Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 675


"Эконометрика", 675 выпуск, 30 декабря 2013 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем доклад "Социалистическая доктрина экономической политики" доктора экономическая наук, профессора Игоря Михайловича Братищева.

Интересна статья "Торжествующее мещанство. Идеология и образ жизни общества потребления" кандидата философских наук из Нижнего Новгорода А.А. Кутырёвой.

В статье "Сталинский рынок" буржуазный экономист доктор экономических наук Михаил Делягин пишет о том, как в современной ситуации использовать сталинские методы управления народным хозяйством.

С наступающим Новым Годом! Желаем Вам здоровья и успехов во всем, хорошего настроения, всего самого доброго!

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Социалистическая доктрина экономической политики

Содоклад заместителя Председателя ЦС РУСО И.М. Братищева на научно-практической конференции РУСО "Социализм XXI века" 23 мая 2013 г.

Начну, возможно, с необычного для некоторых пассажа.

За время существования ООН, а в нее входит более 200 стран мира, на Земле свыше двух тысяч раз были проведены ядерные испытания. Но не было ни одной резолюции СБ ООН об их полном запрещении и тем более о моратории на разработку и использование любого смертоносного оружия. Больше всего, как известно, "упражняются" в его совершенствовании Соединенные Штаты и их сателлиты. Они же первыми испытали ядерное оружие на мирных японцах в мае 1945 года, уничтожив 200 тысяч ни в чем не повинных жителей Хиросимы и Нагасаки...

Так чего же хотят США и весь капиталистический мир? Чего они добиваются от всех стран планеты? Думается, одного - сделать все страны мира (в том числе и главным образом социалистические и околосоциалистические, с почти миллиардным населением) доступными для открытого рынка, а значит, и для эксплуатации. Все страны должны вписаться в капиталистическую систему, подчиниться ее экономическим законам, согласиться с продажей земли, ее недр, заводов, шахт, рудников, передать их в частные руки, атомизироваться, сделать частную собственность и частный бизнес основой экономического хозяйствования...

Кроме того, уже сейчас страны делают независимыми свои Центральные банки от государства, что позволяет иностранному капиталу вмешиваться в любую экономику и извлекать прибыль из природных богатств любого государства.

Именно поэтому одной из главных наших задач становится формирование у населения России оборонного сознания. Тем более что политический процесс в нашей стране чем дальше, тем больше приобретает турбулентный характер. И предлагаемый ниже "Красный проект" вынужден действовать в этих турбулентных условиях. Такова ситуация, в которой левой оппозиции приходится заново формировать свою стратегию. Именно заново, ибо прежние апелляции к зарплатам, пенсиям, пособиям, ценам, коммунальным тарифам ни к чему особо существенному так и не привели. И дело нисколько не продвинется вперед даже в том случае, если обломовы разочаруются во власти и узрят "бога-царя-героя" не в ней, а в оппозиции. Просто тогда о готовности к протесту будут заявлять не 40, а 80 процентов. Но только заявлять, а не действовать.

Так возможно ли разбудить всероссийского Обломова, оторвать его от належанного патерналистского дивана? Или будить не стоит, а просто скинуть его со счетов и ориентироваться на явное, но более активное "пассионарное" и политизированное меньшинство? Я лично полагаю: если что и может расшевелить Обломова, то только хорошая политическая передряга. Пусть она даже сперва его напугает, не беда. Главное - расшевелить, вынудить хоть к какой-нибудь реальной активности, сделать хоть чуть восприимчивей к политическим аргументам. А дальше всё будет зависеть от принципиальности и непримиримости левой оппозиции, от того, насколько успешно она будет конкурировать с либералами на политическом поле и сумеет лишить политический протест его нынешнего "болотного" оттенка.

Несколько вводных замечаний

Пока еще продолжающееся в мире и в России господство "неоклассического буржуазного либерализма" - этого политического и экономического вируса разрушения, инструмента новой атомизации общества усиливает антагонизм между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Либерализм угрожает бедствиями миллиардам трудящихся масс, искусственно превращаемых в статически нейтральный электорат, лишает многочисленные народы Земли этнической и культурной идентичности. Для России, более чем для любой другой страны, такая угроза особенно ощутима.

В ноябре был опубликован рейтинг на 2012 год, ежегодно составляемый лондонским Legotum Institute. В нем Россия со всеми ее природными ресурсами - на 66-й строчке из 144 стран, Украина - на 71-й, Белоруссия - на 54-й, Узбекистан - на 64-й. Но главной неожиданностью стал тот факт, что впервые в послевоенной истории не вошли в первую десятку самых процветающих стран планеты США. Первое место в этом влиятельном рейтинге заняла Норвегия, где нефть - в руках государства! На второй позиции - Дания, первую тройку замыкает Швеция, Испания.

Этот введенный шесть лет назад рейтинг наиболее процветающих стран мира оценивает достижения каждого государства по восьми критериям: мощь экономики, деловой климат, эффективность управления, система образования, уровень здравоохранения, безопасность и верховенство закона, личная свобода человека, социальный капитал.

За двадцать последних лет экономический потенциал России сократился более чем на 10 трлн. долларов. Страна, по существу, работала на мировых валютных спекулянтов. Российские активы только за последние десять лет обесценились более чем в три раза. К 2011 году их доля в мировом объеме ВВП по обменному курсу оценивалась в 1,5-2,1%, то есть была в шесть раз меньше прежней доли РСФСР в мировых объемах ВВП начала 90-х годов. Таких антирекордов не знала вся послевоенная история цивилизованного мира.

Почти полностью уничтожены высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. Бездумным реформированием подорван научно-технический потенциал страны - основной фундаментальный фактор, позволяющий судить о политической и экономической независимости государства, о способностях страны к инновационному опережающему развитию. Фактическая девальвация рубля чувствительно сказывается на розничных ценах и тарифах.

Россия всегда, особенно в советские годы, славилась своим творческим потенциалом. Ныне деградируют образование, наука, здравоохранение и культура. По уровню развития человеческого потенциала Россия стоит, по данным ООН на 2010 год, на 65-м месте в мире, а по рейтингу процветания - на 63-м. Подорваны органы управления государством, боеспособность армии, эффективность правоохранительной системы. Достигла своего апогея криминализация экономики. В теневых структурах современной России создается половина валового общественного продукта. Зеленый свет дан олигархам, компрадорам, ростовщикам, спекулянтам, коррупционерам и мошенникам, которые нещадно эксплуатируют трудящихся, грабят население, истощают федеральный бюджет. Страна превратилась в топливно-сырьевой придаток "золотого миллиарда", что представляет для нее огромную опасность.

Порождая невиданные диспропорции, упущенные выгоды, убытки и долги, национальная экономика России, как и большинства других стран мира, за небольшими исключениями (Китай, Вьетнам, Индия, Аргентина, Бразилия, Иран, ЮАР, Корея, и др.), подвергается ускоренной эрозии и деградирует. Понижаются темпы ее роста, ухудшается структура, уменьшаются объемы инвестиций, падает уровень и качество жизни населения, усиливается классовая, социальная, межэтническая, межнациональная и межконфессиональная напряженность в обществе.

На неоправданно низком уровне в России поддерживаются инвестиции в основной капитал. Они составляют всего лишь 18,5% к объему ВВП (в Китае -  более 43,5%). При этом лишь треть накоплений направляется на развитие реальных секторов экономики (в Китае - 56,9%). Объемы накопления на душу населения в России составляют всего 17,2% от уровня США (в Китае данный показатель в два раза выше, чем в Америке). Почти половина всех предприятий (из более 5,8 млн) не работают. При этом 77,7% активов и 56,6% пассивов идут в страну и из страны под шифром "прочих инвестиций", которые в известных кругах именуются "помойками". Из страны ежегодно утекает на 250-300 млрд. долл. больше, чем прибывает. Годовой приток - 60-70 млрд. прямых иностранных инвестиций в год, идущих отнюдь не в экономику России (в 2010 году он составил 40,5 млрд. долл.), представляет собой возврат российских средств, упрятанных в свое время в оффшоры (60 процентов крупных собственников России зарегистрированы в оффшорах). При этом, по данным академика РАН С.Ю. Глазьева, только от неэквивалентного обмена Россия ежегодно теряет 100 млрд. долларов. Фаза финансовой войны, в которой мы сегодня находимся, становится всё более опасной. Между тем либеральные реформаторы объявили это сомнительное "достижение" крупным успехом.

В России зарплата в 8 раз ниже, чем в Европе (пенсии - в 13 раз). Всего лишь четверть ВВП расходуется на оплату труда, тогда как в развитых странах эта норма превышает 60% (в Китае - 56%). Считается, что если реальные доходы меньше 60% от средней зарплаты в стране проживания, то это один из признаков бедности. В Евросоюзе за этой чертой 16,9% населения, или 85 млн человек. В России для определения порога бедности использовался так называемый прожиточный минимум, включающий набор минимально необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В прошлом году прожиточный минимум в среднем по стране составил 6369 рублей. За этим порогом унизительной нищеты прозябали 18,1 млн граждан, или 12,8%. Если использовать еврометодику в расчетах, то черту бедности по доходам составит 14215 рублей, то есть в два с лишним раза больше официального прожиточного минимума. И тогда бедными по европейским меркам у нас окажутся более 60 млн россиян - почти половина населения страны. В процентах - в два с половиной раза больше, чем в Евросоюзе. Второй параметр - нехватка денег для оплаты минимально необходимых благ (питание, жилье, ЖКХ). Это оказалось не по силам 8,8% граждан Евросоюза. И наконец, третий параметр - возможность трудиться полный рабочий день...

При невыразимой бедности широких слоев населения, в "Эрэфии" один из самых высоких уровней прибылей, зашкаливающих за 50% ВВП (в США - 44%, в Швейцарии - 40%). В результате бедные в России с каждым годом становятся еще беднее, а богатые - еще богаче. Баснословно высокого уровня достигают расходы на содержание органов государственного управления. Они поглощают 20% российского ВВП (13,3% - в Китае и 10,7% - в Швейцарии). Растущие масштабы социальных контрастов неизбежно порождают взрывоопасную ситуацию в обществе.

Главная задача - преодолеть стратегическую неопределенность

Трансформация нынешнего цивилизационного жизнеустройства сопровождается ростом стратегической неопределенности, во многом обусловленной кризисом неоклассицизма, потерей классической политэкономией, включая и ее марксистскую ветвь, своей ведущей роли в концептуально-теоретическом обосновании экономической доктрины, соответствующей вызовам ХХI века. Никто не знает, какой будет новая культурная, экономическая, технологическая, геополитическая эпоха, переход к которой может затянуться на десятилетия и сопровождаться драмами и трагедиями. Однако становится всё более очевидным, что Запад вместе с его ультрарыночной экономикой стагнирует и что дальнейшая интеграция России в распадающуюся западную цивилизационную модель крайне губительна для нашей страны. В то же время нельзя не учитывать, что утопающий Запад не оставляет попыток силовыми, военными методами выкарабкаться из трясины и сохранить свои господствующие позиции за счет других.

Отсюда вывод, который крайне неприятен российским любителям западных ценностей: "Россия может и должна достойно сыграть роль, продиктованную ее цивилизационной моделью, великой историей, географией и ее культурным геномом, в котором органично сочетаются фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействия с Востоком, где сейчас активно развиваются новые центры экономической силы и политического влияния".

Как ни странно, но эти слова принадлежат президенту В.В. Путину, призванному по определению быть образцом мудрости, бескорыстия и честности. Ему же принадлежит и попытка в своих известных предвыборных статьях закрепить ультралиберальную идеологию "вашингтонского консенсуса", а там, где это уже откровенно не работает, имитировать ее эффективность с помощью официальной статистики, не имеющей почти никакого отношения к действительности. И в данном случае мы имеем дело со стремлением решать накапливающиеся проблемы, как говорят юристы, "негодными средствами". Это происходит в условиях, когда политэкономия задвинута на второй план, уступив доминирующие позиции конструированию апологетических концепций западного образа жизни, в которых научное осмысление подменяется откровенным оправданием индивидуализма, социального дарвинизма и безудержного потребительства.

Кризисные же процессы в самой экономической науке усиливаются в связи с тем, что потенциал господствующей в России экономической школы отстает от произошедших фундаментальных изменений в самой экономике, что оборачивается ее неспособностью вырабатывать точные и достоверные оценки, не говоря уже о прогнозах.

Таким образом, для преодоления сложившейся в нашей стране стратегической неопределенности необходимо, как это подчеркивалось на I Международном конгрессе политэкономов-марксистов (ноябрь 2012 г.), восстановить статус политической экономии, как теоретической основы решения прикладных экономических проблем. Разумеется, решением этой задачи нельзя ограничиться. Самые сложные и дискуссионные вопросы возникают в связи с раскрытием места и роли современной экономической теории как в самой экономике, так и в политике и хозяйственной практике.

Встает вопрос: насколько потенциал фундаментального теоретического знания сохранился и имеет преимущественные позиции в сопоставлении с неоклассикой и другими научными направлениями в анализе происходящих процессов в экономике, особенно применительно к современному кризису в мировом хозяйстве и к определению перспектив развития мира?

Чтобы на него ответить необходимо разобраться, пусть и в первом приближении, с собственно базовыми методологическими принципами, характеризующими современную политическую экономию как научную школу. Речь идет о том, что следует обозначить достаточно четко ее предмет, проблемное поле и методологическое ядро. Это важно для того, чтобы само политэкономическое знание приобрело определенную целостность и единство, закрепилось в форме теоретической основы практических социально-экономических решений и действий.

Думается, что для преодоления стратегической неопределенности крайне необходимо разработать современный политэкономический подход к анализу сложившихся проблем, связанных с его приоритетной ориентацией на решение актуальных задач экономического развития.

Необходимо дискутировать о научных проблемах не в отрыве от реальной экономики, а опираясь на нее. Это значит, что следует рассматривать современную политэкономию как фундаментальную часть экономической науки, но непосредственно обращенную к реальной общественно-хозяйственной жизни. Сегодня требуется политическая экономия ХХI века, опирающаяся на исторические традиции и одновременно воспринимающая всё то полезное, что накоплено в экономической науке. Она должна быть открытой для диалога и, следовательно, способной давать ответы на современные вызовы.

Новая экономическая доктрина и ее суть

Мало кто из экспертов сомневается в том, что жизненно важным для России становится уход от неолиберальной социально-экономической парадигмы. В основу новой экономической доктрины следует, на наш взгляд, положить рекомендации, выработанные учеными, свободными от рыночного фундаментализма и высказывающими множество дельных предложений в ходе дискуссий о различных аспектах антикризисной стратегии для России.

Новая экономическая доктрина должна представлять собой систему официальных, научно-обоснованных государственных положений о конфигурации российской экономики на перспективу, ее ключевых показателях и условиях их достижения. Такими показателями могут быть: производство важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (всего в натуральном выражении и на душу населения); численность населения (млн человек) и его возрастная структура; ожидаемая продолжительность жизни (число лет); среднегодовая численность занятых в экономике; среднемесячная заработная плата (в текущих ценах); потребление продуктов питания (на душу населения в год); обеспеченность населения медицинскими услугами и отечественными лекарственными препаратами; численность студентов (на 1000 человек населения); наличие у населения предметов длительного пользования (на 100 семей, шт.); обеспеченность россиян жильем (кв. м на человека); среднегодовая добыча золота и его запасы в государственной казне (на конец года, млн тройских унций); внешнеторговое сальдо России и др.

Экономическую доктрину предлагается рассмотреть в Комитетах и на Пленарных заседаниях Государственной Думы и принять в форме Федерального закона.

Для спасения экономики России от окончательного крушения необходимо:

- признать, что западное жизнеустройство не является саморегулирующейся экономической системой, способной к бесконечному процветанию (этот вывод был сделан еще Дж.М. Кейнсом, и он многократно подтвержден всем ходом исторического развития);

- вернуть государство в экономику и восстановить ее управляемость на научной плановой основе;

- обеспечить национальную безопасность страны по всем ее общепризнанным параметрам;

- рассмотреть способность экономики к расширенному воспроизводству интенсивного типа, осуществляемому на основе неоиндустриализации и предполагающему использование Бюджета развития (глубокие, теоретически и практически обоснованные предложения на этот счет содержатся в монографии главного редактора журнала "Экономист" С.С. Губанова "Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. Серия "Сверхдержава". М.: Книжный мир, 2012);

- осуществлять эффективную региональную политику, направленную на выравнивание уровней развития регионов и качества жизни населения;

- реинтегрировать постсоветское пространство, создав условия для возрождения "Большой России".

При этом, как справедливо отмечает в статье "Нельзя тушить пожар бензином" доктор технических наук Г.В. Костин ("ЭФГ" No. 45/2012), из любого положения есть как минимум два выхода.

Первый - продолжать начатое: участвовать в надувании мирового финансового пузыря, спасать доллар и собственные банки, расхлебывать долларовую инфляцию, добивать свое производство вступлением в ВТО, возлагать возникающие трудности на плечи населения, продолжать говорить и объяснять необъяснимое.

Второй - перестать тушить пожар бензином, то есть отказаться от фундаменталистски-рыночного мышления и продолжающейся деградации, возвратить страну на нормальный путь, на эффективную плановую модель развития, независимую от мировых финансово-экономических и социально-политических потрясений.

При этом необходимо, как считают многие и многие специалисты, осуществить хотя бы некоторые превентивные антикризисные меры, разделив их на две категории. А именно на то, что делать вообще нельзя, и то, что можно сделать даже в пределах сложившейся у нас модели экономики и тем самым если и не обеспечить невосприимчивость к финансовым кризисам, то хотя бы при их преодолении освободиться от паразитизма ведущих капиталистических держав.

Нельзя:

- повторить дефолт 1998 года и спустя рукава смотреть на рост цен;

- продавать энергоресурсы за катастрофически обесценивающийся доллар;

- вести международную торговлю по ущербному соотношению рубля и иностранных валют;

- оставаться в ВТО;

- кормить "кукушат": поддерживать частные банки (в Китае, к примеру, их вообще нет), мириться с грабежом промышленности посредниками, не замечать зашкаливающую сверхприбыльность финансового и спекулятивного сектора...

Нужно:

- провести частично конфискационную денежную реформу, переложив ее бремя на неправедно обогатившуюся и особо богатую часть населения;

- отказаться от концепции ВВП, "валового внутреннего продукта", как глубоко ошибочной;

- перейти на рублевые расчеты за энергоресурсы, а валютные вести по их золотому эквиваленту или покупательной способности;

- установить соотношение рубля к иностранным валютам по их покупательной способности;

- использовать золотое (энергетическое) обеспечение рубля;

- восстановить, хотя бы какое ни на есть, управление ценами, особенно на энергоносители и все виды бумаг;

- с учетом известного прогноза ВБРР (1992 г.) о том, что "в текущем столетии русские исчезнут на территории России как титульная нация", ученым и специалистам отраслей и сфер жизнеобеспечения подготовить экспертные заключения на программы МВФ, реализуемые в России;

- разработать альтернативные МВФ отечественные программы, включающие восстановление территориальной целостности, национальной независимости и экономической самостоятельности РФ;

- вернуть прогрессивное налогообложение на все виды сверхдоходов;

- определить приоритетные отрасли промышленности и предприятия-локомотивы, обеспечив их всеми видами ресурсов;

- если и создавать Стабилизационный фонд, то исключительно в виде материальных ценностей или драгметаллов;

- все наличные средства направлять не в стабилизационные фонды, а в реальное производство, убрав всех без исключения посредников между государством, Центральным банком и предприятиями.

Стратегические задачи, ожидающие решения

В каких главных направлениях назрело переосмысление экономической идеологии и политики? Одна из наиболее острых проблем - роль государства в национальном хозяйстве. В российских СМИ продолжает тиражироваться мифологема: государство должно уйти из экономики или, по меньшей мере, свести к минимуму свое участие в ней. Так, один из бывших советников В. Путина пытался на лукавых цифрах убедить общественность, что при низкой доле государственного бюджета в ВВП экономика растет успешнее. И это в то время, когда мировая статистика неопровержимо показывает рост этой доли на протяжении всего минувшего века с 10-20 до 50 и более процентов.

Бесспорно, современное государство, тем более социальное, каким Россия объявлена по Конституции, призвано представлять и обеспечивать интересы всего населения, а не быть комитетом по заведыванию делами наиболее состоятельной и влиятельной его части. Но это предполагает не только справедливое и эффективное демократическое устройство общества, подконтрольность ему государственной бюрократии, но и значительную роль государства в перераспределении ВВП.

Доля бюджетных расходов в ВВП на традиционные функции государства - оборону, правопорядок, управление - сохраняется на протяжении десятилетий в большинстве развитых стран практически на неизменном уровне, тогда как доля затрат на новые функции, прежде всего социальное обеспечение, образование, здравоохранение, науку и культуру, неуклонно возрастает.

Объясняется это тем, что только во власти государства противодействовать стихии нарастающего социального расслоения, гарантировать справедливый доступ людей к упомянутым выше общественным благам, способствовать тем самым общественному спокойствию. Отсюда и рост доли соответствующих бюджетных расходов в ВВП.

Если иметь в виду современную Россию, то речь в первую очередь должна идти о коренной модернизации и обеспечении самодостаточности нашей экономики на основе решения трех взаимосвязанных задач: неоиндустриализации, неокооперации сельского хозяйства и духовно-культурного обновления общества.

Понятно, что в одночасье такого рода перемены не происходят. Россия еще долго будет сильно уступать другим странам в своей конкурентоспособности на мировом рынке из-за неэффективности государственной системы управления и низкого качества и коррумпированности чиновничества. Но чтобы вырваться вперед, важно решить, с учетом современных мировых реалий, какой должна быть роль государства в нашей экономике. Расплывчатых и двусмысленных высказываний на этот счет не достаточно. Пора сформулировать четкую концепцию мобилизационного проектирования и, разумеется, последовательно проводить ее в жизнь.

Оздоровление всего организма страны и ее экономики следует начинать с изменений в общественном устройстве и выработки достойной идеологии дальнейшего развития. При этом следует иметь в виду, что источники большинства российских проблем находятся не где-то за океаном (хотя и там тоже, поскольку стараниями отечественных либералов страна была насильно "вписана" в антиисторию), а внутри нас самих, прежде всего - во власти. Именно сверху в России была создана обстановка безнравственности, бесчестья и социальной несправедливости. Эта болезнь требует глубокого и серьезного лечения, что не исключает медикаментозного и, при необходимости, хирургического вмешательства.

Игорь Михайлович Братищев,
доктор экономическая наук, профессор

*   *   *   *   *   *   *

Торжествующее мещанство
Идеология и образ жизни общества потребления

А.А. Кутырёва, кандидат философских наук, г. Нижний Новгород

Как мало зришь ты
самого себя, человек!
Как губишь в прихотях
и вожделеньях низменных.
А. Сумароков

В декабре 2012 года вновь объявили о конце света: то ли от космических пришельцев, то ли от природных катаклизмов, то ли от неполадок с коллайдером. С наступлением Нового года вздохнули с облегчением: пронесло, будем жить дальше. Не обольщайтесь, люди! Конец света близок, и готовит его сам человек, уничтожая планету и самого себя неуемной жаждой потребления и собственного распада-расчеловечивания.

Гибель человечества заложена внутри капитализма как социального строя - в погоне за прибылью любой ценой, культивировании эгоизма и индивидуализма. Именно это больше всего волновало лучшие умы человечества и было главным пунктом критики капитализма.

Сегодня в России вновь власть захватила буржуазия, а старый лозунг "Обогащайтесь!" обрел еще более отвратительные черты. Буржуи начинают обогащаться за счет богатства, накопленного трудом миллионов, присваивая его обманом доверчивых граждан с помощью бумажек, аукционов, фондов, банков, ипотек и еще тысячью способами отъема денег у населения, беспощадной конкуренцией за изъятое богатство народа, а зачастую и с убийством конкурентов. Свобода действий для капитала и его представителей является главным моральным требованием буржуазии: все хорошо, все дозволено, все нравственно, что дает капиталу возможность расти трудом народа. И чтобы стереть все преграды на пути возрастания капитала, раздается лозунг: "Долой всякую мораль!"

Свободно действующая личность, поступающая всецело по своим эгоистическим желаниям, лучше всего обеспечит и благо общее. Так считает и безнравственная власть новоявленных буржуев, заявляя, что чем больше богатых, тем богаче страна, забывая главный принцип политологии: "империя богатства зиждется на еще большей империи нищеты". Правда, стоило кому-нибудь покуситься на неприкосновенность частной собственности или денежных вкладов буржуа, как виновный тотчас бы увидел, что лозунг "Долой всякую мораль!" надо понимать с умом, осторожно - этот лозунг на языке действительности означает только "долой мораль, мешающую обогащению". А, как известно, мораль господ становится господствующей в обществе.

В русской литературе критику мещан-буржуа, начатую Герценом, продолжили многие писатели-гуманисты, социал-демократы и все совестливые пишущие. Широта замыслов, проникновенная любовь к народу, боль за его страдания, жажда правды и справедливости - вот идеи, характерные для их творчества. Русские писатели конца XIX века - периода завоевания России капитализмом - стремились привести существующий порядок в соответствие с идеалами равенства, братства, справедливости, тогда как либералы свои идеи приспосабливали к порядку и имели выгоду от соприкосновения с властью. Одни хотели изменить факты во имя идеалов, а другие - изменить идеалы во имя фактов, называя великое малым, малое великим, противопоставляя общественности личность, занятую только собой; общественному переустройству - совершенствование самодовлеющей личности. По выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, призывали двигаться, приспосабливаясь "применительно к подлости".

В своих сказках писатель увековечил "премудрых пескарей" мещанства, забившихся в норы, дал изумительно яркую картину чувств и мыслей "игрушечных дел людишек" города Глупова. В повести о мещанстве "Господа Головлёвы" увековечил тип Иудушки; создал незабываемый образ газеты "Чего изволите?". Посетив Запад, Салтыков-Щедрин отметил в литературе, провозгласившей принципиальный отказ от борьбы за общественные идеалы, "современного французского буржуа, которому ни идеалы, ни героизм уже не под силу, он слишком отяжелел, чтобы не пугаться при одной мысли о личном самоотвержении, и слишком удовлетворен, чтобы нуждаться в расширении горизонтов. Он давно уже понял, что горизонты могут быть расширены лишь в ущерб ему. Но литература без исканий, без устремленности к идеалу, теряет свой гуманистический смысл и просветительское значение, отмечал Салтыков-Щедрин. Светоча уже нет, и на том месте, где он горел, "сидят ожиревшие менялы и курлыкают, Франция стала святой и безыдейной республикой".

Провидчески звучат слова русских писателей, стремившихся изменить действительность по велению нравственного долга. Глеб Успенский мечтал о "мужицком рае", живущем трудами рук своих. Ему это представлялось спасительным историческим выходом из охватившей русскую жизнь капиталистической лихорадки. Он был поражен увиденными картинами буржуазной Европы и убедился в его отрицании капиталистической цивилизации, что и обусловило создание целой этической концепции антибуржуазности в его творчестве.

С удивительной тонкостью и чуткостью анализа Успенский фиксирует процесс распада старой культуры и становление новых "ценностей" во главе с "господином Купоном", извращающим и уничтожающим самые благородные черты и устои общественной жизни. С чувством потрясения Успенский говорит о невозможности "ответить на вопрос о том, зачем и по какому резону, с какой целью мы расточаем и как бы умышленно стараемся истратить в себе все, что нам дано хорошего, доброго, сильного, справедливого, зачем мы истребляем нашу искренность, нашу землю, наш оригинальный ум, наши превосходнейшие, справедливейшие нравственные стремления. Зачем? Какому богу мы служили и служим?"

Особое внимание писателя привлекает социальный слой, который по своему общественному положению является носителем духовных ценностей. Успенский отмечает в среде интеллигенции массовое поклонение идолу денежного интереса, превращающее служение в прислуживание. Он иллюстрирует в ряде образов известную мысль Маркса о том, что деньги в иерархии буржуазных ценностей являются "всеобщим извращением индивидуальностей, которые они превращают в их противоположность и которым они придают свойства, противоречащие их действительным свойствам".

Образцом такого извращения общественных ценностей и связей может служить деятельность буржуазной прессы, которая, по словам писателя, "гражданской скорбью скорбит о неправде и на пять верст вокруг рубля... не видит ничего важного и интересного и, несмотря на внешний лоск и блеск, мертва внутренне, безжизненна, холодна как труп. Она не оживит, не разовьет ни одного дарования, не окрылит ничьей мысли; она родилась без крыльев или сознательно оборвала их, искренно примирившись с необходимостью грязи и неискренно протестуя против нее".

Эгоистический интерес - узаконенная основа буржуазных отношений. Он порождает взаимную отчужденность людей, перемещенных социальными силами в новую историческую эпоху. Этот процесс писатель обозначает как утрату человеком всей его сущности. "Почти в каждом... пришедшем на новое место из-за рубля вы только с огромными усилиями можете добраться до его настоящей человеческой сущности, и всегда она будет чужда вам".

Успенский с особой тщательностью выводит социальный портрет такого человека, уже отказавшегося от своего первородства - интеллигента, но не признающего этого факта перед другими и даже скрывающего от самого себя и продолжающего говорить "красивые слова... только для того, чтобы не была видна даже ему самому его холодная, быть может только временно, но умершая во имя рубля душа".

Характеристика такого социального типа - уничтожающая. Это "человек образованный, служит, получает награды и повышения и в то же время умеет отзываться "на все". Человек этот походит "и по внешним, и по внутренним свойствам на обыкновенный российский телячий студень". Писатель не останавливается на таком гротескно-отталкивающем изображении, он предупреждает, что за ширмой безобидной всеотзывчивости скрывается алчный потребитель, все существо которого только и вопит: "Довольно! Довольно! Довольно! Дайте и нам! И нам дайте!" Успенский определяет буржуазность как низменность нравственных интересов, низменность вездесущую, поглотившую даже самые интимные стороны человеческой жизни. "Даже в семейной жизни, в любви, не поручитесь вы за то, что рубль не участвовал в ней или не участвует". И обобщает: "Это идет капитализм, или просто-напросто "господин Купон". Рабство свободного, более или менее мыслившего человека - вот что приносит этот купонный порядок... Человек, имевший право думать о себе, создавший себе правила жизни, мучившийся над решением вопросов о правде и неправде, знавший мучения и радости совести... "этот человек... немедленно лишается счастья жить многосложной душевной, нравственной заботой и превращается в инструмент, приставленный на службу к другому инструменту".

Практика общественно-героической борьбы 70-х годов XIX столетия, живые современники-борцы давали писателю уверенность, что силы в народе есть, есть и люди, готовые идти заступаться, жертвовать, делать реальную работу "для реальной справедливости в человеческих отношениях". Но за пределами индивидуального героизма революционеров Успенский видит косность сознания, апатию и общественное безволие либеральной интеллигенции, чья деятельность кончилась "упокоем собственным... в банках... во всякого рода учреждениях".

Хищническую алчность обитателей мещанского болота мучительно сознавал В. Гаршин, который обладал наряду с изумительной отзывчивостью еще чувством связи с угрызаемыми. Этот писатель, не умевший и не хотевший жить в одиночку, всегда был связан с другими людьми, всегда чувствовал себя частью великого целого. Кроткий человек, он умел ненавидеть самодовольную, солидную, себялюбивую и равнодушную мещанскую публику, которая на выставке картин Верещагина рассматривала, натурально или нет написан халат на раненом, изучала "настоящие, совсем взаправдашние песок, облака" и проходила мимо общего горя.

Чуткий Гаршин не мог не заметить и не отметить торжествующего мещанина в инженере Кудряшове, журналисте Бессонове, художнике Дедове и в той самодовольной среде, которая доводит Алексея Петровича (рассказ "Ночь") до решимости убить себя. Он подметил у них жажду приобретательства. "Разве я один... Как бы это помягче выразиться... приобретаю", - говорит старому школьному товарищу Василию Петровичу, ничего не понимающему в приобретательстве идеалисту, из молодых да ранних инженер Кудряшов, разжившийся на казенных постройках (рассказ "Встреча"). "Все вокруг, и даже, кажется, сам воздух тащит... Все берут с жизни что могут. Пора перестать сентиментальничать. Вся сила в деньгах, а у меня есть деньги. Что хочу, то и делаю. Захочу тебя купить - куплю!" - так рассуждает инженер и строит у себя в имении огромный аквариум, где большие рыбы пожирают малых. "Я люблю эту тварь, люблю за то, что они откровенны, не то что наш брат-человек. Жрут друг друга и не конфузятся", - говорит он, показывая охотящихся рыб своему товарищу.

Великий пролетарский писатель А.М. Горький довел критику мещанства до философских обобщений. Со всей силой своего гения он разоблачает мещанство как строй души современного представителя командующих классов. Основные ноты мещанства - "уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное; желание покоя внутри и вне себя; темный страх перед всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей. Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и непонятное, а лишь для оправдания себя и своей пассивной позиции в битве жизни".

Буржуазное государство, считал Горький, создано мещанами для защиты своего имущества; мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности. Не ищи защиты от силы, враждебной тебе, вне себя: умей в себе самом развить сопротивление насилию. Противоречия между народом и командующим классом - непримиримы. "Каждый человек, искренно желающий видеть на земле торжество истины, свободы, красоты, должен бы по мере сил своих работать в пользу быстрейшего и нормального развития этих противоречий до конца, ибо в конце этого процесса пред всеми людьми встанет и преступность общественного устройства, и ясная для всех невозможность дальнейшего существования его в современных формах". Как своеобразную идеологию потребительства Горький характеризовал литературу декаданса.

В статье "Поль Верлен и декаденты", напечатанной в 1896 году, он отмечал, что первые декаденты появились во Франции в конце 70-х годов ХIХ века, когда торжество буржуазии и ее миросозерцания стало несомненным. Буржуазия победила и тотчас же начала создавать себе свою жизнь. "Ей создали театр Пальерон и Сарду, ей создали поэзию апологет мелких чувств и будничной жизни Коппе и его товарищ, грубый материалист и скептик Ришпен.

Для нее создали музыку, живопись и все, чтобы иметь право счесть себя культурной. Явился спрос на философию, которая оправдывала бы буржуазию, требующую для своего обихода чего- либо попроще, посерее, не очень высокого, не нарушающего собою сон совести и не зовущего в небеса и на создание новой жизни, а чего-либо упрочивающего, узаконивающего старую жизнь. Жизнь стала бедна духом и темна умом, полное падение морали, оскудение идеализма, и якобы философская проповедь свободы греха заняла место проповеди свободы от греха, а нравственность все более и более падала".

В этом состояла духовная суть мещанства, расцветшего пышным цветом, и призванная на службу философия вполне выразила идеалы и дух индивидуализма. Стало возможно многое подлое и низкое. И в то время как одним жилось и дышалось в этой атмосфере свободно и легко, другие - более честные, более чуткие люди, люди с желанием истины и справедливости, люди с большими запросами к жизни - задыхались в этой атмосфере материализма, меркантилизма и морального оскудения".

А.М. Горький писал: "Душевно обнищавшая, заплутавшаяся во тьме противоречий, всегда смешная и жалкая в своих попытках найти уютный уголок и спрятаться в нем, личность неуклонно продолжает дробиться и становится все более никчемной психически. Чувствуя это, охваченная отчаянием, сознавая его или скрывая от себя самой, она мечется из угла в угол, ищет спасения, погружается в метафизику, бросается в разврат, ищет бога, готова уверовать в дьявола - и во всех ее исканиях, во всей суете ее ясно видно предчувствие близкой гибели, ужас перед неизбежным будущим, которое если и не осознается, то ощущается ею более или менее остро. Основное настроение современного индивидуалиста - тревожная тоска; он растерялся, напрягает все силы свои, чтобы как-нибудь прицепиться к жизни, и нет сил, осталась только хитрость, названная кем-то "умом глупцов". Его отчаяние все чаще переходит в цинизм: индивидуалист начинает истерически отрицать то, чему вчера поклонялся". В такой ситуации человек не ощущает свою связь с миром, не сознает вокруг себя присутствие каких-либо ценностей и даже постепенно утрачивает инстинкт самосохранения - теряет сознание ценности своей личной жизни.

Всякий класс защищает свои интересы, но не всякому классу выгодно в этом сознаться. Классы, интересы которых явно противоречат интересам большинства, стараются защищаться, пользуясь всяким прикрытием. Литература и искусство являются для них хорошим политическим оружием именно постольку, поскольку ими можно маскировать свои истинные хищные намерения. Горький на Первом съезде советских писателей говорил: "В детективной литературе Европы мы насчитали тысячи книг, героями которых являются плуты, воры, убийцы и агенты уголовной полиции. Это и есть настоящая буржуазная литература, особенно ярко отражающая подлинные вкусы, интересы и практическую "мораль" ее потребителей, щедро унавоженная всяческой пошлостью, и в том числе пошлостью "здравого смысла".

Писатели, казалось бы, не являются политиками и даже искренне от политики открещиваются, но на самом деле осознают, что надо развлекать публику пустяками, разноцветным хламом как раз для того, чтобы отвлечь ее от серьезной политики, от постановки серьезных проблем, на которые толкает жизнь. "Искусство развлекающее, искусство отвлекающее всегда было крупным политическим оружием для карнавального утешения толпы, которой, может быть, очень и очень не хватает хлеба" (Луначарский).

В 60-70-х годах ХХ века основатель Римского клуба независимых экспертов и автор книги "Человеческие качества" А. Печчеи обратил внимание на умножающиеся в современных условиях глобальные проблемы, поскольку общая проблема - выживание человечества - зависит в первую очередь от личных качеств человека. По его мнению, никакие государственные программы и экономические законы, принятые международным сообществом, не спасут человечество от гибели, если не внедрить новые системы ценностей, радикально отличные от реализуемых сейчас, связанных с агрессией, духом стяжательства и эгоцентризмом. Только решительный поворот к высокой ответственности, стремление жить в гармонии с природой спасут человечество. Но для этого требуется радикальная трансформация существующих производства, темпов, способов и форм развития общества, поскольку существуют пределы роста. Экологическая философия выступает против безудержного, избыточного технического детерминизма, бесконтрольного внедрения любого новшества без гуманитарной экспертизы, против иссушающего мир рационализма. К гармонизации взаимодействия человека и природы взывают "зеленые", антиглобалисты, децентристы, сторонники региональной автономии этносов. С А. Печчеи солидарны и левые радикалы Г. Маркузе и Э. Фромм с их тотальным неприятием западной цивилизации, призывами к самосовершенствованию и творческой деятельности на основе отрицания норм индивидуалистической и своекорыстной морали капиталистического общества. Лауреат Нобелевской премии мира А. Швейцер провозгласил принцип уважения каждой жизни на Земле и сострадания как главной моральной нормы, который он распространил на все живое, сформулировав принцип благоговения перед жизнью: "Я есть жизнь, желающая жить среди жизни".

Вся жизнь на планете требует сохранения и защиты, совершенствования на основе реализации принципа гуманизма. Эрих Фромм уже в названии своей книги "Иметь или быть?" поставил вопрос о путях спасения человека и природы, а Герберт Маркузе в книге "Одномерный человек" ярко нарисовал частичного, усеченного человека.

Вместе с тем современные международные корпорации и масс-медиа, принадлежащие преимущественно американскому капиталу, не жалеют ни времени, ни финансов на целенаправленную пропаганду американского образа жизни и либеральной идеологии - незыблемости частной собственности как священной коровы капитализма, свободного рынка, гражданского общества. С помощью этих идеологических мифов формируется мировоззрение подрастающих поколений, для которых виртуальная реальность все более подменяет объективный мир, а многие уже полностью живут в Сети и тем самым умножают количество зомбированных.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что примерно пять процентов населения Земного шара страдает депрессиями, из них пятнадцать процентов совершает суицид. Смертность при депрессиях лишь немного уступает смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Биологические механизмы депрессии и тревоги вызывают различные соматические нарушения, способствующие развитию такой тяжелой патологии, как онкологическая. Существует высказывание: "Рак - болезнь печали". Исследователи прогнозируют: в ближайшее время депрессия выйдет на первое место по распространению, опережая сердечнососудистые заболевания. Бегством от скуки называют сегодня туризм: потребитель жаждет новых острых ощущений, впечатлений, не терпит однообразия, а выбор желаний однотипен и однообразен. Расширяется эскапизм, проявляясь в форме алкоголизма, наркомании и самоубийстве как свидетельства бессмысленности существования.

Потребление всего и вся стало главным содержанием социальной жизни. Оно не только основа данного общества, но и конечная цель, идеал. Лозунг "сделаем жизнь комфортной" стал лозунгом многих государств, в том числе и России. Источник возникновения и прогрессирующего распространения потребления лежит не столько в сфере удовлетворения жизненно необходимых потребностей, сколько в идеальной сфере социально-психологической мотивации. Сознание граждан намеренно провоцируется на рост потребления и неизбежно приводит к одержимости вещами, оставляя неудовлетворенными как духовные потребности, так и нереализованными способности. Психическую неудовлетворенность и заглушают более сильными раздражителями: экстремальными видами спорта, азартными играми, в том числе и компьютерными. Отсутствие возможности реализовать духовную активность приводит к разочарованию, распространяются психическая усталость и подавленность, скука, раздражительность, стрессы, чувство бессмысленности и абсурдности проходящей жизни. Важно понять, что такое состояние присуще тому обществу, к которому стремится весь мир, считая его идеальным. Тому обществу, где самый высокий уровень комфорта. Но само оно вымирает. Получается, что мы стремимся к идеалам смерти. Это признают и представители западной цивилизации.

В книге "Смерть Запада" П.Дж. Бьюкенен пишет: "Статистика абортов, разводов, падения рождаемости, неполных семей, самоубийств среди подростков, криминализации школ, наркомании, тяжких преступлений, заболеваний раком показывает, насколько глубок кризис в обществе. Пустые детские и битком набитые приемные психоаналитиков свидетельствуют о том, что у нас далеко не все в порядке. И, распространяясь, эта зараза тащит в могилу всю нашу цивилизацию".

Все это происходит на фоне беспрецедентного роста уровня материального благосостояния при одновременном упадке духовной культуры. Таково общество потребления, сочетающее в себе материальный комфорт, психическую неудовлетворенность, духовное оскудение, деградацию человека в целом. Но такое развитие не может быть бесконечным. Оно чревато кризисами с непредсказуемыми результатами. Современное общество вступило в такой период, о чем свидетельствуют текущие события. К сожалению, ожидающие выхода из кризиса видят его в возврате к прежнему состоянию, не изменяя ценностных ориентаций. Вернуться механически, а это невозможно. Эти процессы связаны не со временем, а с социальной силой, социальной практикой. Кризис общества нельзя преодолеть, не меняя его основополагающих ценностей, не меняя социальный строй.

За мечтой о материальном благополучии забылась другая мечта, которую осуществить труднее. Это мечта об идеале, неустанное стремление человеческой души к чему-то высшему. Это недовольство, служащее залогом вечного движения, недовольство, которое Заратустра формулировал в кратких афоризмах: "Человек есть нечто, что должно превзойти... Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя". А для этого нужно служение - служение человечеству. И нельзя мириться с мещанским благополучием и его плоской логикой, надо превзойти себя, желать возвышенного, преодолеть собственную апатию. Мещанин-потребитель имеет все, чего так страстно хотел, - колбасу, "тачку"... И парадокс - даже эти желания будили в нем силы, поддерживали чувство личности, он стремился к осуществлению желаний. А получив желаемое, утратил силу. Идеалом нынешнего дня стал комфорт, который убил в человеке недовольство, неустанное стремление к мечте о "дальнем". В советском обществе этот идеал называли коммунизмом, и речь шла о совершенствовании человека - физическом, духовном и нравственном. Новые хозяева жизни идеал осмеяли, оплевали, оболгали, потому как комфорта нельзя достичь, имея высшую цель - украшать жизнь и возвышать душу. Религия буржуа - нажива, идол - собственность. Они не могут быть достигнуты людьми честными - значит, честностью и нравственностью надо пренебречь, но использовать их для эксплуатации ради наживы.

Банк "ВТБ-24" сообщает, что у него 700 тысяч вкладчиков, которые банку доверяют, и такое количество людей не может ошибаться. Так люди и не ошибаются, а изначально доверяют тем, кому доверять нельзя, - банкам, наживающимся на этом доверии. Артур Хейли в романе "Менялы" предлагает любому банкиру повесить в своем кабинете лозунг "Наш банк делает богатых людей еще богаче... за счет бедных". А мужики-то не знают! Сформировался мир без святых и героев, все бывшие кумиры развенчаны. Сейчас кумирами становятся посетители различных раутов, презентаций, гламурных тусовок.

Общество потребления - на пределе потребления. Природа истощена, привычки искореняются, так как мешают смене товаров, моды, идолов. Рекламируют "убойный отдел продаж". Видимо, ничего не купивших посетителей магазинов станут на выходе убивать. Человек превращается в перекати-поле: исчезают привязанности, привычки. К детям, родителям, женам, мужьям, друзьям, родине... Оттого так много предателей, подлецов, разводов, отказов от детей. Самое главное - люди и не стесняются этого, а зачастую считают себя героями.

И все это разносит по стране телевидение, распространяя половую распущенность, вредные привычки, опасные товары и лекарства. Продается и покупается все. Ради прибыли выставлена напоказ физиология (на экране жуют, пьют, моются, бреются, сморкаются, ковыряют в зубах, говорят про естественные отправления), то есть все то, что должно быть скрыто от глаз. Про автомобили можно и не говорить - они короли рекламы. Продают детей, девушек в бордели, продают футболистов. Этим рабам не установлен даже Юрьев день. Потом учат болеть "за наших". За кого болеть на игре "Анжи" и "Спартака"? За Керимова или Алекперова? В основном составе "Спартака" 15 человек - легионеры. Спорт - прибыльный бизнес, основанный на выжимании пота из спортсменов.

Расчеловечивание идет по всем направлениям. Безработица, с которой в СССР покончили в 1930 году, сегодня процветает, а ведь труд избавляет человека от скуки, порока, нужды. Это лучший способ наслаждаться жизнью. Но от физического труда все сегодня бегут. Сидеть в офисе и кликать мышкой - такая работа сковывает эмоции и энергию, плодит мизантропов. Нажива выбрасывает на улицы полчища людей. Их заменяют машины. Сбербанк радостно сообщает, что операторов заменяют автоматы. Операторы пополняют ряды ненужных людей. Капитализм начался с поедания людей овцами, а сейчас людей едят машины. Уже сегодня машина может сказать человеку: "Ты меня породил, я тебя и убью". Не пора ли опомниться?

Газета "Советская Россия", 06/06/2013
Официальный сайт газеты
http://www.sovross.ru

*   *   *   *   *   *   *

Сталинский рынок

Экономист Михаил Делягин - о том, можно ли воспользоваться хозяйственными рецептами "отца народов"

Дискуссия, вспыхивающая перед 60-летием со дня смерти Сталина, вынуждает вспомнить забытые особенности его системы.

Наша история непредсказуема не потому, что мы "ленивы и нелюбопытны", а из-за открытости России: ее развитие примерно поровну определяется внешними и внутренними факторами. Этого не могут принять ни "западники", ни "почвенники": для первых дико то, что "быдло" влияет на свою судьбу не меньше блистательных ясновельможных панов, для вторых - то, что жизнь "народа-богоносца" во многом определяется "из-за бугра".

Дорываясь до власти, они искореняют "неправильное" из учебников: ведь история - не столько наука, сколько способ формирования (или уничтожения) нации. Лишение народа части его опыта снижает его жизнестойкость.

В сталинской системе замалчивается роль рыночных отношений.

Прежде всего СССР зависел от внешних рынков. Когда зерно подешевело из-за Великой депрессии, нужные для выживания в войне средства мог дать лишь экспорт леса: это вызвало рост ГУЛАГа как производственного комплекса и возникновение в нем хозрасчета. При всей жестокости ("убивает большая пайка, а не маленькая") последний показал эффективность, и в феврале 1941 года Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о его распространении на остальную экономику.

Несмотря на войну, в ряде секторов рыночные отношения закрепились (их выкорчевал уже Хрущев: они мешали оформлявшемуся классу партхозноменклатуры).

Так, малый бизнес, называвшийся кооперацией, давал перед войной не менее 6% промышленной продукции, включая 40% мебели, 70% металлической посуды, почти все игрушки. На 114 тыс. предприятиях промышленности (в Москве в 1936 году их было 15 тыс.) работало 1,8 млн человек.

Первые советские ламповые приемники (с 1930 года), радиолы (с 1935) и телевизоры (с 1939 года) выпускала ленинградская артель "Прогресс-Радио". В предпринимательском секторе работало около 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два НИИ. Промкооперация имела свою пенсионную систему (которой было лишено село), потребительское и даже жилищное кредитование.

Ее льготы превосходили сегодняшние льготы малого бизнеса, а ее руководители помимо прибыли поощрялись наряду с промышленными руководителями сопоставимого уровня.

Торговля сельхозпроизводителей облагалась налогом в 3% с оборота, что делало ненужным бухучет. Попытки отрезать их от рынков сбыта и закабалить (в чем преуспевает сейчас мафия) карались беспощадно. Регистрация промысловых артелей занимала менее дня.

Другой неизвестный успех нашего народа - система активизации массовой творческой активности, применявшаяся с конца 1930-х по середину 1950-х годов.

За превышение каждого значимого параметра плана определялась премиальная шкала, известная до начала работы, и премия выплачивалась всем поровну.

Индивидуальные премии полагались за рацпредложения, позволившие перевыполнить план, и за руководство их внедрением. Они в разы превышали премию, полученную за превышение соответствующего параметра каждым работником.

Эта система распространяла успехи одного на всех, заставляя коллективы выявлять, холить и лелеять творцов.

Благодаря ей за четыре года войны себестоимость производства большинства видов оружия упала в 2-3 раза.

В коллективе возникали взаимная доброжелательность, взаимопомощь. Начальник стремился разъяснить каждому его роль в общем деле: активность подчиненного несла ему премию. Система меняла психологию, и эффект держался после ее отмены еще целое поколение.

Ждет своего исследователя и не сводимая к "шарашкам и шпионажу" система управления творческим трудом, позволившая стремительно создать атомное и водородное оружие, средства их доставки, систему ПВО и электронику. А ведь килотонны издаваемой на эту тему литературы показывают: проблема управления творчеством так и не решена "цивилизованным миром".

Высмеиваемое либералами понижение цен выражало стремление обеспечить эффективность рынка для общества - вплоть до бесплатности основных жизненных благ. Именно оно позволило отменить карточки в разрушенном СССР в 1948 году (их возвращение началось в 1975), притом что в США они были отменены в 1947-м, во Франции - в 1949-м, в Англии - в 1954 году.

В наше же время отказ от понимания рынка как инструмента общественного блага, превращение государства в слугу отдельных фирм удерживает страну в бедности и грозит новой Смутой.

Из опыта СССР всё чаще заимствуется плохое.

В последние годы Сталина невыгодность рабского труда была очевидной даже его соратникам, хотя директора требовали все нового бесплатного "спецконтингента". Его использование почти блокировало технологический прогресс, как сейчас блокирует его труд гастарбайтеров.

Официальные лица, празднующие юбилей одного из "островов ГУЛАГа" заслуживают увольнения, а то и отправки в полюбившееся им заведение. Но ряд забытых после Сталина социальных механизмов полезен и сейчас.

Автор - директор Института проблем глобализации.

Источник: газета "Известия",
6 февраля 2013,
http://izvestia.ru/

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное