него есть еще множество разных имен; а одна из мифологических персонификаций сатаны, тоже далеко не единственная - всем известный змей-искуситель.

Противостояние добра и зла, света и тьмы, их размежевание и борьба и есть сама сущность мирообразования, суть вселенского творческого процесса. Из Библии ведь вовсе не явствует, что Божий мир был создан сразу и навсегда готовым и совершенным, свободным от зла и страдания. Древо познания, если помните, было древом познания как добра, так и зла, и сам Бог вовсе не всегда оказывается довольным тем, что у Него получается, и часто гневается на своих непослушных чад и подвергает их суровым наказаниям, до уничтожения включительно... Похоже на художника, для которого недовольство собой и своими творениями - одно, но уничтожает он все же творения - свои производные, а не себя - иначе было бы уничтожено сразу все и навечно... И создает творения новые, небывалые...

- Как объяснить то, что Бог сознательно посылает сатану исполнять пыточные задания по отношению к людям - к праведнику Иову, например?

- Не стоит так уж буквально воспринимать эту художественно развернутую религиозно-философскую притчу, созданную неизвестным и гениальным ветхозаветным автором. Но то, что Бог работает и с силами зла,что Он их не чуждается и не избегает поверять ими силы добра - несомненно. И что ж удивительного в том,что Бог вступает с существами и сущностями Своего мира, какими бы они ни были, в творческое взаимодействие, что Он ими пользуется как красками на холсте. Художнику нужна бывает и черная краска...

- Мы привыкли к тому,что лик Бога изображается в виде прекрасного человеческого лица, а лик дьявола - в виде безобразного, уродливого или вообще нечеловеческого... А на самом деле?

- Все зримые изображения божественных или антибожественных сущностей можно отнести к тому, что психологи называют "проекциями" или объективациями - вынесениями вовне внутреннего содержания самого человека, его опыта и его упований. Лик Бога в истинной полноте, как в Библии абсолютно верно сказано, человеком воспринят не может быть, человек Его так же не может вместить глазом, ухом и разумением, как не может, к примеру, пощупать Солнце или попробовать на вкус молнию. Бог воспринимается нами только через свои доступные нам ипостаси - является, как явился Он, например, Савлу, ставшему после этого апостолом Павлом. Является Бог через образы, входящие человеку вовнутрь - в душу - и исходящие из него в виде вдохновения. Самый простой и с обыденной точки зрения некрасивый облик может нести на себе божественную печать - выражать боговдохновение. Мы эту печать ощущаем как нечто безусловное - как благодать, как тепло и свет, как некое энергетическое излучение...
Дьявол тоже определенного лица не имеет: он безлик и вселик - оборотень, могущий принимать и самые ужасные, и самые благообразные обличия, самые обольстительные. Великий имитатор и лицедей. Излюбленная подделка - под самого Господа Бога, отсюда и апокалиптическое пророчество об Антихристе... В том и состоит страшная сложность борьбы с дьяволом, что распознать его смертный человек может только в момент открытия его фальши, поддельности, лжи - обычно это происходит тогда, когда уже поздно...

Образы же всевозможных фольклорных чертей, бесов, чертовок и ведьм, вся эта хвостаторогатокопытная буффонада, созданная народным воображением, смешнострашная и страшносмешная - равно как и литературно-артистические мефистоволандовские ипостаси - никакого отношения к настоящему, серьезному мировому злу не имеют. Это всего лишь игры и шутки человеческого творческого духа, шутки с самим собою и с Богом. Серьезный их смысл заключается в преодолении страха перед силами тьмы и смерти. Страх и преодолевается этим вот выражением доверия Богу и Его чувству юмора.

- Неужели у Бога есть чувство юмора?!

- В высшей степени!.. Иначе и трудно объяснить сотворение Им человека...

******

Всего светлого!

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.air.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster

 




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное