Предлагаю к обсуждению статью.
Смирнов В.А., к. полит. н., доцент
Молодёжная политика российского государства на рубеже 20 21 веков.
В последние десятилетия Россия переживает глубинную трансформацию государства,
общества, массового сознания. Попытка изменить вектор развития государства и
общества, ориентация на ценности демократии и социального партнерства, требуют
уделения особого внимания развитию институтов гражданского общества, формированию
самодостаточной, активной, социально успешной личности. Это, в свою очередь,
ставит вопрос о продуман-ной, системной, эффективной молодежной политике, поскольку
именно молодежь является той социальной группой, которая способна воспринять
и стать носителем новых идей, цен-ностей, моделей поведения и отношений.
В истории формирования и развития государственной молодежной политики в совре-менной
России можно выделить несколько основных этапов. Первый институциализации государственной
молодежной политики (1990 1996 гг.). Второй этап устойчивой реа-лизации государственной
молодежной политики (1997 2001 гг.). Третий этап стагна-ции в реализации
государственной молодежной политики (с 2002 г.). Рассмотрим выде-ленные этапы
более подробно.
Основным содержанием первого этапа был процесс создания и развития государст-венных
институтов, реализующих молодежную политику, разработка нормативно-правовых актов
и основных направлений, создание государственных и муниципальных органов по де-лам
молодежи. Уже в самом начале формирования и осуществления государственной моло-дежной
политики выделилось два направления в ее понимании, которые сохраняются до сих
пор. С одной стороны, сторонники широкого понимания государственной молодежной
по-литики рассматривали ее как самостоятельную деятельность государства, по развитию
по-тенциала российской молодежи, включению в социокультурное пространство меняющейся
России и не склонны были рассматривать ее в рамках социальной или образовательной
дея-тельности государства. Напротив, сторонники узкого подхода постоянно пытались
вписать ее в рамки уже существующих направлений деятельности государства. В связи
с этим, весь первый этап институциализации молодежной политики прошел в борь
бе этих двух тенден-ции и постоянной смене ее статуса.
Начало реализации российской государственной молодежной политики было положено
в 1990 году, когда в рамках Государственного Комитета по труду и социальным вопросам
СССР было создано Управление по молодежной политике, начальником которого стал
Е.Д. Катульский. В 1991 году распоряжением президента РФ была введена должность
Полномоч-ного представителя Правительства РФ по делам молодежи. 16 сентября 1992
года был под-писан указ Президента РФ О первоочередных мерах в области государственной
молодеж-ной политики , важнейшим итогом которого, стало создание при Правительстве
РФ Комите-та по делам молодежи, реорганизованного 30 сентября этого же года в
Комитет РФ по делам молодежи, что значительно повысило его статус. Главным результатом
создания Комитета РФ по делам молодежи стало появление подобных структур в субъектах
Российской Феде-рации. Среди основных задач, которые призван был решать вновь
созданный Комитет, выде-лим:
- государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам молодеж-ной
политики. Методическое руководство органами по делам молодежи в системе ис-полнительной
власти республик, краев, областей;
- участие в разработке и реализации программ в области социального развития и
защи-ты прав молодежи, поддержка социально-значимой деятельности детских и молодеж-ных
организаций;
- представление интересов Российской Федерации в вопросах молодежной политик
на межгосударственном уровне, содействие международным молодежным обменам;
- подготовка ежегодного доклада Правительству о положении молодежи и иных ин-формационно-аналитических
материалов .
Кроме этого, в рассматриваемый период были разработаны Основные направления
го-сударственной молодежной политики в Российской Федерации , на основе которых
строи-лась содержательная деятельность Комитета. Среди основных проектов Комитета
в сфере реализации государственной молодежной политики в этот период выделим:
- реорганизация всероссийских детских центров Орленок и Океан ;
- внесение предложений в проект постановления Правительства по развитию малого
предпринимательства, направленные на развитие молодежного предпринимательст-ва;
- разработка ряда предложений к проекту Основ законодательства РФ о труде ,
в ко-торых рассматривались вопросы трудоустройства молодежи и несовершеннолетних;
- разработка программ: Поиск и поддержка талантливой молодежи , Патриотиче-ское
воспитание молодежи , Развитие детско-юношеского спорта в России ;
- подготовка доклада Правительству РФ Молодежь России: положение, тенденции,
перспективы .
Подведем итоги первого этапа формирования и реализации государственной молодежной
политики в Российской Федерации.
1. К 1996 году были разработаны основные федеральные нормативно-правовые акты,
на ос-нове которых государственная молодежная политика осуществляется по сей
день. Среди них: программа Молодежь России и Основные направления государственной
моло-дежной политики в Российской Федерации .
2. В рамках первого этапа были разработаны и приняты основные законы, регламентирую-щие
деятельность органов по делам молодежи, в рамках отдельных субъектов федерации.
Так в частности, в 1996 году были разработаны и в 1997 году приняты Законы:
О моло-дежной политике Ивановской области , О молодежной политике в Ярославской
облас-ти , О государственной молодежной политике в Вологодской области и др.
3. За период с 1990 по 1996 год сформировалась система органов по делам молодежи,
моло-дежных учреждений, служб на региональном и местном уровне. Так к 1996 году
в струк-туре органов по делам молодежи (на региональном уровне) выделялось 4
министерства, 7 госкомитетов, 1 управление в составе министерства, 35 департаментов,
управлений, ко-митетов по делам молодежи, 23 департамента, управления, комитета
в составе других де-партаментов и отделов администраций, 1 координационный совет
по делам молодежи, 8 советников глав администраций. На местном уровне в 1995
году действовало 1687 орга-нов по делам молодежи .
Основным содержанием второго этапа реализации государственной молодежной полити-ки
является деятельность федеральных, региональных и местных органов по делам молоде-жи
по реализации основных направлений государственной молодежной политики. Безуслов-но,
период с 1996 года по 2001 год является наиболее продуктивным с точки зрения
деятель-ности органов по делам молодежи. Именно в этот период создаются инновационные
техно-логии работы с молодежью, начинает формироваться сеть молодежных учреждений,
являю-щихся экспериментальными площадками федеральных органов по делам молодежи
и реали-зующих отдельные направления молодежной политики.
Приведем некоторые данные иллюстрирующие успехи в реализации государственной
молодежной политики в рассматриваемый период.
1. Разработана и реализуется программа содействия занятости и предпринимательству
мо-лодежи. В рамках нее, ежегодно трудоустраиваются более 20000 молодых людей.
2. Осуществляется рост расходов государства на организацию летнего отдыха подростков
и молодежи. Так, в частности, число отдохнувших в лагерях подростков выросло
с 5, 1 млн. человек в 1998 году, до 9 млн. в 2001 г.
3. В ряде регионов эффективно работают программы по решению жилищных проблем
мо-лодежи. В 15 регионах РФ в Ленинградской, Волгоградской, Пензенской, Кировской,
Ростовской, Свердловской областях, республиках Башкоркостан, Бурятия, Калмыкия,
Коми, Татарстан и др. действуют программы поддержки молодых семей в строительстве
или приобретении жилья, полностью обеспеченные финансовыми ресурсами.
4. Сложилась система эффективного партнерства государственных органов по делам
моло-дежи и общероссийских и межрегиональных общественных объединений. К наиболее
крупным партнерам государства по реализации молодежной политики можно отнести:
Общероссийскую общественную организацию Российского союза молодежи, Общерос-сийскую
общественную организацию Детские и молодежные инициативы , Общерос-сийскую общественную
организацию Союз молодежных жилых комплексов , Обще-российскую общественную
организацию Молодежный союз юристов Российской Фе-дерации , Общероссийскую общественную
организацию Национальная молодежная лига и др. .
5. В РФ сложилась и активно действует система специализированных служб для молодежи.
Так, в частности, на территории РФ действует более 100 служб трудоустройства
и проф-ориентации молодежи, около 2000 социальных служб (юридические консультации,
те-лефоны доверия , центры помощи молодым инвалидам, наркоманам и т.д.), 41
центр информации для молодых людей, 12 центров содействия малому предпринимательству
.
Все вышесказанное, безусловно, является показателем того, что государственная
моло-дежная политика существует как явление, как особая деятельность государства
по развитию потенциала молодежи, по включению молодых россиян в социокультурное
пространство ме-няющейся России.
Но для того, чтобы действительно оценить качество осуществляемой деятельности,
не-обходимо понять каким образом действия органов по делам молодежи влияют на
молодежь, насколько результаты этих действий значимы и ощутимы. Попытаемся проанализировать
данное влияние, обратившись к некоторым фактам и цифрам.
1. Результаты государственной молодежной политики ощущают на себе, согласно опросам,
7 8 % молодых россиян, около двух третей молодых людей считаю, что никакой
целенаправленной государственной молодежной политики в России нет .
2. Продолжается ухудшение здоровья молодых людей, проживающих на территории России.
Так, в частности, всероссийская диспансеризация показала, что 51, 7% де-тей и
подростков имеют функциональные отклонения или факторы риска заболе-ваний .
3. Сохраняется тенденция снижения уровня занятости среди молодежи в сфере мате-риального
производства. Если в 1999 году занятость молодежи в сфере матери-ального производства
составляла 44, 2%, то в 2002 году этот показатель снизился до 41, 4%. При этом,
важно то, что практически отсутствует приток молодежи в государственный сектор,
что в данном случае свидетельствует о неэффективности механизма смены государственной
и политической элиты, что в свою очередь тормозит развитие всего общества .
Кроме этого, с 1999 по 2002 год, доля безра-ботных среди молодежи возросла на
2, 5 % .
4. Суммарная численность молодых людей, испытывающих постоянно, часто или время
от времени материальные трудности равна примерно 80 % .
5. Среди подавляющего большинства молодых людей (около 80%) существует ус-тойчивое
негативное отношение к власти, кроме этого они не видят реальных воз-можностей
собственного влияния на власть .
6. Значительная часть молодежи испытывает чувство правовой незащищенности, так
на отсутствие возможности отстоять свои права в трудовой сфере указывают 42,
8 %, что на 6, 4 % больше по сравнению с 1999 годом .
7. Наблюдается рост криминализации в подростковой и молодежной среде. Около 80
% преступлений, совершенных молодыми людьми относятся к категории тяжких и особо
тяжких. Продолжается распространение наркотизма в молодежной среде. По состоянию
на 1 января 2003 года на учете в подразделениях по делам несовер-шеннолетних
состояли 17, 9 подростков и юношей, употребляющих наркотиче-ские средства .
Представленные выше цифры позволяют сделать вывод о наличии определенного про-тиворечия
между успехами, декларируемыми государственными структурами в области мо-лодежной
политики и положительными изменениями в молодежной среде. Другими слова-ми, можно
говорить о том, что весь механизм государственной молодежной политики, реа-лизуемый
в РФ, является неэффективным и неспособным решить основную задачу молодеж-ной
политики подготовить сегодняшнюю молодежь к управлению обществом, государст-вом,
своей семьей. Почему же все государственные молодежные учреждения, службы, цен-тры
и клубы не могут преодолеть те негативные тенденции, которые мы наблюдаем сегодня
в молодежной среде? Почему государственная молодежная политика, так активно разви-вающаяся
в конце 90-х годов 20 века, вошла в фазу стагнации? Нам видится три основные
причины этого.
1. Выше мы уже упоминали о наличии определенной конфронтации в понимании молодежной
политики и существовании двух подходов к ее трактовке широко-го и узкого
. Безусловно, сегодня мы наблюдаем победу узкого понимания государственной
молодежной политики, что проявляется в снижении ее статуса и включении ее в сферу
образовательной политики (это выразилось в сокращении Государственного комитета
РФ по молодежной политике и выделении отдельного Департамента по делам молодежи
в рамках Министерства образования). Данное обстоятельство создает ситуацию, в
которой работа с молодежью приобретает лоскутный характер, когда образованием
и воспитанием молодых людей зани-маются образовательные учреждения, вопросами
здоровья и социального обеспе-чения - учреждения социальной защиты, асоциальными
явлениями в молодежной среде - специализированные подразделения МВД, развитием
социальной активно-сти - молодежные учреждения и т.д. Это, в свою очередь,
ведет к несогласован-ности действий
разных ведомств, выработке разных приоритетов и формированию разных стратегий
работы с молодежью, зачастую противоречащих или дубли-рующих друг друга. Кроме
этого, все выше перечисленное постоянно заставляет работников молодежной сферы
искать свою нишу в общей массе организаций и ведомств, работающих с молодежью.
2. Низкий кадровый и технологический потенциал молодежной сферы российского государства.
Не смотря, на то, что в России существует ряд проектов и программ, направленных
на повышение квалификации работников молодежной сферы, тем не менее, профессиональный
уровень специалистов, работающих с молодежью, остается достаточно низким. Это
подтверждается авторами ежегодного исследо-вания Положение молодежи и реализация
государственной молодежной полити-ки в РФ . Так в частности, в докладе, подготовленном
по итогам 2002 года сказа-но: +имеется ряд проблем в кадровом обеспечении работы
с молодежью. В стране складывается система подготовки кадров+но ее работа недостаточно
ско-ординирована, слаба связь с практикой и т.д. . Низкий потенциал кадров, рабо-тающих
с молодежью проявляется, в первую очередь, в низком владении совре-менными социальными,
образовательными, информационными технологиями. Включенное наблюдение, одного
их авторов за развитием молодежной сферы в Костромской области, п
озволяют ему сделать определенные выводы о кадровом потенциале молодежной отрасли
в регионе. Так, например, технологиями соци-ального проектирования в полной мере
владеет не более 10 % работников моло-дежной сферы, навыками управления проектами
не более 5 %, методиками выяв-ления, поддержки и развития молодежных инициатив
не более 10 15 %, владеют компьютером на уровне уверенного пользователя не
более 3-4 %. Кроме этого, ос-новная масса специалистов, работающих с молодежью
в Костромской области, представлена людьми в возрасте от 30 лет и выше (т.е.
тех, кого нельзя отнести к молодежи), что также накладывает определенный негативный
отпечаток на реали-зацию государственной молодежной политики в регионе.
3. Стратегические ошибки разработчиков молодежной политики. В данном случае имеется
в виду, что деятельность государства в области работы с молодежью из-начально
строилась и строится, с одной стороны, как опекунская, а с другой ори-ентирована
на решение сиюминутных тактических задач. Если обратиться к исто-рии развития
российской молодежной политики, то наглядным становится тот факт, что государство
строило свою деятельность в отношении с молодежью с по-зиции для молодежи ,
игнорируя позицию вместе с молодежью . В результате была создана инфраструктура,
призванная решать проблемы молодых людей, в то время, как ни один государственный
институт (в том числе и в сфере молодежной политики) не реализует деятельности
по подготовке молодежи к самостоятельно-му управлению своей жизнью. В итоге,
сегодня мы наблюдаем функционирование системы без обратной связи , когда молодежные
учреждения работают с мо-лодежью, а та в свою очередь не дает информации о
том, насколько эта работа ну
жна, востребована, актуальна и т.д. При этом большинство молодых людей продолжают
ждать от государства улучшения своей жизни и решения своих про-блем. Такая модель
реализации государственной молодежной политики была не-обходима в период изменений,
происходящих в государстве и обществе. В тоже время она не смогла решить, наверное,
самой важной задачи, стоящей перед госу-дарственными органами по делам молодежи,
а именно сделать молодежь субъек-том решения своих проблем, включить ее в самостоятельную
деятельность по реа-лизации собственных интересов и интересов того сообщества,
в котором она про-живает. Еще одна характеристика государственной молодежной
политики РФ за-ключается в том, что все проекты и программы, реализуемые в рамках
нее, носят тактический характер и ориентированы на решении сиюминутных задач.
Так, на-пример, рост употребления наркотических средств среди молодежи привел
к рос-ту программ, направленных на профилактику зависимого поведения среди подро-стков
и мол
одых людей; потребность государства в социальной активности под
-растающего поколения вызвала целый спектр проектов, ориентированных на раз-витие
инициативности и самоуправляемости молодежи и т.д.
Т.о. деятельность государства в области реализации молодежной политики носит
проти-воречивый и дискретный характер, что проявляется в снижении социальной
активности мо-лодежи, росте абсентеизма, криминализации подростков и молодых
людей, снижении интел-лектуального и нравственного потенциала подрастающего поколения,
неготовности его взять на себя ответственность за свое будущее и будущее своего
государства. Решением указан-ных выше проблем, может стать, на наш взгляд, разработка
и реализация комплексной моло-дежной политики. Комплексная молодежная политика
представляет из себя стратегический план развития молодежи региона (государства),
реализации ее интересов, описание механиз-мов включения молодых людей в жизнедеятельность
общества. Целью такой политики явля-ется более эффективное выражение интересов
молодежи и решение ее проблем, а так же соз-дание условий для деятельностного
включения молодых людей в решение собственных про-блем и проблем социума. Комплексная
молодежная п
олитика создается на основе синтеза идей и направлений государственной молодежной
политики, реализуемой Комитетом по де-лам молодежи и общественной молодежной
политики, реализуемой разнообразными моло-дежными объединениями, образующими
ассоциацию или союз объединений.
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.gosmolpol
Написать в лист: mailto:science.humanity.gosmolpol-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:science.humanity.gosmolpol--unsub@subscribe.ru?subject=science.humanity.gosmolpol
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback