Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1175


"Эконометрика", 1175 выпуск, 31 июля 2023 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В работе А.И. Орлова "Математическая модель оптимального управления процессом обучения" предлагается инновационный подход к распределению учебного времени между различными видами занятий студентов при заданном общем объеме нагрузки по определенной дисциплине. Он основан на разработанной автором математической модели оптимального распределения учебного времени между овладением знаниями и развитием умений.

Термин "бережливое производство" широко применяется. За ним стоит концепция рационализации технологических процессов, направленная на сокращение потерь. Она основана на опыте компании Тойота. Иногда ее формулируют упрощенно. Например, стремятся к минимизации запасов. Показываем, что запасы должны быть не минимальны, а оптимальны - обеспечивать минимум потерь. Применительно к управления качеством концепция "бережливого производства" стимулирует переход к новым процедурам контроля - отказаться от выходного контроля, заменив его пополнением партий или системой гарантийного обслуживания. Об этом - в докладе А.И. Орлова "Бережливое производство: оптимизация запасов и отказ от выходного контроля".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

УДК 330.46: 378.14 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки)

Математическая модель оптимального управления процессом обучения

Орлов Александр Иванович д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., профессор, РИНЦ SPIN-код: 4342-4994, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5

В работе предлагается инновационный подход к распределению учебного времени между различными видами занятий студентов при заданном общем объеме нагрузки по определенной дисциплине. Он основан на разработанной автором математической модели оптимального распределения учебного времени между овладением знаниями и развитием умений. Модель описывается системой двух дифференциальных уравнений с управлением. С помощью принципа максимума Понтрягина найдено оптимальное управление для двух задач оптимизации. В первой из них требуется за минимальное время перейти из начальной точки фазовой плоскости в конечную. Установлено, что сначала следует достичь необходимого соотношения знаний и умений и выйти на магистраль, по которой и двигаться далее в течение основного периода учебного процесса. Показано, что при движении по магистрали распределение учебного времени между овладением знаниями и развитием умений - одно и то же для всех учащихся, а именно, треть времени следует отводить на лекции, две трети - на семинары. В конце основного периода следует сойти с магистрали и достичь заданной точки, либо только овладевая знаниями, либо только наращивая умения. Во второй задаче оптимизации необходимо возможно быстрее достичь заданного объема знаний, т.е. из исходной точки выйти на прямую на фазовой плоскости, определяемую заданным объемом знаний. Оптимальное управление описывается движением в течение трех периодов времени, первые два из которых - те же, что и при решении первой задачи. Сойти с магистрали следует так, чтобы половиной объема знаний студенты овладели в течение третьего периода, при этом умения не развивают. Полученные оптимальные траектории согласуются с опытом преподавания автором ряда дисциплин, в том числе организационно-экономического моделирования. Возможности практического применения полученных на основе инновационной математической модели рекомендаций заслуживают дальнейшего обсуждения.

Ключевые слова: математические методы экономики, моделирование, управление, инновации, оптимизация, высшее образование, учебный процесс, принцип максимума Понтрягина.

UDC 330.46 : 378.14 08.00.13 Mathematical and instrumental methods of Economics

Mathematical model of optimal management of the learning process

Orlov Alexander Ivanovich, Dr.Sci.Econ., Dr.Sci.Tech., Cand.Phys-Math.Sci., professor, RSCI SPIN-code: 4342-4994, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia

The paper proposes an innovative approach to the distribution of study time between different types of students' classes for a given total amount of workload in a particular discipline. It is based on the mathematical model developed by the author of the optimal distribution of study time between the acquisition of knowledge and the development of skills. The model is described by a system of two differential equations with control. With the help of Pontryagin's maximum principle, an optimal control is found for two optimization problems. In the first of them, it is required to pass from the initial point of the phase plane to the final one in the minimum time. It has been established that, first, it is necessary to achieve the necessary balance of knowledge and skills and enter the highway, along which to move further during the main period of the educational process. It is shown that when moving along the highway, the distribution of study time between mastering knowledge and developing skills is the same for all students, namely, one third of the time should be devoted to lectures, two thirds to seminars. At the end of the main period, one should leave the highway and reach a given point, either only by mastering knowledge, or only by increasing skills. In the second optimization problem, it is necessary to achieve a given amount of knowledge as quickly as possible, i.e. from the starting point to go to a straight line on the phase plane, determined by a given amount of knowledge. Optimal control is described by movement during three periods of time, the first two of which are the same as in the solution of the first problem. It is necessary to get off the highway in such a way that students master half of the amount of knowledge during the third period, while skills are not developed. The obtained optimal trajectories are consistent with the author's teaching experience in a number of disciplines, including organizational and economic modeling. The possibilities of practical application of the recommendations obtained on the basis of an innovative mathematical model deserve further discussion.

Keywords: mathematical methods of economy, modeling, management, innovation, optimization, higher education, educational process, Pontryagin's maximum principle.

Введение

Управленческие инновации не менее полезны, чем инновации в области производства товаров и услуг, однако экономический эффект от внедрения управленческих новшеств зачастую затруднительно выразить в денежных единицах. В соответствии с принятой в настоящее время классификацией научных специальностей менеджмент - одна из экономических наук. Согласно современным подходам к менеджменту, управленческие решения следует принимать на основе пяти групп факторов - социальных, технологических, экологических, экономических, политических (подробнее см., например, [1]). Эффект от внедрения управленческой инновации целесообразно выявлять в рамках этих пяти групп факторов, не ограничиваясь одной из них - экономической.

К управленческим инновациям относятся инновации в сфере образования. Такие инновации многообразны. Например, одни из них касаются содержания образования, другие - систем проведения занятий (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий), и т.д. Одним из видов инноваций в высшем образовании являются инновации в области организации учебного процесса.

В настоящей работе предлагается инновационный подход к распределению учебного времени между различными видами работы студентов при заданном общем объеме занятий по определенной дисциплине. Полученные на основе предлагаемого подхода рекомендации согласуются с накопленным автором опытом обучения и могут быть использованы преподавателями высших учебных заведении при подготовке учебных программ.

Построение математической модели

Предлагаемый инновационный подход основан на математической модели оптимального распределения учебного времени между овладением знаниями и развитием умений. Рассмотрим методологические предпосылки построения такой модели.

Любое знание состоит частично из "информации" ("чистое знание") и частично из "умения" ("знаю как"). Будем использовать формулировки известного математика и педагога Д. Пойа: " Умение - это мастерство, это способность использовать имеющиеся у вас сведения для достижения своих целей; умение можно еще охарактеризовать как совокупность определенных навыков, в конечном счете, умение - это способность методически работать" [2, с.308].

Нецелесообразно заниматься тщательным определениям понятий, хорошо знакомых каждому преподавателю из практического опыта обучения. Отметим только, что объем "чистого знания" студента увеличивается при прослушивании лекций и самостоятельной работе, в то время как объем его "умений" - во время учебы на семинарах и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и домашних заданий, а также при самостоятельной работе.

Практически важной является проблема распределения учебного времени (аудиторных занятий и самостоятельной работы) между различными видами учебной нагрузки студентов. При этом обычно задан общий объем занятий студентов по определенной дисциплине. Такое предположение естественно, поскольку проблема распределения общего числа учебных часов между дисциплинами обычно решается на более высоком уровне принятия управленческих решений, а именно, при составлении календарного плана обучения студентов определенной специальности.

Принимаем, что учебное время, выделенное на самостоятельную работу студентов, распределяется между повышением знаний и развитием учений пропорционально разделению аудиторного учебного времени между этими направления деятельности. Будем условно называть "лекциями" все занятия, нацеленные на повышение знаний, а "семинарами" - все занятия , направленные на развитие умений. Тогда можно сказать, что рассматриваемая в статье проблема состоит в разработке математического аппарата для оптимального распределения времени между лекциями и семинарами.

Введем функции, используемые в предлагаемой математической модели. Пусть x(t) - объем сведений, накопленных учащимся к моменту времени t ("чистое знание"), y(t) - объем накопленных умений: умений рассуждать, решать задачи, разбираться в излагаемом преподавателем материале; u(t) - доля времени, отведенного на накопление знаний в промежутке времени (t; t + dt). Управление можно, выбирая функцию u(t), наилучшую с точки зрения той или иной оптимизационной задачи.

Основное в модели - описание приращений знаний и умений в зависимости от достигнутых значений этих величин.

Примем как исходное положение, что приращение x(t + dt) - x(t) объема знаний студента пропорционально потраченному на это времени u(t)dt и накопленным умениям y(t). Коэффициент пропорциональности k1 > 0 определяется индивидуальными особенностями рассматриваемого студента.

Второе исходное положение состоит в том, что приращение умений y(t + dt) - y(t) за время от t до t + dt пропорционально потраченному на это времени (1 - u(t))dt, имеющимся умениям y(t) и знаниям x(t). Положительный коэффициент пропорциональности определяется индивидуальными особенностями студента.

Поясним исходные положения. В модели предполагается, что учащийся тем быстрее приобретает умения, чем больше он уже знает и умеет (формула (2). В т о же время он тем быстрее усваивает знания, чем больше умеет, независимо от ранее накопленных знаний (формула (1)). ПО нашему мнению, нельзя считать, что чем больше запомнил студент, тем быстрее запоминает новую информацию. Именно этим объясняется то, что на правую часть уравнения (1) влияют только те приобретенные в прошлом знания, которые стали активными, поскольку были применены при решении задач и, как следствие, перешли в умения.

Отметим, что модель (1) - (2) имеет смысл применять на таких интервалах времени, чтобы, например, академический час можно было считать бесконечно малой величиной. Вместо системы дифференциальных уравнений (1) - (2) можно было бы рассматривать систему разностных уравнений, однако с математической точки зрения предпочтительнее анализировать систему дифференциальных уравнений, поскольку при этом можно применять хорошо разработанную теорию оптимального управления.

Для изучения и использования модели (1) - (2) с целью организации учебного процесса нет необходимости разрабатывать конкретные методики оценки используемых функций - умений y(t) и знаний x(t). Достаточно принять, что эти функции существуют и удовлетворяют уравнениям (1) - (2). Модель позволяет уловить основные взаимосвязи используемых переменных и получить практически полезные выводы, не вдаваясь в подробности нахождения (оценки) умений y(t) и знаний x(t), поскольку основное в ней - нахождение оптимального управления распределением учебного времени, т.е. функции u(t). Модели такого типа В.В. Налимов называет эскизными [3], поскольку они нацелены на выявление интересующих исследователя взаимосвязей переменных без проработки вопросов измерения этих переменных.

Мы можем управлять процессом обучения, выбирая при каждом t значение функции u(t) из отрезка [0; 1]. Для планирования учебного процесса полезны следующие две оптимизационные задачи.

1. Каким образом как можно быстрее достигнуть заданного уровня знаний x1 и умений y1? Другими словами, как за кратчайшее время перейти из исходной точки фазовой плоскости (x0; y0), отражающей уровень знаний и умений студента перед началом обучения, в заданную организаторами учебного процесса целевую точку (x1; y1)?

2. Как поступать, чтобы возможно быстрее достичь заданного объема знаний, т.е. из исходной точки (x0; y0), выйти на прямую x = x1?

Полезны для практики и результаты решения двойственной задачи: за заданное время достигнуть как можно большего объема знаний. Оптимальные траектории движения для второй задачи и двойственной к ней совпадают (двойственность понимается в обычном для математического программирования смысле - см., например, [4]).

Оказывается, систему уравнений можно упростить. Сделав замену переменных z = k2x, w = k1k2y перейдем к более простой системе дифференциальных уравнений, в которой нет неизвестных коэффициентов.

Приведенная выше линейная замена переменных означает переход к другим единицам измерения знаний и умений, при этом для каждого учащегося используется своя персональная система единиц измерения, определяемая его личными свойствами, которые в уравнениях (1) - (2) отражались коэффициентами k1 и k2. Таким образом, система (1) - (2) описывает процесс обучения всех студентов, объемы знаний и умений измеряются единообразно (и в принципе можно разработать объективные правила оценки этих объемов, исходя из содержания изучаемой дисциплины), в то время как индивидуальные особенности обучающихся учитываются коэффициентами k1 и k2, А в система (3) не содержит неизвестных коэффициентов, а потому ее решение описывает динамику измерений объемов знаний и умений каждого студента. Однако единицы измерения этих объемов - свои для каждого из них.

Вид оптимального управления

Начнем с изучения системы (3). Для решения приведенных выше задач 1 и 2 применим математические методы оптимального управления. Наилучший вид управляющей распределением времени функции u(t) найдем с помощью принципа максимума Л.С. Понтрягина [5, 6]. Подробное описание процесса решения математических задач 1 и 2 не является предметом настоящей работы. Отметим только, что нет принципиальных отличий от решения других задач оптимального управления путем применения принцип максимума Л.С. Понтрягина.

Приведем полученные результаты. Начнем с задачи 1 для системы (3). Из принципа максимума Л.С. Понтрягина следует, что быстрейшее движение может происходить либо по горизонтальным (для них u = 1) или вертикальным (для них u = 0) отрезкам прямых, либо по особому решению, которым является парабола w = z2 (u = 1/3). Для начальных точек ниже параболы движение должно начинаться по отрезку вертикальной прямой. Для начальных точек выше параболы движение сначала идет по отрезку горизонтальной прямой. Если начальная точка лежит на параболе, то быстрейшее движение происходит по этой параболе. Важно, что по каждой из областей ниже и выше параболы, т.е. соответственно {z2 > w} и {z2 < w}, может проходить не более одного вертикального и одного горизонтального отрезка оптимальной траектории.

На основе теоремы о регулярном синтезе [7, с.266] найдена оптимальная траектория. Она выглядит следующим образом. Сначала надо выйти на "магистраль" - добраться до параболы w = z2 по вертикальному (если начальная точка лежит ниже параболы) или горизонтальному (если начальная точка находится выше параболы) отрезку прямой. Затем основную часть пути следует пройти по магистрали, которой в рассматриваемой задаче является парабола (для нее u = 1/3). Если конечная точка лежит под параболой, добраться до нее необходимо по горизонтали, сойдя с магистрали. Если же она лежит над параболой, то заключительный участок траектории является вертикальным отрезком. В случае, когда конечная точка лежит на параболе, в ней и следует остановиться в после движения по магистрали.

Процедура построения оптимальной траектории напоминает естественную схему поведения автомобилиста - сначала как можно быстрее добраться до магистрали, по ней проехать основную часть пути, а затем в подходящий момент времени свернуть с магистрали и кратчайшим путем добраться до конечной точки. Поэтому "особое решение", по которому надо двигаться основную часть времени, и названо магистралью.

Чем большим объемом знаний надо овладеть, тем большую долю времени надо двигаться по магистрали, отдавая при этом 2/3 времени увеличению умений и 1/3 времени - накоплению знаний, а в конце периода обучения только наращивать знания, не тратя учебного времени на развитие умений.

Обсуждение результатов

Полученное для основного участка траектории оптимального обучения значение u = 1/3 можно интерпретировать так: при движении по магистрали, т.е. в течение основного периода обучения, на одну лекцию должно приходиться два семинара, на 45 минут объяснения (академический час) - 90 минут решения задач (два академических часа).

В начальном периоде обучения с целью выхода на магистраль следует добиться оптимального соотношения знаний и умений. Если знаний достаточно, но умений мало (например, из-за отсутствия регулярной тренировки в решении задач), преподавателю надо организовать занятия по развитию необходимых умений. Если, наоборот, умения развиты в необходимом объеме, но знаний мало, то преподавателю следует добиться увеличения объема знаний студента. Таким образом, в начале преподавания дисциплины преподаватель должен добиться того, чтобы все студенты вышли на требуемое для освоение дисциплины соотношение знаний и умений. Из сказанного вытекает целесообразность проведения в начале курса занятия, посвященное повторению основных используемых в дальнейшем понятий и пробуждению соответствующих умений.

Действия при завершении обучения определяются поставленной задачей. В соответствии со сказанным выше следует сойти с магистрали. При практическом решении задачи 1 следует выйти на целевые показатели. В зависимости от значений координат конечной точки речь идет либо о необходимом развитии умений, либо о получении знаний, дополняющих полученные при изучении основной части курса.

Приведенное выше решение задачи 2 приводит к выводу о том, что распределение учебного времени между лекциями и семинарами должно резко измениться на завершающем этапе обучения. Все время надо отдавать лекциям. На завершающем этапе студенты овладевают таким же объемом знаний, как и при всем предыдущем обучении. Но при этом они не тратят времени на развитие умений, поскольку необходимые умения получили к началу завершающего этапа обучения.

При движении по магистрали, т.е. в течение основного периода учебного процесса, оптимальное распределение времени между объяснениями и решением задач является одним и тем же для всех учащихся, независимо от индивидуальных коэффициентов k1 и k2 (см. систему уравнений (1) - (2)). Этот факт устойчивости оптимального решения (в смысле, раскрытом в [8]) показывает возможность организации обучения, оптимального одновременно для всех учащихся. Действительно, конкретные значения координат начальной и конечной точек никак не влияют на оптимальное распределение времени в течение основного периода обучения. При этом время движения до выхода на магистраль зависит, естественно, от начального положения (x0; y0) и индивидуальных коэффициентов k1 и k2.

Результаты, полученные в математической модели, вполне соответствуют эмпирическим представлениям об оптимальной организации учебного процесса и практическому опыту автора как преподавателя. Естественно, в начале периода обучения необходимо скорректировать уровень знаний и умений студентов, так сказать, "привести их к единому знаменателю", с целью их обучения в составе единого потока (а не индивидуально). Далее наступает "движение по магистрали": лекции читаются для всего потока, семинары проводятся для групп студентов.

Обратим внимание на завершающий период обучения. По нашему мнению, он существенно отличается от основного периода. Обсудим организацию обучения магистрантов. Надо ли, как студентов предыдущих курсов, нацеливать их на решения конкретных задач теми или иными методами, как это обычно делают на семинарах? Дело в том, что типов задач весьма много, как и методов, и в любом случае студенты овладеют лишь малой частью разработанных к настоящему времени интеллектуальных инструментов. Полезнее дать магистрантам обзоры ряда тем "с птичьего полета", оставив детали для самостоятельного изучения теми выпускниками, которым они понадобятся при практической работе. Именно так построил преподавание магистрантам дисциплины "Организационно-экономическое моделирование" (см. [9-11]). И именно такое поведение оказалось оптимальным при решении задачи (2).

Кроме общей стратегии организации учебного процесса, модель определяет численные значения доли времени, идущей на повышение знаний (она оказалась равной 1/3), и доли материала (1/2), излагаемого на заключительных лекциях без проработки на семинарах (она оказалась равной 1/2). Эти численные значения вполне соответствуют практическому опыту автора по преподаванию различных дисциплин.

Научные результаты настоящей статьи применимы не только при обсуждении проблем преподавания в высшей школе, но и для организации учебного процесса учащихся средних учебных заведений. Именно для второго случая были намечены первоначальные подходы к построению математических моделей оптимального управления процессом обучения [12, 13], развитые в настоящей статье. Некоторое дальнейшее развитие первоначальные идеи получили в [1, 14].

Заключение

Эскизная модель процесса управления обучением (1) - (2) и ее модификация (3) позволили получить ряд практически полезных рекомендаций, в том числе выраженных в числовой форме. При этом не понадобилось уточнять способы измерения объемов знаний и умений, имеющихся у учащегося. Достаточно было согласиться с тем, что эти величины удовлетворяют качественным соотношениям, приводящим к уравнениям (1) и (2).

В соответствии с предлагаемой инновационной математической моделью оптимального управления процессом обучения рекомендуется сначала выйти на магистраль, т.е. добиться оптимального соотношения исходных уровней знаний и умений у каждого студента. В течение основного периода учебного процесса следует двигаться по магистрали, т.е. треть времени следует отводить на лекции, две трети - на семинары. Важно, что эта рекомендация оптимальна одновременно для всех студентов. Заключительный этап различен для двух поставленных задач. Если необходимо достичь заранее заданных уровней знаний и умений (задача 1), то следует в определенный момент времени сойти с магистрали и завершить процесс обучения либо увеличением знаний, либо развитием умений, в зависимости от достигнутого в течение основного периода обучения. Если цель обучения - возможно быстрее достичь заданного объема знаний, то после схода с магистрали должна быть приобретена половина требуемых знаний, в то время как объем умений признается достаточным, на его увеличение не выделяется учебное время.

Возможности практического применения полученных на основе инновационной математической модели (1) - (2) рекомендаций заслуживают дальнейшего обсуждения.

Литература:

1. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 475 с.

2. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач. Основные понятия, изучение и преподавание. - М.: КомКнига, 2010. - 450 с.

3. Налимов В.В. Теория эксперимента. - М.: Наука, 1971. - 208 с.

4. Гольштейн Е.Г. Выпуклое программирование (элементы теории). - М.: Наука, 1970. - 67 с.

5. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. 4-е изд., стереотипное. - М.: Наука, 1983. - 393 с.

6. Милютин А.А., А.В. Дмитрук А.В., Осмоловский Н.П. Принцип максимума в оптимальном управлении. - М.: Механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - 73 с.

7. Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления. - М.: Наука, 1969. - 408 с.

8. Орлов А.И. Устойчивые экономико-математические методы и модели: монография. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. - 337 c.

9. Муравьева В.С., Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование - система инструментов контроллинга // Контроллинг в экономике, организации производства и управлении: сборник научных трудов международного форума по контроллингу (Москва, 20 мая 2021 г.) / под научной редакцией д.э.н., профессора С.Г. Фалько / НП "Объединение контроллеров". - Москва: НП "Объединение контроллеров", 2021. - С. 147-155.

10. Муравьева В.С., Орлов А.И. Организационно-экономические инструменты в контроллинге // Контроллинг. 2021. No. 81. С. 72-79.

11. Муравьева В.С., Орлов А.И. Основные составляющие организационно-экономического моделирования // Научный журнал КубГАУ. 2021. No.172. С. 182-207.

12. Орлов А.И. Проблемы устойчивости в некоторых моделях управления запасами и ресурсами // Алгоритмы многомерного статистического анализа и их применения. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1975. - С. 94-105,

13. Орлов А.И. Математические модели отдельных сторон обучения математике // Сб. научно-методических статей по математике. (Проблемы преподавания математики в вузах.) Вып.7. - М.: Высшая школа, 1978. - С. 28-34.

14. Орлов А.И. Методология моделирования процессов управления в социально-экономических системах // Научный журнал КубГАУ. 2014. No.101. С. 166-196.

Публикация:

1251. Орлов А.И. Математическая модель оптимального управления процессом обучения // Научный журнал КубГАУ. 2023. No.185. С. 106-118.

http://ej.kubagro.ru/2023/01/pdf/06.pdf, 0,812 у.п.

Orlov, A. I. Mathematical model of optimal management of the learning process / A. I. Orlov // Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University. - 2023. - No. 185. - P. 106-118. - DOI 10.21515/1990-4665-185-006. - EDN VBOXCG.

*   *   *   *   *   *   *

УДК 658.5; JEL Classification: А10, В40, С15

Бережливое производство: оптимизация запасов и отказ от выходного контроля

А.И. Орлов, профессор, д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., профессор кафедры "Экономика и организация производства", МГТУ им. Н.Э.Баумана, г. Москва

Аннотация: Термин "бережливое производство" широко применяется. За ним стоит концепция рационализации технологических процессов, направленная на сокращение потерь. Она основана на опыте компании Тойота. Иногда ее формулируют упрощенно. Например, стремятся к минимизации запасов. Показываем, что запасы должны быть не минимальны, а оптимальны - обеспечивать минимум потерь. Применительно к управления качеством концепция "бережливого производства" стимулирует переход к новым процедурам контроля - отказаться от выходного контроля, заменив его пополнением партий или системой гарантийного обслуживания.

Ключевые слова: производственная система, бережливое производство, издержки, управление запасами, контроль качества, оптимизация.

Lean Manufacturing: Optimizing Inventory and Eliminating Output Inspection

Alexander Orlov, Professor of department "Economics and organization of production", Doctor of Econ. Sc., Doctor of Techn. Sc., Cand. of math., Professor;
Bauman University, Moscow, prof-orlov@mail.ru

Abstract: The term "lean manufacturing" is widely used. Behind it is the concept of rationalization of technological processes, aimed at reducing losses. It is based on the experience of Toyota. Sometimes it is simplified. For example, they strive to minimize inventory. We show that reserves should not be minimal, but optimal - to ensure a minimum of losses. With regard to quality management, the concept of "lean production" stimulates the transition to new control procedures - to abandon the final control, replacing it with the replenishment of batches or a warranty service system.

Keywords: production system, lean production, costs, inventory management, quality control, optimization.

Введение

В настоящее время термин "бережливое производство" широко применяется. Насколько нам известно, он был введен в 1988 г. Джоном Кравчиком из Массачусетского технологического института [1]. В дальнейших публикациях понятие "бережливое производство" было подробно раскрыто. В частности, рассматриваемый термин был тщательно определен Дж. Вомаком и Д. Джонсом в 1996 г. (см. [2]). Как часто бывает, основные идеи были найдены и успешно применялись задолго до появления термина, которые в настоящее время используется для их обозначения. Речь идет об системе организации производства (производственной системе) японской компании Тойота. Выделяют роль основоположника этой системы Тайити Оно (1912-1990).

Несомненные успехи компании Тойота привлекли внимание экономистов и управленцев. Возникло естественное желание перенести опыт Тойоты на другие предприятия. Для этого необходимо сформулировать подходы и принципы, заложенные в производственную систему Тойоты, с целью применения в новых условиях. В результате возникла концепция "бережливого производства".

Сам по себе этот термин соответствует вполне справедливому (но тривиальному) утверждению о том, что излишние издержки следует исключать. Примерно тот же смысл имеет лозунг "Экономика должна быть экономной", прозвучавший в 1981 г. в отчетном докладе Л.И. Брежнева на XXVIсъезде КПСС. Однако важно, как раскрывается этот термин.

Так, среди различных видов издержек, выделяют потери из-за лишних запасов, а также потери из-за выпуска дефектной продукции. И те, и другие надо сокращать, а для этого следует применять соответствующие интеллектуальные инструменты. Настоящая работа посвящена обсуждению инструментов сокращения этих двух видов потерь. В настоящей работе термины "потери", "издержки", затраты используем как синонимы, поскольку это не может здесь вызвать неясности.

Иногда пытаются требовать минимизации запасов. На такую постановку наталкивает слово "лишние" в формулировке "потери из-за лишних запасов". Это - неверное требование. Надо сокращать не запасы, и связанные с ними издержки. Запасы не должны быть минимальными, запасы должны быть оптимальными. Теория управления запасами имеет целью определение оптимальных значений запасов.

Потери из-за выпуска дефектной продукции иногда пытаются сократить путем введения более строгого контроля. Если ставить целью сокращение потерь из-за выпуска дефектной продукции, то в ряде случаев целесообразно вообще отказаться от выходного контроля, а вместо него применять другие технико-экономические инструменты, основанные на пополнение партий продукции или введении системы гарантийного обслуживания.

Рассмотрим описанные виды потерь, отсылая за подробностями к специальной литературе и нашим предыдущим публикациям.

Технологические процессы с использованием складов и контроля качества

Складская система на предприятии и система контроля качества включают ряд составляющих. Опишем простейшие схемы, исходя из нашего опыта выполнения работ в интересах различных заводов и не стремясь к точности терминологии.

При поступлении на предприятие сырья и комплектующих они размещаются на соответствующем складе (назовем его входным) и проходят входной контроль. Затем они поступают в обрабатывающие цеха, после чего - в сборочные и завершают свой путь на предприятии на складе готовой продукции.

Таким образом, складская система включает в себя входной склад, склады сборочных единиц (результатов деятельности заготовительных цехов), склад готовой продукции. Реальные производственные системы сложнее. Например, в заготовительном цехе детали могут проходить последовательно ряд технологических цепочек с различным временным ритмом. Пример технологической цепочки - конвейер, по которому детали движутся в одном и том же темпе. Важно, что темпы движения по различным технологическим цепочкам различаются, эти цепочки нельзя объединить в один конвейер, и на стыке различных технологических цепочек возникает необходимость в складировании деталей и узлов.

Контроль качества продукции (материалов, деталей, узлов, готовых изделий) осуществляют на различных этапах производственного процесса. Первый этап - входной контроль. В заготовительных цехах контроль может проводиться многократно, при переходе от одной технологической цепочки к другой (от одного станка к другому). За контролем качества в сборочных цехах следует выходной контроль (контроль готовой продукции перед отправкой потребителю).

Наряду со статистическим приемочным контролем (контролем партий продукции) широко применяется контроль процессов. Его проводят с помощью контрольных карт Шухарта, кумулятивных сумм и их непараметрических аналогов. Активная разработка новых математических методов контроля процессов ведется и в настоящее время. Примером является исследование алжирского ученого Зинеддин Бучаала [3]. Его научный руководитель - ведущий отечественный специалист по контролю процессов профессор, доктор технических наук Геннадий Федорович Филаретов (Московский энергетический институт), а один из оппонентов на защите диссертации - автор настоящей работы.

Методы обнаружения разладки позволяют выявить значимые отличия "факта" от "плана", что важно для решения ряда задач контроллинга.

В современных условиях контроль качества продукции ведется на основе интенсивного использования информационно-коммуникационных технологий и соответствующих программных продуктов. Контроль качеств продукции - сердцевина менеджмента качества, отраженного в стандартах серии ИСО 9000 и их российских аналогах. Значение менеджмента качества в современном производстве отражается в том, что директор по качеству обычно входит в состав руководителей предприятия, наряду с техническим директором (главным инженером), финансовым директором (главным бухгалтером), директором по маркетингу и сбыту, директором по кадрам.

Оптимальное управление запасами

Процедуры управления запасами естественно изучать и оптимизировать на основе экономико-математических моделей. Таких моделей разработано весьма много. В частности, к ним относятся модель Вильсона (она входит в систему из 36 моделей работы склада), двухуровневая модель (разработана под руководством нобелевского лауреата по экономике К. Эрроу), модель планирования размеров поставок на склад. Эти модели рассмотрены в [4, разд. 8.4].

В экономико-математических моделях управления запасами необходимо учитывать издержки двух видов - издержки по доставке новых партий продукции и издержки по работе склада (связанные с хранением продукции на складе и, в некоторых моделях, с дефицитом продукции). Как те, так и другие издержки несет организация, в составе которой работает склад. Меняя параметры модели работы склада, можно управлять этими видами издержек. При этом уменьшение издержек одного вида сочетается с увеличением издержек второго вида.

Например, сокращая число поставляемых партий, соответственно увеличивая их объемы, в соответствии с используемой моделью сокращаем издержки по доставке. Но при этом увеличиваются находящиеся на складе запасы и соответствующие издержки (по хранению).

Можно сократить уровень запасов на складе и, как следствие, издержки по хранению, организовав поставку мелкими (но частыми) партиями. Тогда затраты на доставку станут значительными.

Очевидно, необходимо минимизировать сумму двух видов издержек, найти такое между ними соотношение, при котором суммарные издержки минимальны. Если же поставить себе целью сокращение объемов запасов, т.е. уменьшение издержек по хранению, то суммарные издержки вырастут, поскольку вырастут издержки по доставке из-за необходимости часто поставлять малые партии.

Опыт практического применения подтверждает сказанное. Модель Вильсона была использована на снабженческо-сбытовой базе (Реутовской химбазе Московской области) для оптимизации поставок кальцинированной соды. Обоснована возможность снижения издержек не менее чем в 2 раза. При этом установлено, что превышение наблюдаемых издержек над оптимальными связано с занижением объемов запасов на складе (а отнюдь не с их завышением, как могли бы утверждать сторонники "бережливого производства", настаивающее на повсеместном снижения запасов) [4, разд. 8.4].

Всегда ли нужен выходной контроль качества продукции

Исходя из концепции "бережливого производства", целесообразно уменьшать издержки на контроль (для машиностроительных предприятий они оставляют около 10% производственной себестоимости). Укажем на некоторые способы реализации этого намерения.

Обычно считается само собой очевидной необходимость выходного контроля качества продукции (перед отправкой заказчику или при переходе от определенного этапа технологического процесса к следующему. Однако проведенный в работе [5] анализ показал, что в некоторых ситуациях отказ от выходного контроля является экономически выгодным, сокращает общие издержки. В ряде случаев этого можно добиться путем перехода к другой технико-экономической политике. Имеется в виду замена выходного контроля на пополнение отпускаемой партии дополнительными единицами продукции с целью обеспечения гарантированной поставки заданного объема годной продукции или к организации оперативной замены дефектных единиц на годные в системе гарантийного обслуживания. Поясним сказанное на простейшем примере (за подробностями отсылаем к [4, разд. 10.3].

Пусть используется технологический процесс с входным уровнем дефектности р, известном поставщику. Пусть согласно договору между поставщиком и потребителем объем поставки составляет N изделий. Тогда в партии продукции, содержащей N изделий, будет (в среднем) дефектных изделий. Сравним два способа действий поставщика.

(1) Партия продукции подвергается сплошному контролю (с доработкой обнаруженных дефектных единиц). Пусть затраты на это составляют А денежных единиц (д.е.) на изделие. Суммарные затраты на контроль качества этой партии продукции равны AN д.е.

(2) Вместо проведения выходного контроля поставщик добавляет к партии изделий. Тогда потребитель получает N годных изделий и Np дефектных. Предполагаем, что в ходе своего технологического процесса потребитель обнаруживает по мере его выполнения дефектные изделия и тут же заменяет их годными. Если стоимость изготовления изделия равна B д.е., то дополнительные расходы поставщика на пополнение партии составляют BNp д.е.

Какой способ действий поставщика для него более выгоден? Для ответа на этот вопрос достаточно сравнить расходы на сплошной контроль AN и расходы на пополнение партии BNp. Если AN > BNp, то второй способ (пополнение партии) выгоднее. Сократив на обе части неравенства на N, получаем A>Bp, т.е. p < A/B.

Итак, если входной уровень дефектности достаточно мал (p < A/B), то с экономической точки зрения выгоднее отказаться от сплошного контроля и перейти к пополнению партий. Действительно, если технологический процесс поставщика таков, что почти все изделия являются годными, то нецелесообразно их контролировать.

Приведенные выше соображения требуют некоторой коррекции, чтобы учесть случайный разброс числа X дефектных изделий в партии. В теории статистического приемочного контроля принимают, что случайная величина X имеет биномиальное распределение с математическим ожиданием и дисперсией (1-р). Такая коррекция проведена в [4, гл. 10]. Формулы несколько усложняются, но вывод о целесообразности отказа от сплошного контроля и перехода к пополнению партий.

В случае отказа от сплошного контроля и перехода к системе гарантийного обслуживания проведенные выше рассуждения сохраняют силу, однако под параметром B следует понимать сумму стоимости изготовления изделия, стоимости гарантийного обслуживания (включая стоимость доставки годной единицы продукции взамен обнаруженного дефектного) и репутационных издержек поставщика, обусловленных попаданием к потребителю дефектной единицы продукции. Общий вывод сохраняется: при достаточно малом входном уровне дефектности целесообразно отказаться от сплошного контроля к системе гарантийного обслуживания.

Таким образом, концепции "бережливого производства" оказалась плодотворной при анализе процедур контроля качества продукции. Полученные выше выводы справедливы и при замене сплошного контроля на статистический приемочный контроль [4, гл. 10].

Выводы

В соответствии с концепцией "бережливого производства" следует сокращать, в частности, потери из-за лишних запасов и потери из-за выпуска дефектной продукции. Эти два случая проанализированы в настоящей статье.

Установлено, что минимизация запасов не позволяет реализовать поставленную цель - уменьшение издержек, связанных с запасами. Следует сокращать суммарные потери, обусловленные поставками новых партий продукции и хранением запасов на складе. Запасы не должны быть минимальными, запасы должны быть оптимальными.

Концепция "бережливого производства" стимулирует поиск новых способов сокращения потерь из-за выпуска дефектной продукции. Так, при достаточно малом входном уровне дефектности целесообразно отказаться от сплошного контроля и перейти к пополнению партий в соответствии с прогнозируемым числом дефектных единиц продукции или к использованию системы гарантийного обслуживания.

Рекомендации, вытекающие из концепции "бережливого производства", заслуживают тщательного анализа и использования в хозяйственной деятельности.

Литература

1. Krafcik, John F. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review, Fall 1988, Vol. 30, No. 1, pp. 41-52.

2. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Пер. с англ. 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013 - 472 с.

3. Бучаала Зинеддин. Разработка и исследование непараметрических алгоритмов обнаружения разладки временных рядов: автореф. дисс. канд. техн. наук. - М.: МЭИ, 2021. - 21 с.

4. Орлов А.И. Искусственный интеллект: статистические методы анализа данных.- М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. - 843 c.

5. Орлов А.И. Всегда ли нужен контроль качества продукции у поставщика? // Научный журнал КубГАУ. 2014. No. 96. С. 709-724.

Контакты

Орлов Александр Иванович, профессор, д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н.

Профессор кафедры ИБМ-2 "Экономика и организация производства",

зав. лабораторией "Экономико-математические методы в контроллинге"

Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Публикация:

1252. Орлов А.И. Бережливое производство: оптимизация запасов и отказ от выходного контроля // Двенадцатые Чарновские чтения. Сборник трудов XII Всероссийской научной конференции по организации производства. Форум "Современное предприятие и будущее России. Москва, 2 декабря 2022 г. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, НП "Объединение контроллеров", 2022. С.62-69.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное