Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1027


"Эконометрика", 1027 выпуск, 28 сентября 2020 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Диктатура пролетариата - это неизбежность, доказывает Юрий Белов.

По мнению С.С. Сулакшина, искусственного интеллекта нет, не может быть и никогда не будет

Об истории сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 "Мрия" рассказывает Василий Сычёв.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Диктатура пролетариата как неизбежность

Юрий Белов.

Вопрос о диктатуре пролетариата является главным в революционном учении К. Маркса. Долгие десятилетия торжества оппортунизма (еврокоммунизма) в большинстве западноевропейских компартий, а также в завуалированном его виде в КПСС привели к забвению данного вопроса коммунистами России, и не только России. Переживаемый миром капитала общий его кризис делает названный вопрос как нельзя более востребованным, в особенности в России - самом слабом звене в цепи мирового империализма. История не повторяется, но возвращается на круги своя.

К вопросу о кризисе власти

Начнём с того, что служит азбучной истиной марксизма: диктатура пролетариата немыслима без пролетарской революции. Когда произойдёт она в олигархо-бюрократической Российской Федерации, никакой пророк не скажет. Однако для большинства трудящихся нашей страны нынешнее их социальное положение уже можно охарактеризовать одним словом: выживание. Речь идёт о пролетариях умственного и физического труда, добывающих, по Ф. Энгельсу, средства к жизни исключительно продажей своего труда и не имеющих какого-нибудь капитала.

Идёт пролетаризация трудоспособного населения страны: кто ещё вчера был малым капиталистом (капиталистиком, по Ленину), сегодня становится наёмным работником - кризис несёт разорение малому бизнесу. Идёт не просто пролетаризация, а обнищание пролетариата: МРОТ, доведённый правительством России до 11280 рублей (!) (попробуй прожить на него, если у тебя больной ребёнок), есть тому подтверждение. И в то же время растут доходы крупного капитала - олигархата, что известно даже младшим школьникам.

Противоречие между наёмным трудом и капиталом столь разительно, что заставляет доселе политически апатичных рабочих задуматься о кричащей несправедливости российского бытия. О том свидетельствуют теперь уже нередкие примеры организованного классового сопротивления наёмных работников - пролетариев, о чём всё чаще пишут "Правда" и "Советская Россия". Примеры эти можно найти и в интернете.

Лишь прорежимные СМИ хранят гробовое молчание о повышенной тревожности 1% сверхбогатых в населении страны, которым принадлежит 90% её собственности. Полагаем, что недалеко до массовых протестных выступлений пролетариев, спровоцированных отнюдь не проамериканским Навальным и Ко, а самой властью. Само это молчание вкупе с образованием нацгвардии, напоминающей царскую жандармерию (политическую полицию), - признак её кризиса.

Авторитет власти, имея в виду её персонификацию в лице президента Путина, резко упал в народе после пенсионной "реформы". Она воспринята громадным большинством так же, как гайдаровская кража денежных сбережений советских людей, как чубайсовская приватизация. Примечательно, что нацгвардия была учреждена до пенсионной "реформы". Смеем предположить, что власть готовилась к социальным волнениям. Но пока что пронесло... Надолго ли? Ресурсов патриотизма Крымской весны будет явно недостаточно, чтобы остановить нарастание массового социального протеста. Пенсионная "реформа" никогда не будет прощена власти, она есть главный признак кризиса всего олигархо-бюрократического путинского режима.

Пенсионной "реформой" власть сама внесла в повестку дня вопрос о своей неизбежной кончине. Укрепление составляющих его основу силовых структур может лишь оттянуть падение буржуазной диктатуры. На фоне угроз сложившемуся властному режиму его политическая элита спешно усиливает военно-патриотическую риторику, создаёт культ личности Путина: он уже не просто великий политик, а самый выдающийся политик современного мира (!). Искусственное возвеличивание главы государства (телепередача "Москва. Кремль. Путин"), мастерски поставленные фильмы о нём, как российские (Соловьёва и Кондрашова), так и зарубежный (Оливера Стоуна), свидетельствуют о тщете власти повысить свой авторитет в период, когда за экономическим кризисом грядёт кризис политический.

Попытка сыграть на русофобии Запада, представляя её в качестве главной угрозы нашей стране, в какой-то мере (не более того) удерживает дальнейшее падение доверия народа к Путину. Но рост цен, утяжеление налогового бремени, лесные пожары, разливы рек, лишившие крова тысячи людей, разрывы теплосетей в городах - всё это в последние годы стало обыденным явлением. И всё это происходит при бьющем в глаза обогащении ничтожно малого олигархо-бюрократического меньшинства. Вопрос о социальной справедливости стал главным в России. Без неё патриотическая риторика воспринимается большинством как спекуляция на святом чувстве любви к Родине. Всё чаще слышится в народе суждение, отвечающее логике здравого смысла: "Уж ежели Отечество в опасности, то как минимум налог должен быть не 13% что с неимущего пролетария, что с олигарха, а по доходу и по собственности. А того, у кого нет собственности и зарплата на уровне МРОТ, от налогов освободить". Кажется, ещё немного - и лопнет терпение народа. Тут уж будет не до Путина.

Идёт процесс осознания единства интересов различных социальных групп и слоёв класса пролетариев умственного и физического труда (рабочих, инженерно-технических работников, учителей, врачей и т.д.). Процесс этот сложен, во-первых, потому, что буржуазная пропаганда с помощью мощной системы СМИ затемняет классовое сознание, скрывая разделение общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Во-вторых, в массовое сознание внедряются идеи единства нации, культуры и религии. В-третьих, навязывается тезис о "среднем классе", которого в действительности нет и быть не может. Это тезис мещанского благополучия при подчинении сильному - крупному капиталу.

И тем не менее процесс осознания единства интересов всех эксплуатируемых олигархическим капиталом медленно, но неуклонно движется вперёд. Где КПРФ нужно максимально мобилизоваться, так в первую очередь в содействии этому движению, а именно осознанию различными группами пролетариев того непреложного факта, что их интересы несовместимы с интересами олигархического, а в России ещё и компрадорского, капитала. Его идеологи из Высшей школы экономики занимаются подменой столь необходимой для страны новой индустриализации (в странах "золотого миллиарда" она давно уже идёт) нацпроектами, в большей степени имитационными, чем исполняемыми.

Неоиндустриализация - прежде всего строительство высокотехнологичного производства (промышленного в первую очередь) - с необходимостью ведёт к количественному и качественному (интеллектуальному) росту рабочего класса. Этого как огня боятся "стратегические" собственники. Вложению денежных средств в развитие наукоёмкого отечественного производства они предпочитают вывоз капитала, этот, по Ленину, паразитизм в квадрате. Цифровизация, роботизация - это пока что потёмкинские деревни. Можно ли говорить о них всерьёз при разрушении лучшей в мире системы советского образования и практической ликвидации производства фундаментальных знаний - Академии наук России?

Это варварство по отношению к отечественной науке и производству средств производства (тяжёлой индустрии) прикрывается якобы успешной внешней политикой Путина. На самом деле она более свидетельствует о притязаниях опоздавшего к разделу рынка сбыта и ресурсов недоношенного российского империализма, нежели об удовлетворении национальных интересов. Лишь при извращении здравого смысла можно говорить, что в национальных интересах нашей страны российский капитал вложил 60 млрд долларов в развитие экономики Турции. Нет, сделал он это в своих и только в своих интересах. То же самое можно сказать об инвестициях олигархического капитала в ЮАР, Венесуэлу, иные, весьма удалённые от России страны. И это при острейшей необходимости денежных вложений в развитие отечественного производства.

Путин с завидной регулярностью говорит о международном праве, о беззастенчивом его нарушении со стороны США. И... помалкивает о размещении и боевых действиях турецкой армии на территории суверенной Сирии. Не перехитрил ли Эрдоган Путина?

Тает доверие общества к президенту РФ, поскольку, в частности, его возвеличивание в СМИ строится на переакцентировке общественного внимания с критического, тревожного положения дел в стране на деяния Путина, давшие ему авторитет в народе в уже далёком прошлом (конец 1990-х - начало 2000-х), да на пятилетней давности возвращения Крыма в Россию.

Капитализм не был и не может быть "цивилизованным"

Все родовые черты империализма очевидны в империализме российском. Отдельно выделим его загнивающий характер. Он наиболее нагляден в духовной сфере: в образовании, культуре и нравах буржуазной элиты. Здесь уместно будет вспомнить ленинское афористичное замечание: "Ложная фраза, ложное хвастовство есть гибель нравственная - верный залог гибели политической". Оно было высказано не в отношении к российскому империализму, но его общеметодологическое содержание вполне приложимо к кризисному состоянию духовной жизни империалистической России наших дней.

Завуалированная патриотической риторикой ложь о "стабильном" развитии России, елейные рассуждения иерархов церкви о якобы духовном единстве "верхов" и "низов" (это при вопиющем социальном расколе!), хвастовство российской военной мощью при деиндустриализации страны, демонстрация покорности олигархо-бюрократической элиты президенту Путину при её ужасающей коррупции и развращённости её нравов - всё это внушается ежедневно подрастающему и старшему поколениям через систему американизированного образования и через пропагандистскую индустрию СМИ.

Ложь, обман и разложение всегда были в истории атрибутами кризиса власти, ещё вчера казавшейся незыблемой. Так было с императорской властью перед падением Древнего Рима. Так было и с самодержавной властью российского монарха в 1917 году.

На смену диктатуре буржуазии в мире идёт диктатура пролетариата. На эту смену уйдёт длительная историческая эпоха. Это эпоха перехода человечества от капитализма к социализму. Её завершение - торжество социализма! - столь же неотвратимо, как неотвратимо было и её начало - Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России.

История развенчивает мифы о якобы "цивилизованном" капитализме, к которому, как считают многие, стремился популярный в народе Евгений Примаков. Он, безусловно, в конкретно-исторической ситуации дефолта сыграл свою положительную роль: проводимой им политикой госкапитализма оттащил страну от пропасти. Но он спасал капиталистическую Россию и в своих мемуарах недвусмысленно об этом сказал. Примаков и не думал посягать на диктатуру капитала.

Капитализм никогда не был "цивилизованным". То, что мы наблюдаем в духовной, точнее - в бездуховной, жизни буржуазного мира и капиталистической России, есть продолжение того, что описал М. Горький без малого век назад (1929 год), обозревая кризис духовности в господствующем классе Германии: "Растёт половое распутство, однополая "любовь" почти признана естественным явлением, издаются журналы, пропагандирующие её, легально существуют клубы и рестораны "гомосексуалистов", возрастает преступность среди крупной буржуазии, растут самоубийства в её среде. Обо всём этом буржуазная пресса равнодушно сообщает почти каждый день".

Кажется, что классик обрисовал нравственное вырождение буржуазной элиты современной России. Всё, отмеченное им, а также роскошь и "сладкая жизнь" напоказ и на продажу не проходят бесследно для рабочего класса. "Буржуазия, - писал М. Горький, - пожирала чужой рабочей силы всегда больше, чем это было нужно для удовлетворения её самых широких потребностей, она заразилась страстью к лёгкой наживе, к накоплению денег и вещей, заразилась сама и заразила весь мир. Эта зараза и создала современную нам идиотическую картину: в столицах Европы (теперь в Москве и Санкт-Петербурге. - Ю.Б.) целые улицы магазинов золотых изделий, драгоценных камней, "роскошных пустяков", на создание которых затрачивается масса ценнейшей энергии рабочего класса, а сам рабочий класс живёт впроголодь, у него совершенно отнята возможность развить свои потребности, способности, таланты. Мещанская страсть к бессмысленному накоплению вещей, болезненная страсть к личной собственности привита ему".

Это мы видим сегодня в России. Мещанское, частнособственническое сознание характерно для немалого числа пролетариев. Мещанин - это мелкий собственник, вытравивший в себе мораль труженика. Он готов на стороне крупного собственника пойти на преступление по отношению к слабым собратьям по классу, считая их неудачниками. Он готов к предательству и признаёт только силу. Силу революционного пролетария он ненавидит лютой ненавистью.

Диалектическое мышление, присущее великому пролетарскому писателю, позволило ему увидеть в передовых рабочих, свободных от мещанства, социальную силу для следующего утверждения: "Правда растёт и совершенствуется как правда науки, быстро ведущей людей труда к власти над силами природы, и как правда сознания трудовыми массами их социального первенства и сознания их права на политическую власть. Против этих двух творческих сил... древняя социальная ложь ничего не может выдвинуть, ничем не может оборониться".

Что чрезвычайно важно в данном утверждении Максима Горького - это неизбежность власти людей труда, то есть пролетариев умственного и физического труда, над силами природы при осуществлении осознанного ими права на политическую власть - установление диктатуры пролетариата.

Осквернение великой идеи

С 1961 года, с отказа от диктатуры пролетариата на XXII съезде КПСС, вопрос о пролетарской диктатуре всячески шельмовался, начиная с пресловутой "перестройки". Это происходило в течение жизни двух поколений. Идея пролетарской диктатуры либо замалчивалась, либо интерпретировалась на буржуазный лад как антигуманная и тоталитарная.

В КПРФ лишь на октябрьском пленуме ЦК 2014 года диктатура пролетариата наконец-то была восстановлена в своих правах в качестве главной дефиниции марксистско-ленинской теории. На октябрьском пленуме ЦК 2019 года, в его постановлении, записано положение, обязывающее партию широко пропагандировать идею пролетарской диктатуры и всесторонне раскрывать её сущность: "В современной России установилась диктатура капитала. Государство олигархо-бюрократического капитализма приобрело полицейский характер. Упразднить данную диктатуру можно только путём установления диктатуры пролетариата - власти трудящегося большинства. Такая власть уже была в Советской России - СССР. Именно она спасла Россию от распада в 1917 году".

Таким образом пропаганда или внедрение в массовое сознание, в первую очередь в сознание членов КПРФ, идеи пролетарской диктатуры, о которой большинство из них, увы, мало что знает, выдвинута партией в ряд первоочередных задач. Решить её без обращения к трудам классиков марксизма-ленинизма просто невозможно. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин подходили к определению сущности пролетарской диктатуры как к вопросу "о содержании пролетарской революции". "Диктатура, - утверждал Ленин, - означает... неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть. Во время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатурой". "Диктатура пролетариата есть власть революционная, опирающаяся на насилие над буржуазией" (Сталин).

"Диктатура! Насилие! Тоталитаризм!" - возгласят трубадуры капитала и их подручные - мелкобуржуазные соглашатели. И поведут речи о "чистой", "совершенной", ненасильственной демократии, рассчитывая на политическую наивность да просто безграмотность молодых и не только молодых слушателей, скрывая ту объективную истину, что всякое государство в классовом обществе есть орган насилия. Весь вопрос в том: кого над кем? какого класса над какими классами? Диктатура пролетариата "должна быть государством по-новому демократическим - для пролетариев и неимущих вообще, и по-новому диктаторским - против буржуазии" (Ленин). Растолковывая эту ленинскую мысль, Сталин писал: "Разговоры Каутского и К0 о всеобщем равенстве, о "чистой" демократии и т.д. являются буржуазным прикрытием того несомненного факта, что равенство эксплуатируемых и эксплуататоров невозможно".

"Государство, то есть организованный в господствующий класс пролетариат" (К. Маркс, Ф. Энгельс). Это марксистское определение государства диктатуры пролетариата было забыто и до сих пор забыто официальными социал-демократами Европы и Азии, так как оно, по меткому выражению Ленина, бьёт в лицо оппортунистическим предрассудкам и мещанским иллюзиям о государстве классового мира и внеклассовой демократии.

Современные российские буржуазные демократы ("единороссы"), в их числе и либерал-демократы, вплоть до жириновцев, а также мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты (Миронов и К0) прикрывают своё подчинение олигархическому капиталу, своё соглашение с ним всё теми же мифами о надклассовых, внеклассовых государстве и демократии. Формы прикрытия буржуазного служения разные: от идей государственности, державности и почвенности до идей свободы личности, гуманной демократии и социализма на европейский лад. Не забыта и русская идея. Её попеременно перехватывают друг у друга, дабы выглядеть по-народному. О рабочем классе и эксплуатации человека человеком - ни слова...

Что же касается насилия, то о нём певцы буржуазной демократии готовы говорить до бесконечности, когда речь заходит о Советской власти, то есть о пролетарской диктатуре. И каждый из буржуазной и мелкобуржуазной своры соглашателей с нынешней властью твердит, как заклинание: "Только бы не было революции!" Как будто революции совершались в истории человечества по злой воле заговорщицкой группы... Или по законам королевской Англии (1649 год) и королевской Франции (1793 год). И как будто сопровождавший их террор исходил от тёмной силы "народной сволочи", как то изобразил Иван Бунин в "Окаянных днях".

В данной связи на память приходят следующие ленинские строки из "Письма к американским рабочим" (1918 год): "Английские буржуа забыли свой 1649-й, французы свой 1793-й год. Террор был справедлив и законен, когда он применялся буржуазией в её пользу против феодалов. Террор стал чудовищен и преступен, когда его дерзнули применять рабочие и беднейшие крестьяне против буржуазии! Террор был справедлив и законен, когда его применяли в интересах замены одного эксплуатирующего меньшинства другим эксплуататорским меньшинством. Террор стал чудовищен и преступен, когда его стали применять в интересах свержения всякого эксплуататорского меньшинства, в интересах действительно огромного большинства, в интересах пролетариата и полупролетариата, рабочего класса и беднейшего крестьянства!"

Мирный или немирный путь революции

Ленин рассматривает террор как крайнее средство классовой борьбы в условиях революции (и контрреволюции, примером чему служит расстрел из танков Дома Советов в октябре 1993 года). При этом он замечает, что революция всегда и во всех странах принимала форму гражданской войны, а "гражданская война немыслима ни без разрушений тягчайшего вида, ни без террора, ни без стеснения формальной демократии". Она, революция, возникает там и тогда, где и когда противоречие между горсткой обнаглевших, захлебывающихся в роскоши миллиардеров и миллионами трудящихся, живущих на грани нищеты, доходит до социального взрыва. Когда громадное эксплуатируемое большинство пролетариев (не только рабочие, ИТР и служащие госпредприятий и частных учреждений, но и живущие продажей своего труда и не имеющие какого-либо капитала преподаватели вузов, учителя, врачи - словом все пролетарии умственного труда), а также эксплуатируемые полупролетарии (малый бизнес, крестьянство, трудящееся в сохранившихся коллективных хозяйствах) уже не могут терпеть социальный гнёт крупного капитала. То есть когда низы уже не могут жить по-старому, а верхи - по-старому управлять.

По мнению ряда серьёзных исследователей, "холодная" гражданская война давно уже идёт в России. Первым об этом сказал С. Кара-Мурза. Когда она перерастёт в "горячую", никакой пророк не скажет. "Но обострение общего кризиса приближает Россию к национальной катастрофе. Мы должны быть готовы к такому повороту, когда политическое прозрение рабочих может пойти радикально быстро" (из постановления октябрьского пленума ЦК КПРФ 2019 года). Революции всегда случаются неожиданно, сколько ни готовься к ним загодя, сколько загодя ни проклинай их и ни причитай: "Да минует нас чаша сия".

Ленин как политик-учёный готовил большевистскую партию к революции, ибо в результате всестороннего анализа общественных отношений в России знал, что революция в ней неизбежна. Знал, что неизбежна в революционную эпоху гражданская война, в которой главный вопрос - вопрос о власти: кто кого - диктатура капитала или диктатура пролетариата.

Ленин знал: гражданская война - это большие жертвы с обеих противоборствующих сторон одного народа. Чтобы избежать их, он готов был пойти на тактический компромисс с меньшевиками и эсерами, о чём писал в статье "О компромиссах" 1-3 (14-16) сентября 1917 года. Читаем: "Теперь, и только теперь, может быть всего в течение нескольких дней или на одну - две недели такое правительство (без буржуазии. - Ю.Б.) могло бы создаться и упрочиться вполне мирно. (Выделено мной. - Ю.Б.) Оно могло бы обеспечить, с гигантской вероятностью, мирное движение вперёд всей российской революции и чрезвычайно большие шансы больших шагов вперёд всемирного движения к миру и к победе социализма.

Только во имя этого мирного развития революции - возможности, крайне редкой в истории и крайне ценной, возможности, исключительно редкой, только во имя её большевики, сторонники всемирной революции, сторонники революционных методов, могут и должны, по моему мнению, идти на такой компромисс".

Суть компромисса состояла в том, что большевики отказались бы от требования перехода власти к пролетариату и беднейшему крестьянству, то есть от немедленного установления диктатуры пролетариата. Но при условии полной свободы большевистской пропаганды и агитации и созыва Учредительного собрания без оттяжек или даже в более короткий срок.

"Может быть, - писал Ленин, - это уже невозможно? Может быть. Но если есть даже один шанс из ста, то попытка осуществления такой возможности всё-таки стоила бы того, чтобы осуществить её". Увы, из-за предательской политики меньшевиков и эсеров время было упущено.

Ленин знал (не мог не знать), что вопрос о мирном взятии власти пролетариатом много ранее волновал К. Маркса. Выступая на митинге в Амстердаме 8 сентября 1872 года, тот говорил: "Мы знаем, что надо считаться с учреждениями, нравами и традициями различных стран; и мы не отрицаем, что существуют такие страны, в которых рабочие могут добиться своей цели мирными средствами. Но даже если это так, то мы должны также признать, что в большинстве стран континента рычагом нашей революции должна послужить сила". Годом ранее К. Маркс, обращаясь к буржуазным правительствам, выразил эту мысль геометрически чётко и лаконично: "Мы будем действовать против вас мирно, где это окажется для нас возможным, оружием - когда это станет необходимым".

Можно сказать, в соответствии с данной формулой К. Маркса в России, в Петрограде, свершилось победоносное Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. Оно было почти бескровным. В Смольном - штабе Октябрьской революции - царило всеобщее ликование. Один лишь Ленин не разделял его, был сосредоточенно задумчив. Ближайшие соратники спросили его: "Отчего же вы не радуетесь, Владимир Ильич?" И в ответ услышали: "Ещё будет много крови". Он один тогда предвидел интервенцию и кровопролитную гражданскую войну. Он сознавал их неизбежность.

Мирный или немирный путь установления пролетарской диктатуры находится в прямой зависимости от внутренней и внешней политики российской буржуазной власти. Об этом в Программе КПРФ сказано достаточно чётко: "КПРФ выступает за мирный переход к социализму. Вместе с тем, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, власть обязана заботиться о нуждах народа, чтобы он "не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения. Сложившийся в стране режим, проводя антинародную политику, сам роет себе могилу".

Таким образом в своей Программе Коммунистическая партия Российской Федерации выражает готовность к мирному и немирному повороту событий. Очевидно, для КПРФ пришло время заявить, что российский империализм сам создаёт предпосылки для ликвидации буржуазной диктатуры и установления в России диктатуры пролетариата в форме советского народовластия.

Власть, уничтожающая эксплуатацию человека человеком

Советская власть как диктатура пролетариата для псевдолевых Запада - тема запретная. Поневоле вспомнишь сказанное Лениным в "Государстве и революции" (1917 год): "Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата".

Остаётся только пожалеть тех, кто по наивному неведению принимает за социалистов социал-демократов Германии, псевдосоциалистов Франции, Сандерса в США и Миронова из "Справедливой России". Для них пролетарская диктатура - это насилие, и только. Они превратили её в пугало для мещан, а их у нас расплодилось немало.

Что диктатура пролетариата "не есть только насилие над эксплуататорами", веками присваивающими результаты труда рабочих, пролетариев и полупролетариев, - это научно доказано Марксом, а за ним Энгельсом, Лениным и Сталиным. Цитирование только лишь их основных выводов на этот счёт заняло бы немалый объём настоящей публикации.

Пролетарская диктатура, по утверждению Ленина, представляет даже не главным образом насилие над эксплуататорскими классами (над классом буржуазии прежде всего), которые с бешеной энергией попытаются реставрировать капиталистический строй, в коем они так сладко жили, она, эта диктатура, в первую очередь "уничтожит эксплуатацию человека человеком и осуществит более высокий тип общественной организации труда, по сравнению с капитализмом".

Диктатура пролетариата - это не теоретическая абстракция. Это практика, благодаря которой человечество было избавлено от фашистского рабства ХХ века. Это практика жизни России с 1917 года: из отсталой страны с крестьянской сохой Советская власть преобразовала её в мировую державу с ядерным реактором и штурмом космоса. Реставрация капитализма в нашей стране - явление временное. Это расплата за оппортунизм в правившей партии КПСС.

В данной связи скажем об одном из важнейших условий действенности пролетарской диктатуры - о диалектическом единстве насилия над эксплуататорским меньшинством и его носителями в условиях социализма и революционными социалистическими, созидательными преобразованиями общества. Об этом убедительно просто писал Сталин: "Диктатура пролетариата имеет свои периоды, свои особые формы, разнообразные методы работы. В период гражданской войны особенно бьёт в глаза насильственная сторона диктатуры. Но из этого вовсе не следует, что в период гражданской войны не происходит никакой строительной работы. Без строительной работы вести гражданскую войну невозможно. В период строительства социализма, наоборот, особенно бьёт в глаза мирная, организаторская, культурная работа диктатуры, революционная законность и т.д. Но из этого опять-таки вовсе не следует, что насильственная сторона диктатуры отпала или может отпасть в период строительства. Органы подавления, армия и другие организации, необходимы теперь, в момент строительства, так же, как в период гражданской войны. Без наличия этих органов невозможна сколько-нибудь обеспеченная строительная работа".

Вспомним, что в годы коварной перестройки именно органы подавления (да) антисоветского, то есть антигосударственного движения (различного рода "демократических" образований) и обеспечения национальной безопасности (армия, КГБ), шельмовались с молчаливого одобрения генсека ЦК КПСС, президента СССР М. Горбачёва. А начиналось всё с хрущёвского отказа от диктатуры пролетариата. Мало кто догадывался тогда, что это может оказаться равнозначным отказу от Советской власти. Отрезвление же пришло, когда это воочию случилось в октябре 1993 года.

Реставрация капитализма - результат контрреволюции. Её ползучий характер был закодирован в "новом мышлении", что являло собой идеологическую конвергенцию - якобы возможный и необходимый компромисс социализма и капитализма: "Все мы плывём в одной лодке". Оппортунизм как предательство - таков суровый урок для нас, коммунистов.

Социализм вернётся в Россию, в ней растёт запрос на него как на социальную справедливость. Именно усиление общественной потребности в этой справедливости, а отнюдь не ностальгия по советскому прошлому, хотя и она имеет место, - вот главная причина роста популярности Сталина в наши дни.

Две линии: Сталина и Троцкого

Особого внимания заслуживает вопрос о диктатуре пролетариата и "диктатуре партии". Последние два слова Ленин брал в кавычки и, как отметил Сталин, использовал их не более пяти раз: "Ленин упоминает слово диктатура партии не в точном смысле этого слова ("власть, опирающаяся на насилие"), а в переносном смысле, в смысле руководства". Но и руководство партии, по замечанию Сталина, не означает, "что диктатура пролетариата исчерпывается руководящими указаниями партии". Сталин ставит вопрос: значит ли это, что руководящие указания партии можно отождествлять с диктатурой пролетариата? И так отвечает на него: "Между руководящими указаниями партии и их претворением в жизнь лежат, следовательно, воля и действия руководимых, воля и действия класса, его готовность (или нежелание) поддержать такие указания, его умение (или неумение) провести их так именно, как требует этого обстановка. Едва ли нужно доказывать, что партия, взявшая на себя руководство, не может не считаться с волей, с состоянием, с уровнем сознания руководимых, не может сбрасывать со счёта волю, состояние и уровень сознания своего класса".

Никак не в результате насилия, а по воле трудящихся масс, по потребности в созидании освобождённых от эксплуатации людей произошло социалистическое преображение страны, превратившее её в великую державу мира. Любовь к Советской Родине, вера в Советскую власть как в свою, родную, страстное стремление к творчеству, познанию и открытию нового, неизведанного породили Стахановское движение, героизм Чкалова, Байдукова, Белякова, подвиг папанинцев и массовый героизм в годы Великой Отечественной, Великую Победу 1945-го... Как говорят философы, во всенародном социалистическом движении в снятом виде надо видеть руководящую роль партии советских коммунистов.

"А массовые репрессии 1937 года, а ГУЛАГ - в них тоже надо видеть руководящую роль партии в осуществлении диктатуры пролетариата?" - язвительно спросят нас, коммунистов, наши противники.

Безусловно, и мы не намерены предавать это умолчанию. Карающая роль Советского государства в отношении его врагов (врагов народа, которые вели подрывную деятельность против Советской власти), а также в отношении асоциальных элементов (занимавшихся бандитизмом, воровством, мошенничеством и т.п.) - эта роль обеспечивала гражданскую и национальную безопасность.

Были ли невинно пострадавшие? Да, были, что партия и правительство признали и осудили в Постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия". В нём было сказано о грубейших нарушениях социалистической законности, допущенных прокуратурой и НКВД. За это руководитель НКВД СССР Ежов и ряд ответственных работников НКВД и прокуратуры по решению военной коллегии Верховного суда СССР были приговорены к смертной казни.

Всё сказанное происходило в условиях грозового предвоенного времени (война против СССР была неотвратимой) и острейшей идеологической борьбы в партии по судьбоносному для страны вопросу: быть ли ей инициатором перманентной (непрерывной) мировой революции (линия Троцкого и сомкнувшихся с ним Каменева, Зиновьева и Бухарина) или мобилизовать все свои силы для построения социализма в отдельно взятой стране - СССР (линия Сталина и его соратников - Дзержинского, Молотова, Кирова, Орджоникидзе, Куйбышева, др.)? Победила сталинская линия, ничего общего не имевшая с "диктатурой партии", которая в полной мере отвечала линии Троцкого.

Троцкий в 1919 году в "Записках в ЦК РКП" доказывал необходимость изменить стратегию мировой революции: начать не с Европы, а с Азии, полагаясь на успехи Красной Армии на Восточном фронте. "Путь на Париж и Лондон лежит через города Афганистана, Пенджаба и Бенгалии". Для этого нужно только создать "конный корпус (30000-40000 всадников) с расчётом бросить его на Индию". Иными словами, обречь рабочих и крестьян на новые жертвы - армия-то была рабоче-крестьянской. Было ли это в интересах рабочего и крестьянского классов? Конечно же, нет. Для Троцкого диктатура пролетариата тождественна "диктатуре партии".

В 1920 году он предлагал создать военизированную трудовую армию и в том же году утверждал, что "крестьянин должен будет давать советскому хозяйству натуральный налог в виде хлеба под страхом беспощадной расправы". Троцкий постоянно предлагал партии применять насилие над трудящимися классами. По Сталину, такое отождествление превращает партию из вождя и учителя пролетариата в государственную власть, "применяющую к нему насилие".

В годы горбачёвской перестройки её идеологи, пользуясь троцкистской технологией осквернения созидательных идей Сталина, приписывали ему троцкистскую "диктатуру партии".

Пропаганда идеи диктатуры пролетариата коммунистами России - работа нелёгкая, учитывая, что советский рабочий класс, увы, завершил свою героическую историю в руинах деиндустриализации, а новый пролетариат формируется, испытывая на себе влияние буржуазной идеологии, замаскированной словесами, под колокольный звон любви к Отечеству. Как говорил Маркс, самой неприступной крепостью является человеческий череп. Но, как бы продолжая его мысль, Сталин утверждал: "Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики". КПРФ остаётся доказать это.

Диктатура пролетариата - неизбежность для всего человечества. Иначе не уничтожить господство частной собственности - причину всех социальных бед, бездуховности и варварства в отношении к природе. Как бы труден ни был путь построения социализма, народ России его одолеет. Это не заклинание. Это знание того, что было и должно быть на новом витке истории. Наше общество выстрадало это знание. Пролетарии России, объединяйтесь!

Газета "Правда" No.133 (30920) 29 ноября-2 декабря 2019 года, 3 полоса

https://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

Искусственного интеллекта нет, не может быть и никогда не будет

С.С. Сулакшин

Начать нужно с некоторой неудовлетворенности по поводу того, как легко принято в дискуссии и тезаурусе тематики круглого стола понятие искусственный интеллект (ИИ). Я же имею основания утверждать, что никакого искусственного интеллекта нет и не может быть в принципе. Интеллект это характеристика человеческого сознания. Если же мы говорим об искусственности характеристики, то это значит, что должен быть произведен идентичный человеку субъект, с характеристикой, которую мы условно называем, многого не договаривая, сознанием. Но плюс ещё одухотворенность, одушевленность, что есть абсолютно материальная категория, хотя доказательства этого тезиса не вписываются в доступные для выступления рамки. Тем не менее, в логическом построении это допущение вполне может быть принято.

Искусственность заключается в том, что свойство человеческого сознания, называемое интеллектом, как способность к анализу, рациональным выводам, постановке задач, вторжению эмоций в логический аппарат, интуиции, как творческое начало в логическом аппарате - всё это должно произвести искусственно. Но, как правило, с какой-то легкостью удовлетворяются тем, что так называемый ИИ воспроизводит весьма ограниченную часть, мизерную, логико-техническую часть человеческого интеллекта. Но мы же не называем искусственной женщиной резиновую куклу, которая воспроизводит определенные свойства того, что мы пытаемся промоделировать когнитивно, говоря об искусственном интеллекте. Мы же робота не называем искусственным человеком. Произошла какая-то избыточная пафосная сакрализация, скорее всего от восторженной журналистики. Отвергаю сам термин - искусственный интеллект. Он неадекватен и разрушает смысловую когнитивную модель самого человеческого интеллекта. Искусственный интеллект по определению не может быть. Если интеллект когда-нибудь и будет создан (о чем реплика еще впереди), то это будет интеллект настоящий, то есть человеческий.

Вместе с тем есть усилители интеллектуальной способности человека. В виде логарифмической линейки - 50 лет тому назад, в виде арифмометра - 30 лет назад, в виде компьютера, в виде нейронной сети. Они все восроизводят отдельные функции интеллекта человека. Но не приходило же в голову логарифмическую линейку объявлять искусственным интеллектом. Безусловно будут другие инженерно технические достижения, которые усиливают некотоорые функции интеллекта человека, но не более.
Сакрализация искусственного интеллекта исходит из неявного проективного футурологического вызова: а сможет ли человек и человечество когда-нибудь создать искусственное сознание и человека идентичного тому, который создан эволюцией, господом или природой, кому какой словарь удобней использовать? Ответ на этот вызов совсем не очевиден, хотя уже сегодня есть экспериментальные физические предпосылки, говорящие о том, что сознание материально, целостно, всемирно и отчуждаемо от локализованного индивида - человека. То есть оно познаваемо и, поскольку это так, то, вероятно, в перспективе мысленного эксперимента воспроизводимо.

Но этому вроде бы противоречит тоже физический эксперимент, который апеллирует к уровню структурной сложности, на котором обустроена эта нетрадиционно нами интерпретируемая материя. Нетрадиционно, поскольку в Большой советской энциклопедии до сих пор кто-то черпает поддержку традиционного противопоставления идеалистического и материалистического.

Так вот, структурная сложность организации материи, в том числе относимой к человеческому сознанию (душе) может быть настолько великой, "бесконечно" великой, что логика заставляет сделать вывод: никогда человеческое сознание не будет сконструировано в виде идентичной реплики, которую можно было бы правомочно назвать искусственным интеллектом. Хотя есть и еще один вызов. Но пока задам простейший вопрос. Мы живём в пространстве, где уже есть нанотехнологии. Нано - это 10 в минус 9 степени, а давайте представим себе пространство с характерной метрикой в 10 в минус миллиард миллиардов миллиардной степени. Мы даже вообразить не можем, что это за степень структурной сложности, как это можно осмыслить, но зато хорошо понимаем, что движение и познание в этом направлении бесконечно.

Поэтому мой призыв на старте дискуссии и поиска актуальных предложений относительно научно-технического прогресса в том, чтобы четко договориться о смыслах, которыми нагружаем термины. Говорится об искусственном интеллекте, а слышится и понимается, что он якобы субъектен, что он может породить внутри себя, на своём собственном основании свои потребности. Но это же не так! Ни сформировать потребности, в том числе нерациональные (любовь, самопожертвование, эмоцию, удовлетворение, как антитезу удовольствию), ни поставить цель и задачу для развития искусственный интеллект не может. Пылесос ИИ бегает по полу и у него вроде бы есть потребность подзарядки (покушать), но все потребности, которые у него могут быть, задаются оператором, инженером, конструктором программистом.

Поэтому, когда поднимается тема этизации искусственного интеллекта, то вероятно правильнее было бы говорить об этизации разработчика, программиста и оператора, а вовсе никакого не искусственного интеллекта. Никакой этизации арифмометра или компьютера быть не может. А вот этизация разработчика и пользователя уже существующих и будущих, еще более сложных, устройств и всё более опасных по своим военным возожностям, по своим античеловеческим, расчеловечивающим технологиям и возможностям, конечно же тема актуальная. Об этом нужно вести речь.

Следующее замечание. А почему речь идёт только об этизации? Этика - это всего лишь конвенциальная область договоренности о том, что хорошо, что плохо и как себя надо вести. Это правила поведения. Правы были ведущие докладчики, когда говорили, что этика это вещь относительная: культурные и даже цивилизационные особенности программируют и особенности этизации. Но почему мы не ставим вопрос о том, что существует ещё мораль, хотя и этим термином я не удовлетворен, потому, что в латинских языках нет нашего русского слова - нравственность.

Утверждаю, что существуют не относительные культуропривязанные наборы правил поведения в дихотомии хорошо-плохо. Существуют абсолютные, общие для всего мироздания константы, а именно то, что есть добро и что есть зло, что есть хорошо и что есть плохо. При этом ставлю проблему: что такое добро и зло в абсолютных координатах? Объяснимы ли они так же, как физические константы ускорения свободного падения, постоянной Планка и так далее. Можно ли определить социальные поведенческие ценностные константы, которые в явном виде определяют, что это добро, а вот это зло? Это вызов, это проблема. Вспоминая наш с В. Багдасаряном творческий путь, хочу сказать, что данная задача разрешима. Человечеству можно предложить набор упомянутых абсолютных констант, который ведущие мировые религии в своей ценностной базе давно нашли и, больше того, эти ценности корреспондируют для всех них! Поднять эту проблему - предписывая, настаивая, в том числе, и в правовом международном пространстве вводя абсолютные ценностные константы, представляется очень актуальной темой. Абсолютные истинно человеческие ценности тогда будут программировать программиста, а не воображаемый искусственный интеллект.

И последнее соображение как вызов в этом же поле. Можно ли логико- модельным и теоретическим образом ответить: доступно ли человеку создать уже в точном смысле слова искусственный интеллект или точнее искусственного человека? С сознанием, с душой, с оразумленнием? Предлагаю простой мысленный эксперимент. Сегодня можно протезировать руки, ноги, сердце, почки. Через миллионы лет - для нашего мысленного эксперимента временных границ нет - можно будет создать все компакты, атомы-молекулы мозга, миллиарды нейронов и их сетей, но будет ли это человек? Будет ли это ИИ? Вызов состоит в том, что человек не локален, он есть принадлежность другого, несравненно большего внешнего Субъекта, о котором религии говорят в своей афористической форме. Так вот, если мы даже создадим искусственного человека, внешний Субъект может не согласиться с такой игрушкой, потому, что это и его неотъемлемое дело и вопрос. Нам, вообразившим себя венцом природы, от него дистанцироваться невозможно. ОН есть мы, ОН есть в нас. Нас без НЕГО не бывает. "Овощ" после травмы или комы бывает, но человека истинного, человека категориального не бывает. Но предположим, что вдруг удастся ЕГО уговорить или убедить и ОН осенит нашего резинового человека. Это забавно, но тогда это будет не искусственный интеллект. А естественный, то есть настоящий человек. В предложенном когнитивном формализме очевидно, что человек сам по себе не может создать ИИ, это касается не только его.

Поэтому вопрос о представлении абсолютной опасности искусственного интеллекта подменяет вопрос о том, возможен ли человек локальный. Наша гипотеза, основанная на некоторых экспериментальных предпосылках, говорит, что нет, не возможен. Человек - это не локалитет, а принадлежность целостности, о которой ясно и четко говорят религии, а "наука" пока ограничивается в своем поиске комиссией по лженауке. Настоящая же наука, и физика, и математика, и, надеюсь, подключится гуманитаристика, уже пробивает установленные рамки.

Автор Степан Степанович Сулакшин - д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Выступление на Круглом столе в МГОУ 17 апреля 2019 г.

http://rusrand.ru/

*   *   *   *   *   *   *

История сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225

Василий Сычёв

В конце августа 2016 года украинская госкомпания "Антонов" и китайская корпорация AICC подписали соглашение о сотрудничестве по программе тяжелого транспортного самолета сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 "Мрия". Договор предусматривает достройку второго самолета такого типа и поставку его Китаю, а также развертывание лицензионного производства транспортников Ан-225 на территории азиатского государства. Мы решили вспомнить историю крупнейшего в мире транспортного самолета, который в свое время рассматривался в качестве платформы воздушного старта для многоразовых космических кораблей, а не как обычный курьер для тяжелых габаритных грузов.

Ан-225 "Мрия" ("Мечта") был спроектирован в СССР всего за четыре года и в 1988 году совершил первый полет. Но история самого известного сегодня транспортника началась раньше, еще в 1970-е годы. Тогда в СССР в качестве ответа на американскую лунную программу "Аполлон" начали разрабатывать новую универсальную ракетно-космическую транспортную систему. Она должна была обеспечить пилотируемые полеты на Луну и Марс, запуск транспортных космических кораблей "Буран", вывод на орбиту военных грузов и орбитальных станций. Эти работы с 1976 года велись в рамках масштабного проекта "Рассвет", позднее переименованного в "Энергию".

Работами над "Рассветом", согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР, занимались научно-производственное объединение "Энергия", НПО "Молния", опытное-конструкторское бюро "Буревестник" и экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева. Последний отвечал за создание тяжелого транспортного самолета, который мог бы возить тяжелые и большие составные части новой ракеты-носителя на большие расстояния, куда доставка их обычным морским или железнодорожным транспортом была бы либо крайне осложнена, либо вовсе невозможна.

Дело в том, что предприятия советской космической и военной промышленности были сильно разбросаны по республикам СССР. Например, "Энергия" и "Молния" в то время находились в Москве, завод имени Мясищева - в подмосковном Жуковском, а "Буревестник" - в Нижнем Новгороде. Некоторые детали ракет проекта "Рассвет" делались на Украине. Так, системы управления изготавливались в Харькове научно-производственным объединением "Электроприбор". Испытания составных частей новой ракеты должны были проходить на основном советском космодроме Байконур в Казахстане.

Времени, отведенного на разработку проекта, было мало. На первом этапе к работе над ним привлекли конструкторское бюро имени Антонова, который предлагал модернизацию и модификацию уже существующего транспортника Ан-22. Но этот самолет по своим размерам и возможностям для проекта "Рассвет" не подходил. Параллельно велась разработка нового транспортного самолета Ан-124 "Руслан", но ее завершение планировалось на 1980-е годы. По этой причине участники проекта "Рассвет" решили создавать новый транспортник на базе уже имеющихся стратегических бомбардировщиков 3М.

Для разработки нового самолета, получившего обозначение 3М-Т "Атлант" (Т - транспортный), ВВС СССР вывели из своего состава три бомбардировщика 3МН с бортовыми номерами "1402", "1502" и "1504". Последний был переконфигурирован в статический образец для проведения прочностных испытаний. Остальные два самолета прошли переделку, в которой также приняли участие специалисты завода имени Хруничева, Ташкентского и Омского авиационных производственных объединений. Бомбардировщики получили новое оперение, усиленные шасси и планер, а также лишились створок бомболюка и вооружения.

Специальный транспортный самолет NASA - Boeing 747 Shuttle Carrier Aircraft - перевозит американский челнок многоразового использования "Эндевор" (Space Shuttle Orbiter Endeavour), 1998 год NASA/KSCThe

Технические доработки стратегических самолетов были сделаны таким образом, чтобы они могли перевозить "чувствительные" грузы внутри грузовых отсеков и габаритные - на специальном надфюзеляжном креплении. На него планировалось крепить грузы, по своей длине сопоставимые с длиной самолета, например, топливные баки ракеты-носителя, обтекатели, ступени. На этом же креплении планировалось перевозить и космические корабли "Буран", создававшиеся с 1976 года в качестве военного ответа на американскую программу Space Shuttle. Эту программу Москва считала военной, представляющей угрозу для СССР.

Первый 3М-Т уже в 1982 году выполнил два первых транспортных рейса из Куйбышева (ныне Самара) на Байконур. Транспортник перевез водородный бак, носовой и хвостовой обтекатели, а также кислородный бак, приборный и двигательный отсеки и головную часть ракеты-носителя "Энергия". В том же году самолет поступил на вооружение ВВС СССР. Его длина составляла 58,7 метра, размах крыла - 53,14 метра, высота - 14 метров. При максимальной взлетной массе в 210 тонн 3М-Т мог перевозить грузы массой до 50 тонн на расстояние до 9,4 тысячи километров. В 1983 году, когда один из транспортников уже выполнял регулярные грузовые рейсы на Байконур, второй экземпляр самолета приступил к летным испытаниям с макетом "Бурана", у которого был отсоединен киль. Масса макета составляла около 45 тонн.

Для соблюдения секретности 3М-Т после принятия на вооружение перекрасили в цвета "Аэрофлота". При этом, чтобы скрыть бомбардировочное прошлое самолета, надпись "3М-Т" на его борту хотели стереть, но в итоге поступили иначе - исправили цифру "3" на букву "В", дорисовав слева палочку. По официальным же документам самолет все равно проходил под обозначением 3М-Т. В 1988 году один из "Атлантов" доставил на "Байконур" части космического аппарата "Буран". В октябре 1988 года "Буран" совершил первый (и последний) беспилотный полет вокруг Земли.

Вскоре после успешного запуска "Бурана" программу ВМ-Т свернули, а самолеты были законсервированы на неопределенный срок. В 1989 году они уже были официально сняты с вооружения ВВС СССР. За все время эксплуатации ВМ-Т выполнили около 150 испытательных и транспортных полетов. Поводом для отказа от ВМ-Т стала советская программа разработки многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), частью которой изначально был "Буран" (потом разработчики решили создать новый космический корабль). Грузоподъемности "Атланта" для целей новой программы, стартовавшей в 1981 году, катастрофически не хватало.

По расчетам специалистов, программе нужны были транспортники с грузоподъемностью не менее 250 тонн. Дело в том, что проект МАКС предполагал использование транспортника-носителя в качестве платформы воздушного старта для космического корабля. Самолет должен был нести одноразовую первую ступень космического комплекса, представляющую собой огромный топливный бак, и вторую ступень - непосредственно многоразовый космический корабль. Последний проектировался по схеме ракетоплана - самолета с коротким крылом, ракетными двигателями и термоустойчивым покрытием.

Основным разработчиком проекта МАКС было НПО "Молния". Конструкторы предприятия рассматривали три варианта многоразовой космической системы. В первом транспортный самолет поднимал на себе одноразовый топливный бак и пилотируемый корабль с космонавтами и грузами на борту общей массой до семи тонн. Второй вариант предполагал добавление одноразовой ракетной ступени, что позволило бы увеличить общую грузоподъемность космической системы до 18 тонн. Третий вариант предполагал использование беспилотного космического корабля. Во всех вариантах транспортный самолет с космическим аппаратом на спине должен был подниматься на высоту десяти тысяч метров и делать "горку", на пике которой груз отсоединялся бы и уже самостоятельно продолжал полет в космос.

Программа МАКС сулила множество преимуществ. Во-первых, транспортные самолеты могли бы стартовать со взлетно-посадочных полос обычных аэродромов и аэропортов, то есть отпадала необходимость регулярного использования далекого Байконура. Во-вторых, такая схема делала вывод в космос различных грузов существенно дешевле по сравнению с обычными ракетами-носителями. В-третьих, связка транспортного самолета и космического корабля позволила бы значительно ускорить вывод на орбиту космонавтов и грузов, поскольку она не требовала такой тщательной подготовки к старту, как ракеты-носители.

В 1984 году началась разработка нового тяжелого транспортного самолета на замену ВМ-Т. Он получил обозначение Ан-225. Так же, как и в случае с "Атлантом", время поджимало. Программа "Рассвет", уже переименованная в "Энергию", требовала самолетов для перевозки частей ракет-носителей. Ей же был необходим самолет, который мог бы доставлять "Бураны" на Байконур с запасных аэродромов, где они могли совершать посадку. Для быстрого создания нового более грузоподъемного, чем ВМ-Т, транспортника разработчики решили использовать еще разрабатывавшийся проект Ан-124 "Руслан".

Для этого вовлеченное в проект конструкторское бюро Антонова изменило проект Ан-124, совершившего первый полет в декабре 1982 года. Переделанный самолет получил фюзеляжные вставки перед и позади крыла, увеличившие длину самолета с 69 до 84 метров. Правая и левая консоли крыла также получили удлиняющие вставки - крыло увеличенной длины позволяло увеличить подъемную силу, а значит, и грузоподъемность. Размах крыла Ан-225 после удлинения составил 88,4 метра по сравнению с изначальными 73 метрами.

В результате всех переделок объем грузового отсека Ан-225 достиг 1,3 тысячи кубических метров: 6,4 метра в ширину, 4,4 метра в высоту и 43,4 метра в длину. Для сравнения, расстояние, которое во время первого полета в 1903 году пролетел самый первый моторизованный самолет - "Флайер" братьев Райт, составило 36,5 метра. Вносить грузы во внутренний отсек Ан-225 можно было так же, как и у базового Ан-124, - через проем в передней части фюзеляжа, открывающийся при поднятии носовой части с кабиной пилотов. При этом от аппарели (грузовой двери) в хвостовой части, имеющейся у "Руслана", конструкторы из соображений снижения массы отказались.

Над фюзеляжем Ан-225 установили внешние крепления. Для того чтобы самолет мог перевозить на себе грузы длиной с фюзеляж, конструкторы переработали хвостовое оперение базового Ан-124 - кили с рулями направления смонтировали на законцовках консолей горизонтального стабилизатора. Таким образом часть габаритного груза могла лежать между килями и не мешать нормальному управлению самолетом.

Поскольку Ан-225 не планировалось использовать в военных целях, как это предусматривалось проектом Ан-124, самолет получил более короткие стойки шасси. Из-за этого, а также из-за своей большой массы (максимальная взлетная масса - 600 тонн) "Мрия" лишилась возможности использовать для взлета и посадки грунтовые аэродромы. На самолет установили 16 стоек шасси с 32 колесами: четыре колеса на передних двух стойках и 28 - на основных по 14 с каждой стороны. Передняя и задняя пары колес основных стоек шасси могут поворачиваться, позволяя самолету разворачиваться в пределах взлетно-посадочных полос шириной всего 60 метров.

На консоли крыла конструкторы установили по одному дополнительному подвесу для турбовентиляторных реактивных двигателей Д-18Т, способных развивать тягу до 229,9 килоньютона. Таким образом количество силовых установок по сравнению с базовым проектом Ан-124 увеличилось на две: с четырех до шести единиц. Это было необходимо не столько для приведения в движение самолета (хотя и это тоже было важным), сколько для создания избыточности. Ан-225 предстояло возить дорогостоящие грузы, включая опытные образцы, собиравшиеся штучно на протяжении долгого времени. Шесть двигателей служили гарантией того, что самолет не упадет где-нибудь в тайге из-за отказа части силовых установок.

В своем первоначальном виде "Мрия" должна была стать частью МАКС лишь в качестве транспорта космических кораблей и частей ракет-носителей. На базе самолета конструкторы планировали создать еще более грузоподъемный Ан-325. По своей схеме он практически ничем не отличался бы от Ан-225, но имел бы более мощные двигатели и доработанную систему крепления грузов к верхней части фюзеляжа. Ан-325 рассматривался в качестве основной платформы воздушного старта орбитальных самолетов и доработанное крепление грузов как раз позволяло бы отстегивать космические корабли в полете на пике "горки".

Первый полет "Мрии" состоялся 21 декабря 1988 года, а грузовые рейсы самолет начал выполнять в 1989 году. Тогда же советское правительство задумалось о коммерциализации Ан-225, который за деньги перевозил бы грузы иностранных заказчиков. Для этих целей планировалось построить второй транспортник, однако из-за распада СССР и прекращения финансирования проекта работы не были завершены. Сегодня вторая "Мрия" в виде фюзеляжа, консолей крыла и хвостового оперения хранится в ангаре госкомпании "Антонов" на Украине. Готовность второго образца самолета составляет 70 процентов.

Ан-225 способен развивать скорость до 850 километров в час. Крейсерская скорость транспортника составляет 800 километров в час, а дальность полета - около 15 тысяч километров. С 1989 года и до 2001-го "Мрия" не использовалась. Созданной в 1989 году компании Antonov Airlines, отвечавшей за грузоперевозки, для выполнения заказов хватало обычных Ан-124. Кроме того, на модификацию Ан-225 для обычных грузоперевозок у компании не хватало средств. А в проекте "Бурана", приостановленном в 1990 году и окончательно закрытом в 1993-м, Ан-225 больше не использовались.

Только в середине 1990-х годов Antonov Airlines начала получать заявки на перевозку тяжелых габаритных грузов. Ан-124 помочь в этом не могли. Тогда авиаперевозчик провел модернизацию "Мрии", сняв специальное оборудование, оставшееся от космической программы, переоборудовав грузовой отсек и оснастив его жесткой палубой, а также заменив устаревшие двигатели более современными их версиями. В результате проведенных работ максимальная взлетная масса Ан-225 увеличилась до 640 тонн. При этом удалось добиться и увеличения расчетной максимальной грузоподъемности.

23 мая 2001 года Межгосударственный авиационный комитет выдал "Антонову" сертификат типа на транспортный самолет Ан-225 с заводским номером 01-01 и бортовым номером UR-86060. Такой сертификат позволяет эксплуатировать летательные аппараты в едином воздушном пространстве наравне с другими самолетами и вертолетами. Полученный документ позволил Antonov Airlines совершать коммерческие грузовые рейсы на Ан-225. В том же 2001 году были проведены испытания на максимальную грузоподъемность "Мрии": транспортник с четырьмя основными боевыми танками общей массой 253,8 тонны выполнил полет на высоте 10,7 тысячи метров по замкнутому маршруту протяженностью одна тысяча километров. Средняя скорость полета составила 763 километра в час.

Свой первый коммерческий рейс Ан-225 выполнил 3 января 2002 года. Самолет перевез из Германии в Оман 216 тысяч сухих пайков общей массой 187,5 тонны. Они предназначались американскому военному контингенту, дислоцированному в Тумрайте. Позднее самолет регулярно использовался для перевозки провизии, боеприпасов и военной техники на Ближний Восток для канадских и американских военных. В августе 2004 года "Мрия" перевезла несколько единиц специальной техники, включая технику для газодобычи, из Праги в Ташкент. Общая масса груза составила около 250 тонн. В 2009 году "Мрия" перевезла из Франкфурта в Ереван генератор массой 174 тонны и удерживающую раму для него массой 13,6 тонны.

"Мрия" регулярно выполняет грузовые перевозки и сегодня. В 2011 году возможностью достройки второго образца Ан-225 в интересах ВВС России интересовался Анатолий Сердюков, занимавший тогда пост министра обороны. Как именно планировалось использовать тяжелый транспортник в российских войсках, не уточнялось. По неподтвержденным данным, на самолете планировалось возить детали перспективных тяжелых межконтинентальных баллистических ракет, а также тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей. Впрочем, позднее российское военное ведомство украинской "Мрией" больше не интересовалось.

Зато в 2012 году стало известно о возобновлении работ по программе МАКС. Новый базовый проект подразумевал использование модернизированного транспортного самолета ВМ-Т и модифицированного стратосферного самолета М-55 "Геофизика". Предполагалось, что модифицированный М-55 будет стартовать на высоте десяти тысяч метров с самолета носителя и, используя ракетный двигатель, разгоняться до 1,2 тысячи километров в час и подниматься на высоту 120 километров. Такую связку планировалось использовать для космических туристических полетов и доставки на орбиту легких коммерческих спутников. Один из вариантов возобновленного проекта МАКС подразумевал и использование достроенного Ан-225. В каком состоянии находится проект сейчас, неизвестно.

После начала военного конфликта на юго-востоке Украины в 2014 году работы над совместными проектами Киева и Москвы прекратились. Сегодня Россия больше не рассматривает возможность покупки второго экземпляра Ан-225 или организацию его серийного производства. Зато самолетом заинтересовался Китай, занимающийся активным развитием военной и гражданской промышленности и нуждающийся в тяжелом транспортном самолете типа Ан-225 для перевозки различных грузов, от консолей крыла перспективных самолетов до блоков баллистических ракет и ракет-носителей.

Чтобы частично покрыть потребности в грузовых воздушных перевозках, китайская авиационная промышленность за девять лет разработала новый транспортный самолет Y-20. В июле текущего года он поступил на вооружение Воздушных сил Народно-освободительной армии Китая. Длина Y-20 составляет около 47 метров, высота - 15 метров, а размах крыла - 45 метров при максимальной взлетной массе 220 тонн. Китайский транспортник может развивать скорость до 830 километров в час и совершать полеты при полной загрузке на расстояние до 4,4 тысячи километров. Y-20 предназначен для перевозки грузов массой до 66 тонн.

По неподтвержденным данным, основные проектные работы по проекту Y-20 выполнила украинская госкомпания "Антонов". Во всяком случае, в 2004 году, за три года до начала разработки Y-20, "Антонов" предлагал Китаю создание нового транспортного самолета тяжелого класса грузоподъемностью 50 тонн. В 2015 году китайский авиастроительный концерн AVIC объявил о начале разработки нового сверхтяжелого транспортного самолета, в основу которого будет положен Y-20. По данным концерна, новый транспортник будет соответствовать украинскому Ан-225 "Мрия".

Уже весной 2016 года стало известно о переговорах между китайской компанией Shaanxi Aircraft, входящей в состав концерна AVIC, и госкомпанией "Антонов" о достройке второго образца Ан-225 и передаче его Китаю. Кроме того, китайские инвесторы интересовались и возможностью развертывания серийного производства транспортников типа Ан-225 на территории Китая. Ранее "Антонов" оценивал стоимость создания серийного производства таких самолетов в три-четыре миллиарда долларов. При этом Ан-225 планировалось начать выпускать в старом облике, но с новым авиационным оборудованием.

Даже если предположить, что программа сотрудничества между Украиной и Китаем по программе Ан-225 будет реализована в полном объеме, скорого появления первой серийной китайской "Мрии" ожидать не стоит. Дело в том, что организация серийного производства потребует кооперации нескольких предприятий, работ по подбору и интеграции нового авиационного оборудования и проведения программы летных испытаний по сути уже нового самолета. И если Китай захочет использовать тяжелые транспортники за своими пределами, ему придется сертифицировать Ан-225. До тех же пор габаритный грузы по-прежнему будет возить украинская "Мрия".

https://zen.yandex.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное