Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 608


"Эконометрика", 608 выпуск, 17 сентября 2012 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем доклад нашего коллектива "Контроллинг при управлении безопасностью полетов".

Роль государственного капитализма в модернизации экономики на основе опыта Индии рассматривает Олег Васильевич Маляров, доктор экономических наук из Института востоковедения РАН.

Самосуд по-китайски, или восстание рабочих против госкапитализма с социалистическим лицом - предмет статьи Ивана Тулякова.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Контроллинг при управлении безопасностью полетов

Шаров В.Д.
Орлов А.И.
Волков М.А.
Макаров В.П.
Рухлинский В.М.
Санников И.А.

Рассмотрен инновационный проект по разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий. Он обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процесса принятия управленческих решений в области безопасности полетов, а потому является основой системы контроллинга в этой области.

Ключевые слова: управление риском, авиаперевозки, безопасность, принятие решений, экспертные оценки, прогнозирование, информационные технологии.

The innovative project on working out of the automated system of forecasting and prevention of aviation incidents is considered. It provides information-analytical support of process of acceptance of administrative decisions in the field of safety of flights that is why is a basis of system of controlling in this area.

Keywords: management of risk, aviatransportations, safety, decision-making, expert estimations, forecasting, information technologies.

Обсуждение содержания понятия "контроллинг" продолжается. Так, "контроллинг - ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей..." [1, с.45] Можно выразить ту же мысль несколько иначе: "контроллинг - это система информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений в организации". Обратим внимание на то, что система создается постепенно, охватывая одну область принятия решений за другой.

Как соотносятся сферы ответственности контроллера и руководителя? Контроллер разрабатывает правила принятия решений, руководитель принимает решения, опираясь на эти правила (данная мысль высказана С.Г. Фалько на одном из заседаний научного семинара Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге МГТУ им. Н.Э. Баумана).

В статье [2] нами обоснована концепция "контроллинга методов". Инновации в сфере управления основаны, в частности, на использовании новых адекватных организационно-экономических методов. Контроллинг в этой области - это разработка процедур управления соответствием используемых и вновь создаваемых (внедряемых) организационно-экономических методов поставленным задачам. В деятельности управленческих структур выделяем интересующую нас сторону - используемые ими организационно-экономические методы. Такие методы рассматриваем с точки зрения их влияния на эффективность (в широком смысле) процессов управления предприятиями и организациями. Если речь идет о новых методах (для данной организации), то их разработка и внедрение - организационная инновация, соответственно контроллинг организационно-экономических методов можно рассматривать как часть контроллинга инноваций [3].

В данной работе рассмотрим инновационный проект по разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий [4-6]. Речь идет о разработке системы организационно-экономических методов поддержки принятия управленческих решений в области управления безопасностью полетов, весьма важной для предприятий гражданской авиации. Эта система будет играть роль службы контроллинга, снабжая руководителей, отвечающих за безопасность полетов, правилами принятия решений и проектами решений в конкретных ситуациях. Другими словами, разрабатываемая система обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процесса принятия управленческих решений в области безопасности полетов, а потому является основой системы контроллинга в этой области. Отсутствие термина "контроллинг" в официальном названии разрабатываемой системы объясняется традициями, сложившимися в кластере организаций, разрабатывающих систему, и не может затушевать ее реальные функции.

Сущность проблемы, стоящей перед государством, такова. Итоги деятельности мировой гражданской авиации сопровождаются тщательной оценкой (со стороны ИКАО) глобальных показателей безопасности полетов. За 2011 г. в мире зарегистрировано 28 авиационных происшествия, погибло 507 человек. Доля нашего региона (т.е. Российской Федерации): 6 авиационных происшествия и 118 человек, т.е. 20%, в то же время объем перевозок составляет чуть более 5%. Требуются кардинальные меры по решению крупной научно-технической проблемы для выхода из сложившейся ситуации.

В 2010 г. Правительство РФ своим Постановлением (No. 218) поддержало пилотный инновационный проект по разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий на базе Ульяновского государственного университета (в проекте задействованы более 20 докторов и кандидатов технических и физико-математических наук), который должен определить самый эффективный уровень управления безопасностью полетов по шкале ИКАО (прогностический метод с дальнейшей передачей в авиакомпании государств).

История Ульяновского государственного университета началась в феврале 1988 года с принятия Постановления Совета Министров СССР об открытии в Ульяновске филиала МГУ им. Ломоносова. В том же году к занятиям приступили 200 студентов механико-математического и экономического факультетов. 17 декабря 1995 г. Указом Президента РФ филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Ульяновске был преобразован в Ульяновский государственный университет (УлГУ). Сочетая классические университетские традиции с новейшими тенденциями развития российской и мировой систем образования, образовательную деятельность - с инновационной активностью в области наукоемких технологий, УлГУ обеспечивает формирование нравственных, научных и культурных ценностей общества через качественную подготовку специалистов, определяющих перспективы развития основных отраслей экономики и социальной инфраструктуры региона. Традиции и качество Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заложенные в УлГУ за годы совместной работы, во многом определили характер развития нового классического университета на Волге, его высокий образовательный стандарт и научный потенциал, позволившие за короткий срок занять ключевые позиции в образовательном и научном пространстве региона (http://www.ulsu.ru/about).

Для успешного решения проблемы эффективного управления безопасностью полетов к работе были подключены ведущие ученые РФ в области управления безопасностью полетов: из МГТУ им. Н.Э. Баумана, Межгосударственного Авиационного Комитета, МГТУ Гражданской Авиации, ОКБ Миля и других организаций под руководством член-корр. РАН Н.А. Махутова.

Инновационный проект реализуется на базе одной из самых успешных групп компаний ГрК "Волга-Днепр" и при активном участии ведущих специалистов и руководителей авиакомпаний. Группа компаний (ГрК) "Волга-Днепр" специализируется в области грузовых авиаперевозок и занимает более 50% мирового рынка нестандартных грузоперевозок. ГрК "Волга-Днепр" активно расширяется. В декабре 2011 г. флот авиакомпании "Волга-Днепр" пополнился новым самолетом Ил-76ТД-90ВД - четвертым по счету. Строительство четвертого Ил-76ТД-90ВД осуществлено на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. Чкалова в рамках договора, подписанного в 2007 г. на Международном аэрокосмическом салоне между ОАО "ОАК - Транспортные самолеты" и ООО "Волга-Днепр-Лизинг". В январе 2012 г.состоялась торжественная церемония поставки первого из пяти самолетов Boeing 747-8 Freighter авиакомпании "ЭйрБриджКарго" (ABC), входящей в состав Группы компаний "Волга-Днепр". Авиакомпания "ЭйрБриджКарго" рассматривает пополнение своего парка самолетами 747-8, как очередной важный шаг долгосрочной бизнес-стратегии. Кроме пяти заказанных самолетов Boeing 747-8 Freighters, компания имеет еще и опцион на дополнительные пять самолетов 747-8.

Главная проблема, с которой столкнулись разработчики инновационного проекта, такова: требуется глубокая проработка методов классической теории вероятностей, поскольку необходимо решать проблему на базе редких ("почти ноль") авиационных событий, но связанных с огромным ущербом и имеющих огромный общественный резонанс (например, катастрофа под Смоленском, под Ярославлем).

Работа проводилась по двум направлениям: построение математических моделей классическими методами теории вероятностей, где это возможно (модели обнаружения разладки, теории надежности), и теории статистики нечисловых данных, в том числе нечетких множеств (описывающих лингвистические переменные), с использованием анализа экспертных оценок, построения матриц анализа рисков и т.д. Деревья событий по 14 типам авиационных происшествий были глубоко проработаны на базе многолетней статистики с выработкой конкретных управленческих решений.

На примере Группы авиакомпаний "Волга-Днепр" рассмотрим применение методов прогнозирования и экономической оценки рисков для безопасности полетов с целью разработки и принятия управленческих решений при разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий. Методы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования основаны на использовании прикладной статистики [7], экспертных оценок [8], организационно-экономического моделирования [9] производственных процессов авиаперевозок и возможных сценариев развития авиационного происшествия в полете [12].

Повышение эффективности управления безопасностью полетов - одна из приоритетных задач ГрК "Волга-Днепр". Руководящие документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [10], как показал опыт, не являются достаточными для построения эффективной системы на уровне авиакомпании. Исследования в области управления безопасностью полетов активно ведутся сотрудниками ГрК "Волга-Днепр" [11, 12], в том числе с сотрудничестве с исследователями из Московского государственного технического университета гражданской авиации [13]. Большое значение имеют разработки Межгосударственного авиационного комитета [14-17]. Ценные научные результаты и практические рекомендации получены и другими коллективами и специалистами [18, 19].

Принципиально новым является следующий этап развития работ по информационно-аналитической поддержке принятия решений в области управления безопасностью полетов - разработка автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий. Авиакомпания "Волга-Днепр" (входит в ГрК "Волга-Днепр") и Ульяновский государственный университет (УлГУ) выиграли конкурс в рамках Постановления Правительства РФ No. 218 и ведут работы по проекту "Разработка математического аппарата, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок". Работу исполнителей УлГУ, проектной группы ГрК и консультантов из различных организаций координирует Экспертный совет проекта под председательством член-корр. РАН Н.А. Махутова.

В проекте большой объем занимают работы с применением экспертных технологий. Разработчики УлГУ совместно с проектной группой ГрК выделяют набор прикладных задач, для решения которых необходимо применение экспертных оценок [8]. Так, при краткосрочном прогнозировании с использованием выделенных в проекте 14 типов событий эксперты оценивают передаточные коэффициенты (условные вероятности в обобщенных формулах Байеса). Для прогнозирования авиационных событий в Центре управления воздушными перевозками будет использована "светофорная система" (т.е. трехбалльная система: зеленый - желтый - красный), границы между областями могут быть определены с помощью экспертов. Правила принятия решений [20, 21] при том или ином сочетании цветов 14 светофоров могут быть выработаны только путем многоэтапной экспертной процедуры с участием опытного летного состава.

Долгосрочный прогноз периодов критической вероятности авиационного происшествия строится с указанием факторов опасности (угроз) по группам "Человек", "Машина", "Среда" [22]. Предусмотрена возможность корректировки прогноза с учетом управленческих решений, для выбора которых необходимы экспертные процедуры.

Количественная оценка рисков для безопасности полетов в стоимостной и натуральной форме проводится на основе анализа информации об эксплуатационной деятельности авиакомпании и формирования перечня управленческих решений из базы данных с оценкой их эффективности на основе расчета предотвращенного ущерба [6]. Риск в стоимостном выражении - стоимость среднего ожидаемого ущерба в денежном эквиваленте на 1 час полета в течение квартала. Риск в натуральном выражении - вероятность гибели человека (нанесение непоправимого вреда здоровью человека или безвозвратная потеря уникального самолета Ан-124-100) в результате авиационного происшествия на 1 час полета в течение квартала. Система должна выполнять: расчет риска по каждому из 14 типов авиационных событий и общего стоимостного риска; выявление влияющих факторов опасности в группах "Человек", "Машина", "Среда"; выдачу рекомендаций руководителю, принимающему решение, по оптимальному набору управленческих решений; расчет остаточного риска по типу авиационного события и общего остаточного риска.

Для предварительной оценки эффективности управленческих решений предполагается использовать передовой опыт авиационной отрасли, в частности, разработки группы CAST (Commercial Aviation Safety Team, http://www.cast-safety.org/), которая добилась впечатляющих успехов - снижения уровня авиакатастроф в США за период с1997 по 2007г на 82% [23].

На данном этапе используется вероятностно-статистическая модель риска. Ущерб - это случайная величина с некоторой плотностью распределения. Риск выражается характеристиками этого распределения, но непараметрическая оценка плотности затруднена. Поэтому на первом этапе используется упрощенный вариант расчета одной из характеристики - математического ожидания, т.е. среднего ожидаемого ущерба как произведения вероятности авиационного события (рассчитывается по исходным данным об эксплуатационной деятельности авиакомпании и ожидаемым условиям полета) и среднего ущерба (рассчитывается по данным страховых случаев с экспертным учетом опыта авиакомпании). Экспертным путем определяются многие параметры, необходимые для реализации системы, например, минимальная величина ущерба (в процентах от стоимости воздушного судна) как характеристика события для его учета в долгосрочном прогнозировании. Необходимо учитывать также косвенный ущерб, соответствующий упущенной выгоде в связи с внеплановым ремонтом, простоем воздушного судна в течение ремонта, дополнительными расходами, вызванными использованием других воздушных судов для выполнения заключенных договоров на выполнение авиаперевозок, репутационными издержками и другими потерями.

Подчеркнем, что результаты краткосрочного или долгосрочного прогнозирования нецелесообразно выражать в вероятностях. Работникам авиакомпании трудно с практической точки зрения отличить, например, 10-5 от 10-6. Поэтому лучше использовать стоимостные оценки риска (на один полет или на час полета). В рассматриваемой на первом этапе модели риск - это произведение оценки вероятности на оценку среднего ущерба (математического ожидания ущерба). Например, для определенных исходных данных риск столкновения воздушного судна с птицами оценивается как 25 тыс. долл. на час полета, а риск выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке - как 100 тыс. долл. на час полета. В данном случае управляющие воздействия целесообразно нацелить на снижение второго из указанных рисков.

На следующем этапе разработки автоматизированной системы предполагается более подробно анализировать риски. В частности [20], изучать функции распределения случайного ущерба, строить управление на основе квантилей, близких к 1, а также медианы как дополнительного варианта среднего значения по сравнению с математическим ожиданием. Кроме того, ввести показатели разброса случайного ущерба - среднее квадратическое отклонение и межквартильное расстояние, двухкритериальную задачу снижения ущерба (одновременное снижение двух показателей - среднего ущерба и разброса) тем или иным способом сводить к однокритериальной.

Кроме вероятностно-статистической модели риска, на следующем этапе с соответствии с рекомендациями ИКАО предполагается ввести в рассмотрение модель на основе теории нечетких множеств и модель с использованием интервальных математики и статистики [7, 20]. Тем самым будет существенно расширен математический инструментарий описания неопределенностей, которые необходимо учитывать при управлении безопасностью полетов.

Экспертные оценки используются в тех случаях, когда обширные статистические данные отсутствуют или в настоящее время недоступны. По мере накопления информации в новых базах данных и извлечения необходимой информации из имеющихся баз данных, в том числе из документации Межгосударственного авиационного комитета, проведения научно-исследовательских работ экспертные оценки будут заменяться на объективные данные.

Проведение экспертизы инициируется Руководителем, принимающим решение (РПР). По основным экспертизам РПР являются: Президент ГрК "Волга-Днепр", Исполнительный Президент авиакомпании "Волга-Днепр", Вице-президент по производству, Директор летной службы. По дополнительным экспертизами, кроме указанных выше руководителей, РПР являются: Вице-президент по сбыту авиакомпании "Волга-Днепр", Директор по качеству; Финансовый директор-главный бухгалтер; Директор по организационно-кадровой безопасности, Технический директор.

РПР своим распоряжением назначает Руководителя рабочей группы (РРГ), который формирует группу экспертов - высококвалифицированных специалистов в определенной области, знания, опыт и интуиция которых позволяют им принимать правильные решения. В проектах авиакомпании "Волга-Днепр" эксперт - это сотрудник авиакомпании "Волга-Днепр" с опытом летной или руководящей работы, специалист ИАС. Для основных экспертиз, связанных с летной эксплуатацией, привлекаются только действующие командиры воздушных судов (КВС) с опытом работы в должности КВС на данном типе воздушного судна (ВС) не менее одного года.

В отдельных специальных экспертизах могут участвовать руководители и ответственные сотрудники структурных подразделений авиакомпании и их заместители, начиная с дежурного начальника смены и выше, а также штурманы-инструкторы и бортинженеры-инструкторы, а также сотрудники авиакомпании "Волга-Днепр" независимо от занимаемой в настоящее время должности, но проработавшие ранее не менее одного года в должности КВС одного из типов ВС, эксплуатируемых в авиакомпании "Волга-Днепр".

Вначале организаторы экспертизы планировали получить от экспертов оценки в виде частот событий (сколько определенного типа событий следует ожидать на 1000 полетов). Однако в соответствии с мнением экспертов пришлось перейти на оценки в порядковой шкале. Эксперты стали упорядочивать события по частоте, а также давать балльные оценки в шкале с пятью градациями. Таким образом, еще раз подтвердилось хорошо известное утверждение [8] о том, что экспертам гораздо легче сравнивать объекты экспертизы, отвечать, какое событие встречается чаще, а какое реже, чем отвечать на вопросы типа: "Как часто встречается?", "Во сколько раз чаше встречается первое событие, чем второе?", "Насколько чаще встречается первое событие, чем второе?". То, что мнения экспертов чаще всего выражены в порядковой шкале, заметно усложнило процедуры сбора и анализа экспертной информации по сравнению с гипотетической возможностью получать экспертные оценки в интервальной шкале или шкале отношений.

Дополнительно в разрабатываемой системе будет реализована функция автоматизированного мониторинга показателей безопасности полетов.

В соответствии с требованиями ИКАО каждая авиакомпания разрабатывает и совершенствует систему управления безопасностью полетов. Разрабатываемая ГрК "Волга-Днепр" совместно с УлГУ и консультантами автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий отличается гораздо более глубокой проработкой вопросов оценки, анализа и управления рисками, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования на основе специально разработанных 14 деревьев событий с учетом многочисленных факторов опасности в группах факторов "Человек", "Машина", "Среда". Единственным существующим в настоящее время аналогом является система CATS, разработанная по заказу Правительства Нидерландов, однако эта система заметно проще, не использует объективные данные об эксплуатационной деятельности авиакомпании и ожидаемых условиях выполнения полета и позволяет решать существенно меньший объем задач по управлению безопасности полетов. Поэтому можно констатировать, что рассмотренная в настоящей работе автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий является новой в мировом масштабе инновационной разработкой, позволяющей успешно решать ключевую в авиационной отрасли проблему контроллинга (т.е. подготовки правил принятия решений и выдачи рекомендаций руководителям по принятию управленческих решений) при управлении безопасностью полетов. Планируется, что система будет тиражироваться: передаваться авиакомпаниям и внедряться в них.

Представим выводы. Отметим уникальность проекта в мировом масштабе. Впервые проблема прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий анализируется столь тщательно и подробно, предлагаемые с помощью автоматизированной системы управленческие решения являются системными, охватывающими различные стороны деятельности авиакомпаний. Необходимо отметить новизну решений, принимаемых при разработке автоматизированной системы. Так, оказалось необходимым создание ряда новых методов сбора и анализа экспертных оценок [23], существенно расширяющих инструментарий этой области организационно-экономического моделирования [8, 21].

Литература:

1. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 272 с.

2. Орлов А.И. Контроллинг организационно-экономических методов // Контроллинг. 2008. No.4 (28). С.12-18.

3. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. -256 с.

4. Бутов А.А., Орлов А.И., Шаров В.Д. Проблемы управления группой авиакомпаний // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2011): Материалы Пятой международной конференции (3-5 октября 2011 г., Москва, Россия) Том II. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, 2011. С.22-25.

5. Бутов А.А., Орлов А.И., Сирота В.В., Шаров В.Д. Принятие решений при разработке системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок // Теория активных систем: Труды международной научно-практической конференции (14-16 ноября 2011 г., Москва, Россия). Том I. Общая редакция - В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. - М.: ИПУ РАН, 2011. С.112-115.

6. Орлов А.И., Рухлинский В.М., Шаров В.Д. Экономическая оценка рисков при управлении безопасностью полетов // Материалы I Международной конференции "Стратегическое управление и контроллинг в некоммерческих и публичных организациях: фонды, университеты, муниципалитеты, ассоциации и партнерства": выпуск No.1 / Под научн. ред. С.Л. Байдакова и С.Г. Фалько. - М.: НП "ОК", 2011. С. 108-114.

7. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006. - 672 с.

8. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

9. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование, эконометрика и статистика в техническом университете. - Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. "Естественные науки". 2012. No.1. С. 106-118.

10. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), Doc. 9859-AN/460. Второе издание - ИКАО, 2009. -293 с.

11. Шаров В. Д. Применение новой методологии оценки и мониторинга риска событий в деятельности авиакомпании // Проблемы безопасности полетов, No.12, 2009.

12. Шаров В.Д., Макаров В.П. Методология применения комбинированного метода FMEA-FTA для анализа риска авиационного события // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. No. 174. 2011. С.18-24.

13. Зубков Б.В., Макаров В.П. Вероятностная оценка ошибки при техническом обслуживании воздушных судов // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. No. 174. 2011. С. 12-17.

14. Рухлинский В.М.. О критериях оценки уровня безопасности полетов. // Материалы 36-й сессии Ассамблеи ИКАО - Канада, Монреаль, ИКАО, А36-WP/54 TE/12, 2007.

15. Рухлинский В.М. Новый критерий количественной оценки уровня безопасности полетов. // Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, No. 135, 2008.

16. Рухлинский В.М. Факторы риска при производстве полетов самолетов классической схемы и нового поколения. // Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов. No. 135. 2008. С.39-46.

17. Rukhlinskiy V., Kuklev E., Malysheva L. Risks and safety of complex aviation systems. // Assembly - 37th Session, ICAO, Canada, Montreal, A37-WP/113, 28 September to 08 October, 2010. 4p.

18. Плотников Н.И. Ресурсы воздушного транспорта. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - 328 с.

19. Плотников Н.И. Проектирование транспортных комплексов. Воздушный транспорт. - Новосибирск: ЗАО ИПЦ "АвиаМенеджер", 2010. - 393 с.

20. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

21. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. - М. : КноРус, 2011. - 568 с.

22. Зубков Б.В., Шаров В.Д. Теория и практика определения рисков в авиапредприятиях при разработке системы управления безопасностью полетов. - М: МГТУ ГА, 2010, -196 с.

23. Орлов А.И., Савинов Ю.Г., Богданов А.Ю. Методика дуальных шкал при экспертном оценивании параметров дерева промежуточных событий развития авиационного происшествия с учетом барьеров предотвращения и парирования // Научный вестник МГТУ Гражданской Авиации. - 2012. -No.178 (4).

Информация о соавторах

Шаров Валерий Дмитриевич. К.т.н., зам. директора Департамента предотвращения авиационных происшествий Группы компаний "Волга-Днепр".

Орлов Александр Иванович. Д.т.н., д.э.н., профессор кафедры ИБМ-2 МГТУ им. Н.Э. Баумана, советник президента Группы компаний "Волга-Днепр".

Волков Максим Анатольевич. К.ф.-м.н., доц., зав. кафедрой информационных технологий Ульяновского государственного университета (УлГУ).

Макаров Валерий Петрович. Методист Департамента предотвращения авиационных происшествий Группы компаний "Волга-Днепр".

Рухлинский Виктор Михайлович. Д.т.н., Председатель Комиссии по связям с ИКАО, международными и межгосударственными организациями Межгосударственного авиационного комитета

Санников Игорь Алексеевич. К.ф-м.н., доцент кафедры прикладной математики УлГУ.

Публикация:

756. Шаров В.Д., Макаров В.П., Орлов А.И., Волков М.А., Санников И.А., Рухлинский В.М. Контроллинг при управлении безопасностью полетов. - Материалы II Международного Конгресса по контроллингу: выпуск No.2 / Под ред. С.Г. Фалько. - М.: НП "Объединение контроллеров", 2012. - С.222-232.

*   *   *   *   *   *   *

Роль государственного капитализма в модернизации экономики

Опыт Индии

Олег Васильевич Маляров, доктор экономических наук, Институт востоковедения РАН

В основу экономической реформы в России было положено устранение государства как "субъекта экономических отношений в стране" (Гайдар Е. Государство и эволюция. М. 1995, с. 189). Такая направленность реформы базировалась на представлении о том, что неограниченная "свобода рынка" и "свобода предпринимательства" являются наилучшим способом устройства экономики. Этот постулат рассматривался как абсолютная истина, справедливая на всех стадиях развития общества.

Был отброшен весь опыт всемирной истории, свидетельствующий о том, что ускорение перехода к более высокой стадии формационного развития всегда базировалось на активизации роли государства в экономике. И был полностью проигнорирован опыт переходных экономик развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, активно использующих экономическую роль государства для подчинения стихии рыночных сил задачам форсированной модернизации экономической структуры.

На практике устранение государства как "субъекта экономических отношений в стране" выразилось в хаотичном форсированном демонтаже всей системы государственного сектора и государственного регулирования, безудержной приватизации "по Чубайсу" во имя "уничтожения коммунизма", отказе от планирования и т.д.

Результатом стало катастрофическое падение капиталовложений и производства, деградация экономической структуры, массовое обнищание населения.

Тщательного внимания в этой связи заслуживает опыт Индии, успешно осуществляющей модернизацию экономики благодаря опоре на государственный капитализм.

Разумеется, говоря о возможностях использования опыта Индии в России, нельзя забывать о громадных различиях в социально-экономических структурах двух стран.

Россия не знает тяжелых проблем, которые до сих пор остро стоят перед Индией. Среди них - доставшееся от колониальных времен громадное аграрное перенаселение. За годы независимости оно возросло втрое. Невозможно было "рассосать" его в ходе модернизации промышленности, базирующейся на современной технике с низким потенциалом занятости. Это база сохранения огромных ареалов бедности.

В стране истощены водные ресурсы, что всё больше ограничивает расширение ирригации, жизненно необходимой для развития сельского хозяйства Индии.

Наконец, из-за крайней ограниченности запасов нефти и газа страна вынуждена тратить на их ввоз из-за рубежа 30-40 процентов всех импортных расходов.

Тем более поразительно, что при всей тяжести этих проблем Индия добилась громадных успехов в преодолении колониальной структуры и модернизации экономики, в достижении устойчивых темпов экономического роста. Она избежала экономических кризисов 1998 года и 2008-2009 годов.

В этой связи заслуживает внимания изучение опыта Индии в подходах к решению тех проблем, с которыми сталкивается и Россия. При всех громадных различиях в ресурсной базе и социально-экономических структурах, целый ряд проблем обеспечения развития и модернизации экономики являются общими для обеих стран. Поэтому изучение подходов к решению таких проблем, методов их решения представляется исключительно важным для разработки оптимальной социально-экономической политики.

Для России изучение опыта Индии имеет особую ценность.

Во-первых, экономическая реформа, направленная на расширение свободы рыночных сил и предпринимательства, началась в Индии в 1991 г., т.е. одновременно с российской реформой, что облегчает сравнение методов проведения однонаправленных реформ и их результатов.

Во-вторых, социально-экономическая политика в Индии проводится в условиях политической демократии. Индия признана мировым сообществом как "крупнейшая демократия мира". Поэтому любая демократическая страна, включая Россию, может непосредственно использовать ценные для нее элементы индийского опыта.

Наконец, крупные размеры территории, значительное разнообразие природно-ресурсных зон, многочисленное население, принадлежащее к различным языковым и религиозно-общинным группам, федеративное устройство страны порождают ряд проблем, схожих с теми, которые существуют в нашей стране.

Как уже говорилось, экономическая реформа в Индии началась практически одновременно с реформой в России - в 1991 году. Обе реформы имели одинаковую направленность - расширение свободы рынка и крупного частного предпринимательства. Однако результаты оказались весьма различны. 

 В России валовой внутренний продукт в 2008 г. составил 107,5% к 1990 г., выпуск промышленной продукции - 88,2%, сельскохозяйственной продукции - 68%, капиталовложения (валовые вложения в основной капитал) - 62,7%.

 В Индии валовой внутренний продукт в 2007/08 хозяйственном году составил 288,85% к 1990/91 хозяйственному году, выпуск промышленной продукции - 292,5%, сельскохозяйственной продукции - 139,6%, капиталовложения (валовые вложения в основной капитал) - 401,7%. (Источники: Российский статистический ежегодник. Росстат. М.; Economic Survey. Government of India. Annual. New Delhi.)

Чем же отличалась индийская реформа от российской?

Эти отличия в проведении экономической реформы проистекают из базисных отличий в подходе к решению общих для обеих стран проблем социально-экономического развития.

Что же отличает эти подходы в Индии?

Роль государства. Экономика Индии и раньше была в основном рыночной, и ей, казалось бы, легче было устранить "государство как субъект экономических отношений". Но в Индии не пошли на демонтаж системы государственного сектора и регулирования, созданной после завоевания политической независимости. Было сохранено планирование в качестве главного механизма разработки стратегии социально-экономического развития. Продолжено развитие государственного сектора, прежде всего в материальной и финансовой инфраструктурах. Продажа акций ряда государственных предприятий осуществлялась при сохранении контрольного пакета в руках государства. Ставилась цель не на переход этих предприятий в частный сектор, а, наряду с предоставлением им большей автономии, на приспособление их к рыночной среде и к большей открытости экономики. Это вело к повышению их конкурентоспособности и эффективности производства. Расширение частного сектора происходило не за счет передачи ему государственных предприятий (что само по себе не дает прироста мощностей), а через оказание государственной поддержки созданию и росту новых мощностей.

Планирование. Структурная модернизация экономики невозможна без четкой социально-экономической стратегии, которая, в свою очередь, зависит от планирования. После завоевания политической независимости Индия заимствовала у СССР опыт планирования, адаптировала его к рыночной экономике и сделала стержнем всех мер государственного регулирования, направленного на подчинение стихии рыночных сил целям социально-экономического развития.

Планирование в Индии осуществляется с 1951/52 финансового года. В настоящее время в стране действует 11-й пятилетний план (2007/08-2011/12 гг.).

Индийское планирование - категория переходного общества, стратегия поэтапной комплексной системной модернизации всей социально-экономической структуры.

С.Р. Хашим, который в 1990-е годы в должности члена-секретаря Плановой комиссии Индии руководил ее текущей работой, отмечал следующие основные элементы планирования:

1) составление парадигм развития;

2) определение стратегии развития и поддерживающей ее политики;

3) разработка макропараметров экономического роста и его отраслевого характера;

4) распределение ресурсов между центром и штатами, между различными секторами и детализация распределения бюджетной поддержки;

5) рассмотрение отдельных объектов, программ и проектов в государственном секторе, которые должны быть осуществлены для более прямого влияния на процессы развития.

Индийское планирование учитывает федеративный характер государства, распределение конституционных полномочий между центром и штатами. Оно осуществляется как на уровне центрального правительства, так и на уровне штатов. Вместе с тем оно согласует центральный план и планы штатов.

