Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1254


"Эконометрика", 1254 выпуск, 3 февраля 2025 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Беседа уволенного из Института философии Ф РАН философа Анатолия Черняев с журналистом Сергеем Рязановым посвящена "колониальному характеру" нашей социально-гуманитарной науки

Традиционные морозовские чтения ко дню рождения Н.А. Морозова (1854-1946) прошли в усадьбе Борок 8 июля 2024 года. Помещаем комментарий А.Т. Фоменко и его доклад "Развитие идей Н.А. Морозова в Новой Хронологии", а также выступление Елены Владимировны Сенницкой (г. Москва) "Судьба открытий Н.А.Морозова в области истории".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Уволенный из ИФ РАН философ А. Черняев - о "колониальном характере" нашей социально-гуманитарной науки

Сергей Рязанов, Обозреватель отдела Общество

Кадровые решения в научных институтах обычно не попадают в поле зрения широкой общественности, но с недавним увольнением Анатолия ЧЕРНЯЕВА из Института философии РАН всё иначе. Сторонники учёного уверены: руководство Института выступает фрондой по отношению к государству, а причина увольнения Черняева - его патриотическая позиция.

- Официальное объяснение произошедшего, опубликованное на сайте Института, весьма противоречиво. С одной стороны, утверждается, что вы не проявляли интереса к работе, с другой - что вы ездили по заданию Института в Донецк (едва ли на такую командировку согласился бы незаинтересованный сотрудник). А как объяснили причину увольнения вам в личном порядке?

- Никак. Мне просто вручили уведомление о прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта. Но вообще-то в научных учреждениях должны проводиться конкурсы на замещение вакансий. Когда истекает контракт, открывается конкурс, чтобы ставка не пустовала, чтобы продолжалась работа, и в конкурсе имеют право принять участие как действующие сотрудники, так и внешние претенденты. В данном случае конкурс объявлен не был. Мне не дали шанса подтвердить свою квалификацию, представить отчёт о проделанной работе, о выполнении плана.

Формально организация имеет право не объявлять конкурс, она может перераспределять ставки. Но такие случаи крайне редки. Как правило, это бывает связано с тем, что сотрудник, занимающий ставку, является нежелательным, и его таким образом удаляют. Это сознательное решение руководства.

- Как бы вы оценили информационную волну, направленную в вашу поддержку?

- Волна, действительно, беспрецедентная. Это говорит о неравнодушии общества к несправедливости и произволу. И дело тут не только и не столько во мне лично. После всего произошедшего я не уверен, что восстановление в должности могло бы стать решением проблемы. В таком Институте философии, каков он на сегодняшний день, большого смысла продолжать работать нет. Тем более, что последние два года я был исключён из институтской жизни: меня не приглашали принимать участие ни в каких институтских проектах, мероприятиях, конференциях, как будто я уже был уволен. Грант Российского научного фонда, который реализовывался под моим руководством в 2021-2022 гг. и был посвящён актуальнейшей теме первоисточников русской философии в российских архивах, руководство Института пыталось торпедировать, задерживало выплаты исполнителям, чтобы расколоть созданный мною коллектив и не дать успешно завершить проект.

Академический институт предполагает коллективную форму работы, поэтому в условиях изоляции и остракизма полноценно здесь работать невозможно. Тем более - после той откровенной клеветы в мой адрес, которую позволило себе руководство Института и его приспешники. Якобы я профессионально несостоятелен, не могу довести до конца ни один проект. Серьёзно? У меня всегда был выполнен план по госзаданию, реализовано пять грантовых проектов, издано шесть монографий. Словом, совершенно голословные нападки.

Я комментирую в СМИ своё увольнение не для того, чтобы восстановиться в должности, а скорее чтобы обратить внимание на вскрывшуюся в связи с моим увольнением общую проблему всей нашей социально-гуманитарной научно-образовательной отрасли. Надеюсь, инцидент послужит тому, чтобы эта проблема стала наконец предметом обсуждения и осмысления. Быть может, наконец-то начнут предприниматься шаги, направленные на её решение.

- Что за проблема?

- Наши социально-гуманитарные науки существуют в определённом отрыве от реальной жизни страны, общества, народа. Сегодня Россия находится в цивилизационной конфронтации с коллективным Западом, ведёт войну, борется за то, чтобы сохраниться как геополитическая реальность, как цивилизация, как самобытная страна со своей историей, культурой, традициями, ценностями, образом жизни. Вроде бы очевидная вещь, понятная любому думающему человеку, но в наших социально-гуманитарных науках с пониманием этого имеется проблема.

Между тем, эти науки имеют огромное значение, в том числе стратегическое и оборонное. От них зависит самосознание, самоопределение общества и каждого конкретного человека. Они продуцируют идеи, которые сначала обсуждаются в узких кругах, в экспертном сообществе, а затем транслируются в медийное пространство, в систему образования и просвещения и формируют в конечном счёте общественное сознание. А оно, в свою очередь, является одним из важнейших факторов того, как живёт страна, как люди реагируют на происходящее, на что они готовы и что они будут делать, в конце концов.

Мы часто апеллируем к опыту Великой Отечественной как образцу подвига народа и страны в борьбе со смертельным врагом. Уже ко второму году той войны наши учёные-гуманитарии - философы, филологи, историки - успели создать масштабные труды, посвящённые славным боевым страницам прошлого, величию духа и национальному самосознанию народов России. Исходя из этих задач была полностью перестроена программа научной и просветительской работы академических институтов.

А что теперь? Без малого два года продолжается СВО, а эти институты (число которых, а также их сотрудников значительно возросло) продолжают существовать в "довоенном" режиме, не актуализируют содержание своих исследований, не исходят из вызовов времени. Можно подумать, что эти институты находятся не в российской, а в какой-то иной юрисдикции. Наши социально-гуманитарные науки оказались глухи к тем историческим угрозам, с которыми столкнулась сегодня Россия. Они существуют в режиме, не побоюсь этого слова, колониальном.

- Почему сложилась такая ситуация?

- Эта ситуация - результат целенаправленных действий, комплексных и долгосрочных, которые осуществлялись, как принято говорить, нашими "западными партнёрами", в особенности заокеанскими. Они прилагают эти усилия ещё с 1980-х годов, когда ставилась задача развалить СССР и демонтировать социалистическую систему. Наши оппоненты прекрасно понимали: решение этой задачи невозможно без того, чтобы взять под контроль общественное сознание. А ключ к общественному сознанию - в социально-гуманитарных науках, центральная из которых - философия, поскольку она обеспечивает методологическую основу.

Создавались многочисленные программы, фонды. Финансировалась деятельность, направленная на то, чтобы переформатировать по своим лекалам сферу социально-гуманитарного знания в нашей стране. Сделать её инструментом трансляции западных концептов в российскую социальную практику. И, надо сказать, за прошедшие 30 лет они в этом преуспели. В наших социально-гуманитарных науках преобладают представления, что западный мир - это цивилизационный эталон. Образец для всего мира и для России в частности. Все культурные, духовные, социальные стандарты Запада преподносятся в качестве нормативных.

И дело не только в содержательных, но и в организационных аспектах науки. Та реформа науки, которая была проведена у нас 10 лет назад, связана с переходом на западную систему наукометрии, рейтингования, оценки результативности научных исследований. Каков же итог? Чтобы учёному получить признание здесь, в России, у себя на родине, - он должен сперва получить одобрение на Западе! Это осуществляется через индивидуальный научный рейтинг. Учёный должен публиковаться в научных журналах, которые котируются на Западе, - тогда его научный рейтинг повышается, и он может претендовать на гранты, в том числе российские, защищать диссертации, делать карьеру. То есть, чтобы повышать свой рейтинг, нашему учёному приходится угождать редакционной политике западных изданий.

А западные издания, естественно, не приветствуют публикации, которые кладут в основу цивилизационную самобытность России и способствуют развитию русского патриотизма. Наоборот, они стимулируют публикации, которые так или иначе направлены на критику России, на её дискредитацию, на выявление каких-нибудь псевдопроблем: "тоталитаризм", "авторитаризм", "российская экспансия", "имперские амбиции", "нарушение прав человека", "притеснение национальных и сексуальных меньшинств"... Или же просто стимулируют определённые концепции, в продвижении которых заинтересован Запад.

- Какие концепции?

- Это, например, теория "тоталитаризма", согласно которой ставится знак равенства между нацизмом и советским строем (она придумана после Второй мировой войны западными интеллектуалами, в частности Ханной Арендт и другими, которые, как сейчас уже известно из опубликованных на Западе документов, выполняли заказ американских и британских спецслужб). Или, например, "гендерные исследования", которые ставят под сомнение половую бинарность, лежащую в основе традиционного образа жизни и воспроизводства населения. Отсюда же и феминизм, и обоснование всевозможных отклонений, квир-философия, ЛГБТ-идеология*.

Или, скажем, "этика ненасилия". Её разрабатывал американский политтехнолог Джин Шарп, которого называют "гуру цветных революций". Его книга так и называется - "198 методов ненасильственного свержения власти". Все эти формы протеста и противодействия власти были апробированы на постсоветском пространстве: республики Прибалтики и Средней Азии ("тюльпановая революция"), Грузия, Украина. В России и Белоруссии, Казахстане и Сербии тоже предпринимались попытки - к счастью, безуспешные.

Или, например, "экологическая этика". Она декларирует, что природное достояние Земли должно принадлежать человечеству в целом. И поэтому природные ресурсы России, в частности арктический шельф, запасы пресной воды и т.д. должны быть поставлены под международный контроль. Ну а философия служит тому, чтобы "научно" обосновать эти вещи. Как и обосновать "справедливые войны" Запада против тех, кто ему неугоден. Обосновать санкции, вводимые против России.

Поскольку наша научная корпорация на протяжении десятилетий вынуждена была воспроизводить западную интеллектуальную повестку, сформировалась определённая страта учёных, в том числе руководителей науки, которые живут и работают в России, но ментально находятся на Западе и волей или неволей обеспечивают стратегические интересы не своей страны, а её противников. Апофеозом этого умонастроения явилась резонансная публикация в "Независимой газете" директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова "Об утраченных иллюзиях".

- Ваши сторонники утверждают, что из 250 сотрудников ИФ РАН вы единственный, кто публично поддержал СВО.

- Во всяком случае я единственный, кто после начала СВО побывал в Донецке в рамках научной миссии. Знаю точно, что в Институте есть сотрудники, которые настроены патриотически и желают победы России, но не особенно афишируют свою позицию, потому что это не прибавит им очков в глазах начальства. Есть информация, что в ряде академических институтов были случаи, когда сотрудники выражали своё положительное отношение к СВО - и подвергались обструкции. Им объявляли бойкот. А те сотрудники, которые подписали "Открытое письмо" против СВО, считаются героями. Продолжают получать гранты, премии, делать карьеру.

Руководство ИФ РАН напрямую не высказывалось против СВО. Они понимают, что есть "красные линии", которые нельзя переходить. Но выражают свою позицию косвенно, выстраивая отношения с теми, кто поддержал СВО, и теми, кто не поддержал. А ещё показателен следующий момент. В Институте есть ряд научных журналов, имеющих международную редколлегию, и некоторые из членов этих редколлегий открыто выступают на Западе против России. Озвучивают антироссийские призывы, далёкие от гуманистических идеалов, которые они вроде бы отстаивают. И благополучно продолжают оставаться членами редакционных коллегий наших институтских журналов. Более того, активно участвуют в институтских проектах, публикуются в наших научных изданиях. Тогда как на Западе применяется cancel culture по отношению к России, к русской культуре. Происходит дискриминация русских и, в частности, русских учёных - зачастую даже тех, кто против СВО. На одном том основании, что они русские. Их не публикуют, не допускают к научным проектам и мероприятиям. Таким образом, представители западного научного сообщества не стесняются словом и делом выражать свою русофобскую политическую позицию, а наши руководители науки ничего не противопоставляют этому под предлогом того, что якобы "наука вне политики" и они боятся испортить отношения с зарубежными коллегами.

- Постмодернизм, отрицание абсолютности истины, абсолютности бытия - такое направление мысли преобладает не только в руководстве ИФ РАН, но и в институте вообще?

- Ваши слова близки к истине. Такая ситуация - результат планомерной работы, инспирированной Западом, в которую вкладывались очень серьёзные ресурсы. Напрямую от западных структур наши учёные получали методические ориентировки. Инструкции, как писать учебники. Списки западных книг для перевода на русский. Получали западную литературу для библиотек, слушали установочные лекции западных специалистов, которые у нас приобрели статус "философских гуру".

Так происходила инсталляция определённой системы философского знания, которая была апробирована на Западе. Осуществлялся демонтаж марксистко-ленинской философской доктрины, и что-то должно было прийти ей на смену. И вместо национально ориентированной философии, проект развития которой, кстати, существовал, это место заняла западная глобалистская модель. Постмодернизм, релятивизм (методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. - Прим. "АН") - характерные её признаки. И это не случайность, не чей-то субъективный выбор и не "естественный процесс". Дело в том, что со второй половины XX века философия перестала быть свободной наукой, какой она была в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время. Раньше могли существовать философы, которые, будучи аристократами, как Мишель Монтень или Фрэнсис Бэкон, или даже простыми ремесленниками, как Спиноза, философствовали достаточно свободно и независимо. А в XX веке такое стало практически невозможно, ибо философия оказалась плотно интегрирована в сферу глобальной политики.

Принято считать, что так было в СССР, где философия стояла на службе коммунистической идеологии, однако в западном мире имело место практически то же самое, только в более рафинированных и завуалированных формах. Через сеть многочисленных фондов, государственных и частных программ была выстроена система научных исследований, которая, с одной стороны, служила обоснованием превосходства западного мира, с его специфическим пониманием ценностей "свободы" и "прав человека", а с другой - инструментом политики, направленной на моральное разоружение нашей страны, её военно-политическое, социально-экономическое, духовно-культурное сдерживание.

Проблема имеет не только идеологическое, но также экономическое измерение. Западные концепции внедряются по всему миру, в том числе и у нас, при помощи эффективных бизнес-технологий. Франко-американский философ Габриэль Рокхилл назвал эту модель "франшизой в индустрии глобальных теорий". Как она работает? В интеллектуальной сфере формируются влиятельные раскрученные бренды по такому же принципу, как и в любом бизнесе. И подобно тому, как выгодно быть эксклюзивным дилером "Тойоты", "Адидас" или "Макдональдса" на рынке своей страны, в сфере философской науки разворачивается конкуренция за право работать в рамках своеобразной "франшизы" модных раскрученных теорий, таких как постмодернизм, аналитическая философия, психоанализ и т.п. Чтобы получить выгодный статус "официального" регионального держателя той или иной философской "франшизы", нужно завоевать доверие у западных научных боссов - хозяев этой теории, стать их бизнес-партнером.

Институт философии РАН, пожалуй, - главный в нашей стране инкубатор таких интеллектуальных франшиз. Если мы посмотрим на структуру научных подразделений института, она выглядит довольно странно, ибо лишь отдалённо соответствует официально утвержденной в России классификации философских наук. Разгадка проста: эта структура образовалась во многом как раз из подразделений, созданных под ту или иную иностранную франшизу. В результате мы не имеем ни одного полноценного научного подразделения, посвящённого исследованиям онтологии, т.е. учения о бытии, которое является главным в классической модели философии. И зато сразу три специализирующихся на теории познания. Этот факт ярко отражает западный тренд на релятивизм, нежелание признавать безусловность бытия и абсолютность истины, а значит - непреложность социальных, культурных, моральных норм. Вот и ответ на ваш вопрос.

 - Ваша кандидатская диссертация посвящена русскому религиозному философу Георгию Флоровскому. Неужели во всём Институте почвенничество представлено только вами и никем больше?

- Нельзя сказать, что русской философией никто не занимается. Весь вопрос в том, как именно занимаются, в каком ракурсе предписывается её изучение. В ИФ РАН проводится подход, согласно которому русская философия вторична по отношению к западной, а русские мыслители оцениваются с точки зрения того, насколько успешно они усвоили "уроки" западной философии и вписались в её контекст. Показательна недавняя программная статья ВРИО директора Института Абдусалама Гусейнова под красноречивым названием "О тождестве русской философии и философии в России". Понятием "философия в России" постулируется представление, что может существовать только универсальная, глобальная, мировая философия, и в России право называться философией могут иметь только те концепции, которые соответствуют этой глобальной модели. Такой идеологии подчинён и новый институтский журнал "Отечественная философия". Это тоже программная формула: создатели журнала отказались от использования в его названии словосочетания "русская философия", а значит, и от смысловых коннотаций, которые с этим связаны. Самобытные, национально ориентированные направления русской философской мысли не в чести у руководства ИФ РАН.

К прискорбию, это уже достаточно давняя институтская установка. Тем не менее, в Институте философии были мужественные сотрудники, которые вопреки конъюнктуре прилагали усилия в направлении изучения и популяризации русской мысли. Например, Арсений Владимирович Гулыга ещё в советские годы отстаивал необходимость издания трудов русских философов, в том числе славянофилов и религиозных мыслителей, в авторитетной серии "Философское наследие". Первой ласточкой в 1982 году стала книга сочинений Николая Фёдорова - яркого оригинального автора, основоположника философии космизма, высказавшего идеи, к которым западная мысль пришла лишь десятилетия спустя. При этом Фёдоров достаточно критически оценивал западноевропейскую философию и вообще западную цивилизацию, фактически предсказав её деградацию, которую мы наблюдаем сегодня.

Знакомство с учением Фёдорова и других русских мыслителей накануне "перестройки" могло стать хорошей предпосылкой для формирования национального самосознания и выработки иммунитета против той наивной доверчивости к Западу на всех уровнях общества, которая в итоге привела к распаду великой страны. Однако западники, которые к тому времени уже контролировали философию в Академии наук, устроили грандиозный скандал, в результате которого книга была изъята из продажи, процесс издания русских мыслителей остановлен, а Гулыга лишился должности ученого секретаря серии "Философское наследие" и был вынужден сменить научную специализацию.

Другой пример - Юрий Мефодьевич Бородай, который осмелился развивать и популяризировать идеи Льва Гумилёва - теорию этногенеза, теорию пассионарности. Понятное дело, что идеи эти смелые, дискуссионные, но ведь научный подход как раз и подразумевает возможность свободного обсуждения. Однако институтские западники, которые на словах выступают за либерализм и толерантность, превращаются, сталкиваясь с неугодной точкой зрения, в настоящих инквизиторов. "Дело" Бородая обсуждалось Учёным советом Института философии, который больше напоминал судилище.

Возвращаясь к истории русской философии, могу сослаться и на собственный опыт. Когда я стал заведующим сектором истории русской философии (кстати, название это руководству не очень нравилось, обсуждались варианты его замены), мне в наследство достался институтский "долгострой" - работа по научной подготовке издания полного собрания сочинений русского философа Владимира Соловьёва. Этот проект был сильно запущен, ибо не поддерживался со стороны руководства Института реальными ресурсами, и основные исполнители вынуждены были заниматься Соловьевым на общественных началах. Чтобы стимулировать работу, я предложил тогдашнему директору Института Андрею Смирнову выделить соловьёвский проект в самостоятельную тему госзадания (по аналогии с темой "Наследие Аристотеля"), что подразумевало целевое финансирование. Однако Смирнов наотрез отказался это сделать. В результате история русской философии не имеет собственного раздела в структуре госзадания Института философии РАН, тогда как изучение наследия основоположника западной теории демократии исправно финансируется.

- Утверждается, что в 2000-е вы тоже придерживались либеральных взглядов.

- Действительно, "из песни слова не выкинешь". Когда я учился на философском факультете, а потом пришёл работать в ИФ РАН, доминирующие позиции в этой среде уже занимали либералы и западники, генерация которых сформировалась в 1990-е годы на грантах фонда Сороса и зарубежных стажировках. Эти люди занимали "командные высоты" в науке и определяли интеллектуальный ландшафт, в условиях которого формировались представители более молодых поколений. В такой ситуации либерально-западническая система взглядов воспринималась как респектабельная и само собой разумеющаяся, а иные подходы - как в лучшем случае маргинальные. За патриотические воззрения запросто можно было удостоиться ярлыка "фашист".

Важным этапом для меня стало участие в работе Синодальной комиссии по разработке Основ социальной концепции Русской православной церкви. Создавалось приложение к Концепции, посвящённое правам человека. Курировал эту работу митрополит Кирилл (ныне патриарх), который исходил из того, что западное представление о "правах человека" - это идеологема, на которой ловко спекулируют недруги России. Права человека, говорил митрополит Кирилл, должны занимать своё место в правовой практике и не превращаться в инструмент политических спекуляций.

В Концепции предполагался фундаментальный критический пересмотр западной концепции прав человека, а я, будучи сотрудником ИФ РАН, привык к тому, что права человека - основа всего, незыблемая ценность, и что любой критический подход к этому понятию - "ересь". На этой почве у меня возник когнитивный диссонанс. В ходе работы над документом я выступал в качестве "адвоката дьявола", пытался полемизировать, снизить критический пафос документа, и мне отчасти это даже удалось. Тогда у меня сформировалось отрицательное отношение к линии митрополита Кирилла, и я даже полемизировал с его идеями в печати. Но через несколько лет я всё-таки понял, что он прав. По мере того, как я осознавал проблему либерально-западнической колонизации нашей культуры и гуманитарной науки, я приближался к понимаю правоты патриарха Кирилла.

- Вашему увольнению предшествует серьёзнейшая предыстория двухлетней давности. Тогда министерство назначило вас исполняющим обязанности директора ИФ РАН, но часть институтского руководства воспротивилась этому и вынудила министерство пересмотреть своё решение. Правильно ли я понимаю, что посредством вашего назначения государство пыталось задать Институту национально ориентированную направленность?

- В министерстве, когда меня туда пригласили и предложили возглавить Институт, этот аспект подробно не обсуждался. Но, видимо, подразумевался. К тому времени у меня уже возникли разногласия с другими членами дирекции ИФ РАН. Например, когда я пытался реализовать совместный исследовательский проект с коллегами из Крыма "Крым в истории русской философии". Мы планировали описать жизнь и творчество русских философов, связанных с Крымом: это и Бердяев, и о. Сергий Булгаков, и Данилевский. Предполагалось продемонстрировать неотъемлемую связь Крыма с Россией и русской культурой. И тут я столкнулся с противодействием. Как мне стало известно, влиятельные сотрудники ИФ РАН, которые заседали в экспертном совете Российского гуманитарного научного фонда, выступили против. Они сказали, что этот проект - ненаучный и "конъюнктурный". В итоге мы не получили грант и не смогли реализовать замысел.

Затем я выступил с инициативой провести в институте конференцию, посвящённую конституционным поправкам. Это вызвало откровенное неудовольствие директора Андрея Смирнова. Когда в ходе своего выступления я произнёс словосочетание "русский мир", он возмутился. При том, что возглавляет сектор "философии исламского мира". Получается, исламский мир пропагандировать можно, а русский мир - нельзя.

А потом, когда стало известно о моём назначении, был организован "майдан" внутри Института. Активисты протеста буквально с утра до ночи занимались тем, что организовывали бесконечные собрания, заседания, акции протеста, выступали в либеральных и иностранных СМИ.

- Они опирались на большинство сотрудников ИФ РАН?

- Точно знаю, что далеко не все поддерживали эту вакханалию, многие понимали, что ни к чему хорошему для Института это не приведёт. Однако в той ситуации люди не могли открыто высказывать точку зрения, расходящуюся с позицией институтской верхушки. В результате группировка, не заинтересованная в изменениях, навязала свою волю коллективу Института. Фактически тогда была применена политтехнология "ненасильственного протеста". Лидерами протеста выступили Абдусалам Гусейнов и Рубен Апресян**, для которых эта политтехнология является предметом научной специализации. Ядерная группировка, сложившаяся вокруг Гусейнова, - это пара десятков человек. Люди, которые благодаря проводимой в Институте политике являются в нём лидерами мнений. При этом они возглавляют научные подразделения, редакции научных журналов, диссертационные советы - у них множество рычагов, чтобы обеспечивать своё идеологическое влияние. Множество способов, чтобы навязывать коллективу свою точку зрения.

- Чтобы переориентировать институт, вам пришлось бы принимать кадровые решения?

- Без отдельных кадровых решений не обходится никакая смена руководства. Разумеется, речь не о том, чтобы "разогнать" Институт и набрать новых сотрудников, а о том, чтобы прежде всего укрепить руководящие кадры. Важно, чтобы на ключевых позициях находились люди с правильным пониманием своих задач. Самое главное - открыть возможности для работы научного коллектива в направлении, которое отвечало бы интересам страны, обеспечению нашего суверенитета - политического, культурного, интеллектуального. Расчёт был на то, чтобы запустить соответствующие перспективные программы и обеспечить привлекательные условия для участия в них большинства сотрудников Института.

В связи с этим потребовалась бы ревизия государственного задания Института. Хотя оно и называется государственным, но в порядке вещей, когда институты сами себе придумывают задания, а РАН согласовывает их зачастую достаточно формально. Как результат - в случае Института философии эти задания носят отпечаток прозападной ориентации. Например, есть тема, которая называется "Многообразие мировоззренческих систем глобализирующегося человечества". Таким образом, вся история философии рассматривается как плавильный котёл глобализирующегося человечества. И взять другую тему - "Российский проект цивилизационного развития". Звучит вроде бы "патриотично", но если заглянуть за фасад, то мы увидим: под прикрытием красивого названия люди упражняются в откровенной русофобии. Пишут статьи о том, что российская цивилизация не состоялась, что в России не цивилизация, а варварство. Или что цивилизационный подход в принципе несостоятелен. То есть люди получают от государства деньги за выполнение госзадания по цивилизационному подходу - и занимаются тем, что опровергают сам этот подход!

- Напоследок - фундаментальный вопрос. Философия - это служанка политики?

- Идея, будто в современном мире возможна философия наднациональная, стерильная, общечеловеческая, - утопична. Такую модель философии пытаются сконструировать у нас на глазах западные идеологи, но никак не скажешь, что они не ангажированы политически. Они ангажированы американским проектом, глобалистским проектом. Надеяться, что философия может сохранить политическую девственность, - это, повторяю, утопия. Мы должны отдавать себе отчёт: так или иначе любая философия укоренена в определённой культуре, связана с определённым проектом, служит определённым интересам. И если нам в Россию завозят англо-американскую аналитическую философию и приучают мыслить в её категориях, это можно расценивать как форму экспансии.

Речь не о том, чтобы запретить и отбросить всё западное, нет. Западные концепции нужно знать и изучать, иначе мы можем оказаться безоружны по отношению к ним. При императоре Николае I был период, более десяти лет, когда пытались обойтись вообще без философии, её преподавание в университетах было свёрнуто. Князь Платон Ширинский-Шихматов, товарищ министра просвещения, изрёк: "Польза философии не доказана, а вред от неё возможен". Как результат - упал уровень философской культуры, и общество утратило иммунитет к деструктивным идеологиям. И, когда в России стали распространяться нигилистические идеи, они захлестнули наше общество, у которого оказалось недостаточно интеллектуальных ресурсов для противостояния этому.

Слава Богу, у нас есть собственная философская традиция, мы не обязаны покорно учиться у Запада. На Западе создано много важного и ценного, но если смотреть глобально, ты мы Западу цивилизационно не обязаны. Мы приняли крещение от Византии и вместе с крещением получили весь культурный арсенал - с богословием, с начатками философии, из которых впоследствии выросла русская мысль. Таким образом, мы являемся прямыми наследниками (прямыми, а не через посредничество Запада) великой античной культуры, греческой и римской. Мы можем опираться на это наследие, осознавая своё духовное первородство. И создавать философию - такую же оригинальную и самостоятельную, как наше суверенное государство-цивилизация. И если современная философия Запада сосредоточена на деконструкции, направлена на ниспровержение традиций, разложение моральных, культурных, социальных норм и установлений, то философия России, очевидно, должна быть иной - утверждающей российские ценности, актуализирующей духовные традиции, осмысляющей, исходя из этого, современные проблемы, вызовы и угрозы.

- Как думаете, есть ли у вас шансы всё-таки возглавить ИФ РАН? Или найдут другую кандидатуру, вокруг которой не было столько шума?

- Об этом судить не мне. Независимо от того, кто в перспективе возглавит Институт философии, его новому руководителю предстоит непростая, но вместе с тем важная и интересная работа. Надо пожелать ему успеха.

*экстремистское движение

**признан иноагентом

31 декабря 2023, 12:29
https://argumenti.ru/society/2023/12/875484

*   *   *   *   *   *   *

Традиционные морозовские чтения ко дню рождения Н.А. Морозова (1854-1946) в усадьбе Борок, 8 июля 2024 года

Комментарий А.Т.Фоменко

Конференция "Морозовские Чтения 2024" была организована очень хорошо и прошла 8 июля. Приводим несколько фотографий возложения цветов к памятнику Н.А.Морозова в парке Борка. Из докладов отмечу следующие очень интересные выступления:

1. Сенницкая Елена Владимировна, г. Москва, "Судьба открытий Н.А.Морозова в области истории". В частности, обнаружены и исследованы важные архивные материалы, связанные с деятельностью и борьбой Морозова в институте им. Лесгафта.

2. Эфендиев Эльдар Микаэлевич, г. Москва, "Мифологические образы "античных" богов как астрономические описания планет, требующие наблюдений в телескоп" (*pdf). В частности, обнаружено, что важную роль в мифологизации свойств планет сыграли их арабские описания.

3. В кулуарах конференции активно обсуждались важные факты и параллели, обнаруженные Артюшенко Константином Владимировичем, г. Владивосток, вошедшие в недавно вышедшую книгу: Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко "Царь Славян в зеркалах истории", изд-во АСТ, 2024.

Развитие идей Н.А. Морозова в Новой Хронологии.

А.Т. Фоменко, академик РАН, профессор, д.ф.м.н., заведующий кафедрой Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, г. Москва

Николай Александрович Морозов - великий русский ученый-энциклопедист, внесший замечательный вклад в построение правильного здания средневековой и древней истории человечества.

1. Предшественники Морозова: Исаак Ньютон (автор книги "Измененная хронология древних царств"), де Арсилла, Жан Гардуин, Эдвин Джонсон, Роберт Балдауф, Вильгельм Каммайер. Однако они лишь указали на некоторые противоречия в исторической хронологии, но не осознали огромный масштаб проблемы и не создали методов ее решения. Морозов не знал о работах этих ученых и пришел к своим куда более глубоким выводам полностью независимо.

2. Морозов впервые осознал необходимость строить здание истории на базе естественно-научных методов. Первоначальное название его 8-томного труда "Христос" таково: "История человечества в естественно-научном освещении". (8 том был опубликован лишь в наше время, благодаря нашей инициативе, когда мы извлекли его из Архива РАН).

3. История основана на хронологии, как на позвоночном столбе. Система дат - это стержень истории. Меняем даты - меняется все.

4. Глобальная хронология изначально была разделом прикладной математики и астрономии, когда ее создавали в 16-17 веках (И. Скалигер и Д. Петавиус). Потом она перешла в ведение историков и застыла в виде аксиомы.

5. Но в эпоху 16-17 веков математические и астрономические методы были еще недостаточно развиты, что привело, как потом выяснилось, к большим ошибкам в скалигеровской хронологии.

6. Вопрос: почему хронология - это раздел прикладной математики? Дело в том, что, например, аккуратные датировки солнечных и лунных затмений нуждаются в непростых современных алгоритмах и программах. Датировка гороскопов-зодиаков - это весьма нетривиальная задача дешифровки и статистического перебора всех вариантов расшифровки, а затем математический анализ астрономических параметров. Проблема пересчета дат из одних календарей и эр в другие весьма непроста. Раньше календарных эр было несколько. Например, использовался тройной счетчик: круг Солнцу, круг Луне и индикты, то есть три циклических счетчика с разными периодами. Для локальных дат они хороши. Но если эпоха события заранее неизвестна, то ошибка в одной цифре на счетчиках может привести к ошибкам в дате в сотни лет. Еще пример. Во многих хрониках события датируются по отношению ко дню равноденствия. Но его определение достаточно непросто. Ошибка в один день смещает даты событий примерно на 70 лет. В то же время известно, что в некоторых хрониках XIV века день равноденствия определялся с ошибкой в 6 дней (Матфей Властарь), что дает ошибки в датах на несколько сотен лет. Далее, хронология в значительной мере была основана на правилах вычисления дат Пасхи, что было непростой задачей для средневековых хронистов и порождало множество ошибок.

7. Морозов понял необходимость вернуть хронологию в лоно прикладной математики и астрономии. Хронология в 17 веке вышла из таблиц Скалигера-Петавиуса и перешла в ведение историков, которые восприняли ее как аксиому и с тех пор глубоко не анализировали, поскольку не владели математическими методами. По мере развития естественно-научных методов стали обнаруживаться серьезные ошибки в хронологии Скалигера - Петавиуса. Дело в том, что с тех пор математические и астрономические методы радикально улучшились. И обнаруженные ошибки достигают иногда сотен и тысяч лет.

8. Морозов первый понял, что хронология античности искусственно удлинена и нуждается в сокращении. Он обнаружил дубликаты в письменной истории, когда одно и то же событие размножалось на бумаге и дубликаты сдвигались в прошлое, после чего воспринимались как якобы разные события, с разными персонажами и в разных регионах. Так возникли миражи, фантомные отражения в скалигеровской версии истории. Морозов первый обнаружил дубликаты-династии правителей, помещенные в разные исторические эпохи как якобы различные.

9. Морозов первый обнаружил серьезные ошибки в датировках древних затмений и зодиаков-гороскопов. Он понял, что их даты следует омолодить, придвинуть ближе к нам. Это относится, например, к известным "древне"-египетским зодиакам. После публикаций Морозова египтологи прекратили попытки датировать такие зодиаки и заявили, что зодиаки Египта не несут в себе, дескать, астрономической информации, а являются "просто картинками". Египтологи поняли (глядя на результаты Морозова), что при аккуратном датировании получаются даты, радикально противоречащие скалигеровской истории. А потому стали замалчивать обнаруженную проблему.

10. Морозов первый понял, что в эпоху 13-17 веков многие старинные тексты редактировались, в них вносились скалигеровские датировки, которые во многих случаях искусственно отодвигали средневековые тексты в глубокое прошлое, то есть удлиняли историю.

11. Новая Хронология сделала следующие важные шаги. Были проанализированы методы датирования, используемые историками и археологами: метод археологических цепочек, радиоуглеродный метод, дендрохронологический метод и другие. Выяснилось, что применительно к событиям 1 - 2 тысячелетней давности они допускают большие ошибки, сравнимые с возрастом датируемых образцов, то есть весьма неточны. Поэтому нами (Фоменко Анатолием Тимофеевичем и Носовским Глебом Владимировичем) были созданы, проверены и применены новые математические, эмпирико-статистические и астрономические методы датировки событий письменной истории. Таких основных методов семь. Метод локальных максимумов. Метод распознавания и датирования династий правителей, метод обнаружения фантомных династических дубликатов. Принцип малых искажений. Принцип затухания частот и метод упорядочивания исторических текстов во времени. Принцип дублирования частот и метод обнаружения дубликатов. Метод анкет-кодов. Метод правильного хронологического упорядочивания и датировки древних географических карт. Метод формальной дешифровки, перебора всех вариантов, а затем датировки старинных зодиаков-гороскопов.

12. Обнаружилось, что предложенные Морозовым омоложения датировок древних событий явно недостаточны. Многие события письменной древней истории необходимо сдвигать вверх ближе к нам на существенно бо’льшие величины, а именно, примерно на 300 лет, 1000 лет и даже 1800 лет. Эти три основных сдвига и их комбинации были обнаружены путем применения новых методов датирования к "скалигеровскому учебнику истории", лежащему в фундаменте современной исторической картины. Оказалось, что принятый сегодня "традиционный учебник" получился (как результат работы хронологов 16-17 веков) склейкой четырех дубликатов одной и той же "короткой хроники", охватывающей события от примерно 10 века до 17 века. Причем эти четыре дубликата сдвинуты относительно друг друга примерно на 300, 1000 и 1800 лет. Возвращая обнаруженные дубликаты на их первоначальное место, мы обнаруживаем, что "письменная история укорачивается" и практически все известные сегодня письменные документы рассказывают о событиях лишь начиная примерно с 10 века и ближе к нам. Ранее 10 века наступает "зона молчания документов". Этот главный результат (Глобальная Хронологическая Карта, полученная Фоменко) допускает независимую проверку, поскольку основан на описанных выше формальных методах.

13. Затем мы предложили гипотетическую реконструкцию правильной древней истории, основанную на вычисленной нами "короткой хронологии". Мы не настаиваем на этой реконструкции.

14. Эти результаты изложены в нескольких наших книгах. Все они представлены также в открытом доступе на нашем официальном сайте "Новая Хронология". Можно прямо сейчас войти на сайт с помощью своего телефона. Возникшее научное направление называется "Новая хронология Фоменко - Носовского", в нем активно участвует Татьяна Николаевна Фоменко, соавтор нескольких книг по хронологии. На сайте также представлены наши ответы на критику, есть раздел "Дискуссии", есть раздел Форум, где участвует множество как сторонников, так и критиков Новой Хронологии.

15. В Ярославле в 2019 году открылся большой Музей Новой Хронологии в усадьбе (особняке) князей Куракиных, на центральной набережной Волги (ул. Волжская Набережная 45/1), пользующийся значительной популярностью. В Музее, в частности, полно представлены материалы о Морозове.

https://chronologia.org/lib/morozov/borok_2024.html

*   *   *   *   *   *   *

Судьба открытий Н.А. Морозова в области истории

Елена Сенницкая

Доклад на "Морозовских чтениях" г. Борки, 8 июля 2024 г.

В 1997 году я защитила дипломную работу в Новосибирском государственном университете на тему "Судьба открытий Н.А. Морозова в истории и филологии". Произошло это в Новосибирском Академгородке. Моей главной целью было ответить на следующие вопросы:

Почему работы Морозова прекратили публиковать?

Почему у него не было коллектива учеников и продолжателей?

Действительно ли его выводы были опровергнуты наукой?

Как я пришла к этой теме? Я обнаружила в областной научной библиотеке 5 томов "Христа", подаренных библиотеке кем-то из домашней коллекции (т.е. до этого в библиотеке их не было!), и была заинтересована их содержанием. В университетской библиотеке обнаружилась также книга "Апокалипсис: откровение в грозе и в буре", которую кто-то воспроизвёл на ротапринте и поместил туда. Больше во всём Новосибирске не было ничего. Чтобы прочитать шестой том, мне пришлось ехать в Томск. Седьмой том "Христа", "Пророков", "В поисках философского камня", "Христос или Рамзес" удалось получить только в виде микрофильмов из Москвы. У меня, конечно, возникло подозрение, что книги Морозова целенаправленно изымались из библиотек, ведь каждый раз, когда я пыталась найти очередную книгу, делались запросы в библиотеки разных городов, но ничего не находили.

Как пишет сам Морозов, публиковать его книги прекратили после 1932 года, ссылаясь на отсутствие бумаги. Почему так произошло? По-моему, ответ очевиден. В 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер, и стало очевидно, что войны с Западом не избежать. После этого идея Морозова, что цивилизация шла с запада на восток стала идеологически опасной. А он ведь доказывал, что восточные цивилизации - это результат деятельности католических миссионеров.

Казалось бы, после победы в войне можно было возобновить публикацию, но в 1947 году было создано государство Израиль, которое Сталин всерьёз надеялся сделать плацдармом для распространения социалистических идей на востоке (Советский Союз признал Израиль первым). После этого выводы Морозова относительно того, что библейские события происходили совершенно в другом месте, стали замалчивать.

Впрочем, был такой советский историк, Иосиф Ааронович Крывелёв, в книге которого за 1985 год я обнаружила утверждение, что библейские события происходили совсем не там, где находится современный Израиль. На Морозова он не ссылается, но чем, как не знакомством с трудами Морозова, можно объяснить такую позицию?

Поскольку я жила в Академгородке - месте, где 80% населения было связано с наукой, - я стала расспрашивать, не читал ли кто-нибудь исторических трудов Морозова. Нашла троих историков, которые читали первый том "Христа", вернее... его первую часть. Как оказалось, все они дошли до раздела о Василии Великом, испытали "когнитивный диссонанс" и на этом месте бросили чтение.

Единственным человеком, который смог "осилить" больше, оказался к.ф-м.н. Василий Фёдорович Кукарин. Мы познакомились с ним в клубе аквалангистов, где он посоветовал в случае травмы лёгких кашлять в подушку. Я сразу же предположила, что совет этот он прочитал у Морозова, который именно так вылечился в тюрьме от туберкулёза, и спросила его об этом. Моё предположение подтвердилось. А когда Василий Фёдорович узнал, что я пишу дипломную по Морозову, он по собственной инициативе помог мне с поездкой в Архив Академии наук.

В ходе изучения книг Морозова я решила сопоставить ту последовательность написания библейских книг, которую он вывел с помощью астрономических сведений, упомянутых в этих книгах, с последовательностью, которую установили учёные до него. Я взяла книгу, написанную моим научным руководителем на начальных курсах, Михаилом Иосифовичем Рижским ("Библейские пророки и библейские пророчества", 1987 г.). Также я взяла хронологию согласно церковной библейской энциклопедии 1891 г. К моему удивлению, сам порядок написания библейских книг и у Морозова, и у историков, и у богословов совпадал, за исключением книги "Апокалипсис", которую принято считать последней в ряду библейских книг, а Морозов доказывает, что она первая.

На меня, конечно, в университете смотрели косо, ведь мои курсовые и выступления на конференциях тоже были на эту тему, и я имела все основания опасаться, что дипломную мне защитить не дадут. К счастью, научный руководитель, к которому я попала на старших курсах, оказался человеком не робкого десятка. Это был директор института истории СО РАН Леонид Михайлович Горюшкин, который не оказывал на меня никакого давления с целью изменить мою позицию по отношению к историческим работам Морозова. Также у меня было два рецензента - д.и.н. М.В. Шиловский и к.и.н. В.И. Баяндин. Оба они дали отличные отзывы и заявили, что работу надо опубликовать. В поддержку стремления разобраться в столь сложной теме высказался тогда аспирант, а теперь к.и.н. И.Р. Соколовский. Я очень благодарна всем этим людям за их мужество.

Меня очень интересовал вопрос, почему же Морозов, будучи директором научно-исследовательского института, не создал коллектива, который мог бы продолжить его дело? Работая в Архиве Академии наук, я обнаружила документы, которые проливают свет на эту загадку.

Насколько я поняла, созданный Морозовым институт получал финансирование под естественные науки. Историей Морозов занимался в рамках деятельности астрономического отделения, и историей он там занимался один. Остальные сотрудники, которые делали для него вычисления, были именно астрономами, и их, за исключением, пожалуй, метеоролога Даниила Осиповича Святского, история не интересовала. В Архиве Академии наук я увидела стихотворение, написанное сотрудниками института к дню рождения Морозова под названием "Бывают и на солнце пятна". Смысл стихотворения был таков: "Несмотря на то, что вы пишете неправильные вещи, мы вас любим. Бывают и на солнце пятна" (пятна - это, судя по контексту, исторические труды директора).

Николай Александрович, как я предполагаю, очень боялся, что его астрономическое отделение обвинят в нецелевом расходовании средств, и поэтому он не мог открыто набрать в свой институт историков, которых бы он мог обучить своим методам, или привлечь астрономов и математиков, интересующихся историей. Скорее всего, он хотел найти единомышленников через "Русское общество любителей мироведения", в котором он был председателем с 1910 года, но в 1930 году общество было разгромлено по политическим причинам.

В Архиве Академии наук я обнаружила черновик письма Морозова комиссару наркомпроса, озаглавленного самим Морозовым как "История одного вредительства" (письмо было послано 15 сентября 1939 года, но ответа на него Морозов не получил). Судя по карточке документа, я была первой, кому он попал в руки. Это был рукописный документ на 13 страницах, очень трудно читаемый (Морозов, видимо, очень волновался и торопился, поскольку часть текста написана на трамвайных билетах, подклеенных к тетради).

Этот текст даёт любопытные сведения о борьбе отделений в Институте им. П.Ф. Лесгафта, а также о деятельности ОГПУ, которое подсылало в институт агентов с целью выяснить благонадёжность директора и сотрудников. Например, Морозов пишет, что один из его заместителей, Владимир Иванович Забрежнев (личность довольно известная, криминалист, разведчик, член масонской ложи, правда, не той, в которой был сам Морозов) ночью ходил по институту с поддельными ключами и обыскивал даже личный кабинет директора, но разведчиком он был, по-видимому, не очень хорошим. Один раз он выронил из кармана письмо от своей бывшей жены, причём оскорбительного содержания. В другой раз Забрежнев забыл на месте обыска поддельные ключи.

Один из работников института, по мнению Морозова, целенаправленно боролся с астрономическим отделением. Например, когда вышел декрет против опаздывающих на работу, тот начал добиваться увольнения астрономов, которые не приходили на работу из-за того, что небо было плотно затянуто облаками. В дальнейшем этот человек, по предположению Морозова, пользуясь тем, что Ксения Алексеевна была больна и не могла проводить его, похитил у него из дома четырёхлетний труд астрономического отделения под названием "О влиянии центральных тел Млечного пути на атмосферные явления Земли" (сама тема, конечно, поражает воображение!). А вскоре нагрянула комиссия с проверкой, чем занимается астрономическое отделение. К счастью, черновики работы лежали в спальне, и отчитаться удалось.

Что за этим всем стояло? Лидирующим в институте было отделение физиологии, которое перетягивало финансирование на себя и боролось за упразднение других отделений, что в конце концов и произошло.

Действительно ли открытия Морозова были опровергнуты наукой? Сразу скажу, что последней критической работой является статья Николая Михайловича Никольского за 1925 г., а к этому времени вышли в свет только "Апокалипсис: откровение в грозе и в буре" (1907), "Пророки" (1914) и первый том "Христа" (1924). Основной массив исследований Морозова ещё не был опубликован (ведь впереди были ещё 6 томов "Христа"!).

Критическая статья Н.М. Никольского и в 1925 г. стоит особняком. Во-первых, он являлся человеком действительно компетентным в библейской критике, во-вторых, его анализ затрагивает первый том "Христа", а вся прочая критика относится лишь к самой первой книге Морозова (к "Откровению в грозе и в буре"). С выходом "Пророков" (1914) стало ясно, что "Откровение" не случайный "ляпсус", написанный дилетантом, а лишь начало продуманной системы доказательств, и критика смолкла в ожидании окончательных выводов автора. Что касается каких-либо фундаментальных работ, где бы разбиралась вся система аргументов Морозова и все его книги, таковых не существует в природе: критика заканчивается статьей Никольского 1925 г. о первом томе "Христа", на которую, кстати, Морозов дал ответ в No.4 журнала "Новый мир" за 1925 г.

Обратим внимание на то, что ни Никольский, ни другие критики не отрицают того, что в Апокалипсисе содержатся астрономические данные. Основной упрёк всех этих критиков заключается в том, что Морозов без достаточных к тому оснований предполагает автором Апокалипсиса Ионна Златоуста.

В дальнейшем Морозов вёл с Никольским переписку и посылал ему свои новые работы. Так в письме за 1935 год, обнаруженном мной в Архиве Академии наук, Никольский благодарит Морозова за присланный ему очередной том "Христа" (по-видимому, седьмой) и сообщает, что уже начал читать урывками. Поскольку никакой критики со стороны Никольского после 1925 года не публиковалось, возможно, по поводу выводов Морозова он своё мнение изменил.

Кстати, помните художественный фильм "Дед Морозов", где было показано, якобы 87-летний Н.А. Морозов ушёл добровольцем на фронт? Все удивляются, откуда взялась такая легенда. А ведь возможно, этот образ навеян биографией академика Никольского (внешне похожего на Морозова). Никольский не успел эвакуироваться из Минска, и после отказа сотрудничать с немцами был вынужден бежать в партизанский отряд. Правда, академик Никольский на 23 года моложе Морозова.

https://chronologia.org

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное