Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Методологическая лаборатория: обсуждение диссертационных исследований. В помощь исследователю: Гуманитарно-целостная стратегия в образовании. Конференции, публикации: не упускайте возможности апробации своих выводов. Приходите к нам учиться...


Выпуск 79. Гуманитарно-целостные исследования в образовании
Дата выпуска:
2013-10-19


Дорогие коллеги! От души поздравляю вас с нашим профессиональным праздником – Днем Учителя! Пусть ваши души согревают благодарность учеников и сознание того, что мы делаем нужное дело, которое сами выбрали и которое мы любим!

В сегодняшнем выпуске:

1. Международная научная конференция «Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе»

2. Методологическая лаборатория: обсуждение диссертационных исследований

3. В помощь исследователю: Гуманитарно-целостная стратегия в образовании

4. Конференции, публикации: не упускайте возможности апробации своих выводов

5. Приходите к нам учиться…

1. Международная научная конференция «Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе»

8-9 октября 2013 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете прошла международная научная конференция. Видеорепортаж о ней можно посмотреть здесь.

2. Методологическая лаборатория: обсуждение диссертационных исследований

Очередное заседание Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании состоится 23 октября 2013 г. в 15:00 в ауд. 2-41 главного учебного корпуса Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, просп. им. В.И. Ленина) Обсуждаются следующие вопросы:

§  Выступление ФАСТОВОЙ Елены Игоревны по замыслу докторского диссертационного исследования на тему «Становление социальной компетентности подростка в культурно-образовательной среде общеобразовательной организации» (скачать файл введения)

§  Выступление СИРОТИНОЙ Елены Арнольдовны по первоначальным выводам диссертационного исследования на тему «Мультимедиа как средство организации
ценностно-смыслового взаимодействия в процессе изучения дисциплин с культурологическим содержанием в начальной школе» (скачать файл введения).

3. В помощь исследователю: Гуманитарно-целостная стратегия в образовании

(Окончание. Начало см. в выпусках 76, 77, 78)

Взаимосвязь целостности и гуманитарности в образовательных процессах

Механистическое понимание образования как процесса передачи и усвоения, накопления или формирования опыта индивида исходит из представлений о линейности этого процесса и приводит к количественным методам его изучения. Теоретические исследования обнаруживают «развитие» как нели­нейный, неоднородный процесс качественных преобразований, включающий накопление новых возможностей, появление разнопорядковых новообразований, связанных с повышением уров­ня целостности, возрастанием способности продуктивно и адек­ватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир. Именно закономерности качественных преобразований должны быть предметом психолого-педагогического исследования при целостном понимании педагогического процесса.

Такой подход обнаруживает кризисный характер становления человека. Каждая стадия этого процесса — особая целостность, отличающаяся качественной определенностью, а появление каждой последующей целостности не может происходить иначе, как через «взрыв» старой целостности, через кризис. На закономерном характере кризисов саморазвития и строится гуманитарно-целостный подход в педагогике, при котором механизм саморазвития человека видится в преодолении им кризисов и затруднений.

Педагогическое затруднение — это субъективная реакция на ситуацию, характеризующаяся как внутреннее препятствие, проблема, помеха, остановка в развитии, требующая преодоления неадекватной самооценки, недостатка способностей для разрешения задачи и понимания ситуации, а также корректировки мотивации и прочих индивидуально-личностных свойств человека.

Психолого-педагогическое исследование здесь призвано помочь в понимании реальной картины затруднений, их причин, перспектив саморазвития ребенка, педагогического потенциала имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (или содействия) педагога, которая может выступать в следующих видах:

§  педагогическое руководство, которое предполагает такую помощь воспитаннику в преодолении затруднений, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

§  педагогическая поддержка, которая состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;

§  педагогическое сопровождение, которое понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Говоря о психологическом взаимодействии и воздействии в ситуациях затруднения, связанных с выбором стратегии совместной деятельности исследователя с проблемными субъектами образовательного пространства, следует выделить следующие основные понятия: психолого-педагогическая помощь, психолого-педагогическое содействие, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение (Вачков, 2002, 2005).

Понятие психолого-педагогической помощи является наиболее устоявшимся в деятельности педагогов и психологов. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений взаимодействия и воздействия: профилактика, психологическая и педагогическая диагностика, коррекция, консультирование, просвещение. При этом чаще всего под оказанием психолого-педагогической помощи подразумевают услуги специалиста (добавление силы, энергии в возможности реализации ресурсов и способностей) тем детям, подросткам, родителям, которые испытывают серьезные трудности в социализации, адаптации, компетенции. Первоначально задача педагога-психолога уподоблялась задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность клиента, возвратив его в общее русло. Иными словами — снова сделать его таким, как все. В настоящее время смысл психолого-педагогической помощи определяется необходимостью проведения диагностического исследования в соответствии с содержанием запроса.

Несколько иной подход появился в середине 80-х годов XX столетия. Основная идея этого подхода, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содействие». Суть новой позиции не сводилась только к замене термина. Речь шла о том, что следует работать не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми, кто оказывает влияние на возможности развития. Для педагогов, педагогов-психологов это означает включение их в образовательный процесс в качестве равноправных участников, содействующих обучающимся и родителям.

Почти одновременно с термином «содействие» появляются термин «поддержка». Понятие психологической поддержки используется во многих зарубежных и отечественных исследованиях. При этом исследователи сходятся на том, что данный вид поддержки, в целом, может быть инструментальным и эмоциональным. Инструментальная поддержка, как правило, оказывается членами семьи, родственниками, друзьями в системе интимно-личностного общения и взаимодействия. При этом важным аспектом является осознание человеком возможностей выбора наиболее адекватного источника для каждой ситуации. Такие же особенности характерны и для эмоциональной поддержки, хотя качество и количество эмоциональной поддержки существенным образом отличается от инструментальной. Инструментальная поддержка — это обмен действиями; эмоциональная — источник взаимной заинтересованности в контакте, обоюдной полезности связей, способствующей энергетической устойчивости и гибкости. Эмоциональная поддержка предполагает доверие, откровенность, самораскрытие.

Очевидно, что психолого-педагогическая поддержка необходима в ситуации переживания человеком уже проявившихся результатов проблемного поведения, которые влияют на состояния физического, психического, психологического здоровья, а, следовательно, и на выбор дезадаптивного социального поведения.

В последние годы широко употребляемым стало словосочетание «психолого-педагогическое сопровождение», идеология которого состоит в том, чтобы не ограждать субъекта от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на собственном жизненном пути.

Проблемным остается вопрос о том, каким образом соизмерить сочетание всех этих направлений, которое должно быть определено в ходе исследования и рекомендовано для применения. Несомненно, что говорить об абсолютной поддержке или абсолютном сопровождении невозможно, если речь идет об относительной норме возрастного и личностного развития человека. Представляется, что взаимосвязь этих понятий может быть определена следующим образом. Помощь, вернее ее мера, определяется исследователем через анализ запроса и применения диагностического инструментария. Далее необходимо определиться в приоритете способов содействия. Если человек глубоко переживает негативные последствия проблемы, то начинать следует с поддержки и продолжать, сочетая способы поддержки и сопровождения. Но если в запросе звучит необходимость развития и совершенствования, то речь идет, конечно, в большей степени о сопровождении, не исключающем в кризисных точках элементов поддержки.

Полученные в процессе исследования сведения — исходный материал для профессиональной деятельности педагога, а не повод для навешивания «ярлыков» или обличения кого-либо: самого человека, его родителей (если это ребенок), окружения, коллег. Такое отношение к себе и своему взаимодействию с другими участниками образовательного процесса обеспечивает целостный характер педагогической деятельности, когда развитие человека становится условием и предпосылкой профессионально-личностного саморазвития педагога.

Взаимосвязь целостности и гуманитарности характерна не только для образовательных объектов, явлений и процессов, но и для исследования этих процессов в рамках системы психолого-педагогических научных дисциплин.

По кн: Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. — М.: Академия, 2008.

4. Конференции, публикации: не упускайте возможности апробации своих выводов

§  1 октября – 30 ноября 2013 г. в г. Ярославле проводится заочная научно-практическая интернет-конференция «Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи» (скачать письмо).

§  24-25 октября 2013 г. в г. Рязани проводится международная научно-практическая конференция «Модернизация современного профессионального образования в условиях бакалавриата и магистратуры» (скачать письмо).

§  30-31 октября 2013 г. в г. Лесосибирске проходит международная научная конференция в заочной форме «Человек в меняющемся мире» (скачать письмо).

§  в ноябре-декабре 2013 г. Институт психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва) проводит научно-практическую интернет-конференцию «Самоорганизация детских сообществ. Точки роста» (скачать письмо).

§  6-8 ноября 2013 г. в г. Котово Волгоградской области проходит научно-методическая конференция с международным участием «Исследовательская работа и креативный потенциал учительско-ученических сообществ» (скачать письмо).

§  14-15 ноября 2013 г. в г. Ростове на Дону проводится международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее» (скачать письмо).

§  14-16 ноября 2013 г. в г. Курске проходит международная  научно-практическая конференция «Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей и молодёжи»,  посвященная 95-летию государственной системы внешкольного образования и 20-летию дополнительного образования детей в России (скачать письмо).

§  21-22 ноября 2013 г. в г. Ярославле проводится международная научно-практическая конференция «Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса» (скачать письмо).

§  26-28 ноября 2013 г. в г. Волгограде проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (скачать письмо).

§  19 февраля 2014 г. в г. Новокузнецке проводится международная научно-практическая конференция «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации» (скачать письмо).

Продолжается прием материалов на следующие конференции:

§  до 10 ноября принимаются материалы Международную научную конференцию «Психология и здоровье: междисциплинарный подход»;

§  до 31 октября 2013 г. принимаются материалы на международную научно-практическую конференцию «Управление качеством образования в вузе: проблемы, перспективные идеи и технологии» (Казахстан, Алматы, 15 ноября 2013 г.) — скачать письмо.

5. Приходите к нам учиться…

Еще есть возможность попасть на мои авторские курсы в 2013-14 учебном году на базе Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВГАПКиПРО). Участие в курсах бесплатное. По вопросу включения в группы обращаться к менеджерам групп.


группы

Целевые группы слушателей

Наименование реализуемой образовательной программы

Аннотация образовательной программы

Сроки,
трудоемкость
(в акад. час)

Менеджер группы

2

Заместители директора ОО по учебно-воспитательной и научно-методической работе, руководители предметных методических объединений, руководители службы управления качеством образования в ОО

Мониторинг личностных результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы (семинар-практикум)

Семинар-практикум направлен на освоение участниками методики диагностики, оценки и коррекции предусмотренных ФГОС личностных результатов освоения обучающимися программ начального/основного/среднего общего образования. Обеспечивается базовый уровень владения исследовательской деятельностью «Готовность к проектированию инноваций»

28.10-02.11.2013
1 сессия
09.12-14.12.2013
2 сессия
Начало занятий с 14.00
(108 ч.)

Ионова Елена Валентиновна,
тел. 54-11-57,
e-mail: kafuos@mail.ru

15

Педагоги, ведущие научно-исследователь­скую работу, и имеющие ученую степень кандидата наук

Методология и методика гуманитарно-целостных исследований в образовании (постоянно действующий семинар-лаборатория)

Семинар-лаборатория объединяет работающих в общеобразовательных организациях педагогов, которые ведут научно-исследовательскую работу (в т.ч. диссертантов и кандидатов наук). Обеспечивает углублённый уровень владения исследовательской и консалтинговой деятельностью «Эксперт-консультант по инновационному развитию образовательных систем»

с 15.01.2014
по графику
до 18.04.2014
(72 ч.)

Репина Людмила Васильевна,
тел. 54-11-57,
e-mail: kafuos@mail.ru

Пишите! Участвуйте! Общайтесь! Развивайтесь!

Всегда Ваш,
Николай БОРЫТКО



Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО.
До новых выпусков! Пишите мне по адресу science.humanity.laboratory-owner@subscribe.ru


В избранное