Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 794


"Эконометрика", 794 выпуск, 11 апреля 2016 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Помещаем доклад В.Я. Голованова "Анархизм: от идеи к движению, от движения - к массам".

Кому принадлежит российская наука? Американский гражданин Александр Шусторович монополизировал рынок научных журналов в России.

В конце заметки "Один в поле Глазьев" сказано: "в своей повседневной работе наши "экономисты" из правительства и либерально ориентированного крыла в целом совершают последовательный экономический саботаж. Ведь кроме пустой говорильни, толку от их действий нет. А Сергей Глазьев уже давно эффективные меры предлагает".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Анархизм: от идеи к движению, от движения - к массам

Российский эссеист, писатель, путешественник

Василий Ярославович Голованов

Этот доклад я подготовил для ежегодных чтений в Прямухино (на родине Бакунина) в июле 2012 года. Собственно говоря, в нем и изложено мое credo, кредо мирного анархиста. Не думаю, что я мог бы как-то иначе и полнее сказать о том, что меня волнует.

Название статьи - было дано как тема для первого дня конференции. Мне оно показалось вполне подходящим для того, чтобы оттолкнувшись от него, изложить свое видение анархизма, не как политического течения, но как мировоззрения.

1. Постановка вопроса

Возьму на себя смелость сказать, что если мы примем повестку дня так, как она сформулирована, мы рискуем погрузиться в бесконечно-устарелое видение ситуации, которое было актуально около ста лет назад: тогда, во время революции и сразу после нее в анархическом движении всерьез обсуждался вопрос, каким образом массы, разбуженные революцией, оказались с большевиками, а не с анархистами. Были тогда сильные сомнения в эффективности самого федеративного принципа анархической организации, который в ходе социальной борьбы оказался менее "эффективным", чем партийный принцип большевиков. Были (не принятые тогда анархистами) идеи в свою очередь создать "анархическую партию" с жесткой дисциплиной, были неоднократные попытки объединить для "общего дела" анархистов всех толков, были, наконец, случаи прямого перехода анархистов в лагерь большевиков, потому что "массы" оказались все-таки с ними. Партия большевиков поставила во главу угла революции вопрос о власти. И поначалу казалось, что большевики угадали в революции самое главное, подчинили себе "энергию масс" , что и позволило партии возглавить революцию и в конце концов "победить" в ней. Тогда "победа" большевиков казалась не подлежащей сомнению. Первые годы НЭПа, как хотелось надеяться, избавили РКП(б) от некоторых "вынужденных" методов избыточного насилия и централизма большевистского ЦК и заставили саму партию открыть широкий простор для социального и экономического творчества народа. Чего требовали тогда и анархисты. Поэтому именно для 1920-х годов характерны кипучие споры о формах анархического движения и о вовлечении в это движение "масс". Хотя слово "массы", конечно, взято прямиком из политического обихода большевиков (и позднее фашистов), которыми народ одинаково воспринимается лишь как идеальная смазка для колесницы Истории, то и дело застревающей на пути к прогрессу. Чтобы превратить народ в "массу" потребовалось разрушение основных институтов народной жизни: "обольшевичивание советов", разделение и разгром деревни, всех форм рабочего самоуправления, всех вышедших непосредственно из народа форм кооперативной организации - и превращение народа в разрозненный голый материал, из которого можно лепить что угодно (ср. "Котлован" А.Платонова). Прежде чем стать "массами", народ, должен быть хорошенько оболванен. Но поскольку цель анархизма - свободная личность в свободном обществе, разговор о "массах" применительно к анархизму звучит в принципе неприемлемо.

Надо сказать, что диктаторская, насквозь насильственная природа большевистской власти, сам характер "победы", одержанной большевиками, с лета 1918 (когда началась гражданская война и планомерный террор даже против социалистических партий), заставили некоторых видных деятелей революционного движения поставить вопрос ребром: если революция не сводима к большевизму (а это для многих тогда было яснее, чем даже сегодня) - то что же тогда революция? Бывший член ЦК левых эсеров И. Штейнберг в своей книге "Нравственный лик революции" (1923), ревизуя опыт русской революции и, прежде всего, грандиозный провал опыта большевистского социального переустройства, написал: "социализм - это свободный поступок". Таким образом, он перевел "истинное событие революции" - пробуждение и преображение человека - из внешней политической сферы внутрь человеческой личности. То, что захват власти и победа над политическими противниками еще не означают никакого "социализма", было ясно и многим анархистам: об этом писал А. Боровой. Он подверг ревизии не только революционный опыт большевизма, но и анархизма 1917-1920-х годов. Он отвергал свойственный большинству анархистов того времени рационализм и механицизм, "веру в возможность построения анархизма как рационалистической и законченной системы, идеализацию и фетишизацию творческой силы масс - для Борового исходной и главной реальностью, творцом истории [также] является не масса, а личность" [1]. Для многих анархистов той поры такой подход был "сдачей" и отказом от правого революционного дела, но в то же время в самом русском анархизме второй половины 20-х годов вызрело течение, не совсем удачно именуемое в литературе "анархистами-мистиками", которое всерьез занималось именно личностью. Возглавили его А.А. Солонович и Н.И. Преферансов. Они читали анархически-ориентированные лекции в доме-музее П.А. Кропоткина. Были и другие, более серьезные, чем публичные лекции, формы работы этой организации, но все они были направлены на сознание, на работу с личностью. А.А. Солонович писал: "...человечество стоит перед истоками новой религии. В случае известных причин, о которых впоследствии будет случай говорить, - эта религия может быть определена, как религия Параклета-Утешителя [2] ... ...Все проповедники подлинной анархии являются предтечами Параклета, а среди них крупнейшими являются Бакунин, Толстой и Кропоткин..." [3] "Свобода является единственно приемлемой формой, под которой можно мыслить себе Бога..." "Нужно уметь уподобиться каждому человеку. Путь уподобления есть путь сопереживания, сорадования, сострадания..." "..Душа животных должна раскрыться перед человеком..." "Принцип "ненасилия", являющийся в существе своем принципом величайшей силы, ибо гигантская сила нужна, чтобы действовать ненасилием, но потому анархисты стремятся к могуществу, к мощи, но не к власти и насилию..." "Законы природы являются законами человека..." И анархизм, предлагаемый Солоновичем, сама форма противления тотальному большевистскому государству - она лежит в области духа: "Исторический процесс в человечестве - это процесс, совершающийся в сознаниях", "История человечества есть история состояния сознаний". Так возникает не только философский анархизм, но и "анархизм", как внутренняя задача обретения свободы, силы, самообладания, и в то же время ощущения своего родства с каждым человеком (обобщающее существительное "общество" здесь не подходит; а уж полупрезрительное "массы" - и подавно), с миром животных, растений и в конечном итоге со всей жизнью на Земле, во Вселенной и той запредельной Тайной, которая дана нам, людям, в архетипе Бога.

Как видно, уже в тетрадях А.А. Солоновича заложены все основные принципы философского анархизма: философия ("Философия не сообщает нам никакого познания [4], но преобразует наше сознание"); практика по "преобразованию сознания", разработка "высших этажей" сознания; ненасильственные формы сопротивления как социальная практика, различные виды свободного творчества как социальная практика.

Эти идеи в разработанном виде пронизывают философские книги В.В. Налимова - одного из немногих оставшихся в живых участников этого движения - и в полной мере вводят любого желающего в проблематику современного философского анархизма. Таким образом, современный анархизм в значительной степени является философией думающего меньшинства.

2. Глобальные изменения в мире

Когда накануне ХХ века анархизм числился в ряду революционных доктрин, подобных доктрине большевиков или социалистов-революционеров, тому были веские причины: во-первых, большинство основателей анархизма сами видели в нем прежде всего последовательно-революционное движение. Больше того: оно имело на своей стороне определенные слои тогдашнего общества, прямо заинтересованные в ограничении власти капитала и государства в фабричном производстве (рабочий анархо-синдикализм), и в принципиальном невмешательстве государства в дела хозяйствования (крестьянство). Этим объясняется существование такого мощного движения в русской революции, как махновщина. Однако, ХХ век последовательно покончил в передовых странах с крестьянством и уже в первые годы после Второй мировой войны стремительно видоизменил бытие рабочих, чтобы те не помышляли ни о каких революциях, тем более, радикальных.

Но не расслоение крестьянства и исход его в города, и не изменение социального статуса пролетариата определили кризис революционного анархизма. Покуда большевистская революция была единственной, уникальность ее опыта, как показалось по крайней мере многим, покрывала недостатки, связанные с государством пролетарской диктатуры. И прежде всего - массовые репрессии. Но когда случился целый ряд других "успешных" революций, когда опыт выявил свою повторяемость, издержки метода, предложенного Лениным или Мао Цзэдуном, стали очевидными: нигде народ не получил самоуправления; вместо социализма в экономике восторжествовал самый жестокий госкапитализм; свободы слова, печати, собраний объявлялись прямо ненужными в государствах победившего пролетариата, при том, что пролетарское государство повсеместно оказывалось властью партийной элиты с харизматическим (или маразматическим) лидером во главе. Кровавые расправы над собственным народом достигли своего пика в революционной деятельности Пол Пота. Опыта "удачных" революций ХХ века (Китай, Югославия, Корея, Куба и др.), оказалось достаточно, чтобы сама идея революционного переустройства общества претерпела глубокий кризис.

Над этим много размышлял французский анархист, участник движения Сопротивления Арман Гатти: он побывал и в Китае, и в Югославии, в Латинской Америке. Самым непоправимым кажется ему то естественное безразличие, которое уже в момент победы революции или сразу вслед за нею поглощает неизвестных, часто анонимных борцов - и тех, что погибли, и тех, что выстояли. Кто вспомнит сегодня о казненных в Чикаго? Их давно забыли! Убитых во время Коммуны были десятки тысяч, во время Гражданской войны в Испании - сотни тысяч, в России - миллионы... И тогда что такое эти революции, в которые они так веровали? И что это такое вообще - революция? Миг? Миг свободы? В этот миг, в миг своего бунта, маленький человек улицы становится "кем-то большим, чем человек". Для Гатти весьма сомнительно, что новый человек может родиться, вырасти и утвердиться после победы революционеров. И что такое - победа революции? После режимов Сталина и Мао - кто ответит? Гатти отвечает по-своему: победа революции - это отказ от власти. Нет смысла брать власть в свои руки, чтобы натворить дел в духе Ленина - Сталина - Мао. И в то же время терпеть жестокую эксплуатацию "правящей верхушки", насилие полиции или оккупантов, издевательство прислужников и прихлебателей режима, бессмысленность "масс", высокомерие чиновников - ниже достоинства свободного человека. В этом - драматическое противоречие социальной жизни.

И что же делать с ним? Вопрос не из легких. В начале XXI века ответ, видимо, будет звучать так: научиться как-то по-иному работать с социальной материей. Пример махатмы Ганди многое подсказывает нам. К сожалению, не существует курсов, которые бы изучали опыт "ненасильственных" революций XX века.

Для Армана Гатти, участника войны с фашизмом и парижского бунта 1968-го, полем революционной деятельности на всю жизнь становится театр: то есть, опять-таки, сознание человека. Анархическая организация в этом случае представлена театральной труппой, а то, что в формулировке нашей сегодняшней темы названо "массами" - театральной аудиторией.

События двухтысячных с ясностью показывают, что "революционные" идеи сегодня являются не более, чем красивыми обертками, чаще всего маскирующими дела профессиональных полит-технологов. "Бархатные революции" стали красноречивым примером таких полит-технологий, которые позволяют хозяевам мира успешно менять правительства, бороться за сферы влияния и за ресурсы. Но это лишь одна сторона кризиса традиционной революционной идеологии.

Другая сторона заключается в том, что изменился сам характер противоречий, который когда-то питал эту революционную активность. И если когда-то это было только противоречие между трудом и капиталом, то сейчас это целый клубок глобальных противоречий, связанных с деятельностью человека и угрожающих самому существованию вида Homo Sapiens на планете. Государство, всегда бывшее главным предметом критики анархистов, перешагнуло границы своей естественной власти в глобальном мире. Слияние государств с банками и ТНК, хищническая борьба за природные ресурсы привели к невиданному экологическому кризису на планете и невероятной международной напряженности. Оружие массового уничтожения становится все совершеннее. Побочными продуктами засилья государств становятся невообразимые прежде "массы" бюрократов, проблемы коррупции, "расшатанности" законов и изменение самих методов государственного принуждения.

Это привело к значительному усложнению проблемы власти. Прямое управление (принуждение) сменилось манипулированием интересами, как правило навязанными. "...В результате, - как полагает российский экономист И.Г. Поспелов, - все организации: партии, профсоюзы, армия и само государство ослабли, а власть в значительной степени перешла к манипуляторам: информационным империям, финансовым спекулянтам и мафиозным группам..." Слияние государства с этими группами, заимствование государством приемов манипулирования населением через СМИ, в конце концов нацеленное на то, чтобы превратить аморфного человека массы в послушного человека "потребляющей толпы" ("оболванивание" народа было так же характерно для Франции Саркози, как и для России Путина), ставят перед анархистами вопрос о противодействии глобальной пропаганде, который, опять-таки неразрешим без непосредственной работы с личностью.

Проблемы, порожденные ростом населения Земли (этническая и конфессиональная напряженность, нагрузка на ресурсы планеты, терроризм), природные катаклизмы, связанные с бурными проявлениями "теплового разбаланса" Земли, рост мегаполисов, деградация образования, господство масс-культа и утрата подлинной культуры - вот приблизительно тот комплекс проблем, с которыми приходится сталкиваться современным анархистам. Участие анархистов в протестных акциях вместе с активистами зеленого движения понятно и оправданно, но как обрисовать собственную задачу анархистов в современном мире? Да и существует ли такая в отрыве от других цивилизационных задач? Очевидно, да. Хотя в третьем тысячелетии мы боремся не за чистоту "революционных принципов", а за само выживание человечества как вида!

Но и бороться за это выживание можно по-разному. Как это ни парадоксально, анархизм, которому в XIX веке было отказано в "научности" (в отличие от "строго научного" учения Маркса) ныне, в XXI веке, оказался движением, наиболее подготовленным к восприятию новой цивилизационной парадигмы: став главной системообразующей силой на Земле, человечество должно принять ответственность за развитие биосферы, целенаправленно влияя на процессы самоорганизации общества и природных экосистем.

Самоорганизация, как ясно показывает синергетика, есть естественное свойство живых систем (в том числе и социальных). Попытки по своему усмотрению "регулировать" процессы жизни, заключать их в жесткие рамки, подавлять или уничтожать их неизбежно ведет к катастрофам различного уровня. В.В.Налимов в главе "В защиту анархизма" [5] предлагает такое видение проблемы: анархизм есть всегда парадоксальный ответ на злобу дня. Непосредственно злобе, яростной нетерпимости он противопоставляет ненасильственное сопротивление. Как говорил А.А. Солонович, "...гигантская сила нужна, чтобы действовать ненасилием, но потому анархисты стремятся к могуществу, к мощи, но не к власти и насилию..."

Борьба с глобализацией государственной власти может включать в себя борьбу за полноценное образование и продвижение своих депутатов в органы законодательной власти: чиновники и законы должны быть под контролем! А. Швейцер: "...мы должны жить в этом несимпатичном и нездоровом современном государстве и надеяться преобразовать его в здоровое государство. От нас требуется почти невозможная способность к вере в силу духа. Но миро- и жизнеутверждение дает нам эту способность..." [6].

Борьба с монополизмом и глобализмом не может ограничиваться участием в антиглобалистских маршах. Она должна быть и борьбой против манипуляторских методов воздействия "властных структур" на сознание "масс". Она должна быть также борьбой за право человека на свободный труд, право, не боясь монополий и преступного мира, вести свое дело, что требует изменений в самых глубинах существующего ныне в России коррупционного законодательства [7].

Альтернативные анархические модели экономики являются серьезным аргументом в этой борьбе. Также, по-видимому, целесообразно участие анархо-ориентированных людей в таких самоуправляемых сельских поселениях как "Кучугуры" и создание аналогичных. Новая культура должна родиться и окрепнуть в недрах старой.

Борьба с терроризмом, национальной и религиозной нетерпимостью требует своеобразного миссионерства, вживания в смыслы чужих культур, возобновления диалога с их носителями. От того, удастся ли безнасильственным методом преодолеть эти проблемы, во многом зависит будущее человечества, - пишет В.В.Налимов. Борьба с разрушением природы требует активных протестных действий, умения организовать пикетирование, сбор подписей, компании протеста, смысл которых должен быть ясен властям. Может быть, в ряде случаев потребуется предложить и отстаивать альтернативное решение вопроса. Это требует, конечно, высокой степени компетентности. Но ничего не поделаешь - это вызов времени. Участие в радикальном экологическом движении, мне кажется, принципиально для анархиста.

Следующим пунктом В.В. Налимов называет борьбу с методологическим принуждением в науке, ссылаясь при этом на работу П. Фейерабенда [8].

Следующим важнейшим пунктом является борьба с несвободой в религиозности. Со времен М.Бакунина анархизм позиционировал себя как атеистическое учение [9]. С тех пор наши представления о Божественном измерении мира претерпели огромные изменения. Невероятное количество материала, накопленное современной психологией, прямо свидетельствует о наличии священного или духовного измерения мира (только западная технократическая цивилизация пришла к отрицанию такового). Однако, - пишет С.Гроф, - "В сегодняшнем потрясаемом страстями мире религии в своём нынешнем виде скорее являются частью проблем, чем частью решений" [10]. "По целому ряду причин за время своего существования организованная религия проявляет склонность к утрате связи со своим изначальным духовным источником. И когда она оказывается отделенной от своей переживательной матрицы, ее доктрины вырождаются в догмы, ритуалы - в пустую обрядность, а космическая этика - в морализм. ...Остатки того, что было когда-то живым духовным целым, теперь гораздо больше напоминают застывшую лаву, чем бушующую восхитительную магму мистического переживания, их сотворившего..." (там же).

Независимо от С. Грофа к такому же выводу приходит и В.В. Налимов: "Религии в большинстве своих проявлений оказались на обочине современной культуры. И в то же время религия очень нужна современному обществу. Нужно снова восстановить утраченную связь со Вселенной во всем многообразии ее проявлений. Но сделать это надо так, чтобы религия вписалась в современную культуру со всем ее критицизмом, почерпнутым из науки и философии. Религия, сохраняя себя, должна найти такие формы своего проявления, которые позволили бы ей попасть в резонанс с современными запросами" [11].

Борьба за свободу в текущей повседневной жизни сегодня, быть может, не так важна, сколько работа по максимальному расширению сознания, поскольку наши представления о мире, о его физических законах, о личности и о том, что находится за ее пределами претерпели существеннейшие изменения. Вероятно, нужны новые просветительские семинары, новые университеты. Ибо, - как пишет С.Гроф, - "...нынешний глобальный кризис в своей основе является кризисом духовно-психическим, ибо он отражает уровень эволюции сознания человеческого вида. Именно поэтому трудно представить, чтобы он был разрешен без коренного внутреннего преображения человечества в широком масштабе и его восхождения на более высокий уровень эмоциональной зрелости и духовного осознавания" [12]. Больше того, убежден Гроф, "коренное духовно-психологическое преображение человечества уже происходит. Вопрос только в том, может ли оно быть настолько быстрым и обширным, чтобы обратить вспять нынешнюю направленность современного человечества к самоуничтожению" (там же).

3. Анархизм. Движение. Массы

Исходя из всего вышесказанного ясно, что задача современного анархизма заключается совсем не в том, чтобы "на плечах масс" ворваться в историю и перевернуть ее, а в том, чтобы исподволь менять ход истории, максимально расширяя горизонты человеческого сознания, что есть задача настолько же революционная, насколько просветительская.

Такие фундаментальные для современной науки открытия, как "принцип дополнительности" Н.Бора [13], теорема Гёделя ("сложная система неполна, если она не противоречива" - у автора совершенно ошибочная формулировка - А.И. Орлов), вероятностная логика Бейеса (см. В.В. Налимов, "Спонтанность сознания", М., 2007), могут служить научной опорой для анархического образа мышления. В этом смысле высказывание А. Борового, разочарованного рационализмом современной ему науки, о том что "В "знании" противоречия - недопустимы, вера знает - любые противоречия. Всякое знание может быть опровергнуто, а веру опровергнуть нельзя. И анархизм есть вера" [14] - они сегодня кажутся настолько же наивными, настолько наивно представление о личности, как о "самоочевидной реальности". Анархизм может научно опираться на вероятностную логику и теорию смыслов [15], а личность по-прежнему остается загадкой. Сегодня психология лишь приближается к пониманию "многоуровневой" (и далеко не самоочевидной) природы личности, включающей и "трансперсональный" (надличностный уровень), на котором возможно отождествление с другими людьми, животными и растениями; переживание единства с космической жизнью; преодоление пространства и времени; сверхъестественные физические подвиги; спиритические и медиумические переживания; энергетические феномены тонкого тела; встречи с духами-хранителями и сверхъестественными существами; Переживание Творца и проникновение в космическое творение...

Понимание сложных взаимосвязей планетарной Жизни [16], понимание Земли, как единой живой системы [17] сегодня становятся столь же важными для анархиста, как в свое время откровение М. Бакунина о творческих потенциях бунта или удивительное исследование П. Кропоткина о солидарности в живом мире, как основе человеческой морали ("Взаимная помощь, как фактор эволюции"). Кстати, эти идеи "кооперации" в биологии и социальной жизни получили дальнейшее нетривиальное развитие в работах академика Г.А.Заварзина [18].

Как я понимаю современный анархизм? Это один из способов прочтения, одна из интерпретаций этого мира, связанный с архетипом свободы. Что еще характерно для этой интерпретации? Частотный анализ помог бы четче определить ключевые слова, но я выстрою их в произвольном порядке: Свобода, достоинство, личность, сопротивление, антиэтатизм, антиглобализм; творчество, спонтанность, самоорганизация; ненасилие, отказ от потребительства и косности "масс", "революция внутри себя", овладение эзотерическими практиками. Это важные именно для меня ключевые слова. Другой, быть может, подберет иные ключики, и у него, соответственно, получится несколько "иной анархизм". Не вижу в этом ничего страшного. В том, что анархизм предполагает за другой личностью право на собственное мнение и не стремится тотчас уничтожить это мнение, опираясь на волю большинства (демократический централизм) - цивилизационная заслуга анархизма. В конечном счете злободневные вопросы анархического движения и анархические "нетривиальные" подходы к ним будут так или иначе подсказаны действительностью, которая уже сейчас предельно-жестко ставит некоторые цивилизационные вопросы (загрязнение; проблема мегаполисов; проблема ресурсов; проблема "климатической войны" объявленной нам Землею и, в связи с нею, проблема "экосистемной" экономики).

Вопрос о формах анархического движения, который всегда так волнует секретные службы, видимо, нуждается в обсуждении, если устроители встреч вынесли его на повестку дня, но по-моему, оно (движение) должно быть максимально открытым, нацеленным на просветительскую задачу и конкретный активизм. Оно должно выдвинуть четкую программу, соответствующую сложности ситуации на Земле, оно должно бороться за место в законодательных органах (связанных с созданием законов, ограничивающих власть тотального государства и межнациональных корпораций) [19].Что же касается "революционного возбуждения" масс... В современном своем состоянии - как показали протестные митинги в Москве - "масса" очень во многом инфантильна и безответственна. Но не учитывать момент, фактор сплоченности, решимости требовать перемен - тоже нельзя. И то, что у анархистов не оказалось взвешенных лозунгов и лидера, способного их продвигать, позволило экстремистским лидерам увести "массу" за собой в бессмысленный и слепой протест. Не дело анархиста искать симпатии такой массы. Здесь кроется противоречие, которое сам я разрешить не могу.

С одной стороны, не дело анархиста - "работать с массой". Для управления массой, толпой еще во времена Сталина и Гитлера были выработаны весьма эффективные приемы. ЦРУ эту работу продолжило и, в некотором смысле, довело до совершенства. Мне кажется, анархизм должен заниматься чем-то совершенно противоположным. Его дело - бороться за человека. От того, насколько эта борьба будет интересна, захватывающа, драматична - зависит и то, какие люди составят сочувствующую анархическому движению оболочку. А с другой стороны - что делать в момент общественного подъема? Очевидно, быть к нему готовым. Что значит "быть готовым"? Знать, каких изменений требовать в одной области жизни, в другой, в третьей. В системе школьного и высшего образования, в экономике, в экологии, в социальной жизни и в организации науки. Надо знать, кого, грубо говоря - "долой"? Кто из министров проявил наибольшую некомпетентность? Кто лоббирует интересы транснациональных корпораций? В чьем ведомстве самая жестокая коррупция? Какие законы тормозят развитие общества или не исполняются? Составление такой программы, своего рода всеобъемлющее изучение действительности, в рамках анархического университета или в других формах мог бы быть средством, которое в процессе работы вылепило бы контуры самого анархического движения, и, с другой стороны, перекинуло бы мостик от личности к "массам".

В.В. Налимов в своих воспоминаниях назвал анархизм "идеалом социальной праведности". Мне близка эта мысль. "Полное безвластие остается для нас, конечно, только идеалом. Идеалом социальной святости. Идеалом истинного христианства и одновременно буддизма. В реальной жизни все устраивается так, как оно может устроиться. Но идеал, если он отчетливо разработан и достаточно осмыслен, помогает благоустройству жизни. Сейчас мы ждем не полного уничтожения власти, а скорее ее "укрощения".

Заканчивая этот текст, я хотел бы почтить память тех, кто погиб в неравной борьбе, попытавшись в те суровые дни сохранить идеал. Они пошли на жертву. Жертва - это предельное проявление человеческого достоинства" [20].

На этом я бы хотел завершить обзор заявленной темы.

[1] П.Рябов "Философия классического анархизма", М, 2007, с. 298

[2] Одно из гностических имен Христа

[3] Цит. по В.В.Налимов. "Канатоходец", М., 1994, с. 144-145.

[4] А.А.Солонович был ученый-математик. Поэтому столь весома его критика научных объяснений мира: "Наука объясняет, а это совсем не то, что познание. В основе категории познания лежит истина, а в основе объяснения лежит власть - стремление к власти, к овладению вещами..."

[5] См. "Канатоходец", с. 344-353

[6] А.Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992, с.236.

[7] "Коррупционные схемы" в российские законы заложил еще Петр I, предписывая, например, лесничим зарплату платить маленькую, "ибо должность сия воровская".

[8] П.Фейерабенд. Против методологического принуждения. Очерк анархической теории познания. М, 1986.

[9] Фихтеанский период в жизни М.А.Бакунина не в счет: тогда его анархическое мировоззрение еще не сложилось. А сложившееся мировоззрение породило работу "Федерализм, социализм, антитеологизм", ставшую знаменем революционного атеизма.

[10] С.Гроф. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М., 2003 с. 265.

[11] См. В.В.Налимов. "Канатоходец", с. 350.

[12] См. С.Гроф, с. 361.

[13] Согласно "принципу дополнительности" Н.Бора для характеристики сложных систем необходимо применять взаимоисключающие "дополнительные" классы понятий, каждый из которых порождает свою логически непротиворечивую линию суждений, которая, однако, не совмещается с другой - и столь же непротиворечивой внутренне - линией суждений.

[14] П.Рябов, с. 301.

[15] В.В.Налимов. Спонтанность сознания. М., 2007.

[16] См. Фритьоф Капра. "Паутина жизни". М., 2003.

[17] См. А.Арманд. "Эксперимент "Гея", проблема живой Земли" М., 2001. J. Lovelock. Geophisiology - The Science of Gaya // 1. Gaya hipotesis - Congresses. 2. Geobiology - Congresses. Massachusetts Institute of Technology. 1991.

[18] Г.А. Заварзин. Какосфера. М., 2011.

[19] А как же? "Взять на себя ответственность за происходящее" значит - гнуть свою линию на уровне законов, которыми управляется социальная жизнь.

[20] В.В.Налимов. "Канатоходец", с. 352.

(c) Сайт Василия Васильевича Налимова V-NALIMOV.RU

http://v-nalimov.ru/community/communityarticles/654/

*   *   *   *   *   *   *

Кому принадлежит российская наука

Американский гражданин Александр Шусторович монополизировал рынок научных журналов в России

Реформа РАН идет своим чередом: в конце мая 2015 года правительство РФ одобрило правила координации Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и РАН, утвердило перечень госзакупок для РАН. Теперь у Академии наук нет недвижимого имущества, она не имеет права заниматься хозяйственной деятельностью. Однако есть сфера, которую реформа не затронула, - это рынок научных публикаций. С 1989 года научные журналы, выпускаемые РАН, оказались скупленными издательским холдингом Pleiades Publishing, принадлежащим американцу советского происхождения Александру Шусторовичу.

По данным из открытых источников, Александр Евгеньевич Шусторович, он же Алекс Шусторович, родился в 1966 году в СССР в семье члена-корреспондента Академии наук СССР. В 1977-м выехал с родителями в США. Окончил Гарвардский университет. В 1988 году благодаря связям отца создал американо-российское совместное предприятие International Academic Publishing Co, которое получило права на публикацию и распространение за рубежом работ РАН.

Вскоре при содействии тогдашних министра атомной энергии Виктора Михайлова и министра иностранных дел Андрея Козырева Шусторович создал компанию Pleiades Group, которая некоторое время занималась посреднической деятельностью при продаже обогащенного урана из России в США. Американцам активность Шусторовича не понравилась. Так, когда он пытался финансировать избирательную кампанию Буша-младшего в США, его чек на 250 тыс. долларов не был принят избирательным штабом Джорджа Буша без объяснения причин.

В 1997 году РАН и фирма Александра Шусторовича Pleiades учредили ООО "Международное академическое агентство "Наука"" (сокращенно МААН). Предыдущий президент РАН Юрий Осипов подписал приказ, согласно которому с этого времени все права на использование любых экспонатов, коллекций, архивов, принадлежащих РАН, передавались МААНу, которое получило исключительное право их выставлять. После проведенных экспозиций многие экспонаты так и не вернулись в Россию. Доктор наук, экс-сотрудник Палеонтологического института Лариса Догужаева в телефильме "Диагностика РАН" (2013 год, РЕН ТВ) рассказала, что коллекции Палеонтологического музея вывозились на продажу грузовыми машинами. Лидер движения "За честную страну!" Вера Мысина утверждает, что "под этим соусом фактически шло разворовывание уникальных собраний".

Но утраченные коллекции - это вишенка на торте, мало ли в России воровали. Куда поразительнее то, что уже на протяжении двух десятилетий научные издания Российской Академии наук контролируются частным лицом - героем нашей статьи.

"РАН возглавляет Шусторович"

"Это дико, когда вся публикационная деятельность РАН - святая святых российской науки - принадлежит американцу, - говорит Вера Мысина. - Парадокс в том, что об этом никто не знает. Я узнала только потому, что возглавляла совет молодых ученых в Академии наук и крутилась в этой "тусовке". Когда впервые услышала эту информацию, то не поверила. Рядовые научные сотрудники не в курсе. А академики и члены-корреспонденты это комментировать не будут. Это большие деньги, бизнес никто не позволит рушить".

Как и предсказывала Вера Мысина, говорить на эту тему в академических кругах категорически отказались. Так, вице-президент РАН, главный редактор журнала "Авиакосмическая и экологическая медицина" Анатолий Григорьев, академик РАН Валерий Рубаков и глава Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко ситуацию комментировать не стали. Одна из самых крупных издательских компаний Шусторовича - ООО "Международная академическая издательская компания "Наука/Интерпериодика"" (МАИК) - ответила молчанием на вполне нейтральные вопросы РП.

Даже известный медиаэксперт, заместитель главного редактора "Российской газеты" Евгений Абов отказался отвечать на вопросы РП, хотя еще в 2012 году охотно комментировал РБК daily положение с изданиями, принадлежащими Шусторовичу, оценив бизнес американца по продаже доступа к российским и переводным научным публикациям как "высокорентабельный".

По мнению человека, работавшего с Шусторовичем в конце 90-х, который согласился на условиях анонимности побеседовать с РП, в те годы было ясно, что РАН возглавляет Шусторович. "Все встречи и переговоры с Алексом проходили в здании Академии наук на Ленинском проспекте. Было ощущение, что РАН принадлежит ему. Я познакомился с ним в 1998 году, тогда Алекс как раз начинал встречаться с Ксенией Собчак. Он не скрывал, что деньги у него - в том числе от бизнеса, связанного с Академией наук" - говорит собеседник РП.

Шусторович рассказывал, что он гений в научной сфере и абсолютный новатор. "Он себя считал благодетелем, потому что впервые после развала СССР стал платить ученым хоть какие-то деньги. А стал он им платить по три рубля, принялся выкупать все научные труды. Издавал он все действительно качественно. Но половина трудов, если не больше, издавалась сразу на английском языке, минуя русский. Он не рассчитывал на русский рынок вообще и на то, чтобы эти статьи были потом доступны в России", - делится знакомый Шусторовича.

"Доходы от научных публикаций идут Шусторовичу. А доходы явно неплохие, иначе он бы этим бизнесом не занимался. Он же все под себя подмял" - вторит собеседнику РП Вера Мысина. По сути, американский предприниматель занял очень хороший сегмент рынка, который долго был неинтересен другим крупным игрокам в издательском бизнесе.

"Шусторович не занимается Большим адронным коллайдером или ядерными разработками. С другой стороны, контролируя академические издания, можно контролировать и команду адронного коллайдера, и тех, кто исследует ядерные реакции. Публикуют-то они только самое интересное, что можно продать на Западе. Ученые передают все авторские права на публикацию компании Pleiades Publishing, дальше Шусторович уже продает доступ к публикации в интернете. Базу данных Алекса покупают крупнейшие отечественные вузы и библиотеки" - сообщил анонимный собеседник РП.

То есть сначала российские ученые на бюджетные деньги делают какое-то открытие, права на эту научную публикацию приобретает Шусторович, и затем российским вузам продается статья нашего же ученого. "Вопрос, конечно, интересный: зачем в цепочке "российские ученые, работающие на российские бюджетные деньги - российские же государственные вузы" американец Шусторович? Но на него не так просто ответить, видимо, связи у него есть на самом верху, - полагает знакомый владельца Pleiades Publishing. - Почему все-таки РАН как бизнес? Потому что у него папа - академик РАН. Сделал большие деньги Алекс и на продаже российского урана, и на продаже отечественных научных коллекций, принадлежавших Академии наук. Он вывозил их составами".

"Когда же я об этом заговорила, то стала подвергаться нападкам. За то, что я пытаюсь разрушить Академию наук" - признается Вера Мысина.

Кто платит деньги, тот девушку и танцует

По словам Мысиной, фактически же тормозят и разрушают РАН сами академики, которые превратили академическую науку в средство зарабатывания денег. "Только бизнес, и зачастую по-американски. В результате такого подхода сейчас можно задаваться вопросом: может ли американец Шусторович контролировать научное сообщество России? ― рассуждает она.― Ведь пока ты не опубликовался за рубежом, ты никем не признан. Более того, без статьи в иностранном журнале ученый не получит и отечественных грантов. А это означает, что в руках у Шусторовича есть рычаг, с помощью которого можно "перевернуть" любого отечественного исследователя, лишив его доступа к западным журналам и отечественным источникам финансирования".

В 2012 году РБК daily оценила степень конкурентоспособности многочисленных компаний предприимчивого американца. "Конкурентов у издательства Александра Шусторовича немного: Pleiades Publishing издает более 1,5 тыс. российских научных журналов на иностранных языках ― это 95% всего научного контента в стране", ― утверждала газета. По ее данным, холдинг Шусторовича ежегодно реализовывал за рубеж до 13 млн российских научных публикаций, переведенных на английский язык.

С учетом того, что в этом бизнесе крупным считается контракт на сумму около 10 млн долларов, такие деньги платят, как правило, большие консорциумы. К примеру, все университеты Калифорнии ― один консорциум, с которым работает Pleiades Publishing. Крупных клиентов у издательства, по данным РБК daily, в 2012 году было около 400. Контракты заключаются на три года, получается, что такие подписчики приносят издательству более 1 млрд долларов в год.

Примечательно, что, несмотря на очень серьезные доходы Шусторовича, его фамилия никогда не появлялась в списках Forbes ― ни американском, ни отечественном. Хотя "глава РАН" имеет и российское гражданство. По словам анонимного собеседника РП, большинство бизнес-интересов Шусторовича связано с Россией. "Если бы Алекса поставили перед выбором ― гражданство США или гражданство России, он выбрал бы российское", ― рассуждает он. Причина проста: предприниматель старательно развивает бизнес в РФ.

Бизнес набирает обороты

Так, в конце 2005 года холдингом Pleiades Publishing было принято решение о создании системы доступа к единому научно-информационному пространству. Частью этой системы стали электронные библиотеки ведущих российских высших учебных заведений.

Как писали "Известия" в 2008 году, Александр Шусторович, являющийся главой Pleiades Group, и его давний знакомый академик Михаил Алфимов представили свой продукт ― крупнейшую в России "Научную электронную библиотеку eLIBRARY.RU". Она объединила ведущих производителей научной литературы, таких, как ИПО "Наука" РАН, МАИК "Наука/Интерпериодика", Pleiades Publishing, "Физматлит", "Академкнига" и др.

На сайте электронной библиотеки указано, что на 2015 год подписчикам eLIBRARY.RU доступны полнотекстовые версии около 4000 иностранных и 3900 отечественных научных журналов, рефераты публикаций почти 20 тысяч журналов, а также описания полутора миллионов зарубежных и российских диссертаций.

За впечатляющими цифрами и красивыми словами скрывается именно то, о чем говорит анонимный собеседник РП: скупив за бесценок авторские права на научные публикации отечественных ученых, предприимчивый американец продает к ним доступ отечественным вузам и библиотекам. Так, по данным открытых источников, "Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU" за последние пять лет заключила более 130 госконтрактов на сумму 100 млн рублей. Между тем, по примерному подсчету обозревателя РП, подписка на журналы за 2015 год обойдется организации в 7,5 млн руб.

Кроме того, по некоторым данным, Шусторовичу принадлежит и Российский индекс цитирования (РИНЦ). Это инструмент, с помощью которого можно оценить деятельность ученого. Ведь базы данных научных публикаций индексируют библиографические списки каждой статьи. Поэтому можно узнать, какие статьи цитируются чаще, а какие реже. Например, первый автор написал статью и указал в списке литературы статью второго автора, и т.д. Для получения необходимых пользователю данных о публикациях и цитируемости статей на основе базы данных РИНЦ разработан аналитический инструментарий ScienceIndex. И он тоже принадлежит "Научной электронной библиотеке".

Российская наука в условиях дикого Запада

По мнению многих российских ученых, "вестернизация" отечественной науки далась дорогой ценой. Перевод на коммерческие рельсы подорвал большинство научных сфер деятельности. Публикационная деятельность ― лишь одна из числа пострадавших.

По мнению заместителя главы РАН Владимира Иванова, дела у российских научных изданий обстоят не лучшим образом. "У нас сейчас мало журналов входят в ведущие мировые рейтинги. Сложилась такая ситуация, что наши ученые вынуждены публиковаться в зарубежных журналах, тем самым работая на конкурентов, - рассказывает он. - Другая проблема заключается в том, что для того, чтобы наши журналы попали в международные базы научных изданий, нужны большие деньги, которых у РАН просто нет, и достаточно длительное время. Поэтому мы стоим перед выбором либо оставить все как есть, либо заняться целевым продвижением наших научных журналов, как это сделано, например, с университетами".

Целевое продвижение означает целевое государственное финансирование. Но тут возникает вопрос: если большинством изданий в том или ином виде владеет Алекс Шусторович, то получается, что бюджетные деньги должны принести американскому бизнесмену еще больше дохода. Логично?

Лидер движения "За честную страну!" Вера Мысина считает, что у нас 20 лет насаждалась культура публикаций в зарубежных журналах ― отечественные научные издания в мире не котируются. Между тем сама система оценки деятельности ученого по индексу цитирования порочна, поскольку индекс не отражает в полной мере "научной ценности" исследователя. Примером тому может служить Перельман с группой единомышленников, доказавший теорему Пуанкаре, над которой математики бились более 100 лет.

"Сейчас индекс цитирования стал самоцелью, что к научной деятельности все-таки не имеет отношения. Мою точку зрения разделяет некоторая часть научного сообщества, ― говорит Вера Мысина. ― Есть узкие специальности, например биоинформатика, ею занимается очень небольшое число исследователей. Сейчас эта сфера научной деятельности популярна, поскольку ученые считывают геномы и увлечены математическим моделированием в биологии. Они много публикуются и постоянно друг друга цитируют. Соответственно, у них растет индекс цитирования. Но это совершенно не означает того, что они являются гениальными учеными".

В научных сообществах появились "грантоеды", которые профессионально ищут гранты. Они знают весь алгоритм их получения и поэтому, как правило, получают деньги. Пишут отчеты, получают индекс цитирования и снова идут на грант. В результате "научного выхлопа" нет, есть только имитация научной деятельности.

По словам Мысиной, есть и особые умельцы в деле "пиления" грантов. Например, наши соотечественники, уехавшие за рубеж и получившие место в лаборатории. Они публикуют статью в известном западном журнале, в которой может быть до 30 авторов, соответственно, работа получает высокий индекс цитирования. Затем связываются с российским институтом и заключают договор, что якобы работают в российском НИИ. Совместно получают российский грант, хотя человек работает на Западе. Отчитываются же они статьями не российскими, а зарубежными, опубликованными на Западе.

"В то же время есть много умных и перспективных ученых, мечтающих заниматься наукой, но получить денежную помощь им не светит, потому что у них нет публикаций в иностранных журналах. Нет, у тебя, конечно, могут быть статьи в отечественных изданиях, но ты никогда не выиграешь в конкуренции с теми, у кого есть зарубежные статьи", ― говорит бывший председатель Совета молодых ученых РАН.

Западное научное сообщество тоже оказалось в этой ловушке, когда имитация научной деятельности и погоня за индексом цитирования оказывается важнее самой науки. Но иностранные "высоколобые" много лет живут по этим законам, собственно, они и установили эти правила игры. У западных ученых была и совсем другая форма образования, и научными исследованиями они занимались иначе. Для российской науки после падения СССР это все оказалось в новинку. В итоге выстроилась довольно ущербная система.

"Наше научное сообщество ориентировано на Запад. Ведущие ученые и чиновники от науки заявляют, что российские журналы, наработки ― все плохо. Самое важное и перспективное находится на Западе. Между тем за время существования СССР было совершено огромное количество научных открытий, как-то же наука жила и выдавала результаты, в отличие от сегодняшней ситуации, ― считает Мысина. ― Стране нужны результаты научных исследований, мы не можем работать на другие страны и чужие технологии".

"Минобр надо разделить"

Что же делать для того, чтобы самые интересные научные публикации не уходили на Запад? Заместитель президента РАН Владимир Иванов считает, что надо выделять целевым способом деньги на поднятие уровня и престижа российских научных журналов. "Чтобы и перевод был качественным, чтобы можно было нанять экспертов хорошего уровня. Сейчас на это денег нет",― говорит он.

Вера Мысина также считает, что нужно развивать отечественную публикационную активность. "Мы большая страна и можем создать свой аналог Nature или Science. Должна быть настоящая конкуренция, наши издания должны конкурировать с западными, а не так, как сейчас", ― добавляет она.

По мнению лидера движения "За честную страну!", то, что сейчас государство возвращается в сферу науки, правильно. "В правительстве думают о том, как системно вернуться в науку. Лично мое мнение ― что должно быть целевое финансирование. Есть определенные задачи, которые нужно решать для государства. Их должны реализовывать научные и отраслевые институты. В то же время должна быть грантовая поддержка, ― делится идеями Мысина. ― Моя цель состоит в том, чтобы Академия наук работала и давала результат. А по результативности лучшее ее время ― это время в СССР. Я не призываю вернуться в советский строй, но нельзя разрушать оголтело то, что работало, и работало хорошо. Я имею в виду нормальную систему, которая была бы нацелена на результат исследований, а не заставляла ученых, как попугаев, нагонять индекс цитируемости для получения грантов, а в итоге результаты исследований все равно оказывались бы на Западе".

Надо в принципе пересмотреть систему науки и образования в России, тогда и "остапы бендеры" вроде Шусторовича останутся не у дел. "Возможно, на данном этапе надо развести Минобр на Министерство образования и просвещения и Министерство науки, ― говорит Вера Мысина. ― Сделать это на время, чтобы решить актуальные задачи. Создать Министерство науки, посмотреть, где какие научные центры, чтобы все было под одним началом.

Например, Миннауки, ФАНО, академический сектор, вузы, в которых занимаются наукой. Все эти структуры могли бы получать госзаказы. И обязательно должны быть люди, несущие персональную ответственность за госпроект. Не так, как у нас всегда, ― исчезли государственные миллиарды, и никто за это не отвечает. Тогда можно будет подумать и о журналах".

Мысина считает, что если во главу угла ставятся деньги и прибыль, то мы вымываем образовательный процесс и науку. "Для того чтобы конкурировать, нужно создать что-то свое. Нам надо порядок навести у себя дома с образованием, наукой, промышленностью. А для этого необходимо перестать, как мантру, повторять слова "конкуренция" и "рынок". Рынок ничего сам регулировать не будет. Нужна осознанная государственная политика в науке", ― резюмирует ученый.

http://rusplt.ru/society/komu-prinadlejit-rossiyskaya-nauka-17518.html

*   *   *   *   *   *   *

Один в поле Глазьев

Шквал либеральной критики обрушился вчера (т.е. 22 мая 2014 г.) на советника российского президента Сергея Глазьева на одном из заседаний в рамках Петербургского Международного экономического форума. Глава Сбербанка Герман Греф, бывший министр финансов Алексей Кудрин, нынешний министр финансов Антон Силуанов, руководитель "Роснано" Анатолий Чубайс - каждый из оппонентов норовил бросить в "огород" президентского советника камень, да потяжелее. А Глазьев только всего и сделал, что предложил "поднять ответственность всех руководителей", "не воровать" и снять активы с государственных счетов в странах NATO.

Вчера советнику Президента Сергею Глазьеву на пленарной сессии Сбербанка в рамках Петербургского Международного экономического форума (ПМЭФ) буквально пришлось отбиваться от критики бывших и действующих либеральных "светил" российской политики.

В ходе дискуссии Глазьев первым озвучил свое видение мер по стабилизации ситуации в стране. "Первое, что нужно сделать - это поднять ответственность всех руководителей, причем как тех, кто работает в частных компаниях, так и тех, кто возглавляет государственные структуры, - начал советник. - В госсекторе нужны плановые показатели, в том числе в венчурных фондах, которые отвечают за инновации. Если нет системы индикативных показателей, то над руководителями, как говорится, ничего не капает".

На просьбу модерирующего сессию главы Сбербанка Германа Грефа пояснить, что имеется ввиду под предложением "поднять ответственность всех руководителей", Глазьев коротко и ясно ответил: "Воровать не нужно и обманывать государство!". И тут, как говорится, "понеслось"...

Первым агрессивно на планы Глазьева отреагировал бывший министр финансов Алексей Кудрин. Оспаривая "командную модель экономики", якобы, предложенную Глазьевым, экс-министр заявил, что в первую очередь необходимо заниматься улучшением инвестклимата, так как сейчас в различных рейтингах - качества управления, коррупции - Россия занимает места в нижней части таблицы. "Далее. Нужно увеличивать бюджетные вложения в инфраструктуру. Но тогда нужно меньше и аккуратнее вкладывать в социальную сферу. Плюс нужно заморозить оборонные расходы", - неожиданно осмелел Алексей Кудрин. "Алексей Леонидович, у нас даже Швеция строит две подводные лодки и три самолета, а вы нам предлагаете заморозить оборонные расходы", - вмешался Герман Греф. "Я не предлагаю их заморозить, но они не должны расти такими темпами, как сейчас: за 4-5 лет они выросли в четыре раза. Рост должен быть 1,5-2 раза", - начал оправдываться Кудрин.

"Структура бюджета не соответствует задачам экономического роста", - к такому выводу в итоге пришел экс-министр...

Не обременяя себя лишней аргументацией, более коротко, но не менее эмоционально, на планы Глазьева отреагировал присутствовавший на заседании глава "Роснано" Анатолий Чубайс. "Есть вещи, которые находятся за пределами моего разума, - мистически начал политик. - Когда я слышу предложения о запрете продажи золота, о переводе счетов из стран NATO (из представленного ранее "Плана Глазьева"- прим ред.), эти предложения, на мой взгляд, из серии "Назло бабушке отморожу уши". Бабушка, конечно, расстроится, но уши жалко".

"Сергей Юрьевич изложил целую программу действий, сердцевиной которой является усиление государственного контроля. На мой взгляд, дополнительные проверки, усиление контроля - это самоубийственная мера, это противоположное тому, что мы должны делать", - заверил всех присутствующих Анатолий Борисович. В завершении своей реплики он все же добавил: у "Плана Глазьева" есть и ценная идея - поддержка нанотехнологий...

В ответ на чубайсовскую критику осаждаемый со всех сторон Глазьев заявил: "Это любимый полемический прием Анатолия Борисовича: сначала приписать оппоненту тезис, который он не употреблял, а потом его с пролетарской или даже капиталистической ненавистью разгромить. Я про "усиление контроля" не говорил, я говорил про повышение ответственности". Однако поправку эту, казалось бы, никто в серьез не воспринял. Атаку клоунов продолжил и нынешний министр финансов Антон Силуанов. Напрямую не критикуя "План Глазьева", чиновник настаивал на том, что "Россия ни в коем случае не должна закрываться и вводить валютные ограничения". "Инвесторы, которые вкладывают в Россию, думают: "А что там будет? Да черт его знает!". Именно поэтому правительство и Центробанк ни в коем случае не должны менять свою политику", - полагает министр.

После многочисленных перепалок дискуссия главным образом сосредоточилась вокруг последствий западных санкций против России. Интересное мнение, но уже в кулуарах форума в этом отношении выразил как раз главный герой нашего материала - Сергей Глазьев. "Санкции могут дать положительный эффект для динамики роста российского ВВП", - предположил он, уточнив, что сейчас пока "речь идет больше об угрозах для России со стороны западных стран, нежели о каких-то реальных санкциях".

"Пока слишком мало времени прошло для того, чтобы оценить масштаб того импульса, который российская экономика получает вследствие попыток Запада ее изолировать, но в том, что этот импульс будет положительный - у меня никаких сомнений нет", - заявил Сергей Глазьев.

По его мнению, у ситуации с санкциями есть и свои плюсы, такие, как начинающееся импортозамещение, наращивание внутреннего кредита для развития экономики вместо иностранного, а также появившийся стимул для деофшоризации.

Серьезные же санкции Запада, со слов Глазьева, могут обернуться ущербом для самих стран Европы, который он оценил в триллион евро. В наибольшей зоне риска в этом случае, по его мнению, находятся Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Прибалтика.

Наверняка, высказав подобное мнение на самом заседании, советник в очередной раз попал бы под перекрестный огонь, но Глазьеву итак хватило...

Примечательно, что о бурной дискуссии на пленарной сессии Сбербанка в рамках ПМЭФ рассказали немногие - всего лишь несколько СМИ.. Отчего же об этом умолчали либеральные медиа? Отчего не описали в красках, как их "кумиры" обрушились на бедного Глазьева? Может, оттого, что аргументы их на фоне главного героя были не столь убедительными? Может, именно потому, что план Глазьева представляет собой реально работающий механизм, способный поднять российскую экономику, либералы на форумах и устраивают сеансы критики, истерично пугаясь реакции своих вашингтонских учителей?

Текст: Софья Милославская, Бюро информации Notum (c)

От редакции

По мнению авторитетных экспертов, либеральные "мантры" в экономическом блоке Правительства РФ по поводу курса на привлечение инвестиций так и остаются безрезультатными.

Кстати, все чаще возникает ощущение, что в своей повседневной работе наши "экономисты" из правительства и либерально ориентированного крыла в целом совершают последовательный экономический саботаж. Ведь кроме пустой говорильни, толку от их действий нет. А Сергей Глазьев уже давно эффективные меры предлагает. Но, похоже, последователям "заветов Гайдара и К" такие меры как раз и не нужны.

http://www.notum.info/print&p_docid=1915

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное