Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тезисы выступлений к заседанию лаборатории Методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании 11 марта 2009 г.


1. ЕРМАКОВА Анастасия Александровна «Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов в обучении естественно-математическим дисциплинам в техническом вузе». 2. АВРАМЕНКО Владимир Юрьевич «Начальное профессиональное образование заключенного в исправительном учреждении как средство его ресоциализации». 3. ПРОКАЗОВА Ольга Геннадьевна: «Система работы школы по организации исследовательской деятельности учащегося».

Выпуск 31. Гуманитарно-целостные исследования в образовании
Дата выпуска:
2009-03-09


Уважаемые коллеги!

11 марта 2009 г. в 15:00 в ауд. 2-41 гл. учеб. корпуса Волгоградского госпедуниверситета на семинаре Межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании обсуждаются сообщения по замыслам трех исследований. Предлагаю тезисы выступлений.

1. ЕРМАКОВА Анастасия Александровна «Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов в обучении естественно-математическим дисциплинам в техническом вузе».

Переход российского образования к многоуровневой системе подготовки специалистов усиливает необходимость подготовки инженера способного самостоятельно, быстро приобретать профессиональные знания, уверенно ориентироваться в различных областях науки и техники, обладать умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности. Однако в педагогической науке не разработаны теоретические основы формирования учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза, которые позволяют успешно решать стратегические задачи подготовки современных выпускников технического вуза.

Названные обстоятельства определяют необходимость пересмотра целевых установок в подготовке будущих инженеров. Доминирование классических знаний инженерных нормативов, предписаний, инструкций необходимо переориентировать на учебно-исследовательскую деятельность, которая позволит будущему инженеру преобразовать решение технических проблем через диагностику, целеполагание, мониторинг производственных процессов. Успешное формирование учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза невозможно без разработки модели данного феномена, задающей технологические основания педагогического процесса технического вуза.

Период обучения в вузе для будущего инженера выступает основополагающим в развитии профессионализма. Начало подготовки студентов в вузе характеризуется профессионализацией интересов, развитием самостоятельности, творчества, активности, углублением и обогащением отношений, стабилизацией характера и мировоззрения. Учитывая данные обстоятельства, именно потенциал естественно-математических дисциплин позволит развить учебно-исследовательскую деятельность студентов технического вуза, как обязательную профессиональную характеристику, но данный аспект естественно-математических дисциплин, к сожалению пока не изучен.

В педагогической практике преподавателей естественно-математических дисциплин технического вуза наблюдаются попытки формирования учебно-исследовательской деятельности студентов, но отсутствие системы принципов обучения данным предметам по формированию учебно-исследовательской деятельности студентов затрудняет педагогический процесс и педагогическое взаимодействие в процессе обучения.

Вместе с тем, можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблем формирования учебно-исследовательской деятельности студентов в обучении естественно-математическим дисциплинам в техническом вузе.

Это исследования специфики инженерного образования: проектирование содержания инженерного образования (В. Г. Кучеров, Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов, И. А. Новаков, Р. М. Петрунева), формирование социально-профессиональной компетентности инженера (Р. М. Петрунева, Н. А. Банько), готовность к профессиональному общению студентов технического вуза (О. М. Мутовкина), гуманитаризация инженерного образования (Р. М. Петрунева) гуманитарная среда в техническом вузе, педагогические условия профессионального самоопределения будущего инженера в компьютерных средах (Н. Ф. Жбанова), формирование творческой личности будущего инженера (В. С. Кагерманьян, В. К. Маригодов, А. А. Слободянюк), гуманитарное образование в высшей технической школе (А. В. Непомнящий).

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки разработки научных основ формирования учебно-исследовательской деятельности студентов в обучении естественно-математическим дисциплинам в техническом вузе. К ним, в первую очередь, следует отнести принятие стандартов высшего профессионального образования, реформирование системы высшего профессионального образования, подготовку к переходу на новые международные стандарты качества, Концепцию открытого пространства инженерного образования, основные концепции развития естественно-научного и инженерно-технического образования в системе высшего профессионального образования в России. Творческим коллективом, в состав которого вошли представители вузов МАИ, МАТИ, МАДИ, РАТИ и др. разработана концепция высшего технического образования, Ассоциацией инженерного образования предложены принципы развития инженерного образования.

К сожалению, эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления. В практике отечественного технического образования доминирует традиционная подготовка будущих инженеров, ориентированная на знаниевую модель.

Таким образом, все более остро обнаруживаются противоречия между:

  • требованиями к выпускнику технического вуза, способного к учебно-исследовательской деятельности и неразработанностью теоретических представлений о сущностных характеристиках учебно-исследовательской деятельности;
  • ориентиром целей подготовки студентов технических вузов на учебно-исследовательскую деятельность и неразработанностью модели процесса формирования учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза;
  • объективными возможностями естественно-математических дисциплин и недостаточной разработанностью их стимулирующего потенциала в формировании учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения;
  • стремлением преподавателей естественно-математических дисциплин технического вуза к формированию учебно-исследовательской деятельности студентов и отсутствием знания о системе дидактических принципов, обеспечивающих успешную педагогическую деятельность.

С учетом вышеизложенного проблема исследования состоит в определении теоретических основ формирования учебно-исследовательской деятельности у студентов в обучении естественно-математическим дисциплинам в техническом вузе.

Цель нашего исследования – разработать научные основы формирования учебно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения естественно-математическим дисциплинам.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

1-я задача: Определить сущностные характеристики учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза.

Здесь на основе анализа литературы и опыта предполагается обосновать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность студентов технического вуза — это форма организации познавательной деятельности и средство учебного познания, позволяющее адаптироваться заменить слово к процессу обучения в вузе, приобщаться, развиваться профессиональным интересам будущего инженера, актуализировать потенциальные возможности будущих инженеров и определять траекторию профессионального самосовершенствования будущего специалиста в процессе выполнения различных заданий по естественно-математическим дисциплинам.

2-я задача: Разработать модель процесса формирования учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза.

Предполагается, что в диагностическом эксперименте будет обоснована модель процесса формирования учебно-исследователь­ской деятельности студентов, которая включает в себя определение факторов и условий формирования, выделение закономерной логики и стадий формирования, является основанием для отбора диагностических методик  и принципов проблемности, собственной активности, целостности, сотрудничества и взаимодействия в процессе обучения естественно-математическим дисциплинам. Стадиями процесса формирования учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза являются: побудительная, познавательная,  активная, оценочная. На каждой из этих стадий акцент делается на формирование отдельного компонента учебно-исследовательской деятельности во взаимосвязи с другими компонентами. Мотивация успеха, профессиональные ориентиры, потребность в самоутверждении, самосовершенствовании, нацеленность на результат, способность решать инженерные задачи являются факторами, стимулирующими формирование учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза.

3-я задача: Выявить потенциал естественно-математических дисциплин в формировании учебно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза.

На основе концептуального  анализа образовательных стандартов, программ и опыта работы преподавателей технического вуза мы предполагаем обосновать, что потенциал естественно-математи­ческих дисциплин в формировании учебно-исследовательской деятельности студентов способствует реализации требований к уровню подготовленности современного инженера, поскольку продвижение по стадиям сформированности учебно-исследовательской деятельности позволяет осуществить переход от усвоения знаний и методов учебно-исследовательской деятельности (заучивания знаний) к их непосредственному применению в смоделированных производственных ситуациях. Терминологическая определенность, умения рассуждать, доказывать, делать выводы, применять теоретические знания, выстраивать различные модели непосредственно способствуют формированию учебно-исследовательской деятельности студентов, которая является одним из основополагающих факторов (задает основы) будущей профессии инженера.

4-я задача: Обосновать систему принципов обучения естественно-математическим дисциплинам, направленных на формирование учебно-исследовательской деятельности студентов.

В формирующем эксперименте предполагается обосновать следующие принципы:

  • проблемности — предполагает поиск средств, форм, методов стимулирующих творческое мышление, познавательные процессы, аналитические умения будущих инженеров,
  • собственной активности — обуславливает использование интерактивных методов и форм обучения естественно-математическим дисциплинам;
  • целостности — обеспечивает восприятие преподавателем естественно-математических дисциплин учебно-исследовательской деятельности как системы состоящей из взаимосвязанных компонентов;
  • сотрудничества и взаимодействия — предполагает совместную деятельность участников процесса обучения на основе диалога, которая стимулирует профессиональное саморазвитие будущего инженера.

Реализуемые в процессе обучения, они позволяют в полной мере реализовать развивающий потенциал естественно-математиче­ским дисциплин в формировании учебно-исследовательской деятельности студентов.

Научная новизна результатов исследования предполагается в том, что в нем будут конкретизированы применительно к естественно-математическим дисциплинам в техническом вузе характеристики учебно-исследовательской деятельности студентов; впервые будет представлена модель формирования учебно-исследовательской деятельности студентов технического вуза при изучении естественно-математических дисциплин, уточнены методы и приемы формирования учебно-исследовательской деятельности, обоснованы принципы обучения естественно-математическим дисциплинам, логика процесса формирования учебно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза.

Теоретическая значимость результатов исследования предполагается в том, что они могут стать основанием для исследования эффективности процесса обучения в системе высшего профессионального образования и развития теории формирования учебно-исследовательской деятельности, теоретической основой исследований профессионального взаимодействия и  оптимальных способов построения образовательного процесса в системе высшего профессионального образования.

Практическая реализация результатов будет способствовать более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, процессу обучения в техническом вузе.

2. АВРАМЕНКО Владимир Юрьевич «Начальное профессиональное образование заключенного в исправительном учреждении как средство его ресоциализации».

Актуальность исследования объясняется современной ситуацией, в которой безработица сочетается с большим количеством свободных рабочих мест. После освобождения из мест лишения свободы многие бывшие осужденные, особенно молодые, при поиске работы не соответствуют жестким требованиям работодателей: наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура общения, владение компьютером и т.д. Массовый характер этих трудностей в процессе ресоциализации заключенных во многом объясняется неразработанностью научного понимания ресоциализации заключенного как социально-педагогической цели работы с ним.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных называется одним из средств направленных на исправление и ресоциализацию. Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения заключенным рабочей специальности и повышения им образовательного уровня. Однако, особенности современного рынка труда предопределяют необходимость владения не только конкретной профессиональной специальностью, сколько  способностью человека к постоянному профессионально-личностному самоопределению, профессиональной самореализации и профессиональному саморазвитию, которые являются неотъемлемыми компонентами ресоциализации заключенного после его освобождения из мест лишения свободы. Следовательно, для успешного протекания процесса ресоциализации заключенного после освобождения, необходимо выявить социально-педагогический потенциал профессионально-технического обучения в исправительном учреждении,  как средства ресоциализации заключенного.

Переход на гуманитарную парадигму образования на современном этапе развития общества влечет за собой смену ценностно-целевых ориентиров, приоритетных средств обучения. Несмотря на это заключенный продолжает рассматриваться лишь как объект социально-воспитательных воздействий. Осужденный — это человек, обладающий особыми типобразующими признаками, которых нет у представителей других социальных групп (например, сам факт осуждения, изоляция от общества, узкоэгоистичные мотивы поведения и т.д.) и находящийся в специфических условиях жизни. Данные обстоятельства приводят к необходимости обоснования ведущих факторов и социально-педагогических условий успешной ресоциализации заключенного, как субъекта начального профессионального образования в исправительном учреждении.

Профессионально-техническое обучение осужденных организуется в исправительных учреждениях, то есть в процессе отбывания наказания заключенными. И здесь возникает закономерное противоречие: обучение организуется в благих целях (для исправления осужденного), а воспринимается им как дополнительное наказание, через призму кары. Отрицательное отношение к обучению естественно сказывается на его результативности. Таким образом, обнаруживается необходимость разработки и обоснования иной логики и принципов профессионально-технического обучения в исправительном учреждении, для восприятия его как позитивно-воспитательного воздействия, способствующего социально-трудовой реабилитации.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов ресоциализации заключенного в процессе его профессионально-технического образования.

Первую группу составляют выводы о социальных характеристиках человека, о развитии личности в обществе, социальном воспитании, причинах социальных отклонений в развитии и воспитании человека и определенных групп, и возможностях их предупреждений и преодолений, психологических характеристиках осужденного, о сущностных характеристиках процессов и результата социализации и ресоциализации человека в обществе.

Во вторую группу входят исследования специфики профессионального образования, психологии обучения взрослых, профессиональной подготовки осужденных, непрерывного профессионального образования.

Третья группа — психологические и социально-психологи­че­ские и социально-педагогические исследования проблем социальной реабилитации различных групп населения, о влиянии условий жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы на их личность, процесс адаптации и ресоциализации, субъектного характера обучения.

Предпосылки четвертой группы составили выводы о проектировании процесса профессионального обучения, исследования аспектов профессионально-личностного самоопределения, деятельностный подход к профессионально-личностному самоопределению; личностный подход к профессионально-личностному самоопределению.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработке путей ресоциализации заключенных в процессе профессионально-технического обучения. К ним, в первую очередь следует отнести, принятие национальной доктрины образования Российской Федерации, «Федеральная программа развития образования», принятие Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста РФ концепций воспитательной работы, психологической службы, нарастание инновационных процессов в образовании, открытие учебных центров при исправительных учреждениях, осуществляющих различные программы подготовки рабочих кадров различного уровня квалификации, разработка новых гуманизированных программ пенитенциарной психологии, психокоррекционной работы с осужденными, программ социально-психологического консультирования и психотехники.

К сожалению, эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления, поскольку не разработаны теоретические основы ресоциализации заключенного посредством организации профессионально-технического обучения в исправительном учреждении, не выявлена специфика работы с заключенным как субъектом профессионально-технического обучения. Все более остро обнаруживаются противоречия между:

  • потребностью общества в успешной ресоциализации освобожденных из мест заключения, и неопределенностью современного научного понимания ресоциализации заключенного как социально-педагогической цели;
  • признанием большинством социальных педагогов, психологов воспитывающего потенциала профессионально-технического обучения в исправительном учреждении и недостаточным теоретическим обоснованием стимулирующего потенциала профессионально-технического обучения  как средства ресоциализации заключенного;
  • попытками широкого применения в исправительных учреждениях профессионально-технического обучения как средства ресоциализации заключенного, и недостаточной изученностью ведущих факторов и педагогических условий протекания данного процесса;
  • стимулирующими возможностями профессионально-технического обучения при ресоциализации заключенного и неразработанностью соответствующих дидактических принципов и способов их реализации.

Эти противоречия объясняют актуальность проблемы разработки и обоснования теоретических основ ресоциализации заключенного средствами начального профессионального образования.

Несмотря на всю ценность результатов исследования проблемы ресоциализации заключенного, многие важные вопросы остаются малоразработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания сущности процесса ресоциализации заключенного; выявление уровней и критериев его ресоциализации; обоснование стимулирующего потенциала  профессионально-технического обучения; определение дидактических условий и принципов организации профессионально-технического обучения в исправительном учреждении. С учетом этого и была избрана тема иссле­дования: «Начальное профессиональное образование заключенного в исправительном учреждении как средство его ресоциализации».

Объект исследования — начальное профессиональное образование заключенного в исправительном учреждении.

Предмет исследования — ресоциализация заключенного в процессе начального профессионального образования.

Цель исследования — выявить и обосновать возможности начального профессионального образования заключенного в исправительном учреждении как средства его успешной ресоциализации.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1-я задача: Определить научное понимание ресоциализации  как социально-педагогической цели работы с заключенным.

Мы предполпгпеи доказать, что ресоциализация заключенного представляет собой процесс подготовки и осуществления вхождения заключенного в социальную среду после освобождения от наказания посредством усвоения ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности. Ресоциализация предполагает не только адаптацию к социальным условиям, но и в первую очередь, активную деятельность человека по их преобразованию. Структура ресоциализации заключенного включает такие компоненты как профессионально-личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация и детерминирована ведущей функцией ресоциализации — рефлексивной.

2-я задача: Выявить социально-педагогический потенциал профессионально-технического обучения как средства ресоциализации заключенного.

Предполагается обосновать, что потенциал профессионально-технического обучения  в исправительном учреждении как средства ресоциализации заключается в выполнении им следующих ролей: обучающей, воспитательной, профориентационной, нормативно-регулятивной, коммуникационной.  Реализация данных ролей ведет к повышению интеллектуального уровня заключенного, развитию познавательных потребностей и интересов, перестройке иерархии ценностных ориентаций и, как следствие, снижению рецидивной преступности.

3-я задача исследования: Исследовать факторы и социально-педагогические условия успешной ресоциализации заключенного как субъекта начального профессионального образования в исправительном учреждении.

Ресоциализация заключенного, как предполагается, проходит в процессе становления своей целостности от стихийной стадии к стадиям ситуативной, устойчивой и интегративной. Каждая стадия характеризуется особым составом факторов и дидактических условий, стимулирующих процесс ресоциализации заключенного средствами профессионально-технического обучения. Ведущими инвариантными условиями являются рефлесивные, творческие формы работы с целью развития самопонимания и формирование мотивации профессиональной деятельности и самореализации.

4-я задача: Обосновать и апробировать логику и принципы профессионально-технического обучения в исправительном учреждении, направленного на ресоциализацию заключенного.

В системе профессионально-технического обучения принципы субъектности (опора на активность, самостоятельность и рефлексивность личности заключеного), толерантности (осознание и принятие общечеловеческих норм  и ценностей), диалогического общения (признание педагогом ценности личности заключенного в процессе конструктивного взаимодействия) реализуются в педагогическом взаимодействии, включающем следующие этапы: мотивационно-диагностический (изучение социально-психологических особенностей заключенного, стимулирование мотивации к обучению, осознание значимости обучения для успешной ресоциализации и самореализации), ценностно-проектировочный (развитие смысложизненных ориентаций заключенного, осознание своего призвания, своих возможностей, проектирование своего жизненного и профессионального пути) и организаторско-управленческий (развитие организаторских способностей заключенного, овладение умениями и навыками делового общения, подготовка к принятию социально- и профессионально-ценностных решений в сложных жизненных ситуацииях и профессиональной деятельности).

Научная новизна результатов исследования предполагается в том, что в нем впервые теоретически обосновываится принципы и технологические этапы педагогического взаимодействия, которое оптимальным образом обеспечивает готовность заключенного к ресоциализации в процессе получения начального профессионального образования заключенным в исправительном учреждении.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке основ педагогического взаимодействия (принципы и этапы) в системе профессионально-технического обучения в исправительном учреждении, направленного на профилактику рецидивной преступности, что расширяет представления о способах построения образовательного процесса в компетентностной модели образования.

Практическая ценность результатов исследования предполагается в возможности совершенствования работы преподавателями пенитенциарных учреждений.

3. ПРОКАЗОВА Ольга Геннадьевна: «Система работы школы по организации исследовательской деятельности учащегося».

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений. Колоссальный прирост информации приводит к тому, что учащиеся не могут сосредоточиться на приобретении различных знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Воспитание профессионалов, способных видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения, является одним из приоритетных направлений развития образования. Достижение этой цели возможно при условии вооружения учащегося знаниями и умениями исследовательской деятельности.

Исследование в обыденном смысле понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Однако в профессиональном словаре современного педагога широко используются в контексте задач обучения понятия «исследовательское обучение», «исследовательские методы обучения», «исследовательская деятельность», которые часто не определяются, а потому не способствуют совершенствованию образовательной практики.

Парадигмальные изменения в образования требуют развития принципиально новых образовательных технологий, в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным методам, основанным на простом воспроизводстве готовой информации. Поиск оптимальных способов конструирования образовательных программ требует нового типа профессионально-педагогического мышления. Однако выявляется, с одной стороны, недостаточный уровень подготовки многих учителей к педагогической деятельности по организации исследовательской деятельности, а с другой — неразработанность и неопределенность содержания, методов и форм организации исследовательской деятельности школьника на разных этапах его обучения.

Исследовательской деятельности присущи характеристики активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей и интегрирующей познавательной деятельности, выражающейся в осознанности и смысловой направленности действий, имеющей эмоциональную привлекательность для учащегося (Е. В. Тяглова, 2003). На этапе перехода учащегося с одной ступени общего среднего образования на другую возможна дезадаптация, следовательно, необходимо обосновать стратегию педагогической помощи, которая определяется принципами организации исследовательской деятельности учащегося.

Создание механизмов трансляции, распространения, тиражирования исследовательской технологии в образовательной системе требует конкретного методического наполнения. Системная организация исследовательской деятельности учащегося возможна только при соответствующем методическом обеспечении на всех ступенях общеобразовательной средней школы, что также требует специального научного поиска.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки, создающие условия для проектирования системы работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся.

Теоретико-методологическую базу исследования составили также идея И. Канта о творческом, конструктивном характере человеческого познания, мышления и деятельности; выводы о самосозидательности человека в культуросообразной среде (Е. В. Бондаревская); современные теории деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); основные положения гуманистической психологии (А. Маслоу); теория развивающего обучения (Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин); теоретические разработки основ профильного обучения (П. C. Лернер, Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова, Т. И. Шамова); идеи организации учебной деятельности учащегося при профильном обучении (Н. М. Борытко); гуманитарно-ориентированные задачные технологии (В. М. Симонов); идеи использования исследовательской деятельности учащегося в массовой школьной практике (Г. И. Щукина, А. В. Леонтович, А. С. Обухов).

Обнаруживаются и практические предпосылки разработки проблемы формирования исследовательских умений старшеклассников, к которым относятся разработка концепции профильного обучения, принятие стандартов среднего общего и специального образования, введение ЕГЭ, внедрение в образовательные учреждения модели творческого обучения на основе свободного выбора содержания, форм и темпов обучения, использование педагогических технологий вариативного обучения и т.д. Все эти изменения в практике образования направлены на создание условий для всестороннего творческого развития ребенка, способного жить в изменяющихся условиях социальной среды.

К сожалению, эти тенденции не получили должного теоретического осмысления. Все более актуальной становится проблема выявления научных оснований системы работы школы по организации исследовательской деятельности учащегося на всех ступенях обучения.

Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что не раскрыты в полном объеме развивающий потенциал исследовательской деятельности; принципы ее организации в системе работы школы; особенности построения педагогом (содержание и формы) совместной учебно-познавательной деятельности на всех ступенях обучения.

С учетом этого и была избрана тема исследования: «Система работы школы по организации исследовательской деятельности учащегося».

Цель исследования: разработать теоретические основания системы работы школы по организации исследовательской деятельности учащегося.

Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач исследования:

1-я задача: Определить образовательный потенциал исследовательской деятельности учащегося в структуре учебно-воспитательного процесса.

Мы предполагаем обосновать, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащегося как познавательной активности, направленной на самостоятельный поиск им субъективно нового знания, обусловлен рефлексивной (осмысление приобретенного опыта — когнитивного, практического, творческого опыта и опыта отношений), побудительной (определяет характер мотивации учащихся и позволяет при наличии достаточно сильных и устойчивых положительных мотивов побудить человека к саморазвитию, самосовершенствованию), познавательной (способствует самостоятельному приобретению новых знаний; служит средством актуализации имеющихся знаний и активизации мыслительной деятельности), мировоззренческой (создание и совершенствование научной картины, привнесение моральных правил, принципов, в которых обобщен нравственный опыт человечества) и ориентационной (обеспечивает формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия, определяет оценочные отношения) функциями, реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися.

2-я задача: Выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащегося на разных ступенях обучения в общеобразовательной средней школе.

Содержание исследовательской деятельности учащегося, как нам представляется, варьируются в зависимости от ступени общего среднего образования:

  • в 1–4-х классах это мини-проекты, над которыми учащиеся работают и которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме в ролевых игр;
  • учащиеся 5–7-х классов вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность на обобщающих уроках;
  • учебная деятельность учащегося 8–9-х классов (предпрофильное обучение) осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности);
  • на этапе профильного обучения (10–11-е классы) — ситуация научно-исследовательской деятельности в рамках научного общества учащегося.

3-я задача: Обосновать и апробировать систему принципов организации исследовательской деятельности учащегося в системе работы школы.

Предполагаемый вывод по этой задаче следующий: Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащегося реализуется при организации ее на принципах: самодеятельности (предоставление права и возможности выбора учащемуся собственной предметной деятельности в избранной им области, где он сталкивается с необходимостью анализа последствий своей же деятельности), доступности (проблема, встающая перед учащимся, должна быть ему по силам), естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим), осмысленности (проведение сложных мыслительных операций, таких, как синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), экспериментальности (познание свойств веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов), культуросообразности (трансляция, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей — данном случае, научного сообщества — от старшего поколения к младшему).

4-я задача: Разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности учащегося в системе работы школы.

Методическое обеспечение исследовательской деятельности учащегося, по нашему мнению, должна включать:

  • комплекс рабочих программ дисциплин с указанием целей дисциплины, основных теоретических разделов, тем исследовательских и проектных занятий с их почасовой разбивкой, перечня основной и дополнительной литературы;
  • методическое описание к исследовательским и проектным работам, содержащим краткие сведения из теории, углубляющие и (или) дополняющие учебный материал, описание экспериментальной установки или модели, задание и порядок исследования, контрольные вопросы и выводы, список рекомендуемой литературы;
  • методические указания по проектированию, регламентирующие задания и требования к объему и уровню их содержания, а также содержащие указания к выполнению проектных заданий, рассмотренные на типовых примерах;
  • научно-методическую помощь привлекаемых специалистов в различных областях знаний с целью придания исследовательским работам практической и теоретической значимости.

Научная новизна результатов исследования предполагается в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельности учащегося применительно к профильному обучению в школе; уточнении логики в преемственности содержания, методов и организационных форм исследовательской деятельности учащегося по ступеням обучения; впервые предполагается теоретически обосновать принципы и технологические этапы педагогического взаимодействия на всех ступенях общего среднего образования, а также необходимое методическое обеспечение исследовательской деятельности учащегося которое оптимальным образом обеспечивает реализацию педагогического потенциала исследовательской деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования в расширении перспектив оптимизации школьного обучения; расширении представлений о спосо­бах построения образовательного процесса в деятельностной модели образования.

Практическая ценность результатов исследования в том, что они могут являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса учреждений по организации исследовательской деятельности учащегося.

Задать вопросы и поделиться своими мыслями по этим материалам можно и заочно, перейдя по ссылке «Дать свой отзыв о выпуске» в нижней части письма.



Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО.
До новых выпусков! Пишите мне по адресу science.humanity.laboratory-owner@subscribe.ru


В избранное