В индийском планировании сочетается долгосрочное (на 20-25 лет), среднесрочное (пятилетнее) и годовое планирование. Основную роль играют пятилетние планы. Они определяют параметры экономического развития и экономического роста в стране и постулируют такие макроэкономические показатели, как совокупные ресурсы, совокупные накопления, размеры капиталовложений, рост ВВП и другие, более широкие, экономические и социальные требования. В них подробно рассматриваются программы развития различных отраслей и секторов экономики, проблемы и трудности их развития, пути их решения и преодоления. Таким образом, пятилетние планы определяют программу капиталовложений и деятельности, которые должны способствовать развитию экономики страны в нужном направлении.

Разработка годового плана связана с более детализированным распределением ресурсов между центром и штатами, а также между различными отраслевыми сферами деятельности правительства, особенно распределением бюджетных ресурсов, чтобы сделать годовой план частью годового бюджета. Разработка годового плана также связана с более детальным рассмотрением объектов программ и проектов. Пятилетний план осуществляется через годовые планы.

Ежегодное распределение ресурсов и расходов правительства осуществляется с учетом пятилетних планов. Во время представления бюджета в парламент осуществляется оценка имеющихся ресурсов и намечаемых капиталовложений, в соответствии с чем определяется размер годового плана.

В плане намечаются капиталовложения как государственного, так и частного секторов. Планирование в отношении государственного сектора связано с большей детализацией разработки показателей продукции, капиталовложений и программ. Для частного сектора плановые наметки носят больше индикативный характер. Но даже в частном секторе, если необходимо достигнуть определенных плановых показателей, важных с общенациональной точки зрения, правительство использует политику и пакеты стимулов, предлагаемых частному сектору.

Главным органом планирования является Плановая комиссия Индии, главный рабочий орган, мозговой трест страны по вопросам планирования и развития. Будучи консультативным органом правительства, она, тем не менее, призвана в значительной мере определять политику страны по вопросам, связанным с развитием. Это орган экспертов, в то же время ее председателем является премьер-министр. В число ее членов входят министр финансов и другие ключевые министры, что повышает статус комиссии в государственном управлении, обеспечивает ей реальное влияние на социально-экономический курс государства.

После составления плана Комиссия продолжает следить за его выполнением, помогать в необходимых пределах исполнительным органам центра и штатов, дает советы, вносит коррективы. Она любыми способами содействует тому, чтобы экономическая и финансовая политика соответствовала требованиям плана и чтобы его социальные цели и долговременные задачи не упускались из виду ни на одном из этапов.

Плановая комиссия играет важную роль в координации экономического курса правительств различных штатов с экономическим курсом центрального правительства, с одной стороны, и различных министерств и ведомств последнего, с другой.

Высшим органом, утверждающим пятилетние планы, является Национальный совет развития, состоящий из премьер-министра, министров центрального правительства, главных министров штатов - глав правительств штатов и членов Плановой комиссии.

Разработка пятилетнего плана начинается с подготовки документа, называемого "Подход" к пятилетнему плану, в котором содержатся макроэкономические параметры, стратегия и цели плана. Подготовленный документ обсуждается в Плановой комиссии и представляется для рассмотрения и утверждения Национальному совету развития. Этот документ представляется на рассмотрение штатов и министерств центрального правительства. Те и другие подготавливают детальные планы, базирующиеся на параметрах, содержащихся в "Подходе". Они представляют свои предложения по детальным планам и программам и обсуждают их с Плановой комиссией.

В результате этих обсуждений разрабатывается проект детального плана, который представляется Плановой комиссии и Национальному совету развития. Пятилетний план оформляется в виде документа, четко прописывающего цели и детали нового плана, перспективы развития, макроэкономические параметры, основы экономической политики, источники финансирования плана и отраслевые разделы плана.

Исключительно важную роль играет Плановая комиссия в ознакомлении индийской общественности с планами социально-экономического развития страны. Она дает возможность индийскому обществу знакомиться с полными текстами планов - долговременных, среднесрочных и годовых  на всех стадиях их составления и контроля выполнения. Эти документы не только публикуются Комиссией и поступают в открытую продажу, но и вывешиваются в Интернете, позволяя любому пользователю скачать их бесплатно.

Такая открытость индийских планов дает возможность общественности участвовать в их обсуждении не только в окончательной форме, но и на стадиях предварительной подготовки. Обнародуются: стратегия и прогноз развития страны на 20 лет (обычно несколько сценариев), "Подход" к очередному пятилетнему плану (его концепция и основные параметры), полный проект пятилетнего плана, окончательный текст пятилетнего плана, годовой план, среднесрочная оценка выполнения плана. За этим следует огромный шлейф публикаций экономистов, обсуждений, дискуссий и предложений в прессе и на телевидении.

Всё это позволяет широким кругам индийской общественности знакомиться с проблемами, стоящими перед страной, предлагаемыми путями их решения, высказывать свои замечания и предложения, вовлекает их в общий процесс социально-экономического развития, играя огромную мобилизующую роль.

Особое значение это имеет для предпринимательского сообщества. Наличие четких программ развития, в том числе в отраслевом разрезе, систем приоритетов и стимулов государственной экономической политики позволяет предпринимателям более обоснованно выбирать сферы предпринимательской деятельности, уменьшает степень неопределенности и рисков.

Таким образом, ключевую роль в индийском опыте играет социально-экономическое планирование и его осуществление органом экспертов (а не чиновников), не подчиненным какому-либо министерству и ведомству, но возглавляемым руководителем государства.

Бюджетная политика. Главное значение в бюджетной политике Индии придается обеспечению необходимых капиталовложений для экономического развития. Это определяет отношение к бюджетному дефициту. По словам бывшего управляющего Резервным банком Индии (центральным банком страны) С. Венкитараманана, "нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита". Признавая необходимость сокращения дефицита текущего бюджета, правительство страны твердо заявляет, что не будет сокращать необходимые капиталовложения во имя сокращения бюджетного дефицита.

В Индии не только не используется "трехлетний" или какой-либо другой многолетний бюджет (не позволяющий своевременно реагировать на изменение ситуации в стране и в мире, заставляющий постоянно "латать" бюджет и консервирующий неэффективные статьи бюджета), но, напротив, здесь перешли к составлению бюджета с нулевой базой. При таком подходе статьи очередного бюджета не являются экстраполяцией предшествующего, а анализируются с точки зрения их эффективности в данный период и выстраиваются в систему приоритетов (с исключением статей бюджета, которые стали недостаточно эффективными).

Политика в отношении денежного рынка и рынка капиталовложений. В Индии государство активно регулирует направления осуществляемых банками финансовых потоков. Во-первых, определяя норму ликвидности, оно вынуждает банки вкладывать определенную часть депозитов в низкодоходные государственные облигации, мобилизуя ресурсы для государственных капиталовложений. Во-вторых, оно устанавливает долю банковских кредитов, которые должны направляться для финансирования определенных приоритетных секторов экономики. Для кредитования сельского хозяйства (одного из таких приоритетных секторов), кроме того, используется государственно-кооперативная система кредита.

В качестве главного источника долгосрочного финансирования приоритетных секторов экономики используется не рынок ценных бумаг (что на практике ведет преимущественно к крупномасштабным биржевым спекуляциям), а созданные в годы независимости государственные организации долгосрочного финансирования.

Политика в отношении иностранного капитала. Признавая важность привлечения иностранных инвестиций (прежде всего как источника передовых технологий), в Индии исходят из того, что иностранные инвестиции не могут стать главным источником капиталовложений. Роль последнего отводится внутренним сбережениям. Иностранные инвестиции тщательно регулируются, чтобы направить их прежде всего в приоритетные сферы экономики, требующие высоких технологий, и предотвратить приток спекулятивного капитала и установление иностранного контроля над стратегическими отраслями и производствами.

Политика в отношении государственных предприятий. В Индии государственный сектор стал главным механизмом преодоления колониальной отраслевой и территориальной структуры экономики. Он взял на себя выполнение тех задач, которые не хотел или не мог реализовать национальный частный капитал, стал главной опорой общего развития экономики, в том числе ее частного сектора. По мере укрепления национального частного капитала и расширения частного сектора, он все больше концентрируется на развитии производственной и финансовой инфраструктуры. Происходившая в ходе экономической реформы частичная продажа акций государственных предприятий (при сохранении контрольного пакета акций в руках государства), наряду с предоставлением последним большей автономии, ставила своей целью не переход их в частный сектор, а адаптацию их к рыночной экономике, укрепление их финансовой базы и повышение их эффективности. Расширение частного сектора происходит не путем приватизации государственных предприятий (что само по себе не создает новые мощности), а путем создания новых мощностей в частном секторе при поддержке государства, в том числе со стороны государственного сектора.

Сбыт сельскохозяйственной продукции. В Индии поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется целым комплексом мер. Прежде всего - путем жесткого импортного протекционизма, проявлявшегося в практически полном запрете импорта сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, она осуществляется путем "поддерживающих" государственных закупок, цены которых объявляются в начале сельскохозяйственного сезона, гарантируя крестьянам определенный минимум рентабельности в случае падения рыночных цен ниже этого уровня. В целях осуществления таких закупок были созданы государственные корпорации для основных видов сельскохозяйственной продукции. Государственные закупки используются также для создания "буферных" запасов сельскохозяйственной продукции; они являются базой для товарных интервенций государства на свободном рынке в целях стабилизации желательных рыночных цен. Наконец, эти закупки используются для нормированного обеспечения населения (прежде всего его беднейших слоев) продуктами питания по субсидируемым ценам через систему общественного распределения товаров первой необходимости.

В-третьих, поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта осуществляется через государственно-кооперативную систему сбытовых и перерабатывающих кооперативов, членами которых являются крестьяне - производители сельскохозяйственной продукции.

Политика в отношении "малого бизнеса". Главной социальной целью развития "малого бизнеса" является не расширение "среднего класса", а уменьшение бедности путем расширения занятости. Во главу угла был поставлен не "малый бизнес" как средоточие "среднего класса", а "мелкая промышленность" как важный составной элемент развития промышленности, занятости и экспорта. Главной формой содействия ее развитию стало не устранение государственного регулирования, а, напротив, активное участие государства в развитии мелкой промышленности путем обеспечения ее кредитом, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, современными средствами производства, содействия сбыту ее продукции и т.п.

Изучение опыта Индии в области управления экономикой и возможности его использования в России может сыграть важную роль в коррекции социально-экономического курса нашей страны.

Подводя итог всему сказанному об индийском опыте, можно сделать следующие выводы.

Стихия рынка имеет тенденцию консервировать сложившееся соотношение рыночных сил и связанную с ним социально-экономическую структуру как внутри страны, так и в мировых масштабах.

Чтобы в полной мере воспользоваться благами глобализации и избежать связанных с нею отрицательных последствий, страны с отсталой социально-экономической структурой должны форсированно преодолеть отставание и осуществить модернизацию путем активного использования государства для подчинения стихии рынка целям социально-экономического развития.

Что можно взять из индийского опыта для решения проблем экономического развития и модернизации экономики России?

Прежде всего, необходимо отказаться от губительного курса на устранение государства как "субъекта экономических отношений в России" и использовать государственное воздействие на экономику для подчинения стихии рыночных сил целям модернизации экономики.

Ключевое значение имеет планирование, адаптированное к рыночной экономике. Чтобы быть эффективным, оно должно отвечать определенным требованиям, таким как:

- сочетание перспективного, пятилетнего и годового планирования;

- составление и координация в комплексном плане центрального плана, планов субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

- включение ассигнований на годовой план в ежегодный бюджет страны;

- создание постоянного органа планирования (вне министерств и ведомств)  как самостоятельного органа экспертов, а не чиновников (в Индии - Плановая комиссия);

- создание аналогичных плановых органов на уровне субъектов Федерации, местного самоуправления;

- контроль за выполнением плана и внесение необходимых корректив;

- привлечение экспертов и специалистов научных учреждений;

- открытость и доступность для обсуждения плана на всех стадиях - его разработки, контроля за его выполнением.

Бюджетная политика:

- приоритет необходимых государственных капиталовложений над политикой устранения бюджетного дефицита и тем более обеспечения "профицита" ("нельзя распинать экономику на кресте сокращения бюджетного дефицита");

 - несостоятельность политики приватизации как метода сокращения бюджетного дефицита и привлечения инвестиций в экономику;

- "бюджет с нулевой базой" вместо экстраполяции статей предшествующего бюджета, "трехлетнего" или любого многолетнего бюджета;

- выстраивание приоритетности статей бюджета в соответствии с изменившейся обстановкой;

- "отсечение" статей, потерявших эффективность.

Методы финансирования капиталовложений:

- создание системы государственных организаций долгосрочного финансирования экономики;

- превращение их (а не фондовых бирж) в главный источник   финансирования капиталовложений;

 - использование устанавливаемых для банков норм ликвидности для мобилизации ресурсов для государственных капиталовложений  (установление нормы вложений в низкодоходные государственные ценные бумаги);

- установление заданий для банков по кредитованию приоритетных отраслей экономики  (в виде выделяемых для этих отраслей долей общих кредитов);

- развитие государственно-кооперативной системы кредитования сельского хозяйства;

- расширение функций Центрального банка путем включения функции регулирования отраслевой и территориальной направленности кредитно-инвестиционных потоков в соответствии с общей стратегией социально-экономического развития.

Государственная поддержка сельского хозяйства на рынке сбыта  (для уменьшения роли спекулятивных посредников):

- расширение масштабов государственных поддерживающих закупок по заранее установленным и объявленным в начале сельскохозяйственного сезона ценам (в соответствии с рекомендациями специально созданных органов экспертов);

- использование государственных запасов сельскохозяйственной продукции для интервенций на рынке в целях регулирования рыночных цен;

- развитие государственно-кооперативной системы сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, членами которой были бы сельскохозяйственные товаропроизводители.

Изменение политики в отношении иностранного капитала:

- признание невозможности превратить иностранные инвестиции в главный источник капиталовложений;

- перенесение упора на мобилизацию внутренних сбережений;

- отказ от приватизации государственных предприятий как пути создания благоприятного климата для иностранного капитала;

- государственное регулирование форм и отраслевых сфер иностранных инвестиций в соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития.

В современной России такое усиление роли государства может получить поддержку широкой коалиции патриотических сил.

"Экономическая и философская газета", No.26, 2011.

*   *   *   *   *   *   *

Самосуд по-китайски, или восстание рабочих против госкапитализма с социалистическим лицом

Иван Туляков

В Китае произошло событие, которое должно послужить сигналом для многих стран, переживающих мировой экономический спад. И в первую очередь России стоит обратить особое внимание на инцидент в китайском городе Тунхуа в северо-восточной китайской провинции Цзилинь, поскольку подобные сценарии развития событий вполне возможны и в некоторых российских моногородах.

Итак, что же произошло в небольшом городке сталеваров на северо-востоке Китая? По сообщениям гонконгской газеты South China Morning Post, со ссылкой на местную полицию, 24 июля 30 тысяч рабочих местного сталелитейного предприятия, узнав о сделке по поглощению завода компанией Jianlong Steel, устроили беспорядки.

Дело в том, что в прошлом году Jianlong Steel уже осуществляла временное руководство предприятием в Тунхуа. Новые правила менеджмента вызвали сильное раздражение рабочих. Прежде всего из-за огромных "социальных ножниц", которые возникли при оплате труда рабочего коллектива.

В частности, рабочих возмутило то обстоятельство, что гендиректор Чэнь Гоцзюнь получил в прошлом году около трех миллионов юаней (440 тысяч долларов), в то время как рабочие-пенсионеры в Тунхуа - до 200 юаней (около 30 долларов) в месяц, передает "Интерфакс".

Между тем сокращения персонала продолжались. Руководство завода оправдывало их финансовыми проблемами, возникшими в период временного контроля над предприятием со стороны Jianlong Steel в минувшем году.

И когда рабочий коллектив узнал, что теперь завод попадает под полный контроль компании Jianlong Steel, бурное возмущение переросло в драку со стражами порядка, а закончилось гибелью генерального директора Чэнь Гоцзюня, который был забит насмерть.

"Подобные инциденты не всегда напрямую связаны с чисто экономическими вопросами, но в период финансового кризиса бытовые конфликты порой становятся поводом для выражения, - иногда в крайне резких формах, - общего недовольства населения уровнем жизни, системой распределения благ и социально-экономическим положением", - комментирует инцидент в Тунхуа замдиректора Института Дальнего Востока Владимир Портяков.

Китайский северо-восток, где расположена старая промышленная база (сюда относится и провинция Цзилинь), с середины 1990-х годов остается одним из самых депрессивных районов Китая. Здесь преобладают государственные предприятия, и процесс оздоровления экономики проходит наиболее болезненно. На этот регион приходилось наибольшее число так называемых "высвобожденных с работы" (скрытая форма безработицы).

В конце 2002 - начале 2003 гг. на северо-востоке уже отмечались протестные акции рабочих, недовольных уровнем компенсации при увольнении. Правда, до нынешнего инцидента они не принимали столь угрожающего и трагического характера.

Хотя официально зарегистрированная безработица в Китае составляет приемлемые для кризисной ситуации 4,5 процента, на самом деле она достигает 9 процентов. Причем эти данные не учитывают сельских рабочих-мигрантов. А в этом секторе из-за кризиса, по некоторым данным, из 100 млн человек уже около 20 млн остались без работы.

В отличие от волнений на этнической почве на северо-западе Китая, где несколько недель назад в административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района - городе Урумчи вспыхнули погромы, трагические события в противоположном конце Поднебесной носят совершенно иной характер. Они вызваны экономическими коллизиями, которые возникли в результате рыночных реформ.

Столь вопиющее социальное неравенство в оплате труда, какое имело место на сталелитейном заводе в Тунхуа, привело к имевшим место беспорядкам. Едва ли не впервые за долгие годы китайские рабочие осмелились на анархические выступления, которые хотя и не приняли характер массовых погромов, как в Урумчи, но стали крайне болезненным сигналом для коммунистического руководства страны.

Конечно, компартия Китая поправит зарвавшийся менеджмент компании Jianlong Steel, так же как образцово-показательно покарает смутьянов-сталеваров, однако руководству в Пекине есть над чем задуматься и сделать далеко идущие выводы.

"Экономическая и философская газета", 2009, No.3-e

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное