Приоткройте мне сердце, а я открою вам весь мир. (Книга ЗОАР)
Международная академия каббалы под руководством ученого-каббалиста, профессора (PhD) Михаэля Лайтмана
УРОКИ КАББАЛЫ
Лучше быть прилежным, чем умным
Вопрос: Почему самое большое продвижение происходит именно во время чтения книги Зоар - без понимания, с одним лишь намерением?
Изучение каббалы не требует превосходных умственных способностей, ведь "учатся не умом". Как раз наоборот: люди, которые считают себя умными, отлично учатся, быстро схватывают, обладают острым умом, как правило, не слишком продвигаются в каббале.
Ведь разум, ощущение умственных способностей останавливает их, увлекая на путь рационального изучения этой науки, а не постижения ее путем преданности группе. Это проблема.
Я бы сказал, что именно обычные, "средние" люди более успешны в духовном продвижении. А блестящие умники, которые приходят к изучению науки каббала, как правило, тотчас же спотыкаются. Я вижу, что они будто прыгают в глубины вод – и "выныривают" оттуда через много лет, когда эти воды с течением лет смоют с них всю их гордость, ощущение превосходства и силы.
Будем надеяться, что мы относимся к успешным в постижении, а не к блестящим умом.
Всё – между нами, и нигде более
Мы хотим раскрыть путь к Творцу, доброму и творящему добро, к единой Силе, действующей в мире. Наука каббала – это методика раскрытия силы Творца, которую человек должен постичь, живя в этом мире, здесь и сейчас.
Раскрыть доброго и творящего добро мы можем только из двух противоположностей. Ощущая, измеряя добро и зло, мы определяем одно относительно другого. Мы, творения, не можем испытывать только зло или только добро, наши ощущения и замеры всегда лежат между двумя этими силами, которые и придают нам чувство жизни, бытия.
А потому, чтобы раскрыть, ощутить Творца, я прежде всего должен запастись "сосудами", желаниями, ощущающими две противоположности: добро и зло, горечь и сладость, плюс и минус. А затем два этих полюса должны стать для меня силой Творца и противостоящей Ему силой – чтобы посредством их обеих я раскрыл, обрел Высшее измерение и начал жить в нем.
Как же это сделать? Две эти силы действуют в мире Бесконечности – как в начале творения, так и в его конце. Причем если в начале совершенство проистекает от Творца, то в конце оно идет от творения, завершившего свое исправление.
Две эти формы совершенства, уже существующие в Бесконечности, намеренно ниспускаются в наш мир, формируя на пути ступени миров со всеми их внешними формами окружения, по которым душа должна будет подниматься и совершенствоваться, пока не раскроет силу Творца, приобщившись, прилепившись, присоединившись к ней.
В итоге мы видим, что наш мир создан замечательным образом: он наиболее удален от духовного совершенства и гармонии слияния с Творцом, но с другой стороны, несмотря на максимальное удаление, во всех деталях нашего мира имеются все необходимые условия для духовного подъема, и ничего кроме них. Нужно лишь воспользоваться этими средствами на пути и достичь мира Бесконечности.
Как же раскрыть этот правильный порядок? Как увидеть, что весь мир мне нужен, что в нем нет ничего лишнего? Как выстроить все элементы мира, придав каждому из них правильный вес и вид?
Ведь тогда я начну подниматься из этого мира по духовным ступеням, всё вернее упорядочивая силы, детали восприятия и свойства в себе и в окружении. Своим правильным отношением я буду выстраивать, создавать, составлять из элементов этого мира всё более и более высокий мир, пока не достигну Бесконечности.
Так вот, каббалисты говорят мне, что исходная точка, с которой я начинаю правильно отстраивать себя, – это понимание основополагающего принципа: всё, что случится со мной на пути к Бесконечности, и саму Бесконечность я раскрою только во взаимоотношениях между людьми.
Если спустя годы учебы, участвуя в жизни группы и в распространении, человек приходит к такому решению, если сознаёт, что всё реализуется только во взаимоотношениях между людьми, – тем самым он ставит ногу на основание лестницы.
Это непросто, речь идет об очень ценном состоянии. Требуется много лет развития после прихода в науку каббала, прежде чем человек прикоснется к нижнему концу лестницы. Поэтому Бааль Сулам и пишет в статье "Мир в мире": "Добро и зло оцениваются по действиям личности в отношении общества".