Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1244


"Эконометрика", 1244 выпуск, 25 ноября 2024 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Как убедительно показывает доктор философских наук, профессор В.А. Туев (Ленинград - Санкт-Петербург), "И.В. Сталин - великий военный стратег".

В общественном сознании Сергий Радонежский является ключевой фигурой в становлении духовных ценностей Руси. Именно он заложил многие традиции духовной культуры Отечества и стал одним из важнейших символов единства всех русских земель. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. О нем - в статье кандидата экономических наук, доцента В.И. Корнилова (г. Ярославль) "Игумен земли Русской (К 710-летию со дня рождения С. Радонежского)".

В 2015 году, то есть всего девять лет назад, троллейбусная сеть Москвы была самой масштабной в мире. Общая протяжённость её линий превышала 600 км. Их обслуживало более полутора тысяч троллейбусов. В столице имелись троллейбусно-ремонтный завод и 9 троллейбусных парков. В значительной степени всё это было советским наследием. Сегодня ничего из него нет. Девяностолетний юбилей московского троллейбуса столица России встречает без единого работающего троллейбусного маршрута. Об этом - в статье Михаила Кострикова "Троллейбус, которого больше нет".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

И.В. Сталин - великий военный стратег

В.А. Туев, доктор философских наук, профессор
(Ленинград - Санкт-Петербург)

В недоброй памяти хрущёвские времена удары наносились по сталинской истории. Но не только: именно тогда был нанесён первый сокрушительный удар по нашим идеалам и перспективам развития Советского государства. Однако сегодня мы сосредоточимся лишь на одном из этапов военной истории, обозначаемом понятием "десять сталинских ударов".

Хрущёвские псевдоисторики в своё время просто вывели это понятие из военно-исторической литературы. В самом деле, вещали они, какие могли быть "сталинские" удары? Ведь разрабатывали планы наступления советских войск в 1944 году наши штабы, и прежде всего - Генеральный штаб. Впрочем, и ныне историки и публицисты антисталинского лагеря зачастую вообще отказывают этому понятию в праве на существование, так как не видят в Сталине военного стратега. В результате советские наступательные операции 1944 года рассматриваются обособленно друг от друга, вне их общей идеи, единого замысла и стратегической взаимосвязи в процессе осуществления.

Удивляться тут не приходится: теперешним горе-историкам хрущёвского разлива попросту невдомёк, что в военном деле существует особое понятие "стратегия" и является она, эта самая стратегия, не чем иным, как главной составляющей в любой сколько-нибудь крупной военной кампании. А в структуре управления войсками "почему-то", помимо начальников штабов, существуют командующие различных рангов, и прежде всего - Верховный Главнокомандующий. От его стратегических способностей зависит ход и исход любой военной кампании, но особенно это касается крупномасштабных военных столкновений, таких как наша Отечественная война 1812 года, а уж тем более - Великая Отечественная и Вторая мировая войны в целом. Для понимания этого существенно, что стратегический замысел "десяти сталинских ударов" возник задолго до реального проведения этих операций.

Как известно, в ноябре 1943 года состоялась Тегеранская конференция "большой тройки" - руководителей стран антигитлеровской коалиции И.В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Основным предметом обсуждения была выработка стратегии военных действий против гитлеровской Германии и её сателлитов на победном этапе войны. При этом ключевым - и наиболее трудным - вопросом стало открытие нашими союзниками второго фронта в Европе. Черчилль отстаивал так называемый балканский вариант военных действий западных союзников. Смысл его стратегии сводился к тому, чтобы провести главные операции англо-американских войск в странах Балканского полуострова, выйти в Центральную Европу, дабы не допустить освобождения народов европейских стран советскими войсками, и только после этого форсировать Ла-Манш. Между тем Сталин настаивал на высадке союзников на севере Франции весной 1944 года.

На пике противостояния этих стратегических концепций обсуждение проблемы зашло в тупик и наступил поистине драматический момент переговоров: Сталин поднялся с кресла и, обратившись к К.Е. Ворошилову и В.М. Молотову, с раздражением сказал: "Пойдёмте, у нас слишком много дел на фронте, чтобы здесь тратить время. Ничего путного, как я вижу, не получается". Рузвельт, спасая положение, предложил сделать перерыв.

После перерыва Сталин бросает на стол стратегический "козырь". Он заявляет о том, что в СССР разработана стратегия, согласно которой в результате десяти последовательных операций советские армии в ближайшие месяцы перейдут нашу государственную границу и вступят на территории сопредельных стран Европы. Союзники, понявшие, что СССР может и без них разгромить германские вооружённые силы, вынуждены были последовать стратегии Сталина. Было принято решение об открытии второго, англо-американского, фронта на севере Франции, на чём и настаивал Сталин. Форсирование Ла-Манша было намечено на май 1944 года.

Кстати, по воспоминаниям Г.К. Жукова, Сталин после возвращения из Тегерана говорил ему, что Рузвельт, надо надеяться, сдержит слово об открытии второго фронта, а если не сдержит, то мы и сами справимся.

Второй фронт был открыт 6 июня 1944 года.

Так была принята эта стратегическая концепция и окончательно утверждена стратегия совместных военных действий союзников против Германии и её сателлитов. Наряду с этим были согласованы и утверждены контуры послевоенного устройства мира, предложенные советской делегацией. Здесь мы отчётливо видим, что военно-стратегическая концепция, разработанная Сталиным, определила и политическую стратегию союзных держав. Это к слову о том, какова миссия Верховного Главнокомандующего в выборе стратегической цели военных действий, их организации и командовании войсками. Она, эта миссия, никак не является лишь декоративной, хотя и сегодня некоторые пытаются превратить её в таковую.

Верховный Главнокомандующий - центральная фигура в любой военной кампании. Хрущёв, стремясь дискредитировать Сталина, изрёк ничтоже сумняшеся, что тот якобы руководил военными действиями по глобусу. Он, по своей простоте, полагал, что ему таким образом удалось "заклеймить" Сталина как никчёмного полководца. Незадачливому ниспровергателю "культа личности" было невдомёк, что общее стратегическое руководство военными действиями и есть самое трудное, самое ответственное дело на войне.

Югославский политический деятель М. Джилас рассказывал, что в беседе с маршалом И.С. Коневым после победного завершения его войсками Корсунь-Шевченковской операции он спросил его о полководческих качествах Сталина. После небольшого раздумья маршал ответил с предельной лаконичностью:

- Сталин всесторонне одарён. Он обладает блестящей способностью видеть войну в целом, что и делает возможным его успешное руководство.

Видеть войну в целом - этим дарованием обладает далеко не каждый талантливый военачальник. Мышление Сталина основывалось на обширных знаниях в различных областях военного дела и изумлявшей многих способности к их предельному обобщению. Но и этого мало: военная стратегия такого уровня сродни стратегии политической, она требует учитывать весь спектр не только внутренних, но даже, как мы видели, и международных отношений. Сталин был подготовлен к этому своим богатейшим опытом государственного руководителя.

На протяжении всей войны он продолжал накапливать и без того обширные и глубокие военные знания, обогащал их собственным практическим опытом, развивал своё дарование - и это делало его руководство военными действиями всё более и более совершенным. В заключительные два года войны сталинское стратегическое мышление и вдохновляющая сила его идей, мастерство советских полководцев и воля народа к победе соединились в эффективнейший наступательный фактор. Наши экономические, военно-технические возможности и бесценный опыт обороны и наступления позволяли нам самостоятельно обеспечить разгром врага.

С учётом наших возросших возможностей Сталин выработал принципиально новую концепцию дальнейших наступательных действий. Она предполагала отказ от проведения отдельных операций на одном-двух направлениях и принятие стратегии последовательных наступательных операций - ударов, наносимых на различных участках всего советско-германского фронта. Это заставляло противника маневрировать силами, ослабляя плотность войск как раз там, где был намечен наш очередной удар. Опираясь на сталинскую концепцию, Ставка Верховного Главнокомандования определила десять стратегических районов, в которых предполагалось нанести решающие удары.

Под руководством Верховного Главнокомандующего Ставка и Генеральный штаб выработали порядок проведения операций - оптимальные их направления и наиболее приемлемые сроки нанесения ударов. Сталин строго контролировал подготовку, всестороннее обеспечение и ход операций. В результате нам неизменно удавалось достигать их внезапности, сковывать резервы противника, навязывать ему свою волю и прочно удерживать инициативу. В историю Великой Отечественной войны и в мировой фонд военного искусства эти стратегические операции вошли как "десять сталинских ударов", которые привели к полному разгрому фашистской Германии.

Маршал А.М. Василевский писал в связи с этим: "Думаю, Сталин в период стратегического наступления Советских Вооружённых Сил проявил все основные качества советского полководца. Он умело руководил действиями фронтов, и всё советское военное искусство за годы войны показало силу, творческий характер, было значительно выше, чем военное искусство хвалёной на Западе немецко-фашистской военной школы".

Г.К. Жуков в своих мемуарах отметил: "Могу твёрдо сказать, что И.В. Сталин владел основными принципами организации фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими со знанием дела, хорошо разбирался в больших стратегических вопросах". И далее: "В руководстве вооружённой борьбой в целом И.В. Сталину помогали его природный ум, опыт политического руководства, богатая интуиция, широкая осведомлённость. Он умел найти главное звено в стратегической обстановке и, ухватившись за него, наметить пути для оказания противодействия врагу, успешного проведения той или иной наступательной операции. Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим".

И даже некоторые из наших врагов отмечали позднее, что уровень советского военного искусства к той поре достиг поистине головокружительной высоты. Ф. фон Меллентин, бывший генерал вермахта, признавая, с оттенком восхищения, что советское Верховное Главнокомандование "полностью овладело техникой организации наступления огромных механизированных армий", патетически восклицал: "Невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года. Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи".

Наиболее ярко стратегический гений Сталина проявил себя в наступательной кампании 1944 года. "Десять сталинских ударов" были объединены стратегическим замыслом, общим не только с точки зрения взаимоувязки отдельных операций Вооружённых Сил СССР, которая разрушала оборонительную стратегию войск гитлеровской Германии и её сателлитов. Удары наносились в такой последовательности и в таких направлениях, что каждый из них был для нашего противника полной неожиданностью и по времени нанесения, и по своей направленности. Но, как уже говорилось, эти удары были согласованы также и с действиями союзных войск. Всё это позволило максимально приблизить нашу общую Великую Победу и сократить потери войск всей антигитлеровской коалиции на этом этапе войны.

Великая Победа в военно-стратегической кампании 1944 года явилась торжеством сталинской военной науки. Десять сокрушительных ударов не только отличались единым стратегическим замыслом и целеустремлённостью, - они были спаяны волей Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Все операции были проведены в стиле гигантского территориального размаха и невиданной скорости продвижения. Самая совершенная форма манёвра на окружение и ликвидацию главных группировок противника составляла основу боевых операций Советских Вооружённых Сил.

Мощные удары, обрушившиеся на немецко-фашистскую армию, разрушили весь вражеский фронт от Баренцева до Чёрного моря. Советская Армия смела создававшиеся противником в течение трёх лет "оборонительные валы" и с боями прошла на запад от 550 до 1100 км, были изгнаны из пределов СССР все до единого фашистские захватчики, а военные действия целиком перенесены на территорию вражеских государств. Из 136 разбитых и выведенных из строя в 1944 году дивизий противника около 70 были окружены и уничтожены. Выдающиеся операции на окружение крупных вражеских группировок под Корсунь-Шевченковским, Витебском, Бобруйском, Минском, Львовом, Яссами и Кишинёвом вошли в историю как классические образцы советского военного искусства.

Осуществление сталинского стратегического плана в кампании 1944 года имело огромные военно-политические результаты. Были выведены из войны балканские союзники Германии - королевская Румыния и царская Болгария, а затем фашиствующая Финляндия и хортистская Венгрия. Успешные действия Советских Вооружённых Сил в кампании 1944 года создали обстановку, позволившую в короткий срок подготовить операции заключительного этапа Великой Отечественной войны - победоносной кампании 1945 года в Европе и кампании на Дальнем Востоке - и завершить их полным разгромом войск фашистской Германии и империалистической Японии.

Газета "Правда" No.47 (31540) 7-13 мая 2024 года, 2 полоса
https://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

Игумен земли Русской (К 710-летию со дня рождения С. Радонежского)

В.И. Корнилов, доцент, к.э.н., лауреат премии "Слово к народу" (г. Ярославль)

В общественном сознании Сергий Радонежский является ключевой фигурой в становлении духовных ценностей Руси. Именно он заложил многие традиции духовной культуры Отечества и стал одним из важнейших символов единства всех русских земель. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. Благодаря подвижничеству таких мужей, как он, российское государство, в конечном счете, стало одним из мировых центров человеческой цивилизации.

В зависимости от политических убеждений можно по-разному оценивать роль православия в жизни российского государства на протяжении его тысячелетней истории. Однако по-настоящему образованному русскому человеку невозможно отрицать ее значение в формировании нравственных основ российского общества и становлении России как великой державы. Даже в советское время, когда у православной церкви были очень сложные взаимоотношения с официальной властью, она показала образцы преданности государству, исповедуя постулат "нет власти не от Бога". В годы Великой Отечественной войны Русская православная церковь (РПЦ) призвала народы страны к священной войне против гитлеровских захватчиков. 22 июня 1941 года, в первый день войны, совпавший с днем поминовения всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий, патриарший местоблюститель, выступил с посланием к пастырям и пасомым Христовой православной церкви. В своем послании он разоблачил звериную сущность фашизма и призвал верующих на защиту Отечества от "жалких потомков врагов православного христианства". В январе 1942 года митрополит Сергий направил специальное послание духовенству и верующим, оказавшимся на оккупированных территориях СССР, заявив о поддержке всеми средствами партизанского движения, и осудил сотрудничество с немецко-фашистскими захватчиками. Подлинным примером мужества является поведение православного духовенства и мирян во время 900-дневной блокады Ленинграда (8 сентября 1941 года - 18 января 1944 года). Ленинградский митрополит Алексий (Симанский, впоследствии патриарх Московский и всея Руси) служил литургии в Никольском Морском соборе и других храмах, совершал отпевания жертв блокады, обращался с патриотическими воззваниями к клиру и верующим епархии. На танковом заводе в Челябинске были построены на денежные средства Русской православной церкви 40 танков, которые митрополит Николай 7 марта 1944 года от Московской патриархии передал Красной армии. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Председатель ГКО и верховный главнокомандующий Сталин незамедлительно ответил местоблюстителю патриаршего престола Митрополиту Сергию: "Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 млн рублей на строительство колонны им. Дм. Донского, мой искренний привет и благодарность Красной армии".

Сегодня Русская православная церковь воспитывает граждан России в духе уважения к русской истории, культуре и семейно-нравственным ценностям русского народа. Например, в концертах мужского хора Сретенского монастыря наряду с духовными произведениями исполняют русские народные и советские песни. В интервью газете "Аргументы и факты" руководитель хора Н. Жила отмечал: "Мы включили советские песни в свой репертуар с подачи нашего наместника владыки Тихона. Для меня это было очень необычно. Я из церковной семьи. А в ней существовало некое сопротивление всему советскому. И советская песня в церковной среде воспринималась, скажем так, настороженно. Но владыка Тихон сказал замечательную вещь: "Для многих поэтов и композиторов советская песня была продолжением молитвы".

Отмечая роль православной церкви в формировании нравственных основ российского общества и становлении России как великой державы, нельзя не вспомнить в наши дни такую яркую фигуру, как Сергий Радонежский, которому в 2024 году исполнилось 710 лет со дня рождения. Он, согласно церковному календарю, родился 3 мая 1314 года и впоследствии стал выдающимся подвижником Русской православной церкви и основателем Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) - духовного сердца России. Он вел аскетический образ жизни и почитался современниками выше князей и правителей. Сильные мира сего, приходя к монаху Сергию за советом, кланялись ему в пояс.

Место его рождения - Ярославская земля, село Варницы под Ростовом Великим. Отец его, боярин Кирилл, служил у ростовских удельных князей. После присоединения Ростовских земель к владениям князя Московского Ивана Даниловича Калиты в конце 1320-х - 1330-х гг. родители будущего святого Кирилл и Мария переселились со своими тремя сыновьями, Стефаном, Варфоломеем и Петром, в село Радонеж (ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области). Первый биограф С. Радонежского, его ученик Епифаний Премудрый, сообщает, что на сороковой день после рождения родители понесли младенца в церковь, чтобы совершить обряд крещения. В соответствии с церковным обычаем, он получил имя Варфоломей в память святого апостола Варфоломея. На седьмом году Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали в церковную школу для обучения грамоте. В те годы в боярских кругах считалось, что учеба в школе - дело почетное. Овладение грамотой позволяло читать и понимать Библию и другие священные книги. Учеба поначалу не давалась Варфоломею, несмотря на великое усердие мальчика. Ночами он сидел над книгами. За неумение читать тексты учитель его наказывал, а товарищи по школе смеялись над ним. ...Однажды по заданию отца он отправился в ближайший лес искать убежавших лошадей. В ходе поисков наткнулся на поляну, где увидел под дубом старца-схимника, который усердно молился. Схимник, увидев мальчика, обратился к нему: "Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?" С глубоким волнением Варфоломей поведал ему о своем горе и попросил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Выслушав внимательно Варфоломея, схимник помолился и дал ему частицу просфоры. Велел ему съесть ее, сказав при этом: "О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует хорошее знание грамоты, больше, чем у твоих братьев и сверстников". С этого времени Варфоломей мог читать любую священную книгу без запинки и не испытывал трудностей в учении.

В отроческом возрасте в душе Варфоломея появилось желание посвятить себя монашеской жизни. Он начал поститься и от всего соблазнительного в пище воздерживаться. По ночам часто бодрствовал и усердно молился. Отец с матерью отговаривали его от таких поступков, но он умолял их не мешать ему. Своим отроческим умом он понимал, что в человеке есть такие телесные и психические страсти, которые следует вовремя укрощать, чтобы, став взрослым, достойно служить Богу. В двадцатилетнем возрасте он решил постричься в монахи. Отец и мать попросили его подождать, пока не умрут, поскольку два его брата - Стефан и Петр - женились. Родители говорили ему: "Послужи немного нам, родителям своим, а когда похоронишь, то сможешь исполнить и свое желание".

Варфоломей в 23 года принял от игумена Митрофана постриг под именем Сергий. В тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. После смерти родителей он немедленно удалился в лесную чащу вдали от дорог, сложив там деревянную церковь во имя Святой Троицы, и стал жить в полном уединении, в окружении диких зверей, которые, однако, не трогали его. Один медведь даже повадился ходить к жилищу святого, и тот кормил его хлебом прямо из рук. Через несколько лет к преподобному Сергию стали стекаться иноки, искатели безмолвия. Образовалась обитель, которая оформилась затем в Троице-Сергиев монастырь. Сергий своим личным примером показывал смирение и трудолюбие. Он поставил за правило, чтобы иноки жили исключительно результатами своего труда, не надеясь на подаяния. Его подвижничество было по достоинству оценено современниками. К нему в обитель обращались все: от крестьян до князей. Монастырь, где пребывал Сергий, рос и богател, но сам он продолжал оставаться простым игуменом, кротким наставником, но если нужно, то и судьей. Сам Вселенский патриарх Филофей хвалил его за благочинное житие и посоветовал Сергию восстановить в монастыре строгое общинножитие. Известно, что еще во второй половине XI века преподобный Феодосий ввел общинножитие в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав предполагал общую трапезу, одинаковую одежду, отсутствие личных вещей в кельях, разветвленную систему хозяйственных послушаний, активную благотворительность. Преподобный Феодосий лично следил за тем, чтобы иноки не привязывались к вещам, не вели пустых разговоров и слушались игумена. После смерти Феодосия 3 мая 1074 года в обители постепенно появилось разделение на богатых и бедных, некоторые иноки стремились жить лучше других. Монах из знатного рода мог жить фактически зажиточно, а инок из бедного сословия - голодать. Члены таких обителей жили отдельно друг от друга и виделись лишь на богослужении в церкви. Отсутствовало духовное наставничество и общинный дух. В период монгольского ига общинножительные монастыри как основа монашеской жизни почти исчезли. В монастырях господствовало особножительство. Исследователи Русской православной церкви считают, что благодаря подвижнической деятельности Сергея Радонежского к периоду 1364-1376 годов возрождается в монастырях общинножитие вместо особножительства. Все началось с того, что Сергий Радонежский ввел в Троицком монастыре общежительный устав, который в дальнейшем через его учеников и последователей распространился и стал доминирующим в русских монастырях. Проведение общежительной реформы вызвало недовольство у части братии ("яко не хотети Сергиева старейшинства"). К тому же претензии на главенство предъявил и старший брат Сергия Стефан, с которым они вместе начинали пустынническую жизнь. Чтобы избежать конфликта, Сергий (как потом оказалось, временно) покинул обитель. В 1358 году святой основал Благовещенский монастырь близ города Киржач на территории современной Владимирской области. Через некоторое время Сергия упросили вернуться в родную обитель и вновь стать игуменом.

Необходимо отметить, что развитие монашеской жизни - это своеобразный барометр внутреннего состояния средневекового русского общества. Фигура Сергия Радонежского олицетворяла собой новый идеал иноческого уклада, ведь он начинал свой путь именно как монах-пустынник. Если ранее все монастыри возникали в городах или под их стенами, то новые монастыри все чаще возникали в пустынной, мало освоенной местности и сами становились центрами притяжения. Духовно-хозяйственный ландшафт Северо-Восточной Руси стал преображаться! Этот процесс получил название "духовной и хозяйственной колонизации" новых территорий будущей России. Огромное количество земель было освоено вдали от городов, что имело значение не только для культуры, но и для развития сельского хозяйства возрождающейся страны. Русские монастыри представляли собой форпост обороны от внезапных нападений захватчиков: за их мощными стенами находили убежище жители окрестных деревень. Заметим, что они становились одновременно местом сосредоточения письменной культуры того времени. С того времени монастыри начали превращаться не только в оплоты защиты от иноземного врага, но и в центры хозяйственной жизни, русской культуры и духовности. Монастыри вели немалую просветительскую и миссионерскую среди нерусского населения, содержали библиотеки, учебные заведения, богадельни и странноприимные дома (приют для бездомных бедняков).

Целиком погруженный в подвижническую жизнь, Сергий Радонежский был совершенно лишен амбиций в церковной карьере. Он долго сопротивлялся монастырской братии, которая требовала от него принять сан игумена. Только тогда, когда они ему заявили, что если он не примет сан, то уйдут от него, он согласился стать игуменом. Московский митрополит Алексий, находясь в тесной дружбе с Сергием, перед смертью уговаривал его возглавить митрополию, но тот решительно отказался от кафедры митрополита. Так в глазах православных он до конца своей жизни оставался "Игуменом земли Русской". Василий Ключевский отмечал: "Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч". Скромному игумену суждено было обрести бессмертие не только в церковной, но и в светской истории Российского государства. В начале XIII века Киевская Русь, распавшись на несколько десятков княжеских государств, оказалась легкой добычей татаро-монгольских завоевателей. На 250 лет русские княжества попали в полную политическую и экономическую зависимость от ханов Золотой Орды. Бедственное социально-экономическое положение русских людей усугублялось тем, что многие князья, холопствуя перед Золотой Ордой, дрались между собой за получение ярлыка, то есть за право быть первым князем на русской земле. Начиная с Ивана Калиты обладание ярлыком окончательно закрепилось за московскими князьями. Это право было подкреплено церковной властью: из Владимира в Москву переехал жить митрополит, придав последней статус церковной столицы. Владение ярлыком позволяло московским князьям от имени Золотой Орды в централизованном порядке собирать дань с русских княжеских земель. Благодаря этому на многие десятилетия прекратились набеги ханов Золотой Орды на Русь с целью сбора дани. По выражению выдающегося русского историка В. Ключевского, "татарские опустошения прекратились, и наступила давно не испытанная тишина в Русской земле". В этих условиях выросло поколение русских, которое начало отвыкать от страха ордынского, от власти "тупого башмака Батыя" (Н. Рубцов). Под началом московских князей в изощренной борьбе с правителями Золотой Орды пошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы как нового политического центра Руси. "Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем древней Руси митрополитом Петром (начало XIV века). Еще в мрачное время татарского ига, когда "ниоткуда не поступал луч надежды, он, по преданию, пророчески благословил бедный тогда городок Москву как будущую церковную и государственную столицу Русской земли" (В. Ключевский). Это историческое движение, в которое внес немалую лепту и Сергий Радонежский, завершилось созданием в начале XVI века нового, после гибели Киевской Руси, государства под названием Россия.

Сергий Радонежский, воздействуя на самые загрубевшие и ожесточенные в междоусобных войнах сердца русских князей, "тихими и кроткими словами" примирял их. Он убеждал их подчиниться объединительной линии великого московского князя Дмитрия Донского, у которого он был духовником. Сергий Радонежский по просьбе великого московского князя Дмитрия Донского отговорил "суровейшего" рязанского князя Олега Ивановича от войны с Москвой. В 1374 г. в Переяславле (ныне г. Переславль-Залесский Ярославской области) он крестил сына великого Московского князя Дмитрия Ивановича - Юрия. Это событие произошло во время большого съезда многих русских князей и бояр, на котором было принято решение о совместной борьбе с золотоордынским правителем Мамаем. На момент решающего сражения с татаро-монгольским войском под руководством Мамая на Куликовом поле (1380 г.) почти все русские князья благодаря подвижническим деяниям Сергия Радонежского признали политическое и духовное главенство Москвы. Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской в сопровождении князей и бояр заехал к Сергию, чтобы получить от него благословение. "Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником. Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш", - - сказал игумен. Этот эпизод подробно описан в "Сказании о Мамаевом побоище". Великий старец предрек победу русскому оружию и спасение от смерти московскому князю. Он отправил с ним на битву двух иноков княжеского рода, хорошо владевших оружием, - Пересвета и Ослябю. "Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!" Дмитрий выехал из обители с новою и более сильной надеждою на помощь неба. Сам же преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Один из выдающихся писателей русского зарубежья, историк Б. Зайцев в своей книге "Преподобный Сергий Радонежский" написал: "В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России". После победы на Куликовом поле московский князь Дмитрий Донской с еще большим благоговением относился к Сергию. Когда возник вопрос об узаконивании нового порядка престолонаследия в целях укрепления государственной власти ("от отца к сыну" вместо принципа "от брата к брату"), он пригласил Сергия, чтобы тот своим духовным авторитетом скрепил княжеское завещание. Новый порядок престолонаследия пришел на смену способствовавшему распрям и раздробленности лествичному праву (передаче наследных прав сперва по горизонтали - между братьями, а лишь затем по вертикали - между поколениями). Подобный поступок Сергия Радонежского свидетельствовал о нем как о великом и прозорливом государственном муже, который заботился о политической стабильности на Руси. Он прекрасно понимал, что главный ее враг - внутренняя смута, расколы и раздробленность, а не только внешняя угроза. Именно в условиях сильной вертикальной власти, то есть централизованной, отсутствуют смуты и распри между территориями государства. Это можно увидеть на примере гибели Киевской Руси, которая в результате потери "вертикали власти" распалась в середине XII в. на 15 княжеств, вначале XIII в. их стало уже около 50. В ходе возникших смут в начале XVII века в результате смерти последнего из рода Рюриковичей царя Федора Иоанновича и в ходе отречения 5 марта 1917 года царя Николая II, Россия как государство на некоторое время исчезала. В этом отношении становится понятным, почему В.В. Путин, став президентом РФ, первые шаги в своей государственной деятельности начал с укрепления "вертикали власти".

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский умер 12 сентября 1392 года. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации. В церковной литературе нет документа о том, когда и кем было установлено почитание его как православного святого. Историк православной церкви Е. Голубинский (конец ХIХ века) отмечал: "Сергий сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы". В 1940 году папа Пий XII признал возможность почитания православного русского святого католиками всего мира, а с середины XX века имя Сергия Радонежского включили в богослужебный календарь римско-католической церкви. Сергия Радонежского почитают как духовный идеал всего русского народа, а за рубежом часто называют его ангелом-хранителем России. К мощам святого в Троице-Сергиевой лавре приезжают паломники со всего света. Его память отмечается 18 июля (День обретения мощей) и 8 октября (преставление).

В наши дни Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых, в честь которого построено наибольшее количество храмов. Примером своей жизни, высотой своего духа он поднял дух русского народа, пробудив в нем веру в будущее в суровое время монгольского нашествия. Его имя было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от него традиция внутренней духовной свободы является для русских и других народов России высшей нравственной ценностью. Его заветы - христианская любовь к ближнему, нравственное совершенствование путем отречения от светских соблазнов, разрешение даже самых острых мирских и политических конфликтов в русском обществе не силой оружия, а праведным словом - стали идеалами в русской культуре и дипломатии. К заслугам Сергия Радонежского относят умение своими наставлениями влиять на политический ход истории. От него пошло на Руси понимание, что политическая власть крепка тогда, когда держится на силе нравственной, когда она смотрит на народ не как на объект использования его в своих интересах, а вместе с ним решает задачи, выдвинутые обществом или государством. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. Благодаря подвижничеству таких мужей, как он, российское государство, в конечном счете, стало одним из мировых центров человеческой цивилизации.

P.S. В страшный для Москвы октябрь 1941 года, когда немцы были в нескольких десятках километров от столицы, выдающийся русский и советский художник М. Нестеров, автор знаменитых картин, посвященных С. Радонежскому, решительно отказался ехать в эвакуацию. Он, глубоко веривший в силу духа, мужества и стойкости народа, считал, что Москва приготовит немцу могилу. Он написал полную оптимизма статью, которая немедленно по приказу А. Щербакова, первого секретаря Московского горкома ВКП(б), была передана по радио. Главный ее смысл передают следующие строки: "Более пятисот лет тому назад в ее пределах явился восторженный отрок, затем юноша, а позднее мудрый старец. Его знала земля московская от князя Дмитрия Донского до последнего крестьянина, верила ему, - то был Сергий Радонежский. Куликовское побоище решило судьбу Москвы, а с ней и народа московского... Москва до сего дня осталась символом победы и одоления над врагом. Она, и только она, зримая и незримая, приготовит могилу врагу". Насколько слова великого русского, советского художника оказались провидческими. Уже через два месяца, в декабре, гитлеровский блицкриг по захвату столицы потерпел позорное поражение: В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100-250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей. План "Барбаросса" был похоронен окончательно. Прославленный маршал СССР, руководитель операции по разгрому немцев под Москвой, Г.К. Жуков, писал в книге "Воспоминание и размышление": "Красная армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом. До этого советские Вооруженные силы уже осуществили ряд серьезных операций, замедливших продвижение вермахта на всех трех главных направлениях его ударов. Тем не менее, они по своим масштабам и результатам уступают великой битве у стен советской столицы".

В общественном сознании Сергий Радонежский является ключевой фигурой в становлении духовных ценностей Руси. Именно он заложил многие традиции духовной культуры отечества и стал одним из важнейших символов единства всех русских земель.

"Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век - это век Сергия, прихождение в себя после долгого омрачения. Это начало нового пустынножительского подвижничества, существенно отличающегося от древнерусского дотатарской эпохи, это прорыв духовной жизни на Руси на новую высоту".

Филолог Виктор Топоров, чьи слова вы только что прочитали, считал преподобного Сергия человеком, изменившим русскую церковь и русскую историю.

https://sovross.ru

*   *   *   *   *   *   *

Троллейбус, которого больше нет

Михаил Костриков

В 2015 году, то есть всего восемь лет назад, троллейбусная сеть Москвы была самой масштабной в мире. Общая протяжённость её линий превышала 600 км. Их обслуживало более полутора тысяч троллейбусов. В столице имелись троллейбусно-ремонтный завод и 9 троллейбусных парков. В значительной степени всё это было советским наследием. Сегодня ничего из него нет. Девяностолетний юбилей московского троллейбуса столица России встречает без единого работающего троллейбусного маршрута.

И всё же вспомним о том, каким был московский троллейбус. Как и многое другое в нашей стране, он стал одним из детищ Советской власти.

До революции в России всерьёз к проблеме безрельсового электрического общественного транспорта не подступались. Хотя в начале ХХ века в Санкт-Петербурге на предприятии "Фрезе и Ко" создали опытную модель троллейбуса. А инженером В.И. Шуберским была предложена идея проложить троллейбусную линию между Новороссийском и Сухуми. Но, как и многие другие плоды технического прогресса, косность имперской бюрократии этот проект пробить не смог.

А вот в начале 1920-х стали предметно обсуждать идею о возможности запуска троллейбусного сообщения в Москве. Ведь транспортная проблема в столице была очень острой. А обратить взор именно на электрический транспорт помог принятый в тот период ленинский план ГОЭЛРО.

Однако реализация проекта оказалась достаточно сложной технически. Сперва стране предстояло преодолеть экономическую и технологическую отсталость, унаследованную от времён империи, а также последствия иностранной военной интервенции и Гражданской войны. Поэтому приступить к полноценной работе над столичным троллейбусом смогли тогда, когда в СССР в рамках индустриализации уже завершалась первая пятилетка.

Активные работы начались в 1932 году. Первыми в Москве и стране в целом серийными троллейбусами стали ЛК. Назвали их, кстати, по инициалам Лазаря Кагановича, в тот период первого секретаря Московского городского и Московского областного комитетов ВКП(б).

Первый маршрут московского троллейбуса пролегал в западном направлении: контактную сеть протянули от Тверской заставы до села Всех-святского (район современной станции метро "Сокол"). Там же, на базе уже имевшегося трамвайного депо, создали и прообраз первого троллейбусного парка. Для начала он был рассчитан на обслуживание всего четырёх машин. Провели несколько испытательных рейсов.

И вот 15 ноября 1933 года, ровно 90 лет назад, две машины с индексом ЛК-1 впервые вышли на маршрут с пассажирами. Этот день и стал датой рождения московского троллейбуса и, по сути, всего троллейбусного транспорта в нашей стране, если не брать в расчёт нереализованные более ранние проекты. Маршрут работал с 7 утра и до полуночи. На путь от конечной до конечной требовалось обычно 30-35 минут.

Троллейбусы ЛК были максимально простыми. Как было принято в то время, в основе ходовой части пассажирского транспорта использовались узлы и агрегаты грузового автомобиля Я-5, производившегося Ярославским государственным автомобильным заводом (ЯГАЗ). Обычные автобусы, что в СССР, что за рубежом, в то время строились точно так же. Сборку троллейбусов организовали на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ), но корпуса самых первых делал завод ЗИС.

ЛК строились из дерева и обшивались снаружи металлическими листами. За электрическую часть машин отвечал завод "Динамо". Троллейбус мог развивать скорость до 50 км/ч, но по маршруту обычно шёл на 30-35 км/ч. Салоны даже самых первых троллейбусов вмещали до 55 пассажиров и имели отопители для включения в холодное время года, но вот о комфорте водителя поначалу не позаботились: его кабина была холодной. Двери открывались вручную: за переднюю отвечал водитель, а за заднюю - кондуктор. Окрашивались ЛК в тёмно-синий цвет. По середине борта шла продольная полоса кремового цвета, а низ корпуса был ярко-жёлтым.

Всего было построено 89 троллейбусов марки ЛК пятью сериями. Самой многочисленной стала ЛК-5 - 52 машины. Был выпущен и трёхосный вариант троллейбуса ЛК-3 с салоном повышенной вместимости, но всего лишь в одном экземпляре, который вскоре уехал "трудиться" в Ленинград.

С момента открытия первого троллейбусного маршрута, этот вид транспорта в Москве начал развиваться бурными темпами. Как, впрочем, и вся страна в те годы в целом. Уже в начале 1934 года линию от села Всехсвятского продлили в самый центр столицы - до площади Революции. В том же году на улице Арбат заработал второй маршрут. Третья линия вела по Петровке к Рижскому вокзалу. К концу 1935 года общая протяжённость маршрутов троллейбуса в Москве составляла 22 км.

Троллейбусные линии кое-где стали вытеснять трамвайные, потому что новый транспорт был более манёвренным. Так, были демонтированы рельсы на Садовом кольце. Вместо трамваев по нему пустили троллейбусный маршрут "Б". "Бэшка" на Садовом есть и в наши дни, только вот троллейбусов больше нет... К началу 1940-х в столице работало уже 17 маршрутов троллейбуса.

Быстро росло и количество машин на этих линиях. Уже в 1935 году их стало более полусотни, а к началу Великой Отечественной войны в Москве работали более 500 троллейбусов. Первые ЛК стали дополняться машинами марки ЯТБ, разработанными на ЯГАЗе.

Советские инженеры старались знакомиться и с образцами зарубежного электрического транспорта, которые специально для этого закупались в небольшом количестве. Одним из любопытных итогов этого стало появление в Москве двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3. Перед этим были приобретены два троллейбуса английского производства марки AEC-664T. Их не только изучили, но и выпускали поработать на линии с пассажирами. При этом для двухэтажных троллейбусов пришлось модернизировать контактную сеть: провод подняли выше на метр.

Итогом стал выпуск на ЯГАЗе в 1938-1939 годах серии из десяти двухэтажных ЯТБ-3. Эксперимент стал не самым удачным. Доступ на второй этаж салона оказался неудобным, а потолок там был низковат: можно было только сидеть, а перемещаться приходилось согнувшись. Поэтому развивать тему двухэтажных троллейбусов не стали. Однако на столичных линиях они продержались довольно долго - до 1953 года.

Во время Великой Отечественной войны московский троллейбус продолжал работу. Можно увидеть фотографии машин, проходящих в 1941 году по подготовленным к обороне улицам. При этом часть троллейбусов была изъята из пассажирского транспорта и превращена в грузовые.

На период после окончания войны приходится самое бурное развитие троллейбусного сообщения в Москве. Начав в предвоенное десятилетие с центра и северо-запада столицы, линии колёсного электрического транспорта стремительно рванули в другие части города, в том числе и новые окраинные районы, включённые в его границы в 1960 году. В результате в 1961 году троллейбусная сеть в Москве стала самой большой в мире. Суммарная протяжённость её маршрутов составила свыше 1200 км. По ним курсировали около двух тысяч троллейбусов, а обслуживали машины 7 троллейбусных парков.

Изменились и сами троллейбусы, стали более вместительными и комфортными как для пассажиров, так и для водителей. Доминирование ярославских машин на столичных маршрутах пошатнулось. В 1946 году появились троллейбусы марки МТБ-82. Это стало результатом перехода промышленности на мирные рельсы. Дело в том, что разрабатывал эту машину коллектив авиационных инженеров во главе с Наумом Черняковым, который был заместителем авиаконструктора знаменитого Семёна Лавочкина и вместе с ним создавал советские истребители, а позже - системы ПВО.

Индекс "82" в названии троллейбуса взят из номера завода Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, располагавшегося в Тушине (позднее - Тушинский машиностроительный завод). Модель у военных инженеров получилась вполне удачная и современная, поэтому была выпущена в количестве более 5000 единиц. Эти троллейбусы работали не только в столице, но и во многих городах, причём кое-где задержались на линиях до начала 1980-х годов.

Однако в Тушине МТБ-82 производился недолго, так как в условиях начинавшейся "холодной войны" завод вернулся к своему военному профилю. Производство троллейбусов перенесли в город Энгельс Саратовской области на завод имени Урицкого, судьба которого с тех пор оказалась неразрывно связана с судьбой московского троллейбуса.

А разнообразие "рогатых" электрических машин на столичных улицах продолжало увеличиваться. Ещё до войны, как сказано выше, пытались решить проблему повышенной пассажировместимости транспорта. Но двухэтажный вариант признали неподходящим. Вместо него появились сочленённые троллейбусы. Или, как говорят в народе, "с гармошкой".

Первыми успешно справились с этой задачей на заводе в Сокольниках. Опыт при этом позаимствовали у германских инженеров. В 1959 году начался выпуск шарнирно-сочленённых троллейбусов СВАРЗ-ТС. Они имели не три оси, как у привычного нашему глазу современного сочленённого колёсного пассажирского транспорта, а четыре: под задней частью салона было два моста.

Пассажировместимость этих моделей оказалась радикально больше, чем у двуосных собратьев, а для удобства высадки и посадки в них имелось сразу четыре двери. Если МТБ-82 брал на борт максимум до 86 человек в режиме "как сельди в банке", то СВАРЗ-ТС мог увезти 224 пассажира. Это официально. А неофициально по троллейбусным паркам долго бродила легенда, что однажды из него у конечной остановки "Гидропроект" выгрузились около четырёхсот человек. Но это оставим на совести её авторов.

Троллейбусы в столице были не только пассажирские, но и грузовые. В 1960-1970 годах СВАРЗ занимался выпуском моделей ТГ-1 и ТГ-3 фургонного типа. Более двухсот из выпущенных "рогатых" грузовиков работали в Москве.

Ещё из интересных моделей троллейбусов, курсировавших в Москве, стоит отметить, конечно, разработанные и выпущенные заводом в Сокольниках СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ и СВАРЗ-МТБЭС. Начали производиться они в середине 1950-х. Экскурсионные автобусы в то время уже не были новинкой в мире, но речь шла об экскурсионных троллейбусах. Местом их работы стала специальная линия "В" на территории ВСХВ (ВДНХ). Позднее они появились и на некоторых других маршрутах, в том числе и не в столице.

Собственно, буква "Э" в аббревиатуре их названия и означает "экскурсионный". Троллейбусы имели эффектный дизайн, а их главной особенностью была большая площадь остекления. К услугам их пассажиров имелось от 32 до 37 мест для сидения, панорамные окна в крыше, а в модели ТБЭС ещё и подъёмные боковые окна, которые уходили вверх, как шторки. Эти красивые машины работали до 1975 года и, к сожалению, не получили достойного преемника. Линию "В" упразднили в 1970 году.

Однако новые модели обычных, не экскурсионных, пассажирских троллейбусов продолжали появляться вполне исправно. В полную силу заработал завод в Энгельсе, и на столичные улицы вышли троллейбусы марок ЗиУ-5, а потом и ЗиУ-9. Появились и новые "гармошки". К началу 1980-х, когда в СССР стали поставляться автобусы венгерской марки "Икарус", на их базе инженеры СВАРЗа создали сочленённый троллейбус с максимальным числом пассажиров 233.

Открывали и новые маршруты, хотя и не с такой интенсивностью, как в 1950-1960-е. Впрочем, это вполне объяснимо. Этап индустриализации и связанного с ней резкого роста столицы завершился. Новые районы строились, но разгонять Москву до нынешних невообразимых размеров никто не собирался. В этом не было никакой необходимости, потому что во времена СССР власти хотя и относились к столице по-особому, но не позволяли ей высасывать все соки из остальной страны. Было немыслимо, чтобы зарплата, например, врача или учителя в столице и регионах отличалась на порядок. Другие города, как большие, так и малые, тоже активно развивались, и у их жителей в массе своей не было необходимости искать счастья на столичной земле.

Но вернёмся к московскому троллейбусу. Последний новый маршрут заработал уже тогда, когда СССР был разрушен - в 1992 году. Он пролегал по Севастопольскому проспекту и близлежащим улицам. При новом столичном градоначальнике Юрии Лужкове уже не открылось ни одного. Троллейбусная сеть Москвы впервые в своей истории перестала расти.

При "мэре в кепке" активно шла деиндустриализация Москвы, уничтожалось её историческое архитектурное наследие, а москвичи узнали, что такое "уплотнительная застройка". В части общественного транспорта настоящему погрому подвергся трамвай, линии которого безжалостно упразднялись. Зато безумные деньги были выброшены на строительство линии монорельса с импортным подвижным составом, который оказался в системе московского общественного транспорта как у телеги пятое колесо.

Но всё же следует признать: троллейбусное сообщение в лужковские времена не пострадало так сильно, как другие сферы. Шло и обновление парка машин. Завод в Энгельсе сменил название на "Тролза", но продолжал поставлять свою продукцию. Причём это были не только модернизированные советские ЗиУ-9. Предприятие приступило к выпуску современных низкопольных моделей "Мегаполис".

Выжил и СВАРЗ, к которому присоединили столичные троллейбусно-ремонтный и трамвайно-ремонтный заводы. Но серьёзную конкуренцию российским моделям составили появившиеся на улицах Москвы современные троллейбусы минского "Белкоммунмаша", за которым всей мощью стояло государство. К середине 2010-х около половины из 1600 работавших на московских маршрутах троллейбусов составляли современные модели с комфортным салоном и низкопольной конструкцией.

Именно тогда на троллейбусную сеть и обрушилась команда нынешнего мэра Сергея Собянина, главным образом в лице руководителя дептранса Максима Ликсутова. Первые поползновения на этом направлении начались сразу после вступления в должность нового мэра в 2010 году. А в 2016 году со стартом программ "Моя улица" и "Моя магистраль" начался стремительный демонтаж троллейбусной сети, который занял около двух лет.

Москвичей власти при этом традиционно ни о чём спрашивать не стали, как и в случае с другими нововведениями с крайне сомнительной пользой, такими как устройство платных парковок, строительство платных автомагистралей, застройка бывших промышленных территорий "человейниками" в десятки этажей высотой вплотную друг к другу с перспективой превращения таких районов в депрессивные гетто. Слово "референдум" уже давно стало в России в глазах представителей власти почти что провокационным. Короче говоря, москвичей при решении вопроса о судьбе троллейбуса отодвинули в сторону.

К 2019 году троллейбусных линий в Москве не осталось вообще. Власти столицы обещали сохранить один маршрут в качестве мемориального, но слова своего привычно не сдержали. Парк не отслуживших своё троллейбусов сбросили в российские регионы. Одной из жертв московских нововведений стал завод "Тролза" в Энгельсе: в 2019 году он обанкротился, так как львиную долю своей продукции поставлял в Москву. На сегодняшний день на некогда знаменитом предприятии сохранилась лишь малая часть производства.

В качестве объяснения причин расправы с троллейбусным сообщением москвичам было сказано, что это несовременно и неудобно. С ростом числа автомобилей в столице "рогатые автобусы" действительно испытывали проблемы. В случае ДТП привязанные к контактной сети троллейбусы не всегда могли объехать столкнувшиеся автомобили. В графике движения тогда происходил сбой. Ещё более частой причиной сбоев были неправильно припаркованные и мешавшие проезду автомобили.

Но эти недостатки точно не относились к числу неустранимых. Например, сегодня всем известно, что в Москве неправильно припаркованную машину эвакуатор утащит едва ли не в мгновение ока, а водителю влепят ощутимый штраф. Во многих городах мира, где сохранилось троллейбусное сообщение, "рогатые" прекрасно справляются с теснотой улиц. К примеру, в Женеве можно увидеть трёхсекционные сочленённые троллейбусы, то есть не с одной "гармошкой", а с двумя. И ничего, возят пассажиров, нигде не застревают. Улицы Москвы уж точно не более узкие, чем женевские.

Проблема привязки троллейбусов к контактной сети в мире тоже давно уже решена путём создания машин с аккумуляторным ходом. Они способны проехать пару-тройку десятков километров на батареях. Этого хватает не только для объезда препятствия, но и для более гибкого изменения маршрутов без перестройки контактной сети. Белорусский "Белкоммунмаш" такие троллейбусы уже давно выпускает.

Что Москва получила сегодня вместо троллейбуса? Основной заменой стали аккумуляторные электробусы. Главный их недостаток - цена. "Правда" ранее писала ("Знакомьтесь: электробус", No.120 (31180) 29 октября - 1 ноября 2021 года), что на 2021 год стоимость приобретения единицы, включая сервисное обслуживание, составляла около 60 млн рублей, и это в разы дороже самого дорогого троллейбуса. Сегодня цены выросли ещё. Расходы Москвы на приобретение электробусов, которых в 2023 году на улицах уже более 1250, равны годовому бюджету не самого маленького российского города. Согласитесь, что в столице есть сферы, на которые можно было бы потратить эти средства. Например, восстановить коечный фонд в больницах, "оптимизированный" Собяниным, о чём он радостно заявлял на своём отчёте в Мосгордуме, причём аккурат накануне ковидной эпопеи.

Есть у электробусов и другие недостатки, помимо стоимости. Например, малый запас хода, который ещё более снижается в холодное время года, так как на морозе происходит разрядка батарей. На многие маршруты, где раньше ходили экологически чистые троллейбусы, пришлось выпустить дизельные автобусы. В результате никакого выигрыша в части экологии нет. Да и сами электробусы тоже умеют портить воздух, потому что у них есть... дизельный отопитель, который в мороз греет отсек аккумуляторов.

Наконец, когда неминуемо придёт срок замены батарей, это тоже влетит городу в копеечку. Дело в том, что высокая цена электробуса отчасти объясняется тем, что в нём очень много иностранных комплектующих. А с падением рубля импорт дорожает. Короче говоря, российский электробус - это что-то вроде российского авиалайнера "Сухой Суперджет", только на колёсах. С импортозамещением там пока всё печально.

Нет, мы не говорим, что электробус - это совсем плохо. Да и убрать троллейбусную контактную сеть из центра Москвы и запустить на короткие маршруты вместо электрических "рогатых машин" аккумуляторные - вполне оправданное решение. Заодно можно было бы заняться планомерным совершенствованием конструкции электробусов, которым, как и всему новому, это необходимо. Но к чему было принимать радикальное решение и уничтожать московский троллейбус сразу и целиком?

Мы можем предложить свой вариант объяснения. В глазах многих представителей российских власти и бизнеса, которые уже давно взаимодействуют для их общей пользы, высокая цена электробуса по сравнению с троллейбусом - это вовсе не минус. Это большой плюс, потому что позволяет совместно "эффективно осваивать" гораздо большие суммы из бюджета.

Но и этого мало. Не будем забывать, что в столице существовало девять троллейбусных парков. Теперь их нет, а территории, которые они занимали, есть. И это столичные земли, имеющие очень высокую стоимость. Их теперь смогут не менее "эффективно осваивать" в сотрудничестве со столичными властями застройщики, которым в сегодняшней Москве Собяниным позволено куда больше, чем даже в самые чёрные лужковские годы.

Вот и получилось так, что московский троллейбус, ещё одна часть из доставшегося нам великого советского наследия, пал жертвой современного российского капитализма.

Газета "Правда" No. 125 (31474) 16 ноября 2023 года, 4 полоса
https://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное