Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 656


"Эконометрика", 656 выпуск, 19 августа 2013 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем вашему вниманию окончание части 4-й главы "Краткого курса истории ВКП(б)", издания 1930-1940-х годов. Текст полезен всем, кто хочет понять основы коммунистического учения. Начало - в предыдущем выпуске рассылки.

На страницах газеты "Правда" Юрий Емельянов размышляет о значении марксистско-ленинской теории в борьбе за интересы трудящихся.

Всемогущая фабрика внушения, созданная Западом, выжгла в нашем воображении образ кровавых коммуняк Кхмер Ружа, пожирающих свой народ на Полях смерти под руководством кошмарного Пол Пота - этого олицетворения безжалостного деспота. Исраэль Шамир рассказывает о реальном Пол Поте, о том, как его образ сохранился в народной памяти Камбоджи.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Изучаем сталинское наследие.
Краткий курс истории ВКП(б).
О диалектическом и историческом материализме

(Окончание. Начало - в предыдущем выпуске рассылки.)

г) Третья особенность производства состоит в том, что возникновение новых производительных сил и соответствующих им производственных отношений происходит не отдельно от старого строя, не после исчезновения старого строя, а в недрах старого строя, происходит не в результате преднамеренной, сознательной деятельности людей, а стихийно, бессознательно, независимо от воли людей. Оно происходит стихийно и независимо от воли людей по двум причинам.

Во-первых, потому, что люди не свободны в выборе того или иного способа производства, ибо каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает уже готовые производительные силы и производственные отношения, как результат работы прошлых поколений, ввиду чего оно должно принять на первое время все то, что застает в готовом виде в области производства, и приладиться к ним, чтобы получить возможность производить материальные блага.

Во-вторых, потому что улучшая то или иное орудие производства, тот или иной элемент производительных сил, люди не сознают, не понимают и не задумываются над тем, к каким общественным результатам должны привести эти улучшения, а думают лишь о своих будничных интересах, о том, чтобы облегчить свой труд и добиться какой-либо непосредственной, осязательной выгоды для себя.

Когда некоторые члены первобытно-общинного общества постепенно и ощупью переходили от каменных орудий к железным орудиям, они, конечно, не знали и не задумывались над тем, к каким общественным результатам приведет это новшество, они не понимали и не сознавали того, что переход к металлическим орудиям означает переворот в производстве, что он приведет в конце концов к рабовладельческому строю, - они просто хотели облегчить свой труд и добиться ближайшей, ощутимой выгоды, - их сознательная деятельность ограничивалась узкими рамками этой будничной личной выгоды.

Когда в период феодального строя молодая буржуазия Европы рядом с мелкими цеховыми мастерскими стала строить крупные мануфактурные предприятия и двигала, таким образом, вперед производительные силы общества, она, конечно, не знала и не задумывалась над тем, к каким общественным последствиям приведет это новшество, она не сознавала и не понимала, что это "маленькое" новшество приведет к такой перегруппировке общественных сил, которая должна кончиться революцией и против королевской власти, милости которой она так высоко ценила, и против дворян, в ряды которых нередко мечтали попасть ее лучшие представители, - она просто хотела удешевить производство товаров, выбросить побольше товаров на рынки Азии и только что открытой Америки и получить побольше прибыли, - ее сознательная деятельность ограничивалась узкими рамками этой будничной практики.

Когда русские капиталисты совместно с иностранными капиталистами усиленно насаждали в России современную крупную машинизированную промышленность, оставляя царизм нетронутым и, отдавая крестьян на съедение помещикам, они, конечно, не знали и не задумывались над тем, к каким общественным последствиям приведет этот серьезный рост производительных сил, они не сознавали и не понимали, что этот серьезный скачок в области производительных сил общества приведет к такой перегруппировке общественных сил, которая даст возможность пролетариату соединить с собой крестьянство и совершить победоносную социалистическую революцию, - они просто хотели расширить до крайности промышленное производство, овладеть колоссальным внутренним рынком, стать монополистами и выкачать из народного хозяйства побольше прибыли, - их сознательная деятельность не шла дальше их будничных узко-практических интересов.

В соответствии с этим Маркс говорит:

"В общественном производстве своей жизни (то есть в производстве материальных благ, необходимых для жизни людей. - Ред.) люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие (курсив редакции) отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил" (К.Маркс, Избранные произведения, т.I, стр.269).

Это, однако, не значит, что изменения производственных отношений и переход от старых производственных отношений к новым протекает гладко, без конфликтов, без потрясений. Наоборот, такой переход происходит обычно путем революционного свержения старых производственных отношений и утверждения новых. До известного периода развитие производительных сил и изменения в области производственных отношений протекают стихийно, независимо от воли людей. Но это только до известного момента, до момента, пока возникшие и развивающиеся производительные силы успеют, как следует, созреть. После того, как новые производительные силы созрели, существующие производственные отношения и их носители - господствующие классы, превращаются в ту "непреодолимую" преграду, которую можно снять с дороги лишь путем сознательной деятельности новых классов, путем насильственных действий этих классов, путем революции. Здесь особенно ярко выступает громадная роль новых общественных идей, новых политических учреждений, новой политической власти, призванных упразднить силой старые производственные отношения. На основе конфликта между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, на основе новых экономических потребностей общества возникают новые общественные идеи, новые идеи организуют и мобилизуют массы, массы сплачиваются в новую политическую армию, создают новую революционную власть и используют ее для того, чтобы упразднить силой старые порядки в области производственных отношений и утвердить новые порядки. Стихийный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей, мирное развитие - насильственному перевороту, эволюция - революции.

"Пролетариат, говорит Маркс, в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс... путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения" ("Манифест коммунистической партии", издание 1938 г., стр.52).

И дальше:

- "Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (там же, стр.50).

"Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым" (Маркс, "Капитал", т.I, стр.603, 1935 г.).

Вот гениальная формулировка существа исторического материализма, данная Марксом в 1859 году в историческом "предисловии" к его знаменитой книге "К критике политической экономии":

"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления" (К.Маркс, Избранные произведения, т.I, стр.269-270).

Так обстоит дело с марксистским материализмом, если взять его в применении к общественной жизни, в применении к истории общества.

Таковы основные черты диалектического и исторического материализма.

Из этого видно, какое теоретическое богатство отстоял Ленин для партии от покушений ревизионистов и перерожденцев, и какое важное значение имело появление в свет книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" для развития нашей партии.

3. Большевики и меньшевики в годы столыпинской реакции. Борьба большевиков против ликвидаторов и отзовистов.

В годы реакции в партийных организациях работать было во много раз труднее, чем в предыдущий период развертывания революции. Количество членов партии резко уменьшилось. Многие мелкобуржуазные попутчики партии, особенно интеллигенты, покидали ряды партии, боясь преследований царского правительства.

Ленин указывал, что в такие моменты революционные партии должны доучиваться. В период подъема революции они учились наступать, в период реакции они должны научиться, как правильно отступать, как перейти в подполье, как сохранить и укрепить нелегальную партию, как использовать легальные возможности, всякие легальные, особенно, массовые организации для укрепления связей с массами.

Меньшевики отступали в панике, не веря в возможность нового подъема революции, они позорно отрекались от революционных требований программы и революционных лозунгов партии, хотели ликвидировать, уничтожить революционную нелегальную партию пролетариата. Поэтому такого рода меньшевиков стали называть ликвидаторами.

В отличие от меньшевиков большевики были уверены в том, что в ближайшие годы наступит революционный подъем, и что партия обязана готовить массы к этому новому подъему. Основные задачи революции не были разрешены. Крестьянство не получило помещичьей земли, рабочие не получили 8-часового рабочего дня, не было свергнуто ненавистное народу царское самодержавие, вновь задушившее те небольшие политические свободы, которые были у него отвоеваны народом в 1905 году. Таким образом, оставались в силе причины, породившие революцию в 1905 году. Поэтому большевики были уверены в новом подъеме революционного движения, готовились к нему, собирали силы рабочего класса.

Большевики черпали уверенность в неизбежности нового подъема революции еще и в том факте, что революция 1905 года научила рабочий класс завоевывать свои права в массовой революционной борьбе. В годы реакции, в годы наступления капитала рабочие не могли забыть этих уроков 1905 года. Ленин приводил письма рабочих, в которых они, рассказывая о возобновившихся притеснениях и издевательствах фабрикантов, говорили: "Погодите, придет опять 1905 год!".

Основная политическая цель большевиков осталась та же, что и в 1905 году - свергнуть царизм, довести до конца буржуазно-демократическую революцию, перейти к социалистической революции. Большевики ни на минуту не забывали об этой цели, продолжали выдвигать перед массами основные революционные лозунги: демократическая республика, конфискация помещичьей земли, 8-часовой рабочий день.

Но тактика партии не могла оставаться той же самой, что в период подъема революции 1905 года. Нельзя было, например, в ближайшее время призывать массы к всеобщей политической стачке или к вооруженному восстанию, потому что налицо был упадок революционного движения, огромная усталость рабочего класса, серьезное усиление реакционных классов. Партия не могла не считаться с новой обстановкой. Тактику наступления нужно было заменять тактикой обороны, тактикой собирания сил, тактикой отвода кадров в подполье и работы партии из подполья, тактикой сочетания нелегальной работы с работой в легальных рабочих организациях.

И большевики сумели выполнить эту задачу.

"Мы умели долгие годы работать перед революцией. Нас недаром прозвали твердокаменными. Социал-демократы сложили пролетарскую партию, которая не падет духом от неудачи первого военного натиска, не потеряет головы, не увлечется авантюрами", - писал Ленин (Ленин, т.XII, стр.126).

Большевики боролись за сохранение и укрепление нелегальных партийных организаций. Но в то же время большевики считали необходимым использовать все легальные возможности, всякую легальную зацепку, при помощи которой можно было бы поддерживать и сохранять связи с массами и усилить тем самым партию.

"Это был период поворота нашей партии от открытой революционной борьбы с царизмом к обходным путям борьбы, к использованию всех и всяких легальных возможностей - от страховых касс до думской трибуны. Это был период отступления, после того как мы оказались разбитыми в революции 1905 года. Поворот этот требовал от нас усвоения новых методов борьбы, для того, чтобы, собравшись с силами, вновь пойти на открытую революционную борьбу против царизма" (Сталин, Стенографический отчет XV съезда, стр.366-367, 1935 г.).

Уцелевшие легальные организации являлись как бы прикрытием для подпольных организаций партии и средством связи с массами. Для того, чтобы сохранить связь с массами, большевики использовали профсоюзы и другие легальные общественные организации: больничные страховые кассы, рабочие кооперативы, клубы и культурные общества, народные дома. Большевики использовали трибуну Государственной думы для разоблачения политики царского правительства, для разоблачения кадетов, для привлечения крестьян на сторону пролетариата. Сохранение нелегальной партийной организации и руководство через эту организацию всеми другими видами политической работы обеспечивали партии проведение правильной партийной линии, подготовку сил к новому революционному подъему.

Большевики осуществляли свою революционную линию, борясь на два фронта, против двух видов оппортунизма в партии: против ликвидаторов, прямых противников партии, и против так называемых отзовистов, скрытых недругов партии.

Ленин, большевики вели непримиримую борьбу с ликвидаторством с самого начала зарождения этого оппортунистического течения. Ленин указывал, что ликвидаторство есть агентура либеральной буржуазии в партии.

В декабре 1908 года в Париже состоялась пятая (общероссийская) конференция РСДРП. Эта конференция по предложению Ленина осудила ликвидаторство, то есть попытки некоторой части партийной интеллигенции (меньшевиков) "ликвидировать существующую организацию РСДРП и заменять ее бесформенным объединением в рамках легальности во что бы то ни стало, хотя бы последняя покупалась ценою явного отказа от программы, тактики и традиций партии" (ВКП(б) в резолюциях, ч.1, стр.128).

Конференция призывала все партийные организации к решительной борьбе с ликвидаторскими попытками.

Но меньшевики не подчинились этому решению конференции и все больше скатывались на путь ликвидаторства, измены революции, сближения с кадетами. Меньшевики все более открыто отказывались от революционной программы пролетарской партии, от требования демократической республики, 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель. Меньшевики хотели ценой отказа от программы и тактики партии получить разрешение от царского правительства на существование открытой, легальной, якобы "рабочей" партии. Меньшевики готовы были примириться со столыпинским режимом, приспособиться к нему. Поэтому ликвидаторов называли еще "столыпинской рабочей партией".

Одновременно с борьбой против открытых противников революции - ликвидаторов, во главе которых стояли Дан, Аксельрод, Потресов, причем им помогали Мартов, Троцкий и другие меньшевики, - большевики вели также непримиримую борьбу против скрытых ликвидаторов, против отзовистов, которые маскировали свой оппортунизм "левой" фразой. Отзовистами стала называться часть бывших большевиков, требовавших отзыва рабочих депутатов из Государственной думы и вообще прекращения всякой работы в легальных организациях.

В 1908 году часть большевиков потребовала отзыва социал-демократических депутатов из Государственной думы. Отсюда название "отзовисты". Отзовисты образовали свою особую группу (Богданов, Луначарский, Алексинский, Покровский, Бубнов и другие), которая начала борьбу против Ленина и ленинской линии. Отзовисты решительно отказывались работать в рабочих профессиональных союзах и других легальных обществах. Этим они наносили большой вред рабочему делу. Отзовисты отрывали партию от рабочего класса, лишали ее связи с беспартийными массами, хотели замкнуться в подпольной организации и вместе с тем ставили ее под удар, лишая возможности использовать легальные прикрытия. Отзовисты не понимали, что в Государственной думе и через нее большевики могут влиять на крестьянство, могут разоблачать политику царского правительства, политику кадетов, которые обманным путем старались повести за собой крестьянство. Отзовисты мешали собирать силы для нового революционного подъема. Отзовисты поэтому были "ликвидаторами наизнанку" - они старались ликвидировать возможность использования легальных организаций и на деле отказывались от пролетарского руководства широкими беспартийными массами, отказывались от революционной работы.

Совещание расширенной редакции большевистской газеты "Пролетарий", созванное в 1909 году для обсуждения поведения отзовистов, осудило отзовистов. Большевики заявили, что они ничего общего не имеют с отзовистами, и исключили их из большевистской организации.

И ликвидаторы и отзовисты были всего-навсего лишь мелкобуржуазными попутчиками пролетариата и его партии. В трудный для пролетариата момент ликвидаторы и отзовисты особенно наглядно показали свое настоящее лицо.

http://kprf.ru/rus_soc/109310.html  

*   *   *   *   *   *   *

Размышления о значении марксистско-ленинской теории в борьбе за интересы трудящихся

Юрий Емельянов

Успехи Коммунистической партии Российской Федерации на выборах 2011-2012 годов и рост оппозиционных выступлений в стране привели к активизации антикоммунистической и антисоветской пропаганды. С одной стороны, власти и послушные им СМИ стараются опорочить достижения социализма в СССР, не гнушаясь беззастенчивой клеветой.

Поэтому коммунисты неустанно продолжают разоблачать эти вымыслы, всемерно и детально пропагандируя реальные достижения Советской власти. С другой стороны, порой буржуазия вынуждена признавать некоторые неоспоримые достижения советского прошлого, но тогда апологеты капитализма стараются доказать, что они случились вопреки советскому строю и идеям коммунизма. Они утверждают, что крушение Советской власти и реставрация капитализма на обломках СССР и в ряде европейских стран стали убедительными свидетельствами нежизнеспособности марксистско-ленинской теории. На этом основании они уверяют, что российские коммунисты цепляются за отжившие теории, а потому не способны возглавить движение за построение общественного строя, отвечающего интересам народа и требованиям современности. Хотя бы поэтому так важно обращать внимание на пропаганду актуальности теории научного коммунизма, а также всемерное расширение теоретической подготовки коммунистов для ведения такой пропаганды.

Неприятие "узколобого практицизма"

Клевеща на марксистско-ленинскую теорию, апологеты капиталистического строя пользуются тем, что за 20 лет контрреволюции сочинения Маркса, Энгельса, Ленина оказались фактически под запретом и многие забыли их. Появилось поколение, многие представители которого даже не знают, кто такие Маркс, Энгельс и Ленин. Что касается Сталина, то благодаря Хрущёву его сочинения оказались под фактическим запретом ещё полвека назад. Поэтому ныне есть немало людей, которые поверили буржуазной пропаганде о том, что Сталин игнорировал марксизм-ленинизм и был прагматиком, то есть сторонником учения, исходящего из субъективистской оценки практики, фактически отрицающей необходимость в теории. Как справедливо показано в недавно опубликованной книге В.В. Суходеева "И.В. Сталин: истый марксист-ленинец", с первых лет пребывания в социал-демократическом движении Сталин придавал важнейшее значение революционной теории.

Сегодня мы сосредоточимся прежде всего на том значении, которое уделял теоретическому осмыслению действительности И.В. Сталин. Это вызвано не только плохим знанием нынешним поколением его научного творчества. Анализ сталинского отношения к теории наиболее наглядно убеждает в том, что только на фундаменте марксистско-ленинской научной методологии можно добиваться успехов в деле социалистического строительства.

К сожалению, даже в советское время далеко не все, включая многих коммунистов, глубоко изучали марксистско-ленинскую теорию. Ещё в своих лекциях "Об основах ленинизма", которые он прочёл в 1924 году, Сталин, опираясь на Ленина, осуждал "безголовое делячество" и "узколобый практицизм". Там же Сталин осудил и увлечение оторванными от реальности чисто умозрительными "маниловскими" схемами. Через 10 лет в докладе на XVII съезде ВКП(б) Сталин отметил "не очень высокий теоретический уровень большинства членов нашей партии, слабую идеологическую работу партийных органов, загруженность наших партийных работников чисто практической работой, отнимающую у них возможность пополнить свой теоретический багаж". В своём выступлении на пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 года Сталин поставил вопрос резче, заявив: "Я не знаю, многие ли члены ЦК усвоили марксизм. Многие ли секретари обкомов, крайкомов усвоили марксизм?" В последние же годы Советской власти изучение марксистско-ленинской теории, как и её пропаганда, стало во многом формальным.

Отмечая причины невнимания к марксистско-ленинской теории в работе "Экономические проблемы социализма в СССР", Сталин писал: "К нам как руководящему ядру каждый год подходят тысячи новых молодых кадров, они горят желанием помочь нам, показать себя, но не имеют достаточного марксистского воспитания, не знают многих, нам хорошо известных истин и вынуждены блуждать в потёмках. Они ошеломлены колоссальными достижениями Советской власти, им кружат голову необычайные успехи советского строя, и они начинают воображать, что Советская власть "всё может", что ей "всё нипочем", что она может уничтожить законы науки, сформировать новые законы".

Кажется, что и ныне некоторые коммунисты, справедливо уделяя большое внимание в пропаганде "колоссальным достижениям Советской власти", мало говорят о вкладе теории в эти успехи. Между тем ещё в своих ранних работах Сталин подчёркивал невозможность рабочему движению добиться побед без теории. "Что такое рабочее движение без социализма? - задавал Сталин риторический вопрос, отвечая на него так: - Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше опасностей".

Образ, использованный Сталиным, ярко показывает то значение, которое он уделял теории научного коммунизма. Сталин не написал о том, что теория - это раз и навсегда свёрстанная карта с точным указанием вех и расстояний во времени и пространстве. Хотя цель движения неизменна, партия может менять свой курс, учитывая состояние общества, подобно тому, как стрелка компаса изменяет своё направление в зависимости от нахождения корабля в переменчивой морской и воздушной стихии. Подчёркивая, что "существует марксизм догматический и марксизм творческий" и он стоит "на почве последнего", Сталин давал понять, что главным для него является диалектический метод марксизма.

Марксистская теория и её реализация

В то же время сталинское сравнение теории научного коммунизма с компасом не исчерпывает значения научного коммунизма. Ныне враги коммунизма утверждают, что успехи коммунистических идей объяснялись лишь воздействием на массы обольстительных посулов скорого построения общества справедливости и всеобщего изобилия. Пользуясь неосведомлённостью людей, они игнорируют то обстоятельство, что задолго до появления марксизма-ленинизма в мире существовало множество проповедников утопического социализма, популярность которых была велика, но они никогда не могли создать сколько-нибудь значимых массовых движений, которые взяли бы на вооружение эти идеи. Между тем только в конце XIX века и только в США были опубликованы сотни книг с утопическими программами, и в этой стране создавалось немало коммун, организованных по принципам утопического социализма, но влияние этих произведений, как и существование этих общин, было недолговечным.

В отличие от утопических идей, предлагавших сочинённые чисто умозрительно модели общественного строя справедливости и человеческого счастья, марксизм возник на основе научного и объективного анализа общественного развития. Поэтому марксистское учение оказало долговременное воздействие на миллионы людей во всём мире и повлияло на изменение хода мировой истории. Казалось, что Союз коммунистов, в рядах которого к моменту опубликования "Манифеста Коммунистической партии" в феврале 1848 года состояло лишь несколько десятков членов, обречён на судьбу социал-утопических кружков, которых было множество в ту пору. Однако через 66 лет, в 1914 году, социалистические и социал-демократические партии, объявившие марксизм своей идейной основой, насчитывали 4,5 миллиона человек. Несмотря на постоянные преследования и травлю, за эти партии было подано 10,5 миллиона голосов на выборах в различных странах, обеспечивших им 646 мест в парламентах 14 стран. Профсоюзные организации, многие из которых вели борьбу под руководством марксистов, насчитывали 16 миллионов членов. Под знаменем марксистских идей были совершены существенные социальные и политические преобразования в ряде стран мира, прежде всего - введение 8-часового рабочего дня.

В повестку дня был поставлен вопрос о начале социалистической революции. В резолюции VII Штутгартского конгресса II Интернационала, объединявшего социалистические партии (1907 г.), говорилось: "В случае возникновения войны социалисты обязаны приложить все усилия к тому, чтобы её как можно скорее прекратить и всеми силами стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для того, чтобы пробудить политическое сознание народных масс и ускорить крушение господства класса капиталистов". Бурные события летом 1914 года в Италии и других европейских странах свидетельствовали о том, что миллионы людей были готовы совершить социалистическую революцию.

Единственным оружием, с помощью которого последователи Маркса и Энгельса добились такого успеха, была их вооружённость научной теорией, основанной на использовании метода диалектического материализма. Объясняя суть этого метода познания действительности, Сталин в своей работе "О диалектическом и историческом материализме" подчёркивал, что "диалектика рассматривает природу... как связное, единое целое.., как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, ...как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным".

Качественное превосходство метода диалектического материализма над иными методами познания действительности, в том числе в общественных исследованиях, позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу совершить целый ряд выдающихся открытий. Даже некоторые представители буржуазии ныне признают большой вклад Маркса в исследование экономики капитализма и его приоритет в открытии цикличности капиталистических кризисов, его труд "Капитал" стал снова востребованным по мере углубления современного экономического кризиса.

Однако защитники капиталистического строя стараются замалчивать или отрицать ценность других научных достижений Маркса и Энгельса, прежде всего - совершённый ими переворот в восприятии человеческой истории. Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали: "Мы знаем только одну-единственную науку, науку истории". Изучение прошедших событий, поиск в них основных направлений развития, выявление сменяющих друг друга периодов исторического процесса, установление сходства и различия между ними постоянно находились в центре внимания основоположников марксистского учения.

Следуя этому методологическому принципу, Ленин указывал: "Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь... исторически;.. лишь в связи с другими;.. лишь в связи с конкретным опытом истории". Сталин, в свою очередь, подчёркивал, что "каждый общественный строй и каждое общественное движение надо рассматривать не с точки зрения "вечной справедливости" или другой какой-либо предвзятой идеи, как это делают нередко историки, а с точки зрения тех условий, которые породили этот строй и то общественное движение, с которым оно связано".

Открытие марксизмом исторической обусловленности общественного строя и его смены, значения способа производства и классовой борьбы в развитии общества означали опровержение буржуазного взгляда на историю. Идеологи капитализма уверяли, что торжество капиталистических отношений знаменовало завершение варварского состояния человечества и переход к безостановочной просвещённой стадии развития. Поэтому открытия Маркса и Энгельса имели значение для разработки теории пролетарской революции и перехода к новому этапу общественного развития - социализму и коммунизму.

С момента своего зарождения марксистская теория всегда была связана с практикой. Сталин подчёркивал значение "положений диалектического метода" в "практической деятельности партии пролетариата". Открыв решающую роль пролетариата в процессе революционного перехода от капитализма к социализму, Маркс и Энгельс с самого начала формирования своего учения предпринимали практические шаги для распространения своих теоретических положений среди различных отрядов растущего рабочего движения. Лишь измена вождей социал-демократии в 1914 году принципам марксизма сорвала революционные выступления против капиталистического строя и помогла правящим кругам империалистических стран развязать Первую мировую войну.

Ленинизм - оружие социалистической революции

Применяя диалектический метод для изучения развития капитализма и общественных движений в России, верный последователь марксизма В.И. Ленин выдвинул на основе своих теоретических исследований практическую программу по созданию большевистской партии. В дальнейшем глубокий исторический анализ развития глобальных процессов позволил Ленину открыть переход капитализма в новую стадию развития и указать на начало эпохи империалистических войн и пролетарских революций. Эти теоретические открытия дали основание Ленину сделать практический вывод о возможности начала первой пролетарской революции в России, что долгое время представлялось немыслимым даже социалистам всего мира.

К началу 1917 года в рядах большевистской партии находилось не более 24 тысяч членов. Для того чтобы объяснить невероятный успех большевиков, которые за 9 месяцев сумели превратить малочисленную партию в главную силу революционного развития страны, буржуазия ныне прибегает к конспирологическим концепциям. Враги коммунизма замалчивают, что партия большевиков имела мощное идейное оружие - многолетнее освоение трудов основоположников марксизма и работ Ленина в подпольных кружках, которые существовали порой даже в ссылках и тюрьмах.

Об этом убедительно свидетельствует революционная деятельность И.В. Сталина. Как и другие большевистские руководители, по-марксистски осмысляя текущий опыт рабочего движения, выделяя отдельные стадии его развития, сравнивая их, выявляя их существенные признаки и обращая внимание на происходившие качественные изменения в классовой борьбе, Сталин смог прогнозировать её перерастание в новую стадию и намечать будущие действия партии и даже её отдельных организаций.

Так, в своей работе "Надо бойкотировать совещание!", написанной в 1907 году в бакинском подполье, Сталин обосновывал свои политические предложения анализом "истории экономической борьбы бакинских рабочих", выделив "два периода" этой борьбы. Вновь обратившись к истории борьбы бакинского пролетариата в статье "Совещание и рабочие" (июль 1908 г.), Сталин утверждал, что с 1907 года "открывается новая полоса в бакинском рабочем движении". Он писал: "Целесообразной формой отступления, соответствующей моменту, должна быть признана лишь забастовка по фирмам". В конце 1908 года Сталин указал, что прежние условия, которые позволяли лишь организацию "забастовок по фирмам", изменились и надо переходить к организации "общей забастовки". В статье "О декабрьской забастовке и декабрьском договоре", написанной в декабре 1909 года, Сталин обращался к событиям в рабочем движении в Баку пятилетней давности для того, чтобы извлечь из них исторические уроки для текущей борьбы бакинского пролетариата.

Развитие революции в России в 1917 году глубоко анализировалось большевиками во главе с Лениным. Они постоянно обращали внимание на поступательный характер развития революционных процессов, выделяя его отдельные этапы и отмечая их наиболее существенные стороны. На основе такого анализа они делали своевременные практические выводы в быстро менявшейся обстановке. Именно этим объяснялась гибкая реакция руководства большевистской партии на происходящие изменения в революционном процессе. Верная ориентировка в историческом времени позволила Ленину точно выбрать время для решительного выступления против Временного правительства.

После начала Октябрьской революции социально-политические процессы в Советской России постоянно подвергались научному анализу в работах Ленина, Сталина и других деятелей Коммунистической партии. Переход от мирной жизни к началу Гражданской войны, изменения в отношениях с крестьянством на каждом этапе этой войны, победа в войне и возвращение к мирному строительству сопровождались изучением изменений в общественных условиях и научно обоснованными выводами о необходимости очередной смены политической тактики.

Теоретический фундамент строительства социализма

После смерти Ленина Сталин сформулировал основные положения ленинизма в своих лекциях, прочитанных им в Свердловском университете. Лекции открывались главой "Исторические корни ленинизма". На основе исторического анализа всемирного общественного развития Сталин делал выводы о том, что Россия "должна была стать узловым пунктом противоречий империализма", а "центр революционного движения должен был переместиться в Россию". Сталин доказывал, что ленинизм с его основными положениями по коренным вопросам общественного развития возник благодаря этим историческим условиям. На основе положений этой работы Сталин вскоре сделал вывод о возможности построения социализма в "одной, отдельно взятой стране".

Одновременно Сталин осуждал тех, кто механически переносил опыт Октябрьской революции на другие страны мира. Доказывая авантюризм предложений Троцкого и Зиновьева, направленных на экспорт социалистической революции в Германию, Сталин в своём письме от 8 августа 1923 года писал Зиновьеву: "Беря власть, мы имели в России такие резервы, как: а) мир, б) земля крестьянам, в) поддержка громадного большинства рабочего класса, г) сочувствие крестьянства. Ничего такого у немецких коммунистов сейчас нет. Конечно, они имеют по соседству советскую страну, чего у нас не было, но что можем мы дать им в данный момент? Если сейчас в Германии власть, так сказать, упадёт, а коммунисты подхватят, они провалятся с треском. Это "в лучшем случае". А в худшем случае - их разобьют вдребезги и отбросят назад". События осени 1923 года, в ходе которых выступления германских коммунистов были подавлены, подтвердили правильность сталинского прогноза.

Если же анализ Сталиным прошлых событий был неверным (а такое иногда случалось), то в этом случае и прогнозы оказывались неточными. Но чаще всего и анализ, и прогнозы были правильными. Более того, даже сегодня порой приходится поражаться, насколько точными оказывались многие из них. Так, в своём отчётном докладе XVI съезду партии (июнь-июль 1930 г.) Сталин обратил особое внимание на мировой экономический кризис, разразившийся в октябре 1929 года. В то время как многие политики и экономисты различных стран мира утверждали, что речь идёт о временном спаде, который завершится к концу 1930 года, Сталин подчёркивал, что "нынешний кризис нельзя рассматривать, как простое повторение старых кризисов", что "нынешний кризис является самым серьёзным и самым глубоким кризисом из всех существовавших до сих пор мировых экономических кризисов". Последующие события убедительно доказали, как он был провидчески прав.

Сталин оказался прав и тогда, когда предсказал, что "мировой экономический кризис будет перерастать в ряде стран в кризис политический. Это значит, во-первых, что буржуазия будет искать выхода из положения в дальнейшей фашизации в области внутренней политики". Не ошибся Сталин, указав на то, что, "во-вторых.., буржуазия будет искать выхода в новой империалистической войне в области внешней политики".

Вскоре Сталин дал реалистичный прогноз, когда можно ожидать начало нападения на СССР. Из него следовал вывод о необходимости принять срочные меры для преодоления отставания от крупнейших стран мира. В выступлении 4 февраля 1931 года Сталин заявил: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Сталин оказался прав: если бы к февралю 1941 года СССР не приблизился к уровню передовых стран в создании оборонной промышленности, вряд ли он смог бы устоять через несколько месяцев под натиском нападения гитлеровской Германии.

На основе поэтапного анализа событий прошлого, который постоянно присутствовал в работах Сталина, вырастали поэтапные планы грядущего развития страны. Если сталинский анализ пройденного пути уподобить глубоким шахтам, то можно представить, что они использовались для запуска многолетних планов развития, которые, как многоступенчатые ракеты, устремлялись к дальним целям. Советский Союз, руководители которого постоянно проверяли свою текущую деятельность на основе марксистского анализа исторического развития общества, стал первой страной в мире, в которой начали разрабатывать планы развития хозяйства на многолетнюю перспективу. Так раскрывались огромные практические возможности использования марксистской теории.

За оправдывавшуюся на практике способность заранее определять основное направление в развитии на предстоящий период каждый съезд партии, ставивший задачи на будущее, получал выразительные названия: XIV съезд был назван "съездом индустриализации", XV съезд стал "съездом коллективизации", XVI съезд получил название "съезд развёрнутого наступления по всему фронту". Эти задачи дополнялись различными кампаниями, направленными на решение того или иного острого вопроса хозяйственного развития. Лишь после выполнения задач, поставленных в том или ином плане или в ходе той или иной кампании, страна переходила к решению новых перспективных задач.

Даже во время войны, когда стремительный ход развития боевых действий, казалось бы, не оставлял времени для глубокого исторического анализа, Сталин выделял сменявшие друг друга этапы развития военных действий, указывал на их характерные черты и определял возможные направления их дальнейшего развития. Это позволяло ему планировать действия Красной Армии и тыла. 6 ноября 1941 года, когда враг стоял в нескольких десятках километров от Кремля, Сталин в своём докладе подвёл итоги войны за первые четыре месяца и сделал вывод о провале гитлеровского блицкрига. Одновременно указав на причины отступления Красной Армии, Сталин утверждал, что они были обусловлены временными обстоятельствами, действие которых можно преодолеть в будущем (отсутствие второго фронта, нехватка танков и авиации у Красной Армии). На основе этого анализа вырабатывались практические задачи для советской оборонной промышленности, Красной Армии, всего советского народа.

Подобный анализ недавних событий прошлого и следовавшие из этого практические выводы присутствовали в приказах Сталина, его докладах и других выступлениях в ходе войны. А в своём выступлении 9 февраля 1946 года на предвыборном собрании избирателей И.В. Сталин не только подвел итоги завершившейся войны, но и дал оценку предвоенной политике руководства страны, начиная с первых пятилеток. На основе подведённых итогов Сталин выдвинул программу развития страны на несколько ближайших пятилеток.

Торжество марксистско-ленинских идей проявилось в быстром восстановлении разорённой Советской страны, появлении нескольких стран в Центральной и Юго-Восточной Европе, вставших на путь социалистических преобразований, развёртывании народной революции в Китае, а затем и в ряде других стран мира. Переход за тридцать лет ХХ века трети человечества на путь строительства социализма свидетельствовал о великих теоретических достижениях и огромных практических возможностях марксизма-ленинизма.

http://kprf.ru/rus_soc/110109.html 2012-09-14 12:40

По страницам газеты "Правда".

Комментарий. Реконструкция истории согласно новой статистической хронологии академика РАН А.Т. Фоменко вполне согласуется с марксизмом. Хотя из числа исторических формаций приходится исключить рабовладение. - Александр Орлов.

*   *   *   *   *   *   *

Пол Пот в народной памяти Камбоджи

Исраэль Шамир

Сейчас в Камбодже сезон мансуна - время зелени, прохлады и отдыха. Затоплены рисовые поля на холмистых склонах, едва проходимы леса, где прячутся старые храмы, неспокойное море отпугивает любителей искупаться. Самое время вновь побывать в этой скромной стране, отдыхающей от туристических толп, деловой лихорадки, покойной и тихой. Камбоджийцы заняты добычей креветок, кальмаров и морского окуня. Они вручную выращивают рис, неотравленный гербицидами. Продуктами себя обеспечивают, хватает и на экспорт. Не рай, конечно, но страна живет.

От социализма здесь осталось немного. На принадлежащих китайскому капиталу фабриках десятки тысяч камбоджийских девчонок за 80 долларов в месяц день и ночь штампуют футболки для рынков Америки и Европы.  При первых попытках организовать профсоюз их выбрасывают на улицу. Нувориши живут в дворцах. Повсюду можно увидеть лексусы. Попадаются и ролс-ройсы. В гавань на экспорт тянется бесконечная вереница лесовозов с драгоценным грузом черного и красного дерева. Уничтожаются леса, зато обогащаются трейдеры. В столице множество французских ресторанов. Представители заграничных НПО получают в минуту месячную зарплату местных рабочих.

Немногое напоминает о том штурмовом времени, когда камбоджийцы пытались радикально изменить ход вещей с помощью своей уникально трационалистской, консервативной  крестянской революции под коммунистическим знаменем. То было славное время  Жана Люка Годара и его "Китаянки", когда китайская Культурная революция перевоспитывала партийных бонз в далеких деревнях, и красные кхмеры шли на порочную столицу. Для социалистического движения это был момент бифуркации:  либо вперед к социализму в духе Мао, либо идти от социализма назад по стопам Москвы.  Красным кхмерам было отмеряно только три года, с 1975 по 1978.

Удивительно, но камбоджийцы не поминают лихом то время. Для нечастого гостя из-за рубежа это поразительное открытие. Я приехал не для того, чтобы откопать "правду", какой бы она ни была. Меня интересовала коллективная память этого народа; как  воспринимают камбоджийцы события 70х годов прошлого века; что отложилось в их историческом сознании? Всемогущая фабрика внушения, созданная Западом, выжгла в нашем воображении образ кровавых коммуняк Кхмер Ружа, пожирающих свой народ на Полях смерти под руководством кошмарного Пол Пота - этого олицетворения безжалостного деспота.

Если верить часто цитируемому американскому профессору Рудольфу  Руммелю, "из приблизительно 7 миллионов ста тысяч населения Камбоджи в 1970... было убито почти три миллиона триста тысяч мужчин, женщин и детей... большинство из которых убили коммунисты Кхмер Ружа".  Если это так, то простой подсчет показывает, что каждые полминуты в Камбодже убивали по одному человеку.

Но вот что странно.  Несмотря на обвинения во множестве геноцидов, по сравнению с 1970 население Камбоджи увеличилось вдвое [1]. Это можно объяснить либо тем, что обвиняемые в геноциде красные кхмеры были недостаточно хороши в этом деле, либо тем, что их достижения в нем были чудовищно преувеличены. 

Пол Пот, каким его помнят камбоджийцы, был не тираном, а великим патриотом и националистом, любившим культуру и образ жизни своего народа.  Сам он вырос в дворцовом окружении; его тетя была наложницей предыдущего короля.  Он учился в Париже, но, вместо того, чтобы делать деньги и карьеру, вернулся на родину и несколько лет жил с лесными племенами, учась у крестьян.  В нем жило чувство сострадания к простым деревенским жителям, которых грабили городские паразиты-компрадоры.  И он создал армию для защиты крестьян Камбоджи от  властьимущих грабителей.  Пол Пот, человек по-монашески простых нужд, не искал для себя богатства, славы и власти.  Его единственной великой целью было избавить Камбоджу от колониального капитализма, вернуться к традициям деревенской общины и, опираясь на них, построить новую страну.

Его видение отличалось от советского.  Большевики индустриализировали страну, обескровливая крестянство. Пол Пот хотел сначала восстановить деревню и только после этого развивать промышленность для удовлетворения ее потребностей.  Он презирал горожан.  С его точки зрения, от них не было никакой пользы.   Многие из них обслуживали ростовщиков-грабителей - эту отличительную черту постколониальной Камбоджи.   Другие помогали иностранцам грабить свой народ. Как националист Пол Пот не доверял вьетнамскому и китайскому меньшинству Камбоджи.  Но сильнее всего он ненавидел стяжательство, жадность, страсть к обладанию вещами.   Святой Франциск и Лев Толстой поняли бы его.

Камбоджийцы, с которыми я говорил, высмеивали страшилки о коммунистическом Холокосте как западную выдумку.  Они напомнили мне, как это было на самом деле.  Короткая история смутных лет началась в 1970, когда американцы прогнали их законного правителя - короля Сианука и заменили его своей марионеткой - военным диктатором Лон Нолом.   Его подлинным именем была Коррупция.  Приближенные диктатора грабили все, что могли, укрывали награбленное заграницей и перебирались в США.  Ко всему этому добавились американские  бомбардировки.  Крестьяне бежали в леса к партизанам Кхмер Ружа.  Под руководством нескольких выпускников Сорбонны они, в конце концев, вышвырнули из страны Лон Нола и его американских советников.

В 1975 Пол Пот овладел страной, опустошенной американскими бомбардировками, по свирепости не уступавшим дрезденским, и спас ее, по словам моих собеседников.  Авиация США (вспомните Полет валькирий из Апокалипсис сегодня) обрушили на эту бедную страну больше бомб, чем на нацистскую Германию, и покрыла минами все, что осталось.  Когда камбоджийцев принуждают назвать самого большого разрушителя их страны (а они не любители копаться в прошлом), звучит имя профессора Генри Киссинджера, а не товарища Пол Пота. 

Пол Пот и его товарищи получили в наследство опустошенную страну.  Обезлюдели деревни; миллионы беженцев наводнили в столицу, спасаясь от американских бомб и мин.  Нищих и голодных, их надо было как-то кормить.  Но из-за бомбардировок, в 1974 рис не сажал никто.  Тогда Пол Пот отдал приказ всем оставить города, чтобы возделывать рисовые поля.  Это было суровое, но необходимое решение.  Через год у камбоджийцев было достаточно риса, чтобы накормить себя и продать зарубеж для импорта необходимых товаров.

Новая Камбоджа (или Кампучия, как ее теперь называли)  Пол Пота и его соратников стала кошмаром для элиты, богачей, а также их приспешников.  Но у бедных людей теперь было достаточно еды, и они учились читать и писать.  Что касается массовых убийств, это просто страшилки, утверждали мои собеседники.  Да, победившие крестьяне расстреливали мародеров и шпионов, но по их словам, куда больше людей погибло от американских мин и последовавшей оккупации страны вьетнамцами.

Чтобы выслушать другую сторону, я поехал на Смертоносные поля Чоунг Эка, где находится мемориальный комплекс, где, как утверждается, были убиты и похоронены жертвы красных кхмеров.  Этот хорошо ухоженный зеленый парк километрах в 30 от Пномпеня, с небольшим, но часто посещаемым музеем, представляет собой  камбоджийский Яд Вашем. Мемориальная доска говорит, что два-три раза в месяц красные кхмеры свозили сюда 20-30 задержанных  и многих из них убили.  За три года это составило бы менее двух тысяч убитых.  Но на другой доске написано, что их было более миллиона. Ноам Чомский подсчитал, что число убитых в Камбодже было преувеличено "в тысячу раз".

Нет фотографий убитых.  Вместо этого в скромном музее выставлено несколько простеньких картин, изображающих большого сильного мужчину, убивающего маленького и слабого.  Еще одна доска гласит: "Здесь хранились орудия убийств, но сейчас ничего не осталось" и тому подобные надписи.  Мне это напомнило спонсированные ЦРУ истории о зверствах красных, будь то сталинский террор или украинский голодомор.   Люди, находящиеся сегодня у власти в США, Европе и России, хотят представить любую альтернативу своей власти как кровавую, неспособную или тем и другим вместе. Их особую ненависть вызывают неподкупные революционеры, будь то Робеспьер или Ленин, Сталин или Мао - или Пол Пот. Им больше по душе деятели, которых влечет нажива, и они сажают таких на власть. У американцев есть и особые причины: убийства, совершенные по приказам Пол Пота помогают им скрыть собственные зверства - миллионы жителей Индокитая, которых они уничтожили напалмом, бомбами и пулями.

Камбоджийцы говорят, что очень много людей было убито вьетнамцами, напавшими на их страну в 1979, в то время как сами вьетнамцы предпочитают все сваливать на Кхмер Руж.  Но сегодняшнее правительство не одобряет копания в недавней истории страны.  И по серьезной причине. Практически все важные чиновники старше определенного возраста были членами Кхмер Ружа, нередко высокопоставленными.  Кроме того, почти все из них сотрудничали с вьетнамцами. Премьер-министр Хан Сен был командиром в Кхмер Руже, а позднее поддерживал вьетнамскую оккупацию.  Когда вьетнамцы ушли из страны, он остался у власти.

Принц Сианук, отправленный американцами в изгнание, тоже поддерживал Кхмер Руж.  После ухода вьетнамцев он вернулся в свой дворец с его серебрянным храмом Изумрудного Будды.  Трудно поверить, но он еще жив, правда, передал корону сыну - монаху, которому пришлось покинуть монастырь, чтобы занять трон.  Так что и королевская семья предпочитает не ворошить прошлое.  Никто не хочет открыто обсуждать его.  Официальная версия  приписываемых Кхмер Ружу преступлений заняла прочное место в сознании Запада, хотя попытки судить их виновников принесли весьма бедные результаты. 

Оглядываясь назад, думается, что Кхмер Руж Пол Пота потерпел поражение во внешней, а не внутренней политике.  Ничего страшного в том, что они отменили деньги, взорвали банки и послали банкиров возделывать рисовые поля.  Хвала им, что избавили свой народ от кровососов - компрадоров и ростовщиков больших городов.  Но руководство Кхмер Ружа ошиблось в оценке соотношения своих сил с Вьетнамом и пошло на обострение, которое Камбодже было не по плечу.  Нанеся поражение США, Вьетнам был в апогее своей силы и не желал терпеть непокорства со стороны младших братьев в Пномпене.  Вьетнамцы планировали создать Индокитайскую Федерацию с Лаосом и Камбоджей под руководством Вьетнама.  Но красные кхмеры упрямо цеплялись за независимость своей страны, и тогда вьетнамцы вторглись в нее и выгнали их.  Для оправдания своей кровавой интервенции Вьетнаму было выгодно раздувать клевету о геноциде.

Слишком много говорится о зле совершенном режимами, устремленными в будущее, слишком мало о преступлениях сильных мира сего.  Часто ли мы вспоминаем голод в Бенгали, холокост в Хирошиме, трагедию Вьетнама или даже Сабру и Шатилу?  Реставрация капитализма в России убила больше людей, чем строительство социализма, но кто знает об этом?

Сегодня мы можем приступить к осторожному пересмотру смелых попыток построить социалистическое общество в разных странах. Они предпринимались в тяжелейших условиях, под угрозой интервенции, невзирая на потоки враждебной пропаганды. И не будем забывать, что если социализм потерпел поражение, то его потерпел и капитализм. Разница в том, что при капитализме у нас нет будущего, достойного человека, в то время как социализм продолжает давать надежду на такое будущее для нас и наших детей.

Перевел с английского Валентин Зорин

Исраэль Шамир живет в Москве.  Ему можно написать по адресу: adam@israelshamir.net

[1]  На июль 2012 года население Камбоджи составляло 14 миллионов 952 тысячи  665 человек. Данные ЦРУ.  Прим. ред. Лефт.ру

http://left.ru/2012/5/shamir216.phtml?print

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное